В новозаветную эпоху ветхая вера в Бога находилась в кризисе. Время шло, но никаких признаков исполнения обетований, осуществления Правды, никаких видимых знаков спасения от скорбей и бедствий этого мира не наблюдалось. Невольно возникал искусительный вопрос: а есть ли эта Правда? Праведен ли Бог? И если Правда есть, то почему она бессильна в этом мире? И все древние мученики, все свидетели веры «не получили обещанного». У них была героическая вера, но сколь прискорбна была их судьба! Ведь они «не имели надежды», о чем с печалью в одном из своих посланий пишет апостол Павел (1 Фес 4:13), и уходили из жизни так же, как их гонители и мучители, «не получив обещанного». Но в это кризисное для веры время надежда пришла в мир, ибо «Бог предусмотрел для нас нечто лучшее». Небесная надежда пришла с явлением спасительной Правды Божией в Иисусе Христе, Распятом и Воскресшем. Правда явлена, засвидетельствована апостолами, Церковью, новыми Священными Писаниями и новым сонмом свидетелей-мучеников. Эта Правда для нас запечатлена не в мертвой букве Закона, как это было для мучеников Ветхого Завета, но в живой Личности Господа и Спасителя, в Новом Завете с Богом. Не в словах, на камнях или на бумаге начертанных, но в Слове Божием воплощенном и вочеловечившимся, вписанном в наши сердца Духом Святым. Духом, Который одаривает нас не только верой в невидимое, но и надеждой, и, главное, любовью к тому, что ощутимо и видимо. Ободряющий и вдохновляющий урок сегодняшнего апостольского чтения в утешительном напоминании: у христианина в жизни есть засвидетельствованная цель, на которую он устремляет взор своего сердца. Он не просто прогуливается по тропинкам жизни, к вечеру возвращаясь к тому месту, откуда он вышел утром. Христианин имеет цель — в сияющей вечности христоподобия. Поэтому каждый из нас должен время от времени задавать себе вопрос: продвинулся ли он дальше? не сбился ли с пути? Более того, нам говорится, что жизнь христианина — не просто спокойное продвижение к цели. Его жизнь сравнивается с подвигом атлета, который участвует в трудном забеге, изо всех сил бежит к финишу. «Будем упорно бежать в предстоящем нам состязании», — таков буквальный перевод последних строк нашего отрывка. Возникает образ переполненного стадиона. За бегунами наблюдает бесчисленное «облако свидетелей», то есть тех, кто засвидетельствовал свою веру во Христа, они уже завоевали победные венцы и теперь смотрят с небес, на нас, являясь свидетелями наших свершений. Они вдохновляют и подбадривают нас. Спортсмен удвоит свои усилия, если будет знать, что за ним наблюдают не просто зрители на стадионе, но сочувствующие ему победители трудных соревнований.

http://bible.predanie.ru/nedelya-1-aya-v...

Вот, дорогие мои, я был болен, и во время болезни я читал Библию . И вот, дорогие мои, послушайте, что говорит пророк Захария: «Две части возьму из вас и вымрут. Одних, говорит Господь, Я истреблю их мором. Одних истреблю голодом. А третью часть (так бывало: голос слабый вдруг он превращался как бы в трубный, с жестом выбрасываемой руки он говорил как знающий, как пророк) – Я расплавлю их». Обратите внимание, как говорит Господь: Я расплавлю их. Тоесть, когда будете как олово расплавленное, когда поймете, дорогие, что перед Богом вы ничто. Со смирением – Господи, ничто я. «И отдам их сребреннику. И очистит их, как серебро...» Скольким, скольким в тот день он явился как сребренник, и он взял эти «расплавленные» души и, терпеливый ювелир, к каждой приложил все возможное ему внимание и всю возможную ему любовь. В 1917 году проездом из Оптиной Анна Александровна Исакова 116 была у нас. Она сказала мне: «У вас в Москве тоже есть священник высокой духовной жизни – отец Алексей на Маросейке» 117 . Она была вся напитана светом Оптиной 118 , восторжена и возбуждена. Под впечатлением ее рассказов я пошел в названную мне церковь . Я пошел посмотреть священника, которого знают, на которого указывают из Оптиной. Во мне было разбужено любопытство к новому миру, который уже выступал для меня в эстетическом очаровании общего увлечения русской иконой, церковным пением, иконописной красотой необыкновенных святых. Я поднялся в маленькую церковь , почти пустую (4 часа, вечерня, неделя Великого Поста). Несколько старушек суетились в церкви. Быстрой, бегущей походкой вошел священник. Старушки бросились к нему под благословение, целуя его руки. Я испугался, что сейчас он увидит меня и обратится ко мне. Я поспешил уйти. Я был разочарован. Но что-то не прошло безследно. Потому что, очень редко что-нибудь записывающий, я почему-то счел нужным записать такие слова: 28-го февраля. Ходил к вечерне в церковь Николы в Кленниках. Странное впечатление произвел на меня этот священник 119 . Есть в нем что-то выделяющее его сразу. Недаром куча женщин бросается к нему под благословение – зрелище непривычное для меня в других церквах. Но что-то казалось мне в нем чужое, я это подметил и Анне Александровне, – какая-то торопливость и простота. Неужели никогда не проникну я в русскую святость? Душе моя, душе моя, восстани, что спиши.