РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 30 (12 сентября) Мученик Феодор Иванов Феодор Михайлович Иванов родился в 1895 году в городе Тобольске. Отец его работал курьером и сторожем в государственном архиве Тобольска и подрабатывал шитьем мужской одежды. В 1911 году отец умер и на руках матери осталось десять человек детей, причем, младшему было всего десять месяцев. Мать, чтобы поддержать семью, поступила на работу в архив и исполняла обязанности почившего мужа, подрабатывая рукоделием. С детства Феодор прислуживал в соборе. Собор был холодным, и Феодор, ночуя в нем, не раз сильно простужался. В тринадцать лет Феодор заболел суставным ревматизмом и через год стал инвалидом – паралич ног. Первые несколько лет у него были такие сильные боли, что временами он от боли кричал. В 1916 году, во время торжественной канонизации святителя Иоанна Тобольского, Феодора посетила Александра Васильевна Дулепова, знакомая с семьей Государя, и предложила матери Феодора, Елизавете, показать сына доктору Деревенко, лечившему наследника. После осмотра доктор сказал:   – Диагноз правильно поставили, а вот лечили неверно. Лекарство, которое первым давали, надо было давать вторым, а второе – давать сначала. К сожалению, не имею возможности взяться за его лечение, а то бы он у меня по комнате с палочкой, но похаживал. В другой раз Александра Васильевна договорилась, что во время праздничной службы Иоанну Тобольскому Феодора приложат к мощам святителя. Было множество народа – архиереи, священники, паломники со всей России; во время пения «Хвалите имя Господне» Феодора приложили к святым мощам, и с этого времени боли у него в ногах прекратились. За его глубокую веру народ относился к Феодору с большим уважением, и многие посещали его. Приходили монахи, священники, архиереи. Иной раз в соборе шла всенощная, начиналось елеопомазание, архиерей сколько-нибудь народа помажет, его заменит священник, а архиерей уходил к Феодору, его помазывал, а затем всех домашних. Из ссыльных священников Феодора посещали настоятель Марфо-Мариинской обители в Москве о. Митрофан Серебрянский и о. Георгий Скрипка . Многие духовные лица писали ему, желая получить совет и утешение. Болящий Феодор почитался народом как великий утешитель скорбящих душ и безотказный молитвенник. Особенно народ устремился к нему после того, как в начале тридцатых годов было арестовано почти все духовенство.

http://fond.ru/kalendar/753/feodor/

священник Сергий Третьяков Скачать epub pdf Старый и Новый Валаам Строгий подвижник и великий молитвенник Иеромонах Викентий (Косарев) (1867–1941) Иеромонах Викентий (в миру Василий Косарев) родился 11 декабря 1867 г. в крестьянской семье в Ярославской губернии. О детских и юношеских годах Василия архивные материалы умалчивают, но по плодам, принесенным в дальнейшей жизни в монастыре, можно судить, что он воспитывался в благочестивой семье. В ребенке родители сумели воспитать особое благоговение к церковным службам и крепкую веру. 11 июля 1891 г. Василий Косарев поступил в Валаамский монастырь в число трудников; 25 апреля 1896 г. был зачислен в послушники. Горячее желание послужить Богу в иноческом чине, примерное поведение и усердное выполнение различных послушаний в монастыре сделали молодого послушника заметным для священноначалия обители, и 22 апреля 1900 г. Василий Косарев был пострижен в монашество с именем Викентий; во иеродиакона рукоположен 27 января 1902 г. Вскоре после рукоположения о. Викентия перевели на послушание в Архиерейский дом архиепископа Финляндского. На послушания в Архиерейский дом или на монастырские подворья в городах переводили иноков, известных строгой монашеской жизнью. О. Викентий вполне оправдал доверие игумена монастыря. 30 мая 1905 г. ему было преподано архипастырское благословение – за тщательное исполнение диаконских обязанностей в церкви Финляндского архиерейского дома, за усердие на других послушаниях и хорошее поведение. 6 сентября 1906 г. о. Викентий был рукоположен во иеромонаха и некоторое время служил в монастырской часовне в Петрограде. По представлению настоятеля за усердные труды и полезную службу Церкви к празднику Святой Пасхи 6 мая 1921 г. он был награжден золотым наперсным крестом. В 1931–1932 гг. иеромонах Викентий был помощником монастырского духовника, в его обязанности входило исповедовать и причащать старцев, проживавших по старости лет при монастырской больнице, и больных насельников монастыря. Это послушание о. Викентий выполнял добросовестно, он следил, чтобы никто у него не умер без причастия Святых Христовых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

