Завершилось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви Правмир Помочь «Правмиру» Фонд Вера Беседы о главном Дорога к храму Молитвы Пост Православные праздники в 2024 году Таинства Церкви Жизнь Церкви Люди Церкви Оккультизм и мифы Общество Человек Безопасность Благотворительность Законодательство Викторины Милосердие Патриотизм Политика Работа Экология Семья Взаимоотношения в семье Беременность и роды Воспитание детей Детям До брака Измена. Развод Многодетные семьи Приемные дети Усыновление Аборты. Планирование семьи Здоровье Образование Культура Архитектура Искусство Кинематограф Великая Отечественная Война История Церкви Литература Поэзия Притчи Проза Юмор Нравственное кино Музыкальная гостиная Страницы истории Подкасты EN Вера Беседы о главном Дорога к храму Молитвы Пост Православные праздники в 2024 году Таинства Церкви Жизнь Церкви Люди Церкви Оккультизм и мифы Общество Человек Безопасность Благотворительность Законодательство Викторины Милосердие Патриотизм Политика Работа Экология Семья Взаимоотношения в семье Беременность и роды Воспитание детей Детям До брака Измена. Развод Многодетные семьи Приемные дети Усыновление Аборты. Планирование семьи Здоровье Образование Культура Архитектура Искусство Кинематограф Великая Отечественная Война История Церкви Литература Поэзия Притчи Проза Юмор Нравственное кино Музыкальная гостиная Страницы истории Подкасты Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Дополнительные настройки поиска Фильтр по дате Сортировать по Исключить новости Главная Новости Завершилось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви 3 февраля, 2015. Новостная служба В ходе заседания был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии, разработанный Межсоборным Присутствием 3 февраля 2015. ПРАВМИР. В Москве завершилось проходившее под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. В ходе заседания был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии , разработанный Межсоборным Присутствием.

http://pravmir.ru/zavershilos-arhiereysk...

Права и обязанности архиереев Константинопольской Церкви В состав высшей иерархии Константинопольской Церкви в настоящее время входят: вселенский патриарх, правящие митрополиты и епископы, и титулярные митрополиты, и епископы. Правовое положение вселенского патриарха заслуживает специального рассмотрения. Что же касается митрополитов и епископов как, правящих, так и титулярных, то правовое их положение будет более правильно и отчетливо определено при условии раздельной характеристики прав и обязанностей, прежде всего, митрополитов, а потом – епископов. 1. Права и обязанности митрополитов Константинопольской Церкви О правовом положении правящих митрополитов Константинопольской Церкви сообщаются данные в различных памятниках церковного и гражданского характера, причем одни из них ведут речь лишь о церковно-иерархических их правах и обязанностях, а другие касаются преимущественно гражданско-политических их полномочий, в виду двойственного (церковного и гражданского) назначения православных архиереев в пределах Турецкой Империи. И задача настоящего очерка заключается, с одной стороны, в уяснении церковно-иерархических прав и обязанностей митрополитов, а с другой – в определении гражданских их полномочий пред лицом народа и правительства. Церковно-иерархическое положение правящих митрополитов Константинопольского патриархата весьма отчетливо определяется, прежде всего, в так называемых «Патриарших деяниях ( Πατριαρχικα πρξεις)», которые от имени, за подписью и с приложением патриаршей свинцовой печати издаются патриархами на имя вновь назначаемых и перемещаемых митрополитов Великой Христовой Церкви, во свидетельство и удостоверение состоявшегося канонического ее решения и определения. «Патриаршие деяния» и в настоящее время, как и раньше, составляются по издавна выработанным образцам, в которых изменяется только вступительная часть, а основная и существенная половина, характеризующая права и обязанности епархиальных архиереев, излагается почти с буквальной