В день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, чудотворца (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня обитель наша духовно торжествует, потому что творит молитвенную память преставления верного и любимого ученика Преподобного Сергия, его сподвижника как в устроении великой Троице-Сергиевой Лавры, так и в управлении ею – преподобного Никона. Поэтому, чествуя сегодня преподобного Никона, мы вместе с тем чтим и прославляем и Преподобного Сергия, который благодатью, присущей ему, как бы некой дивной пищей, воспитал и взрастил такого славного ученика и подвижника, каким является преподобный Никон. Преподобный Никон был преемником своего наставника в управлении и благоустроении основанной им обители и унаследовал от Преподобного Сергия присущие ему черты нравственного характера и душевного расположения. Преподобный Никон был так же кроток и любвеобилен, как и богомудрый его авва, и оттого житие его для нас назидательно и душеспасительно. Он родился в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа, в семье благочестивых и верующих родителей. С детства прослышав об ангельской жизни Преподобного Сергия, он возымел горячее желание видеть сего святого мужа и подражать ему. Будучи еще отроком, он проливал обильные слезы и с сердечным сокрушением горячо молился Богу об исполнении своего желания. Вскоре он оставляет своих родителей, идет в обитель к Преподобному Сергию и просит его, чтобы тот облек его в иноческий сан и позволил остаться в своей обители. Преподобный же Сергий, видя благоразумие и душевную чистоту отрока, полюбил его и, прозревая в нем своими душевными очами будущего наставника для ищущих спасения, подверг его душеспасительному испытанию, поступив с ним так, как поступил некогда Евфимий Великий с преподобным Саввой Освященным. Он не принял преподобного Никона в обитель, но отослал его к своему ученику – преподобному Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского монастыря, искусному в иноческой жизни подвижнику. «Иди без всякого размышления, – сказал он отроку, – и, если Богу угодно, ты примешь там на себя иноческий образ».

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

В книге рассказывается о почитаемом всей Россией святом – преподобном старце Серафиме Вырицком , а также об истории Вырицы от древних времен и до сего дня, о ее храмах и подвижниках. Отдельная глава посвящена преподобномученице Марии – небесной покровительнице Гатчинского благочиния, к которому принадлежит поселок Вырица.   На обложке – икона прп. Серафима Вырицкого , выполненная в мастерской Александро-Невской Лавры иконописцем Андреем Усачевым. Преподнесена в дар Константиновскому дворцу.   История дачного петербургского поселка Вырица, ставшего всероссийски известным благодаря подвигам преподобного старца Серафима, в целом интересна и поучительна. На протяжении веков здесь не угасала напряженная духовная жизнь. Истоки этого духовного цветения уходят в седую древность, о чем свидетельствуют археологические раскопки и исторические изыскания. В годы гонений на веру Вырица стала одним из «молитвенных форпостов России» – сюда съехались многие монашествующие из закрытых обителей. Прп. Серафиму в его молитвенном стоянии за Россию соучаствовали многие вырицкие иночествующие. Во время Великой Отечественной войны в поселке были открыты два монастыря. После отшествия старца в Небесные обители Господь не оставлял благодатное святое место – в Вырице с начала 1950-х годов и до наших дней подвизались Христа ради юродивые, к которым за советом ехали люди со всей России. В этой книге рассказывается о сонме подвижников, которые воистину сделали Вырицу благодатной и святой на все времена. Паломники, побывавшие в Вырице, затратив малый труд, могут почтить и еще одну славную святую старицу недавнего времени – в 25 км от поселка находится город Гатчина, в Павловском соборе которого собрано немало святынь, именно там почивают честные мощи преподобномученицы Марии Гатчинской. Старица Мария духовно окормляла многих мирян и монашествующих в годы гонений на веру. И сейчас по молитвам к ней люди обретают утешение, исцеления и вразумления. Преподобномученица мати Мария, преподобный старче Серафиме, молите Бога о нас!  

