IV. Святая София Вечернее солнце, искавшее себе ночного покоища за могилою Олега, ярко озарило на следующее утро картину времен Владимировых: торжественное освящение вод Днепровских, как бы во дни первого крещения Руси. Митрополит со всем духовенством совершал торжество сие, отслужив прежде литургию в обители Братской. При веянии хоругвей под сенью древних священных икон на Иордани Днепровской, окруженной множеством лодок и толпами народа, отрадно было слышать церковные гимны, когда погружалось в воды знамение нашего спасения; отрадно было молиться и думать, что над Киевом и всею Русью сбылись и прорицание Первозванного Апостола, и сия молитва равноапостольного Князя: «Боже великий, сотворивший небо и землю, призри на новых Своих людей; дай им, Господи, уведать Тебя, истинного Бога, как уведали страны Христианския, и утверди в них веру правую и несовратимую.» После гостеприимного обеда, который граждане Киевские давали от себя духовенству и властям в зале собраний, Владыка пригласил меня с собою в Софийский дом свой на старом Киеве. – Здесь мне представилось трогательное свидетельство любви народной к пастырю. Едва только услышали колокол Софийский, возвещавший о его приближении, как толпа богомольцев всякого звания и возраста устремилась в ограду; старики и старухи, задыхаясь, бежали вслед за каретою, чтобы только принять его благословение. «Откуда вы? спросил их с отеческою улыбкой Преосвященный, и в ответ ему раздались дальние и разноместные имена необъятной России: целуя руку святительскую, они крестились с радостью, что удостоились принять его благословение. «Батюшка, вели нам отпереть собор, еще до вечерни долго ждать», сказала одна старушка, и радушно отвечал Владыка: «велю открыть для вас, дети мои.» Он послал немедленно за ключарем, а между тем взошел со мною в прекрасный сад, прилегавший к дому. «Утешительно видеть такое усердие в пашем народе, говорил мне Владыка: можно ли отказать в чем-либо людям, которые именем Христовым прошли такие пространства, чтобы только удовлетворить своей благочестивой жажде и поклониться святыне Киевской! – дай Бог, чтобы никогда не оскудела вера сия!» – Из сада взошли мы в архиерейские палаты, недавно обновленные после долгого запустения. Тогда явился ключарь, и Преосвященный поручил ему показать мне все достойное внимания в соборе Софийском, потому что сам он утомился долгим служением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

I. 23-го октября св. церковь празднует память свят. апостола Иакова, брата Господня. Св. Иаков был сын Обручника Пресвятыя Девы Марии – св. Иосифа от покойной его жены. С юности он полюбил строгую жизнь: вкушал только хлеб и воду, не употреблял ни вина, ни масла; на теле носил острую власяницу, всю ночь проводил в молитве и сохранил чистоту девства. А когда Господь учил народ о царствии Божием и явил Себя Мессиею, тогда св. Иаков уверовал в Него и, внимая божественным словам Его, еще строже стал жить. Все называли св. Иакова праведным, ибо все видели праведную жизнь его и он причислен был к лику 70 апостолов. От Господа Иисуса Христа он был поставлен епископом и научен священнодействию. Он был первым святителем и пастырем иерусалимской церкви. Он первый изложил и написал литургию, которую потом св. Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили ради человеческой немощи. Св. Иаков наставил на путь истинный многих иудеев и язычников и написал соборное послание к 12 коленам израильским. Все почитали его, не только верные, но и неверные. Архиереи и священники жидовские не возбраняли ему входить во Святое святых, и он молился там за весь мир. За святость народ любил его и многие из старейшин иудейских веровали учению его. Но книжники и фарисеи с архиереем гневались на него за это, и решились убить его. Настал праздник Пасхи. Народу во Иерусалим собралось множество. Книжники и фарисеи подошли к св. Иакову в церкви и сказали: «праведник, молим тебя, – в день праздника скажи поучение к народу, отврати его от Христа, Которым многие прельстились, называя Его Сыном Божиим. Стань на высокой кровле церковной, чтобы все видели и слышали тебя; скажи народу, что он заблуждается, веруя в распятого Христа». Св. апостол