Закрыть itemscope itemtype="" > О помощи Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне 29.10.2021 2212 Время на чтение 10 минут Книга архимандрита Наума (Байбородина; 1927-2017) с этим названием вышла в издательстве «Сибирская Благозвонница» (М., 2020, 222 с). В редакционном предисловии к ней говорится: «Автор этой книги – ветеран Великой Отечественной войны, известный и почитаемый в России и за ее пределами Лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин, 1927–2017). В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Красной Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях… Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией… В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. Вернувшись домой, поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета, а в 1957 году – в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года он был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Спустя год пострижен в монашество. Затем он был хиротонисан во иеродиакона, а ровно через год – рукоположен в иеромонаха. В 1960 году успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года возведён во игумены, в 1979 году ко дню Святой Пасхи – в сан архимандрита. В течение многих десятилетий после братского молебна он ежедневно принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии. Преставился ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Похоронен за алтарем Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры рядом с могилой архимандрита Кирилла (Павлова). В своих трудах о Победе в Великой Отечественной войне архимандрит Наум (Байбородин) много внимания уделял и вопросам технического оснащения нашей армии, и событиям операций боевых действий на фронтах, и политической обстановке. Но особо он отмечал помощь Господа, Пресвятой Богородицы и Небесных Сил нашему Отечеству, которая и принесла Победу. Русские люди всегда молитвенно обращались за помощью к Богу».

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/29/...

Епископ Сергиево-Посадский Фома: «Семена наставлений старцев прорастут, если сердце будет гореть любовью к Богу» 31.05.2021 17:08:27 В 2021 году Свято-Троицкая Сергиева лавра празднует 75-летнюю годовщину возобновления богослужений в обители. На вопросы портала «Монастырский вестник» ответил наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома. — Владыка, возрождение Троице-Сергиевой лавры началось сразу после Великой Отечественной войны, о чем имеются воспоминания людей, ставших свидетелями того поистине удивительного явления, настоящего чуда, происходившего в советские годы на глазах тогда еще огромной страны. Что из тех воспоминаний, какие описанные (или услышанные от кого-то) факты запали Вам в память, в память многих из братии и продолжают вызывать теплые чувства и сегодня? — В первую очередь самым настоящим чудом считаю то, что, несмотря на всю враждебность и нетерпимость советской власти к Церкви и ее святыням, у нас к 1946 году сохранились мощи преподобного Сергия. Лавра была закрыта на протяжении 26 лет. Четверть века духовного запустения и безобразия... Сброс крестов и колоколов, общественные бани и столовые вместо храмов, изгнание насельников, расстрел братии на Бутовском полигоне... Страшные годы! И поразительно, что мощи Преподобного уцелели. Сейчас, конечно, многие приезжают из отдаленных областей нашей страны, чтобы увидеть древние храмы Лавры, приобщиться к истории, напитаться духом Троицкого собора, но величайшим сокровищем всегда были и будут оставаться именно мощи Преподобного. Он наш игумен. Игумен земли Русской. А мы его чада. И после каждого братского молебна насельники обители явственно ощущают на себе эту отеческую заботу и попечение. — Еще к вопросу о воспоминаниях. Подвизаясь в Лавре, Вы, наверное, застали лаврских старцев, которые открыли многим молодым людям мир монашества и духовно окормляли их. На данном этапе что Вам как наместнику обители хочется сделать для того, чтобы не только память о тех великих старцах была жива, но и их наставления, примеры их жертвенного служения помогали монашествующим нынешнего времени духовно возрастать, как возрастали те поколения?

http://radonezh.ru/2021/05/31/episkop-se...