сост. Ю.П. Зуев IV. Государственная вероисповедная политика в эпоху Российской империи (XVIII – начало ХХ в.) Царствование Петра I (1689–1725) 1701 г., января 31. – Именный. – Об описи Патриаршего дома Патриарших приказных служителей и Дворян, домов Архиерейских, монастырей и вотчин Патриарших, Архиерейских и монастырских; о непереходе монахам и монахиням из одного монастыря в другой; о недержании бельцов в монастырях и о непозволении монахам писать в кельях Великий Государь указал: дому святейшего Патриарха приказным и Дворянам и всекого чину домовым людям и домовым монастырям, и всем вотчинам Святейшего Патриарха и монастырей, и всех Архиереев домам их и вотчинам и всего Московского Государства всем мужеским и девичьим монастырям, слугам и вотчинам их, судом и расправою и всякими сборы ведать и переписать в Монастырском приказе, а в иных приказах не ведать. А для переписки дому святейшего Патриарха и всех Архиереев и монастырей и их вотчин и всяких угодий, послать из царедворцов людей добрых. А в которых монастырях перепищики застанут сколько где монахов и монахинь: и им быть в тех монастырях неисходным, и в иные монастыри их не приимать, разве великие каковые ради правильные вины, да изыдет, и в другой монастырь прият будет, с писанием отпускным того монастыря начальника, из него же изшел есть, из другого же монастыря в он же прият есть, никако да изыдет. Во всех монастырях мирские люди в монастырях обитати да не будут, но токмо едине монахи да живут в монастырях, чтецы и певцы, да будут монахи, дьячки, которые не монахи, никако в монастырях да пребудут. А которые ныне дьячки есть в монастырях, и переписчики монастырей да вышлют из монастырей вон, они же да идут во отечество свое; монахи в кельях никаковых писем писать власти не имеют, чернил и бумаги в кельях имети да не будут, но в трапезе определенное место для писания будет: и аще нужды ради каковые восхощет кто писати, и то с повеления начального, да пишет в трапезе явно, а нетайно понеже убо древних отец предание бысть монаху ни что писати без повеления начального.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это – очень русская притча. Можно сказать даже – пророчество о Росиии. Мы помним, как на заре русской цивилизации Господь напустил слепоту на взявшего приступом Херсонес князя Владимира, который к тому времени уже решил креститься, но захотел взять веру силой. И хотя известно, что «Царство Небесное силою берётся (Мф.11:12), но Господь, видимо хотел, чтобы глава будущего Третьего Рима не чувствовал себя только победителем. И вот он – победитель – становится беспомощным слепцом, чтобы у него открылись духовные очи, и ими он увидел Истину Христовой Веры. И прозревший после крещения князь Владимир не только крестит Русь и становится Равнопостольным, но и настолько проникается благоговейным отношением к Вере во Христа, что решительно меняет свою жизнь. Больше того, как нам известно из летописи, он не решается даже отнимать жизнь у преступников, из-за чего даже духовенство просило князя использовать власть по назначению. Так началась самобытная русская цивилизация. Мы помним также, как повёл себя ослеплённый врагами Великий князь Василий Васильевич, услышав проповедь тогдашнего главы Русской церкви, новоявленного кардинала Папы Римского митрополита Исидора, только вернувшегося после подписания унии с Римом. Физически слепой Василий Тёмный духовными очами узрел предательство веры Исидором, что не сразу увидели физически зрячие архиереи и бояре. И вот по воле великого слепца Василия Второго этого кардинала-победителя отправили в узилище за преступление против чистоты Христовой веры. Верховная власть тогда защитила чистоту Православия, которую предала власть церковная. С этого началась автокефалия Русской Церкви. В воскресенье вспоминался день Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. И тут мы видим действие того же алгоритма русской истории. В феврале 1917 года подавляющее большинство архиереев и священников Русской Церкви пребывали в духовной слепоте. Изменниками – генералами, сановниками и политиками – был совершён государственный переворот во время внешней войны. И если бы Святейший Синод не признал законность государственного переворота, неизвестно, как повернулся был ход истории. Но Синод закрыл глаза на преступление и отрёкся от Царя вслед за изменниками. Больше того многие архиереи служили по случаю «обретения Россией и Церковью свободы» праздничные молебны (это в разгар Великого поста!). А духовенство с энтузиазмом осваивало новые права, избирая себе удобных архиереев и изгоняя «мракобесов-монархистов». Император же был оставлен всеми и забыт… «Кругом измена и трусость и обман» – таким приговором оценил происходящее Царь-Мученик.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/pr...

