Особенности чинопоследования П., прежде всего наличие в чине П. Пс 118, тропарей после него, канона, позволяют сравнивать П. с др. заупокойными службами: утреней заупокойных суббот, чинами погребения. Пс 90 в начале П. позволяет провести параллель с чином повечерия ( Успенский. 1978. С. 26, 37). П. также имеет сходство с последованиями по исходе души от тела (в конце Псалтири или Псалтири следованной в офиц. изданиях РПЦ), с каноном о единоумершем или о неск. умерших (в Псалтири дониконовских и старообрядческих изданий), однако эти последования имеют более простую структуру, в к-рой нет Пс 118 с последующими тропарями, хотя К. Никольский называет «панихидой» последование по исходе души ( Никольский. Пособие. С. 756-757). Обычными днями совершения П. являются: заупокойные субботы (мясопустная, перед Пятидесятницей, 2-4-я субботы Великого поста, Димитриевская), Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе), установленные позже дни поминовения усопших (9 мая по н. с., Неделя Новомучеников и исповедников Российских до или после 25 янв. по ст. ст.; в синодальный период, с 1769 - за павших воинов 29 авг. ст. ст.). В совр. практике П. совершается, как правило, после литургии. Нередко встречается более частое совершение П., включая уставную П. в пятницу вечером. Частные П. совершаются над еще не погребенным телом, а также на 3-й, 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти усопшего ( Никольский. Пособие. 1907. С. 756-765). Лит.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения ( γρυπνα) на православном Востоке и в Русской Церкви//БТ. 1978. Сб. 18. С. 5-117; Афанасий (Сахаров), исп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995; Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие (на примере великой панихиды). М., 2005. Вып. 1: Великая панихида знам. распева; Вып. 2: Рус. безлинейное многоголосие; Желтов М. С., свящ. Последование заупокойной панихиды в древнерус. Служебниках XIV в.//Смъртта и погребението в юдео-християнската литература/Ред.: Р. Койчева, А. Милтенова. София, 2011. С. 220-231; Печенкин Г. Б. Панихидник певчий. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2578809.html

С тех пор и вплоть до ХХ века святые мощи преподобного Сергия крайне редко покидали стены Троицкого собора. Известно, что их выносили на Красногорскую площадь во время пожара 1709 года. На этом месте, напротив Святых врат, позднее построили В дневниках профессора Московской духовной академии Александра Беляева говорится, что честные мощи Преподобного в 1905 году переносили из Троицкого собора в Успенский: «…Ныне пред обедней вынесли мощи прп. Сергия из Троицкого собора, обошли вокруг Успенского с хоругвями и иконами. Евдоким и лаврское духовенство поставили их на приготовленном месте под сенью, между двумя правыми колоннами. И прежде митр. Иоанникий и Леонтий желали на лето переносить их в Успенский собор, но Победоносцев почему-то противился. Теперь согласился, потому что в Троицком соборе ремонт еще После революции Двадцатый век, как известно, ознаменовался жестокими гонениями на Русскую Православную Церковь, и Троице-Сергиева лавра не избежала печальной участи, постигшей многие монастыри и храмы в годы лихолетья. Преследования верующих в различных формах начали проявляться с первых дней советской власти. Осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежавшего Лавре. В местной газете «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические и хулительные статьи об обители, о мощах преподобного Сергия Радонежского и возможности их вскрытия. В дни Великого поста 1919 года в Трапезном храме Лавры по этому поводу состоялось большое собрание верующих. Архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник Лавры перед ее закрытием в 1920 году, произнес речь, в которой призвал верующих защитить от поругания священное место. Вскоре после этого в храмах Лавры, Академии, а также в посадских приходских церквях стали собирать подписи под прошением в Совет народных комиссаров (Совнарком) не вскрывать мощи преподобного Сергия. В начале марта 1919 года братия обители во главе с отцом Кронидом обратилась к председателю Совнаркома Ленину с просьбой запретить вскрытие раки с мощами Преподобного. Двадцатого марта Патриарх Тихон лично написал послание председателю Совнаркома по этому же поводу. Но, несмотря на ходатайства верующих, решение о вскрытии мощей преподобного Сергия было принято на пленуме местного городского Совета 1 апреля 1919 года и 4 апреля подтверждено Московским губернским исполнительным комитетом (Мосгубисполкомом).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5933935...

