Закрыть itemscope itemtype="" > Личное дело Об исповеднике веры Иване Павлове 21.02.2020 1175 Время на чтение 6 минут Летом 2019 г., накануне 100-летнего юбилея архимандрита Кирилла (Павлова), сотрудники Центрального архива Минобороны РФ обнаружили пакет уникальных документов военного времени: личное дело кандидата в члены ВКП(б) красноармейца Ивана Дмитриевича Павлова (имя отца Кирилла до пострига). Документы проливают свет на некоторые неизвестные ранее детали боевого пути всероссийского старца в годы Великой Отечественной войны. Автобиография Ивана Павлова Годом ранее в архиве Троице-Сергиевой Лавры была обнаружена редкая видеозапись отца Кирилла, сделанная в 90-е гг. XX века в Свято-Даниловском монастыре. В неформальной обстановке, за чашкой чая старец не без юмора вспоминает о том, как в годы войны был «половинным» партийцем – кандидатом в члены партии. И как затем, найдя в полуразрушенном сталинградском доме Евангелие, он никогда больше с ним не расставался. Когда истек кандидатский срок – он отказался стать коммунистом, назвав себя верующим христианином. Известно, что политическую работу в Сталинграде курировал Н.С. Хрущев, отличавшийся партийным усердием и негативным отношением к Церкви: фронтовые газеты периода Сталинградской битвы пестрят сообщениями о вступлении в партию солдат и офицеров – «прямо в разгар боя, в минуты наивысшего напряжения». Хрестоматийная фраза «если умру – считайте меня коммунистом» возникла в годы войны. Церковь была все еще гонима: известная встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), после которой в отношениях начнется «оттепель», состоится только в сентябре 1943 г. Анкета вступающего в кандидаты члена ВКП(б) Ивана Дмитриевича Павлова от 06.02.1943 Отказ вступить в партию и назвать себя христианином в условиях гонений на Церковь, да еще в военное время, когда изменников Родины казнили без суда и следствия, означало почти верную гибель. Защитник легендарного Дома Павлова Илья Воронов после войны рассказывал киножурналу «Летописец России» о том, как сотрудничая с Особым отделом, был свидетелем расстрела на месте бойца, который всего лишь начал роптать на то, что их бросили защищать «развалины».

http://ruskline.ru/opp/2020/02/21/lichno...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не дай Бог вернуться в то страшное лихолетье 90-х годов Впечатления Александра Цыбульского от вечера, посвященного поэту Николаю Мельникову и «брянскому соловушке» Максиму Трошину 08.06.2018 1172 Время на чтение 6 минут 5 июня в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской лавры состоялся вечер памяти наших брянских патриотов - Николая Мельникова и Максима Трошина. Вечера памяти наших брянских земляков стали традиционными. Только в Лавре они уже проводятся в третий раз. В 2016 году вечер был посвящен круглым датам Николая Мельникова - 10 лет со дня кончины и 50 лет со дня рождения. В этом году вечер памяти проходил 5 июня, ровно в тот день, когда 23 года назад не стало Максима Трошина, «брянского соловушки», русского православного барда, прожившего очень короткую, но яркую жизнь. Через несколько дней, 18 июня, ему исполнилось бы 40 лет. Такая интересная связь: Николай Мельников ушел из жизни в 40 лет, а Максиму было бы 40 лет. Судьбы Максима Трошина и Николая Мельникова, наших брянских патриотов, связаны. Они жили и творили в эпоху страшного русского лихолетья, так называемого безвременья, великой русской смуты, развала нашей Родины. Им досталось пережить этот ужас. Они очень болезненно воспринимали то, что тогда делалось - русофобию, отрицание традиционных наших ценностей, которыми жила страна наша. Конечно, они переживали, творили. Это был их вклад в изменение той ситуации. Смещение вектора развития нашей страны - это их вклад, который мы наблюдаем. Это значительные перемены, которые произошли за эти годы. Оба служили России и отдали свои жизни за други своя, как это сделал брянский инок-монах Пересвет. Под такой рубрикой проходил вечер. Вместе с портретами-фотографиями Николая Мельников и Максима Трошина стояла икона Александра Пересвета. Начали мы наш вечер с молитвы. Прочитал молитву игумен Владимир (Миськевич), настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, откуда приехали наши брянские гости. Священник приехал вместе со своими земляками - самодеятельными артистами. Часть из них являются певчими в его хоре. Этот самодеятельный театр возглавляет сестра Николая Алексеевича Мельникова Валентина Алексеевна Шаронова, которая является его художественным руководителем и режиссером-постановщиком. Приехала и младшая сестра Наталья Алексеевна, она тоже участвовала в спектакле, который стал изюминкой и украшением нашего вечера.