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Глава 2. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский После смерти блаженного Феодорита Киррского (466 год) и вплоть до эпохи императора Юстиниана (527–565 годы) сторонники халкидонского дифизитства защищались от нападок монофизитов путем пассивной апологетики. Творческих мыслителей среди них почти не было. Однако при Юстиниане на поверхность всплыла старая традиция оригенизма, возродившаяся в интересном, но двусмысленном богословии Леонтия Византийского . Оригенизм представлял собой направление христианской мысли, ведущее свое начало от Оригена , христианская апологетика которого успешно использовала эллинистические философские категории, что позволило ему привлечь к христианству многих языческих философов. Ориген умер в 255 году едва ли не мученической смертью, в общении с Церковью, а его писаниями пользовались все представители христианского богословия IV века. Но вскоре отношение к его писаниям постепенно стало меняться. Неправослав-ность многих взглядов Оригена делалась все более очевидной; стоит лишь внимательно прочесть его основной труд «О началах». Однако сочинения его сложны и многословны, их прочтение требует серьезного усилия, а последователи Оригена, вполне осознававшие уязвимость своего учителя, не стесняясь, сглаживали все шероховатые места в его сочинениях. Несмотря на их усилия, репутация оригенизма все ухудшалась. В 400 году Феофил Александрийский добился осуждения Оригена на соборе и счел возможным использовать обвинение в оригенизме как оружие против нелюбимого им Златоуста, приютившего монахов-оригенистов. В начале VI века по соседству со знаменитой Великой Лаврой святого Саввы, неподалеку от Мертвого моря в Палестине, возник монастырь под названием Новая Лавра. Он был основан восставшими и отколовшимися монахами старой Лавры, которые называли себя «исохристы». Вслед за Оригеном исохристы верили, что при всеобщем воскресении ( ποκατστασις, апокатастасис) все восстанут в одинаковом состоянии, «равном Христу». Святой Савва был тогда еще жив и, несмотря на свой чрезвычайно преклонный возраст (ему было тогда около 100 лет), самолично отправился в Константинополь жаловаться императору Юстиниану на исохристов (а также на соперничавших с ними оригенистов-«апротоктистов»). В результате после нескольких заседаний синода в 543 году был издан строгий императорский эдикт против Оригена .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава четвертая. Всенощное бдение в период повсеместного распространения Иерусалимского Устава на православном Востоке. Начавшееся много раньше XII столетия проникновение в Константинополь иерусалимских обрядов и обычаев, заимствование канонов и других песнопений иерусалимского происхождения, а также праздников, привело в XII веке к постепенному распространению в Константинопольском патриархате Иерусалимского устава 404 . Этому способствовали, во-пер-вых, постоянные близкие взаимоотношения между обоими патриархатами; патриархи иерусалимские присутствовали на константинопольских поместных соборах, например, патриарх Симеон – на соборе в царствование Алексея Комнина, осудившем Льва, митрополита Халкидонского 405 ; а Константинопольскую кафедру занимали прежде бывшие иерусалимские патриархи Косьма (1075–1091) и Досифей (1190–1191) 406 ; Марк, епископ Отрантский, до занятия кафедры в Отранто, был экономом церкви св. Мокия в Константинополе, а ранее этого – монахом лавры преп. Саввы Освященного 407 . Во-вторых, сама лавра преп. Саввы Освященного, являвшаяся центром духовного просвещения в Палестине и, отсюда, имевшая исключительно большое значение в истории Иерусалимского устава, обладала рядом филиалов далеко за пределами Иерусалима. Составитель жития св. Григория Агригентско-го называет себя «игуменом монастыря св. Саввы в Риме» 408 . В Александрии с 730 года существовал храм, а затем и подворье преп. Саввы 409 . Наряду с этими причинами, можно сказать, внешнего характера, обеспечивавшими распространение Иерусалимского устава далеко за пределами его родины, была еще одна причина, немало содействовавшая успеху его распространения, вытекавшая из характера самого устава. Иерусалимский устав отличался не только от устава Великой константинопольской церкви, но и от константинопольских монастырских, в частности от виднейшего из них Студийского, простотой в смысле доступности отправления по нему богослужения, о чем Симеон Солунский говорит: «В обителях и почти во всех церквах соблюдается чин одного Иерусалимского устава св. Саввы, потому что его можно совершать и одному, так как он и составлен для