Закрыть itemscope itemtype="" > 80 лет назад фашисты были остановлены под Ленинградом Город Святого Петра оказался той скалой, о которой разбилась лавина немецкого нашествия 25.09.2021 1113 Время на чтение 10 минут Фото: tass.ru От редакции. Сегодня мы отмечаем 80 лет со дня остановки немецко-фашистских войск под Ленинг радом. 25 сентября 1941 г. фельдмаршал фон Лееб доложил Адольфу Гитлеру, что войска под Ленинградом выдохлись и дальше наступать не могут. Фронт стабилизировался. Это был первый случай в истории Второй Мировой войны, когда немецко-фашистские войска были остановлены на определенном рубеже на целых два с половиной года. Михаил Иванович Фролов (1924-2016), герой Великой Отечественной войны и основатель школы изучения блокадного Ленинграда, автор РНЛ, считал 25 сентября, день Отдания Рождества Пресвятой Богородицы, подлинной датой начала Ленинградской блокады. Сегодня в этот памятный день, который можно причислить к дням воинской славы России, мы републикуем его статью «96-й день Великой Отечественной. Ленинград выстоял. О подлинной дате начала блокады», в свое время размещенную на сайте «Православие.ру». 25 сентября 1941 года на 96-й день войны, командующий немецкой группой армий «Север» фельдмаршал фон Лееб доложил штабу Верховного командования вермахта (ОКВ), что он имеющимися силами не может продолжать наступление на Ленинград. Впервые в истории Второй мировой войны именно под Ленинградом была окончательно остановлена крупная группировка немецких войск. Немецкие и финские войска перешли к обороне по всему фронту вокруг Ленинграда. Рухнула важнейшая из ближайших оперативно-стратегических задач «плана Барбаросса». Однако в последние годы наблюдаются тревожные симптомы искажения исторической правды в угоду сиюминутной конъюнктуры. Одной из подобных попыток переписать историю героической Ленинградской эпопеи является утверждение, что Гитлер не пытался захватить Ленинград, что немецкие войска не вступили в город не из-за самоотверженного сопротивления Красной армии, его защитников, а по приказу Гитлера не брать город.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/25/80...

Разделы портала «Азбука веры» ( 7  голосов:  4.4 из  5) Тосно: начало оккупации По опубликованным сведениям накануне войны в Тосно проживало более 10 тыс. человек . Население Тосно оставалось преимущественно русским, православным, хотя здесь жили и финны, и латыши, и евреи… Часть православных людей к этому времени уже оказалась под влиянием советской идеологии. Но большинство тосненцев ещё оставались людьми с религиозным мировоззрением, что подтверждается результатами переписи населения 1937 года, когда почти 90% жителей сельской местности Ленинградской области назвали себя верующими, несмотря на гонения атеистов в период «безбожной пятилетки». Накануне Великой Отечественной войны во главе Ленинградской епархии стоял митрополит Алексий (Симанский) . В это время в Ленинградской епархии действовал всего 21 храм, из которых 16 располагались в Ленинграде и в пригородах. Основная территория области оказалась «церковной пустыней» . В Тосненском районе ряд действующих храмов власти закрыли перед самой войной: Петропавловскую церковь в Любани – в 1939 году, церковь Святителя Николая в Ушаках – в 1941 г., храм в с. Степановка (пос. Красный Бор) закрыт в 1941м. До лета 1941 года оставалась действующей последняя церковь в Тосненском районе – храм во имя Святителя Николая Чудотворца на станции Саблино. С наступлением блокады на оккупированной части Ленинградской области осталась единственная действующая церковь – во имя иконы Божией Матери «Знамение» «вблизи Екатерининского дворца в г. Пушкине (Детское Село). Ее настоятелем служил заслуженный митрофорный протоиерей Феодор Забелин» [iv] . Сразу после начала Великой Отечественной войны в посёлке Тосно появились призывные пункты; тысячи мужчин были мобилизованы [v] . Война быстро докатилась до Тосненской земли. Нина Иларионовна Бакулина и её сёстры, ныне покойные Мария Иларионовна и Анна Иларионовна, рассказывали автору этих строк, что до войны, которая застала их детьми, семья Бакулиных проживала в двухэтажном доме, стоявшем на углу современных улиц Ленина и Советской, напротив нынешнего Тосненского музея, примерно там, где теперь располагается здание РУСа.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