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/08/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Приведите Вия Андрею Кураеву Кураев, папа Франциск и метафизический гуманизм 05.04.2023 803 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Андрей Кураев по уже выработавшейся у него дурной привычке снова выступил с оправданием кощунства. На этот раз – укронацистского. Широко разошедшееся в сети видео с плясками майданутых вокруг молящейся у стен Киево-Печерской лавры изгнанной из нее певчей у многих вызвали сами собой напрашивающиеся ассоциации с бесовским шабашем. Кураев же, как всегда, нашел, чем возразить этой слишком «примитивной» реакции, призвав, несмотря ни на что, видеть и ценить человеческое достоинство в оппоненте. Или… попросту выступил в очередной раз адвокатом дьявола. « Сначала оппонентов (по вопросу о лаврской аренде) назвали сатанистами, потом бесноватыми. Теперь вот православных радует представление о том, что это вообще не люди, а бесы. Вот эта готовность православных превращать живых людей в бесов – это самое страшное, что есть в православии. История показывает, что радикальная дегуманизация образа врага это прямой путь к массовому насилию. Это оборотная сторона бесконечного " торжества православия " . Раз мы как корпорация святы, непогрешимы, благодатны и просто божественны, то те, кто не разделяет с нами это чувство ежепраздничной самовлюбленности – это враги Бога и, значит, сатанисты. А ведь речь идет просто об имущественном споре. Но как же приятно ощущать себя не обывателем зойкиной квартиры, а маленьким героем великой вселенской духовной брани, который бросил вызов самому Саурону. Прошу заметить, что я говорю не о " плохих православных " и не о " псевдоправославных " . Православие в истории и ан масс и даже в весомой части " святоотеческого учения " ( " освяти свою руку ударом " ) оно такое – клыкастое и с кулаками. Гуманистически настроенные Антонии Сурожские настолько исключение, что возникает сомнение именно в их православности» (Кураев А. Нравственное богословие ). И то верно. Именно Православие как таковое и является главным объектом оппозиции Кураева и ему подобных представителей метафизического гуманизма. Потому что ни кто иной, как святой Иоанн Предтеча называл иудеев-богоборцев «порождениями ехидны» (Мф. 3:7). И Сам Господь Иисус Христос использовал это выражение в отношении фарисеев и книжников (Мф. 12:34), определяя их также сынами «дьявола» (Ин. 8:44), и самим «дьяволом» («сатаной») называя не только Иуду (Ин. 6:70), но даже св. ап. Петра, когда тот, исполнившись этого же самого «нравственного богословия», начал было удерживать Спасителя от Креста: «И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-23).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/05/ad...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Николай и русские паломники Глава из книги 09.02.2014 758 Время на чтение 43 минут Древнерусской паломнической традиции никак не менее тысячи лет. Сведения о первых русских паломниках сохранили для нас, прежде всего, «Киево-Печерский патерик» и «Повесть временных лет». Будущий основатель и игумен Киево-Печерской лавры Антоний еще в молодости посетил Константинополь, Афон и после возвращения в Киев в 1015 г. вновь отправился на Афон, где пробыл два года. В середине XI в. побывал в Царьграде великокняжеский евнух Ефрем. Сын Яна Вышаты Варлаам совершил в 1062 г. паломничество в Константинополь и Иерусалим. И даже путешествие равноапостольной великой княгини Ольги в Константинополь в 955 (957) г. вполне можно расценить как паломническую поездку, во время которой княгиня и крестилась. «Хождения» были одним из самых популярных жанров древнерусской литературы, уступая только житиям. Известно более семидесяти произведений этого жанра, бытовавших на Руси с XII по XVII вв., количество списков «Хожений» игумена Даниила, Трифона Коробейникова и др. исчисляются сотнями. Почитание свт. Николая на Руси, возможно, восходит к еще более ранним временам. «Повесть временных лет» под 882 г. сообщает, что на могиле Аскольда неким Ольмой была поставлена церковь свт. Николы. По предположению ряда исследователей (Н. И. Петрова, А. П. Власто и др.), это имя могло быть христианским именем князя, следовательно, перед нами первое свидетельство о русском почитании свт. Николая (1). Словом, эти две традиции возникли достаточно рано и на протяжении долгих веков своего существования не могли не пересечься. Тем более что в популярных в Древней Руси житиях свт. Николая, как правило, рассказывалось о паломничестве святого, еще до поставления его на мирликийскую кафедру, в Палестину, «идеже Господь Бог наш Иисус Христос пречистыма Своима плотьныма ногама шествие творяше», и о чудесах, совершенных им во время странствия (усмирение бури, исцеление упавшего с мачты юноши, исцеление недужных и бесноватых).