взошел на высоту и сказал громким голосом: «что спрашиваете меня о Сыне человеческом, Который волею пострадал, распялся и в третий день воскрес из гроба? Он ныне сидит на небесах и опять придет на облаках небесных судить живых и мертвых». – Народ обрадовался и закричал: «слава Богу! Осанна Сыну Давидову». – Но фарисеи и книжники в гневе свергнули св. апостола с крыла церковного в устрашение народу, и когда праведник упал, то он поднялся на колени, подняд руки к небу и, молясь, сказал: «Господи, отпусти им грех сей, ибо не знают что творят». Но иудеи бросали на него камнями. Святое тело его погребено близ церкви. Он управлял иерусалимскою церковию тридцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отшел из сей жизни 41 Надписание высочайшей грамоты. Во имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, самодержец Флавий Константин (Погонат), благоверный и великий император. Высочайшая грамота Домну, святейшему и блаженнейшему архиепископу древнего (нашего) Рима и вселенскому папе 42 . Ваше отеческое блаженство знает, как и большинство вашей святейшей церкви нашего древнего Рима, что с того самого времени, как Бог повелел нам самодержавно царствовать, много раз некоторые заявляли желание возбудить движение и прение между частями вашей святейшей церкви и затем между частями всей святейшей великой Церкви Божией, по поводу спорных выражений в одном из догматов благочестия; но мы препятствовали этому, почитая это неблаговременным, и зная, что из частного прения не только не может произойти согласия относительно спорного предмета, но зло только увеличится. И хотя мы чрезмерно скорбели душею, как ради порицания за это со стороны врагов, так и ради самой истины, потому что ваши архиереи и православный наш народ из-за некоторых новых слов впадали в раскол, также потому, что этим доставлялось удовольствие нечестивцам и еретикам: но мы поручили себя Богу нашему, провидящему лучшее о нас, в полной уверенности, что в то время, когда Его благость повелит быть исправлению самого существенного, Он дарует нам благоприятные обстоятельства для общего собрания обоих престолов, дабы, сообразуясь с определениями святых пяти соборов и объяснениями уважаемых святых отцов, они достигли непоколебимого убеждения и соединились во единые уста и единое сердце для прославления пречестного имени Бога нашего. Но пока мы питаем желание, как люди, Бог все совершает, как Ему угодно; ибо Он знает будущее и полезное нам и благоволил осуществить это дело таким образом. Извещаем ваше отеческое блаженство, что Феодор, святейший и блаженнейший патриарх богоспасаемого нашего царствующего города, по своем рукоположении внушил нашей светлости мысль послать вашему отеческому блаженству обычное приглашение на собор, как это бывало и при бывших прежде его патриархах, в надежде, что оно не будет отвергнуто.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

I. Правление § 1. Учреждение Синода С 1721 г. Русская Церковь вступила в новый период существования переменой высшего управления своего. В янв. 1721 г. собран был Собор Пастырей Церкви Русской. Под председательством, самого Царя Собор рассуждал о высшем духовном правительстве. Признано было полезным поручить высшее управление Церковью вместо Патриарха Собору Пастырей. а) Тогда как занятия одного лица, – так рассуждал Собор, – могут останавливаться то болезнями, то смертью его, Собор имеет возможность вести дела безостановочно, и ответы на важные сомнения могут быть всегда готовы. б) Легче дознать правду Собору многих, чем одному лицу. в) В решениях Собора более может иметь место беспристрастие, чем в решениях одного лица. г) Решения Собора более имеют важности и твердости, и потому охотнее будут исполняемы, чем решения одного лица. д) И влияние сильных не столько может мешать правильным определениям Собора, чем решениям одного лица. – Вследствие сего положено было, не изменяя ничего в основаниях церковного правления, открыть постоянный духовный Собор 1 . Поскольку же Церковь Христова есть единое тело Христово, где ни одна часть не существует в совершенной независимости от другой; а отмена патриаршества в России и замена его постоянным Собором тем более