[чеш. Beran] Йозеф (29.12. 1888, Пльзень, Чехия - 17.05.1969, Рим), кардинал, католич. архиеп. Праги, примас Богемии. Сын сельского учителя, закончил с отличием гимназию, после обучения в Коллегии пропаганды веры в Риме (1907-1911) был рукоположен во пресвитера (10 июня 1911). Защитил докт. дис. на богословском фак-те Карлова ун-та в Праге, где с 1928 г. начал академическую деятельность на фак-те пастырского богословия. С 1933 г. ректор пражской Высшей духовной семинарии. Во время фашистской оккупации Чехословакии за проповеди на чеш. языке и отпевание чеш. офицеров Б. был заключен в тюрьму Панкрац (6 мая 1942), оттуда депортирован в концентрационный лагерь в Терезин; в сент. 1942 г. переведен в Дахау; в мае 1945 г. освобожден вместе с др. узниками. В 1946 г. получил сан архиепископа Праги и стал примасом Богемии. С дек. 1946 по июнь 1949 г. по решению коммунистического правительства находился под домашним арестом за отказ заявить о своей лояльности и за осуждение нарушений религ. свобод и прав Церкви. С 19 июня 1949 по 7 марта 1951 г. фактически находился на положении заключенного в своей резиденции, а затем в мон-ре, был лишен возможности выполнять функции архиепископа и даже носить церковное облачение. Б. использовал это время для работы над книгой о св. Агнессе, основательнице первого жен. мон-ря в Праге. 3 окт. 1963 г. пресс-бюро Ватикана сообщило о его освобождении чеш. властями вместе с 4 др. епископами. Однако Б. не смог прибыть на первые сессии Ватиканского II Собора , несмотря на письма рим. понтификов Иоанна XXIII и Павла VI , обращенные к чеш. правительству. Переговоры зам. гос. секретаря (впосл. гос. секретаря) Ватикана А. Казароли с правительством Чехословакии о судьбе Б. увенчались успехом, и 19 февр. 1965 г. архиепископ Праги прибыл в Рим. 29 февр.1965 г. он был возведен в сан кардинала и 20 сент. 1965 г. выступил на последней сессии Собора. Исходя из личного опыта, он раскрыл тему религ. свободы, требуя свободы совести для всех людей Земли, а также выступил за освобождение священников и мирян, арестованных за веру. Приняв активное участие в работе 4-й сессии Собора, поддержал декларацию о религ. свободе «Dignitatis humanae» . В янв. 1969 г. Б. обратился по Ватиканскому радио к соотечественникам, призвав их к отказу от ненависти, согласию, труду, служению братьям ради процветания страны. Последние годы жизни провел в Риме. Похоронен в соборе св. Петра. В 1998 г. был начат процесс беатификации Б.