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сойкинская святыня» - это память о предках История возрождения сойкинской церкви в фотографиях и картинах представлена в Святодуховском центре 30.10.2014 491 Время на чтение 5 минут Как мы уже сообщали , 25 октября в Александро-Невской Лавре открылась выставка «История “Сойкинской святыни” и Сойкинского края». На ней представлены картины художников, запечатлевших на своих полотнах возрождаемый храм во имя святителя Николая Чудотворца на Сойкинском погосте и природу Сойкинского края, а также более ста фотографий, зафиксировавших трудовые будни по приведению в порядок прихрамовой территории и мероприятия по изучению окрестностей и культурных традиций местного населения. В выставке приняли участие лучшие работы художников: Валерия Яроша, Владимира Ухина, Николая Моргунова, Сергея Опульса (Павлова С.М.). К открытию экспозиции была выпущена серия календариков с изображениями картин живописцев – «сойкинцев». Художники разрешили Некоммерческому партнерству «Сойкинская святыня» тиражировать изображения своих картин, доходы от продажи которых пойдут на возрождение храма. Большинство фотографий в экспозиции принадлежит монаху Льву (Чихирину), насельнику Александро-Невской Лавры и бессменному фотографу обители. Также представлены фотографии Василия Воронцова, наследника известного рода Воронцовых, проживавшего на Сойкинском полуострове, профессора Санкт-Петербургского института гуманитарного образования Сергея Кирсанова, сотрудника ООО «Объединенные проекты Северо-Запад» Андрея Шеболдасова. Напомним читателям, «Сойкинская святыня» находится на территории Кингисеппского района, в 60 километрах от райцентра. Никольская церковь в деревне Сойкино была построена в 1726 году. Она стала главным храмом и оплотом Православия в этой части побережья Финского залива. Прихожанами были жители близлежащих деревень, по преимуществу, ижора и водь. Церковь в Сойкино была закрыта в 1938 году, а в начале Великой Отечественной войны взорвана. Во время войны на краткое время в полуразрушенном храме были возобновлены богослужения.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/30/so...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сущность и значение иконостаса в эпоху Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. 28.01.2024 162 Время на чтение 33 минут Фото: Схема иконостаса Успенского собора г.Владимира, 1408 г. Появление высокого иконостаса на Руси связано с литургической реформой, проводимой Константинопольским патриархом Филофеем (1353 - 1355), который будучи игуменом Великой Лавры на Афоне, составил Диадаксис – новое литургическое чинопоследование для унификации богослужения в странах Византийского Содружества. Этими же вопросами богослужебной реформы занимался болгарский патриарх Евфимий Тырновский. Проводником реформы на Руси был митрополит Киприан, рукоположенный патриархом Филофеем 2 декабря 1375 г. в митрополита «киевского, русского и литовского», единомышленник патриаха, который ввел на Руси в конце XIV века новое чинопоследование, связанное с традициями исихазма для упорядочения богослужения Русской Церкви. Митрополит Киприан перевел Диадаксис патриарха Филофея на славянский язык, и творения Дионисия Ареопагита, начало переводам было положено, по мнению О.Г. Ульянова на Святой Горе Афон, где будущий митрополит находился вторично в 1385 году . В выдающемся иконном ансамбле конца XIV в. – деисусном чине, находящемся ныне в Благовещенском соборе Московского Кремля, но перенесенном туда в 1547 г. из другого, неизвестного храма после московского пожара, изображены не только семь центральных фигур, с апостолами Петром и Павлом, но также и два великих епископа – творцы литургий Василий Великий и Иоанн Златоуст, а вслед за ними – святые мученики Димитрий Солунский и Георгий. Спаситель, «Спас в Силах» изображен восседающим на престоле в многоцветном сиянии, в окружении небесных сил и четырех существ – Ангела, Орла, Льва и Тельца, т.е. в образе апокалипсического Пантократора. Происхождение иконографии «Спаса в Силах» связывается с появлением в русских служебниках XV века особого возгласа в чинопоследовании Великого входа с призыванием «Царя Славы», «Господа Сил», произносимыми перед Царскими вратами. Данное нововведение впервые появляется в новом уставе патриарха Филофея.