Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мелхиседек (Лебедев), архиеп. Брянский. Фотография. 2015 г. (Лебедев Василий Михайлович; 26.01.1927, дер. Нов. Черкасово Егорьевского у. Рязанской губ. (ныне Шатурского р-на Московской обл.) - 8.06.2016, г. Подольск Московской обл.), архиеп. Брянский и Севский. Из крестьянской семьи. В детстве вместе с родителями посещал приходскую церковь, в 6 лет научился читать на церковнославянском, читал и пел на клиросе до закрытия храма в 1937 г. В 1944 г. окончил ремесленное училище в г. Рошаль Московской обл. и начал работать слесарем на заводе в Кашире Московской обл. Осенью 1946 г. поступил в МДС. По окончании семинарии 18 июля 1950 г. рукоположен Можайским еп. Макарием (Даевым ; впосл. архиепископ) во диакона, 21 июля - во иерея. Назначен священником Преображенской ц. с. Бесова Каширского р-на Московской обл. В дек. того же года переведен в Пятницкую ц. с. Туголес (ныне Шатурского р-на). В февр. 1955 г. назначен настоятелем Воскресенской ц. с. Молоди Чеховского р-на Московской обл. Под его руководством в храме были проведены ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтари, однако во время организованной в стране в правление Н. С. Хрущёва антирелигиозной кампании Воскресенская ц. была закрыта. В янв. 1961 г. свящ. В. М. Лебедев был назначен настоятелем Богородице-Рождественской ц. г. Орехово-Зуева и благочинным храмов Орехово-Зуевского окр. Московской епархии. В 1962 г. брак свящ. В. М. Лебедева распался из-за ухода его жены. В том же году он поступил в МДА. В 1963 г. принят в Троице-Сергиеву лавру . В том же году Ленинградским и Ладожским митр. Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Мелхиседек и направлен на послушание на Троицкое Патриаршее подворье в Переделкине. В 1965 г., по окончании 3 курсов академии, решением Свящ. Синода РПЦ назначен епископом Вологодским и Великоустюжским. Окончил МДА, сдав оставшиеся экзамены экстерном. 17 июня 1965 г. Ленинградский и Ладожский митр. Никодим возглавил хиротонию М. в лаврском Успенском соборе. На Вологодской кафедре М. проявил себя энергичным и деятельным архиереем. Регулярно служил в кафедральном соборе, выступал с яркими проповедями, его службы всегда привлекали много верующих, в т. ч. молодежь. Неск. раз объехал все храмы епархии, особо обращал внимание на посещение бедных приходов, к-рым оказывал необходимую помощь; принимал меры к привлечению в храмы иереев с хорошей богословской подготовкой. Сам продолжал заниматься церковной наукой. В 1967 г. защитил в МДА дис. «II Ватиканский Собор: Историко-критический обзор» и получил степень кандидата богословия.

http://pravenc.ru/text/2562930.html

- Прежде всего, я хотел бы сказать, что ценю сам факт того, что я был принят на аудиенции Патриархом Алексием II. Это само по себе - хороший знак, ибо с самого начала не было ясно, состоится ли встреча вообще. Я очень благодарен ему за то, что он уделил мне столько времени - мы беседовали полтора часа. Второе, что хотелось бы отметить - я всегда ценю, когда человек говорит искренне. Он разъяснил свою позицию, однако то, что он сказал в начале встречи, когда присутствовали журналисты, не стало для меня новостью. Потому что мы слышим это уже многие годы. Все это было повторение, поэтому мне оставалось только сказать то, что я говорил всегда. Я сказал его Святейшеству: " Спасибо за разъяснение, но я могу Вас заверить, что Святейший Престол остается на своих позициях, то, что провозгласил II Ватиканский Собор, остается действительным до сих пор, мы считаем Православную Церковь Церковью-сестрой и хотим братских отношений. Об этом я говорил духовенству на встрече в кафедральном соборе, на встрече с епископами я напомнил о документе комиссии " Pro Russia " . Конечно, я знаю, что есть отдельные лица, которые не соблюдают этих постановлений, но так было всегда - невозможно контролировать всех. Прозелитизм в России - это не наша политика и не стратегия, более того, он противоречит полит! ике Святого Престола. Необходимо различать случаи, когда православный хочет стать католиком по своему выбору. Но подобное случается и у нас - есть католики, которые переходят в Православную Церковь. Конечно, нас такие случаи не радуют, но мы должны признавать религиозную свободу, свободу совести " . Патриарх также коснулся вопроса о создании кармелитского монастыря под Нижним Новгородом. Я мог только ответить, что узнал об этом несколько дней назад, потому что священник подошел ко мне во время приема в кафедральном соборе. Я ответил ему: во-первых, нужно иметь разрешение католического епископа, во-вторых, нужно проконсультироваться с Московским Патриархатом. То же самое ему сказал нунций. Не знаю, был ли священник рад услышать это, но как бы то ни было, он согласился.

