Борьба между м. Даниилом и Вассианом из-за положения при дворе составляет, только один самый незначительный сравнительно с другими, едва уловимый эпизод, который по отношению к другим более серьезным предлогам вполне справедливо может быть назван только подготовительным. При развитии борьбы он совершенно стушевывается. Более серьезными мотивами для борьбы между Даниилом и Вассианом и его сторонниками послужил все тот же издавна спорный вопрос из-за вотчинных прав монастырей. Не смотря на неблагоприятную перемену, происшедшую вследствие удаления митр. Варлаама и вступления на его место Даниила, Вассиан продолжал работать над занимавшим его вопросом. Одним из самых важных источников откуда черпали свои доводы защитники вотчинных прав, монастырей, служила Кормчая книга. Это обстоятельство побудило Вассиан обратиться к изучению ее. Внимательное изучение Кормчей книги привело его к разного рода затруднениям. Он увидел там некоторые, как ему казалось противоречия в отношении занимавшего его вопроса. Одни канонические правила и толкования их предоставляли монастырям право владения вотчинами, тогда как другими канонами это право отрицалось 346 . Для разрешения мучивших его противоречий он еще глубже вник в изучение правил и убедился в невозможности примирения их. Тогда у него явилась мысль составить новый сборник правил, в котором бы не было противоречий. Понимая хорошо всю важность предпринимаемого дела, Вассиан испросил на свой труд благословение представителя церкви. С этою целью он отправился к митр. Варлааму и всему освященному собору духовных властей и сделал заявление, что «в святых правилах есть супротивное Евангелию и Апостолу и святых отец жительству», но что он «не смеет положить того на свою душу» и просит святительского благословения написать новое собрание правил. Варлаам, человек вполне симпатизировавший идеям князя-пустынника, дал свое благословение на труд Вассиана 347 . Принципом, на почве которого должны были произойти примирения встречающихся в правилах Кормчей противоречий, Вассиан поставил согласие их с евангелием и апостолом и с другими правилами, согласными в свою очередь с духом евангельского и апостольского учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

К счастью, в Москве оказалась греческая Кормчая, привезенная из Константинополя в начале XV века митрополитом Фотием. Вассиан знал о ее существовании. Его «Собрание» заканчивается замечанием (после процитированных слов о противоречиях): «А в богородицких Правилах греческих сел монастырям держати не писано же». Вассиану кто-то сообщил эти сведения (возможно, Нил Сорский, знавший греческий язык, поскольку он бывал на Афоне), но самостоятельно использовать греческую Кормчую Вассиан не мог. Максим Грек сделал для него перевод тех именно правил и толкований на них, в славянской версии которых Вассиан нашел упоминание о селах, и добавил к ним еще одно правило VII Собора, не указанное Вассианом. Выяснилось, что в греческом оригинале упоминания о селах нет, оно появилось на каком-то этапе истории славянского текста. Вассиан включил эти переводы Максима Грека во вторую редакцию своего «Собрания некоего старца», заменив ими свое итоговое восклицание: «Ино которым верити? Чем то разрешите?» — потому что ответ был найден, сомнения разрешены. Эти три Правила в составе «Собрания» занимают больший объем, чем сам текст первоначальной краткой редакции. Вместо ее пессимистического заключения он написал: «А что в наших русских Правилах, в 24 Правиле IV Собора ив 12 и 18 Правилах VII Собора написано " к монастырям села " , так это обман, по свидетельству божественного писания, если кто-то это подписал ложно в святых писаниях в наших русских Правилах, что монастырем села держати. Но в богородицких Правилах греческого письма в московской соборной церкви, которые вывезены из Царьграда митрополитом Фотием, не писано сел к монастырям держати». «Богородицкие правила» — это греческая Кормчая, хранившаяся в Успенском соборе Московского Кремля и в настоящее время неизвестная. Далее в «Собрании» находятся переведенные Максимом тексты. Максим Грек, как уже говорилось, не вмешивался напрямую в противостояние нестяжателей и их противников, но он внес в нестяжательство свой вклад — встав