" Не я благословляю, а Господь. Страшно ослушаться Его святой воли " сентября 2016 1/14 сентября 1920 года в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры был принят в качестве послушника бывший петербургский купец Василий Николаевич Муравьев. Ранее, под духовным руководством преподобного Варнавы Гефсиманского, в течение нескольких десятилетий при весьма напряженных земных трудах он вел жизнь истинного молитвенника. Сокровенная внутренняя жизнь известного коммерсанта и его подвиги во славу Божию были скрыты от посторонних взоров... 16/29 октября 1920 года, по благословению будущего священномученика, митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) , он принял монашеский постриг. Новое имя послушник Василий получил в честь святого апостола Варнавы и в благоговейную память о своем духовном отце, а вскоре брата Варнаву (Муравьева) рукоположили в сан иеродиакона и возложили на него многотрудное послушание заведующего кладбищенской конторой. Страна была охвачена пламенем междоусобной брани. Сбылись обетования Господа: " Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их " (Мк. 13, 12). Белые убивали красных, красные убивали белых... Провожать почивших, преподавая им церковное напутствие, утешать родных и близких погибших... Это была первая школа духовного врачевания и наставничества, которую прошел будущий отец Серафим, вырицкий старец-утешитель, молитвенник за сирот и страждущих, предстатель пред Господом за всю землю Русскую. 29 августа/11 сентября 1921 года, в день Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи, произошло знаменательное событие. Совершавший с собором иерархов в Лавре Божественную литургию митрополит Вениамин возвел отца Варнаву в иеромонаха. И здесь заметно особое смотрение Божие об отце Варнаве, сподобившемся соединить ангельский чин иночества с благодатию священства именно в этот иноческий праздник, день усиленного церковного поста и сугубого покаяния. В период 1921-1926 годов отец Варнава последовательно нес послушания главного свечника и казначея монастыря, а на рубеже 1926-1927 годов он принял постриг в великую схиму с именем Серафим в честь и память святого преподобного Серафима Саровского чудотворца. Вскоре по принятии отцом Варнавой великой схимы состоялось общее собрание братии Лавры, на котором иеросхимонах Серафим (Муравьев) был избран духовным руководителем и членом Духовного Собора Лавры.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

О совершении чина Погребения Божией Матери В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. 26 августа, 2003 В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Как совершается чин Погребения Божией Матери? Читайте об этом в нашей статье! Здесь Вы найдёте полную последовательность этой службы в храмах. Как совершается чин Погребения Божией Матери? Особенно торжественно чин совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий (Иерусалим, 1885 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». В рукописях (греческих и славянских) служба открыта не ранее XV века. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее («Похвалы», или «Непорочны») представляет собой искусное подражание великосубботним «Похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси (потом эта служба была почти забыта). В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем (Непорочны с припевами, разделяющиеся на 3 статии). В настоящее время в Киево-Печерской Лавре полный чин погребения Богоматери совершается на утрене под 17/30 августа по чину Гефсиманскому с некоторыми изменениями. На праздничном же всенощном бдении перед полиелеем бывает пение особым напевом перед иконой Успения первых стихир и стихов трех статий чина «Погребения Богоматери». По благословению Святителя Московского Филарета в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры помимо Успения был установлен праздник воскрешения и взятия на небо Богоматери (17/30августа). Накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника после 6 песни. В Иерусалиме, в Гефсимании эта служба погребения совершается патриархом накануне праздника — утром 14/27 августа.

http://pravmir.ru/o-chine-pogrebeniya-bo...

От составителя Часть 1. Жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского Детство преподобного Парфения Благодатный отрок Посещение Киево-Печерской Лавры Возвращение навсегда в Киево-Печерскую Лавру и начало подвижнической жизни Принятие монашеского пострига Иеромонах и духовник Киево-Печерской Лавры Восприятие великого ангельского схимнического образа Случай прозорливости Последние годы жизни Последние дни жизни и блаженная кончина праведника Голосеевская пустынь Часть 2. Объединенные Духом О последних годах, днях жизни и блаженной кончине преподобного Парфения Е.Н. Бердяева, урожденная Бехметеева, духовная дочь Парфения тайная монахиня Семейство Мухановых Святитель Филарет, Митрополит Киевский и Галицкий Тайная монахиня Агния (графиня Анна Алексеевна) Блаженный Паисий Христа ради юродивый Киево-Печерский Преподобный Алексей Голосеевский, Киевский Ионникий (Руднев) митрополит Киевский и Галицкий Архиепископ казанский и свияжский Антоний (Амфитеатров) Святитель Феофан, затворник Вышенский Игуменья Парфения Вечер Великой Субботы К христианину Ответ на вопросы На смерть младенца Капли из океана Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский Священномученик митриполит Казанский и Свияжский Преподобный Варсонофий Оптинский Святой Силуан Афонский Святой праведный Феодор Томский Евгений Поселянин (Погожин) духовный писатель Часть 3. Духовные наставления и молитвы Духовный наставления и изречения Преподобного Парфения О помощи Божией О молитве О борьбе со страстями и о стяжании добродетелей О монашестве О Чтении Слова Божия Молитвы Преподобного Парфения Киевского Ежедневная молитва Преподобного Парфения Киевского Молитва ко Иисусу Христу, нашему Спасителю, о всех людях Молитва ко святому Духу Воззвание к пресвятой Богородице: Молитва ко Пресвятой Богородице Молитва Пресвятой Богородице о защите от злобных стражей мытарств Молитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры Молитва преподобным отцем, глаголемая при входе в пещеры или когда и где кто изволит Часть 4. Портреты преподобного Парфения Портреты Преподобного Парфения Заключение Тропарь и кондак Источники Мир Вашему дому  

