«Пастухи уже в поле». Почему скорбеть в сочельник неуместно Пост в сочельник — предвкушение Рождества 6 января, 2022 Пост в сочельник — предвкушение Рождества В Рождественский сочельник постятся обычно даже те, кто весь Рождественский пост пропустил. Из-за этого да еще и из-за богослужебных особенностей (чтение Царских часов) этот день воспринимается покаянным и чуть ли не траурным, как Великая Пятница. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Хотя тематически он гораздо ближе к Великой Субботе — ведь как в ней звучит весть о Воскресении, так и в Навечерии Рождества мы уже празднуем приход Спасителя в мир. Что же касается поста, то никакого отношения к скорби, ни покаянной, ни какой-то еще, сам по себе он не имеет. Пост — это упражнение, способствующее «утишению» как плоти, так и души, а с точки зрения богословия, пожалуй, его можно рассмотреть как указание на Христово истощание — Его умаление до собственного творения, до маленького и слабого человека. Тогда да, тогда можно и с Великой Пятницей сравнить. Только скорбеть тут все же неуместно. И вот почему. Смерть Спасителя на Голгофе — следствие греха, греха первородного и греха конкретных людей, она бы не состоялась без падения наших прародителей. А вот Его воплощение — следствие Его милосердия и любви к нам — как и акт творения. Ведь и он, этот акт творения — это Его снисхождение к творению, находящемуся в тот момент в небытии, Его любовь к нему и призыв в бытие. И в этом нет ни одного мгновения скорби (как казалось философам-неоплатоникам — именно потому, что для них само творение — это унижение Нетварного, Высшего, нематериального). Это непреходящая радость дарованной нам жизни, хотя дальше будет и грехопадение, и смерть. В седальне канона Предпразднства Рождества читаем: «Небо мне показася днесь земля,/на ней бо раждается Творец/и в яслех восклонияется в Вифлееме Иудейстем./Со Ангелы поют пастырие непрестанно:/в Вышних слава, мир в мире;/видеша бо звезду, путешествующу с волхвы,/скоро же текуще принести дары, злато, смирну и ливан,/яко всех сущему Богу, и Царю вечному, и Зиждителю всяческих,/в вертепе за милосердие рождшемуся».

http://pravmir.ru/pastuhi-uzhe-v-pole-po...

Праздник У Смоленской — женщина-прислужница. Там действительно удобное место, за баками: укромный уголок прямо рядом с иконой. Бабуля шаркает к Распятию, коряво крестится, тычется сухими губами в ноги Спасителя и — шепчет, шепчет что-то. «Праздник…», «с праздником…» — не могу разобрать. Да и неохота прислушиваться: уж больно хорошо батюшка читает Евангелие. 23 апреля, 2011 У Смоленской — женщина-прислужница. Там действительно удобное место, за баками: укромный уголок прямо рядом с иконой. Бабуля шаркает к Распятию, коряво крестится, тычется сухими губами в ноги Спасителя и — шепчет, шепчет что-то. «Праздник…», «с праздником…» — не могу разобрать. Да и неохота прислушиваться: уж больно хорошо батюшка читает Евангелие. Старый тихий храм в небольшом подмосковном городке. Сумрачные «фрески» — осыпающиеся серо-зелено-бурые картины по мотивам евангельских сюжетов — на стенах. Огромная, в человеческий рост, Смоленская икона Божией Матери, стоящая почему-то прямо на полу в углу за баками со святой водой. Баки сияют нержавейкой, и икона от этого выглядит как-то особенно скромно и незаметно, несмотря на свои размеры и латунный, начищенный к празднику оклад. Тут же рядом — Распятие. Идет служба. Царские часы. Великая Пятница. В храме почти исключительно одни старушки. Вся «молодежь» — женщины лет пятидесяти-шестидесяти — это прислужницы в храме. Остальные, старше которые, — прихожанки. Я стою в углу около колонны, недалеко от Смоленской иконы и Распятия. В какой-то момент службы краем уха улавливаю не то шепот, не то бормотание у себя за спиной. Ну, мало ли — те же самые прислужницы перешептываются друг с другом; вон, опять же, в ведрах стоят букеты с лилилями — скоро вынесут плащаницу, и им надо будет украшать ее цветами. Забот достаточно, есть о чем поговорить. Однако через минуту я понимаю, что это бормотание — не диалог. У меня из-за спины появляется сгорбленный силуэт маленькой высохшей старушки. Она мелкими-мелкими шажками ступает по каменным плитам храма, направляясь к Распятию и бормоча что-то на ходу. Разобрать, что именно шепчет бабуля, почти невозможно. Мне только кажется, что я улавливаю что-то похожее на «с праздником» или «праздник».

