Поздно кричать вслед ушедшему поезду: Священнослужители об о.Всеволоде Чаплине и его реформе РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_108233.html 15 января 2016 Поздно кричать вслед ушедшему поезду: Священнослужители об о.Всеволоде Чаплине и его реформе Источник:  http://regions.ru/news/2569500/ Regions.Ru Протоиерей Всеволод Чаплин, в самом конце минувшего года смещенный со своих постов в Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества и во Всемирном русском народном соборе, выступил в своих блогах в Живом журнале и " Фейсбуке " с целой программой церковной реформы. Три ее главных пункта таковы: – Кандидаты в настоятели и клирики конкретной общины должны предлагаться только этой общиной, в крайнем случае – епархией и избираться на приходском собрании. То же касается и архиереев: кандидаты в правящие или викарные архиереи конкретной епархии должны предлагаться только этой епархией, без исключений (если кандидатов нет, епархия не может считаться жизнеспособной местной Церковью), и избираться на епархиальном собрании. При отстранении клирика или епископа от служения собранию прихода или епархии должны быть представлены канонические основания, а решение должно принимать собрание. – Следует резко ограничить сферу полномочий патриарха, оставив за ним только председательство на Соборах и в Синоде, представительство на высшем уровне перед властью, разрешение конфликтов, возможность давать братские советы архиереям, предстояние за богослужением, посещение епархий, внешние визиты. " Необходимый для этого административный аппарат – 20 человек. Остальную работу могут нести епархии и Синодальные учреждения, беря ответственность на себя, а не апеллируя каждый раз, в ватиканском духе, к Предстоятелю Церкви " , – пишет протоиерей. – Данные о доходах и расходах центрального церковного бюджета должны быть открытыми для всех православных христиан – " чтобы значительная часть доходов не оказалась вдруг перекинута на счет какого-нибудь фонда или " духовно-административного и культурного центра " . Важно также понимать, какой объем и какая часть доходов формируются за счет ростовщических операций. И, конечно, людям нужно знать размеры основных статей расходов: содержания центральных духовных школ и Патриарших резиденций, зарплаты сотрудникам Патриархии и синодальных учреждений, благотворительных пожертвований, организации Патриарших визитов, международной деятельности и так далее " .

http://religare.ru/2_108233_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Архиепископ Павел Пецци Возвращаясь к утраченному единству После Второго Ватиканского Собора Католическая и Православная Церкви назвали друг друга сестрами Источник:  НГ-религии Рано утром 16 июля 1054 года в Константинополе в соборе Святой Софии трое римских легатов – посланцев Папы Льва IX – во главе с кардиналом Гумбертом зачитали грамоту об отлучении от Церкви Михаила Керуллария, который был Константинопольским Патриархом, и его последователей. В ответ Михаил Керулларий, не признававший полномочий послов, отлучил от Церкви их самих. Это случилось ровно 955 лет назад. Тот обмен анафемами остался в истории как начало Великой Схизмы – раскола единой христианской Церкви на Западную и Восточную, ставшего настоящей трагедией для мирового христианства. Вообще между Римским и Константинопольским престолами часто возникали существенные разногласия. Однако споры были и между другими христианскими центрами, например, между Константинополем и Александрией, Антиохией и Иерусалимом. Только конфликт с Римом спровоцировал тысячелетний раскол, который не преодолен до сих пор. За это время на Западе и на Востоке сложились различные типы церковного устройства. Однако многие верующие и сегодня воспринимают это разделение как свою личную трагедию, пытаются что-то сделать, чтобы христианский мир вновь обрел единство. Это дает надежду на то, что богословский диалог, который начался в прошлом веке между двумя Церквами на регулярной основе, не затянется навечно. " НГ-религии " попросили рассказать о том, как сейчас воспринимаются события почти тысячелетней давности, представителя Русской Православной Церкви архиепископа Волоколамского Илариона (Алфеева) и представителя Римско-Католической Церкви архиепископа Павла Пецци. Неумолимое время приблизило нас ещё на один год к тысячелетию трагических событий 1054 года, ознаменовавших начало Великой Схизмы – прекращения молитвенного общения между Церквями Востока и Запада. Несмотря на всю свою условность, именно эта дата до сего дня является вызовом всему христианскому миру и грозным ему предостережением.