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Кто из нас, братия и сестры, не близок к таким грешникам, к их земным утехам и удовольствиям? А между тем, чему нас учит Евангельское сказание о Страшном суде Божием? Оно учит нас тому, чтобы, подражая праведникам, мы творили дела любви и милосердия, заботясь не только о себе, но и о других ( Флп. 2:4 ). «Ничто так не любезно Богу, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – как любезная для всех жизнь. Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы всё это употребляли мы для нашего спасения и пользы ближнего». Но как употреблять наши силы на пользу ближнего? Употреблять их с сознанием того, что мы творим добро не ради хвалы и славы человеческой, а ради того, что наши ближние есть меньшие братья Христа, что они – «Христовы» ( Мф. 9:41 ). А это значит, что все дела милосердия мы должны творить во имя Христа, как бы малы ни были эти дела. Подавая, например, нашу лепту ближнему, просящему её «Христа ради», будем помнить, что подаём её Самому Христу и, как говорит Премудрый, взаймы даём Господу ( Притч. 19:17 ). Будем же, возлюбленные во Христе, от всего нашего сердца творить дела милосердия, считая потерянным тот день, в который мы чем-либо не помогали друг другу: добрым ли словом, сердечным ли участием в скорбях и страданиях, молитвенным ли предстательством пред Богом. Будем милосердствовать во имя Христа, во славу Небесного Отца, Который и Сам милосерд есть ( Лк. 6:36 ) и милосердствует даже и тем, кто подаёт другому лишь стакан воды ( Мк. 9:41 ). Будем всегда помнить «последняя своя» (о смерти своей и Суде Божием), чтобы «не согрешать», очищаясь покаянием и соединением с Христом в таинстве святого Причащения. В дни Великого поста святая Церковь и будет звать нас к этому внутреннему обновлению, благодатному соединению с Господом и христианскому братолюбию и милосердию. Не оставь нас, Господи, равнодушными к этому призыву Святой Церкви! Помоги нам, Господи, встать на путь покаяния и духовного возрождения. Аминь. Читать далее Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной)/Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Перед Пасхой у христиан проходит Страстная неделя, на протяжении которой люди готовятся к празднику. В Страстный четверг католики чествуют тайную Вечерю, убираются дома  и стараются завершить все важные проекты на работе. В Страстную пятницу у католиков не принято начинать какие-то важные дела, как личные так и профессиональные. В субботу в костелах начинается Навечерие Пасхи. В костелах проводится Литургия Света — перед храмом зажигают большой костер, от огня которого будет зажжен Пасхал, после чего его внесут в темный храм под древнейший гимн “Exsultet”. Этот гимн извещает верующих о воскрешении Христа, а верующие поочередно зажигают от Пасхала свои свечи. Перед Пасхой католики обязательно украшают дом цветными салфетками и цветами. Утром воскресения прихожане после праздничного богослужения начинают вкушать приготовленную пищу, начиная с яиц. Пищу заранее освящают. Доброй традицией остается традиция дарить друг другу крашенные яйца по одному или целой корзинкой. Считается, что Мария Магдалина подарила императору Тиберию яйцо в знак того, что Иисус Христос Воскрес. Но тот не поверил Марии и сказал, что, как яйцо не может превратиться из белого в красное, так и люди не могут воскресать из мертвых. Яйцо стало красным в ту же секунду. Именно поэтому существует традиция красить яйца в красный цвет. В каждой стране, где проживает большинство католиков существуют свои пасхальные традиции. Так в Австралии популярны большие шоколадные яйца и фигурки пасхального кролика, в Англии в Страстной четверг принято подавать милостыню всем нуждающимся, во Франции в Страстную пятницу замолкают все колокола, а в Италии в день Воскресения Христова Папа Римский всех благословляет и лично произносит праздничную проповедь. Православные на Пасху всегда стараются Причаститься. Но, поскольку многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Вкушение пищи в Светлую Седмицу уподобляется вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4).