http://religare.ru/2_8449.html

1 Служебник, Последование Божественных литургий свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого. 2 Диль, История Византийской империи. ИЛ, 1948, стр. 113. 3 Михаил Солунский был магистр риторов и протекдик храма св. Ссфии, в котором толковал Евангелие. Ннкифор Василаки — популярный в среде учащихся профессор, составивший, между прочим, новый учебник риторики (см. Е. Miller, „Preface d " un auteur byzantin», Annuaire de l " Assotiation pour encouragement des études grecques en France. Paris,1873, p. 135—157). Он же занимал кафедру толкования апостольских посланий. 4 Joannis Cinnami, Epitome, lib. 4, § 16, ed. Bonnae, 1836. Русск. пер., СПб., 1859, стр. 193—195. 5 Акад. Ф. И. Успенский обращает внимание на замечание Никиты Акомината. (P. G. 140, col. 185), поместившего эти акты в своем „ θησαυρ ; Opocitaiioci”, lib. 24, что эти материалы являются, собственно говоря, не столько соборными актами, сколько изложением истории собора с цитатами из утраченных подлинных актов (Ф. И. У с п е н с к и й, Очерки, стр. 219). Акты эти изданы по нескольким рукописям: 1) Tafel " Annae Comnenae supplem histor. eccles. graecorum, sec.XI, XII Tubingae, 1832 — по парижскому кодексу; 2) Angelo Mai в его серии сборников „Spicilegium Romanum”, т. X, Romae, 1844, 1—93 pp. — по Ватиканскому кодексу (перепеч. в P. G., 140, col. 137—202); 3) " Ιωαννης Ιαν .n. ελιν Πα - μιχ . β . " - λ . ον .t,. " AaïjVTjitv, 1890, 316—331 — по Патмосскому кодексу 366 („акты” только второго собора, май 1157 г.) 6 Эти анафематизмы были внесены в Синодик, читавшийся в Неделю Православия, и изданы у нас акад. Ф. И. Успенским (см. „Синодик в Неделю Православия». Одесса, 1893). 7 1) Мига1т, Essai de Chronographie byzantin, I, Bale et Genève. 1871, p. 169; 2) Α ρ х и м. А р с е н и й, Николай, Мефонский епископ XII в., и его сочинения (Христ. чтение. 1882, 7—8, стр. 165); 3) Свящ. Рыбаков, Историческая справка о Константинопольском соборе 1156 г. („Странник”, 1914, март, стр. 366 и 369) и другие. 8 Dräseke, Zu Nikolaus von Methone (Zeitschrift f. Kirchengeschichte, IX. 1887, стр. 414); А.П. Лебедев, Исторические очерки состояния визант. восточной Церкви в XI -XV вв. М., 1902, стр. 129, прим. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3446...