тождественностью 356 . Вот в какой последовательности «Патриаршее деяние» определяет в одной своей редакции церковно-иерархическое положение митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Сортировать по Исключить новости Священник Дмитрий Фетисов: Как постом я «мясо ел» Позвонила женщина и, требуя соединить ее с правящим архиереем, разгневанно сообщила, что «диакон Димитрий Фетисов во время святаго и Великаго поста публично покупает и ест мясо, коварно вводя в соблазн окружающих» 13 марта, 2014 Позвонила женщина и, требуя соединить ее с правящим архиереем, разгневанно сообщила, что «диакон Димитрий Фетисов во время святаго и Великаго поста публично покупает и ест мясо, коварно вводя в соблазн окружающих» Каждый Великий пост с улыбкой вспоминаю одну презабавную историю, произошедшую со мной лет шесть тому назад, когда я был еще диаконом, а моя жена ждала первого ребенка. Однажды, где-то в середине поста, нам довелось перекусить в большом кафе в центре города, поскольку у супруги разболелся желудок и ей было необходимо что-нибудь срочно съесть. Беременные они такие – им вынь да положь. Взяв себе чай, а беременной диаконице суп-пюре с какой-то закуской, я отправился за столик и вскоре было расслабился, с удовлетворением констатируя, что муки токсикоза почти оставили мою благоверную, как тут же тревожно зазвонил телефон. Звонили из епархиального управления: секретарь взволнованным и смущенным голосом рассказывал о том, как только что в епархию позвонила женщина и, требуя соединить ее с правящим архиереем, разгневанно сообщила, что «диакон Димитрий Фетисов во время святаго и Великаго поста публично покупает и ест мясо, коварно вводя в соблазн окружающих». «Ты уж, пожалуйста, публично-то не покупай и не ешь, а лучше дома, если уж приспичило», – то ли в шутку, то ли всерьез сказал отец секретарь. Успокоил, что сейчас-то дело замяли, пообещав благочестивой рабе Божией казнить меня четвертованием, но в другой раз, ежели подобная история дойдет до архиерея без редакции людей, могущих за меня поручиться, может случиться скандал со вполне серьезными последствиями. Вдоволь повеселившись над «публично покупает и ест» и художественно представив себе, как бы это могло выглядеть, я взгрустнул: так вот и живешь, как Штирлиц, – под колпаком у Мюллера, не зная, где можешь провалиться и в чем тебя, в меру своей испорченности, могут заподозрить те, кому ты с амвона раскрываешь душу да еще и вместе молишься: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего»…

http://pravmir.ru/svyashhennik-dmitrij-f...

Избрание и перемещение митрополитов и епископов в Константинопольской Церкви Церковная жизнь православного Востока, представляет глубокий и разносторонний интерес как по своему существу и идейному назначению, так и в связи с главными морально-практическими задачами церковного общежития и строя, которые выдвигаются постепенно возрастающим и крепнущим созиданием царства Божия на земле, во славу и для торжества вселенского православия. И в нашем отечестве в последнее время возбужден ряд церковных вопросов, осмотрительное и целесообразное решение которых требует справок и аналогий из права и практики православных автокефальных Церквей Востока. С этой точки зрения приобретает значение и вопрос об избрании и перемещении архиереев на Восток. Настоящий очерк и имеет задачу описать, с возможной раздельностью и отчетливостью, многосложный процесс избрания и перемещения архиереев в первенствующей по чести, среди прочих Церквей православного Востока, Великой Христовой Церкви. В частности, целесообразно будет установить правовые нормы отмеченного процесса и отдельно рассмотреть составные его акты в отношении как к митрополитам, так и к епископам. Научное оправдание нашего очерка заключается в том, что в иностранной литературе, даже греческой, рассматриваемый вопрос не служил предметом специального изучения. Практические же выводы его не требуют комментария. 