В докладе приводятся примеры «исторической агрессии» в мipe. Называются страны, где «остро стоят проблемы героизации нацизма и ревизии итогов Второй мipoboй войны». Всё это горько. Но ещё важнее для нас то, что главный вклад в борьбу с Великой Победой внесло руководство нашей страны, когда в 1956 году началась безудержная «десталинизация» отечественной истории. Чего стоит одно переименование Сталинграда. Семь лет назад, когда на Украине произошёл государственный переворот, ребром встал вопрос: «Почему вернулся фашизм?» В статье с таким названием, написанной тогда ( ), говорилось: «Как же было не вернуться фашизму, когда не сохранили на должной высоте память о Победе над фашизмом? Уже через десять лет после Великой Победы был официально опорочен её Верховный Главнокомандующий, что было, конечно, хитрым ударом по самой Победе, по самой нашей стране, – как, вероятно, и задумывали закулисные режиссеры этой идеологической спецоперации долговременного действия, ибо её яд до сих пор продолжает отравлять душу нашего народа, особенно молодых поколений». Будем смотреть правде в глаза: каждый раз, когда подвергается критике имя Сталина, для кого-то неизбежно возвышается имя Гитлера. Духовную суть противостояния, которое совершалось в огне Великой Отечественной войны, определил митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх, предсказав в 1942 году «Победу Креста Христова над свастикой». Но если мы сами вписали в свою историю, и так учим своих детей, что страной у нас в те годы руководила личность отрицательная, если сами начали ломать на своей земле памятники Верховному Главнокомандующему своей Армии-победительницы, то чего было ждать от других стран, а тем более от побеждённых и их потомков? И до сих пор широко идут фильмы, выходят книги, в которых видна одна задача: показать, как всё в те годы делалось у нас плохо и жестоко, и всё якобы потому, что во главе страны стоял человек, единственной целью которого было – любой ценой удержать и укрепить свою власть. Эта версия нашей истории считается нормой, это «формат», это и на западе любят, и здесь в разных «кругах»… И как только было объявлено о выходе на экраны к 80-летию контрнаступления под Москво й фильма Веры Михайловны Сторожевой «Мария. Спасти Москву», который посмел допустить мысль о том, что Иосиф Виссарионович Сталин даже в самый критический момент войны мог принимать какие-либо благочестивые решения, которые могут в глазах зрителя поколебать образ зловещего тирана, против фильма началась кампания, по сути отвергающая жизненно важный для нашего народа исторический факт: в Великую Отечественную войну, как и во все времена, мы были спасены прежде всего заступлением Царицы Небесной.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Никто не сможет умалить беспримерный подвиг победителей В Киеве прошел крестный ход от Киево-Печерской лавры до памятника Неизвестному Солдату 07.05.2015 812 Время на чтение 3 минуты Вчера, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца , в Киеве прошел крестный ход от Киево-Печерской лавры до памятника Неизвестному Солдату, где была отслужена лития по погибшим воинам, говорится в сообщении, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Далее с молитвами крестоходцы прошли по центральным улицам Киева до храма Георгия Победоносца, который находиться на Южном ж.д. вокзале. «В крестном ходе шли с портретом маршала Георгия Жукова и солдатскими котелками н аши любимые бабушки-близнецы – Мария и Галина. Они ветераны Великой Отечественной Войны, но в современной Украине , вынуждены собирать милостыню в эти самые солдатские котелки… В память о погибших воинах они всю свою жизнь ставят кресты в местах кровавых сражений и трагических событий. 9 мая в День Победы и 22 июня в день начала Великой Отечественной войны они приходят к Вечному огню в Киеве с портретом маршала Жукова, подаренного им лично во Владимирском соборе после войны», - рассказали участники Крестного хода. Репортаж участника молитвенного шествия, публициста из Киева Сергея Демидова: В Киеве в день памяти Великомученика Георгия Победоносца, накануне 70-летия Великой победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками, наконец-то прошел полноценный Крестный ход. Впервые за последние месяцы православным активистам, приехавшим из различных регионов Украины, удалось пройти традиционным маршрутом по центральным улицам Киева без каких-либо эксцессов со стороны экстремистов, а также без ограничений со стороны милиции. По-видимому, на это повлияли два обстоятельства. Во-первых, на проведение этого Крестного хода было дано благословение Священноначалия Украинской Православной Церкви. Во-вторых, очевидно, посодействовало и заступничество самого Святого Великомученика Георгия, который не мог не помочь верующим совершить молитвенный Крестный ход по улицам Киева с Пасхальными приветствиями и с чтением Акафиста и славословия в день памяти этого глубоко почитаемого нашим народом Великого святого.