Скачать epub pdf Великая Пятница – удивительно трогательный день. Все богослужение обставлено так, чтобы мы как можно ближе пережили смерть и погребение Иисуса Христа. В конце вечерни поются умилительные песнопения, и на середину церкви из алтаря выносится плащаница. Так называется большая икона с изображением снятого с креста Тела Спасителя на расшитом узорами покрывале. В церкви в этот день всегда много людей. Я вспоминаю, как маленький мальчик со слезами на глазах спрашивал маму: «Мама, Он такой был хороший и помогал всем! За что его прибили к кресту?» Мальчик интуитивно высказал мысль, которая не оставляет в покое многие поколения людей: «За что судили и казнили Христа?». Однажды в беседе со своими преследователями Он и Сам предсказал причину Своей смерти: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» ( Ин.10:32 ). Спор о суде над Христом – давний. Раввинская традиция считала преступления, которые Ему приписывали, достойными смерти. А это – покушение на Храм ( Мф. 26, 61 ; Мк. 14, 58 ; Деян.6:11 ) , претензии на статус Мессии Сына Божия или Сына Благословенного ( Мф. 26, 63–65 ; Мр. 14, 61–63 ), несоблюдение священной субботы ( Мф. 12, 10 ; Лк. 6, 7 ; Ин. 5, 16; 9, 16 ), богохульство: прощение людям грехов, что может делать только Бог ( Мк. 2, 7 ; Мф. 9, 3 ; Лк.5:21 ) 1 . Правда, некоторые исследователи, как правило, еврейские, отрицают, что Иисуса судил официальный иерусалимский синедрион из 71 члена 2 . По их мнению, приговор Иисусу в спешном порядке вынесла саддукейская храмовая верхушка, пусть и во главе с первосвященником 3 . Вряд ли в суде над Иисусом участвовали фарисеи, которые, будучи патриотами, не одобрили бы выдачу еврея римлянам. А толпа, собравшаяся у Пилата, состояла из саддукейских пособников и приспешников 4 . Но кто бы не судил Христа- синедрион или узкая храмовая группировка, это была реальная иудейская власть 5 , которая сознательно шла на нарушение обычных прав и правил еврейского суда 6 . И вот на какие моменты обращают внимание :

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Часть II. Богослужения седмичных дней Предварительные понятия Суточный круг богослужения Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки, по церковному счислению, начинаются с вечера, так что каждый вечер относится уже к последующему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. В частности, евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18:00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом одного дня и последующего дня 301 . Суточный круг богослужения Православной Церкви включает в себя 9 служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и Божественную литургию. Однако некоторые литургисты не включают Литургию в суточный круг богослужения, поскольку, во-первых, она является важнейшей из церковных служб (все остальные службы только подготавливают верующих к участию в Таинстве Евхаристии), а во-вторых, Устав знает немало дней, когда Литургия не совершается: среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Святой четыредесятницы, понедельник и вторник 5-й седмицы (если нет в эти дни празднований великим святым), Великая пятница. В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь «снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять несколько служб за один раз, именно все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток 3 раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю» 302 . Утреннюю группу служб составили, таким образом, полунощница, утреня, 1-й час; дневную – 3-й час, 6-й час и Литургия; вечернюю – 9-й час, вечерня и повечерие. Такое разделение суточного круга на 3 группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: Вечер, заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой ( Пс. 54, 18 ), а также слова церковной молитвы: Вечер, заутра и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех… 303