Ст. 2. Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Ст. 3. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что и ядущего, т. е., например, уверовавшего помимо закона Моисеева язычника, римского, Бог же принял в Царство Христово. Кто, постясь сам, других, непостящихся, осуждает, тот и своей душе пользы от поста не получает. «Если подвизаетесь в посте как должно – не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо, ибо не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться». Так говорит преп. Исидор. Ст. 4. Да и кто ты, осуждающий чужого раба? Он пред своим Господом стоит или падает. Если же он падает, то он будет восстановлен, потому что Бог , в Которого верует, силен восстановить его. Кроме того, каждый из нас за себя даст отчет Богу ( Puм. XIV, 12 ). Православные! Во дни особенного поста и среди нас можно найти людей строго постящихся, менее постящихся и даже вовсе не соблюдающих поста в пище. Между нами же есть люди постящиеся, но осуждающие других за нарушение поста и, так сказать, незаметно сознающие себя выше других. Как же всем нам нужно держать себя в отношении друг к другу? – Так же, как завещал св. апостол Павел. Не станем же более судить друг друга, а лучше станем заботиться о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну ( Puм. XIV, 13 ). В отношениях к немощным, мнительным в вере и в набожности мы должны быть снисходительны, терпеливы и осторожны. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает ( Puм. XIV, 21 ), особенно когда ты своею свободою во вкушении пищи и питья нарушаешь общеустановленные, например на дни Великого поста, общеобязательные законы о воздержании, о посте. Ради пищи не разрушай дела Божия ( Puм. XIV, 20 ). А с другой стороны, и постящиеся телесно, поститесь и духовно. Разрешите всякий союз неправды, дадите алчущим хлеб, нищих бескровных введите в дома; избегайте осуждения других, всякого человекоугодия, многоглаголания. Да и при посте телесном должно: 1) наблюдать благоразумную постепенность в выборе и количестве снедей; 2) сообразовать пост с телесными силами; 3) избегать чрезмерного, расслабляющего поста; 4) при расслаблении тела от подвигов либо от болезни вовсе не держать поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Апостол Павел продолжает: «Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (ст. 20). Восседая одесную Бога и Отца, Господь Иисус Христос является и жертвой, один раз принесенной за все человечество, жертвой столь великой, столь бесконечно ценной и ни с чем не сравнимой, что повторение ее не нужно, и одновременно ходатаем и первосвященником, который принес эту жертву и вознес ее к Богу. Поэтому, какими бы тяжкими ни были наши грехи, какими бы трудноискоренимыми ни были наши страсти, какие бы препятствия ни чинили нам диавол, мир или люди, — мы не должны терять надежду, ибо милосердие Божие безгранично. Тот, Кто соизволил быть принесенным в жертву через распятие на Кресте за грехи человеческие, конечно же, всякого из нас готов простить, лишь бы надежда наша была непоколебимой. Живя на земле, мы должны искать опору не на земле, но на небе. Земля, кажущаяся нам твердыней, на самом деле в отношении нравственном, духовном — зыбкая поверхность моря. А небо, которое мы привыкли считать чем-то эфемерным, воздушным, более зыбким, чем вода, наоборот, служит опорой. С таким внутренним расположением мы должны жить и на нем строить всю свою деятельность, тогда Господь даст нам силы для того, чтобы преодолеть это бурное житейское море и не утонуть, и в конце мы достигнем тихой мирной пристани — небесного пристанища. Аминь. 18 марта 2007 года Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт Болгарский Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь в неделю 4-ю Великого поста Послание к Евреям, отрывок из которого мы читаем в 4-ю неделю Великого поста, — особенное писание Нового Завета. И особенность его в том, что в нем вся история верующего человечества рассматривается как некое единое целое, в котором содержательно связано прошлое с настоящим и будущим. Но связь эта не такая, какую утверждали языческие историки и философы, говоря, что нет ничего нового на земле: мол, все повторяется в циклическом ритме, все движется по кругу, как Солнце и звезды, как прилив и отлив, как день и ночь, как лето и зима. Библейский взгляд на историю совсем иной. Бог сотворил этот мир и человека в нем не для бессмысленного верчения, но для движения к определенной цели. И цель эта — в Самом Боге Творце. Как писал в Послании к Римлянам апостол Павел, «все из Него, Им и к Нему» ( Рим 11:36 ). Человек в своем греховном состоянии чаще всего такой цели не видит. Напротив, он видит вокруг себя тлен и смерть, которая лишает смысла какое бы то ни было существование. Оттого и мысль о вечном повторении и бессмысленном движении по кругу. Само слово «грех» в греческом языке (а книги Нового Завета написаны по-гречески) означает «движение мимо цели, сбой». Действительно, получается так, как сказано у Пушкина:

http://bible.predanie.ru/nedelya-4-aya-v...

3 апреля – воскресенье. Третья неделя Великого поста (третий воскресный день поста) — Крестопоклонная. В этот день читают предания, освящают просфиры, не работают, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест», постятся (с ядением варения с елеем и вином). Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 4 апреля – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 5 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 6 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста) Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда с маслом и вино. 7 апреля – четверг. Праздник Благовещения . Название праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином. Разрешается рыба. Один раз в день, около 15.00. 8 апреля – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 9 апреля – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде " умерщвления плоти " , о котором много написано в аскетической литературе. Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. " Покургузка, люли, покургузка " – так оплакивают народные песни краткость масленичных дней, после которых " станет гузко " , то бишь грустно. Однако на самом деле здорово, что " не всё коту масленица " . Потому что " время всякой вещи под солнцем... время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать " (Еккл. 3, 1–4). Игумен Игнатий (Душеин) (благочинный VIII округа Калужской епархии, председатель Миссионерской комиссии Калужской епархии): – Христиане, как известно, в наше время бывают разные. Есть так называемые " крещеные " . Это те, которые так сами себя характеризуют, если спросить их о вере. Таких сейчас подавляющее большинство. Для них Пасха – время куличей, Великий пост – в лучшем случае время неядения чего-то, в худшем – он просто ими игнорируется. Для таковых масленица – это время, когда блины пекут. А если говорить о людях церковных, которые всерьез озабочены вопросом своего спасения, то для них масленицы вообще нет, а есть Сырная седмица, в конце которой – Прощеное воскресенье и начало Великого поста. В воспоминаниях Шмелева, теперь известных всем православным читателям, масленица описывается как разгульное торжество, некий пир накануне поста. Но даже за этим разгулом угадывается радостное ожидание обновления. Великий пост – вот действительно радостное время для православного человека. Это радость, которую мир сей со всеми его удовольствиями и разгулами дать не может. Великий пост – время обновления, время покаяния. Особое время, когда даже воздух пахнет иначе, когда по-другому думаешь, говоришь, живешь. И последняя неделя перед постом имеет свой житейский колорит. Это время подготовки к посту. Не гастрономического " отрыва " , а именно мобилизации душевных сил, " закругления " дел. Это как канун большого праздника.

