Скачать epub pdf Память святого отца нашего Митрофана, патриарха Константинопольского Память 4 июня Святой отец наш Митрофан жил во времена Константина Великого – первого императора-христианина 3606 . Он был сын римлянина Дометия, происходившего из царского рода. Этот Дометий, иначе называемый Дометианом, был братом Прова, некогда занимавшего престол римского императора 3607 . Будучи человеком благоразумным, Дометий скоро сознал ложь идолопоклонства, отрёкся от ложных языческих богов и уверовал в истинного Бога – Господа нашего Иисуса Христа. А так как Рим в то время был исполнен языческого нечестия и христиане подвергались в нем жестокому преследованию, то Дометий, покинув столицу империи, прибыл с двумя сыновьями своими, Провом и Митрофаном, в Византию. Тогда в Византии был епископом богоугодный и святой муж Тит (называемый иначе Тратом или Торатом) 3608 ; при нем-то и стали проживать Дометий и его сыновья, обучаемые вере Христовой и закону Господню и наставляемые в добродетельной жизни. Видя, что Дометий всем сердцем и всею душою прилепился ко Христу и полон пламенной ревности потрудиться для Господа, – епископ сопричислил его к церковному причту, рукоположивши в пресвитеры. Когда наставив Дометия – Тит скончался, то Дометий принял после него епископский престол 3609 , а по кончине блаженного епископа Дометия святительский престол принял сын его Пров 3610 . После же преставления Прова, на византийскую архиерейскую кафедру возведен был сын Дометия и брат Прова – святой Митрофан 3611 , о котором предстоит нам слово. В это время император Константин Великий прибыл во Фракийскую область 3612 и остановился в Византии. Увидав здесь святителя Митрофана, император из бесед с ним познал, что он великий угодник Божий, и много дивился добродетельной жизни святителя и его премудрости. Горячо полюбив его и желая наслаждаться богодохновенными его речами, он взял его с собою в Рим. Вскоре после того император Константин пожелал перенести свою столицу из Рима в Византию. Город этот ему очень понравился, как по своей красоте, так и по выгодному местоположению своему. Он находится в юго-восточном углу Балканского полуострова на берегу Босфора, пролива, соединяющего Чермное море с Средиземным и Мраморным морями. Прекраснейшие дороги с суши и с моря вели к этому городу, и вся окружающая местность изобиловала различными земными плодами. Всё это так понравилось Константину, что он решил перенести сюда столицу империи. Новую столицу император украсил прекраснейшими зданиями и наименовал ее Новым Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Повесть о кончине блаженного Константина, митрополита Киевского Память 5 июня Вскоре после того как великокняжеский престол киевский отнят был от блаженного Игоря 3652 и захвачен Изяславом Мстиславичем 3653 , внуком Владимира Мономаха 3654 , преставился ко Господу святейший митрополит киевский Михаил II 3655 . Случилось это незадолго до убиения Игоря. На место Михаила великий князь Изяслав избрал одного, весьма книжного, инока, Климента философа 3656 , уже принявшего схиму. Этого инока Изяслав привел из Смоленска, и очень желал, чтобы посвящение его было совершено русскими епископами в Киеве, так как за дальностью расстояния не хотел посылать его в Царьград на благословение вселенскому патриарху (как это было прежде в обычае). Изяслав созвал собор из епископов русских и приказал им рукоположить схимонаха Климента в митрополита киевского. Однако не все епископы согласились на это, не дерзая рукополагать без благословения патриарха константинопольского. Но были и такие епископы, которые, желая угодить князю, посвятили Климента во епископы главою святого Климента, папы римского, принесенною святым Владимиром из Херсонеса в Киев. Об этом соборе и поставлении Климента во епископы подробнее сказано в повествовании о житии святого Нифонта, под 8-м числом месяца апреля (сей блаженный Нифонт не соизволял этому незаконному рукоположению). После Изяслава Мстиславича престол киевский перешел к Георгию Владимировичу 3657 , сыну Мономаха. Он не пожелал иметь митрополитом киевским Климента, как рукоположенного незаконно. В это именно время, по просьбе великого князя, и прибыл из Константинополя от святейшего патриарха вселенского в Киев сей Константин митрополит 3658 , о котором и будет наше слово. Сей Константин властью, данною ему патриархом, отрешил от архиерейства и от престола митрополичьего Климента, а также отрешил от служения и всех тех, кого Климент рукоположил в тот или другой духовный сан. Спустя несколько лет великий князь киевский Георгий Владимирович Мономахович скончался. И начались великие несогласия среди князей русских, как относительно престола великокняжеского, так и относительно престола митрополичьего: ибо одни считали пастырем Константина, другие требовали вторичного возведения на престол митрополита Климента; в частности, сын умершего великого князя Изяслава Мстиславича, Мстислав Изяславич 3659 , правнук Владимира Мономаха , стоял не за Константина, а за Климента. Он говорил так:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Софийский собор (Вологда) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века. Содержание История [ править править код ] Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору. Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно. Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560—70-ми годами. В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде. Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением: Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена. Иван Слободской. Летописец. 1716 год. Софийский собор на гравюре А. Скино по рисунку А. Ушакова, 1853 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

