III. Митрополит Исаия Копинский К оглавлению Два лица преимущественно могли считаться кандидатами на митрополитскую кафедру по смерти митрополита Иова: Смоленский и Черниговский архиепископ Исаия Копинский и архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. Первый преимуществовал пред всеми по своему сану и по своим духовным качествам. Он один оставался теперь архиепископом у православных по отпадении Мелетия Смотрицкого в унию. Известен был всем как высокий подвижник, много лет проведший в Антониевой пещере Киевской лавры, устроивший потом несколько монастырей и копавший пещеры собственными руками даже в сане епископа. Но наиболее выдавался Исаия в глазах народа своею пламенною ревностию о православии, наиболее прославился своими универсалами (1628), в которых, извещая православных об опасности, угрожавшей их вере, смело восставал не только против Смотрицкого, но и против самого митрополита, замышлявших сближение с униею. Второй, т. е. Петр Могила, возвышался над всеми в Русской Церкви своими внешними преимуществами: как человек знатный, «воеводич земель молдавских», что обыкновенно и выставлял в самом своем титуле; как человек богатый, чего недоставало тогдашним православным владыкам и что для тогдашнего митрополита было весьма нужно для удовлетворения самых существенных потребностей Церкви, и, наконец, как настоятель в собственном смысле ставропигиальной лавры, вследствие чего признавал над собою власть только Вселенского патриарха, не был подчинен никому из русских архиереев и занимал среди русского духовенства самое почетное и независимое положение, называясь не просто архимандритом, но иногда, даже в официальных бумагах, «великим архимандритом св. великой чудотворной лавры Печерской» . На Могилу, как на своего преемника, как бы предуказал сам митрополит Иов, когда, величая его в своем духовном завещании также «великим архимандритом», избрал его первым опекуном не только своего имущества, но и своего Киево-Михайловского монастыря и предоставил ему окончить начатую здесь колокольню.

http://sedmitza.ru/lib/text/436143/

архиепископ Феогност Вся жизнь отца Кирилла была подвигом. Детство и юность старца пришлись на тяжелое время послереволюционного лихолетья. Он родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки Рязанской губернии в крестьянской семье. Герой Великой Отечественной войны, участник боев на Волховском фронте, Сталинградской битвы, боев у озера Балатон, где получил второе ранение, закончил войну в Австрии и вернулся домой уже в 1946 году. В военные годы в его душе произошел переворот: он почувствовал горячее желание посвятить себя служению Богу. Сразу после демобилизации из армии обучался в Московской духовной семинарии, а затем и в академии. Получив образование, отец Кирилл поступил в братию Троице-Сергиевой Лавры и принял монашество. С этого времени вся его жизнь была неразрывно связана с обителью преподобного Сергия Радонежского, которую он горячо любил всем сердцем. В 1954 году отец Кирилл был рукоположен в сан иеромонаха и получил благословение исповедовать приходящих в Лавру богомольцев. Так началось его новое служение родной обители и всей Русской Церкви. Очень скоро он приобрел любовь прихожан и паломников. Многие старались попасть к нему на исповедь за духовным советом и специально приезжали для этого в монастырь. Люди тянулись к молодому тогда духовнику, видя его христианскую любовь и сочувствие, желание всем помочь, получая от него утешение в скорбях и мудрые советы и наставления, помогавшие в жизненных трудностях. Вскоре отец Кирилл был назначен духовником братии Лавры и взял на свои плечи духовное руководство монашествующих. Братия также полюбила своего нового духовника и начала обращаться к нему за советом. С течением времени ярко проявились духовные дарования пастыря. Его любовь, духовная рассудительность и мудрость стали известны всем. Огромным авторитетом он пользовался у всей полноты Русской Православной Церкви: митрополитов, епископов, монахов, мирян, простых людей и интеллигенции. Для братии Лавры его слово было непререкаемо. За советом к нему приезжали тысячи людей. У него исповедовались Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен и Алексий II. Приходил на исповедь к отцу Кириллу во время посещения Лавры, еще будучи простым семинаристом, Святейший Патриарх Кирилл. Сегодня отца Кирилла именуют всероссийским духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти Лидии Соколовой На 69-м году жизни преставилась автор РНЛ, секретарь Комиссии по канонизации СПб епархии, хранитель музея Александро-Невской лавры 16.06.2016 1070 Сегодня, 16 июня, на 69-м году жизни, после тяжелой болезни преставилась Лидия Ивановна Соколова , постоянный автор «Русской народной линии», секретарь Комиссии по канонизации СПб епархии, хранитель музея Александро-Невской лавры, добрый друг нашей редакции. Лидия Соколова родилась 29 марта 1948 года в Германии, в семье участников Великой Отечественной войны. В 1974 году она закончила филологический факультет ЛГУ им. А.А.Жданова. Потом работала экскурсоводом в музее Петра I, Петропавловской крепости, музее городской скульптуры, в Городском экскурсионном бюро, в общеобразовательной школе преподавала предмет «Культура Петербурга», занималась исторической работой. В 1985 архимандритом Кириллом (Начисом) Лидия была крещена в православной вере. В 1990 году стала членом братства иконы Державной Божией Матери. В 1993-1994 годах работала посудомойкой в казачьей церкви Тихвинской иконы Божией Матери. С 1994 года Лидия Соколова стала прихожанкой Троицкого собора Александро-Невской лавры. В 1995-1996 провела научно-исследовательскую работу по определению места погребения игумении Новодевичьего монастыря Феофании (Готовцевой), в результате чего была установлена ее могила, над которой совместно с прихожанами Троицкого собора Александро-Невской лавры был установлен крест. С середины 1990-х годов Л.И.Соколова стала сотрудничать с православной прессой: журналом «СПб епархиальные ведомости», газетами «Православный Санкт-Петербург», «За православие и самодержавие», «Православие и жизнь», интернет-агентством «Русская народная линия». С 2000 года Лидия Соколова - член Комиссии по канонизации СПб епархии и ее секретарь (председатель - протоиерей Владимир Сорокин). По материалам, подготовленным ею для Комиссии по канонизации, были прославлены некоторые новомученики СПб епархии, например, прот. Григорий Сербаринов, прот. Михаил Чельцов. Принимала участие в составлении второго и подготовки третьего издания Синодика СПб епархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/16/pa...