на сторону нестяжателей и используя для их поддержки свой итальянский гуманистический опыт. Мы не знаем, знакомился ли он с трактатом Лоренцо Баллы, доказавшего позднее происхождение так называемого «Константинова дара», согласно которому первый христианский император Константин в IV веке даровал папе Сильвестру обширные владения «по всей вселенной». Этот документ всегда активно использовался защитниками церковной собственности в разных странах, цитируется он и в русском «Соборном ответе» 1503 года. Но метод, с помощью которого ученый грек разрешил сомнения русского канониста, тот же, с помощью которого Лоренцо Валла доказал подложность Константинова дара. Он делал и другие переводы для Кормчей Вассиана, но их объем пока не определен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

А еще дошло до нас, что прежние смутьяны не перестают шептать в ухо твое слова обманные и советуют тебе не противиться супостатам, но отступить и предать на расхищение врагам словесное стадо Христовых овец. Подумай о себе и о своем стаде, к которому тебя Дух Святой поставил». Послание было составлено по всем правилам литературного этикета, архиепископ приводил примеры из Священной истории: «Подумай же, великоумный государь, от какой славы к какому бесчестью сводят они твое величество! Когда такие тьмы народа погибли и церкви Божии разорены и осквернены, кто настолько каменносердечен, что не восплачется о их погибели! Устрашись же и ты, о пастырь – не с тебя ли взыщет Бог кровь их, согласно словам пророка? И куда ты надеешься убежать и где воцариться, погубив врученное тебе Богом стадо? Слышишь, что пророк говорит: «Если вознесешься, как орел, и даже если посреди звезд гнездо совьешь, то и оттуда свергну тебя, говорит Господь». А другой пророк говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; и на краю земли направит рука Божия и десница удержит». Что бросается в глаза в Послании? Сравнительно редкое для того времени и ко многому обязывающее демонстративное употребление терминов «Русское царство» и «царь». Вассиан осознанно пытается поднять статус великого князя Московского и его государства. Утверждает, что Москва – единственный мощный оплот православия. И поэтому ее политика должна быть наступательной, решительной. Такова идеология того времени. Раздробленность русских княжеств он считал вредной для православия. С церковных позиций ратовал за объединение под властью единого государя. Вассиан любит обращаться к историческому прошлому, к примерам из Священной истории и истории Руси. Это неудивительно, даже традиционно. Но отметим, что Вассиан выступает здесь как историософ высокого уровня. Он рассуждает о миссии православного царя, сопоставляет Русь с древним Израилем, призывает не повторять исторических ошибок. Одним из первых Вассиан выдвигает образ киевского князя Владимира Мономаха как идеологически значимого предшественника московской династии. Он настойчиво ставит в пример великому князю стойкость Мономаха в борьбе с половцами. Конечно, патриотическая убежденность в сочетании с ученостью производила сильное впечатление на государя и его окружение.

http://pravmir.ru/pobednoe-stoyanie/

Достоверных сведений о времени кончины схимонаха Вассиана в Свято-Троицком монастыре также нет, потому что монастырский архив, в котором могли бы быть сохранены эти сведения, уничтожен пожаром. Выл ли Вассиан тем самым настоятелем и строителем Свято-Троицкого монастыря в 1697 и 1698 гг., который значится в монастырском списке настоятелей, или был простым монахом в монастыре, – предание умалчивает. Знают только алатырцы, что в Троицком монастыре жил схимонах Вассиан, вел строгую подвижническую жизнь и пользовался великим уважением среди горожан. Во время освидетельствования нетленного тела были некоторые из очевидцев его жизни, которые хорошо помнили схимонаха Вассиана и чтили его за святого подвижника. Они-то и признали найденные мощи за мощи Вассиана. В мае 1749 года мощи схимонаха Вассиана были вторично освидетельствованы, причем оказалась та же полнейшая сохранность тела, одежды и гроба, что и при первом освидетельствовании. Можно было даже ясно прочесть вышитые на схиме слова священного писания. Над гробом схимонаха Вассиана в то время постоянно