«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Митрополит Владимир совершил Всенощное бдение и Божественную литургию в Николо-Богоявленском Морском соборе. 22 АПРЕЛЯ Великий вторник Митрополит Владимир совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Казанском кафедральном соборе и вручил Патриаршие и Архиерейские награды клирикам Санкт-Петербургской епархии. 24 АПРЕЛЯ Великий четверг Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе, а вечером того же дня - там же службу Страстей Христовых с чтением Двенадцати Евангелий. 25 АПРЕЛЯ Великая пятница Митрополит Владимир совершил вечерню с выносом Святой Плащаницы и службу Погребения Спасителя в Казанском кафедральном соборе . 26 АПРЕЛЯ Великая суббота Митрополит Владимир молился за богослужением в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Настоятель храма протоиерей Николай Коньков был награжден митрой. 26/27 АПРЕЛЯ Пасха. Светлое Христово Воскресение Митрополит Владимир совершил ночное Пасхальное богослужение в Казанском кафедральном соборе. В день Пасхи вечером Владыка совершил Пасхальную вечерню в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 28 АПРЕЛЯ Светлый понедельник В Исаакиевском соборе состоялось поздравление Митрополита Владимира с праздником Пасхи Христовой. Владыка совершил Пасхальную вечерню в сослужении ректора Санкт-Петербургских Духовных школ архиепископа Тихвинского Константина и духовенства епархии. На богослужении присутствовали Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. 30 АПРЕЛЯ Светлая среда Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в соборе Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади. 1 МАЯ Светлый четверг Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/50...

Станем добре, христиане, станем со страхом! Станем благоговейно в доме Бога нашего перед гробом Спасителя, как перед раскрытой книгой.    Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря Дионисиат, Афон Вот конец земных трудов Сына Божия, Который греха не сотворил и ни в чем виновен не был. Любовь к людям свела Его с небес на землю, а злоба людская повела Его на муку. Но не просто убили, а осудили сперва, придав злодейству законный вид. И не просто казнили, но пытали и мучили, насмехались и злорадствовали, словно объявляя через дела свое родство с демонами. Всему приходит конец. Пришел конец и страданиям Праведника. Вот Он лежит перед нами так явно, словно мы у подножья Голгофы, а рядом в винограднике – гроб, где положат Его. Ноги Его замерли; ноги, обошедшие Святую Землю, ходившие по водам, как по суху. Ноги, целуя которые и отирая распущенными волосами головы своей, блудницы получали оставление грехов. И руки Его замерли. Руки, с детства приученные Иосифом держать пилу и рубанок. Прежде, нежели появились на них раны от гвоздей, были на них мозоли, обыкновенные у плотников. Эти руки ломали и умножали пять хлебов для пяти тысяч народа; эти руки прикасались к слепым глазам, прокаженным телам и брали за руку умерших. От прикосновения этих рук открывались очи, уходила проказа и воскресали мертвые. Теперь на них сквозные раны от гвоздей, и свела их судорога. Закрылись очи, видевшие насквозь всю тайну сердца человеческого; очи, от прямого взгляда которых отворачивается лукавый грешник. Еще прежде смерти очи Христовы были закрыты гематомами от кулачных ударов, помрачились от скорби и окровавились от ран, нанесенных терновым венцом. Теперь они закрыты. Протоиерей Андрей Ткачев Закрыты и уста, столько нового и чудного сказавшие. Велению этих уст не сопротивлялась ни морская волна, ни лютая болезнь, ни мучивший человека демон. Смерть тоже слушалась голоса этих уст. Теперь, словно в отместку, смерть затворила их и связала молчанием. Вы еще не плачете, христиане? Уже давно пора каменному сердцу размякнуть и сухим глазам увлажниться. И вот почему. Если каждый из нас спросит Отца Небесного: «Кто так тяжко согрешил, что понадобилась столь великая и страшная жертва?» – то шепнет нам на ухо Бог: «Ты».

http://pravoslavie.ru/78558.html

Фото: spbda/flickr.com Песнопения Великой Пятницы и Великой Субботы 25 апреля, 2008 Фото: spbda/flickr.com Великая Пятница : Днесь висит на Древе (Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») 3.11MB Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение. «Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение». _____________________________________ Не рыдай Мене, Мати (Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») 1.94MB Не рыдай Мене, Мати, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающая _____________________________________ Разбойника Благоразумнаго (Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») 1.43MB Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя _____________________________________ Великая Суббота: Благообразный Иосиф (Стихира на целование Плащаницы) Хор Валаамского монастыря 3.73MB «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи» Славно бо прославися (Хор свято-Ионинского монастыря) 2.89MB _____________________________________ Воскресни, Боже (Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») 2 .28MB

http://pravmir.ru/pesnopeniya-velikoj-py...