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Сергий (Голубцов Павел Александрович), fr. ЕВ von Kazan’ und Mari SSR Родился 29 апреля 1906 года в г. Сергиевской Посаде (ныне Загорск) в семье профессора Московской духовной академии. Получив среднее образование с 1924 года стал специализироваться в области древне-русской живописи и работал в различных музейных учреждениях в качестве художника-реставратора до начала Великой Отечественной войны, в течение которой он состоял на военной службе. После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию, окончил полный курс ее и в 1947 году перешел в Московскую духовную академию. По окончании в 1951 году академического курса он получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при академии в качестве преподавателя церковной археологии. Кроме того, он преподавал Ветхий Завет в семинарии и древне-еврейский язык в академии. Поступив в 1950 году в число братии Троице-Сергиевой Лавры, он был рукоположен во иеромонаха и до последнего времени нес послушание духовника и заведующего приемом иностранных посетителей Лавры. 5 июля 1954 года Святейший Патриарх наградил его саном архимандрита. 30 окт.1955 года хиротонисан во епископа Старорусского, вик. Ленинградской епархии. Хиротония состоялась в храме Московской духовной академии. Чин хиротонии совершали: Свят. Патр. Московский и всея Руси Алексий, митр. Пражский и всея Чехословакии Елевферий, митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей, епископ Волынский и Ровенский Палладий и епископ б. Пряшевский Алексий. 22 ноября 1956 года назначен управляющим епископом Новгородской епархии. С 1959 года правящий епископ Новгородской и Старорусской епархией. 25 февраля 1963 года возведен в сан архиепископа. II мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. «О реставрации стенописи в Троицком соборе Троице-Сергиевской Лавры 11 . " ЖМИ» 1950 э 9, стр.60–63. «Отзыв о творчестве Андрея Рублева». (Курсовое сочинение). Речь при наречении его во епископа 29 окт.1955 г. «ЖМП» 1955, 12, стр.23–25. Литература: «ЖМП” 1950, 7, стр.26.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Основной источник сведений о жизни и об учении Л.- рукопись Великой Лавры на Афоне, к-рая была описана в 1886-1887 гг. мон. Александром (Лавриотом) под 139 и датирована XIII в. В ней содержится подборка разнородных по жанру кратких текстов, касающихся фигуры Л. В 1900 г. мон. Александр частично опубликовал ее, однако затем она была утрачена и не была доступна исследователям более 100 лет. В 2003 г. Э. Ламберц совместно с библиотекарем Великой Лавры Никодимом обнаружил кодекс и датировал его кон. XI в. Однако полноценного описания рукописи (ей был присвоен 196) не существует ( Lamberz. 2003. S. 180). Несмотря на то, что это собрание содержит в т. ч. сочинения оппонентов Л. (они остались неизданными), компиляция предположительно принадлежит одному из его сторонников. 1-я часть сборника содержит речи Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита , обращенные к Алексею I Комнину в февр.-марте 1091 г. ( Λαυριτης. 1900. Σ. 354-358, 362-365; новое издание с использованием архива Л. Пти, также работавшего с афонским кодексом - Gautier. 1970. P. 18-55). 2-я часть сборника содержит переписку Л. с его единомышленниками и противниками. Она открывается посланием Л. к императору с критикой его политики конфискации церковной утвари ( Λαυριτης. 1900. Σ. 403-404). Затем следуют 2 письма Л. из ссылки, одно из к-рых надписано «протовестиариссе Анне» (Ibid. Σ. 404-405), однако в действительности было адресовано теще императора Марии Болгарской ( Grumel. 1946. P. 127-130), а другое - патриарху Николаю III Грамматику ( Λαυριτης. 1900. Σ. 405-407). В. Грюмель полагал, что патриарх не мог быть истинным адресатом послания ( Grumel. 1946. P. 130-132), однако его аргументация была отвергнута ( Γλαβνας. 1972. Σ. 146-149). Завершают собрание 3 послания богословского содержания: Василия, митр. Евхаитского,- севастократору Исааку Комнину ( Λαυριτης. 1900. Σ. 411-413), Николая Адрианопольского - Л. (Ibid. Σ. 413) и Л.- Николаю (Ibid. Σ. 414-416, 445-447, 455-456).