http://pravmir.ru/prazdnik-2/

Протоиерей Савва Михалидис: О проституции, мафии, борьбе с властями и Достоевском Когда-то я считал женщин, занимающихся проституцией, крайне опасными, думал, что с ними просто нельзя общаться. Один греческий священник попросил поговорить меня с девушкой, которую обманом заставили работать в секс-индустрии. Вместо предполагаемого монстра я увидел робкую девочку с ангельским лицом. 16 января, 2013 Когда-то я считал женщин, занимающихся проституцией, крайне опасными, думал, что с ними просто нельзя общаться. Один греческий священник попросил поговорить меня с девушкой, которую обманом заставили работать в секс-индустрии. Вместо предполагаемого монстра я увидел робкую девочку с ангельским лицом. Протоиерей Савва Михаилидис — священник русского храма Христа Человеколюбца в Лимассоле на Кипре . В 2004 году он основал первый на острове приют для жертв торговли женщинами. За годы своего функционирования приют принял более 300 женщин, которые приезжали главным образом из стран бывшего Советского Союза. О проституции Когда-то я считал женщин, занимающихся проституцией , крайне опасными, думал, что с ними просто нельзя общаться. Лет десять назад произошло несколько историй, которые заставили меня изменить взгляд на ситуацию. Один греческий священник попросил поговорить меня с девушкой из Молдавии, которую обманом заставили работать в секс-индустрии, но она смогла уйти из этой системы. Вместо предполагаемого монстра я увидел робкую девочку с ангельским лицом. Несмотря на то, что мой собрат священник и его прихожане помогли ей в момент отчаяния, она покончила с собой. У нее были проблемы психологического характера… Помню и другой случай, также подтолкнувший меня к созданию приюта. Была Великая Пятница Страстной недели . После службы пришла ко мне на исповедь группа девушек. Я, наивный, увидел, что они носят короткие юбки, но все-таки не понял, чем они занимаются. Когда исповедовал первую, спросил ее: «Знаешь ли ты о законе, предписанном Богом, который требует от нас чистоты до брака? Может быть, у тебе есть, в чем исповедаться по этому поводу?»  Она ответила: «Я сама бы хотела жить чисто, но не могу, поскольку работаю в кабаре». В кабаре у нас девушки официально работают танцовщицами (хотя танцы эти – тоже род сексуальной эксплуатации), а, кроме того, их всех принуждают заниматься проституцией.

http://pravmir.ru/rabota-za-rubezhom-mih...

Ранним утром, еще до рассвета, жены-мироносицы пришли на гроб, и ангел, сияющий светом Воскресения, сказал им, что напрасно искать среди мертвых живого, напрасно среди людей искать Бога, восставшего из гроба Своего. А вокруг все еще была предрассветная тьма, и однако этот свет Воскресения Христова, этот начинающийся день говорили о том, что тьма побеждена, побеждена окончательно и бесповоротно. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы сейчас еще осияны радостью Воскресения Христова, и минутами кажется так странно, что не все вокруг этой радостью сияет: сияет храм, сияют, светятся наши сердца, а вокруг, когда оглянешься, как будто все еще предрассветный мрак, а иногда и темная ночь. И вот, когда обращаешься взором на все окружающее, надо помнить, что случилось, когда на самом деле воскрес Христос. Ранним утром, еще до рассвета, жены-мироносицы пришли на гроб, и ангел, сияющий светом Воскресения, сказал им, что напрасно искать среди мертвых живого, напрасно среди людей искать Бога, восставшего из гроба Своего. А вокруг все еще была предрассветная тьма, и однако этот свет Воскресения Христова, этот начинающийся день говорили о том, что тьма побеждена, побеждена окончательно и бесповоротно. Можно было тогда уже предвкушать смысл слов одного из древних пророков: ночь приходит к концу, уже светает… И этот день светит с тех пор. Жены-мироносицы пришли, когда прозвучала только первая весть о Воскресении Христовом, когда только ангелы на небесах, только спасенные из тьмы ада люди ее воспевали — а с тех пор сколько тысяч сердец загорелось этой радостью и этим светом, сколько мыслей этим сиянием просвещено! И вот нам тоже надлежит войти в труд и подвиг тех, благодаря которым весть о Кресте Господнем оказалась не вестью конечного поражения Бога, истины, добра, жизни, и присоединиться к тем, которые через весь мир пронесли весть о том, что Крест оказался победой, а не поражением, — весть о Воскресении. Когда впервые Христос предстал Своим ученикам, Он им дал мир, в котором они так страшно нуждались. Только что отошла страшная Великая пятница, они были еще поглощены ее ужасом и ее тьмой. И Христос, явившись, дал им мир, который уже никто и ничто отнять у них не мог, мир, который покоился на уверенности победы и радости великой, уже сливающейся с радостью небесной.