1. Правовые данные относительно избрания и перемещения митрополитов и епископов Избрание и перемещение митрополитов и епископов Константинопольский Церкви совершаются ныне по руководству действующего здесь с 1862 года регламента «Общих Канонисмов», где содержится особый «Устав о необходимых качествах, избираемых на архиерейство, и способов избрания их». Этот «Устав» имеет следующее содержание. Избираемый на архиерейство должен быть, прежде всего, поданным державного (турецкого) царства от рождения своего, а поведение его должно быть всегда безукоризненным как в отношении к правительству, так и к народу; во-вторых, он должен иметь письменные свидетельства о добром своем поведении из тех местностей, в которых он жил, прежде чем получил должность или в патриархии, или у кого-либо из архиереев; в-третьих, он должен иметь, согласно с церковными канонами, требуемый (для архиерейства) возраст и телесную не поврежденность; в-четвертых, он должен быть известен Церкви по предшествующему верному служению, когда он проходил свое служение клириком или в патриархии, или у кого-либо из архиереев в течении пяти лет, так что имеет достаточные познания в церковных делах и необходимую для управления епархией опытность; в-пятых, он должен знать, кроме греческого, и турецкий и славянский языки, применительно к епархии, в которую должен быть определен (§ 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Предлагаемая в этой книжке статья первоначально была напечатана в Московских Ведомостях 1880 года 245 и 246) по поводу распространившихся в начале этого года слухов о предстоявшем будто бы признании правительством раскольнических архиереев и попов в звании действительных архиереев и попов, о предоставлении раскольническому духовенству полной свободы – совершать открыто все принадлежащие законному, правильному священству служения и действия. К утешению православных тогда слухи эти не оправдались. Но затем они возникли снова, когда сделалось известным из газет, что раскольники подали опять, уже на имя графа Лорис-Меликова, нынешнего Министра Внутренних Дел, прошение с теми же притязаниями на полноправность их духовенства. В газете Новое Бремя явился даже подлинный текст этого прошения раскольников, где сущность их желаний и искательств выражена в следующих словах: «да будут освобождены наши святыни (?) от наложенных на них печатей, да раскроются врата (?) наших храмов и даруется нам, старообрядцам приемлющим священство, святое право с чистым и сокрушенным сердцем возносить ко Всевышнему наши горячие молитвы» и т. д. Просители, очевидно, говорят неправду, утверждая, что будто они даже не имеют святого права возносить молитвы к Богу «с чистым и сокрушенным сердцем»; но то справедливо, что их самозваным попам и архиереям не дозволяется открыто, публичным образом, совершать священнослужения, которые, однако же, надобно заметить, отправляют они совершенно свободно по разным домам, в своих подвижных и даже постоянных домовых церквах. Просьба в том и состоит, чтобы им дано было законное право отправлять эти служения именно публично и открыто в храмах, какие у них имеются и какие они построят потом вновь, особенно же в великолепных храмах Рогожского кладбища, которые собственно и разумеют просители под общим и неопределенным названием «святынь, находящихся под печатями» (хотя под печатями находятся не самые эти храмы, а двери их алтарей). Итак, раскольники просят именно о том, чтобы их духовенству было законом предоставлено право публично отправлять богослужение, или, что одно и тоже, чтобы их попы и архиереи были признаны правительством за действительных, законных попов и архиереев, или, наконец, что опять одно и тоже, чтобы расколу была предоставлена законом полная религиозная свобода. В виду этих новых исканий со стороны раскольников и возбужденных ими толков и недоумений неизлишним представляется возобновить в памяти читателей содержание упомянутой статьи Московских Ведомостей, излагающей незаконность и неудобоисполнимость притязаний раскольников на полноправность их духовенства. Статья печатается теперь с весьма небольшими изменениями и дополнениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Сортировать по Исключить новости Игумен Арсений Соколов: Миссионерская поездка к кетам Через три часа, имея на руках билеты на теплоход, указы правящего архиерея и благословение духовника, а также весь миссионерский комплект вкупе с таежной экипировкой, мы взойдем на корабль. Нашей целью будет небольшой народ кеты. Может быть, это самый загадочный народ Сибири. Его исторический след теряется в сумрачной дымке далеких тысячелетий. 