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Не зря все было " Страстная седмица 18.04.2006 401 Время на чтение 9 минут Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим. В Богослужении Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть для жизненных наслаждений ради Него, чтобы пожить с Ним. Все страстные события умещаются в три дня: Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота, и есть один важный контекст трагических событий последних дней Господа на земле, он связан с работой сатаны. Информационная служба Псковской епархии разговаривала о Страстной седмице с одним из старейших священнослужителей Епархии, настоятелем храма Святой великомученицы Варвары в Печерах протоиереем Евгением Пелешевым: " В то время ведь не было никаких репортеров и журналистов, и мы верим тому, что написано в Евангелие. Я его хорошенечко просмотрел снова, и там повествуется, что после Входа в Иерусалим Господь учил народ в Храме, к Нему приходили люди, рядом были и ученики. Церковь призывает нас подготовиться к страстным дням: со среды начинают поносить Иуду. Он в среду сходил к первосвященникам и сказал, что вы мне дадите, и я вам Его предам. Договорились о цене предательства Иисуса Христа тридцать сребреников. Великая Среда - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В понедельник и вторник служится Литургия Преждеосвященных Даров, последняя - в среду, и читается в последний раз великопостная молитва: " Господи и Владыка живота моего... " Самый важный день, можно сказать, для спасения человечества - Великий Четверток, Чистый Четверг, потому что Господь в этот день установил Таинство Евхаристии и оставил себя Церкви на все времена: " ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем " . В этом Таинстве мы со Спасителем соединяемся самым теснейшим образом через причащение. Для нас, как верующих людей, для Церкви этот Четверг является самым спасительным. Господь воскрес, а потом вознесся, оставив землю, но Себя Он оставил в Таинстве Причащения. Великий Четверг сугубо почитается в Церкви, и люди к этому дню особенно приготавливаются и причащаются. Я ребенком жил в Эстонии и ходил в эстонскую школу, тогда там не было советской власти, и учительница нас готовила к этому дню. Мы шли маршем в церковь нашу деревенскую, исповедовались и причащались в Великий Четверг. У нас и урок начинался с молитвы " Царю Небесный " , а заканчивалось учение благодарственной молитвой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

На последнем рубеже смерти Однажды женщине приснился сон, в котором она зашла в магазин, а за прилавком магазина стоял Господь Бог. — Господи! Это Ты! — воскликнула она с радостью. — Да, это Я, — ответил Бог. — А что у Тебя можно купить? — спросила женщина. 1 апреля, 2010 Однажды женщине приснился сон, в котором она зашла в магазин, а за прилавком магазина стоял Господь Бог. — Господи! Это Ты! — воскликнула она с радостью. — Да, это Я, — ответил Бог. — А что у Тебя можно купить? — спросила женщина. Последние три  дня Страстной седмицы в древности  назывались Крестной Пасхой. Эти дни  и теперь выделяются изо всех дней года, они отличаются как от прочих дней великого поста, так и от предшествующих им дней Страстной. Великий Четверг , Великая Пятница и Великая Суббота посвящены молитвенному воспоминанию и сердечному переживанию событий 2000-летней давности, страданиям Спасителя мира — Господа нашего Иисуса Христа . Предательство Иуды, умовение ног ученикам, Тайная Вечеря, арест в Гефсиманском саду, суд  первосвященника, суд Пилата, поругание и осуждение на смерть, несение Креста, Распятие, Крестная смерть, погребение, всеблагое молчание перед запечатанными дверями Гроба Господня в надежде воскресения. Весь великий пост нас вел сюда, к преддверью Гроба, в котором умолкло на три дня Слово… Священные воспоминания для православного христианина означают не просто память о тех  или иных событиях — это не то, что по-другому поводу называют: «нахлынули воспоминания». При чтении молитв, под благообразные скорбные песнопения и чтения из Священного Писания в уме могут пробудиться те или иные образы. Внутреннему визуальному ряду вполне помогает как иконография, так и такие более современные средства, к примеру фильм «Страсти Христовы» М. Гибсона, если речь идет о страстных днях.  Это по-своему хорошо, даже отчасти подобные духовные упражнения позволяют вытеснить из ума ненужную в эти дни житейскую печаль, помышления о суете, о важных и дважды важных делах, которые мы должны сделать, но смысл которых отступает и тает при приближении к последнему рубежу смерти — смерти Господа Иисуса.

http://pravmir.ru/na-poslednem-rubezhe-s...