http://pravmir.ru/vyjti-v-predrassvetnuy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Распятие. Гарри Андерсон Как умирал Иисус Христос? 8 мин., 14.04.2023 Последний день земной жизни Господа Иисуса Христа вошел в историю Церкви как Великая пятница. В этот день Спаситель был окончательно осужден на смерть, пронес Свой крест до места казни, где и принял смерть за грехи всего человечества. Рассвет в кандалах «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти...» (Мф 27, 1). Осудив Спасителя на смерть, первосвященники, книжники и другие члены высшего суда Израиля — Синедриона, тем не менее, постарались снять с себя груз ответственности за откровенное убийство. Они отправили Его к представителю действовавшей тогда в Иудее римской власти прокуратору Понтию Пилату. Не найдя вины в поступках Христа, римский ставленник направил Его к царю Ироду Антипе, номинально правившему тогда Галилеей. Ирод, прежде всего, жаждал от Спасителя чудес. Однако ничего не дождавшись и даже не услышав от Господа ни одного слова, Ирод вместе со своим двором надругался над Ним, насмеялся, обрядил в светлые одежды в знак невиновности и отправил назад. Христос на суде у Пилата К тому времени, когда Спасителя вновь привели к римскому наместнику, рядом с его домом — преторией, собралось множество народа. Все ждали, каким же станет окончательный приговор. Пилат вышел к собравшимся и заявил, что не находит никакой вины за Христом, также как не нашел ее и царь Ирод. Пытаясь смягчить недовольство толпы, он даже предложил наказать Господа, но потом все-таки отпустить. Однако не этого ждала мятущаяся толпа, подстрекаемая старейшинами. Последнее, что мог предложить Понтий Пилат, это отпустить Христа в честь праздника Пасхи, так как такой обычай существовал у евреев. Однако и этого ему сделать не удалось, толпа потребовала отпустить другого — разбойника Варавву. Представив на последний народный суд обоих, Пилат еще пытался склонить чашу весов в пользу Христа, но все это было напрасно. Подстрекаемый и ослепленный своими «учителями», народ Израиля вновь и вновь требовал распять именно Христа, дойдя в своем требовании до страшных слов: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27, 25).

http://foma.ru/kak-umiral-iisus-hristos....

Церковь вспоминает события последних дней жизни Иисуса Христа 26 апреля. ПРАВМИР. Православная Церковь вступила в дни Страстной седмицы. В это время христиане вспоминают события последних дней жизни Иисуса Христа накануне Его крестной смерти. Последняя неделя перед Пасхой — дни строгого поста и участия в службах. На службах Страстной седмицы исполняют особые удивительные песнопения, каждый день связан с воспоминанием евангельских событий. В понедельник Страстной седмицы вспоминается предательство Патриарха Иосифа Прекрасного братьями и проклятие бесплодной смоковницы, во вторник — притча о десяти девах — готовых и не готовых к приходу Жениха на брачный пир. В Великую среду Страстной седмицы вспоминается предательство Иуды, вечером совершается последняя продолжительная исповедь и в этот день завершается чтение молитвы св. Ефрема Сирина. В Великий четверг Страстной седмицы вспоминается Тайная вечеря, на которой Христос установил Таинство святого причащения, православные причащаются Тела и Крови Господних. Вечером совершается служба 12 Евангелий — читаются 12 отрывков из Евангелия о суде над Христом, его страданиях и крестной смерти. Великая пятница — день строгого поста, воспоминание того, как Христос умер на Кресте, и как св. Иосиф Аримафейский снял Тело Его с Креста и положил в новом гробе. Суббота — воспоминание нисхождения Христа во ад и начало празднования Пасхи. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 июня, 2021 22 марта, 2021 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 22 марта, 2021 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/nachalas-strastnaya-se...