Великий Четверг. Что происходило на Страстной седмице Главная Литургия года 13 апреля, 2023 Главная Литургия года С Великого Четверга начинаются самые важные события Страстной недели, а значит – и всей истории человечества. В этот день почти две тысячи лет назад на последней трапезе со Своими учениками Господь установил Таинство встречи с Ним лицом к лицу – Евхаристии. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Согласно евангелисту Иоанну Богослову, в тот год иудейская Пасха выпадала на день после распятия Христа – то есть субботу (в 19-м стихе 18-й главы он уточняет, что первосвященники не входят во двор Пилата, чтобы не оскверниться перед вкушением пасхальной жертвы). В то же время остальные евангелисты утверждают, что Тайная Вечеря состоялась в день, когда надлежало заклать пасхального агнца и, более того, его приготовили. Откуда противоречие? Толкования есть разные, но в соответствии с внутренней логикой иудаизма и ближневосточного быта наиболее вероятным представляется следующий ход событий. В четверг вечером начинается новый день – пятница, канун Пасхи, когда и положено приносить жертву. Агнца приготовляют – не в смысле «зажаривают» (ягненка закалывали в Храме), а выбирают и подготавливают к жертвоприношению. Но барашка так и не принесут в жертву, потому что Пасхальной Жертвой станет Сам Христос. По крайней мере, преподобный Андрей Критский, автор канона на повечерии Великой Среды, тоже подчеркивает, что Христос – единственная Жертва: «Пасха Христос есть великая и всечестная, снеден быв яко хлеб: заклан же яко овча: Той бо вознесеся о нас жертва: Того тела благочестно, и Того крове вси тайно причащаемся». Затем начинается последняя вечеря Христа с учениками, и это не пасхальный ужин – по крайней мере, ничто в описании на него не указывает (более того: благословение над вином произносится в начале пасхальной трапезы, а преломление хлеба – в середине, но никак не в конце). Вечеря продолжается до ночи, затем Христос уходит молиться в Гефсиманский сад, где Его и арестовывают.

http://pravmir.ru/velikij-chetverg-chto-...

Горит и не сгорает Рядом со мной по парню с оттягом лупит полицейская дубинка. Я уже пролетаю в узкую калитку, оглядываюсь на этого паренька – он стоит, вцепившись белыми от напряжения пальцами в решетку загородки и горящими от гнева глазами — в этого полицейского. 4 мая, 2013 Рядом со мной по парню с оттягом лупит полицейская дубинка. Я уже пролетаю в узкую калитку, оглядываюсь на этого паренька – он стоит, вцепившись белыми от напряжения пальцами в решетку загородки и горящими от гнева глазами — в этого полицейского. Непраздничными впечатлениями от праздничной поездки в Иерусалим делится журналист Надежда Кеворкова. Десять лет назад мне довелось на Страстной быть в Святой земле. Это была первая организованная экспедиция за Благодатным огнем . Там был Лужков, Михалков, два полпреда президента и еще множество народу. Некоторые чиновные вдохновители десанта то и дело, к месту и не к месту подчеркивали, что они люди не воцерковленные и просто за мир во всем мире. Встретила всю эту экспедицию в аэропорту целая орава экскурсоводов и журналистов. Они курили и вяло обсуждали, что с нами делать и что это за новая русская напасть – ездить за Благодатным огнем. Фото Михаила Моисеева Журналисты немедленно набросились на воцерковленных и не воцерковленных с расспросами, суть которых сводилась к тому, когда же это ваше православие окончательно закопают. Такой кипящей и неадекватной ненависти к Церкви лично мне никогда прежде не доводилось встречать лицом к лицу. А экскурсоводы без умолку трещали о величии побед армии Израиля. Их раза три поправили, а потом попросили уйти с глаз долой. Небо стало внезапно черным, поднялась пыльная буря, стало очень холодно, пошел дождь. И наступила Великая пятница. Наши посольские работники просили нас никуда не ходить, намекая на какие-то опасности. Но православному человеку, да еще в Страстную пятницу только намекни на опасность – он ринется туда с удвоенной силой. На деле же опасность в Святой земле, которую я потом исходила, проистекает совсем не от палестинцев…