служились панихиды. Во множестве стекался народ на поклонение мощам, при чем больные отламывали от гроба щепочки; некоторые из них, как ходили слухи, тут же получали исцеление. Однако, указом Святейшего Синода предписано было епископу Нижегородскому и Алатырскому Вениамину предать нетленное тело схимонаха Вассиана земле. Это было вызвано тем, что чудесные исцеления от мощей не записывались своевременно вместе с именами лиц, получивших исцеление, п что при вторичном освидетельствовании мощей никто из жителей не подтвердил тогда достоверности этих исцелений. Вследствие такого опущения, было признано необходимым записывать в особую книгу о совершающихся чудесах при гробе блаженного схимонаха Вассиана, по его предстательству пред Богом. Слух об этих чудесах, как проявлении силы Божией при найденных мощах угодника, под спудом почивающих, стал быстро распространяться среди верующих далеко за пределами Симбирской губернии, при чем многими из благочестивых поклонников и почитателей схимонаха Вассиана было заявлено искреннее желание, за неимением сведений о его святой жизни, иметь, по крайней мере, точные сведения о чудотворениях, совершившихся при могиле его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь он являлся более или менее самостоятельным человеком и мог давать то или другое направление всей современной ему церковной жизни. Сделавшись главою русской церкви, Даниил принципом своей административной иерархической деятельности поставил – проводить на высшие церковные иерархические должности людей своего направления. Такой образ действий вполне естествен и понятен в положении каждого человека. Внимание великого князя к митр. Даниилу и его расположение к людям иосифского направления как нельзя более гармонировали и содействовали известной цели Даниила видеть на высших церковных постах «своих» людей. И действительно, митрополиту удавалось в значительной степени осущестелять свою церковно-административную программу. Так, не далее как месяц спустя по вступлении своем на митрополичий престол, Даниил назначает на епископскую кафедру в Тверь архимандрита Возмицкого (находившегося вблизи и под юрисдикцию Волоколамского монастыря) монастыря Акакия, брата пр. Иосифа Волоцкого 329 . В 1525 году Коломенским епископом сделан был, несомненно благодаря влиянию митрополита, Вассиан Топорков 330 , племянник Иосифа Волоцкого 331 . Вассиан Топорков за все время святительства Даниила был самыми преданнейшим его другом и служил ему постоянною поддержкою правою рукою 332 . Во всех выдающихся чем-либо обстоятельствах современной государственной и церковной жизни мы встречаем м. Даниила и Вассиана всегда вместе и действующими в одном направлении. Так вскоре после того, как Вассиан получил, сан епископа, он сумел оказать м. Даниилу услугу тем, что время суда над Максимом Греком находился на его стороне и действовал за одно с митрополитом 333 . Вассиан благодаря м. Даниилу вошел в милость и пользовался вниманием великого князя. Он вместе с митрополитом всегда присутствует на придворных торжествах 334 . В самый критический момент для Василия Иоанновича, когда его неизлечимая болезнь видимо приближалась к трагическому концу, мы видим великого князя советующимся о важных делах государства с митрополитом Даниилом, владыкою Коломенским Вассианом и великокняжеским духовником 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Нила и неумолимый противник «осифлян» князь-инок Вассиан Патрикеев. Старец Вассиан – в мире князь Василий Иванович Патрикеев-Косой – принадлежал к исключительно знатной фамилии как по её родоначальнику, так и по высокому положению её представителей при московском дворе родственных им великих князей Василия Дмитриевича, Василия Темного и Ивана III; 2549 такое же наследственное положение, по-видимому, ждало и Василия Ивановича Патрикеева, которому уже давались дипломатические поручения. 