Книга 2 → На вечерни На литии На утрени Чин священныя и божественная литургии во святых отца нашего Иоанна Златоустаго: како подобает служити архиереем Божественная литургия во святых отца нашего Василиа Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския Чин божественная литургии преждеосвященных: како подобает служити архиереем Чин на поставление чтеца и певца бывает сице Чин, бываемый на хиротонию в иподиакона Чин, бываемый на хиротонию диакона Чин, бываемый на произведение архидиакона и протодиакона Чин, бываемый на хиротонию пресвитера Чин последования во еже сотворити протопресвитера Чин, бываемый на произведение игумена Чин, бываемый на произведение архимандрита Отпусты владычних праздников, глаголемые в вечерню, в утреню и в литургию по чину Соборник двенадесяти месяцев Последование, како освящати антиминсы архиерею, на нихже священодействовати священнику во церкви, идеже не имать святая трапеза мощей Чин Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Чин великаго освящения воды святых богоявлений Молитвы в начале поста святыя Четыредесятницы Чин благословения колива сиреч кутии, или вареныя пшеницы с медом смешанныя и различными сладкими овощьми украшенныя, и в честь и память Господских праздников, кои святых Божии в церковь приносимыя Последование Недели Православия Молитва на освящение ваий Чин умовения ног в великий четверток Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово огласительное во святую и великую Неделю Пасхи Молитва на благословение артоса во святую Неделю Пасхи Молитва на раздробление артоса в субботу Светлыя Недели Молитва вечерни святыя Пятидесятницы коленопреклонныя Молитва на освящение винограда Молитва на освящение плодов Чин освящения храма от архиерея творимаго     На вечерни Откровенною главою, глатолет молитвы светильничныя: Молитва а Г ди щедрый и милостивый, долготерпливе и многомилостиве, внш молитв наш и вонм глас нашег, сотвор съ нами во благо: настави насъ на пть твой, ходити во истин твоей: возвесел сердца наша, во ботиса имене твоег свтаг: зан ты и творй чдеса, ты бгъ и нсть подобенъ теб въ бозхъ, гди: силенъ въ милости и благъ въ крпости, во помогати, и тшати, и спасати вс повающы во им стое тво.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! На исходе второго христианского тысячелетия, когда мир празднует Юбилей Боговоплощения, Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века. Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Эпохой мучеников и исповедников для России явился XX век. Главой сонма Российских мучеников и исповедников за веру Христову явился святой Патриарх Тихон, который, характеризуя эту эпоху, писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: “Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч” ( Рим 8:35 )». Многие из тех, кто пострадал за веру в ХХ веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. “В детстве и отрочестве, – писал из камеры смертников священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, – я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога”. “В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев… – писал святой Патриарх исповедник Тихон, – если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Краткие биографические сведения Авель (Матиешин), игумен. Находился в заключении в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием и митрополитом Нестором. Агапит (Вознесенский Семен Саввич; 1793–1854), епископ. В 1834 г. хиротонисан во епископа Томского. В 1841 г. уволен на покой. В 1843 г. назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В 1850 (1851?) г. переведен в Московский Новоспасский монастырь, в 1852 г. в Донской Богородичный монастырь. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. Во время первой мировой войны главнокомандующий сербской армией. В 1914–1921 гг. принц-регент, а с 17 августа 1921 г. король Королевства СХС (с 1929 г. Югославия). Убит сепаратистами. Александра Петровна (в тайном постриге Анастасия; 1838–1900), Великая княгиня, супруга Великого князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II. Известная благотворительница. С 1881 г. имела постоянное пребывание в Киеве, где основала Покровский женский общежительный монастырь с хирургической больницей. Здесь, приняв иночество, провела последние годы жизни. Александра Феодоровна (1872–1918), страстотерпица, Императрица. Урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса). Супруга Императора Николая П. 8 (21) марта 1917 г. арестована по приказу Временного правительства в г. Царское Село Петроградской губ. вместе с другими членами Царской семьи. С 6 (19) августа 1917 г. под арестом в Тобольске. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна в Екатеринбурге вместе со всей семьей. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Алексей) Николаевич (1904–1918), страстотерпец, Наследник Цесаревич и Великий князь. Сын страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Покровитель Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В ночь на 17 июля 1918г. расстрелян со всей семьей в г. Екатеринбурге. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919), архиепископ. С 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Ректор КазДА. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский; с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. возглавил движение украинских автокефалистов. С 1918 г. под запретом. Перед смертью принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Н.И. Гиббенет Глава XVI. Заключение Мы видели, патриархи Паисий и Макарий явились на собор не с тем, с чем явились греческие архиереи на собор 1660 года; они не сказали: «если патриарх Никон нужен и потребен, то можно снова его призвать на патриарший престол»: патриархи не указали тех примеров снисхождения, на которые указывали греческие архиереи. Как например на собор в Памфилии. Оказавший снисхождение епископу Евфимию; суд был строгий. Между прочим, положение названных патриархов было крайне затруднительно; оставались они в Москве довольно долго; Паисий и Макарий отлучились от своих престолов в дальний край, за пределы турецких владений, без ведома Порты; возвращаться к своим местам им было крайне неудобно, так как на их местах были уже поставлены другие патриархи; царь Алексей Михайлович, принял в деле патриархов горячее участие. Решено было, чтобы патриархи написали сами от себя грамоты к своим архиереям, и к другим влиятельным лицам, но так, как будто они о своих патриарших престолах нечего не знают, а в грамотах выразили бы только чувства христианской любви, молитву и благословение. Если патриархи будут писать к таким лицам, к которым великому государю царю писать невозможно, то его царское величество велит кому-нибудь из своих ближних бояр написать, и тот боярин напишет к тамошним архиереям, как наместникам и ревнителям Христовым, а к мирским, как разумным и достойным людям, что его царское величество писал ко всем четырем вселенским патриархам, для общего их известия, и просил их прийти в его столицу для исправления духовных дел и умиротворения российской церкви. Когда же его царское величество узнал, что александрийский патриарх Паисий и антиохийский Макарий находятся в Грузинской земле в сопредельных с его государством городах, для сбора милостыни, то велел призвать их в Москву, как наместников Христовых, «исправления ради патриаршего престола». Ныне же его царскому величеству ведомо учинилось, что на их архиерейские места поставлены другие патриархи; но так как означенные патриархи приехали в Московское государство по письмам от его царского величества для исправления церкви Христовой, то великий государь будет писать к турецкому султану, чтобы утвердить их на их патриарших престолах по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Низвержение Всего шесть годов правил Никон Русской церковью, а распря его с государем и боярами длилась уже более восьми лет. Наконец Алексей Михайлович и его советники исхитрились собрать в Москве множество православных архиереев из разных стран — и среди них двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Полюбовно договорившись с архиереями-милостынесобирателями и взяв собственноручные подписки с русских иерархов, великий государь организовал осуждение Никона церковным собором. Святейший знал, что приговор предопределен, что его слишком боятся, чтобы оставить на свободе, но не смирился и не сложил оружие. В конце ноября 1666 г. большой военный отряд окружил Новый Иерусалим. Богатые возки въехали на монастырский двор и выгрузили перед кельей патриарха целую делегацию священнослужителей. Шурша дорогими тканями одежд и сверкая драгоценностями, перед одетым в овчину и подпоясанным веревкой Никоном предстали архиепископ Псковский Арсений, архимандриты и игумены многих монастырей, стрелецкий полковник и прочие царские посланцы. Торжественно объявив титулы царя и восточных патриархов, они передали повеление явиться на собор и дать ответ, почему он, Никон, оставил престол. Никон не отказал себе в удовольствии заметить, что восточные патриархи не знают церковных правил. За архиепископом или епископом, оставившим епархию, полагалось до трех раз присылать двух или трех архиереев, а не каких-то архимандритов и игуменов! Судить же его имеет право либо Константинопольский, либо Иерусалимский патриарх, которые ставят на патриаршие престолы, а не Александрийский, живущий в Египте, и не Антиохийский патриарх, обитающий в Дамаске! В ответ раздались бесчинные вопли, особенно надрывался Спасо-Ярославский архимандрит Сергий: «Мы тебе не по правилам говорим, а по государскому указу!» Довольный произведенным впечатлением, Никон заметил, что с ними, чернецами, он и говорить не будет, а архиепископу сказал, что, хотя судить его права не имеют, он придет в Москву обсудить кое-какие духовные дела. Пока приезжие устраивались на гостином дворе и строчили в Москву первые доносы, святейший быстро собрался в дорогу.