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/07/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > По следам Таллинского прорыва 31.08.2021 602 Время на чтение 17 минут 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, мы вспоминаем одну из трагических страниц Великой Отечественной войны в этот день 80 лет назад, в 1941 году, начался печально известный Таллинский переход, или, как его еще называют, Таллинский прорыв. На 225 кораблях из Таллина в Кронштадт эвакуировали основные силы Балтийского флота, солдат 10-го стрелкового корпуса, раненых и жителей города. Согласно историческим данным, в ходе Таллинского прорыва за три дня были разбомблены, подорвались на минах и затонули 62 военных и транспортных корабля. Погибло более 15 000 человек (!). В 2021 году, в канун 80-летия этого перехода, глубоководная подводная команда под руководством Константина Богданова совершила серию поисково-разведовательных экспедиций (их назвали «180 миль до Ленинг рада. История Таллинского прорыва на современной морской карте»), чтобы найти некоторые корабли, героически погибшие в водах суровой Балтики. Постоянный участник этих подводных экспедиций, эконом Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы игумен Иннокентий (Ольховой) дал интервью «Прихожанину» и рассказал о том, как проходили поиски. Отец Иннокентий, в «Прихожанине» мы не раз писали о подводных экспедициях, в которых Вы принимаете участие, и знаем, что они ориентированы на поиски советских подлодок, затонувших в годы Великой Отечественной войны. Как возникла идея проекта, посвященного Таллинскому прорыву? Идея подводных экспедиций изначально была посвящена поиску погибших и не найденных военных кораблей: она носила название «Поклон кораблям Великой Победы». Это своего рода «зонтичный бренд», внутри которого осуществлялся поиск затонувших советских подводных лодок, который мы назвали «Бессмертный дивизион». До него были «Тайны минных полей» экспедиции на остров Малый Тютерс и другие поисковые подводные экспедиции в Черном и Баренцевом морях. Во время одной из экспедиций совершенно случайно был обнаружен «Лефорт» знаменитый российский парусный линейный корабль. Он был построен в начале XIX века, защищал Кронштадт во время Крымской войны и загадочным образом затонул в сентябре 1857 года. Находке были посвящены репортажи и фильмы, за нее команда экспедиции была удостоена награды «Хрустальный глобус», которую руководителю Константину Богданову вручал лично Президент Владимир Путин .

http://ruskline.ru/opp/2021/08/31/po_sle...

Пн Великая Отечественная война и Русская Православная Церковь на страницах «Журнала Московской Патриархии» в 1943-1945 годах 10 травня 2023 р. 14:38 В статье аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия  А.А. Копылова представлен анализ материалов «Журнала Московской Патриархии» за 1943-1945 гг., посвященных Великой Отечественной войне и позиции Русской Православной Церкви по отношению к ней. Выделены четыре основных блока материалов: официальная хроника войны, освещение военных событий и положения Церкви в условиях военных действий; послания к верующему населению на территориях, охваченных боевыми действиями; статьи по тому или иному вопросу, связанному с войной. Большое значение имеет не только освещение хроники, но и поддержка в условиях продолжавшейся войны, которую оказывали верующим патриарх Сергий (Страгородский) , митрополит (с февраля 1945 г. — патриарх) Алексий (Симанский) , митрополит Николай (Ярушевич) . Великая Отечественная война — одна из наиболее трагических страниц в истории нашего государства. Русская Православная Церковь с первых дней войны испытывала вместе с народом все ее тяготы и лишения. Однако именно в военные годы происходит изменение конфессиональной политики советского государства, о чем свидетельствует встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4 сентября 1943 г. На этой встрече церкви было разрешено избрать своего предстоятеля, открыть богословско-пастырские курсы, а также возобновить издание «Журнала Московской Патриархии» (далее — ЖМП), который станет единственным в СССР журналом, освещавшим жизнь Русской Православной Церкви. 12 сентября 1943 г. вышел первый выпуск, а всего за 1943 г. было подготовлено четыре номера. В дальнейшем журнал выпускался ежемесячно, однако с неоднократными задержками. Эти и другие сведения об истории ЖМП и публикациях в нем содержатся в статье Е.С. Полищука, который описывает и анализирует основные особенности Различные виды публикаций ЖМП, посвященных вопросам региональной истории, духовного образования и т.д., рассматривают в своих статьях М.Г. В.Г. Ю.В. А.А.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6025691...