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Этот вечер готовит канонизацию матушки Таисии» Протоиерей Геннадий Беловолов о состоявшемся в Санкт-Петербурге Юбилейном Таисиинском вечере 18.02.2015 557 Время на чтение 9 минут Как сообщалось , 16 февраля по благословению митрополита Варсонофия в Санкт-Петербурге прошел на знаменитой сцене Большого Драматического театра уникальный Юбилейный Таисиинский вечер, посвященный 100-летию памяти игумении Таисии Леушинской, благодатной подвижницы Русской земли и выдающейся деятельницы русской культуры. О состоявшемся Таисиинском вечере рассказывает в интервью «Русской народной линии» его организатор, петербургский священник, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье) протоиерей Геннадий Беловолов . Минувший вечер вышел самым грандиозным из всех предыдущих 14 памятных мероприятий. Не боюсь использовать слово «грандиозный», так как слышал его от многих участников и зрителей. Я весьма рад, что удалось почтить память дорогой матушки Таисии на одной из лучших сцен Петербурга в Большом драматическом театре, где выступили великолепные петербургские коллективы и исполнители. Минувший вечер является достойным приношением памяти столетия великой игуменьи. Я счастлив, что на духовном уровне концерт был представлен двумя архиереями по благословению митрополита Варсонофия, который не смог присутствовать на памятном мероприятии. Вечер открывал, произнося вступительное слово, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский преосвященнейший Назарий. Это весьма символично, ведь матушка Таисия была духовным чадом святого праведного о.Иоанна Кронштадтского. Помимо владыки Назария, на вечере по благословению митрополита Варсонофия присутствовал епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, который является особым почитателем матушки Таисии. Именно он инициировал в своей епархии подготовку прославления игуменьи. Тихвинская комиссия по канонизации почти год занимается соответствующими материалами, которые уже готовы на 90%. Ныне есть написанные проекты икон, составлены тропарь и житие, собираются чудеса, что является важным моментом в подготовке прославления. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь к читателям «Русской народной линии»: если Вы испытали благодатную помощь матушки Таисии, то прошу Вас обратится ко мне, а я Вас свяжу с комиссией по канонизации игуменьи. Ваш случай благодатной помощи по молитвам матушки Таисии будет приложен к материалам прославления.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/18/et...

Закрыть Мы выстояли! Как остановить ядовыделение раскольничьих религиозных деноминаций? 20.08.2019 3001 Какими нужно быть глупцами, чтобы не понимать очевидное! Ведь живые примеры Господь шлет - вразумитесь! Некогда молния (не люди, а Господня Сила) убила Василя Червония, яростного ненавистника УПЦ и такого яростного приспешника униатского проекта Запада под названием «каноническая автокефалия» в команде Денисенко. Так вот, когда он вопил, что Патриарха самолет приземлится в Борисполе через труп его, Червония, то, когда шасси коснулись посадочной полосы в Борисполе - ударила молния за поле, через которое на своей родине бежал с рыбалки Червоний. Теперь вот через четыре месяца помер «священник», стремившийся ударить Винницкого Владыку Варсонофия. Варсонофий - Митрополит, полюбившийся народу, а того, так и не принесшего покаяние «священника» и имя никто не вспомнит. Теперь глава грекокатоликов зовет всех в Ватикан праздновать «владимирово крещение» и претендует на Софию Киевскую - ну, это уже не смешно, ибо это - диагноз! Угомонитесь! Уже вам и денег не дадут столько, как давали на грязь против УПЦ, уже и мы в УПЦ былую, в первые годы яростных нападок на нас, растерянность забыли и воссоединились вокруг нашего Предстоятеля, Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, уже Управляющего Делами УПЦ Митрополита Антония куда вы только не переводили из Киева, как и пытались гнобить Наместника Свято-Успенской Киево-Печерской лавры Митрополита Павла - все, время вышло! Мы выстояли! Мало того, мы знаем, как нам дальше быть, а теперь вы, панове, в растерянности! Но мы всегда вас ждали и готовы принять по-братски, с великой любовью, без шуток - с любовью, ваше покаяние - только снимите очки, подаренные вам заморскими ненавистниками Киевской Руси. Кстати, про заморских ненавистников Киевской Руси: согласно новому исследованию Pew Research Center, 70% римо-католиков не верят, что во время Евхаристии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Вот о чем вам нужно тревожиться, а не звать в Рим «гулять» праздник «владимирова крещения» - поминки уже заказывать пора униатам!