требовали сношения с Востоком, что учреждение патриаршества совершалось по определениям Восточных Патриархов: то в сентябре 1721 г. Петр Великий отнесся к Константинопольскому Патриарху посланием. Изложив свои расположения, с какими занимался он учреждением нового церковного управления, Петр писал: «Уповаем, яко Ваше Всесвятейшество, яко первый Архиерей Православной Кафолической Восточной Церкви, сие наше учреждение Духовного Синода за благо признать изволите, и о том прочим блаженнейшим Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому Патриархам сообщение учините». В 1723 г. Константинопольский Патриарх Иеремия писал к Святейшему Синоду: «Мерность наша, благодатию и властию Всесвятаго, животворящаго и совершенноначальствувщаго Духа, узаконяет, утверждает и провозглашает от благочестнейшаго Самодержца..., по Духу Святому нам возлюбленнаго и превожделеннаго, в Российском св. великом царства учрежденный Синод. Есть и нарицается он нашим во Христе братом, Святым и священным Синодом, и имеет власть творити и совершати, елика четыре Апостольские Святейшии Патриаршии престоли». Такое же послание прислал от себя тогда же Антиохийский Патриарх Афанасий. В то же время Константинопольский Патриарх писал, что Патриархи Александрийский и Иерусалимский не прислали от себя отзыва потому, что первый скончался, а второй лежит на смертном одре. «Имеем попечение, – прибавлял Святейший, – да и от иных подтверждение будет, аще востребуется; довлеет бо и сие» 2 . Патриаршие грамоты, полученные в сентябре 1721 г., тогда же разосланы были ко всем Архиереям 3 . Так утвердилось новое высшее управление Церкви Русской!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

I. Ростовский Кремль Один из древнейших городов России, богатый своими святынями и старинными храмами – прекрасными памятниками церковной архитектуры допетровской Руси, довольно хорошо сохранившимися до нашего времени, – Ростов Великий с давнего времени пользуется особенным вниманием любителей родной старины и паломников, совершающих молитвенные путешествия по святым местам России. Ростов раскинулся на низменной равнине по берегу озера Неро или Каово, и только центральная часть города занимает значительную возвышенность, которая тем более бросается в глаза, что на ней расположен своими величественными зданиями старинный Кремль, сердце города, хранитель главнейших святынь и древностей Великого Ростова. Кремль обнесён со всех сторон высокою каменною стеною с бойницами, галереями и десятью довольно большими круглыми башнями, напоминающими своим видом крепостные сооружения. По стене Кремля возвышаются два храма: на северной стороне, среди двух башен, церковь Воскресения Христова; на западной, также охраняемая с обеих сторон башнями, –– церковь Иоанна Богослова; внутри Кремля расположены: церковь Спаса на Сенях, храм Смоленской Божией Матери Одигитрии, здание Белой Палаты, Княжие терема, Дмитриевское духовное училище, различные постройки бывшего архиерейского дома, остатки «Красной Палаты» и здания, занимаемые теперь квартирами священно –– церковнослужителей Ростовского Успенского собора. Кроме этих зданий и храмов, близ Юго–Западного угла кремлевской стены, вне Кремля, но в неразрывной с ним связи, стоит церковь Григория Богослова . Кремлю же принадлежит и местность, прилегающая к южной стороне его, окруженная невысокой каменной оградой с небольшой башенкой на западном углу; это место в старину занималось Григорьевским монастырём «Затвором», откуда в XIV веке вышел на дело проповеди просветитель зырян, святой Стефан Пермский. К северу от Кремля стоит древнейший в Ростове соборный храм Успения Пресвятой Богородицы, где почивают мощи просветителей Ростовской области, святых угодников Божиих: Леонтия, Исаия, Игнатия, Феодора, Ростовских чудотворцев, и останки святого князя – мученика Василька.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

