Обращение деятелей науки и культуры по поводу событий 18 января в Музее Сахарова     В редакцию поступило открытое обращение известных православных писателей, художников, скульпторов с осуждением кощунственной выставки в музее Сахарова " Осторожно, религия " . В числе подписавших: писатели Валентин Распутин, Василий Белов, кинорежиссер Никита Михалков, математик Игорь Шафаревич, актер и режиссер Николай Бурляев, художник Илья Глазунов, скульптор Вячеслав Клыков, историк Михаил Назаров и другие.   Обращение   14 января 2003 г. в музее и общественном центре им. Андрея Сахарова открылась выставка под названием «Осторожно, религия!», на которой группа «художников», выставила свои «работы», представляющие собою кощунственное глумление над Православными христи­анскими святынями. Куратор выставки - Арутюн Зулумян. Среди участников - скандально известные своими кощунственными богохульными эпатажами А. Тер-Оганьян, О. Кулик, А. Косолапов и другие, всего более сорока «авторов». 17 января «Независимая газета» напечатала статью, в которой были опубликованы фотографии некоторых кощунственных «экспонатов» выставки. В числе представленных на выставке «шедевров» - имитация иконы Спасителя «Великий Архиерей» большого размера с прорезями вместо лика, рук Спасителя и Евангелия. По замыслу автора В. Мамышева-Монро посетителям предлагается вставить свое лицо в прорезь и сфотографироваться в таком виде на установленный напротив фотоаппарат на треножнике, на котором висит табличка «Фото недорого». Именно так изображен сам автор на фотографии, опубликованной в «Независимой газете». Другой «экспонат», фотография которого представлена там же, представляет собой щит с логотипом « Coca- cola», на котором изображен лик Спасителя и надпись «Сия есть Кровь Моя» по-английски. Среди «экспонатов» - большого размера постер с фотографией обнаженной женщины, сфотографированной как бы распятой на кресте. Другие «экспонаты» -композиция из водочных бутылок, украшенных церковными куполами, кощунственная пародия на икону Божией Матери, стенд с изображениями иконографии Спаса нерукотворного, вместо лика Которого вставлены различные изображения, фотография Животворящего Креста с развешенной на нем гирляндой сосисок; под потолком помещения - развешенные в форме креста непристойные изображения обнаженных людей.

http://moral.ru/news03_0120_Muzei2.htm

  Слово в день памяти священномученика Владимира (1918) Иконы Божией Матери " Утоли моя печали " Святителя Григория Богослова (389) Всенощное бдение 6 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня память священномученика Владимира, митрополита Киевского, - первомученика среди новомучеников российских. Это наш престольный праздник, так как один из престолов нашего храма освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в память священномученика Владимира и всех новомучеников и исповедников Российских. Сегодня же праздник иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , которая прославилась в Замоскворечье, и память святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Мне хотелось бы сегодня рассказать вам о священномученике Владимире, митрополите Киевском и Галицком, и зачитать часть его жития. Удивительная жизнь этого Святителя от юности была исполнена многих скорбей. В молодости он лишился супруги, а потом и единственного ребенка, и принял монашество. Господь судил ему поприще высокого пастырского служения. Единственный из всех архиереев Русской Православной Церкви, митрополит Владимир последовательно возглавлял главные кафедры: Московскую, Петербургскую, а затем Киевскую, где и принял мученическую кончину. Особенная скорбь постигла митрополита Владимира на Петербургской Первопрестольной кафедре, где у него случилось непереносимое, непонятное, врагом сплетенное искушение. Воспользовавшись материнской любовью Государыни, святой мученицы Царицы Александры Феодоровны, горячо любившей своего сына наследника Алексея, некоторое очень неприятное влияние на жизнь Императрицы оказывали темные силы в лице Григория Распутина, так называемого " старца " . Понимая, какая опасность для монархии, для царского дома и для России может быть в этой ситуации, понимая, что скоро враги России начнут раскачивать лодку общественной и политической жизни страны с тем, чтобы всяческой клеветой на Государя и его семью вызвать смуту в народе, Митрополит мужественно и решительно противостал этому. Он искал объяснения с Императором, но, к сожалению, ему не удалось ничего достигнуть. И тогда, промыслом Божиим, ему надлежало быть переведенным на Киевскую кафедру.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_7....