http://pravenc.ru/text/78108.html

Новости Обнародована программа богослужений Папы Франциска на ближайшие месяцы 30.01.2015 11:19 Рим, 30 января.  Папский церемониймейстер монсеньор Гуидо Марини обнародовал программу богослужений Папы Франциска на ближайшие месяцы, сообщает Радио Ватикана .  В субботу 2 февраля, в праздник Сретения Господня, Папа совершит Святую мессу в 17.30 в Ватиканской базилике. На нее в первую очередь приглашены члены институтов посвященной жизни и объединений апостольской жизни, поскольку 2 февраля отмечается также Всемирный день посвященной жизни.  8 февраля Папа посетит очередной римский приход на окраине – на этот раз приход Святого Михаила. 14 февраля откроется XI очередная публичная консистория для возведения в сан 20 новых кардиналов, а также по вопросу некоторых процессов канонизации. На следующий день утром кардиналы будут сослужить Папе на Мессе в соборе Святого Петра.  В Пепельную Среду 18 февраля в Церкви на Западе начнется Великий Пост. В соответствии с традицией Папа во второй половине дня возглавит стояние и покаянное шествие из базилики Святого Ансельма к базилике Святой Сабины, где в пять часов совершит Мессу с благословением и возложением пепла. 22 февраля Папа и члены Римской курии отправятся в город Аричча, где для них будут проводиться великопостные духовные упражнения до пятницы 27 февраля.  8 марта Папа снова нанесет визит в одну из римских церквей – приход Святейшего Спасителя в одном из неблагополучных районов Рима.  13 марта в соборе Святого Петра состоится покаянная литургия. 21 марта Папа Франциск отправится с пастырским визитом в Неаполь и Помпеи. Месяц март в программе Папских богослужений завершится Мессой Вербного Воскресенья 29 числа на площади Святого Петра, с обрядом благословения пальмовых ветвей и торжественным шествием. Первые дни апреля уже будут включать в себя «сердце» литургического года – Пасхальное триденствие. Первое богослужение этого периода – Месса освящения мира и благословения елея в Великий Четверг – состоится в Ватиканской базилике утром. Там же в Великую Пятницу пройдет воспоминание Страстей Господних, а поздно вечером Папа возглавит в Колизее обряд Крестного пути.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Папа Франциск на утренней vecce в базилике Святого Петра (18 мая 2020). Фomo: Vamican News Ватикан, 18 мая. Папа Римский Франциск отслужил утреннюю мессу в капелле Собора святого Петра, где захоронен святой Иоанн Павел II, 100-летие со дня рождения которого отмечается в понедельник. Этой мессой глава Римско-Католической Церкви возобновил богослужения с участием верующих в Ватиканской базилике, которые были прекращены с 10 марта из-за nahдeмuu COVID-19. В преддверии этой мессы в пятницу власти Ватикана провели полную дезинфекцию главного католического храма в мире, передает РИА Новости . Онлайн-трансляцию папской мессы, посвященной Иоанну Павлу II, вел информационный портал Святого npecmoлa Vamican News, который с 9 марта осуществлял трансляцию всех папских богослужений. Однако со вторника эта практика прекращается, и Папа Франциск вновь будет служить утренние мессы в Доме святой Марфы в Ватикане в присутствии верующих. " Сегодня здесь мы можем сказать: 100 лет назад Господь посетил свой народ. Он послал человека, подготовил его для того, чтобы быть епископом и руководить церковью " , - заявил Папа Франциск. В своей проповеди он выделил три главных характерных черты Иоанна Павла II: молитву, близость к народу и любовь к справедливости. На папской мессе в Соборе святого Петра присутствовали около 30 человек, в том числе архипресвитер Ватиканской базилики кардинал Анджело Комастри, глава службы Папских милостей польский кардинал Конрад Краевский и архиепископ Пьеро Марини, который при Иоанне Павле II 18 лет возглавлял Службу папских литургических церемоний. " Сегодня нам надо почтить память этого святого. Это повод для того, чтобы поразмышлять о его жизни и деятельности, подумать над тем, почему он всегда считал своим долгом идти в любые общины, чтобы нести людям Евангелие. Нам нужно вновь обратиться к основам его жизни и задаться вопросом: " Кем он был и чему он нас учит сегодня? " По сути дела, каждый из нас призван задуматься над тем, каковы ценности, за которые он боролся как человек, христианин и епископ " , - заявил в интервью РИА Новости архиепископ Марини.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вернется ли Тибр в прежние берега?