Последние дни земной жизни Спасителя Вход Господень во Иерусалим. Изгнание торгующих из храма. Великий понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Желание эллинов видеть Иисуса Христа. Великий вторник. Засохшая смоковница. Беседа со старейшинами. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Притча о званных на брачный пир. О дани Кесарю. Посрамление Саддукеев. О наибольшей заповеди. Обличение книжников и фарисеев. Лепта вдовицы. О Втором Пришествии. Притча о десяти девах. О Страшном Суде. Великая среда. Решение первосвященников убить Христа. Великий Четверток. Тайная Вечеря. Омовение ног. Господь объявляет о предателе. Установление таинства Евхаристии. Спор о старшинстве. Прощальная беседа. Продолжение прощальной беседы. Первосвященническая молитва. Моление о чаше. Взятие Христа под стражу. Суд над Господом у первосвященников. Отречение Петра. Великая Пятница. Приговор Синедриона. Погибель Иуды. На суде у Пилата. Крестный путь на Голгофу. Распятие. Покаяние благоразумного разбойника. Богоматерь у креста. Смерть Христова. Погребение Господа Иисуса Христа. Вход Господень во Иерусалим (Матф. 21:1-11; Мрк. 11:1-11; Лк. 19:28-44; Иоан. 12:12-19). Об этом великом событии, которое служит преддверием страданий Христовых, понесенных нас ради человек и нашего ради спасения, рассказывают весьма обстоятельно все четыре Евангелиста, св. Иоанн короче первых трех. Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось все написанное о Нем, как Мессии, пророками. Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Ему было благоугодно этот Свой последний вход в Иерусалим обставить особой торжественностью. Первые три Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифании и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними с поручением привести ослицу и молодого осла. Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших в ней масличных деревьев (елея — маслина). Она находится к востоку от Иерусалима и отделяется от него ручьем или потоком Кедроном, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали два селения, упоминаемые у свв. Марка и Луки Вифсфагия и Вифания (Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима.

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

Сия есть благословенная Суббота Утреня Великой Субботы — одна из вершин литургического творчества Православного Востока. В малой статье невозможно ни описать, ни объяснить всей беспредельной глубины и красоты этой службы, в которой Церковь подводит нас вплотную к уразумению самой радостной тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо — «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17). 2 апреля, 2009 Утреня Великой Субботы — одна из вершин литургического творчества Православного Востока. В малой статье невозможно ни описать, ни объяснить всей беспредельной глубины и красоты этой службы, в которой Церковь подводит нас вплотную к уразумению самой радостной тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо — «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17). «…чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5:4) Утреня Великой Субботы — одна из вершин литургического творчества Православного Востока. В малой статье невозможно ни описать, ни объяснить всей беспредельной глубины и красоты этой службы, в которой Церковь подводит нас вплотную к уразумению самой радостной тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо — «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17). Ограничимся поэтому немногим. Попытаемся хотя бы намеками указать,что совершает Церковь этой службой, в чем зовет нас участвовать, что возвещает нам, как непреложную истину. Великая Суббота — это день, соединяющий Великую Пятницу, т. е. тайну Креста, Страданий и смерти Спасителя с Светлым Воскресением — днем Его восстания из гроба, победы жизни над смертью. Многим непонятен смысл этого соединения, вся необходимость и духовное значение этогосреднего дня. В сознании большинства верующих «важны» — Пятница и Воскресение, Крест и Пасха. Но два эти дня остаются как бы разобщенными. Есть. день печали и есть день радости, они полагаются рядом, и радость сменяет печаль. Но по учению Церкви, выраженном в ее литургическом предании, это не так. Церковь учит нас, что Христос «смертью смерть попрал», это значит, что сама Его смерть была спасительной, что в ней и через нее совершилось торжество победы над смертью. Иными словами, что еще до Воскресения совершилось нечто» благодаря чему печаль смерти не просто заменяется радостью Воскресения, но сама печаль претворяется в радость. И вот Великая Суббота и есть день этого претворения, день, в который совершается это прорастание победы, день, когда — до Воскресения — мы созерцаем смерть самой смерти. И все это выражено, больше того, все это действенно совершается каждый год в этой удивительной утрени, в которой вспоминаемое дается нам, действует в нас, становится для нас спасающим и преображающим настоящим.

http://pravmir.ru/siya-est-blagoslovenna...