  Слово в Неделю о Закхее Преподобного Макария Великого (390-391) Святителя Марка, архиепископа Ефесского (1457)   Божественная Литургия 1 февраля 1998 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Макария Великого, Египетского, и святителя Марка, архиепископа Ефесского. Сегодня же память преподобного Саввы Сторожевского - ученика преподобного Сергия; его икона с частицей святых мощей принесена в наш храм и пребывает среди нас. Прежде, чем говорить о том, что сегодня также Неделя о Закхее, то есть начало подготовки к Великому Посту, я хотел бы несколько слов сказать об этих святых. Святой Марк Ефесский хорошо известен нам тем, что в XV веке во время знаменитой Ферраро-Флорентийской унии, соединявшей католиков с православными, он выступил против этого ложного соединения. Да, мы все призваны к единству по слову Господнему: " Да будут все едино! " (Ин. 17, 21) Но не может быть единения между истиной и ложью. Если истина допускает какое-то отступление от Богом установленных Откровений, то это уже не истина. Она требует, по крайней мере, покаяния, осознания, отделения от заблуждения. Самая страшная угроза, которая все более раскрывается в мире и в Церкви, - это соединение истины с ложью. Это то самое смешение, которое называется Вавилоном, - смешение истины с ложью, добра со злом, чистоты с грязью. Если это происходит в Церкви, то совершенно ясно, что вне Церкви все остальное совершается само собой, без каких-либо препятствий. Велика заслуга перед Церковью святителя Марка, архиепископа Ефесского, память которого мы совершаем сегодня. Обладая громадным авторитетом, он отказался подписать унию об объединении католической и православной Церквей, хотя все архиереи подписали это соглашение. Папа, узнав о том, что нет подписи Марка, сказал: " Мы ничего не добились! " Он знал, что Церковь пойдет за святителем Марком, хотя святитель Марк и не был предстоятелем Константинопольской Церкви. Предлог, под которым совершалось это " единение " , формулировался иерархами-отступниками так: " Мы должны найти что-то среднее. Не упорствовать в своем, а найти нечто среднее " . Все, на самом деле, диктовалось политическими соображениями, потому что для Византии очень важно было найти политическую поддержку Рима в связи со все более усиливающимися внешними угрозами. Святой Марк учит, что ничего среднего между истиной и ложью быть не может. Между заблуждением и правдою, между мраком и светом - средним могут быть только сумерки, в которых трудно различать истину.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_2....