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери прибудет в Кемеровскую епархию 11 августа 2007 г. 15:39 Великая православная святыня — чудотворная икона Божией Матери Феодоровская (подлинник) — будет находиться в Кемеровской епархии с 14 по 26 августа. Икона прибудет для поклонения верующих из постоянного места своего пребывания — кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора Костромской епархии . Принесение иконы в Кузбасс осуществляется по просьбе губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и приурочено к областному празднованию Дня шахтера. Организаторы прибытия святыни в Кузбасс — Кемеровская и Новокузнецкая епархия, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Администрация Кемеровской области. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием b XIII веке близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм святого великомученика Феодора для поклонения святому образу. Многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ, и святой Василий основал после этого первый монастырь на костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двусторонняя: лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева Пятница, покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней дома Романовых. Именно он и прибудет в Кемеровскую епархию.

http://patriarchia.ru/db/text/280180.htm...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Великая Пятница Великая Пятница   Великая Пятница на Афоне проходит в безмолвии. После Страстных Евангелий братья несут свечи, с которыми они стояли на службе, в кельи и делают на дверях и окнах кресты. Сколько крестов на двери, столько лет прожил брат в келье. Очень просто определить. В отличии от русской традиции - выжигать крест прямо свечей, на Афоне используется медная прорезь креста. Ее приставляют к притолоке и выжигают свечей вот такой ровный красивый крест, который весь год будет охранять жилище от нечистой силы. Так наступает утро, Великая Пятница , день строго поста и безмолвия. Сама природа затихает в скорби о Распятии Спасителя, только вой шакалов по ночам напоминает нам о том, что в мире господствует разделение на Свет и тьму и противостояние их друг другу.     Лежу в истоме, закинув руки. Слышу - в сердце едва-едва Мелодичные нежные звуки Сами складываются в слова. И, крестом оградясь от искуса, Слышу вновь, ослабев от поста, Тихо сердце зовет Иисуса, Безграничное имя Христа! Комментарии Всего комментариев: 7 2018/04/06, 08:07:31 Слава, Слава Страстем Твоим Христе! Слава, Слава Долготерпению Твоему Христе! Слава, Слава Тебе Искупителю и Спасителю, Подвигоположнику и Упованию нашему! Слава, Слава Господи Кресту Твоему Честному всерадостному знамению нашего искупления! Дорогие русские и все братья подвизающиеся на Афоне, и невидимые старцы с наступающими Благовещением и Пасхой! Здравия всем вам и укрепления! Николай 2015/04/10, 09:26:41 ГОСПОДИ ПРОСТИ МЕНЯ ГРЕШНОГО ЗА ТО ЧТО РАСПИНАЮ ТЕБЯ ПОСТОЯННО! АНАТОЛИЙ И ЮЛИЯ 2015/04/09, 22:47:01 ПИСЬМО НА ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ ИЗ ИЕРУСАЛИМА. СВТ.НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ. Вот настал день памяти величайшего преступления, которое когда-либо совершалось под солнцем. День стыда и страха за человеческую совесть до конца времен. Верующие имеют обычай в этот день мысленно или ногами пройти путь Христа. Путь, которым Господь нес Свой Крест на Голгофу. Мы отправились из Гефсимании, зашли в дом Иоакима и Анны, родителей Родительницы Его, думали о Ней – Матери великой скорби. Шла ли Она в этой страшной процессии? Нет. Позже увидим.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1804