http://pravmir.ru/gorit-i-ne-sgoraet/

Календарь Материалы 10 сентября 2010 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 28 августа/10 сентября. Пятница 16-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 134:47 мин. Размер 64.7 Mb) [Встреча с Православием/Святые и святыни] Татьяна Веселкина В результате теракта 11 сентября 2001 года в центре Нью-Йорка погибло около трех тысяч человек и одна маленькая церковь – греческий храм во имя святителя Николая. «То, что я увидел, на всю жизнь разбило мое сердце, – говорит настоятель храма отец Иоанн Ромас. – Одно дело – видеть все это по телевизору, другое – лично быть на том месте, где служил 17 лет и где сейчас пусто». Храм был разрушен грудами бетона и стальными конструкциями взорванных небоскребов ВТЦ. Будет ли он восстановлен? [Встреча с Православием/Православная библиотека] Чем больше мирских знаний без святого знания Божией науки, тем больше вред. И чем больше мирское богатство без богатства небесного, тем больше опасность. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Царствие Божие внутрь вас есть, сказал Господь (Лк 17,21), научая народ делу спасения. Если Царствие Божие там, где царствует Бог, то искать Царствия Божия, которое внутри нас есть, значит искать того, чтобы Бог воцарился в нас, царствовал над нами. [Поместные Православные Церкви/Элладская/Публикации] Подлинным реформатором греческого образования стал Адамантий Кораис († 1833), который придал духовному движению греческого народа в ту эпоху поистине исключительную силу. Его вклад в дело возрождения греков неоценим. Кораис полагал, что духовное развитие должно предшествовать освобождению греков от турецкого ига. Сергей Белозерский Проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ», подвергается критике во многих отношениях, но что сразу бросается в глаза православному читателю – это отношение к нерожденному ребенку как предмету, вещи, объекту – но никоим образом не человеческому существу. Язык законопроекта достаточно характерен – “Моментом рождения ребенка является момент отделения продукта зачатия от организма матери посредством родов….”. Перерезание пуповины делает ребенка из нечеловека – которым он считался все время до этого – человеком.

http://pravoslavie.ru/archive/100910

Календарь Материалы 6 июля 2012 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 23 июня/6 июля 2012 г. Пятница 5-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:13:52 мин. Размер 64.3 Mb) [Встреча с Православием/Святые и святыни] Император приказал устроить большое благодарственное жертвоприношение богам. Орентий отказался в нем участвовать, заявив, что своей победой обязан благодати Христа, а не ничтожным языческим богам. Боясь возмущения войск, император не стал принуждать святого Орентия, однако несколькими днями позже, когда восторги утихли, Максимиан призвал его вместе с братьями и стал требовать отречения от христианской веры. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Преподобный Афанасий написал множество сочинений, защищающих чистоту православной традиции в противовес западным влияниям. Пламенный ревнитель этой традиции, преподобный Афанасий прежде всего старался сохранить православное понимание веры, исповеданной через принесение в жертву собственной жизни. Именно поэтому он был одним из наиболее активных инициаторов почитания новомучеников. [Интернет-журнал/Культура] Ольга Кирьянова Фильм «Орда» следует воспринимать как притчу, как попытку донести до широкой и не всегда воцерковленной зрительской аудитории образ духовного лица – не только пастыря-аскета, церковного дипломата, богослова, мыслителя, но и молитвенника, способного к самопожертвованию и самоуничижению ради пасомых. [Документы истории] Алексей Величко В отличие от предыдущих «вселенских» ересей, носивших сугубо догматический характер, иконоборчество почти сразу же приняло устойчивые черты политического противостояния Запада и Востока, причем богословие играло в этой борьбе отнюдь не первую роль. [Встреча с Православием/Богослужение] 23 июня/6 июля 2012 г. Четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/archive/120706

Крест приводит к Воскресению, Великая Пятница – к Светлой Пасхе. Вместо печали, скорби и отчаяния – радость и мир Воскресения. Как Крест подразумевает Воскресение, так и Воскресение не мыслится без Креста, или, точнее сказать, в Кресте и кроется Воскресение. Поэтому православную Пасху называют крестовоскресной. Каждый человек всем телом и всей душой участвует в этом великом празднике веры и встречи с Воскресшим Господом. Идя с Ним рука об руку и распинаясь вместе Ним, мы становимся причастниками Божественного света и участниками истинного общения с нашими братьями во Христе.      Евангелист Иоанн в Евангелии Пасхальной литургии (Ион. 1:1-17) рассказывает о том, как Бог Слово стал человеком. Он облекся в человеческую плоть и жил среди людей, открывая им таким образом Свою Божественную славу. Он – истинный Свет, просвещающий каждого человека, приходящего в мир. Но чтобы человек смог почувствовать Божественное присутствие, он должен, прежде всего, просветиться Божественным светом посредством Крещения во имя Троичного Бога. Присоединение к Телу Христа, Церкви, и Причастие Святых Тайн, делает человека способным воспринять Божественный свет. Одновременно требуется и постоянное человеческое согласие и стремление к совершенству, достигаемые с помощью аскезы. «Очистим чувствия и узрим непреступным светом Воскресения», – пишет святой гимнограф. Этому способствуют пост, покаяние, воздержанность, внутреннее сокрушение и непрестанное чувство любви к ближнему. Одни видят во Христе только Бога, другие – только человека. Для первых Он находится так высоко, что они не могут Его достигнуть. Вторые, наоборот, лишают Его Божественности и поэтому забирают у человека возможность стать богом по благодати, преодолеть тленность и смерть. Но Христос как Богочеловек открывает людям путь к победе над смертью и становится «Первенцем из мертвых». Этому пути может следовать и христианин – распинать свои страсти и воскресать вместе с Христом. Христианин умирает через покаяние и слезы о греховной жизни, чтобы и в земной жизни вкусить блага Воскресения. Он усердно соблюдает Божественные заповеди и стяжает добродетели, которые освобождают его от тленности и смерти. «Смерть не имеет над ним власти» (Рим. 6:9).