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-i-katoli...

Почему же? – Во-первых, потому, что Христос, Законодатель христианской веры, есть Бог , Творец и Промыслитель ( Ebp. I, 10–11 ). Во-вторых, потому, что закон ветхий дан был евреям от Бога при посредстве Ангелов и Моисея – служителей Божиих, между тем как закон евангельский возвещен людям Самим Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом ( Ebp. II, 2–4 ). Отсюда понятно превосходство закона евангельского пред законом Моисея. Святая Церковь наша, предлагая нам ныне апостольское учение, внушает нам, чтобы и мы ревностнее заботились о своем спасении, чтобы твердо держали и свято исполняли учение Христово, а не увлекались никакими, противными вере, преданиями старины глубокой или сведениями новыми, свежими, недозрелыми, далекими еще до истины. Гл. I, ст. 10. В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих. Ст. 11. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза. Ст. 12. И как одежду свернешь их, переменишь их и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих. Так веровал во все времена мир еврейский, такого убеждения держались Адам и Авраам, и Ной, и Давид с своими потомками. И множество языческих народов веровали, чуяли, что есть в природе какая-то Разумная Сила, какое-то Существо, Которое создало и украсило мир, управляет им, держит его в порядке, наблюдает над правильным ходом вселенной и все устрояет доселе премудро. Эти же самые верования перешли и к христианам, освящены словом Христовым, прояснены апостолами. Но ныне есть люди, и даже целый ряд людей учащихся и уже ученых своеобразно, которые проповедуют, что вселенная вовсе не произошла от Бога, что она стала существовать сама по себе, действовать по известным законам ни с того, ни с сего, без всякой причины. Как будто возможно быть действию без причины, как будто чудесное устройство мира, премудрое движение светил небесных и проявление сил в земле возможно без Премудрого Правителя, без Всемогущего Существа! Мы видим, что во вселенной есть порядок, есть законы, поддерживающие порядок; значит, должен же быть какой-нибудь высший законодатель. И этот Законодатель, этот Творец мира есть Бог . Он был прежде сотворения мира, прежде всех веков и пребудет на веки неизменяемым, а созданная Им вселенная изменится. Нынешние небо и земля при всеобщем воскресении мертвых изменятся, потому что тогда будут другие условия жизни, и наше тело получит тогда другие свойства применительно к бесконечной жизни, предстоящей человеку за гробом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Однако, как справедливо отмечает И.А. Карабинов , в сравнении с древнеиерусалимской системой евангельских чтений константинопольская во многом проигрывает, кажется более бледной, ибо «здесь взяты рядовые зачала из Евангелия Марка, которые стоят почти вне всяких отношений (за исключением зачал 3-й и 5-й нед[ель]) к 40-це и которые с одинаковым удобством могли бы быть прочитаны во всякое другое время» с. 28] . В то же время иерусалимская система рядовых чтений во многом была более выверенной и продуманной. Но самое главное вот что: так как многие составители песнопений Триоди были представителями именно иерусалимской традиции, то и их произведения тематически связаны с евангельскими чтениями иерусалимской практики. Мы не будем приводить полный список евангельских зачал недель Великого поста в соответствии с иерусалимской системой чтений, а выборочно укажем наиболее важные, а именно те, которые связаны с песнопениями соответствующих недель и седмиц в современной Триоди (полный список чтений можно найти в книге И.А. Карабинова ). Итак, из иерусалимской системы евангельских чтений заслуживают внимания следующие (все указанные ниже зачала читались на соответствующей воскресной литургии): 2-я Неделя Великого поста – Лк. 15 :11–32 (притча о блудном сыне); 3-я Неделя Великого поста – Лк. 18 :9–14 (притча о мытаре и фарисее); 4-я Неделя Великого поста – Лк. 10 :25–37 (притча о милосердном самарянине); 5-я Неделя Великого поста – Лк. 16 :19–31 (притча о богаче и Лазаре) с. 26] . Важно отметить, что содержанию приведенных притчей соответствуют следующие молитвословия: 1) первые каноны Триоди Недель 2-й, 4-й и 5-й Великого поста; 2) самогласны, составленные преподобным Андреем Пиром (как недель, так и последующих седмиц); 3) первые трипеснцы 3-й, 5-й и 6-й седмиц (составленные преподобным Иосифом Песнописцем); 4) первый и второй подобны на «Господи, воззвах…» (правда, в стихирах тема иерусалимских Евангелий отражается нечасто). Заметим также, что все недели Великого поста со 2-й по 5-ю имеют «попразднство», то есть в молитвословиях последующих седмиц отражается тема воскресного Евангелия (разумеется, в соответствии с вышеприведенной иерусалимской системой).