http://religare.ru/2_92690.html

Втебе, матерь, точно сохранилось/то, что в нас по Божию образу:/ибо взяв свой крест ты последовала за Христом,/и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей,/заботиться же о душе, творении бессмертном./Потому и радуется с Ангелами, преподобная Мария, дух твой. И ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы,/и распятие претерпев, Благий,/испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог,/не презри, яже создал еси рукою Твоею./Яви человеколюбие Твое, Милостиве,/приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны,/и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. И ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы/и распятие претерпевший,/ниспровергший смертию смерть/и явивший воскресение как Бог,/не презри, Благой, созданных рукою Твоею;/яви человеколюбие Твое, Милостивый,/прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас,/и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся. Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После Непорочных тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и прокимен гласа. Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христа: Псалом 50. Затем Слава, глас 8: Покаяния врата отверзи мне : По всем обычнем последовании, каноны 3: воскресный с Богородичным на 6: настоящий Триоди на 4: и преподобныя на 4. Канон первый – Воскресный на 4, Богородичен на 2, Триоди на 4 и преподобной на 4: Канон на богатаго, и на Лазаря. Глас 8. Песнь 1. Канон на богатого и Лазаря, глас 8. Песнь 1 Ирмос: Воду прошед яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. Ирмос: По воде пройдя, как по суше: Оставил мя еси богатству сластей,/веселящемуся на всяк день в сладости богатому./Темже Тя молю Спасе,/огня мя якоже Лазаря избави. Предоставил Ты мне/предаться богатству наслаждений,/подобно веселившемуся на всякий день в роскоши богатому./Потому молю Тебя, Спаситель,/от огня меня как Лазаря избавь. Одеяхся Спасе сластьми,/якоже обложивый себе виссон и злато, и златую одежду,/но мя во огнь якоже онаго, да не послеши. Одет я, Спаситель, услаждениями/как облачавшийся в виссон, и золото,/и златотканную одежду;/но не пошли меня в огонь, как его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-p...

И ныне, Богородичен гласа. Вход. Свете тихий: Прокимен: Господь воцарися: Ектения, и прочее яко обычно. И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа. На литии стихира храма. Слава, и ныне, глас 5: Зрящи Тя тварь вся на Кресте нага висяща,/Содетеля и Зиждителя всех,/изменяшеся страхом, и рыдаше:/солнце же свет омрачи,/и земля колебашеся, камение же разседашеся,/и храма светлость раздирашеся./Мертвии восташа от гробов,/и ангельския силы ужасошася, глаголюще:/о чудесе! Судия судится,/и страждет хотя за спасение мира, и обновление. На литии Слава, и ныне, глас 5: Все творение, видя висящим на Кресте нагим/Тебя, Творца и Создателя всего,/изменялось в страхе и сокрушалось:/солнце умалило свет и земля волновалась,/скалы же распадались и блистающая завеса храма разрывалась,/мертвые восставали из гробниц/и Ангельские воинства поражались и восклицали:/“О чудо! Судия подвергается суду,/страдает добровольно/для спасения мира и обновления!” На стиховне стихиры осмогласника, яже по алфавиту. Стихиры на стиховне октоиха Слава, и ныне, глас 4: Пособивый Господи кроткому Давиду/победити иноплеменника,/верным людем нашим споборствуй,/и оружием Креста низложи враги наша:/покажи благоутробне на нас древния милости Твоя,/и да разумеют воистинну, яко Ты еси Бог:/и на Тя надеющиися побеждаем,/молящиися обычно Пречистей Твоей Матери,/дароватися нам велицей милости. Тропарь, Богородице Дево: дважды: Слава, и ныне, глас 4: Господи, Ты помог кротчайшему Давиду/победить иноплеменника,/и верному нашему царю содействуй в битвах,/и оружием Креста врагов наших низложи;/яви на нас, Милосердный, древние милости Твои,/и да познают истинно, что Ты – Бог,/и мы, на Тебя надеясь, побеждаем,/при обычных пречистой Твоей Матери ходатайствах/о даровании нам великой милости. И Крестный единожды, глас 1: Спаси Господи люди Твоя,/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя,/и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. И прочее последование бдения: яко обычно. Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, людей Твоих/и благослови наследие Твое,/победы православным христианам над иноплеменными даруя/и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-t...