монахов, и он часто выполняется в киновиях без пения» 410 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Даль был одним из тех немногих иностранцев, которые поняли, полюбили и даже стали изучать и описывать … Святую Русь! До сих пор имя Даля мы связываем с этнографическими его находками, с исследованием русских областных наречий, обычаев, народных обрядов. Но главное в том, что Даль полюбил в русском человеке его… Православие. Святая Русь, хотя он и был иноземцем, не стала для него чуждой абстракцией. Он весь проникся ею. Религиозные воззрения и проявления русского народного духа – вот главный стержень его произведений. Именно из Православия выводил Даль многие величественно-богатырские, самые широкие и яркие черты русского национального характера. Илья Муромец у него не просто – легендарный богатырь, обладающий немереной силой и побивающий врагов Руси великой. В той сказке-легенде, которую предлагает своим читателям Даль, Илья Муромец – прежде всего глубоко религиозная личность, делами и словами его руководит Сам Господь Бог. Илья – плоть от плоти и сильный заступник Святой Руси. Даль несомненно связывал образ Ильи Муромца с личностью преподобного Илии, чьи мощи покоятся в Киево-Печерской лавре. Паломник XVI века, некто Леонтий, в своих записках говорит: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением». Преподобный Илия был канонизирован в 1643 году. Угодник Божий преподобный Илия (Муромец) имел прозвание Чоботок (по другим источникам – фамилию Чоботов). Он жил в XII веке. В детстве страдал тяжелой болезнью и был недвижим. После исцеления пошел на службу к Киевскому князю воеводой. После легендарных воинских подвигов, в расцвете лет (судя по всему, около сорока) он ушел в монастырь и скончался, будучи иноком Киево-Печерской лавры, около 1188 года. Проведенная учеными экспертиза мощей определяет его возраст в 40 – 45 лет и подтверждает паралич преподобного Илии в детстве и тяжелые воинские раны. Почивает преподобный Илия, сложив правую кисть руки в троеперстии. Память его чтится церковью 1 января.

http://pravoslavie.ru/36558.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Батюшка слышал крик сердца Воспоминания участников Рождественских чтений об архимандрите Кирилле (Павлове) 21.02.2020 744 Время на чтение 6 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ Один из докладов монашеского направления XXVIII Рождественских чтений, посвященных 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, был посвящен памяти духовника Свято-Троицкой Сергивой лавры, архимандрита Кирилла (Павлова) , а тогда, в годы войны, – сержанта Павлова. 20 февраля 2017 года отец Кирилл отошел ко Господу. В день его памяти «Монастырский вестник» предлагает вниманию читателей воспоминания, которыми поделились участники чтений после доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина). Епископ Алексий, наместник Данилова монастыря Для нас все, что связано с именем архимандрита Кирилла (Павлова), очень дорого. Батюшка для нас – это огромное солнце, которое продолжает нам светить, нас, немощных, просвещая и согревая. Это был человек, который жил рядом с нами, которого мы слышали, видели, которого, как сказано у Апостола, осязали руки наши (см.: 1 Ин. 1:1). Батюшка оказал влияние не только на каких-то отдельных людей. Это было влияние на всю Троице-Сергиеву лавру, даже на всю Церковь. Ведь отец Кирилл был духовником троих Патриархов. Когда в Лавре совершались патриаршие богослужения, то архимандрита Кирилла обязательно назначали на них служить. Я думаю, что и владыки, и духовенство знают, насколько это трудно и ответственно. Когда у отца Кирилла спрашивали, как он себя чувствует, как у него на все хватает сил, он шутливо отвечал: «Трясемся, но не сдаемся». Такой у батюшки был сильный дух, дух оптимизма, любви к Богу, к Церкви, к своему служению, к богослужению. Ведь монахи – как солдаты: «Служу Богу, Церкви и Отечеству!» При этом отец Кирилл старался, чтобы и его военный подвиг оставался незаметным. До сих пор дискутируется вопрос: кто был тем самым легендарным сержантом Иваном Павловым в Сталинграде – батюшка или кто-то другой? Отец Кирилл до самого конца сохранил эту тайну: он уходил от определенного ответа, не подтверждал ни то, ни другое. Так что этот вопрос так и остался открытым. Батюшка старался, чтобы все его подвиги были незаметны. Архимандрит Аркадий, наместник Нило-Столобенской пустыни