VIII. Душеспасительный рассказ о Синайской горе в каком она ныне положении с помощью Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии 1. Синайская гора лежит на юг и находится от города Иерусалима на разстоянии 12 дней пути. Там видел пророк Моисей Св. купину, а среди нее Пресвятую Богородицу с Единородным Своим Сыном и пришел ангел Господень и сказал: Моисей, Моисей, развяжи обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. 2. Среди холмов стоит Св. монастырь и в монастыре находится церковь , крытая свинцем, очень красивая и имеет 12 мраморных колонн, на правой стороне 6 и на левой 6, каждая колонна имеет одну нарисованную икону, мучеников, священномучеников, архиереев, иереев, преподобных мучеников и преподобных мужей и жен, которые вспоминаются в течении 12 месяцев целого года; и там изображены все цари православные и беззаконные, воеводы и правители, которые подвергали пыткам мучеников, там и орудия пытки, которыми их пытали, каковые имеют подробнейшую историю со времени византийских царей. Каждая колонна имеет отверстие и там внутри находятся мощи многих Святых; они запечатаны царскими печатями. 3. И Св. алтарь внутри росписан мозаикою: Св. Преображение Господа нашего Иисуса Христа, и у алтарной двери золотые колонны и изображены Великий Архиерей, Пресвятая Богородица, Пророк Моисей и Св. Екатерина. И на правой стороне алтаря стоит рака Св. Екатерины и в ней Св. мощи, постоянно источающие миро, и рака эта мраморная. 4. Храм имеет внутри 6 приделов, где служат, и за Св. алтарем Св. Купина и под Св. престолом место, где она была посажена и исходит оттуда сильное благоухание. Висят там три неугасимые лампады, висят и над ракою Св. Екатерины четыре неугасимые лампады. И на клиросе, где поют отцы, одна большая икона, вокруг представлены все праздники Пресвятой Богородицы; посредине изображена Богородица, и эта икона разговаривала с монахом. И там висит неугасимая лампада и у Сретения другая лампада. Направо от Св. Купины мощи Св. авв, убитых Арабами в Синае и Раифе. На левой стороне от Св. Купины храм Св. Иакова Персиянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

VI. Ближняя пустынь и пребывание в ней о. Серафима О происхождении, рисунке и названии Саровского родника. – Келлия о. Дорофея и смерть его. – Изнеможение о. Серафима и совет близких людей. – Сокровенный выход из келлии и значение этого случая. – Явление во сне Пресвятой Богородицы. – Благословение игумена. – Выход из затвора в лес. – Посещение прежней пустыни. – Телесные труды старца. – Временное убежище для него. – Устройство новой постоянной келлии. – Название всей этой местности. – Переименование родника. – Времяпровождение о. Серафима. – Распоряжение Тамбовского архиерея, чтобы он причащался в церкви св. Таин. – Увеличение его посетителей. – Отзыв о. Нифонта о сем. – Характеристика о. Серафима за это время, написанная его современником. – Прибавление к ней. – Переход к следующей главе Верстах в двух от монастыря находился родник с водою. В Саровской обители не знают, кем первоначально вырыт он; существовал же он с давнего времени, еще до поступления о. Серафима в монастырь. В 1825 году он имел следующий вид: бассейн был покрыт накатом из бревен и засыпан землею; вода вытекала из него только одною трубою; вблизи родника, на столбике, невидимому, нарочно устроенном, стояла икона св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. По этому обстоятельству родник называли богословским. Когда о. Серафим жил еще в дальней пустыне, то хаживал к этому месту и упражнялся близ источника в телесных трудах. – Местность родника очень нравилась старцу. На расстоянии четверти версты от богословского родника, на горке, стояла келлия, в которой спасался инок Саровской обители, иеромонах Дорофей. В половине сентября 1825 года благочестивый отшельник переселился в иной, лучший, небесный мир, к которому всю жизнь стремилась душа его. Между тем старец Серафим от долговременных подвигов пришел в крайнее изнеможение: со времени стояния на камнях у него не переставали болеть ноги, а к ногам присоединилось еще ощущение сильной боли в голове. Ему советовали, для поддержания здоровья, иметь движение и пользоваться свежим воздухом. Чувствуя всю необходимость этого совета, о. Серафим стал выходить из келлии своей. Замечателен самый первый выход: он относится к числу сокровенных его подвигов и дел, о которых раз упомянуто было прежде. Наступила весна 1825 года. Уже был Великий пост – время особых подвигов для иноков Саровских. Раз один из братьев обители, по имени Филарет, вставши очень рано утром и совершив свое домашнее правило, вышел из келлии в ограду монастыря. Неожиданно он видит вдали человека, окруженного мраком и совершенною тишиной, который нес на руках какую-то тяжесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