  ЦЕРКОВЬ " Мы превращаемся в соль, потерявшую соленость " Интервью " Русскому журналу " Протоиерей Александр Шаргунов   Русский журнал: Недавно Ватикан принял решение снять анафему с последователей опального архиепископа Марселя Лефевра, не принявшего решений Второго Ватиканского Собора. Как бы вы могли прокомментировать это событие с православной точки зрения? Отец Александр Шаргунов: Снятие Ватиканом анафемы с Лефевра не может не впечатлять. С одной стороны, это кажется невероятным, потому что он обвиняет Католическую Церковь в великой измене, с другой – это вполне логично: папа Бенедикт XVI (избранный на Римский Престол кардинал Ратцингер) оказался верным тем взглядам, которые он разделял во время упоминаемого Собора. Архиепископ Лефевр оценил Второй Ватикан как «внешнюю и внутреннюю для Церкви революцию», «отступничество, проникшее в церковную иерархию вплоть до самой ее вершины». « Если мы не отринем этот Собор в целом , — пишет Лефевр. — Он останется величайшей катастрофой века и всех веков, прошедших со времен основания Церкви ». Но он же добавляет: « Когда у кардинала Ратцингера спрашивают, какие полезные плоды принес этот Собор, он затрудняется ответить ». « Собор — это 1789 год для Церкви », — утверждает один из единомышленников Лефевра кардинал Суненс. « Проблема Собора состоит в том, что он принял ценности, накопленные двумя веками либеральной культуры », — это уже высказывание кардинала Ратцингера. По его словам, Собор объявил о примирении Церкви и либерализма, то есть мира, вышедшего из Французской революции. Лефевр не просто критикует папу Иоанна XXIII, папу Павла VI, но и позволяет себе такие выражения, которые с точки зрения правоверного католика просто невозможно употреблять. Он утверждает, будто это предательство Господа Иисуса Христа и Его Церкви. В книге Лефевра «Они предали Его» подозрение становится уже уверенностью. « Необходимо выявить , — настаивает монсеньор Лефевр. — И обличить то, что совершилось на Соборе, потому что отсюда идет подрыв Церкви ». Снятие анафемы Ватиканом с архиепископа Лефевра и его последователей заставляет задуматься о том, что от проблем, поднятых ими, невозможно просто отмахнуться.

http://moral.ru/lefevr03.html

Автор жизнеописания И. отмечает его образованность и сообщает, что он был воспитан в школе певчих при Латеранском дворце. 8 авг. 961 г. И. стал епископом Нарни; вероятно, тогда же был назначен папским библиотекарем (лат. bibliothecarius Sanctae Sedis Apostolicae). Лиутпранд Кремонский называет И. среди послов, отправленных папой Иоанном XII к императору ( Liutprandus Cremonensis. Historia Ottonis. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 163-164). Об активном участии И. в делах Римской курии свидетельствуют и его подписи под некоторыми грамотами пап Римских Иоанна XII (955-964) и Льва VIII (963-965). На Соборе 4 дек. 963 г., низложившем Иоанна XII, И. свидетельствовал против папы. Однако И. упомянут и среди участников Собора, созванного Иоанном XII для восстановления в сане (26 февр. 964). Возможно, при папе Бенедикте V (избран римлянами по смерти Иоанна XII и низложен папой Львом VIII) И. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера (титул неизв.). После смерти папы Льва VIII римляне отправили к имп. Оттону I посольство с просьбой вернуть Бенедикта V, находившегося в заточении в Гамбурге. 4 июля 964 или 965 г. Бенедикт V скончался, и Оттон I послал в Рим своих представителей - Лиутпранда Кремонского и еп. Отгара Шпайерского, вероятно указав им на И. как на предпочтительного кандидата на Римскую кафедру. 1 окт. 965 г. в присутствии имперских послов И. был избран папой Римским и сразу же столкнулся с оппозицией римской знати. 