4 апреля. Саппоро не похож на Токио: небольшой город с полуторамиллионным населением живет тихой и неспешной жизнью. Никто никуда особенно не торопится, люди ходят по улицам не спеша, а в учреждениях и магазинах рады, если вдруг покупатель или клиент забудет про официальный стиль и по-человечески захочет продолжить разговор, что-то узнать, поделиться чем-то личным. В этом есть сходство со многими небольшими западноевропейскими, американскими или ближневосточными городами. Полтора миллиона – это для москвича, конечно же, не мегаполис. 6 апреля. Великая пятница. Очень хочется увидеть православную церковь Саппоро и пойти и на царские часы, и на вынос плащаницы, и на чин погребения. Утром с трудом размыкаю глаза под звон будильника в 8 утра и в бессилии продолжаю спать дальше. Третья ночь в Японии, а все еще трудно привыкнуть к местному времени, отличающемуся от московского на пять часов. Да еще жуткий холод и сильная простуда дают о себе знать: ночью в старом университетском общежитии не топят, а погода стоит все еще зимняя. Днем, по совету своего профессора-католика, звоню в храм уточнить расписание. Жду, что, как принято в Японии, на другом конце провода мне представятся и скажут, что это церковь, но различаю лишь одно слово: «Алло». Со страхом спрашиваю: «Это православная церковь Саппоро? А когда сегодня вечером богослужение?» «Сегодня нет обычного богослужения вечером, – с разочарованием слышу в ответ. – Днем в 12 вынос плащаницы». «Вот как», – печально отвечаю своему собеседнику. «А в пять часов будет служба, чин погребения», – продолжает далекий голос. «Правда?! – уже радостно переспрашиваю и на всякий случай все еще раз уточняю: – Значит вечером, в пять?» Быстро обследовав округу, забегаю в университет показать часть оформленных бумаг и пообедать в дешевой столовой. Затем покупаю билет в Хакодатэ на завтрашнее утро: подруга-японка пригласила отпраздновать Пасху вместе с их приходом. Православный храм в Саппоро расположен на окраине города – последняя остановка одной из веток метро, совсем рядом с Олимпийским спортивным центром.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  Пятница 1-й седмицы Великого Поста Слово после молебна великомученику Феодору Тирону (ок. 306) и благословения колива Литургия Преждеосвященных Даров 6 марта 1998 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с Литургией Преждеосвященных Даров, с завершением первой седмицы Великого Поста. Завтрашний день - это день, когда мы будем вкушать плоды того пути, который прошли. А сегодня и в среду Святая Церковь приобщает нас Святых Христовых Тайн, с тем, чтобы не изнемогли изнемогающие. В первую субботу Великого Поста Церковь совершает память великомученика Феодора Тирона. Совершает настолько торжественно, что даже в самую Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу прежде отпуста входит канон и молитва святому. Событие, связанное с памятью великомученика Феодора Тирона, произошло в 362 году в Антиохии во времена царствования Византийского императора Юлиана Отступника (отступника от веры Христовой), который воздвиг гонения на Церковь, всячески притесняя христиан. Когда они готовились к Великому Посту, он издал тайный указ, чтобы на рынках, где христиане покупали себе постную пищу, все было осквернено идоложертвенной кровью, и они, вкушая свою трапезу, приобщались бы идольской пищи. Тем самым их трапеза и сами христиане будут осквернены. Смысл сегодняшнего праздника в том, что небесная Церковь, участвуя во всем, что происходит с нами в наших трудах, подвигах в противостоянии греху, молится за нас и готова даже вмешаться в то, что происходит с нами. Так антиохийскому епископу Евдоксию в сонном видении явился святой великомученик Феодор Тирон, предупредив его о том, какая опасность подстерегает христиан, и повелел в течение всей недели ничего не покупать христианам на рынке, а питаться коливом. Мы освящаем коливо с медом в знак того, что сладок пост, сладка постная пища, которую мы вкушаем, потому что она с благодатью Божией. Великая разница в том, чтобы вкушать с благодатью и любовью Божией, как говорит Премудрый в своих притчах, самую скромную пищу, и в том, чтобы вкушать самую роскошную пищу без любви и без Божией благодати. Эта " сладость " не просто вещественная сладость пищи, созданной для нас Богом, о вкусе которой тоже заботится Господь. Речь идет о сладости истинной, о сладости духовной.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_26...