Китайцы, японцы и тибетские монахи — о самых необычных паломниках к преподобному Сергию Экскурсоводы лавры о самых замечательных гостях преподобного 21 июля, 2014 Экскурсоводы лавры о самых замечательных гостях преподобного Каждый день в Троице-Сергиеву лавру приезжает множество паломников, туристов. В будние-то дни, особенно летом, в лавре бывает тесновато, а что уж говорить о выходных и праздниках! Кто эти люди, которые стремятся в обитель преподобного? Предлагаем устные и письменные рассказы экскурсоводов – тех, кто ежедневно по нескольку раз в день общается с гостями лавры. Из записной книжки экскурсовода Отец Павел Флоренский сравнивал лавру с зеркалом, в котором отражена вся русская история. Сегодня, в XXI веке, в ее отражении можно увидеть не только свою страну: Тулу, Нижний и Великий Новгород, теплую Астрахань. Лавра – излюбленный туристический объект для всех земных континентов. Ворота лавры открываются в пять утра. И с этого момента заканчивается та самая молитвенная тишина, ради которой монаху не жаль всей своей жизни с красивой молодостью и талантами. Но никто из братии не ропщет за украденный покой. Понимают, что придя в лавру, они должны послужить преподобному Сергию и всем тем людям, которые ведомыми одному Господу путями придут в обитель преподобного. Первыми посетителями оказываются самые усердные молитвенники, желающие вместе с монахами попасть на братский молебен у мощей преподобного Сергия. Среди первых богомольцев и паломники из дальних регионов. Едут порой в автобусе больше суток, лишенные каких-либо необходимых средств цивилизации. Чаще всего – это простые женщины с натруженными руками и обветренными на солнце лицами. Тяготы, житейские скорби и желание прикоснуться к самой великой русской святыне придали им сил преодолеть все тяготы пути. Суетятся, волнуются, истово молятся или просто тихо рыдают пред дивными иконами великого Андрея Рублева. И так часто случается, что не ложится историческая справка об исключительном историческом и культурном значении Троицкого собора с иконами Андрея Рублева на память этих людей, но что-то очень важное и великое независимо от знания или незнания происходит в их сердцах и в жизни тех близких, о ком они здесь молятся.

http://pravmir.ru/1kto-priezzhaet-k-prep...