16 дек. 965 г. в Риме произошел переворот под рук. рим. префекта Петра, гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана. Папа был схвачен и заточен в замке Св. ангела, а позднее переправлен в неизвестный замок в Кампании. Летом 966 г. И. удалось бежать и укрыться в Капуа под защитой гр. Пандульфа. Тем временем в Риме был убит гр. Ротфред. Было ли связано освобождение И. с этим убийством, в источниках умалчивается. Из Капуа И. отправил послов в Саксонию к имп. Оттону I с просьбой о помощи. Откликнувшись на призыв, император выступил в поход. Обеспокоенные действиями императора римляне отправили к И. посольство, моля папу о возвращении в Рим. 14 нояб. 966 г. И. вернулся в Рим: «клир и народ» встретили его за стенами города, с торжественной процессией папа проследовал к Ватиканской базилике, где отслужил мессу, и затем к Латеранскому дворцу. Спустя месяц в Рим прибыл император. Мятежников судили, многих сослали, а руководителей восстания (в их числе 12 начальников рим. округов (decarcones)) повесили; останки убитых Ротфреда и Стефана выкопали и выбросили за пределы Рима. Рим. префект Петр был передан папе. И. велел обрезать ему бороду и повесить за волосы у конной статуи рим. имп. Марка Аврелия, стоявшей перед Латеранским дворцом. После этого префекта посадили на осла задом наперед и в позорной процессии через весь город отвезли в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/469696.html

В церковной исторической науке и патристике существует давно и прочно укоренившееся представление о том, что свт. Лев Великий , епископ Римский (440–461), сформулировал в своем учении идеи, которые легли в основание института папской власти в том виде, в котором оно существует в Римско-Католической Церкви. «Не может быть сомнений, – пишет автор раздела о свт. Льве из известного католического учебного пособия по патрологии – что Лев получил титул » Великий» в большей степени за тот вклад, который он внес как в теории, так и в практике, в развитие первенства Римской кафедры. Восприняв идеи и формулы своих предшественников, он несомненно привел доктрину первенства Рима к ее совершенству». 1 Изображение свт. Льва последовательным апологетом идеи монархической власти Римского епископа во Вселенской Церкви является совершенно естественным для католических авторов, потому что суждения всякого церковного историка или богослова – пусть в большей или меньшей степени – определяются его личной вероисповедной принадлежностью. В качестве образца такой «субъективно-конфессиональной» оценки учения и деятельности свт. Льва можно указать книгу В. С. Соловьева «Россия и Вселенская Церковь », написанную им на французском языке и изданную впервые в Париже в 1889 г 2 . Соловьев, как известно, имевший про-католические религиозные убеждения, пытался доказать, что принципы доктрины о папской власти в той интерпретации, в которой они были изложены на Первом Ватиканском соборе, прямо вытекают из идей св. Льва. «В писаниях и деяниях Льва I перед нами уже не зачаток державного папства, а само это папство во всей широте его прав и задач. Чтобы указать только на наиболее важное, за четырнадцать веков до Пия IX-ro учение о непогрешимости ex cathedra было уже провозглашено». 3 Протестантские историки также склонны видеть в лице св. Льва «паписта». Автор наиболее известной биографической книги о св. Льве в Великобритании, англиканский епископ Чарльз Гор утверждал, что «Правило, которым управлялось поведение Льва, как папы, было очень простое – использовать любую возможность, чтобы утверждать и усиливать власть (authority) его престола» 4 . Филипп Шафф считал, что св. Лев «предвосхитил все догматические доводы, с помощью которых утверждалась власть пап» 5 . Сравнивая св. Льва со св. Григорием Двоесловом , Шафф утверждал: «Лев мыслил и действовал как абсолютный монарх, а Григорий–как первый из патриархов. Но оба они были убеждены, что они наследники св. Петра». 6

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pr...