http://sedmitza.ru/lib/text/439724/

Нотиа оставалась единственным очагом теплившейся христианской жизни посреди остальных поселений, уже полностью исламизированных. Поэтому и горькие стрелы озлобления со стороны завоевателей и греков-отступников, которые стали более свирепыми, чем сами мусульмане, обрушились на жителей Нотии. Митрополит Монгленийский Иоанн уже сознавал, что нет иного способа спасения его паствы, кроме добровольного перехода в ислам. Эту жестокую мысль архиерей долго вынашивал в своей душе и только в дни святой и великой Страстной седмицы открыл ее брату Димитрию. Был Великий Четверг, день воспоминания Распятия Христова, жители Нотии собрались в монастырском храме святой Параскевы. Два священнослужителя, эфимериос (приходской священник — пер.) и пневматикос (духовник — пер.) читали начальные пять Евангелий из двенадцати... Вот в Царских Вратах появляется архиерей. Черты его исхудалого и бледного лица стали еще резче при мерцании больших свечей, зажженных на двух подсвечниках. С трепетом он произносит слова шестого Евангелия, описующие смертный приговор Спасителя и его исполнение. “Днесь висит на древе, на водах землю повесивый...”, эти строки вырываются из уст иерея, который выходит из северной двери святого алтаря, поднимая вверх крестное древо подобно ко кресту пригвожденному Христу. Все поклоняются вынесенному кресту. Священник становится на колени и про себя произносит слова: “Поклоняемся страстем Твоим Христе, покажи нам и святое Твое Воскресение”, затем “Помяни, Господи, мя недостойного раба Твоего и всех предстоящих раб Твоих, егда приидеши во царствии Твоем”. В полночь Великой Субботы церковный колокол созвал верных на празднование Христова Воскресения. Этот праздник оказался последним. Митрополит на церковном дворе, который едва смог вместить тысячи пришедших людей, читал пасхальное Евангелие, после все сияющие радостию Воскресения, с зажженными свечами подходили к нему, чтобы у Царских врат принять Причастия Пречистых Тайн. Жители приносили друг другу ликовствующее целование, восклицая “Христос воскресе!”, и уже собирались расходиться по домам, когда митрополит обратился к чадам и остановил их. Один Димитрий знал тайну — не знали другие, что за первым поцелуем последует второй... горечи и слез.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Обряд этот совершается в настоящее время в различных местах русской Церкви различно. В иных местах Плащаница устрояется среди храма тотчас после часов и народ, пришедший к вечерне, видит уже ее, лежащую на особом, для сего случая устроенном, стол, лобызает и ставит свечи еще до прихода священника. В частности, подобное приготовление Плащаницы можно видеть в большом Московском Успенском соборе, хотя и с довольно любопытными особенностями. «На вечерне Великого пятка, – читаем мы в книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе», архиерей, войдя в церковь , возшед на место, облачается в постное облачение среди церкви и, облачась, идет во гроб Спасов с рипиды и со свещами, и, пришед, кадит гроб трижды, таже властей, и, сняв шапку, подъемлет гроб со властьми на рамо, и несут на уготованное место пред царския двери, и поставляют, таже входит в алтарь и кадит круг гроба трижды, а иподиаконы с подсвечниками ходят кругом. Таже протодиакон: «Благослови, владыко». Архимандрит: «Благословен Бог наш». Начинают вечерню… По апостоле протодиакон чтет святое евангелие за Плащаницею... А в стиховну бывает целование и отпуск вечерни, по чину с трикириями, целует архиерей язву в ребре и руке, по семь в ногах, таже паки в руке, а власти точию целуют язву ножную, такожде и вси прилучившиеся». (Никольск. Пособ. к изучен. Устав. богосл. прав. Церкв. Спб. 1874 изд. 3, стр. 603, прим. 3). В других местах вынос совершается за самою вечернею, при пении стихири на стиховне. Этот обычай в упомянутом уже нами сочинении К. Никольского описывается так: «при пении песни: «Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом», в которой изображается недоумение Иосифа и Никодима, как они погребут Господа, какою ризою обовьют, священник, изображая Иосифа Аримафейского, благоухает Плащаницу, лежащую на престол, обходя ее трижды с кадилом. После «Отче наш», при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, Плащаницею чистою обвив, и вонями, во гробе нове покрыв положи», священнослужители самими священнодействиями изображают то, что поется в тропаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Святой архиерей 02.07.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: свт. Иоанн Шанхайский Слово в день памяти святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Каждый год, идя по кругу церковного календаря, мы перечитываем жития празднуемых нами святых. Потому что они каждый раз по-новому говорят сердцу человека. Житие каждого святого длится в веках, и в нем раскрывается действие спасения Божия в нашем времени, таинство вечности. Жизнь одного святого принадлежит всем временам, как Евангелие, которое он исполнил в жизни. Нет ничего более современного, чем духовный подвиг этого человека, и воистину, пока длится история, «ныне время благоприятное, ныне день спасения». Но со святыми, близкими нам по времени, мы ощущаем особенную связь и с особенной силой благодаря им обретаем вечную память в наших днях — которая сегодня придает смысл всему, что не должно погибнуть. Великий праведник, святитель Иоанн (Максимович), отошедший ко Господу 19 июня (2 июля) 1966 года в возрасте 70 лет — самый близкий нам по времени, самый последний прославленный святой, живший на земле. Жизнь его охватывает период апокалиптических бурь XX века, и его имя стоит рядом с самыми любимыми в Церкви именами последних святых — преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Силуана Афонского, святых Царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских, посланных Богом накануне огненных испытаний Церкви или в самый разгар их. Его каждодневное со дня принятия сана евхаристическое служение с изливающимися щедро чудесами можно сравнить только со служением святого праведного Иоанна Кронштадтского. Его подвиг неусыпающей молитвы перекликается с тысячедневным стоянием на камне преподобного Серафима, со свидетельством преподобного Силуана на Афоне в 1937 году, когда кровь в России лилась рекой, что «молиться за других — это кровь свою проливать». Незадолго до своей кончины святитель Иоанн открыл верному ему человеку, что со дня иноческого пострига он никогда не спал лежа на постели, а если засыпал, то в кресле или на коленях перед иконами.