19 мая, 2012 Через три часа, имея на руках билеты на теплоход, указы правящего архиерея и благословение духовника, а также весь миссионерский комплект вкупе с таежной экипировкой, мы взойдем на корабль. Нашей целью будет небольшой народ кеты. Может быть, это самый загадочный народ Сибири. Его исторический след теряется в сумрачной дымке далеких тысячелетий. Путевой журнал 15.07.1997 22:30.  Енисейск. Через три часа, имея на руках билеты на теплоход, указы правящего архиерея и благословение духовника, а также весь миссионерский комплект вкупе с таежной экипировкой, мы взойдем на корабль. Нашей целью будет небольшой народ кеты. Может быть, это самый загадочный народ Сибири. Его исторический след теряется в сумрачной дымке далеких тысячелетий. Существует научная гипотеза, согласно которой наши енисейские кеты — ни больше ни меньше, а потомки хеттеев, народа, неоднократно упоминающегося Библией, начиная с книги Бытия. И хеттеи (хетты) были не меньшей загадкой до настоящего времени, пока не были сделаны великие археологические открытия, пролившие свет на историю древнего Хеттского царства, на его могущество при царе Хаттусили III. Малая Азия и север ближнего Востока — вот примерная территория древней державы, наряду с Египтом и Вавилоном входившей в число могущественнейших в 3-2 тыс. до Р.Х. Каким-то образом потомки древних хеттеев попали в Сибирские степи, а затем углубились на север, в тайгу, из кочевников став охотниками и рыболовами. Гипотеза эта чрезвычайно смелая, поскольку между хеттами и кетами — почти 3-тысячелетний провал безвестности. Об этой гипотезе мне довелось услышать от заведующего кафедрой этнографии Томского университета в 1991 г. С тех пор, заинтригованный ею, я не переставал интересоваться ими, представителями народа-загадки, не упуская никакого упоминания о них в журналах.

http://pravmir.ru/igumen-arsenij-sokolov...

Чинъ бжествнны преждесвщенныхъ: как подобаетъ слжити Во Святую и Великую Четыредесятницу, егда бывает праздник и имать архиерей священнодействовати Преждеосвященную литургию, прежде начатия часов идет архиерей ко храму, и предходят ему сановнии, таже диакони, священницы и клирицы. Протодиакон же близ архиереа позади со страны. Таже последуют архиерею архимандрити, игумени, священномонаси, два два. Егда же приближится архиерей и имать внити во врата храма, сретают его два диакони с кадильницами и примикирий, нося лампаду велику возжену, и поклоняется архиерею. И начинают певцы мети: Достойно есть : до конца. Аще же есть Владычний праздник, поют ирмос 9-я пссни. Архиерей же, входя во храм, глаголет тихим гласом: Вниду в дом Твой : и прочая. Приходяй же станет пред святыми дверьми олтаря у амвона, на орлеце, архимандрити, игумени, протопресвитери и иерее станут позади архиереа по чину на обе страны. Архиерей же, сотворив три поклоны, идет ко Владычней святей иконе Господа нашего Иисуса Христа, яже на десней стране, и, сотворив поклон, глаголет тропарь: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий : и целует святую икону. Таже идет на левую страну, пред икону Богоматере, и, сотворив поклон, глаголет тропарь: Милосердия сущи источник : и целует святую икону. Таже идет ко иконе храма и праздника, глаголя тропарь. И целует икону, творя поклоны по чину и по обычаю. Певцы же поют безпрестанно: Достойно есть : Приходит же архиерей посреди пред святыя двери олтаря, на преждереченное место и, сотворив три поклоны, обращается к народу, и осеняет обема рукама, держа пастырский жезл. Тогда певцы поют со сладкопением: Тон дэспотин кэ архиереа имон, Кирие, филаттэ. Ис полла эти, дэспота . Трижды. И, отшед, станет на уготованном месте, и начинают часы, и поют по Уставу. И по отпетии часов архиерей восходит на уготованное место, идеже облачитися, последующе ему и имущии сослужити, по два, архимандрити, и прочии, сотворяюще поклон архиерею, седящу ему на месте, держащу и пастырский жезл в левой руце. И целуют святую его десницу и, отшедше, паки сотворяют поклон архиерею. Он же, седя, осеняет я рукою крестовидно, и входят во святый олтарь северными и южными дверьми по чину, и облачаются во священныя одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рецензия на Н.