( Елена Чудинова) 14.01.2013 23:55:21 Елена Петровна Чудинова Вернется ли Тибр в прежние берега? (вдогонку к разговору об Марселе Лефевре на радио «Радонеж)   Католический мир полнится слухами о скором разрешении Папой Бенедиктом XVI традиционной святоотеческой Литургии. На настоящий момент она не то, чтобы вовсе запрещена, но служится только по особому разрешению местных властей, которое дается на местах очень и очень редко, почти никогда. (Например, на многочисленные прошения об этом московских католиков Тадеуш Кондрусевич всегда отвечает резким отказом). Католики не имеют возможности посещать так называемую Тридентскую мессу уже четыре десятка лет, с тех давних времен, когда на II Ватиканском соборе самым революционным и устрашающим образом победил модернизм. Но вот что странно. Человек, с которым традиционные католики связывают сегодня все упования на изменение курса Ватикана, на пресловутом соборе состоял как раз в лагере модернистов. Само по себе это не удивительно, ведь лагерь модернистов, к которому принадлежал Йозеф Рацингер, тогда еще не кардинал, был по преимуществу немецким. Как говорили тогда острословы, на соборе «Рейн канализировался в Тибр». Нельзя также не вспомнить, что в эпохальном скандале 1988 года, вызвавшем раскол Католической Церкви (КЦ), именно кардинал Йозеф Рацингер представлял на переговорах Иоанна Павла II. Диалог ни с кем иным, а с Рацингером убедил архиепископа Лефевра в том, что курия пытается его обмануть. Как раз искренность кардинала Рацингера и вызвала у Марселя Лефевра большие сомнения. Напомним, что «раскольничье» священническое Братство Святого Пия X возникло после II Ватиканского Собора в недрах КЦ, а отнюдь не вне ее. Семинария Экон, построенная в Альпах на пожертвования мирян, объединила молодежь, не желающую учиться «под красным флагом», то есть в семинариях модернистского толка. Более десяти лет status quo сохранялось, покуда не сделалось ясным, что Ватикан не намерен ставить традиционалистов во епископы. Проще сказать, курия не скрывала намеренья через поколение обречь приверженцев святоотеческой традиции на элементарную беспоповщину. Только это и побудило Лефевра и де Кастро Майера решиться на отчаянный шаг: на не согласованное с Иоанном Павлом II поставление четверых молодых епископов. В ответ на эту хиротонию Папа немедля отлучил Братство Пия X от Церкви, чем, кстати, косвенно подтвердил свою решимость извести традиционалистов «как класс».

http://radonezh.ru/analytics/vernetsya-l...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый... " В столице Татарстана состоялся крестный ход к месту обретения чудотворного Казанского образа Божией Матери 05.11.2008 297 Время на чтение 3 минуты 4 ноября православная Казань отметила многолюдными молениями и большим крестным ходом День празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы, передаёт наш корреспондент в столице Татарстана. В последние годы сложилась добрая традиция привнесения 21 июля и 4 ноября из расположенного в Казанском Кремле Благовещенского собора (имевшего до революции статус кафедрального) в Крестовоздвиженский собор Казанско-Богородицкого мужского монастыря (бывшего Казанского Богородичного женского монастыря, основанного на месте обретения в 1579 г. Матроной Онучиной чудотворного образа) " Ватиканского " списка Казанской иконы Божией Матери. Этот список, находившийся до августа 2004 г. в резиденции Папы Римского Иоанна Павла II и возвращённый РПЦ, был привезён 21 июля 2005 г. в столицу Татарстана и торжественно передан Казанской епархии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Причём, местом его постоянного пребывания был избран Крестовоздвиженский собор Казанско-Богородицкого мужского монастыря, откуда накануне Дня празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы образ переносится в Благовещенский собор, а затем - во главе крестного хода - возвращается обратно. Нынешние торжества начались 3 ноября со всенощной службы, проведённой в Крестовоздвиженском соборе архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием (Меткиным). Утром следующего дня местный архиерей отслужил в Благовещенском соборе Божественную Литургию, на которой присутствовало более двух тысяч человек. Затем, к половине одиннадцатого, в Казанский Кремль с молитвенным пением начали подходить крестные ходы из местных церквей и монастырей. Так как собор был переполнен, верующие молились прямо на улице, расположившись у обочины ведущей к храму дороги. Причём, среди пришедших в Кремль и наблюдавших за торжеством находились и представители местного католического духовенства.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/11/05/ve...