http://moral.ru/святой-архиерей/

поиск:   разделы   рассылка Евгений Музалевский Дорога к храму Источник:  Российская газета У православных христиан Великий пост. Время покаяния, тихих размышлений и особенно глубоких молитв. Но с митрополитом Лонгином корреспондент " РГ " говорил не только об этом. Кто сегодня молится в храмах и как? На какие вопросы ищут люди ответы? Почему тех, кто в храмы не ходит, иногда так сильно раздражает даже слово " церковь " ?.. – Владыка, что изменилось в Вашем служении после возведения в сан митрополита? Ведь с обывательской точки зрения и регион, и число священников да и паства остались те же. – Решение о разукрупнении существующих епархий совершенно правильное. Я лично необходимость этого увидел уже через два года архиерейского служения... – В чем эта необходимость? – Дело в том, что архиерей – это не чиновник. В обычной жизни тот, кто в ручном режиме сам руководит подразделениями, считается не очень компетентным управленцем. А по церковным канонам архиерей – это как раз тот, кто лично руководит всеми приходами. Мало кто знает, что священник в церкви не имеет никаких других полномочий, кроме тех, что делегированы ему епископом. Если угодно, священник – это ноги и руки архиерея, только за пределами кафедрального собора. Жить жизнью каждого прихода на территории, которую занимает Саратовская область, при населении почти в два с половиной миллиона человек, архиерею, конечно же, очень трудно. Так что появление новых епархий – решение правильное, зрелое. Потом, это приближает нас к практике других православных церквей – Греции, Румынии, Болгарии. Там, если на одну епархию приходится 50-60 тысяч человек – она уже считается субъектом церковного управления немыслимых размеров. В трехмиллионной Грузии – 38 епархий. С образованием митрополии на территории Саратовской области появились три совершенно независимые епархии. В них мне сегодня принадлежит условно координирующая роль, потому что во всех своих поступках и действиях двое моих собратьев абсолютно самостоятельны. Есть лишь некое разделение внешних функций, которое прописано в положении о митрополии. В частности, это касается общения с органами власти. Теперь я могу больше внимания уделять, например, городу Саратову, а он в этом нуждается.

http://religare.ru/2_93109.html

РАЗЪЯСНЕНИЯ Архиерейского Синода по поводу переговорного процесса и «Акта о каноническом общении» 12 сентября 2006 г. 18:36 Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, выслушав представленные нашему вниманию соображения ряда клира и мирян, счел полезным дать следующие разъяснения: По поводу выраженного некоторыми мнения, что еще не разрешены разногласия принципиального характера между нашими сторонами — вопросы об экуменизме и «сергианстве», считаем нужным разъяснить, что эти вопросы были тщательно рассмотрены совместными Комиссиями, которые выработали согласованные документы, впоследствии принятые и одобренные священноначалием как и Русской Православной Церкви Заграницей, так и Русской Православной Церкви Московского Патриархата. По двум основным документам: «Об отношении Церкви и государства» и «Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям» Архиерейский Синод, как говорится в официальном сообщении от 8-го июля 2004 г. — более чем два года тому назад — «одобрил документы, составленные на совместных заседаниях двух комиссий, отметив их соответствие с принципиальными позициями Русской Православной Церкви Заграницей». Эти документы, а также и последующие совместные документы выработанные Комиссиями и одобренные Архиерейскими Синодами или Соборами обеих сторон ясно определяют православное отношение к двум вопросам предоставленным на обсуждение Комиссиями — «сергианства» и экуменизма. В этих документах, в частности, мы читаем: «В двадцатом же веке, после большевистского переворота, началось беспрецедентное гонение на Церковь в России. В годы его Промыслом Божиим Русская Церковь явила великий сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских. Не все устояли в годину гонений. Некоторые священнослужители и миряне, поправ правду Божию, способствовали гонителям в их действиях, направленных на разрушение Церкви. Подобные деяния ни при каких обстоятельствах не могут быть допустимы и оправданы; они заслуживают всякого осуждения, дабы предотвратить повторение их в случае, если Господь попустит возобновление гонений».

http://patriarchia.ru/db/text/141390.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010