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В аналогичном порядке «Неделя молитвы» проводится также и в дни седмицы 4-й Великого поста, Крестопоклонной. Объединенным комиссиям митрополий по взаимодействию с руководством территориальных органов ФСИН России и социальному служению в местах лишения свободы, епархиальным отделам по тюремному служению в епархиях, не входящих в состав митрополий, и помощникам начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими рекомендовано совместно с руководством территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний заблаговременно разрабатывать общий график поочередного проведения богослужений «Недели молитвы» (Литургии или молебных пений) в разных тюремных храмах, расположенных на территории учреждений УИС. График, согласованный с руководством территориальных органов ФСИН России, должен быть представлен на благоусмотрение Преосвященных архипастырей — правящих архиереев. Помощникам начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими, наделенным правами благочинных тюремных храмов в границах субъекта Российской Федерации, рекомендовано в эти дни лично посещать тюремные храмы для совершения богослужений и осуществления благочиннического надзора за состоянием канонического благоустройства храмов, а также требоотправления для осужденных. Порядок проведения «Недели молитвы» предусматривает совершение соборных (по возможности) богослужений тюремного духовенства, несущего послушание пастырского окормления в храмах, обустроенных в исправительных учреждений УИС и находящихся на канонической территории митрополий или епархий, не входящих в состав митрополий. Впервые богослужения «Недели молитвы» прошли в тюремных храмах следственных изоляторов УФСИН России по городу Москве, организованные по линии Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы в марте 2014 года — на Крестопоклонной седмице Великого поста — что явилось, по сути, «пилотным проектом», успешно осуществившимся среди подследственных учреждений УИС. Этот проект ставил своей целью поочередное совершение во всех следственных изоляторах города Москвы Божественной литургии или, в случае отсутствия таковой возможности, молебных пений для подследственных, подозреваемых и осужденных лиц в течение всей Крестопоклонной — 4-й седмицы Великого поста (24-29 марта 2014 года).

http://patriarchia.ru/db/text/6068220.ht...

Вторник, утреня. Стихира 1-я на стиховне: «Вскую, унывающи, душе моя, греху работаеши?» Уныние, производя расслабление духа, заставляет человека жить по плоти или гордости. Посему при отсутствии борьбы с ним оно непременно сопровождается грехом для унывающего. Но и само оно есть следствие греховного состояния, составляя как бы одно с ним. Поэтому оно и есть грех . А так как грех может быть очищен только благодатию Божиею, то и с унынием можно бороться только молитвою. 1925 г. Седмица 4-я Великого поста Среда, вечерня. Стихира 1-я на «Господи, воззвах» : «Благих напряжение множайшее благодеяние творит» . То есть понуждение себя к добру с напряжением сил приносит много добра всему человеку. Седмица 5-я Великого поста Среда, утреня, 2-я стихира на стиховне в конце: «Разбойническими помышленьми уязвився окаянный, и еле жив бых, Господи, пророческий же лик презре еле жива видев суща и хитростьми человеческими неисцелена» . Священник и левит в притче о милосердном самарянине отнесены здесь к пророческому лику. Значит, если ветхозаветному священству дана была благодать освящения и учительства, то тем несравненно более таковая присуща новозаветному. Стихира 3-я мученична на «Господи, воззвах» на вечерне в ту же среду: «…мечем бо преклониша выи, Тебе ради преклоншаго небеса и сошедшаго: излияша кровь свою Тебе ради истощавшаго Себе, и зрак рабий приимша: смиришася до смерти, нищету Твою подражающе» . Пострадать за Христа значит понести с Ним вместе Его поношение и уничижение. Там же, стихира 17-я по «От стражи утренния» : «Езеро иссушивый страстей, кровоточивыя прикосновением ометов Твоих» . Кровотечение женское есть знак плотского страстного состояния; тело не подчиняется духу, но расслабляется от колебания души между ним и грехом. От того же могут происходить истечения и жижи, особенно у мужчин, если, конечно, последнее не от природы. Неделя 5-я поста. Стихиры на стиховне, стихира на Славу: «Помысла прегрешения молчанием обучения подавила еси...» При обучении добродетели, пребывая