М.С. Красовицкая Лекция 17. Великий Четверг и Великая Пятница В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», т.е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона – в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды – это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина – важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны – это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великая Среда. В портрете Иуды узнаю себя Вглядимся в личность Иуды. Так ли сильно мы непохожи на него, как нам хотелось бы думать? 8 апреля, 2015 Вглядимся в личность Иуды. Так ли сильно мы непохожи на него, как нам хотелось бы думать? Предательство друга – страшная случайность или вероятная закономерность? Психолог и психотерапевт Марина Филоник попыталась составить психологический портрет Иуды Искариота и понять, что же в человеческой душе может стать предпосылкой к предательству. Интересно, что обычно словосочетание Великая Среда не вызывает особого отклика у многих верующих. Куда более на слуху и активно переживаемы Великий Четверг, Страстная Пятница, Великая Суббота и, наконец, Пасха – Светлое Христово Воскресение. Однако этот день Великой Среды по преданию определил многое в библейской истории. Это день предательства Иуды , когда он решился и пошел к первосвященникам в храм, как пишет Евангелие, «чтобы предать Его им» (Мк. 14:10, 43–46). Многим из нас знакома боль предательства, и одновременно обычно нам кажется, что мы-то точно не способны на что-то, подобное поступку Иуды . Однако его предательство не было страшной случайностью, громом среди ясного неба. Можно выделить ряд факторов, которые, вероятно, могли быть закономерными предтечами такого решения. И главный из них касается проблемы ценности личных отношений, в которых оба встречаются с реальным Другим, а не со своими представлениями, продиктованными, в том числе, мотивами получения определенных выгод от общения. И это может касаться самых разных предательств, в т.ч. в нашей жизни. Вглядимся в личность Иуды. Рассмотрим внимательно его портрет и, возможно, во многом узнаем себя. Для дальнейших размышлений будут использоваться в т.ч. некоторые тексты утрени Великой Среды, взятые из Постной Триоди в переводе на русский язык иеромонаха Амвросия Тимрота. 1. Иерархия ценностей. Сребролюбие Часто, когда мы хотим понять личность какого-то человека, нам важно вникнуть в то, что для него важно, чем он живет, что исповедует. Психологи, говоря о личности, часто, в первую очередь, имеют в виду иерархию ценностей человека. Евангелие повествует, что Иуда «был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин.12:6).

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-v-portr...

В Беломорских лагерях И снова этап, и снова тюрьмы: Владимирская, Ивановская (внутренняя и пересыльная), пересыльные тюрьмы Ярославля, Вологды, Ленинграда. В Вологодской тюрьме владыку разлучили с о. Иосифом и через Ленинградскую пересылку отправили в Беломоро-Балтийские лагеря. Начался один из самых тяжелых периодов в жизни епископа Афанасия. По прибытии его назначили инкассатором Медвежьегорского отделения лагеря. Епископ Афанасий пытался отказаться, ссылаясь на свое полное невежество в денежных делах, однако ему объяснили, что советский заключенный обязан уметь все, что ему прикажут, и не имеет права отказываться от возлагаемых на него поручений. Пришлось подчиниться. Выдача денег происходила в совершенно невозможных условиях: в полутемных переполненных бараках при слабом свете керосиновой лампы или при фонаре «летучая мышь». Шумная толпа заключенных, в подавляющем большинстве уголовников, почти вплотную окружала стол. На первых порах у епископа Афанасия не было даже ящика для денег, и ему дали совет завернуть деньги в газету. Охранявшие деньги стрелки не чувствовали никакой ответственности и могли уйти, не предупредив инкассатора. Если прибавить к этому плохое зрение, из-за которого на расстоянии полутора метров все видится в тумане, то не следует удивляться тому, что к концу первого месяца работы у пего оказалась недостача в 1115 рублей. В связи с пропажей денег началось следствие. На допросах следователь говорил владыке, что он не видит в его поведении никаких нарушений. Однако неожиданно в деле появилась приписка: «Просим рассматривать как растрату», и несмотря на то, что сумма была полностью возмещена друзьями арестованного епископа, он получил еще год лагеря и был отправлен работать на лесоповал. Епископу Афанасию был 51 год. У него болело сердце, он сильно задыхался при ходьбе и считался инвалидом. Однако ежедневный путь до рабочего места составлял 4–5 километров, а сама работа заключалась в разгрузке дров, переносе только что сваленных деревьев, уборке снега и т. д. И все это Приходилось делать при непрерывном понукании и нецензурной брани куда более молодых и сильных начальников. Именно к этому времени относятся воспоминания протоиерея Василия Архангельского: «Особенно памятны некоторые случаи, когда мы оба особенно скорбели о потерянном рае, когда лишились возможности служения. Великая Пятница. Из далекого прошлого нахлынул рой воспоминаний о Божественных службах в эти дни, – а мы на лесоповале, в болотистой чаще дремучего леса, увязаем в тину, с опасностью провалиться в так называемые волчьи ямы. занесенные снегом, и, кто попадал в них. сразу погибали. И в такой обстановке мы исповедались друг у друга, он был моим духовником, а я его. Открыли друг другу все сокровенные мысли, чем томилась, о чем тосковала душа в разлуке с родными, а, главное. лишились возможности причаститься святых тайн» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости — собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс — полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети…» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» . Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица — это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе… Каждый день этой недели — воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы — это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг — воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница — день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://pravoslavie.ru/69942.html