За благодатным огнем. Часть 1. Благодатный огонь (ФОТО) 17 апреля 2009 г., Великая Пятница. Наша поездка началась от здания Фонда Андрея Первозванного на Ордынке в 5.45 утра. Отсюда мы стартовали во «Внуково». 22 апреля, 2011 17 апреля 2009 г., Великая Пятница. Наша поездка началась от здания Фонда Андрея Первозванного на Ордынке в 5.45 утра. Отсюда мы стартовали во «Внуково». В этой статье Вы найдёте увлекательную историю о поездке православных мирян за Благодатным огнём в Иерусалим. Благодатный огонь: часть 1 17 апреля 2009 г., Великая Пятница. Наша поездка началась от здания Фонда Андрея Первозванного на Ордынке в 5.45 утра. Отсюда мы стартовали во «Внуково». Главный артефакт всего проекта: две лампады-светильника, в которых Благодатный огонь привозится в Россию уже не первый год. Ребята из фонда рассказали, что эти светильники изготовлены по какой-то технологии, которая применяется при производстве шахтерских лампочек. В чем там технические особенности, я толком не понял, но почувствовал, что штуки эти серьёзные: они из латуни, очень увесистые. Итак. Часть первая. 17 апреля 2009 г., Великая Пятница. Наша поездка началась от здания Фонда Андрея Первозванного на Ордынке в 5.45 утра. Отсюда мы стартовали во «Внуково». Главный артефакт всего проекта: две лампады-светильника, в которых Благодатный огонь привозится в Россию уже не первый год. Ребята из фонда рассказали, что эти светильники изготовлены по какой-то технологии, которая применяется при производстве шахтерских лампочек. В чем там технические особенности, я толком не понял, но почувствовал, что штуки эти серьёзные: они из латуни, очень увесистые. В аэропорту каждый занялся своим делом: операторы принялись снимать икону апостола Андрея, которая лежала на аналое в ожидании молебна, а я принялся снимать операторов. Владыка Варсонофий, возглавлявший делегацию, очень по-простому и буднично готовился к молебну. Всё происходило в обычном зале ожидания, и рядом сидели простые пассажиры. Молебен. Что-то около семи утра.

http://pravmir.ru/za-blagodatnym-ognem-i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Христос и Вор на Голгофе. Тициан. 1566 Великая пятница. Страстная седмица день за днем 4 мин., 13.04.2023 Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая служба и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем» . Великая Пятница Богослужение Великой Пятницы: Утром: Царские Часы, Изобразительные Днем: Вечерня и Малое Повечерие. Вынос Плащаницы Текст службы выноса плащаницы Богословие Великой Пятницы: Это день Страданий и Смерти Господа нашего Иисуса Христа. Утром читаются Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Как сказал один человек, «если внимательно прочитать процесс Суда над Иисусом Христом, то можно разувериться в людях». Почему эти люди, недавно махавшие пальмовыми ветками и постилавшие под ноги ослику, на котором ехал Иисус одежды... теперь требуют Его смерти? Почему Понтий Пилат, этот циничный римский чиновник все же пошел на поводу иудейских старейшин и согласился казнить Иисуса? Почему над Тем, Кто сделал столько добра, творил чудеса, исцелял, ободрял, пробудил надежду на прощение от Бога... зубоскалили и хохотали, каждый норовил ущипнуть, ударить, оскорбить?.. Много вопросов, но мало ответов, очевидно одно: на всю Божественную любовь человек ответил хамской злобной неблагодарностью... Подумать над всеми этими вопросами мы можем придя утром в храм, на службу Царских Часов. Днем совершается вынос плащаницы . Христос умер около 3 часа дня. Потряслась земля, сокрыло лик свой солнце... лишь люди как ни в чем ни бывало пошли по своим домам к праздничной трапезе Песаха. Мы собираемся в храмах днем для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование. Вечерня начинается как обычно. Однако песнопения и тексты, которые мы слышим, кажется, обжигают. По-моему, нет в православном богослужении более пронзительных текстов, чем тексты этих дней. Вспоминаю, что когда я посмотрел нашумевший фильм «Страсти Христовы» я поймал себя на мысли: интенсивность переживаний, которые я испытываю на православном богослужении Страстной Пятницы во много раз сильнее, чем я пережил во время фильма. Вся мощь Голливуда, визуального страшного ряда, музыки, спецэффектов... оказывается слабее слов, написанных византийскими подвижниками, оплакивавшими Распятого Спасителя.

http://foma.ru/velikaya-pyatnicza.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010