Филипп I, святитель, митрополит Московский и всея Руси † 1473; память 5/18 апреля, 27мая/9 июня, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых В 1452 году хиротонисан во епископа Суздальского. В феврале 1459 года был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы († 1470; память 5/18 ноября). В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева; † 1475, память в Соборе Московских святых). В числе русских архиереев, участвовавших в посвящении архиепископа Феодосия, епископ Филипп упоминается одним из первых. В 1464 году митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на своё место преосвященного Филиппа. Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси. 11 ноября 1464 года Филипп был возведён на митрополичью кафедру. Как первое лицо на Руси после великого князя и первое лицо в русской духовной иерархии, митрополит Филипп принимал участие не только в церковных делах, но и в делах внутренней политики великого князя Московского. В 1471 году Филипп выступил на борьбу с усилившимся в Новгороде польско-литовским влиянием. Он увещевал новгородцев не отдаваться под покровительство Польского короля Казимира и не признавать над Новгородскою архиепископией власти западно-русского митрополита Киевского Григория (Болгарина; † 1473). В конце концов, Новгород остался верен Московской митрополии. Когда состоялся первый поход князя Uoahha III на Новгород после заключения новгородцами договора с Польским королём, митрополит Филипп, перед битвою при реке Шелони, ходатайствовал перед князем о помиловании новгородцев, если они принесут повинную. С апреля 1472 года заботы митрополита сосредоточились главным образом на сооружении главного храма страны Успенского собора, который митрополит хотел построить таким же величественным, как собор Успения во Владимире. Однако святитель не успел осуществить своё желание. 4 апреля 1473 года в Кремле начался пожар, который истребил и митрополичий дом. Во время пожара митрополит Филипп удалился в монастырь Николы Старого. На другой день, когда огонь стал утихать, он пришёл во временно построенную церковь Успения и пел молебны у гроба святителя Петра. Прибывший туда же великий князь, желая утешить владыку Филиппа, говорил: «Бери у меня, отче, сколько хочешь хором и запасов». Но митрополит, изнемогая телом и почувствовав, что у него ослабела одна рука и нога, сказал князю: «Богу так угодно, отпусти меня в монастырь». Но великий князь не согласился, а приказал перевезти святителя на время болезни в Богоявленское подворье Троице-Сергиева монастыря. Прибыв туда, митрополит Филипп позвал к себе духовника, приобщился Святых Тайн, попросил соборовать себя. Великого князя просил только об одном – достроить соборную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г. Пасха в Иерусалиме, Баварии и Нью-Йорке. О чем писал «Церковный вестник» в 1880 году «Церковный вестник» впервые вышел в свет в 1875 году, но был закрыт большевиками после Октябрьского переворота. В апреле 2009 года исполнилось 20 лет непрерывного выпуска возобновленного «ЦВ». К этой памятной дате мы приурочили ретроспективу публикаций из нашего архива, которая открывается серией пасхальных репортажей 1880 года. Иерусалим …Светлый Праздник Пасхи обставлен был обычным велелепием при всех урочных богослужениях в храме Воскресения. В Великий четверток умовение ног совершалось по уставу на Храмовой площади. Совершителем обряда был архиепископ Газский Иоасаф. Для представления лица Иуды при этом не нашлось охотника из местных священников, им согласился быть один иеродиакон — поклонник из Валахии, как говорили. (По чину умовения, держимому у нас в России, место Иуды остается невыявленным. Но по чину Иерусалимской церкви указывается всем 12-ти что-нибудь произнесть, вышедши на середину перед архиерея, и, следовательно, неизбежно кому-нибудь одному говорить от имени Иуды.) Стоявший возле меня грек (из королевства), заметив смущение невольнаго представителя христопродавца, сказал: ну, будь это у нас там, не обошлось бы без юхча! Ап. Петра, по заведенному обычаю, представлял собою наш архимандрит. Облачения на всех при этом были красныя, праздничные. Стечение зрителей было несметное — до тесноты. В великий пяток всенощная служба с обношением плащаницы началась в 10 часов вечера и окончилась в 2 часа пополуночи. Говорены были при том проповеди: русская — на Голгофе, арабская — у камня Помазания и греческая — у гроба Господня. Раздаяние св. огня (или с греческого — святого света), предшествующее обыкновенно великосубботней литургии и имеющее место в 2 часа пополудни, совершал на сей раз, вместо отсутствующего патриарха, архиепископ Севастийский Никифор — одни из трех эпитропов патриарха. Все обошлось при этом шумном и напрасно поносимом иноверцами обряде благополучно. Не одному из наших соотечественников удалось донесть до самых русских построек благодатный огонь целым, защищая его одной рукой своей да еще пламенеющей верой.