«Верую... в Господа нашего Иисуса Христа... распятаго за ны при Понтийстем Пилате» Символ веры «Christus Tiberio imperante per procuratorem P. Pilatum supplicio affectus erat». Тацит Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа сопровождались целым рядом глубоко поразительных и поистине ужасных событий, вполне обнаруживших, до какого страшного неистовства могут доходить темные силы зла, когда они стараются нанести решительный удар добру и святости. И нельзя без содрогания читать тех священных страниц, где евангелисты излагают пред нами историю этих именно дней, которые, начавшись днем торжественного входа Христа в Иерусалим в качестве истинного Сына Давидова и царя иудейского, вступавшего в Свою столицу среди народных ликований и приветствий, быстро привели к Голгофе с ее невообразимыми ужасами – к позору и мукам смерти на кресте среди разбойников. Но среди этого ряда событий особенно поразительною с исторической точки зрения была та решительная сцена, которая разыгралась у подножия римского трибунала, когда земное римское правосудие, хотя и вверенное далеко не вполне достойному представителю, делало настойчивую попытку защитить воплощенную невинность от яростной злобы ослепленной неправды. Недаром эта сцена была предметом многих и научных и художественных изображений, потому что она заключает в себе все, что только способно волновать сердце человеческое всеми до противоположности разнообразными чвствами, и в подробностях ее благочестивое чувство правды никогда не перестанет находить для себя источник глубочайшего назидания. 1 Было раннее утро того дня, который назывался “приготовлением к пасхе, 2 следовательно, великая пятница. Жизнь на востоке обыкновенно пробуждается рано, потому что все спешат воспользоваться для совершения своих дел приятной прохладой утренних часов до наступления томительного зноя полуденного солнца. Поэтому лишь только начинался рассвет, как улицы Иерусалима быстро наполнялись оживленными толпами, торопливо двигавшимися по всем на правлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/hristo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бишоп одолеет «злокачественное российское влияние»? В Боснию прибыли высокопоставленные чиновники ЦРУ 26.04.2019 1377 Время на чтение 6 минут В четверг с соблюдением повышенных мер безопасности в Сараево прибыл заместитель директора ЦРУ Вон Бишоп. Делегация американских должностных лиц должна встретиться с представителями всех служб разведки и безопасности в БиГ и РС. Официальной темой этих встреч является риск терроризма и возвращения джихадистов на Балканы, сообщает сербское издание « Вечерние новости ». Однако, как утверждают источники, реальная цель визита Бишопа заключается в укреплении материально-технической базы для реализации повестки дня США - «борьбы со злокачественным влиянием России в Европе». Принимающей стороной фактически будет директор Агентства Разведки и Безопасности (Obaveštajno-sigurnosne agencije - OSA) Осман Мехмедагич, но ожидаются также переговоры с другими представителями служб безопасности, включая сотрудников Министерства внутренних дел РС. Официальные встречи, по всей видимости, являются лишь ширмой для реальной деятельности миссии в Сараево. Речь идёт об организация мероприятий, направленных на предотвращение российского влияния и, в частности, ослабление позиции председателя Президиума БиГ Милорада Додика, которого Америка считает «главным русским человеком». Он, по мнению наших источников, должен обсудить эти вопросы с руководством OSA. Но, по мнению иных, речь может идти и о работе с широкой сетью агентуры. Встречи с заместителем директора ЦРУ не случайно запланированы именно на сегодня, - сообщает наш источник. Организаторы рассчитывали, что поскольку сегодня у православных христиан Великая Пятница (а сербы Боснии и Герцеговины настроены очень традиционалистически), то представители Республики Сербской могут разъехаться на подготовку к празднованию Пасхи. И этот отъезд теоретически можно было бы истолковать как нежелание Баня-Луки контактировать с американцами. Кто такой Бишоп? Бишоп – уроженец Индианы, покинувший ЦРУ в 2011 году после 30 лет службы, за время которой он дошел до высоких чинов. Так, он был ведущим разведывательным аналитиком по странам Африки и вице-председателем Национального совета по разведке, который готовит строго секретные доклады для президента. После выхода на пенсию Бишоп работал консультантом инициативы по реорганизации ЦРУ, сообщает « Голос Америки ».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/26/bi...