16/03/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ПАПА ИОАНН ПАВЕЛ II ПОТЕРЯЛ КОНТРОЛЬ НАД ЦЕРКОВЬЮ Состояние здоровья Папы римского Иоанна Павла II, которому в мае этого года исполняется 80 лет, регрессирует, понтифик окончательно потерял контроль над римско-католической церковью, внутри которой нарастает борьба за власть. подробнее... ПАТРИАРХ СОВЕРШИЛ ВЕЧЕРНЮ С ЧИНОМ ПРОЩЕНИЯ В БОГОЯВЛЕНСКОМ СОБОРЕ Трогательный чин прощения был совершен в Прощеное воскресенье в Богоявленском кафедральном соборе. После вечерни, которую отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, духовенство и верующие с земными поклонами просили друг у друга забыть все обиды и огорчения. А затем Предстоятель Церкви напутствовал собравшихся на начинающийся в понедельник Великий пост. подробнее... НА УКРАИНЕ СОЗДАЕТСЯ КОМИССИЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ МЕЖЦЕРКОВНОГО ДИАЛОГА Архиереи православных церквей Львовской области Украины решили обратиться к предстоятелям православных церквей в республике с предложением создать при каждой церкви комиссии для ведения межцерковного диалога. подробнее... СОЗДАНА ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА В ГЕТЕБОРГЕ Православная община Покрова Божьей Матери создана русскоязычными жителями второго по велечине шведского города Гетеборга. Община обратилась с просьбой к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II быть принятой под его святой омофор. подробнее... СЛУШАНИЕ ПО ДЕЛУ О ВЫПЛАТЕ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ФИЛИАЛА " АУМ СИНРИКЕ " В Останкинском межмуниципальном суде Москвы 13 марта состоялась слушание по делу о выплате денежной компенсации пострадавшим от деятельности российского филиала секты " Аум Синрикё " . Пять лет общественная организация " Комитет по спасению молодежи от деструктивных культов " , выступающая коллективным истцом, добивается выполнения решения районного суда города Москвы по перечислению почти двух с половиной миллионов рублей для уплаты потерпевшим. Деньги были выручены от продажи здания филиала секты на Звездном бульваре в Москве.

http://pravoslavie.ru/news/index12.htm

227. Блаженной памяти митрополита Филарета Близится, чрез три года, 50-летие кончины великого и в малом, как выразился профессор А. П. Лебедев в своей лекции, митрополита Филарета. Помню, как я горько плакал на Перерве, в IV классе духовного училища, когда во время уроков, 20 ноября 1867 г. нам, детям, сказали, что скончался великий святитель Филарет. Я плакал о том, что не привел Бог принять у него лично его святительского благословения, о чем так мечтал тогда. И зарисовал я тогда на закладке своей Библии что-то и написал: пусть это напоминает мне скорбный час, когда я услышал о кончине митрополита Филарета. Так велико было действие самого имени святителя, даже на нас, детей, а что мы понимали тогда о значении Филарета в жизни и истории родной Церкви? Поистине, имя его, как бы некое благоухание, носилось в атмосфере церковной жизни еще в то время, а с течением времени, с появлением в печати великого множества материалов, касающихся его деятельности, все росло и росло и ныне стоит на недосягаемой высоте сравнительно с именами других иерархов, его современников. Как незабвенный Император Александр III был носителем идеала русского православного Самодержца, так митрополит Филарет был как бы воплощением идеала русского православного иерарха. Он напоминал не только России, но и всей вселенской Церкви великих святителей и вселенских учителей: Василия Великого , Григория Богослова и подобных. Справедливо писал известный, беззаветно ему преданный викарий Леонид Краснопевков , что потомки будут считать современников Филарета счастливцами, что имели счастье видать его, что слышали мудрое слово его. Бог послал русскому народу митрополита Филарета, как путеводную звезду, в его церковной, культурной и государственной жизни, и если бы мы, архиереи, свято соблюдали его заветы в нашем святительском служении, если бы люди науки, особенно богословской, в своем делании искали постоянно его руководства, если бы мужи государственные не чуждались тех глубоко мудрых, словом Божиим освященных, начал, какие он раскрывал в своем государственном учении, если бы даже служители искусства христианского не чуждались тех его указаний, какие рассеяны в его мнениях, резолюциях, отзывах, то – кто знает? Может быть, мы не переживали бы того духовного тумана, какой окутывает нас теперь во всех областях нашей духовной жизни; может быть, мы не сбились бы с того исторического пути, на какой поставил нас Промысл Божий среди народов земных, не отвратились бы от тех святых идеалов, какие завещаны нам отцами и дедами нашими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