http://pravoslavie.ru/78683.html

Народ глумится, издевается, а Господь молится с креста: «Отче, прости, они не ведают, что творят», — потому что Бог прощает нам все, не дожидаясь нашего покаяния. Иеромонах Димитрий (Першин) рассказывает о событиях, вспоминаемых в пятый день Страстной седмицы. Съемки осуществлены при поддержке благочинного Успенского округа города Москвы настоятеля храма Троицы Живоначальной в Троице-Лыково протоиерея Стефана Пристая. Народ глумится, издевается, а Господь молится с креста: «Отче, прости, они не ведают, что творят», — потому что Бог прощает нам все, не дожидаясь нашего покаяния. Фото: paulos4205, orthphoto.net И с креста в этой молитве Он уходит в пределы смерти, душа Его отделяется от тела, сходит в ад, но в ней нет греха, потому что даже злоба людей не смогла спровоцировать Спасителя ни на какую обиду. Он отвечает только любовью. И поэтому дьявол не имеет ничего, чтобы удержать Его душу в аду — тем самым разрушен закон смерти. Ветхого Адама и Ветхую Еву, и всех их детей, тех, кто ждал Его – пророков, праведников – Господь изводит из ада, воскресит. Ад разрушен, ада больше нет. В наших храмах в это время находится плащаница Господня, в Великую Пятницу храмы превращаются в погребальные пещеры. Никодим, Иосиф Аримафейский, Иоанн Богослов – единственные из апостолов, кто не разбежался, не струсил, а был до конца со своим Учителем – погребают Его в пещере, находящейся рядом с Голгофой . И наши храмы становятся такими пещерами. Происходит вынос Плащаницы, удивительно красивая и таинственная служба, когда всё в цветах. И мы стоим рядом, и сопричастны происходящему, потому что богослужение раздвигает границы времени и делает нас сопричастными к тому, что происходило тогда. И мы рядом со Христом во время Его страданий, и мы погребаем Его тело вместе с мироносицами, и скорбим о человеческой злобе. Вечером в Страстную пятницу мы слышим удивительные слова канона, который начинается со слов «волною морскою» — так он и называется «Волною морской». «Царствует ад, но не вечнует»  — говорит нам Церковь словами этого канона. — «Ибо Ты положил Себя во гробе, Державный, и Своею животворящей рукою расторг ключи смерти и проповедал там от века спящим истинное избавление, Сам став первенцем из мертвых».

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica-my-r...

Объятия Креста Образ вселенского Креста в святоотеческих толкованиях на Священное Писание Ветхого и Нового Завета Петр Малков Великая Пятница. Смерть Христа. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в. «Знамение для верных и страх для злых духов» Православная Церковь чтит Святой Крест как орудие казни Христовой, ставшее для человеческого рода орудием нашего искупления. Распятие Господа на Кресте было приуготовано — в предведении Богом будущего грехопадения человека — еще прежде создания мира и оказалось исполнено Сыном Божиим в согласии с волей Отчей о спасении человеческого рода. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Крест — изволение Отца, слава Единородного» 1 . Как мы хорошо знаем, основания для православного молитвенного почитания Креста и поклонения ему содержатся в Священном Писании Нового Завета. Прежде всего, о спасительном значении Креста Христова для верующих свидетельствует апостол Павел: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14). Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас… взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2: 14–15). «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1: 18). Тем самым апостол свидетельствует о том, что именно посредством крестной смерти Господа, Его распятия была низвергнута власть греха над человеком, оказались побеждены бесовские силы, людям же была дарована сила спасающей Божественной благодати. Здесь само слово «крест» оказывается для апостола Павла синонимом распятия как крестной смерти Господа. Основываясь на многочисленных свидетельствах Священного Писания об особом спасительном значении для христианина Креста Христова, древние отцы Церкви также решительно утверждали особую необходимость его почитания. Так, священномученик Игнатий Богоносец пишет: «…вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом, посредством верви Святого Духа» 2 . «Мой дух — в прах пред Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь» 3 .

http://pravoslavie.ru/97298.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010