Богослужение страстей Христовых или 12 евангелий, сохранившее в себе и доселе все черты глубокой христианской древности, утратило, однако же, в практике Сионской церкви наших дней свою связь не только с теми достопоклоняемыми местами, на которых совершились воспоминаемыя в Евангелии события, имевшие место в эту ночь, и которые обыкновенно старалась посетить Иерусалимская церковь древнейшего времен и 134 , с целью произвести наибольшее впечатление на душу собравшихся к этому времени со всех концов света богомольцев, но даже и с страшною св. Голгофою, находящеюся ныне под одною кровлею с храмом Воскресения и упоминаемою в большинстве евангельских чтений этого последования. В своем настоящем виде служба страстей Христовых Сионской церкви по интересу любопытных подробностей и по глубине впечатления, нужно в этом сознаться, уступает тому же богослужению даже приходских греческих храмов, руководящихся ныне в своей практике Типиконом Великой Церкви. Здесь с древнейшего времени, как это можно видеть из свидетельства Сильвии Аквитанской 135 , с службою страстей Христовых в великую пятницу находится всегда в связи весьма естественный обычай – износить для поклонения и лобызания всех молящихся святой животворящий Крест Господень 136 , который уже видом своим производил безспорно глубокое впечатление на молящихся и наглядно напоминал им о мучительных крестных страданиях нашего Спасителя, изображенных весьма живо и подробно святыми евангелистами в их повествованиях. Обычай этот держится здесь и доселе. После пятого евангелия, при пении в антифоне стихиры: „Днесь висит на древе“, священник или даже архиерей, в предшествии диакона с кадильницею, износит из алтаря запрестольный Крест с распятием на средину храма и водружаетъ его. При словах, произносимых певцами трижды: „Поклоняемся страстем Твоим, Христе“, священник трижды со всеми молящимися совершает пред Крестом земное поклонение, затем лобызает св. Крест и удаляется в алтарь, оставляя св. Крест на виду у молящихся не только за этим богослужением, но и на царских часах и в начале вечерни великаго пятка до выноса плащаницы. Неудивительно после всего сказанного, что служба страстей Христовых, совершаемая в храме Воскресения, не пользуется у наших паломников особенною популярностью, и многие из них предпочитают выслушать эту умилительную службу на понятном им языке славянском в Троицком соборе на русских странноприимных постройках. В благолепном русском соборе, где архимандрит начальник Духовной Миссии с многочисленным собором подчиненных ему иеромонахов и священноиереев – поклонников, при участии стройного хора русских певчих, истово и торжественно отправляет всенощное бдение св. страстей до глубокой полунощи, наши поклоники к тому же и не испытывают такой тесноты и суеты и того неблагоговейного шума, какие царят за службами этих дней в Святогробском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Великая Пятница – день воспоминания о страданиях Господа нашего Иисуса Христа – побуждает нас к размышлениям о значении Животворящего Креста Господня. Подобно тому, как в древности христиане, вначале в Иерусалиме, а затем в Константинополе в этот день благоговейно целовали Животворящее Древо, так и ныне мы призываемся мыслью, сердцам и устами лобызать Всечестный Крест, на нем же Господь Иисус Христос совершил искупление рода человеческого. И прославлять Его непобедимую, непостижимую и Божественную силу и свидетельствовать о ней. Этот случай рассказал мне в 1987 году насельник Псково-Печерского монастыря иеромонах Феофилакт, в миру Константин Николаевич Белянин, бывший военный врач из Казани. К монашеству его привела смерть его сына Константина. Он собирал известия о чудесах и явлениях святых и записывал их. В машинописи существовал его сборник: «Это случилось в наше время», подписанный псевдонимом Нитсок (измененное Константин Николаевич). Возможно, экземпляр этого сборника и сохранился в библиотеке Псково-Печерского монастыря. А вот какой случай рассказал он мне о силе Животворящего Креста и крестного знамения . В 1971 году проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором был избран Святейший Патриарх Пимен. К техническому обеспечению Собора и обслуживанию гостей привлекались учащиеся Московской Духовной Семинарии и Академии. Семинарист К. жил в одной келье с другим семинаристом – фотографом, который по благословению снимал сессии Собора, а также его гостей. После съемок он всегда проявлял пленку, и поэтому под койкой у него всегда было две бутылки: одна с проявителем, другая с чистой водой. Что до К., то он «пекся о столах», то есть обслуживал застолья. После них оставалось много чего вкусного, и начальство дозволяло студентам приобщаться к соборным брашнам. Как-то раз он проснулся утром, собрался идти на послушание, но прежде нужно было умыться и почистить зубы. И когда он уже вышел из кельи в коридор, вдруг услышал возглас соседа: «Отключили воду по всей семинарии». То ли что-то ремонтировали, то ли ЧП, но утром семинаристы остались без воды. А К. после вчерашних острых закусок страшно хотелось пить. Тут он вспомнил, что у соседа всегда в бутылке под койкой есть чистая вода. Он взял бутылку, налил из нее в стакан и, по благочестивой привычке, привитой еще в его семье, перекрестил его. Выпил и спокойно пошел на послушание. Возвратившись, он нашел своего соседа-фотографа в сильнейшем негодовании. Тот потрясал дланьми и вопил на всю келью и весь коридор: «Кто отлил у меня проявителя?». Проявитель был вещью дорогой, и К. побоялся признаться.

http://pravoslavie.ru/70065.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010