http://ruskline.ru/opp/2020/02/21/batyus...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь всегда с христианами» Беседа с архимандритом Парфением (Мурелатосом), игуменом монастыря святого Павла на Афоне 02.09.2010 510 Время на чтение 12 минут Архимандрит Парфений (Мурелатос) оставил мир и пришел на Афон в монастырь святого Павла совсем молодым человеком. Через 20 лет братия монастыря избрала его, тогда простого монаха-лесничего, своим игуменом. Сейчас геронда Парфений, более 56 лет подвизающийся на Святой Афонской горе, - один из наиболее почитаемых в греческом мире духовников. - Геронда, в каком году вы пришли на Афон? - Я пришел на Святую Гору в 1954 году. - А как долго являетесь игуменом монастыря святого Павла? - Вот уже 36 лет я игумен. С 1974 года. - Вы застали Святую Гору такой, какой мы ее уже не увидим. Расскажите, пожалуйста, об Афоне тех лет. - В то время многие афонские монастыри находились в состоянии упадка, поскольку в них не бло монахов. Это был такой период, когда, например, в монастыре святого Филофея было пять монахов, в монастыре Симонопетра - человек десять. Здесь, в монастыре святого Павла, было пятьдесят человек братии. Многие келлии, скиты, дома и здания были разрушены. Лишь девять монастырей были общежительными, а остальные одиннадцать - особножительными , в них еще была идиоритмия. Положение было таким, что вставал вопрос, что будет с Афоном дальше? И то, что случилось затем на Афоне, произошло чудесным образом. Господь и Богородица так управили, что все монастыри стали общежительными. А началось это тогда, когда весь Афон праздновал тысячелетие основания Великой Лавры . За это тысячелетие много всего было пережито... Поскольку на Балканах и во всем мире было много войн и неурядиц, Афон тоже пережил и плен, и войны, и убийства, и пиратские набеги. А потом освободился. У турок здесь стояла десятитысячная армия, и Афон должен был всю эту армию кормить. А так как все монастыри были бедными, то закрыли трапезные, и все монастыри стали особножительными, потому что не могли сводить концы с концами. Потом постепенно-постепенно монастыри из особножительных вновь стали общежительными. Так, мой монастырь - святого Павла с 1700 по 1840 год был идиоримическим, а потом стал общежительным. В монастырской летописи рассказывается, как это происходило, как пришел игумен... У Афона длинная история.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря 24.06.2020 1906 Время на чтение 30 минут Архиепископ Вениамин (Новицкий) (1900–1976 гг.) В 2020 году исполняется 120 лет со дня рождения видного архипастыря Русской Православной Церкви – архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого) (1900–1976 годы жизни). Постриженик Свято-Успенской Почаевской лавры, владыка был значимой фигурой в непростых религиозных процессах на Украине в годы Великой Отечественной войны. Он проявил себя как духовный воин, боровшийся вместе со своими преосвященными собратьями за каноническую чистоту православия на Украине в тех сложных обстоятельствах. Многие наши современники, лично общавшиеся с владыкой, вспоминают о нем как о молитвеннике, прозорливом старце, стойком поборнике канонической чистоты Церкви и пастыре добром. Сложно сосчитать всех людей, удостоившихся стать священниками и архиереями благодаря молитвам, глубокому духовному видению, попечению и покровительству владыки Вениамина в то безбожное советское время. В 1958–1973 годах Вениамин (Новицкий), будучи архиепископом Иркутско-Читинским, управлял и церковной жизнью в Приморье. В 1959 году именно он дал рекомендацию на обучение в Московской духовной семинарии Борису Пушкарю – будущему главе Владивостокской и Приморской митрополии, который принял монашеский постриг с именем Вениамин. В память и благодарность об этом Христовом труженике, по благословению митрополита Вениамина (Пушкаря), и от всех жителей Приморья мы предлагаем вниманию читателей журнала пока первый биографический очерк о Владыке Вениамине (Новицком) – о Почаевском периоде его жизни. Очерк по крупицам составлялся из известных фактов биографии владыки, анализа некоторых доступных фотографий, воспоминаний, биографий людей из ближайшего его окружения. В следующих номерах журнала мы планируем продолжить публикацию этих биографических очерков. 1900 год, Минская область, село Кривичи Раковского уезда, в день преподобного Сергия Радонежского 25 сентября старого стиля в семье протоиерея Василия Дионисьевича Новицкого и матушки Людмилы Николаевны Новицкой родился мальчик Сергей – третий в семье. Всего детей в семье было шестеро – две дочери и четыре сына.