Ф. Красносельцева «К истории православного богослужения. По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Казань. 1889». Источник Имя профессора Н. О. Красносельцева (ныне профессора церковной истории в Императорском университете в Одессе) пользуется в науке уже давно почетною известностью. Последние годы почтенный профессор одарил церковно-археологическую и литургическую науку целым рядом мелких брошюр и солидных монографий по разным вопросам избранной им специальности. Все эти труды ученого профессора отличаются солидными литературно-научными достоинствами и не прошли незамеченными в «нашей периодической печати. Мы со своей стороны намерены в настоящий раз обратить внимание читателей лишь на самые последние произведения его плодовитого пера и высказать некоторые иные суждения по вопросам, затронутым в них почтенным автором. На первом месте мы ставим книгу, заглавие которой выписали выше. Появление этой книги в свет было вызвано подобною же работою протоиерея К. Никольского под заглавием: «О службах русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах». Спб. 1885, в которой автор рассмотрел и, насколько это было возможно, сделал историко-археологические объяснения пятнадцати разнообразных церковных служб, ныне уже не совершаемых или вышедших из употребления» (стр. 5). Но так как «книга о. Никольского исследует намеченный предмет не во всей полноте: иное здесь только намечено, а иное и вовсе опускается» (стр. 8), то проф. Красносельцев и был вызван «на дальнейшую разработку затронутых в ней предметов и на дополнение новыми материалами» (Ibid). Последнее касается чинов вступления на паству новых архиереев, летопроводства и страшного суда, и сделано им на основании вновь открытой рукописи соловецкой библиотеки 1715–1723 г. 1181 под заглавием: «Книга глаголемая чиновник келейная архангело-городского Спасского собора, собранный от первого чиновника и записок и от обычаев тоя церкви положенный». Но на этом почтенный профессор не остановился. В виду того, что в старинных богослужебных книгах имеется несколько весьма важных чинов, ныне не употребляющихся и почему то обойденных о. Никольским в его книге, как напр. чин омовения трапезы в великий четверток, чин окладовати град, чин пострижения черниц, последование на освещение масла в великий четверток и субботу, молитвы об оглашенных за утреней и вечерней и обряд оглашения в великую пятницу, чин, како молебен пети за болящего и чин погребения священников и архиереев, то проф. Красносельцев в своей настоящей книге подверг историко-археологическому обследованию и все эти чины. А так как, скажем мы словами самого г. Красносельцева, область, в которой вращается исследование, весьма мало разработана, то, конечно, не обошлось без таких суждений и заключение, который вызывают возражения и проверку» (стр.6).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Часть первая. Очерк истории населенных недвижимых имений Св. Синода, архиерейских домов и монастырей в период времени между 1726 и 1763 гг. Глава первая. Положение церковных населенных имений в царствование Петра Великого §1. Состояние государственного хозяйства России в первой четверти XVIII столетия и его значение для судьбы церковных имений В первом своем заседании, 14-го февраля 1721 года, Св. Синод обратился к Государю с докладом, в котором, между прочим, спрашивал: «патриарши, архиерейския и монастырския вотчины, сборами и правлением которыя ведомы были в Монастырском Приказе, в одной