http://pravenc.ru/text/2463243.html

С.С. Ким 1. Греческий канон на 29 марта Панайотис Христу в третьем томе своей «Греческой патрологии» замечает, что имя и память блж. Диадоха тесно связывалась с фигурой прп. Марка Подвижника , и сообщает о том, что их совместная память совершалась 29 марта, согласно рукописи Великой Лавры 4 , в которой содержится также «общий канон в их честь, сохранившийся частично из-за повреждения рукописи» 5 . Эти сведения имеют для нашего вопроса большую ценность, учитывая, что описание данного манускрипта в каталоге рукописей Великой Лавры крайне лаконично 6 . Вслед за Спиридоном Евстратиадисом 7 , Елена Папаилиопулу-Фотопулу учитывает этот канон в новейшем справочнике малоизвестных и неизданных греческих канонов под номером 547 8 . Эта дата памяти блж. Диадоха, открытая греческими учеными, была подвергнута критике грузинским исследователем Эдишером Челидзе. В предисловии к недавнему изданию древнегрузинского перевода «Сотницы» блж. Диадоха он пишет: «Нам представляется, что уважаемый исследователь [П. Христу] смешал Диадоха Фотики йского и Марка Монаха (подвижников V в.) с Марком, епископом Арефусийским, и его сподвижником Диадохом, которые известны как священномученики (были замучены вместе с другими подвижниками при Юлиане Отступнике в 60-е гг. IV в.) и память которых приходится именно на 29 марта (хотя в календарях обычно указывается только Марк Арефусийский вместе с Кириллом диаконом, а другие мученики, среди которых и Диадох священномученик, упоминаются под общим указанием “и многих других»). Иногда же мы встречаем указание на 30 марта как на день их памяти» 9 . Текст канона, публикуемый ниже, показывает, что грузинский ученый несколько поспешно опровергает сообщение П. Христу. Содержание канона не оставляет сомнений в том, что речь в нем идет именно о блж. Диадохе, епископе иллирийского города Фотики, и о преподобном Марке Подвижнике : несколько тропарей канона построены на метафорах, отсылающих к основным идеям их сочинений. Так, согласно составителю канона, Диадох просветил идеалом отшельнического жития (τ κατ μνας, песнь 3, тропарь 2) весь мир, начав от Иллирика (λλυρικθεν, песнь 1, тропарь 2), то есть от области, где находился древний город Фотика. О Марке говорится как о составителе «скрижали» (πυξον, песнь 1, тропарь 3), где начертан «духовный закон» (νμον... πνευματικν, там же), что, без сомнения, отсылает к одной из главных тем сочинений прп. Марка Подвижника , среди которых есть труд под названием «О духовном законе». 10 2. Грузинский синаксарь, чтение на 5 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki/...