http://e-vestnik.ru/history/o_chem_pisal...

Часть третья Богодухновенное происхождение литургии святого Василия Великого 110 Святитель Христов Василий Великий просил у Господа, да снидет на него Дух благодати, премудрости и разума, чтобы своими глаголами 111 мог совершать бескровную службу. Через некоторое время явился ему Господь в сновидении с апостолами, совершая «предложение Хлеба и Чаши» на святом жертвеннике, и, восставив Василия, изрёк ему: «По твоему прошению, да исполнятся уста твои хваления». Архиерей Божий пробудился, с благоговейным трепетом пошёл в церковь и, приступив к жертвеннику, начал глаголать и вкупе писать все те молитвы, которые находятся в его литургии. После того он воздвиг хлеб, молясь прилежно: «вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от святого жилища Твоего», и проч. Священнослужители и народ видели небесный свет, озарявший алтарь и святителя, и некоторых мужей, в белые ризы одеянных и великого архиерея окружающих; в ужасе поверглись они лицом на землю и, проливая слёзы, благословляли Господа. Один еврей, по имени Иосиф, был столь искусный врач, что по биению жил, за пять дней предсказывал больному час кончины его. Богоносный Василий, предвидя духом, что Иосиф некогда обратится к Спасителю мира, любил его и, часто призывая к себе, советовал принять святое крещение. Но еврей всегда отзывался тем, что в которой вере рождён, в той и умереть хочет. На что угодник Божий отвечал ему: «Поверь мне, что не умрем ни я, ни ты, доколе не родишься от воды и Духа. Без этой благодати невозможно войти в Царствие Божье. Не крестились ли и отцы твои в облаке и море? Не пили ли от камени, который был прообразованием духовного камени, Иисуса Христа?» Наконец, приспело время отшествия его к Богу. Святитель разболелся и, призвав Иосифа, будто для своего врачевания, спросил у него: «Что думаешь обо мне?» Еврей, ощупав пульс у святого, сказал служителям: «Уготовьте всё нужное к погребению; святитель скоро умрёт». – «Сам не ведаешь, что говоришь», – возразил Василий Великий . Но Иосиф отвечал с уверенностью: «Ей-ей, владыка! Ты скончаешься прежде, нежели зайдёт солнце». – «А что сделаешь, если останусь жив до шестого часа утра?» – спросил у него Василий. «Пусть умру сам», – отвечал Иосиф. «Заклинаю тебя умереть греху, да оживёшь Богу», – сказал святитель. «Знаю, о чём говоришь, владыка! – отвечал еврей, – и свидетельствуюсь Богом, что сотворю волю твою». Святой Василий отпустил Иосифа и помолился Богу, да продолжит жизнь его для спасения заблудшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