Духовной Коллегии ведать ли, того ради, что оныя от гражданских управителей пришли в скудость и пустоту, а Духовная Коллегия присягою обязалася, как к верности, так и во искании интереса Царскаго Величества против прочих Коллегий не меньше, а в Регламенте Духовном положено 10 , что такое правление надлежать будет до Духовной Коллегии?». Государь положил резолюцию «быть по сему» 11 . Так из ведения государственных коллегий церковные вотчины вместе со всеми делами, которые их касались, перешли в полное ведение учрежденного 25 января 1721 года Св. Синода 12 . Однако, как видно из приведенных слов доклада, ни сам Св. Синод не чувствовал себя и подведомственные ему церковные учреждения собственниками церковных имений, и никто другой не считал их таковыми, иначе не было бы речи об «интересе Царскаго Величества». Более того, в Регламенте не было ничего сказано даже о том, что церковные имения переходят в ведение Св. Синода. Ему предоставлено было лишь наблюдение за правильным пользованием церковными имениями 13 . Едва ли и могло быть иначе после более, чем двухвековой истории секуляризационного процесса, начавшегося со времени покорения Новгорода (1478 г.) в великое княжение Uoahha III , и особенно с собора 1503 года 14 , после которого, несмотря на продолжавшееся увеличение владельческих прав монастырей, мысль о необходимости обращения церковных имений в государственную собственность уже никогда не умирала, потому что и возникла она под влиянием нужды народной и государственной. Достаточно сказать, что по свидетельству иностранцев, церковным учреждениям в XVI веке принадлежало около одной трети всей русской территории того времени 15 , а в XVII даже почти две трети 16 . Между тем быстрый политический рост России требовал громадного напряжения финансовых и экономических сил тяглового населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

А.А. Половцов Львов, Афанасий Иванович Львов , Афанасий Иванович, статский советник, обер-прокурор Святейшего Синода; родился в 1703 г., назначен обер-прокурором 18 декабря 1753 г. В силу обер-прокурорской инструкции 1722 г., которая вменяла обер-прокурору бдительно наблюдать за тем, чтобы Св. Синод все дела рассматривал и все свои обязанности исполнял «истинно, ревностно и порядочно, без потери времени, по регламенту и указам», Львов признал необходимым подчинить епархиальные учреждения Синодального ведомства обер-прокурорскому надзору и 2 мая 1754 года предложил Св. Синоду разослать во все учреждения духовного ведомства копии с вышеозначенной инструкции. Эта инструкция предусматривала на местах особых прокуроров, которые должны были следить за своевременным исполнением подчиненными Синоду учреждениями и лицами синодальных указов, а равно и доносить о причинах неисполнения таковых и вообще представлять отчет о деятельности епархиального начальства. Имея в виду то, что таких прокуроров в епархиях не было, что инструкция 1722 г. к тому времени не была распубликована по ведомству Св. Синода и епархиальные архиереи пользовались полнотою власти, Св. Синод не находил нужным исполнять требование обер-прокурора, хотя оно и было повторено им в предложениях от 13 мая и 6 июля. Подобно своим предшественникам, обер-прокурор Львов не был единственным посредником между Верховною властью и высшим органом церковного управления, к тому же он не пользовался особым расположением императрицы: ему приходилось объявлять Св. Синоду к исполнению лишь те Высочайшие указы, которые уже были объявлены, но не были исполнены Св. Синодом. Так, в предложении от 20 апреля 1754 года объявлено было Св. Синоду, что если указ об обязательном назначении «и великороссиян на праздные ваканции в архиереи и архимандриты, устно сообщенный императрицею синодальным членам, остается без должного исполнения, то императрица вменяет в непременную обязанность немедленно же записать в Св. Синоде Высочайшее повеление «для неотменного исполнения и о всем том донести ему, обер-прокурору, Ее Императорскому Величеству».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010