Глава 4. Обрезание. Сретение Господне Событие обрезания и наречения имени Спасителю, отмеченное кратко в Евангелии Луки ( Лк. 2:21 ), очень долго не находило выражения в памятниках искусства. В нем выступает одна из черт ветхозаветной обрядности, утратившей свое значение в Новом завете; в частности, именно эта черта прямо и решительно отвергнута была на апостольском Соборе в Иерусалиме ( Деян. 15:1–32 ; Гал. 2:3 ). В самом характере события, относящегося к Ветхому завету и имеющего второстепенное значение в истории христианства, заключается причина, почему оно сравнительно мало обращало на себя внимание христианских художников. Даже установление особого праздника в честь обрезания Господня в IV в. 813 не вызвало художественного интереса к нему. Сущность события, помимо его слабого исторического значения, не давала особенно благодарной темы для художественной обработки. Не только от древнехристианского периода, но даже и от первых веков истории византийского искусства мы не имеем ни одного изображения обрезания Господня. В первый раз встречаем его в ватиканском минологии X в. 814 : миниатюра (1 Января) простая, скромная, исполненная Нестором (рис. 51). 51. Миниатюра ватиканского минология. Место действия – палаты. Седой старец с открытой головой, в бледно-розовом плаще и темно-коричневой тунике, стоит с ножиком в руках; перед ним Иосиф и Мария держат Младенца. Кто этот старец – из миниатюры не видно; относящийся сюда текст минология также не дает разъяснений. В ватиканском Евангелии 1156 (1 Января) Богоматерь с Младенцем сидит на троне, а за ней стоит Иосиф. Неизвестное лицо в короткой тунике (священник?) намеревается взять Младенца 815 . В позднейших памятниках греческих можем указать обрезание на южной стороне параклиса Св. Димитрия в Афоноватопедском монастыре: Богоматерь держит на руках Младенца; перед ней старец в первосвященнических одеждах и жертвенник. В древнейших памятниках русских мы не встречали его; нет его также и в древнейших русских подлинниках, равно как и в греческом; но в позднейших XVII-XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Заключение Заканчивая свое исследование о старокатолицизме, мы повторяем о нем те же слова, которые были высказаны нами при самом начале исследования, т. е. что это движение представляет из себя одно из самых замечательных, одно из самых отрадных явлений новейшего времени. Правда, старокатолицизм не оправдал всех надежд и упований, которые возлагали на него многие. Он напр., не возродил римско-католическую церковь , не пробудил запад от нравственно-религиозного сна, как надеялись некоторые. Это вполне естественно: для возрождения римской церкви, для пробуждения запада от многовекового, нравственно-религиозного сна требуются более авторитетные и более громкие голоса, чем голос Дёллингера и его соратников, – голос самого Христа, как выразился один западный ученый. Правда, старокатолицизм далее не оправдал и других надежд, возлагаемых на него, надежд, состоящих в том, что он, как думали некоторые, с своими твердыми религиозными началами спасет запад от одного из самых злейших врагов общественного благоустройства, от социализма. 488 И это вполне естественно: появление и развитие на западе социализма следует объяснять не отсутствием только в среде западного общества твердых религиозных начал, а некоторыми чисто социальными условиями, устранение которых не может входить и не входит в задачу старокатолицизма. При всем том это движение, повторяем еще раз, является одним из замечательнейших, важнейших явлений в новой истории запада. Чем определяются истинное значение и важность старокатолицизма, можно видеть из рассмотренной нами истории его. Вся эта история, за немногими исключениями, могущими существовать всегда и везде, как мы уже видели, не заключает в себе ничего такого, за что можно было бы особенно упрекнуть старокатолицизм с православной точки зрения. Выступив как протест папизму в том виде, какой получил этот последний на ватиканском соборе, старокатолицизм, будучи вполне последователен, пошел далее одного протеста ватиканскому догмату – против всей вообще папской системы, нашедшей в этом догмате свое завершение. Главная задача для него заключалась при этом прежде всего в постановке тех принципов, которые должны были лечь в основу его исторической жизни. От той или иной постановки этих принципов зависел весь характер самого движения, вся его сущность как известного исторического явления. Старокатолицизм, как мы уже видели, верно решил эту первую, лежавшую