http://religare.ru/2_67274.html

поиск:   разделы   рассылка Кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского Совета по содействию христианскому единству Православие и Католическая Церковь. 40 лет после обнародования Декрета II Ватиканского Собора об экуменизме " Unitatis redintegratio " Я рад встретиться с вами сегодня здесь, в соборе Непорочного Зачатия Девы Марии. Это – мой четвертый визит в этот храм. Я еще помню свое первое посещение в 90-е годы, когда я был епископом епархии Роттенбург-Штуттгарт в Германии. Этот храм производил жалкое впечатление. Коммунисты конфисковали ее, построили внутри этажи, фундамент и крыша были в аварийном состоянии. Спонтанно я пообещал финансовую помощь нашей епархии для реставрации. Сегодня вечером могу сказать, что эта помощь оказалась успешной: получился красивый, светлый и приветливый храм. Прежде всего мне хотелось бы передать вам сердечный привет Святейшего Отца, Папы Иоанна Павла II. Могу заверить вас, что католики Москвы и всей России, равно как весь российский народ, занимают особое место в сердце и в молитвах Святейшего Отца. Он не может прийти к вам телесно, но духовно он близок к вам. Он специально попросил меня передать вам свои добрые пожелания и благословение. I. Сегодня мне хочется рассказать вам о характере моей специфической деятельности в Риме в плане экуменическом, порученной мне Святейшим Отцом. Это складывается особенно удачно, поскольку в этом году отмечается 40-летие со дня завершения и торжественного обнародования II Ватиканским Собором Декрета об экуменизме. Этот декрет открывается словами: " Способствовать восстановлению единства всех христиан – одна из первоочередных задач Священного Вселенского II Ватиканского Собора. Ведь Христос Господь основал единую и единственную Церковь… " (Unitatis redintegratio, 1). Я все еще очень хорошо помню эти события. Тогда мне было 31 год, я только что стал профессором в Мюнстере в Вестфалии. Постановления Собора наполнили нас огромным восторгом. Для нас это было неким прорывом. Во время Второй мировой войны я вырос в деревне, в которой католиков было более 80 процентов. Тогда мы никогда не слышали слово " экуменизм " . Напротив, к Лютеру и Кальвину отношение было негативным, и я никогда не переступил бы порог Евангелической церкви. К сожалению, мы знали Россию тогда исключительно по военным новостям и рассказам русских военнопленных; о том, что там жили православные христиане, сильно пострадавшие от Сталинских преследований, никто нам не говорил. Практически русское православие не существовало для нас. Только позже, на уроках Закона Божия и на богословском факультете мы узнали об этом; однако, православие оставалось весьма далеким, очень абстрактным и исключительно теоретическим.

http://religare.ru/2_8409.html

поиск:   разделы   рассылка Ольга Васильева Ватикан и СССР. Тайная дипломатия Тысячу раз прав был Козьма Прутков, сказав однажды: " Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий " 1 . Именно таким долгие годы оставался в отечественной историографии период подготовки и проведения Второго Ватиканского Собора (1959 – 1965), совпавший с началом прямых политических контактов между советским руководством и Ватиканом. Тогда же, в условиях глубочайшей законспирированности, была достигнута договоренность о начале негласных переговоров между представителями СССР и Ватикана о нормализации двусторонних отношений. И, как отмечал позже Ю. Карлов, чья дипломатическая служба в эти годы прошла в советском посольстве в Италии: " Без представления о том, как развивались эти контакты, какими были истинные побудительные причины, заставившие Н.С. Хрущева пытаться вовлечь Ватикан в орбиту советской внешней политики, вряд ли в полной степени можно понять характер отношений официальной Москвы к Собору и к тем решениям, которые на нем были приняты " 2 . С выводами известного дипломата трудно не согласиться. Прав он и в том, что это не простое дело, т.к. заинтересованность советской политики той поры расходилась с характером официальной фразеологии. Сложность понимания данного периода связана еще и с тем, что в свою тайную дипломатию государство ввергло и Русскую Православную Церковь, навязав ей присутствие на Католическом соборе, не считаясь ни с догматическими расхождениями между православием и католицизмом, ни с прозелитическими притязаниями Ватикана и ответными действиями православного мира. Русская Церковь сделала все возможное, чтобы сохраниться и перед этим натиском. И пытаясь дать оценку тем событиям, полезно следовать мудрому совету св. Иоанна Златоуста: " …не должно останавливаться на словах, а нужно обращаться к мыслям и узнавать цель говорящего, причину и время, и, сообразив все это, находить таким образом заключающийся в них смысл " ( М., " Златоуст " . Кн. 1, т.3, C.17 ).