VI. Кремль Софийский собор окружен зданиями, которые доныне составляют принадлежность архиерейского дома и, наполняя собою всю северную оконечность Кремля, свидетельствуют о прежнем величии владык Новгородских. Я не буду говорить о новом теплом соборе, празднующем вход Господа в Иерусалим, ни о великолепных палатах, сооруженных с помощью императрицы Елизаветы митрополитом Димитрием в половине минувшего столетия, но скажу о дворе собственно владычнем, где обитали древние святители во времена славы великого Новгорода. Здания сии, ныне отчасти пришедшие в ветхость или занимаемые службами и присутственными местами, тянутся позади собора, вдоль кремлевской ограды, и еще носят название своих основателей: святых Никиты, Иоанна и Евфимия. Но те, которым сохранилось имя Никитинских, наиболее пострадали от времени; не существуют и обширные палаты святителя Евфимия и церкви, основанные им на дворе архиерейском; однако еще уцелел один корпус, примыкающий к дому святого владыки Иоанна, с часовою башнею, и самая колокольня софийская, весьма оригинальная по своему зодчеству – двухъярусная, продолговатой формы, с тремя просветами, – принадлежит к зданиям сего великого святителя XIV века. В рукописном житии его весьма поэтически описано сооружение им храмов на дворе владычнем во имя Златоуста и великого Евфимия и украшение Св. Софии, на которую указуя, говорит он: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селение славы Твоея»; а Св. София в свою чреду взывает к нему: «Се убо красота моя и похвала Церкви – Евфимий великий». Далее сказано, что блаженный умыслил создать себе каменные палаты, ибо прежние были деревянные и часто страдали от огня; предпринял же это не ради какого-либо пристрастия, но для успокоения своих преемников, употребив на то некоего мужа духовного и художного, инока Феодора. Он соорудил палаты пречудные, имевшие там и здесь переходы и врата наподобие града с улицами внутри; так что иное здание было выше, другое ниже, одно впереди, другое внутри двора, и нельзя описать сего, если кто не видел собственными глазами; все это украсил он стенным писанием весьма благолепно, устроил также кельи для иноков и все службы монастырские и воздвиг столп каменный посреди своего сада с часами наверху, которые оглашали весь город.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XLVII. Слово, сказанное за литургией в Казанской церкви Московских Чудотворцев 51 . О чествовании святой памяти Московских Чудотворцев На востоке были три великих Святителя: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , которые и праведной жизнью, и богопросвещенным учением своим достойно стяжали себе глубокое вселенское уважение и почитание. После их святой кончины, молитвенно прославляя их память, восточные христиане даже разделялись на партии, расходясь в своих мнениях относительно того, который из этой чудной троицы Архиереев Божьих особенно велик пред Богом и людьми и достоин преимущественного ублажения. Одни поставляли в этом отношении на первое место святого Василия, другие отдавали преимущество премудрому Богослову, третьи считали выше других Златоуста-учителя. И только Сам Господь прекратил эти споры, открыв в особом видении в назидание благочестивых, но слишком далеко простиравших свою ревность христиан, что не следует людям заниматься подобными распрями и предвосхищать себе суд Божий, который только и может определить ту или иную степень духовного достоинства человека. В этом видении Господь ясно показал, что со стороны людей все три Святителя, за то великое добро, которое они сделали для воинствующей Церкви Христовой, достойны одинакового благоговейного почитания. В воспоминание этого события и установлен в церкви Православной особый в честь Трех Святителей праздник 30-го января, когда христиане воздают им одинаковую достойную честь, как боговещанным проповедникам и