244. Беседа на обновление храма Святаго Архистратига Михаила, в кафедральном Чудове монастыре (Говорена сентября 6-го; напечатана в Твор. Св. От. 1849 г. и в собр. 1861 г.) 1849 год Иже обрете благодать пред Богом, и испроси обрести селение Богу Иаковлю: Соломон же созда Ему храм ( Дeяh. VII. 46–47 ). Это говорит Стефан Первомученик о Царях Давиде и Соломоне. Что такое сделал Давид? Как «обрел» он «селение Богу Иаковлю»? – Его жизнеописание показывает, что он предпринял создать храм Божий, и, по откровению Божию чрез Ангела, определил для сего место. Итак, по мнению святаго Первомученика, чтобы сделаться храмоздателем, для сего надобно приобрести «благодать» Божию, надобно сие «испросить» у Бога, как милость. Благодать обратить место, где мы теперь, в селение Богу Иаковлю, создать Ему храм сей, обрел Святитель Алексий. Ныне, по милости Божией, мы видим сей храм возобновленным во внутренности его со всевозможным сохранением древняго образа его, и возобновленным не столько по надобности в употреблении его, сколько по уважению к его древности. Ко времени теперь еще возобновление, – возобновление в наших мыслях древней, и от древних до новых времен простирающейся, судьбы сего места. За четыреста восемьдесять лет, и несколько более, пред сим, место сие принадлежало татарскому хану: потому что татарская власть тяготела тогда над Россиею. Нет сомнения, что как Великому Князю неприятно было видеть в самом Кремле своем, недалеко от дворца своего, владение ордынскаго царя; так и Святителю Алексию неприятно было видеть, недалеко от соборной церкви, гнездо чтителей лжепророка. И если Великий Князь не находил еще средств переменить сие: то конечно, еще менее Архиерей. Но Алексий «обрете благодать пред Богом»: и она дала ему средство превратить двор врагов христианства в дом и селение Бога христианскаго. Владетеля сего места, хана Джанибека, жена, Тайдула, подверглась тяжким припадкам, и лишилась зрения. Как некогда у язычника Неемана жестокость болезни вынудила веру к духовной силе Пророка Елиссея: так случилось и с магометанкою Тайдулою, по слухам о духовной силе Святителя Алексия. Хан требовал, чтобы он пришел, и исцелил ее. Святитель не поколебался в вере: пришел в орду, и исцелил царицу. Благодарная Тайдула подарила ему сие место, и он, за двенадцать лет до своего преставления, создал здесь обитель и храм во имя святаго Архистратига Михаила, – «по откровению Божию», как говорит древнее повествование; но какое то было откровение, нам не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

73. 1666 г., декабрь (после 12). Список послания восточных патриархов Паисия и Макария и всего освященного собора к вселенскому, т. е. к константинопольскому, патриарху с извещением о низложении патриарха Никона, и о том, что того патриарха в Москву ожидали, но за неприездом принуждены были и без него приступить к осуждению Никона Пресвятейший, премудрейший и богоизбраннейший 120 господине вселенский патриарх. Твою пресвятость мы, во Святом Дусе братия и сослужителие твои, единодушно лобзаем, всех душеспасителных желающе твоей пресвятости, купно со всем прочиим освященным собором премудрейших архиереев, тамо обретающихся во царствующем граде. Вестно убо да будет вашему о Господе братолюбию (ибо ничтоже есть тайно, еже не в явление приидет, и никтоже делаяй нечто втайне, ищет сам да яве то будет, по глаголу Господню в главе 7-й святого Иоанна евангелиста), яко пресветлейший и Богом венчанный государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, писа не единой, но и дважды, якоже уведехом, яко писа и до прочих святейших восточных престолов. Паче же яко и человека посыла тоя ради вины верного, призывая нас, да рассудим некое церковное его предложение, деемое в православном его царстве, утверждая нас к тому, яко имел быти прислан от вашея пресвятости муж вместо лица вашего патриаршего. И яко болшия ради верности безбедства и души утешения имело быти некое чаственное 121 снисхождение и устроение, воеже бы двум царствующим странам приити во едино, тако воеже бы смятениам сущим между има престати, яже тщету творят, никоея же ползы приносят, яже нецыи злыи людие творят, возмущающе царствия своего ради прибытка. Преуведехом же, яко и блаженнейший Иерусалимский патриарх от многа времене бяше на половине пути, воеже бы и самому присутствовати лично на освященном соборе московском, того деля мы, два патриарси, да не явимся быти разгласни толикому единству патриаршескому, и дабы не явитися нам непослушливым быти толикому праведнейшему царскому повелению, изыдохом и преидохом стропотные пути, проходяще места студеная, и верхи гор непроходимых, единого точно насмотряюще конца, дабы нам праотческое благоговейнство и истинную правду сохранити.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