А.А. Кострюков Глава 5. Российская Церковь при патриаршем местоблюстителе митрополите Петре После смерти святителя Тихона было озвучено его завещательное распоряжение о преемнике. Согласно завещанию, власть в Российской Церкви передавалась местоблюстителю митрополиту Казанскому Кириллу (Смирнову). В случае невозможности для него приступить к своим обязанностям власть должен был принять митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) либо митрополит Крутицкий Петр (Полянский) . Два первых святителя, указанных в завещании, находились в ссылке, поэтому патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр. Совещание православных архиереев, прибывших на похороны патриарха, признало митрополита Петра местоблюстителем. Акт об этом был подписан 58 иерархами Российской Церкви. Митрополит Петр (в миру Петр Федорович Полянский) к тому времени пребывал в монашестве недолго. Выпускник Московской духовной академии, он долгое время был чиновником Святейшего Синода, а после революции находился на светской работе. По словам иерея Александра Мазырина, «как человек больших знаний и опыта и не имевший клейма «служителя культа», он мог бы устроиться и при новой власти, превратившись в советского чиновника, но он остался верным гонимой Православной Церкви». Уже в декабре 1919 г. Петр Федорович ненадолго арестовывался за антикоммунистические высказывания. В 1920 г. по благословению патриарха Тихона будущий священномученик принял монашество. «Я не могу отказаться, – говорил Петр Федорович. – Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, – я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». 8 октября 1920 г. будущий священномученик был рукоположен во епископа Подольского, викария Московской епархии, а уже в феврале 1921г. был арестован. После двухмесячного заключения архипастырь вышел на свободу, но в августе снова арестован и сослан в Великий Устюг. По возвращении из ссылки в 1923 г. святитель был включен в состав Временного Патриаршего Синода, возведен в сан архиепископа, а в 1924 г. поставлен на Крутицкую кафедру и возведен в сан митрополита. В другое время такое быстрое продвижение назвали бы «головокружительной карьерой». Однако в период агрессивного государственного безбожия согласие Петра Федоровича на монашество и архиерейство было согласием на Голгофу. Так и произошло – свою жизнь митрополит Петр закончил мученически.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Величко LII. Императоры Михаил IV Пафлагон (1034–1041) и Михаил V Калафат (1041–1042) Глава 1. Больной царь. Торжество евнуха Когда императрице Зое донесли о смерти царя, она хладнокровно лично удостоверилась в его кончине, а затем предприняла меры по неразглашению данного факта, используя выпавшее ей время для реализации собственных замыслов. Во дворце начались переполох и волнения. Близкие к царской семье лица, не осведомленные о ее союзе с Орфанотрофом, предлагали Зое выбрать новым супругом достойного мужа, и такие кандидаты, конечно, нашлись во множестве. Но царица уже определилась с выбором. Она горячо желала сделать царем своего любовника Михаила Пафлагона, однако не решалась публично огласить собственную волю, опасаясь скандала. Дело решил Иоанн Орфанотроф, наедине убедивший царицу: «Мы погибнем, если будем медлить с передачей власти!» 752 Без сомнения, Орфанотроф опасался, и не без оснований, что в случае промедления распространившаяся по городу весть об отравлении императора может стать гибельной для заговорщиков. Вечером того же дня – а это был Великий Четверг – в покои императрицы был срочно вызван ничего не знавший о происшедших событиях Константинопольский патриарх Алексей III Студит. Каково же было его изумление, когда он обнаружил тело мертвого императора Романа III на столе, а в дальнем углу Зою вместе с Михаилом Пафлагоном, одетым в царское платье. Царица потребовала от архиерея обвенчать их, и тот не посмел отказать. Поздней ночью небольшая группа придворных провозгласила 24-летнего Пафлагона новым императором Михаилом IV , а на следующий день, 12 апреля 1034 г., в Великую Пятницу, состоялась публичная и торжественная процедура возведения его на царский трон в присутствии синклита и представителей армии. В этот же день был погребен император Роман III Аргир 753 . Византия покорно приняла неожиданный для нее поворот судьбы, но, судя по дальнейшим событиям, так до конца и не признала Михаила IV настоящим царем. При нем для византийского сознания наглядно обнаруживалась разница между случайными фигурами и такими монументальными личностями, как Василий I Македонянин или Василий II Болгаробойца. Конечно, порфирородная царица была вправе выбрать себе спутника жизни, а грекам – императора. Но поставить василевсом своего любовника, человека незнатного рода, совершенно неизвестного Римскому государству? Это действительно стало беспрецедентным скандалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А начиналось ведь с идеи провести Всеправославный Собор, да еще впервые за тысячу лет … Не получилось, что поделаешь. Оно и у православных императоров когда-то, бывало что и не получалось. Во всяком случае, это еще не повод делать опрометчивые заявления, когда выговаривается вслух то, что лучше было бы не выговаривать. Так, еще до открытия «того, что произошло на Крите» богословский советник Патриарха Варфоломея сообщил, что постановленное этим собранием будет обязательным для тех, кто на него не явился. «Если одна или несколько Церквей не будет присутствовать, или откажется от участия, или не будет голосовать – все принятые решения будут все равно иметь силу и будут обязательны для всех Православных Церквей, – подчеркнул архидиакон Иоанн Хрисавгис. – Великий собор – превыше собора или синода каждой отдельной Церкви,… и он останется таковым даже в отсутствии одной или нескольких Церквей». Это было встречено … по-разному оно было встречено – кто усмехнулся, а кто и задумался. Но ладно бы только благообразный советник – во время самого «критского форума» представитель Константинопольского Патриарха архиепископ Телмисский Иов на брифинге 24 июня по итогам очередной сессии форума, стал то же самое втолковывать российской журналистке, используя при этом аналогии с политической действительностью: «Вы прибыли из демократической страны, где от всех ожидают участия в голосовании. К сожалению, в демократической стране не все участвуют в голосовании. Означает ли это, что голосование, которое произошло в вашей стране, нелегитимно?». Тут ведь что особенно забавно? Защитником парламентской демократической традиции в церковной жизни здесь вдруг выступил архиерей, образ действий которого в бытность его главой Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе академической частью его паствы характеризовался как отличающийся «отчаянным стремлением к власти и признанию», «мстительным и оскорбительным произволом» и «пренебрежением к законам Французской Республики и Европейского Союза». Это из Декларации Свято-Сергиевского богословского института, если что.

http://radonezh.ru/analytics/sobor-i-dem...

АГНЕЦ (слав. ягненок) - литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IX-X вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха. АКАФИСТ (греч. неседальное [пение]) - форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом " Аллилуйя " ). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова " радуйся " . Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом. посвященный Богородице ( " Взбранной Воеводе... " ), был составлен в нач. VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов. В VII-IX вв. акафист как жанр вытесняется каноном. Множество акафистов было составлено в XVIII-XIX в.в. в России, однако по большей части они являются слабым подражанием Великому акафисту. По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Александро-Невский храм в селе Прасковея Георгиевской епархии ЖМП 11 ноябрь 2021 /  29 ноября 2021 г. 15:00 Если Господь — ведущий КАК ЧТУТ ПАМЯТЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ НА ГРАНИЦЕ ЕВРОПЫ И АЗИИ В СТАВРОПОЛЬЕ У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями.   PDF-bepcuя.    7:35 Отец Димитрий выезжает из своего дома в Буденновске. Дорога до Александро-Невского храма в центре Прасковеи занимает десять минут, но за это время мы успеваем пересечь проходящую по речке Куме границу между разными частями света. «Живу в Европе, служу в Азии», — улыбается пастырь, а в ответ на мой вопрос, как из Вознесенского прихода в Прасковее выделился Александро-Нев­ский и не сопровождалось ли это болезненными процессами, отвечает: «Община фактически перешла из одного храма в другой. В Прасковее я единственный священник, так что ни трений, ни недопонимания между старым и новым приходами не возникло. В Вознесенской церкви сейчас служу редко — пару-тройку раз в месяц».