учителям вселенским. Вы, братья, надеюсь, поняли теперь, к чему я клоню свою речь. Если в церкви Греческой воссияли некогда такие великие и святые отцы, которые, по свидетельству Самого Господа, достойны великого вселенского прославления, то и наша Русская церковь не лишена счастья иметь в числе своих небесных покровителей, подобных же богосветлых светил церковных. Соборную память четырех из них мы с вами ныне празднуем. Хотя каждый из них отличался особыми качествами и добродетелями, хотя они жили в различные времена Русской истории и подвизались при разнообразных обстоятельствах, тем не менее наша Отечественная церковь постепенно приурочивала чествование их к одному дню. Сначала, в 1596-м году, установлено праздновать 5-го октября память трех Святителей: Петра, Алексия и Ионы, а затем, в 1875-м году, по ходатайству покойного митрополита Московского Иннокентия, Высшей церковной властью присоединено чествование в этот же день и Святителя Филиппа. И такое соборное прославление четырех Святителей Московских в один день установлено, несомненно, потому, что все они много сделали добра для Русской земли, что каждый из них подвизался великим трудом любви к Русскому народу, хотя проявлять эту любовь им приходилось различными путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

     «Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них» (Пс. 15: 3) – такими словами одна из самых любимых книг русского человека изображает значение святых для всего человечества. Через святых Господь открывает нам Свою волю о человеке, предоставляя нам пример того, каким человек должен быть по Его замыслу. Мудрое действие Промысла Божия во все времена являет человечеству живые примеры достижения замысла, ибо «слова назидают, а примеры влекут». А в нашей церковной истории таких примеров великое множество. Вокруг отшельников (вспомним хотя бы преподобного Сергия) всегда формировался монастырь, вокруг добрых пастырей – умножались «овцы», великие архиереи своими миссионерскими трудами и благочестием христианизировали целые области, а великие правители освобождали им для этого новые земли. Так и «собиралась» Святая Русь. Трудом, мечом, но главное – примером. Ибо лишь святой пример в деле распространения веры силен быть проводником Божественной благодати, созидающей и сообщающей семена веры ближнему. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – так говорил об этом великий подвижник преподобный Серафим Саровский , о котором у нас сегодня пойдет речь. В силу важности примера его всегда старались запечатлеть и сохранить для будущих поколений. Русские летописцы кропотливо описывали подвиги благочестия русских князей и монахов. Последователи великих аскетов вскоре после их блаженной кончины составляли и распространяли их жизнеописания. Так, например, ученики преподобного Сергия старательно переписывали и таким образом размножали его жизнеописание, составленное одним из них, преподобным Епифанием Премудрым. Кстати, сам Епифаний в предисловии к жизнеописанию преподобного описывает свои колебания перед написанием этого труда и тот совет, который он получил от мудрых мужей. Найдя старцев, мудрых в ответах, рассудительных и разумных, он спросил их о Сергии, чтобы разрешить свое сомнение, следует ли ему о нем писать. Старцы сказали ему в ответ: «Насколько плохо и не подобает спрашивать о жизни нечестивых, настолько же не подобает забывать жизнь святых мужей, не описывать ее, предавать молчанию и оставлять в забвении. Если будет написано житие мужа святого, то от этого будет большая польза и утешение и писателям, и рассказчикам, и слушателям; если же не будет написано житие святого старца, а знавшие и помнившие его умрут, то нужно ли такую полезную вещь оставлять в забвении и, как пучине, предавать молчанию? Если не будет написано его житие, то как узнать незнавшим его, каков он был или откуда происходил, как родился, как вырос, как постригся, как воздержанно подвизался, как он жил и каков был конец его жизни? Если же житие будет написано, то, услышав о жизни старца, кто-нибудь последует его примеру и от этого получит пользу» .

http://pravoslavie.ru/81060.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010