85. 1667 г., май. Список настольной грамоты вселенских патриархов и всего освященного собора, данной избранному всероссийским патриархом, на место Никона, архимандриту Троицко-Сергиевой лавры Иоасафу Бога благого и человеколюбивого, единого, в трёх ипостасях веруемого и проповедуемого, поклоняемого же и славимого, Отца и Сына и Святого Духа благоволением, повелением же благочестивейшего, великославнейшего, светлейшего, и христианственнейшего, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, Московского, Киевского, Владимирского, Новгородского, царя Казанского, царя Астраханского, царя Сибирского, государя Псковского, и великого князя Литовского, Смоленского, Тверского, Волынского, Подольского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных, государя и великого князя Новгорода Низовской земли, Черниговского, Рязанского. Мы смиренные: Паисий, милостью Божьей, папа и патриарх великого Божьего града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, и всей земли Египетской, и судия вселенский; Макарий, милостью Божьей, патриарх Божьего града Великой Антиохии, Месопотамии, и двух Кесарий, Иверии и Сирии, и всего Востока, приидохом в всеславный и высокопрестольный царства Христиано-Росийского преименитый царствующий град Москву, и с нами присутствовали: Филофей, митрополит Трапезонский, Анастасий, архиепископ Святой Горы Синайской, в лето от создания мира 7175, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666, месяца Ноября, в день, вины ради сицевы: Понеже в прошедшем во 7166-м году, Июля месяца, в 10 день, прежде бывший пастырь царствующего великого града Москвы и всея Великой и Малой и Белой Росии патриарх Никон оставил самовольно престол свой патриаршеский, и власти патриаршеской отречеся, и жезл пастырский на патриаршеском месте поставил, и отъиде в созданный от него монастырь Живоносного Христова Воскресения, возжелав безмолвное и тихое и мирное житие жити. Благочестивейший же, тишайший государь, царь и великий князь Алексий Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, через бояр своих и окольничих, преосвященные же архиереи Росийского великого царства самоустно, и весь священный собор, и многий народ много тогда моляху его и нуждаху на патриаршеском престоле своём председательствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XIV. Монашество в эпоху от секуляризации 1764 г. до начала XX в. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 5. Епископат и «ученое монашество» Для истории монашества синодального периода характерна еще одна черта: разрыв былой тесной связи с епископатом. До XVIII в. епископат происходил из недр монашества; хотя внешне архиерейский сан отделял епископа от рядовых монахов, но внутренне он придерживался тех же аскетических и церковно-политических воззрений, что и монахи. Положительные и отрицательные черты епископата объяснялись в основном его внутренней связью с господствовавшей традицией. Если епископы мало сделали для улучшения монастырской жизни, то именно потому, что она была для них чем-то повседневным и привычным, и лишь немногие архиереи, как мы знаем, могли вынести о ней объективное суждение. Об этой связи монашества с епископатом очень хорошо знал Петр Великий. Одновременно с мероприятиями, касавшимися монашества, он старался сформировать епископат из лиц, сочувствовавших его планам и церковной реформе. Подходящие кадры для этих целей он нашел в малороссийской церковной иерархии, которой были чужды воззрения монахов и архиереев из Великороссии; эта иерархия была более склонна к полному приятию петровских реформ или хотя бы не занималась оппозиционным подстрекательством и скрытой пропагандой среди подчиненного ей духовенства. После дела царевича Алексея, вокруг которого пытались сплотиться консервативно настроенные старомосковские круги иерархии и монашества, Петр потерял доверие к великоросским архиереям. Его главным помощником в проведении церковной реформы и разных мероприятий, относившихся к Церкви, стал Феофан Прокопович; он был родом из Южной России и не испытывал особой симпатии к архиереям-великорусам. Местоблюстителем патриаршего престола Петр назначил сравнительно молодого епископа Стефана Яворского, который тоже был из «черкассов» (то есть малороссов), как называли его москвичи с насмешкой и не без враждебных чувств; когда Петр заметил, что Стефан Яворский в душе не сочувствует его церковной реформе, он отодвинул его на задний план.

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010