Мониторинг СМИ Каждый голос на счету 27 января в Москве Поместный собор будет избирать Патриарха 27.01.2009 12:11 Имена трех основных кандидатов стали известны после Архиерейского Собора: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Калужский и Боровский Климент и митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Но Поместный Собор вправе добавить в этот список и других иерархов. Как могут распределиться голоса на самых непредсказуемых выборах последних лет? Ответ на этот вопрос «Известия» искали с помощью экспертов, которые считают: борьба еще не окончена. Голосование на Архиерейском Соборе существенно облегчило нашу задачу. Появился явный лидер. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Кирилл набрал 97 голосов. Много это или мало? Как посмотреть. С одной стороны, он получил почти в 3 раза больше, чем ближайший соперник - управляющий делами Московской патриархии митрополит Климент (32 голоса). Но с другой - владыку Кирилла поддержало менее половины из 198 голосовавших архиереев. По мнению генерального директора ВЦИОМа Валерия Федорова, численное преимущество владыки Кирилла утверждает его в качестве «претендента номер один», но не гарантирует победы на Поместном Соборе. - Ситуация, когда во втором туре избиратели, не голосовавшие за фаворита в первом туре, во втором отдают свои голоса его наиболее сильному конкуренту, типична, - говорит Федоров. - Поэтому нельзя исключить, что оппоненты митрополита Кирилла объединятся вокруг другого кандидата. Причем необязательно по идейным причинам. Такое объединение может носить и характер личной антипатии. Валерий Федоров напомнил, что в практике ватиканских конклавов нередко Папой становился не сильнейший, а слабейший. От каждой епархии (всего их 157) на Поместный Собор избрано по одному монашествующему, клирику и мирянину. Нередко, это сотрудники епархиальных учреждений. Например, от Курганской епархии - личный секретарь управляющего епархией Константин Павлюченко, от Ижевской - Юрий Фомин, заместитель кладовщика епархиального управления. От Туровской и Мозырской - референт-водитель Юрий Алампиев, а от Полоцкой и Глубокской - помощник управляющего по хозчасти Полоцкой епархии Александр Трафимов. В ряде епархий от мирян избрали старост храмов. Большинство церковных аналитиков считают, что такие делегаты в силу своей близости к архиереям и административной зависимости будут голосовать по их совету. Но ведь в кабинку-то каждый зайдет сам, владыка ничего не увидит.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» 7 Мар 2024 Фото: Даниэль Ибаньес/EWTN Ватикан Копье хранят в соборе Святого Петра и демонстрируют верующим при литургии в пятое воскресенье Великого поста ВАТИКАН. Римская Церковь явила миру миру «Святое копье» или «копье Лонгина», пронзившее распятого Иисуса – оно хранится в соборе Святого Петра и по обычаю выносится при литургии в пятое воскресенье Великого поста, пишет catholicnewsagency. Копье Лонгина (Sacra Lancea) – одно из Орудий Страстей, одна из величайших святынь христианства. В Новом Завете свидетельство о копье приводится только в Евангелии от Иоанна: «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ( Ин. 19:34 ). Апокрифическое Евангелии от Никодима IV века свидетельствует, что это сделал римский «сотник Лонгин». Блаженный Августин писал, что христианская Церковь возникла из раны в боку Христа как Его невеста, подобно тому, как Ева была создана из ребра спящего Адама. Потому вода и кровь — символы святых таинств Крещения и Евхаристии, и их смешивают при причащении. Православная церковь в обрядах использует обоюдоострое копие, символизирующее копье Лонгина, для изъятия частиц просфор. В различных церквях мира хранятся несколько копий Лонгина и фрагментов, некоторые из которых проходили научные экспертизы на возраст. В Армянской церкви хранится копье, по преданию принесенное в страну апостолом Фаддеем. Есть также копья в Вене и Кракове. Жан Кальвин в богословском трактате 1543 года сообщает о четырех копьях – одном в Риме и трех во Франции. Ватиканское копье хранится в Базилике Святого Петра. По преданию, оно сберегалось в Иерусалиме, затем в Константинополе, а в 1492 году султан подарил его папе Иннокентию VIII. В настоящее время это копье (с обломанным острием) хранится в капелле этого собора в часовне святой Вероники и является миру в пятое воскресенье Великого поста. Житие святого Лонгина обросло множеством местных преданий, вплетающихся в богатый гобелен христианства. Жители города Ланчано в регионе Абруццо веруют, что он там родился и принял мученическую смерть. А жители Мантуи в Ломбардии уверяют, что Лонгин проповедовал и скончался в их местах, а перед тем принес драгоценные капли Крови Господней и губку (также Орудие Страстей), в городской собор Святого Андрея. Праздник святого Лонгина исторически отмечается 15 марта. Однако Римский мартиролог упоминает святого 16 октября без какого-либо упоминания о мученичестве. Статуя святого Лонгина, созданная Джани Лоренцо Бернини, украшает собор Святого Петра.