на нем задачу, выставив такого рода принципы в основу своей исторической деятельности и сообщив им такого рода формулировку, которые с православной точки зрения должны быть считаемы истинными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вероотступничество – главная угроза безопасности России 22.01.2016 1099 Время на чтение 8 минут Так называлась конференция Союза «Христианское Возрождение» и Движения «Сопротивление Новому Мировому Порядку», состоявшаяся в Москве 16 января 2016 г. Член СХВ Татьяна Лемешева во вступительном слове напомнила о напряженной ситуации в мире и необходимости сосредоточения всех сил на главной задаче - недопущения «Всеправославного Совещания» или 8-го Вселенского собора, намеченного экуменистами на май 2016 г. в Стамбуле. Глава СХВ В.Н.Осипов в своем докладе «Собор 2016 г. в Стамбуле как операция НАТО» показал, как на фоне растущей апостасии в христианском мире ряд Поместных Православных Церквей, принявших григорианский католический календарь и склонных к Реформации, спешат с проведением 8-го Вселенского собора с целью насаждения нового стиля, в нарушение канонов, утверждения папского примата и экуменизма. В авангарде отступников уже с 20-х годов ХХ века стоит Константинопольская Православная Церковь, нынешний глава которой патриарх Варфоломей, лауреат Золотой медали Конгресса США, друг является союзником Вашингтона и Северо-Атлантического военного блока. 7 церквей из 13, намеревающихся участвовать в экуменическом соборе, находятся на территории стран-членов НАТО - блока, ведущего холодную войну с Россией и бомбардирующего нас санкциями. И церковная номенклатура этих стран, особенно Польши, вряд ли будет перечить своим властям, для которых важнее всего тезис Бжезинского о Православии как «главной опасности» евроатлантического мира. В 1965 г. Константинополь самочинно снял анафему 1054 г. с Рима, а Католическая церковь после Второго Ватиканского собора 60-х годов вообще изменила христианству, иудаизировав свое вероучение, превратившись в ересь жидовстующих. Патриарх Варфоломей, инициатор Собора в Стамбуле, готовит единый католический календарь, навязывание Папы римского в качестве главы «всех церквей», утверждение экуменизма как обязательной доктрины Православия и другие реформы, подрывающие каноническую чистоту Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Феофан: «Мы стоим на историческом переломе» В Казани состоялся многотысячный крестный ход в честь Казанской иконы Божией Матери 05.11.2019 346 Время на чтение 3 минуты Вчера, в праздник Казанской иконы Божией Матери, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, сообщает сайт Татарстанской митрополии. В этот день из Казанско-Богородицкого мужского монастыря в собор был принесен ватиканский список Казанской иконы Божией Матери, подаренный в 2005 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Главе Татарстанской митрополии сослужили архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Елабужский Иннокентий, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, епископ Чистопольский и Нижнекамский Игнатий, а также наместники монастырей, благочинные церковных округов, настоятели храмов Татарстанской митрополии, прибывшие с архиереями священнослужители. Песнопения исполнялись сводным мужским хором города Казани под управлением Дениса Рогова. За Литургией молились монашествующие, сотрудники епархиальных отделов, студенты Казанской духовной семинарии, многочисленные верующие жители столицы и прибывшие в Татарстан паломники. Помощь в организации во время богослужения оказывали члены молодежного движения «Казанские православные добровольцы». По запричастном стихе проповедь произнес благочинный Тетюшского округа Казанской епархии протоиерей Валентин Кострин. По окончании Литургии архипастыри и верующие прошли от собора крестным ходом с почитаемым списком Казанской иконы Богородицы. Молитвенное шествие проследовало до Казанско-Богородицкого мужского монастыря — места обретения честного образа Богоматери. Крестный ход сопровождался колокольным звоном храмов, расположенных в центре города, и молитвенными песнопениями в честь Приснодевы. По прибытии в Богородицкий монастырь у стен воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери было совершен праздничный молебен Пресвятой Богородице. Перед началом молебного пения глава Татарстанской митрополии обратился к собравшимся со словом проповеди.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/05/mi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010