1. Богочеловеческий характер таинства священства Как-то в книге архимандрита Софрония Сахарова (+1993) «Старец Силуан» я прочитал потрясающие слова: «Молиться за людей – это кровь проливать» 1 . Наряду с другими смыслами, которые великий старец вкладывал в эту идею, она включает в себя и дар свыше – харизму священства. Учение о таинстве священства хорошо разработано в школьной догматике, поэтому я видел свою задачу в том, чтобы представить спектр мнений и высказываний отцов Церкви и авторитетных богословов и собрать справочный и полемический материал по историко-догматическому и литургическому аспектам этой тематики, поскольку они настолько тесно связаны друг с другом, что рассматривать их по отдельности практически невозможно. Формулировки таинства священства или рукоположения 2 – практически одни и те же, и поэтому достаточно будет привести два кратких и взвешенных определения: «Священство есть таинство, – писал святитель Димитрий Ростовский (1709), – в котором через рукоположение епископа священнику дается власть от Бога совершать священнослужение и таинства, установленные в Церкви Божией. Материя этого таинства – человек, правильно возводящийся в священника. Форма – рукоположение архиерейское и читаемая архиереем молитва: «Божественная благодать и проч. Епископ отличается от священника тем, что сам совершает таинства и иным преподает власть эти таинства совершать, а простой священник, священнодействует их только по данной архиереем власти, а освящать миро и антиминс священник не может, но только архиерей» 3 . «Священство есть таинство, – вторит ему святитель Тихон Задонский (+1783), – в котором через архиерейское рукоположение иерею дается от Бога власть служить и совершать чины Божественных таинств…Священство… совершается при возложении архиерейской руки с краем омофора на главу освящаемого молитвою или словами: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи, и прочее до конца» 4 . У таинства священства – богочеловеческое происхождение, его утвердил Сам Спаситель – Иисус Христос , в Котором Ипостась Слова или Сына Божия восприняла в Себя человеческую природу и соединила ее в Себе с природой Божественной 5 . Именно поэтому Христос стал единственным совершенным и вечным Первосвященником, Который, оставаясь Богом, смог освятить все человечество, даровать ему вечную жизнь и привести его ко Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! На исходе второго христианского тысячелетия, когда мир празднует Юбилей Боговоплощения, Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века. Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Эпохой мучеников и исповедников для России явился XX век. Главой сонма Российских мучеников и исповедников за веру Христову явился святой Патриарх Тихон, который, характеризуя эту эпоху, писал: " Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово... Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: " Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч " (Рим. 8, 35) " . Многие из тех, кто пострадал за веру в ХХ веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. " В детстве и отрочестве, — писал из камеры смертников священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, — я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога " .

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

IV. Уменьшение православной паствы от раскола стригольников К оглавлению Под 1376 г. читаем в летописях: «Того же лета побиша в Новегороде стригольников еретиков, диакона Никиту, и Карпа простца, и третиего человека с ними, свергоша их с мосту, развратников святыя веры Христовы». Это самое первое известие о стригольниках. В некоторых летописях не только Никита, но и Карп назван диаконом, а в одной замечено, что новгородцы, свергая их в Волхов, говорили: «Написано в Евангелии: если кто соблазнит единаго из верующих, то лучше ему, да обвесится на выи его камень жерновный и ввержен будет в море (Мк. 9. 42) ». Но что это были за еретики, с какого времени они начали действовать, много ли имели последователей — не видно ничего. С кончиною, однако ж, первых лжеучителей основанная ими секта отнюдь не кончилась. Чрез шесть лет встречаем в летописях новое известие, что Цареградский патриарх Нил прислал в Новгород и Псков Суздальского архиепископа Дионисия с своими грамотами «о проторех, иже на поставлениях», и поручил ему убедить стригольников воссоединиться с православною Церковию и оградить самих православных от их ереси . В грамотах своих, которые обе сохранились, одна в подлиннике, а другая в переводе и совершенно сходны между собою, патриарх прежде всего знакомит нас с самою сущностию лжеучения стригольников. Обращаясь к новгородцам и псковичам как возлюбленным чадам своим о Господе, патриарх замечает: «Называю еще всех вас чадами и сынами, хотя некоторые из вас и отделились от соборной Церкви верующих и при содействии злого демона отстали от общества христианского. Мерность наша и при ней священный, великий, Божественный Собор архиереев узнали, что некоторые из вас под предлогом большего благоговения и думая сохранить Божественное Писание и точность священных канонов, отлучились от вселенской и апостольской Церкви Христовой, называют еретиками всех — и архиереев, и иереев, и клириков, и народ — как рукополагающих и рукополагаемых за деньги, а прочих — как сообщающихся с ними; себя же одних почитают православными».

http://sedmitza.ru/lib/text/435885/

Избрание епископов (в частности - предстоятеля Поместной Церкви) естественным образом регламентируется канонами Православной Церкви. Первым из правил в признанном нашей Церковью каноническом корпусе идет 1 правило Святых Апостолов, устанавливающее, что «Епископа да поставляют два или три епископа». Эта норма регламентирует только одну небольшую часть процесса избрания епископа, а именно его хиротонию - поставление. При этом толкователи уточняют, что нынешний смысл слова «хиротония» не должен смешиваться с более древним. Иоанн Зонара пишет: «В древности и самое избрание называлось хиротонией. Ибо, когда городскому народу дозволялось избирать архиереев, народ сходился, и одни желали одного, другие другого. Итак, дабы голос большего числа получил перевес, производившие избрание, говорят, протягивали руки и по ним и по ним считали избирающих каждого. Желаемый большим числом почитаем был избранным на архиерейство. Отсюда и взято наименование хиротонии; это наименование в том же смысле употребляли и отцы соборов, называя и избирание хиротонией». В отношении же хиротонии, упомянутой в Апостольском правиле, Иоанн Зонара добавляет: «Ныне хиротонией называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святаго Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку». В толкованиях на это правило также интересна одна из фраз патриарха Феодора Вальсамона: «Это апостольское правило говорит о хиротонии, совершаемой архиереем в церкви, как и великий Павел говорит: руки скоро не возлагай ни на кого же, ниже приобщайся чужим грехом (1 Тим 5, 22), а не об избрании, чрез простертие рук бывшем тогда, когда избрания архиереев совершались городским народом, как говорили некоторые, последовав неписанным сказаниям». Как мы видим, классические толкователи канонического корпуса, упоминая о том, что избрание епископов в древности совершалось с участием народа, не дают точных указаний на какие-либо письменные канонические источники по данному вопросу. Но уже здесь они упоминают то, что такое избрание могло осуществляться посредством общего голосования.

http://bogoslov.ru/article/377670

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010