в молчании языка и ума, уничтожаем грехи мысли. Седмица 6-я Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Отчего всё это происходит? Почему мы глухи и немы в отношении других и жалостливы в отношении только себя самих? – Потому, что у нас нет любви ни к Богу, ни к людям и нет сознания того, что все мы живём в вертограде Господнем, т. е. в Царстве Божием, где у всех нас один Хозяин – Отец Небесный, а мы друг для друга – братья, сестры во Христе, и где любовь, взаимное несение жизненных тягот. В Царстве Божием – всё Божие: и природа, и люди. И всё исходит от Бога и должно быть возвращено Богу в виде благодарения Его Самого и помощи окружающим, людям. В этом Царстве Божием каждый из нас призывается потерять, забыть себя для себя, чтобы найти себя в других: в их скорбях и радостях, в их жизни и смерти, ибо сказано, что нет большей любви, как отдать жизнь свою за други своя ( Ин. 15:13 ) и тем возвратить её Богу. На этом пути, братия и сестры, нет других границ и норм, кроме бесконечных. Ведь это нам сказано: Будьте милосерды, как и Отец Ваш милосерд ( Лк. 6:36 ). Он повелевает солнцу Своему исходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ). Он отыскивает каждую затерявшуюся овцу ( Лк. 15:4 ) и призывает к покаянию каждого блудного сына. Как тяжка, уныла и внутренне одинока была бы жизнь наша, если бы не было около нас любящего Отца Небесного! Как тяжело было бы нам нести крест своей жизни, своего послушания Богу. И мы совсем огрубели и одичали бы от грехов своих, если бы не было очищения от них в таинствах покаяния и Святого Причащения. Поспешим же, братия и сестры, и мы, как блудные дети, в оставшиеся дни Великого поста навстречу Отцу нашему Небесному. Поспешим на исповеди открыть Ему свою израненную и измученную душу, чтобы Он даровал нам через таинства покаяния – радость прощения, а через таинство святого Причащения – радость единения с возлюбленным Сыном Своим – Господом нашим Иисусом Христом. Укрепи нас, Господи, силой честного и животворящего Креста Твоего! Помоги нам, Боже, дружно и плодотворно работать в Твоём вертограде. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твоё поем и славим. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

В аналогичном порядке «Неделя молитвы» проводится также и в дни седмицы 4-й Великого поста, Крестопоклонной. Объединенным комиссиям митрополий по взаимодействию с руководством территориальных органов ФСИН России и социальному служению в местах лишения свободы, епархиальным отделам по тюремному служению в неразделенных епархиях и помощникам начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими рекомендовано совместно с руководством территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний заблаговременно разрабатывать общий график поочередного проведения богослужений «Недели молитвы» (Литургии или молебных пений) в разных тюремных храмах, расположенных на территории учреждений УИС. График, согласованный с руководством территориальных органов ФСИН России, должен быть представлен на благоусмотрение Преосвященных архипастырей — правящих архиереев. Помощникам начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими, наделенным правами благочинных тюремных храмов в границах субъекта Российской Федерации, рекомендовано в эти дни лично посещать тюремные храмы для совершения богослужений и осуществления благочиннического надзора за состоянием канонического благоустройства храмов, а также требоотправления для осужденных. Порядок проведения «Недели молитвы» предусматривает совершение соборных (по возможности) богослужений тюремного духовенства, несущего послушание пастырского окормления в храмах, обустроенных в исправительных учреждений УИС и находящихся на канонической территории митрополий или неразделенных епархий. Впервые богослужения «Недели молитвы» прошли в тюремных храмах следственных изоляторов УФСИН России по городу Москве, организованные по линии Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы в марте 2014 года — на Крестопоклонной седмице Великого поста — что явилось, по сути, «пилотным проектом», успешно осуществившимся среди подследственных учреждений УИС. Этот проект ставил своей целью поочередное совершение во всех следственных изоляторах города Москвы Божественной литургии или, в случае отсутствия таковой возможности, молебных пений для подследственных, подозреваемых и осужденных лиц в течение всей Крестопоклонной — 4-й седмицы Великого поста (24-29 марта 2014 года).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6068459...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010