http://religare.ru/2_8443.html

Свое и чужое В 1960 году председателем Отдела внешних церковных сношений – внешнеполитического ведомства Московской патриархии – стал епископ Подольский Никодим (Ротов). С его именем связывают начало активных контактов Московской патриархии с неправославными церквями. В марте 1960 года Синод принял постановление о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей. Активно дискутировался вопрос об участии наблюдателя Московской патриархии на Втором Ватиканском Соборе 155 . Православные верующие относились к расширению экуменических контактов достаточно настороженно. Это объяснялось многими причинами. Информация о жизни неправославных христианских церквей была крайне скудной. Малодоступная дореволюционная литература носила в основном полемический характер, а советские публикации давали любым религиозным организациям исключительно негативную оценку. Единственной работой на русском языке, посвященной истории экуменического движения, была до сих пор неопубликованная диссертация Е.А. Карманова, защищенная в Ленинградской духовной академии в 1958 году. Другой причиной негативного отношения верующих к экуменическим контактам было постоянное подозрение, что эти контакты осуществляются по прямому указанию властей и решают политические, а не церковные задачи. Верующие подозревали, что церковь выходит на международную арену лишь для того, чтобы доказать властям свою полезность. Действительно, участие в межцерковных встречах и конференциях заметно укрепляло положение Московской патриархии внутри страны 156 . Это давало основания рассматривать международные, и в частности, экуменические контакты как политическую игру, поэтому многие верующие не считали нужным задумываться о богословских и экклесиологических проблемах экуменизма. Между тем руководители Московской патриархии, расширяя свое участие в межхристианском диалоге, руководствовались не только политическими мотивами. Вот как сформулировал свою позицию по этому вопросу митрополит Никодим (Рогов): «В пашем современном мире агрессивного атеизма различия между христианами гораздо меньше того, что объединяет их в противостоянии материализму и атеизму, и мы должны подчеркивать нашу общность, а не противоречия» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Святейший Патриарх Кирилл освящает соборный храм Богородицкого мужского монастыря в Казани ЖМП 8 август 2021 /  6 сентября 2021 г. 13:45 Ковчег для Заступницы усердной В КАЗАНИ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ОСВЯТИЛ СОБОРНЫЙ ХРАМ БОГОРОДИЦКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника.  PDF-bepcuя. Древний список и исторический оклад Главное событие праздника обретения Казанской иконы в этом году существенно повлияло на распорядок традиционного крестного хода из Благовещенского собора Казанского кремля в Богородицкий монастырь. На этот раз шествие не венчало богослужение, а предваряло его, ведь так называемый Ватиканский (хронологически самый ранний из всех ныне известных) список Казанского образа Пречистой Девы 21 июля воцарился под специально изготовленной сенью в воссозданном соборе, чин освящения которого и возглавил Предстоятель. И тут автору этих строк вспомнилось, как минувшей осенью в самом конце разговора с возглавлявшим Татарстанскую митрополию митрополитом Феофаном (Ашурковым) , уже при выключенном диктофоне, немного помолчав, мой собеседник негромко произнес: «Мне хочется верить, что после освящения собора, когда мы его достроим, обретется и явленная Казанская икона Божией Матери. Ведь следственное дело после ее пропажи не было закрыто, а блюстителей порядка в те далекие годы устроили ничем не подтвержденные слова преступников о полном уничтожении иконы. Я думаю, образ цел и Сама Богородица ждет, когда для него будет восстановлен величественный ковчег».

http://e-vestnik.ru/church/kovcheg_dlya_...