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Завершился Крестный ход Москва-Минск-Киев, посвященный 60-летию Победы 04.08.2005 404 Время на чтение 6 минут 28 июля 2005 г. в день празднования памяти святого Равноапостольного князя Владимира в Киево-Печерской Лавре завершился Крестный ход, посвященный 60-летию Победы, по маршруту Москва -Минск-Киев. Настроение собравшихся у Киево-Печерской Лавры православных верующих отражал плакат, цитирующий слова преподобного Лаврентия Черниговского: " Как нельзя разделить Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа, - это един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию - это вместе - Святая Русь " . Проведение крестного хода благословили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, и Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. 24 мая Крестный ход двинулся из Москвы. Верующие прошли по территории России, Белоруссии и Украины (всего 1800 км), чтобы молитвенно почтить память наших отцов, дедов, прадедов, погибших во время войны. Служились панихиды, литии. На последнем этапе Крестного хода, в 6 утра из Китаевской пустыни около тысячи человек направились в Киево-Печерскую Лавру (расстояние около 8 км) к праздничной Божественной литургии. К молитвенному шествию по дороге присоединялись православные, приехавшие со всей Украины. Здесь можно было увидеть Наталию Михайловну Витренко, Владимира Романовича Марченко, (ПСПУ), Валерия Каурова, Руслана Запорожского (Единое отечество), Евгения Максименко (общественное движение " За Русь Святую и Веру Православную " ), Юрия Егорова (Русское движение Украины), Константина Шурова (Русская община Украины) и других политических и общественных деятелей, кому не безразлична судьба Киевской Руси. Победа в Великой отечественной войне - это общая победа трех братских народов. Мы воевали, проливая кровь и одолели врага потому что были едины Мы обратились к Богу и стали непобедимы. Как сказал архимандрит Кирилл (Павлов), участник Сталинградской битвы: " ...эта война действительно обратила людей к вере, и правительство совсем по-иному отнеслось к Церкви. В особенности, когда вышел декрет Сталина об открытии храмов в России. Это, несомненно, подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к нашим людям " .

http://ruskline.ru/analitika/2005/08/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как рождаются легенды, или О книге Александра Сегеня «Поп» 23.03.2012 2450 Время на чтение 7 минут Передо мной книга Александра Сегеня «Поп». Это уже ее четвертое издание. (Сегень А.Ю. Поп: Роман. - Изд. 4-е - М.:Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - 400 с.) Именно по этой книге был снят талантливый фильм с таким же названием. Главным героем книги и фильма является священник Александр Ионин. Об этом прямо сказано в аннотации. Прообразом же послужил священник Алексий Ионов. Замечу сразу: отождествлять фильм и книгу с реальными историческими событиями нельзя. И вот почему. Затрагивая тему войны в этом фильме, известный петербургский протоиерей в нашей беседе упомянул о том, что Л. Толстой тоже коснулся темы войны в художественном романе «Война и мир». - Вот именно, в художественном, - дерзаю возразить ему, - ни один историк не будет отождествлять события Отечественной войны 1812 года с книгой Л. Толстого, а тем более изучать по ней историю. А наш народ теперь воспринимает фильм и книгу как историческую правду, как реальные события Великой Отечественной войны и деятельность т.н. Псковской Миссии . Автор художественного произведения, конечно, имеет право на любую свою интерпретацию фактов. Историческая же наука на то и наука, что опирается на факты, исследования и документы, из которых и вырастает концепция исторического события. В чем же таится опасность таких художественных произведений, не делающих никаких оговорок и предисловий для неподготовленного читателя? Да в том, что в наше время коммерции, доступной, съедобной полуправды, явление всеобщей некомпетентности почти везде и во всем носит прямо-таки тотальный характер. Разберемся по порядку. Не буду детально анализировать весь текст книги с ее перлами типа «муха... сердито взлетела», «прекрасно исповедовал... а сегодня вовсе был в ударе» или как священник иногда ненавидел свою жену . Это мелочи. А вот в остальном, где историческая неправда лежит прямо на поверхности, надо разобраться. Например, А. Сегень пишет: «митрополит Вениамин, впоследствии жестоко умученный большевиками и расстрелянный на кладбище Александро-Невской лавры...» Это уже слишком. Все, кто мало-мальски знаком с историей нашего города знают, что митрополит Вениамин был расстрелян на Ржевском полигоне, а на Никольском кладбище стоит только его поклонный крест.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/24/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010