Закрыть itemscope itemtype="" > По пути смирения Богослужения Страстной седмицы 28.04.2021 1480 Время на чтение 6 минут В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости - собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс - полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети...» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица - это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе... Каждый день этой недели - воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы - это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг - воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница - день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/17/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Четверговая соль - лекарство от внутренних болезней Четверговая соль - лекарство от внутренних болезней   Еще сто лет назад освященная Четверговая соль была неизменным атрибутом каждой избы. Ее происхождение совершенно естественно. В каждой избе на Пасху пекли кулич. А принести его в храм на освящение нужно было в Великую Субботу. То есть в пятницу хлеб уже должен быть готов. Поскольку Великая Пятница - постный день, его всецело посвящали молитве и чтению Евангелия. Так что пасхальных кулич закладывали в печь в Великий Четверг . А оставшееся тесто (чтобы не выкидывать), тогда готовили, естественно, на закваске, смешивали с солью. Добавляли туда также квасную гущу, которая в каждой избе была в избытке. Для вкуса добавляли солод. Катали колбаски. Обертывали это холщиной, хлопком. Затем закладывали кулич в печь, а угли собирали и в них зарывали холщовые колбаски. На следующий день кулич и соль были готовы. А в Великую Субботу их вместе несли на освящение в храм. У староверов и на Севере до сих пор сохранилась эта традиция. Выяснилось, что Четверговая сол ь, теряет все свои вредные свойства и приобретает много полезных. Лучшего лекарства для животных нельзя было и придумать. Соль давали животным и для профилактики. Коровы, лошади, овцы с большим аппетитом лизали эту соль и выздоравливали от многих болезней. Конечно же, эта соль действует и на людей. С древности считается, что она вообще способствует исцелению внутренних болезней. Что проверить нелегко, ведь нам жителям последних времен, родившимся от обезьяны, а некоторые - от сочетания хромосом, нужно все доказать и проверить. Зато люди, имеющие больной желудок, оценят Четверговую соль немедленно. И объяснить это можно на пальцах. Соль в печи становится съедобной золой, а зола, как известно, лучшее природное средство от изжоги. Конечно, такую соль можно готовить не только в Четверг, и не только в русской печи, а просто - на большом костре. И вместо теста, квасной гущи и солода, о которых современные люди даже не слышали, можно брать овсяную крупу. Тем не менее свойства эта соль будет иметь тоже целебные. К тому же молитва на освящение соли не связана именно с Четвергом, это народная традиция, как и принесение домой свечи  от Страстных Евангелий.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=16&iid=2...

Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из 4 евангелистов (Мф 26. 20-27. 66; Мк 14. 17-15. 47; Лк 22. 14-23. 56; Ин 13. 1-19. 42), согласно к-рым все, что произошло в В. п., не было случайностью, а являлось важнейшей частью домостроительства (Божественного плана) спасения. Евангелия повествуют о событиях, происходивших начиная с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправился в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где они провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос - в молитвенном подвиге) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Иисус Христос был отведен к первосвященнику Анне , а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом синедриона (утром), к-рый приговорил Его к смерти. В это время ап. Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к рим. прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем рим. власти и помимо прочего ведал смертными казнями), к-рый отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, властвовавшему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Господь Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после неск. неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят рим. солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе (Лобном месте, где, по преданию, был похоронен череп Адама ( Epiph. Adv. Haer. [Panarion] 26 (46). 5)). Претерпев неск. часов крестных страданий, свидетелями к-рых было множество народа, Господь Иисус Христос умер на Кресте , «и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф 27. 51-52).

http://pravenc.ru/text/150067.html

Скачать epub pdf Седмица 26-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 75. (14,12–15) О МИЛОСТЫНЕ Кто дает угнетенному бедностью, тот дает Господу и от Него получит награду (6,271). Если надлежит взойти нам в горнее, то обнищаем влекущим долу, чтобы стать в горнем. Какой же к тому способ? Указует его псалмопение: расточи, даде убогим, правда его пребывает в век века ( Пс. 111, 9 ). Кто вступил в общение с нищим, тот поставил себя в единую часть с Обнищавшим ради нас. Господь обнищал, чтобы и ты не убоялся нищеты, но Обнищавший ради нас царствует над всею тварью. Поэтому если и ты обнищаешь (благодетельствуя нуждающимся) с Обнищавшим, то будешь и царствовать вместе с Царствующим (15,374). Приходил (нуждающийся) и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христос, чтобы и мне, который имеет нужду в Твоей помощи, не отойти от Тебя ничего не получившим. Ибо кто не дал, тот и получить не надейся (12,205). Плод милостыни произрастает обильно. Посевай, раздавай и исполни дом добрых приобретений. Но скажешь: «Я беден», – пусть так, давай что имеешь, ибо Бог не требует сверх сил. Ты даешь хлеб, другой – чашу, оный – одежду, и таким образом уничтожится несчастье одного (20,401). Бог требует не изобилия приношения, но богатства душевного расположения, которое выражается не мерою подаваемого, но усердием подающих (32,572). Не уделять из своего имущества есть также похищение. Когда мы не подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями (32,805). Милостыня – это царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в небесные своды, наилучшая защитница (33,326). Великое дело – милостыня, возлюби ее, ей нет ничего равного, она может и грехи загладить, она и избавит от Суда (33,328). Оставив неуместную пытливость, подавайте милостыню всем нуждающимся и делайте это с великою щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в День будущего Суда великой милости и снисхождения от Бога (34,276). Подавать деньги могут многие, а чтобы самому служить нуждающимся и делать это с готовностью, любовью и братскою расположительностью (к чему и призывает нас Господь), – для этого нужна душа высокая, великая и любо-мудрая (34,346).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010