Сделанный недавно папой Львом XIII призыв к соединению церквей под главенством папства естественно заставляет ближе познакомиться с разными сторонами римского католицизма как церковной системы, и потому отнюдь неизлишне представить краткий очерк внешней и внутренней жизни того ордена, название которого прежде всего воспроизводится в сознании в связи с самым понятием римского католицизма. Римская церковь богата всевозможными монашескими орденами, которые, раскинув сеть своей деятельности по всему земному шару, усердно работают над распространением, поддержанием и укреплением папского владычества в христианском мире; но среди них особенно выдается такой деятельностью именно орден иезуитский, который есть, так сказать, передовой ратоборец за права папства, вследствие чего всегда пользовался особенными преимуществами и привилегиями от пап – вплоть до настоящего времени. Известно, что еще недавно теперешний папа Лeb XIII обращался к этому ордену с особой буллой, в которой, воздавая всевозможные похвалы его сынам за их ревность о благе римской церкви, торжественно подтвердил за ними все их права и преимущества. Это могло бы показаться странным со стороны такого умного дипломата как Лeb XIII , особенно в виду того, что в действительности иезуиты подвергнуты остракизму почти во всех современных государствах, как общество вредное и нетерпимое в новейшее время, и однако, если Лeb XIII счел нужным сделать это торжественное заявление о своей солидарности с иезуитским орденом, то это явный признак того, что именно этот орден есть, так сказать, основной винт всей системы современного римо-католицизма, которая без него не может держаться и действовать. И это действительно так. Достаточно вспомнить, что вся новейшая история римского католицизма с его усиленным стремлением занять совершенно своеобразное положение в христианском мире есть в сущности дело иезуитов – того пресловутого ультрамонтанизма, который привел к созданию новых догматов, старался и старается поставить римский католицизм в резкое противоречие со всеми культурными началами новейшего времени и наконец на Ватиканском соборе 1870 года создал богохульственный догмат о непогрешимости римского папы. Такая деятельность иезуитов еще резче возбудила против них современные государства и, несмотря на полную веротерпимость их в других отношениях, они сочли своим долгом ограничить ее в отношении этого ордена, который между прочим изгнан был даже из Германии в силу майских законов 1872 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/iezuit...

Современный диалог между католичеством и православием неизбежно базируется на фактах христианской истории — истории церковного единства между так называемым Востоком и Западом в течение первого тысячелетия и начавшегося в XI веке постепенного отчуждения и схизмы. Те, кто действительно озабочен вопросом христианского единства, стремятся реконструировать главные богословские и экклезиологические установки, благодаря которым было возможно церковное общение и общность исповедания в течение первой половины христианской истории, в тот период, когда, по слонам Иоанна-Павла II, «церковь дышала обоими легкими». Конечно, в наше время, особенно в XX веке, категории Востока и Запада исторически и культурно устарели: резкое деление на Восток и Запад становится чем-то искусственным, если учесть положение Америки, Африки и Азии, давным-давно свершившееся крушение Византии и фактически всемирное усвоение научной методологии исследований, созданной в Западной Европе XIX столетия. Новые обстоятельства дают нам все необходимое для лучшего понимания общей нашей истории первого тысячелетия, а также — природы последовавшего затем трагического отчуждения. Ферраро-Флорентийский собор был, без сомнения, самой значительной попыткой позднего средневековья изменить курс истории и восстановить единство веры и церковное общение между Востоком и Западом, имевшими тогда, как уже сказано, гораздо более четкие границы. Созыв собора и его решения создают впечатление воссоединения обеих половин христианства. Наши знания о соборе теперь гораздо полнее, чем во времена нескончаемых споров его критиков и сторонников, тянувшихся в прошлом веками. Теперь нам не только доступны все относящиеся к делу документы, опубликованные в удивительно полном ватиканском издании, но положено начало более масштабному подходу к истории собора. Одна из основных заслуг Дж. Гилла (J.Gill), в частности, состоит в том, что он поместил Флорентийский собор в его западный контекст, как завершение борьбы папства с соборностью и победу того, что Гилл называет «традиционным порядком церкви».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3287...