Веселяшеся богатством и сладостию богатый,/древле в житии тленнем:/темже на муки осудися,/нищий орошашеся Лазарь. Веселился богатством и роскошью богатый/некогда в жизни тленной,/потому и был на муки осужден,/нищего же Лазаря роса освежала. Богородичен: Чини Тя ангел и человек, безневестная Мати,/хвалят непрестанно:/Творца бо сих якоже Младенца/во объятиих Твоих носила еси. Богородичен: Полки Ангелов и смертных/Тебя, Матерь, брака не познавшая, восхваляют непрестанно,/ибо Ты их Творца как младенца/во объятиях Твоих носила. Другий канон преподобныя, на 4. Глас 6. Иной канон преподобной, глас 6. Песнь 1 Ирмос: Волною морскою/Скрывшаго древле/гонителя мучителя – под землею скрыша/спасенных отроцы;/но мы, яко отроковицы,/Господеви поим,/славно бо прославися. Ирмос: Волною морскою: Любовию светоносную и божественную твою память празднующему,/свет низпосли ми,/предстоящая преподобная свету неприступному Христу,/искушений всяческих мя жития избавляющи. С любовью светоносную и божественную твою память празднующему,/свет ниспошли мне, преподобная,/предстоящая Свету неприступному – Христу,/от всяческих искушений житейских меня избавляя. К египтяном плотию отшедый, Неописанный и Превечный,/из Египта показует всесветлую тя звезду,/ведый Господь вся прежде бытия. С египтянами по плоти поселившийся Господь,/Беспредельный и Предвечный,/из Египта являет тебя, всесветлую звезду,/всех Знающий прежде рождения. Божественных заповедей честная не ведущи,/божественный образ Божий окаляла еси:/Божественным же промыслом паки очистила еси всехвальная,/обожившися деяньми божественными преподобная твоими. Божественных заповедей не зная, досточтимая,/прекрасный образ Божий ты запятнала,/но Божественным промыслом снова очистила его, всехвальная,/обожение стяжав деяниями божественными твоими, преподобная. Богородичен: О Твоего Боже мой многаго благоутробия,/и неизреченнаго Твоего снизхождения!/Како первее блудницу, Матере Твоея мольбами,/яко чистую и непорочную, ангелом уподобил еси. Богородичен: О великое Твое, Боже мой, милосердие/и неизреченное Твое снисхождение!/Как бывшую блудницу, Матери Твоей мольбами,/чистотою и непорочностью Ты Ангелам уподобил!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-p...

Так, собственно, происходит и сейчас. Служители алтаря: и нынешние первосвященники, то есть епископы, и священники, их помощники, и другие — независимо от сана имеют человеческие немощи и поэтому вынуждены сочувствовать людям и не быть слишком строгими к ним. Они принимают покаяние верующих и выслушивают рассказы об их душевных болезнях с человеколюбием, а не с возмущением, и стараются им помочь. А если бы сами священники были безупречными, как ангелы, то тогда, скорее всего, и требования предъявляли бы соответствующие, ведь и Господь наш Иисус Христос также был «обложен немощами», кроме греха, для того чтобы сочувствовать нам. Получается, что даже Бог только в том случае может сочувствовать людям, если Он как человек пережил то же, что и они. Это заставляет нас быть чрезвычайно дерзновенными. Силуан Афонский, на своем собственном опыте испытавший, чтó такое помощь Божия, говорит: «Если бы мы знали, какой Господь Иисус Христос милосердный, то никто никогда не отчаивался бы». «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (ст. 4). Из ветхозаветной истории мы знаем, что тех, кто пожелал стать первосвященником или равным Аарону, Бог наказал страшным образом: одних поглотила земля, других пожрал огонь, вышедший из кадильниц (см. Чис 16:31–35). Получается, что человек не имеет права с дерзновением искать первосвященства. Святитель Симеон Солунский говорит, что можно искать священства, но не епископства — проявлять инициативу в этом отношении человек не имеет права. Не всегда, конечно, так бывает, но так должно быть. Для нас важно следовать Священному Писанию и Преданию Православной Церкви. «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (ст. 5). Эти слова известны нам из псалма (Пс 2:7). Господь наш Иисус Христос стал первосвященником, потому что освящен был Самим Богом и Отцом. Он одновременно был и первосвященником, и той жертвой, которую этот Первосвященник принес, но не за Себя, конечно, а за народ. Причем Он принес ее не только за израильский народ, но и за все человечество; не только за своих современников, но и за тех, кто жил прежде Него от сотворения мира и кто должен появиться до конца времен.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010