Закрыть Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви 14.05.2019 1663 Время на чтение 12 минут 11 мая в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) снова выступил с критикой Иосифа Сталина, призвав не приписывать ему Победу в Великой Отечественной войне. Говоря о личной роли Сталина в Победе, митрополит отметил, что по этому вопросу возникает очень много споров, в том числе по поводу действий главы государства, направленных на ослабление армии в 1930-е годы. По его словам, многие выдающиеся военачальники были расстреляны по подозрению в измене, а армия оказалась «совершенно не готовой» к этой войне. «Поэтому говорить о том, что победа Советского Союза в Великой Отечественной войне - это заслуга Сталина, никак нельзя. Я думаю, что это заслуга всего народа, которая была приписана Сталину из-за культа личности. Я не думаю, что возрождать этот культ личности нужно сейчас, в наше время», - заявил с своей телепроповеди митрополит Иларион . Зоологический антисоветизм и латентная власовщина, не позволяющие объективно и беспристрастно судить о прошлом нашей Родины, а тем более о роли Верховного главнокомандующего Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, давно присущи председателю ОВЦС митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву). Уже не в первый раз он предается нездоровой русофобии, на которой всегда замешан антисоветизм. Так еще в 2009 году в интервью журналу «Эксперт», 23(661) от 05.06.2009 г.) митрополит Иларион изрек расхожую либеральную гнусность, приравнивающую Сталина к Гитлеру, а репрессии советского периода к фашистской системе лагерей смерти: «Я готов ...вызвать волну критики в свой адрес, высказав свое собственное мнение о Сталине. Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/14/ocher...

Повесть о том, как Святая Русь фашистов победила. Великой Отечественной посвящается… Источник: Татьянин День Современный православный читатель избалован рассказами о чудесах на войне. Но даже среди многочисленных изданий, посвященных тому, как в разное время Господь спасал русских воинов от смерти, а Россию от гибели, документальная книга В.П. Решетникова «Защитник своей Родины» занимает особое место. Это объединенные в повесть рассказы-воспоминания солдата, призванного в армию за год до начала Великой Отечественной и прошедшего ее до конца, побывавшего в фашистском плену, много раз оказывавшегося на волосок от смерти. Рассказы о том, как в самых опасных военных ситуациях хранил Бог его жизнь. Еще в детстве Василию несколько раз снился «старичок с белой бородкой», который велел ему выучить молитву – в первом сне «Живый в помощи», во втором – «Верую». Родители Васи были неграмотные, и названные молитвы он переписал у знакомой старушки. Она-то и сказала ему, что этот старичок – святитель Николай. После многолетнего перерыва святой приснился ему уже во время войны, когда Василий умирал от истощения в бараке смертников. «Подошел ко мне, сел рядом и стал гладить меня по голове. И говорит: «Трудно тебе, трудно. Тяжело, знаю. Но надо терпеть. Домой все равно придешь». И немного мне улыбнулся». Этот сон укреплял Василия в тех ситуациях, которые, казалось, грозили неминуемой смертью. И действительно – каждый раз, вопреки всему, Решетников выживал, хотя много раз попадал под прямой обстрел, несколько раз шел по заминированным участкам, один раз прямо у его ног разорвалась граната и т.п.. «В рубашке родился», – говорили про него однополчане и, шутя, прибавляли: «И, наверно, еще и в штанах». А Василий копил в своей душе эти свидетельства помощи Божией, хранил их много лет и, наконец, решился записать. Его обращение к редакции с просьбой о публикации трогает своей какой-то детской простотой и, одновременно, горячей верой: «Убедительная просьба пропустить мои рассказы в церковный журнал. Для меня будет великая радость прославить Бога за Его милость ко мне. В настоящее время я уже десятый год болею, немного хожу на костылях. Писал в постели лежа, со слезами. Ради Бога, помогите мне в этом деле. Что-то, может быть, не так написанное мною – так можете поправить своим умелым мастерством. Пусть молодое поколение знает силу и милость Божию…».