Что делать, если чье-то творчество оскорбляет. Художник Гор Чахал – о месте сакрального в современном искусстве Могут ли сегодня художники бережно говорить о вере 22 марта, 2019 Могут ли сегодня художники бережно говорить о вере Почему к работам современных художников часто требуются пояснения, могут ли они бережно, без эпатажа говорить о вере и Боге, как актуальное искусство может взаимодействовать с церковным и где проходит граница между свободой творчества и недопустимым – в интервью «Правмиру» рассказал художник Гор Чахал. Русская культура была сметена ураганом революции – Икона всегда развивалась и менялась – но именно как искусство, прежде всего литургическое. Существовала также религиозная живопись, которая через трактовку религиозных сюжетов давала возможность художнику выразить свои мысли по этому поводу. Вписываются ли эти принципы в то, что принято называть христианским актуальным искусством? – После того, как был сформулирован догмат об иконопочитании на VII Вселенском Соборе в 787 году, иконопись начала развиваться по своим специфическим законам примерно до XV века, когда на Востоке пал Константинополь и развитие искусства прекратилось, а на Западе началась эпоха «Возрождения». Это можно охарактеризовать тем, что люди «устали ждать» пришествия Царствия Небесного и занялись обустройством жизни на земле. Католическая Церковь начала активно адаптировать все новейшие достижения искусства своего времени. Несколько лет назад в Третьяковской галерее с большим успехом прошла выставка шедевров Ватиканской пинакотеки, которая наглядно показала, как развитие западного искусства привело к его полной десакрализации. Я тогда охарактеризовал ее так – «Вниз по лестнице, ведущей вверх». Выставка из коллекции музеев Ватикана – наглядная иллюстрация истории расцерковления католического искусства. Сначала приличные иконы. Потом они теряют надписание, становятся религиозными картинами. Под музыку ангелов с лютнями начинается эпоха «Возрождения». Вперед вылезает телесность и эмоциональность. Героев обуревают дикие страсти. Затем изображение постепенно стушевывается в сумерках психологизма, и сердце успокаивается астрономическими наблюдениями планет Солнечной системы в ночи. Школьников можно водить!

http://pravmir.ru/chto-delat-esli-che-to...

Письма и заявления Дёллингера о ватиканских декретах. 1869 – 1887 г. Мюнхен. 1890 г. 1 От переводчика. Дёллингер скончался в Мюнхене 10 января 1890 г. н. с. Его «письма и заявления о ватиканских декретах» изданы уже после его смерти Рейшем, известным профессором богословия в боннском университете, старым другом, а в последние годы жизни Дёллингера и сотрудником по изданию «автобиографии Беллярмина» 2 и «истории споров о нравственности в римско-католической церкви с XVI в.» 3 . Предисловие Рейша к «письмам и заявлениям Дёллингера» и точное указание года, месяца и числа, когда каждое из них написано, не делают излишними несколько предварительных пояснений к ним со стороны переводчика, особенно для тех из русских читателей, которые мало знакомы с внутреннею стороною истории ватиканского собора и зарождения в Европе старокатолицизма. В книге Рейша «заявления» Дёллингера, числом три, напечатаны впереди «писем». Первое из них написано и обнародовано незадолго пред открытием ватиканского собора – в конце 1869 года; остальные два – во время заседаний его в 1870 году. Все они имели цель повлиять на общественное мнение и помочь известному меньшинству этого собора, состоявшему из наиболее просвещенных епископов римско-католического мира, в их борьбе с папою и иезуитами, заранее сплотившим благоприятное своим целям большинство и предрешившими догмат о всевластии и непогрешимости пап. Первое из «заявлений Дёллингера трактует о папской непогрешимости и прямо адресовано епископам – членам ватиканского собора; второе – об адресе, которым упомянутое большинство собора просит папу сделать первый шаг, необходимый для начатия рассуждений об его непогрешимости и для возведения мнения о ней в достоинство богооткровенной истины и члена веры, необходимого для спасения, – шаг, желаемый будто бы и ожидаемый всем римско-католическим миром 4 ; третье рассуждает о порядке делопроизводства на соборе, навязанном ему комиссией из пяти кардиналов папских, и о богословском значении этого, предписанного собору к исполнению, порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010