1. Введение Источником литургической традиции Русской Церкви является К-польская Церковь , богослужение которой (см. Византийский обряд) было перенесено на русскую почву в X–XI вв. Помимо К-поля на русское богослужение оказали сильное влияние обычаи мон-рей св. горы Афон. Практика южнославянских Церквей – Болгарской и Сербской отразилась в русском богослужении в меньшей степени, совсем незначительным было латинское влияние. Постоянно изменяясь, пережив в ходе своего развития две крупные реформы, русское богослужение не только обогатилось прекрасными текстами и последованиями русского происхождения, но и сохранило многие сокровища литургического наследия Др. Церкви, забытые другими Церквами. Православное богослужение состоит из двух составляющих: вневременной – литургии и таинств и связанной со временем – служб суточного круга и сложной системы праздников годовых подвижного, неподвижного и седмичного кругов. В христианской Церкви после IV в. выработались два типа богослужения – кафедрально-приходское и монастырское. В IV–X вв. монастырское богослужение сильно отличалось от кафедрального составом служб суточного круга, но литургия в мон-рях совершалась так же, как и в приходских храмах. К Х в. в К-поль-ской Церкви в кафедральном богослужении использовался Устав Великой церкви (церкви Св. Софии в К-поле), а в монастырском – Студийский устав (устав к-польского Студийского мон-ря). Уставы почти не регламентировали чинопоследования литургии и таинств, записывавшиеся в Евхологиях. Основой Студийского устава был Часослов палестинской лавры прп. Саввы Освященного, являвшийся основой также устава самой лавры прп. Саввы – Иерусалимского (савва-итского). Кроме того, студийский устав использовал систему праздников Устава Великой цер-кви, причем скупая гимнография Устава Великой церкви дополнялась песнопениями студий-ских и палестинских авторов. Литургия и таинства в Студийском мон-ре совершались по кафе-дральному Евхологию церкви Св. Софии. Русская Церковь до XIV в. использовала Студийский устав и связанный с ним корпус богослужебных книг. Литургия и таинства до XIV в. совершались по чинопоследованиям к-польского Евхология X–XI вв.; в XIV–XV вв. эти чинопоследования сменились более поздней византийской редакцией XIII–XIV вв. В XV в. Русская Церковь перешла со Студийского устава на поздний вариант Иерусалимского устава – неосавваитский, выработанный на Афоне. Смена уставов прошла без потрясений в силу сходства Иерусалимского и Студийского уставов, имевших одну основу. В XV – сер. XVII в. литургическая традиция Русской Церкви постоянно обогащалась новыми текстами и последованиями, но существенных изменений не претерпела. Находившаяся в XV – сер. XVII в. в составе Литвы и Польши Западнорусская митрополия испытывала католическое влияние, отразившееся в богослужении и в западнорусских литурги-ческих книгах этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Никто не сможет умалить беспримерный подвиг победителей В Киеве прошел крестный ход от Киево-Печерской лавры до памятника Неизвестному Солдату 07.05.2015 812 Время на чтение 3 минуты Вчера, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца , в Киеве прошел крестный ход от Киево-Печерской лавры до памятника Неизвестному Солдату, где была отслужена лития по погибшим воинам, говорится в сообщении, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Далее с молитвами крестоходцы прошли по центральным улицам Киева до храма Георгия Победоносца, который находиться на Южном ж.д. вокзале. «В крестном ходе шли с портретом маршала Георгия Жукова и солдатскими котелками н аши любимые бабушки-близнецы – Мария и Галина. Они ветераны Великой Отечественной Войны, но в современной Украине , вынуждены собирать милостыню в эти самые солдатские котелки… В память о погибших воинах они всю свою жизнь ставят кресты в местах кровавых сражений и трагических событий. 9 мая в День Победы и 22 июня в день начала Великой Отечественной войны они приходят к Вечному огню в Киеве с портретом маршала Жукова, подаренного им лично во Владимирском соборе после войны», - рассказали участники Крестного хода. Репортаж участника молитвенного шествия, публициста из Киева Сергея Демидова: В Киеве в день памяти Великомученика Георгия Победоносца, накануне 70-летия Великой победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками, наконец-то прошел полноценный Крестный ход. Впервые за последние месяцы православным активистам, приехавшим из различных регионов Украины, удалось пройти традиционным маршрутом по центральным улицам Киева без каких-либо эксцессов со стороны экстремистов, а также без ограничений со стороны милиции. По-видимому, на это повлияли два обстоятельства. Во-первых, на проведение этого Крестного хода было дано благословение Священноначалия Украинской Православной Церкви. Во-вторых, очевидно, посодействовало и заступничество самого Святого Великомученика Георгия, который не мог не помочь верующим совершить молитвенный Крестный ход по улицам Киева с Пасхальными приветствиями и с чтением Акафиста и славословия в день памяти этого глубоко почитаемого нашим народом Великого святого.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/07/ni...