http://pravoslavie.ru/36810.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Как рождаются легенды, или О книге Александра Сегеня «Поп» 23.03.2012 2450 Время на чтение 7 минут Передо мной книга Александра Сегеня «Поп». Это уже ее четвертое издание. (Сегень А.Ю. Поп: Роман. - Изд. 4-е - М.:Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - 400 с.) Именно по этой книге был снят талантливый фильм с таким же названием. Главным героем книги и фильма является священник Александр Ионин. Об этом прямо сказано в аннотации. Прообразом же послужил священник Алексий Ионов. Замечу сразу: отождествлять фильм и книгу с реальными историческими событиями нельзя. И вот почему. Затрагивая тему войны в этом фильме, известный петербургский протоиерей в нашей беседе упомянул о том, что Л. Толстой тоже коснулся темы войны в художественном романе «Война и мир». - Вот именно, в художественном, - дерзаю возразить ему, - ни один историк не будет отождествлять события Отечественной войны 1812 года с книгой Л. Толстого, а тем более изучать по ней историю. А наш народ теперь воспринимает фильм и книгу как историческую правду, как реальные события Великой Отечественной войны и деятельность т.н. Псковской Миссии . Автор художественного произведения, конечно, имеет право на любую свою интерпретацию фактов. Историческая же наука на то и наука, что опирается на факты, исследования и документы, из которых и вырастает концепция исторического события. В чем же таится опасность таких художественных произведений, не делающих никаких оговорок и предисловий для неподготовленного читателя? Да в том, что в наше время коммерции, доступной, съедобной полуправды, явление всеобщей некомпетентности почти везде и во всем носит прямо-таки тотальный характер. Разберемся по порядку. Не буду детально анализировать весь текст книги с ее перлами типа «муха... сердито взлетела», «прекрасно исповедовал... а сегодня вовсе был в ударе» или как священник иногда ненавидел свою жену . Это мелочи. А вот в остальном, где историческая неправда лежит прямо на поверхности, надо разобраться. Например, А. Сегень пишет: «митрополит Вениамин, впоследствии жестоко умученный большевиками и расстрелянный на кладбище Александро-Невской лавры...» Это уже слишком. Все, кто мало-мальски знаком с историей нашего города знают, что митрополит Вениамин был расстрелян на Ржевском полигоне, а на Никольском кладбище стоит только его поклонный крест.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юлия Латынина – неутомимый сеятель русофобии, дебилизма и смердяковщины 26.05.2015 2796 Время на чтение 19 минут В самый канун 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне 8 мая в передаче «Право Голоса» ведущий Роман Бабаян подошёл к группе студентов (!): «Назовите трёх самых главных полководцев Победы». Первый студент начал уверено: «Жуков». Потом замялся. Сосед подсказал: «Рокоссовский». Ведущий: «Подсказка. Не считается». Первый студент продолжил: «Чапаев». Ведущий: «Спасибо. А вы, девушка?». Студентка: «Ой, я пасс». Вторая студентка, хихикнув, тоже отказалась отвечать. В чём причина дремучего невежества студентов, интеллектуальный уровень которых предположительно должен быть выше среднего? В отсутствии достоверной информации или в переизбытке ложной? Или в равнодушии? В данном случае - это инфантилизм сознания как следствие воспитания несамостоятельности мышления, систематической и настойчивой промывки мозгов. Начиная с фултонской речи Черчилля в марте 1946 года, послужившей сигналом для начала холодной войны, против России ведётся открытая информационная война. Самая острая фаза - последний год, когда наблюдалась агрессивная кампания лжи и фальсификации истории, достигшая своего апогея в период подготовки празднования 70-летия Победы СССР в Отечественной Войне над фашизмом, который объединял тогда почти всю Европу против нашей страны. Символичны начало войны и её окончание. Начало «народной священной войны» пришлось на воскресенье, 22 июня 1941 года. Тогда отмечался один из наиболее чтимых Православной Церковью праздников - День всех Святых в земле Российской просиявших. Конец войны, 6 мая, тоже совпал с воскресеньем, Днём Св. Георгия Победоносца, когда Церковь празднует его победу над дьяволом - самую главную победу Христианства. В этот же день Церковь праздновала Пасху и начало Светлой Седмицы, победу Жизни над Смертью, Воскресение Христово. В тот светлый май 9-го числа 1945 года незнакомые люди целовались на улицах, поздравляя друг друга с Победой и, не таясь, восклицали: «Христос Воскресе!».

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010