Скачать epub pdf В храме Ваше Высокопреподобие, святой антипросоп Великой Лавры 1 , высокопреподобные отцы-представители Священного Кинота, достопочтенные и святые отцы Горы Афонской, сего места богоприятного, на которое ступала Матерь Божия и святые! Вы собрались сегодня со всех концов Афона, чтобы соучаствовать и сорадоваться нашему торжеству. Вы все, дорогие мои друзья и братья, пришли издалече, чтобы вступить в новый период нашей жизни! Глядя на вас, ликующих вместе с Господом, вижу святых, преподобных, граждан Святой Горы, поднявшихся из гор и пещер земных, из расщелин скал сюда, на небеса. Ощущаю, святые отцы, что вместе с вами предстоят в сей час и Хранительница Горы – Госпожа Пресвятая Богородица, и преподобный Симон Мироточивый, ктитор нашего монастыря, и плеяда преподобных великих отцов, святогорских святых, подвижников, всего всечестного Божественного лика святых, всей Церкви Божией. Преосвященные мои отцы, в Боге возлюбленные, посреди всех святых вы восхвалили Господа, прославили Бога, поете Ему с нами, празднующими днесь праздник обновления. На протяжении долгих лет братия не давали сон очам своим и веждома дремания, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю ( Пс. 131:5 ). И вот сегодня официальным актом их причисляют к селениям Бога. Поэтому ныне все мы припадаем и поклоняемся месту, на котором стояли ноги святых и Самого Бога. Праздник обновления празднуем мы днесь. Радуется братия, принося себя сему священному месту. Словно «всесожжение», возлагаются юношеские сердца всех этих молодых людей, которых вы видите перед собой – они обступили нас, как овцы пастырей, последовали за нами в место, где неоднократно являлись святые, являлся Бог. Как лучшие дары и всесожжения новые мы посвящаем сегодня себя Господу. Сегодня наше второе рождение и день нашей окончательной регистрации в «саду Богоматери», на Святой Горе. Мы поем «песнь победную», ибо пополнили хоровод святогорских отцов. То, к чему мы стремились столько лет, сегодня у наших ног. Святой Симон Ктитор 2 благоволил на нас, недостойных, возложить через честного антипросопа Великой Лавры попечение и пастырское руководство о чадах, ожидая от них плодов, равных по значимости его житию.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Скачать epub pdf Выдающийся святой и исповедник Русской Православной Церкви Преподобный Серафим Вырицкий был с юности и до праведной кончины человеком удивительного внутреннего смирения, милосердия и преданности воле Божьей. Конечно же, все святые имели эти добродетели, но по меткому замечанию знаменитого патролога современности, доктора церковной истории, профессора А. И. Сидорова «каждый святой имеет свой аромат». В жизни преп. Серафима Вырицкого нам было особенно ярко явлено сочетание именно этих добродетелей. И, следует особенно отметить, что эти качества христианской души были крайне востребованы в эпоху страшных испытаний Великой Отечественной войны, как в судьбе всего Отечества, так и отдельных семей и людей. «Судьбы Господни истин­ны, оправдан­ны вкупе» ( Пс 18.10 ), – говорит псалмопевец, но нелегко бывает человеку принять эти слова глубиной души посреди жестоких испытаний и устрашающей зияющей неизвестности будущего. Василий Муравьев через всю жизнь пронес готовность принимать судьбы (суды) Божии, открытые как через жизненные обстоятельства, так и через решения старших. Исполнять именно не свою волю, а Божью волю будущий старец учился, начиная с самого юного возраста. Преподобный достиг высокой меры духовного совершенства, находясь еще именно в миру. Он приходит в монастырь осенью 1920 года (ему в это время исполнилось 55 лет), и пишет прошение на вступление в братию Александро-Невской Лавры. А уже в 1926 году он избирается на общем собрании братии Александро-Невской Лавры духовником как для монашествующих, так и для мирян. Эта должность – духовника главного монастыря столицы Российской империи, подразумевала также обязанность принимать исповедь епископата трех епархий – Петроградской, Олонецкой и Новгородской. Преподобный Серафим подал, таким образом, пример духовного преуспеяния в миру, пример духовного трезвения и благочестивого христианского устроения, не повреждаемого соблазнами мира сего. Добродетели смирения, милосердия и преданности воле Божьей, которые мы особенно выделили в духовном облике преп. Серафима Вырицкого , помогли купцу Муравьеву идти посреди мира по пути, который привел его к старческому служению. Смирение и милосердие не позволяли тратить на себя лишние средства, а преданность Божьей воле создавала полноту ощущения себя на службе Богу и ближним. Эти же добродетели помогли ему совершать служение молитвы и пророческого вразумления в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны и трудное время восстановления гражданской жизни в послевоенный период.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010