Мощи преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре ЖМП 7 июль 2022 /  19 июля 2022 г. 16:00 Ящик 33 К 600-ЛЕТИЮ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В долгой истории обретения мощей Игумена земли Русской есть малоизвестные и таинственные страницы. Об одной из них, связанной с деталями эвакуации великой всероссийской святыни в годы Великой Отечественной войны в уральский город Соликамск, «Журналу Московской Патриархии» рассказал профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия , доктор церковной истории протоиерей Алексий Марченко.  PDF-bepcuя. Решить радикально Одиннадцатого апреля 1919 года решением местного исполнительного комитета (исполкома) в Троице-Сергиевой лавре состоялось вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского. Однако этот кощунственный акт не подразумевал их перемещения из Лавры или уничтожения. Еще несколько месяцев верующие могли беспрепятственно помолиться у великой святыни. Священные останки находились в ведении Лавры, но по требованию местной власти были обнажены от покровов и лишь прикрыты стеклом. Раку опечатали, возле нее был поставлен часовой, но затем этот пост был снят. Замысел власти сводился к тому, чтобы убедить верующих в тленности мощей преподобного Сергия. Однако этого сделать не удалось, так как число богомольцев, желавших поклониться радонежскому чудотворцу, вопреки ожиданию властей с каждым днем только увеличивалось 1 . Десятого ноября 1919 года президиум Сергиевского исполкома постановил: «Ввиду необходимости размещения учреждений и общежитий Совдепа и Военного ведомства, Лавру как монастырь ликвидировать, общежитие монахов закрыть, выселив последних в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит...» 2 В ночь с 15 на 16 ноября лампады над гробницей преподобного Сергия погасли, Троице-Сергиева лавра местными представителями советской власти была закрыта, братия выселена, к воротам монастыря был приставлен военный караул, и доступ к мощам преподобного Сергия и в храмы обители был временно прекращен.

http://e-vestnik.ru/analytics/yashchik_3...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование благочестивейшего царя и великого князя Бориса Феодоровича Годунова всея России   Весь синклит двора и собор архиереев и весь народ великой Москвы и всей России, согласно с мнением и волею царицы и великой княгини Ирины, провозгласили царем и великим князем всей великой России великого боярина Бориса Годунова в женском монастыре за Москвою, где находилась царица Ирина, сделавшаяся монахинею, переименовавшись в божественной и ангельской схиме в монахиню Александру. В лето от создания мира 7107, от Рождества же Христова 1598, в сентябре месяце, в день воскресный, великий патриарх Москвы и всей России избранного Бориса Годунова, брата Ирины, царицы всея России, короновал в царя московского и всея России в патриархии, в соборном храме Пречистой Богородицы, в присутствии всех архиереев и архимандритов, и бояр, и всего синклита, и всего народа Москвы. Находились [при этом] многие архиереи и архимандриты из Константинополя: епископ Ериссо и Святой Горы кир Игнатий, который спустя некоторое время сделался архиепископом рязанским и патриархом Москвы и всей России, и архиепископ ахридский кир Нектарий, и митрополит видинский Феофан, и великий архимандрит иерусалимский кир Дамаскин из Эллады, и великий старец великой лавры святого Саввы Освященного в Иерусалиме Дамаскин, и многие другие иеромонахи святой Афонской горы и из других различных монастырей. И как только был венчан царь и воссел на царский престол, то особенно почтил бояр и всех придворных, дав им многие подарки и учинив производства их из одного достоинства в другое. Итак, он явился подражателем блаженнейшего и освященного отца своего царя Феодора и раздавал каждый день великую милостыню. Имел он во многих местах назначенных людей, которые раздавали повседневно милостыню не только по Москве, но и по всей России. Он роздал милостыню по монастырям, священникам и всем нуждающимся.