http://azbyka.ru/news/vatikan-javil-miru...

Церковь Вестготского королевства в VII столетии История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Толедский собор IV Толедский собор Церковь Испании, или Вестготского королевства, не обладала, подобно Восточным Патриархатам, Африканской или Кипрской Церкви, автокефалией, но, признавая над собой юрисдикцию Римской кафедры, она имела известную автономию: так, в Испании до XI века в употреблении была не римская, а древнеиспанская месса, которая позже получила наименование мозарабской. Испанская Церковь была разделена на митрополии, приблизительно воспроизводившие провинциальную структуру времен Римской империи: кафедры митрополитов находились в Толедо, Бракаре (Браге), Эмерите (Мериде), Гиспалисе (Севилье), Таррагоне и за Пиренеями, в Септимании, или Семиградье, на юге Галлии, оставшемся под властью вестготов, – в Нарбоне. В свою очередь митрополии состояли из епархий (диоцезов). В самой Испании насчитывалось около 70 кафедр. В вестготской Септимании находилось еще 7 епархий. Высшим органом церковной власти в Испании были соборы, созывавшиеся в столичном Толедо, которые и по своему составу, включавшему епископов и светских магнатов, и по компетенции были одновременно церковным и государственным институтом. В 633 году в Толедо состоялся IV собор, созванный королем Сисенандом. В его деяниях участвовали 6 митрополитов, 56 епископов и 7 лиц, представлявших своих епископов, а также король со свитой. Председательствовал на нем Исидор Севильский (Гиспальский), в ту пору старейший по хиротонии епископ Испании. На соборе было оглашено составленное им исповедание веры с изложением тринитарного и христологического догматов и опровержением еретических учений. Принятые на соборе решения, изложенные в 75 канонах, затрагивают догматические, богослужебные и дисциплинарные темы. Собор признавал примат епископа Рима в вероучительных вопросах, что, разумеется, не было тождественно учению о непогрешимости папы, но уже содержало в себе идеи, дальнейшее развитие которых привело в XIX столетии к злополучному провозглашению доктрины I Ватиканского собора о папской непогрешимости. Каноны унифицировали порядок богослужения для всех церквей Испании, вводили «единый чин молитвы и псалмопения» (unus ordo orandi atque psallendi), который составил обряд, впоследствии, при мусульманском правлении в Испании, названный мозарабским. Несколько канонов (с 67-го по 74-й) регламентировали правовой статус иудеев, проживавших в Вестготском королевстве. Насильственное обращение их в христианство собор осудил. Христианам, имевшим еврейское происхождение, собор предписал избегать дружеского и бытового общения с их бывшими единоверцами.