http://e-vestnik.ru/church/esli_gospod_v...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Предстоящий Всеправославный Собор мы не называем Вселенским 2 февраля 2016 г. 11:33 Выступая с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, который открылся 2 февраля в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл коснулся темы подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви. «Мы веруем, что Церковь Христова является Единой, Святой, Соборной и Апостольской, как о том ясно сказано в Символе веры. Церковь едина по своей природе, — напомнил Его Святейшество. — Наличие в мире многих автокефальных Церквей является формой исторического бытия Церкви, наиболее подходящей для осуществления ею своей спасительной миссии. Мы знаем также, что принятие в Церкви решений, имеющих значение для всей православной Полноты, всегда требовало участия если не всех православных архиереев, то, во всяком случае, представителей каждой Поместной Церкви. В этом смысле Вселенские Соборы и некоторые иные Соборы всеправославного значения являются видимым выражением единства Церкви, ее соборной сущности, отражением ее самосознания как одного тела во Христе (см. Рим. 12: 5)». При этом, подчеркнул Святейший Патриарх,  принятие Полнотой Церкви деяний того или иного Собора всегда осуществлялось постепенно, и, «как показывает церковная история, никакой Собор не мог навязать Церкви свои решения, если они оказывались отвергнутыми народом Божиим, если не происходило общецерковной рецепции соборных постановлений». Поэтому ни один Вселенский Собор не становился таковым лишь по факту своего созыва: его реальное значение становилось очевидным лишь спустя некоторое, иногда весьма продолжительное время, констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви. «Предстоящий Святой и Великий Собор Православной Церкви мы не называем Вселенским, — сказал далее Святейший Патриарх Кирилл. — В отличие от древних Вселенских Соборов, он не призван решать вероучительные вопросы, так как они давно решены и не подлежат пересмотру. Он также не призван вносить какие-либо новшества в литургическую жизнь Церкви, в ее канонический строй. Тем не менее, он может, если будет правильно подготовлен, стать важным фактором укрепления межцерковного единства и взаимодействия, а также послужить уточнению тех ответов, которые Православная Церковь на основании своего многовекового Предания дает на вопросы современности».

http://patriarchia.ru/db/text/4365337.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Амвросия (Мунтяну) при наречении во епископа Нефтекамского и Белебеевского 24 февраля 2012 г. 19:50 24 февраля 2012 года в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Амвросия (Мунтяну)  во епископа Нефтекамского и Белебеевского. При наречении архимандрит Амвросий обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и Великий Господин! Высокопреосвященные и Преосвященные архипастыри! Милостью Божией, избранием Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви я, недостойный, призван к архиерейскому служению, «к почести вышнего звания во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Согласно древней традиции Церкви надлежит мне ныне сказать слово. «Хотя я и невежда в слове» (2 Кор. 11:6), но то, что я скажу, исходит из глубин моих чувств и переживаний. Сознавая свою слабость, я вместе с Псалмопевцем умиленно взываю: «Нет еще слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:4). Говорить перед вами, столпами Церкви нашей, о важности и величии архиерейского служения затрудняюсь, ибо оно «высоко, и не могу постигнуть его» (Пс. 138:6). Похвалить себя стыдно, так как «знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7:18), а «если и должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2 Кор. 11:30). «Бедный я человек!» (Рим. 7:24). Единственное, о чем хочу поведать всем, — это то, что ныне сердце мое переполнено благодарностью Господу за каждое мгновение прожитой жизни и радостью о высоком доверии, оказанном мне Святейшим Патриархом. Вспоминая пройденный путь, не могу не заметить, что промысл Божий вел меня через трудности и испытания, через разные церковные должности и послушания, готовя к более ответственному и более сложному служению. Мое детство и юность прошли вне Церкви, а воцерковление совпало с падением атеистического строя. Всещедрый Бог, Который «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9), призвал меня к Жизни. Когда в двадцатилетнем возрасте я принимал монашество, у меня не было ни малейшего колебания или сомнения в правильности сделанного выбора, и до сих пор я уверен, что монашество есть единственный путь, по которому мне надлежало пойти.

http://patriarchia.ru/db/text/2033113.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010