http://sedmitza.ru/lib/text/439011/

  Церковь Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней Протоиерей Александр Шаргунов   В издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова " Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней " . Предлагаем вашему вниманию вступительную статью из этой книги. «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии» Господь говорит, что чем ближе кончина мира, тем труднее будут времена. «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». «Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями». Это было уже в первые века христианства, когда ученики Христовы подвергались жестоким гонениям. И это с новой силой раскрылось в минувшем двадцатом веке. Когда-то, еще совсем недавно, — некоторые из нас, наверное, помнят об этом, - достать двухтомник протоиерея Михаила Польского о новых мучениках и исповедниках Российских было еще труднее, чем Евангелие и молитвослов. И еще опаснее. А теперь среди моря церковной литературы, самое большое место, наверное, занимают книги, посвященные этой теме. К бесчисленному сонму прославленных нашей Церковью в 2000 году мучеников каждый год прибавляются новые имена. И еще больше среди них - безвестных, имена которых не смогут вместить никакие календари. В 1917 году, накануне великой бури, в Росси было триста тысяч священников. В 1995 году бывший член Политбюро ЦК КПСС А. Яковлев говорил о двухстах тысячах расстрелянных священниках и миллионах верующих (в сонме новых мучеников и исповедников Российских из них поименно прославлены пока только 1200). Как поется в тропаре: «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии: святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие». Как драгоценна должна быть для нас каждая подробность, связанная с их подвигом! Многие читают об этих огненных испытаниях Церкви как беллетристику. Потому что мы не готовы к худшему. Но битва Бога с диаволом в человеческих сердцах вступает в завершающую фазу. Чтобы противостоять сегодняшнему сатанизму, требуется не меньшее мужество, чем во времена древних и новых мучеников. Если мы не участвуем в этой войне сейчас, где возьмем силу участвовать потом, когда будут сброшены все маски?

http://moral.ru/now.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Крестные ходы в Киеве, посвященные Великой Победе! По словам Сергея Демидова, несмотря на попытки майданных властей отобрать у жителей Украины историческую память, множество людей приняло участие в праздничных мероприятиях 13.05.2017 837 Время на чтение 3 минуты В Киеве прошли два Крестных хода, посвященных 72-й годовщине Победы нашего народа над гитлеровской Германией и их сателлитами. 6 мая в день памяти Великомученика Георгия Победоносца от Успенского собора Киево-Печерской Лавры состоялся традиционный Крестный ход. Более 200-х православных активистов из Киева и других регионов Украины прошли центральными улицами столицы Украины, приветствуя прохожих возгласами «Христос Воскресе!» и пением тропаря «Воскресение Христово видевше…!» и другими пасхальными молитвами. Особенно торжественно звучало пение крестоходцев, когда они проходили возле парка «Славы и Могилы Неизвестного солдата», отдавая дань памяти павшим воинам-освободителям Киева и Украины от немецко-фашистских захватчиков и их пособников. Но были и очень неприятные моменты для верующих, привыкших за долгие годы к глубокому почитанию этого великого праздника, главными героями которого были воины-освободители в лице солдат и офицеров Советской армии. На майдане «Независимости» среди праздничных транспарантах преобладали фотографии союзников гитлеровцев т.н. воинов УПА... Еще одним негативным моментом, которым фактически пытаются дискредитировать этот святой для нашей Церкви и народа праздник, стало то, что проведение развлекательного песенного конкурса Евровидения запланировано в дни празднования Дня Победы. Естественно, в этот день для всех украинских СМИ темой номер один будет «Евровидение». Что это, случайность или так специально делается, чтобы умалить сам праздник Великой Победы и его настоящую правдивую суть?! А недавно прозвучавшая информация о желании депутатов Киевского горсовета переименовать проспект Победы однозначно приводит к выводу, что память о Победе нашего народа в Великой Отечественной войне нынешние представители Киевской власти пытаются отобрать у всех жителей Украины.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/13/kr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010