http://pravoslavie.ru/108026.html

HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архимандрит Георгий (Капсанис) О подготавливаемом Ватиканом соединении Православной и Римско-католической церквей Каждый, кто внимательно изучит стадии, что прошли отношения православных и римо-католиков, заметит, что у Ватикана есть план, который будет постепенно осуществляться, пока не случится «объединение». Митрополит Перистерионский Хризостом уточняет, о каком объединении идет речь: «Братья-католики прямо или косвенно дают понять, что Православная Церковь может объединиться с Римско-Католической посредством консолидации, подобной и параллельной тем процессам, которые существуют между ней и униатами». Папа Иоанн Павел II и католик византийского обряда архимандрит Сергий Гаек Проявление дружеского расположения некоторых кругов внутри Православной Церкви к Римскому папе вызывало бы меньше озабоченности у большого числа неравнодушных православных людей, если бы были заметны какие-либо изменения в политике Ватикана. Однако уния все более набирает обороты, первенство и непогрешимость папы декларируются по всякому поводу и без, а ватиканская дипломатия делает все возможное, чтобы способствовать объединению с православными на основе решений Флорентийского и II Ватиканского Соборов, призвавших православных братьев-«схизматиков» вернутся в лоно «истинной» папской Церкви. Папизм, учитывающий не только решения семи Вселенских Соборов единой Церкви до схизмы, но, прежде всего, связанный постановлениями четырнадцати собственных «вселенских» Соборов, не может искать другого пути к объединению с православными, кроме их «возвращения». Так, в решениях II Ватиканского Собора, несмотря на некоторые незначительные шаги Ватикана в сторону православных, догматы о первенстве и непогрешимости папы нисколько не ограничиваются и не замалчиваются, но, напротив, им придается еще большая значимость по сравнению с решениями I Ватиканского Собора. «II Ватиканский Собор не преминул придать еще больший авторитет положению папы, причем до такой степени, что некоторые его восторженные почитатели на Соборе давали понять, что главой Церкви является уже не Христос, а Петр, а через него и папа» . Что же касается изменения взглядов Римско-Католической Церкви, то следует иметь в виду, что «речь идет об изменении внешней политики и общественного образа Римской Церкви, а не о внутренней реформе ее вероучения» .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Архимандрит Георгий (Капсанис). О подготавливаемом Ватиканом соединении Православной и Римско-Католической Церквей (версия для печати)/Православие.Ru О подготавливаемом Ватиканом соединении Православной и Римско-Католической Церквей Православие.Ru , 5 марта 2008 г. Архимандрит Георгий (Капсанис) Папа Иоанн Павел II и католик византийского обряда архимандрит Сергий Гаек / Проявление дружеского расположения некоторых кругов внутри Православной Церкви к Римскому папе вызывало бы меньше озабоченности у большого числа неравнодушных православных людей, если бы были заметны какие-либо изменения в политике Ватикана. Однако уния все более набирает обороты, первенство и непогрешимость папы декларируются по всякому поводу и без, а ватиканская дипломатия делает все возможное, чтобы способствовать объединению с православными на основе решений Флорентийского и II Ватиканского Соборов, призвавших православных братьев-«схизматиков» вернутся в лоно «истинной» папской Церкви. Папизм, учитывающий не только решения семи Вселенских Соборов единой Церкви до схизмы, но, прежде всего, связанный постановлениями четырнадцати собственных «вселенских» Соборов, не может искать другого пути к объединению с православными, кроме их «возвращения». Так, в решениях II Ватиканского Собора, несмотря на некоторые незначительные шаги Ватикана в сторону православных, догматы о первенстве и непогрешимости папы нисколько не ограничиваются и не замалчиваются, но, напротив, им придается еще большая значимость по сравнению с решениями I Ватиканского Собора. «II Ватиканский Собор не преминул придать еще больший авторитет положению папы, причем до такой степени, что некоторые его восторженные почитатели на Соборе давали понять, что главой Церкви является уже не Христос, а Петр, а через него и папа» . Что же касается изменения взглядов Римско-Католической Церкви, то следует иметь в виду, что «речь идет об изменении внешней политики и общественного образа Римской Церкви, а не о внутренней реформе ее вероучения» .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010