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/20/my...

«Здесь спасешься» К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь 10 лет назад, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, к престолу Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря впервые встал игумен. Так было положено начало возрождению молитвенной жизни, прерванной богоборцами в 1923 году. В этот праздничный день Божественную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, ему сослужило духовенство Ростовского и Борисоглебского благочиния. После молебна владыка благословил всех молящихся Казанской иконой Божией Матери. По случаю 10-летия возрождения обители архиепископ Кирилл удостоил наместника монастыря игумена Иоанна (Титова) епархиальной награды - медали Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Василия и Константина. Борисо-Глебский монастырь, третий (после Лавры и Кержачского монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, возник в 1363 году на том месте, которое указал преподобный своим собеседникам и ученикам Феодору и Павлу, первостроителям обители. В истории Борисо-Глебского монастыря много замечательных страниц, но особенно памятна та из них, которая повествует о роли Борисо-Глебского монастыря в спасении Отечества от польско-литовского нашествия. Преподобный Иринарх-затворник, подвизавшийся в Борисо-Глебском монастыре, дал благословение на поход на Москву и медный поклонный крест вождям русского ополчения князю Димитрию Пожарскому и Козьме Минину. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство небесного заступничества и помощи в прекращении великой смуты в русском царстве. За десять лет возрождения монастырь стал центром духовной жизни для многих и многих православных людей из разных мест России и зарубежья. Начиная с 1997 года, дважды в год, в зимнюю и летнюю пору сюда стекается православный народ на Иринарховский крестный ход и для участия в научно-практических и краеведческих чтениях, посвященных памяти преподобного Иринарха.

http://pravoslavie.ru/222.html

Историко-археологические сведения о знаках отличий, жалуемых священным лицам черного и белого духовенства Источник Древнейшим «знаком отличия» для заслуженнейших из иереев или протоиереев в греческой церкви служил, так называемый, епигонатий (πιγοντιον) или палица – ромбический платок, привешиваемый к поясу священника за один из углов. «Отличие» это, составляющее принадлежность епископского сана, давалось по заслугам почетным пресвитерам, по воле епископа. «Некоторые из старейших (вернее первых иереев) – т.е. ставрофоры(т.е. архонты Великой церкви, как напр., великий эконом, сакеллий, скевофилакс, хартофилаксидр.) и некоторые из архимандритов, по словам Симеона Солунского , имеют и епигонатий (палицу): это уже по дару архиерейскому так же, как и крест, так как никто, кроме архиерея, не может носить крестов на фелони и на главе(ν τ φαιυολφ α π εφαλς) и (возлагать) епигонатий. Этим однако же лицам, ради рукоположения их на звание первых среди других, дается (право) носить крест только на голове и возлагать епигонатий при священнодействии. Поскольку вместе с священством одни получают хиротонию судии – некое важнейшее церковное служение, другие поставляются пастырями душ и экономами, почему и носят некоторые отличия первого пастыря, которому обязаны и подражать» 1 . В практике современной греческой церкви епигонатий получает и всякий иерей, имеющий достоинство или отличие перед остальными рядовыми пресвитерами. 2 У нас в русской церкви епигонатий считался всегда также богослужебною принадлежностью архиерейского сана. Но под влиянием практики православного Востока, сначала на юге России в Киеве митрополиты киевские, как экзархи трона патриаршего константинопольского, стали награждать этим отличием подчиненных им архимандритов и, прежде всего, Киево-Печерского 3 , а потом в XVI столетии этот обычай проник и в северную московскую Русь. В 1561г. получил от митрополита московского Макария «вся священно-иноческая и архимандрическаядействовать в шапке с полицею 4 и двумя рипидами и во всем священно – иноческом и архимандрическом сану не возбранно архимандрит Троице-Сергиевой лавры Елевферий» 5 . Награда эта давалась в XVI и в XVII столетиях 6 и другим некоторым архимандритам знатнейших русских монастырей. Большинство архимандритов русских монастырей, игумены и протоиереи или протопопы награждались не палицею, а набедренником 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010