2550 Но в январе 1499 г. Патрикеевых постигла страшная опала. В семейном споре о престолонаследии между вну- —328— ком Ивана III Димитрием и сыном его Василием, Патрикеевы, как разделявшие взгляды и убеждения родовитого боярства, встали на сторону первого против второго: за спиною Василия родовитые бояре видели его мать, ненавистную им Софию Палеолог, принесшую в Москву из родной Византии «монархические предания империи». Предания эти значительно содействовали возникновению при московском дворе новых порядков, особенно чувствительных для родовитого боярства в том отношении, что великий князь, устранившись при решении дел от влияния своих прежних советников бояр, стал к ним в положение грозного владыки, не терпевшего «встречи». 2551 В феврале 1498 г. Димитрий был коронован велико-княжеским венцом, а менее чем через год великий князь Иван III отменил своё решение и опять сделал своим преемником Василия. 2552 Димитрий умер в темнице. 2553 Еще ранее сторонники его подверглись опале, как можно думать, за свои действия против Софьи и её сына: 2554 один из них – князь Ряполовский был казнен; просьбы митрополита и епископов спасли жизнь Патрикеевым, но двое старших из них, Иван Юрьевич и сын его Василий должны были постричься: первый в Троицком Сергиевом монастыре, а второй с именем Вассиана в Кирилло-белозерском. 2555 Вассиан перешел в скит к преп. Нилу Сорскому и сделался его учеником. 2556 Невольный постриженик, вынужденный избрать иночество как единственное —329— спасение от смертной казни, Вассиан, естественно, и под монашеским куколем остался прежним родовитым боярином, с прежними политическими симпатиями и антипатиями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В то время, как борьба Иосифа с владыками и старцами, заступившимися за покаявшихся еретиков, продолжалась, пришел к Иосифу Феодосий иконник, сын Дионисия, мудрого живописца, а поведал ему чудо преславно, как Бог обнаружил святотатство ложно раскаявшегося еретика 234 . Услыхав об этом, Иосиф, по словам Саввы Черного, паче перваго подвижеся, вновь стал писать державному, чтобы не верил еретическому покаянию: «Державный же Всея Руси государь князь великий Василий Иванович, повеле еретиков всех в темницу вметати и быти неисходным и до кончины живота. И слыша сия отец игумен Иосиф воздаде славу Богу». Так списатель жития Иосифа оканчивает повесть о борьбе с ересью. Но в одном сборнике есть еще любопытный эпизод из этой борьбы 235 . Старцы Иосифова монастыря Дионисий Звенигородский и Нил Полев по любви к пустынножительству удалились в пределы Белозерские, где тогда вводился скитский устав. Спустя несколько времени, один из них грамотою уведомил Иосифа о том, что видел ересь у скитников. Иосиф об этом сообщил брату своему Ростовскому архиепископу Вассиану понежь в его архиепископьи. Последний, находившийся тогда в Москве, довел это до сведенья великого князя. Тогда великий князь стал укорять Вассиана Патрикеева, защитника заволжских пустынников: «Добро ли чинят твои пустынники?» Вассиан на это отвечал: «Государь, грамота писана лукавством, все солгано, вопроси, государь, попа». Спросили попа, свидетеля, который привез грамоту, и поп подтвердил написанное. Тогда старец Вассиан просил попа на пытку. Попу изломали ногу, поп умер и не оговорил писавших грамоту. Узнав о смерти попа, великий князь опалился на виновников этого дела – на старцев Дионисия и Нила, велел их самих взять в Кириллов, а пустыни их сжечь. Это событие было новым поводом к вражде между Иосифовыми постриженниками и сторонниками Вассиана Патрикеева. К тому же Вассиан стал писать против Иосифа. Отвергая свидетельства Ветхого Завета в делах церкви Христовой, Вассиан обвинял Иосифа за то, что он, осуждая еретиков, преимущественно основывался на Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В 1896 году, получив отцовское благословение, Василий поступил послушником в Печерскую обитель, где в течение семи лет был келейником наместника архимандрита Мефодия (Холмского; 1831-1906; наместник с 1894 по 1906 год). В 1900 году Василий принял монашеский постриг с именем Вассиан и затем был рукоположен во иеродиакона (26 марта 1901 года епископом Псковским и Порховским Антонином (Державиным)), потом — в сан иеромонаха (15 мая 1903 года следующим псковским архиереем — архиепископом Сергием (Ланиным)). В последующие годы отец Вассиан нес различные монастырские послушания: следил за монастырским освещением, столярничал, работал в саду обители и на пчельнике, был помощником казначея, занимался восстановлением Псковского Снетогорского монастыря Рождества Богородицы, трудился в монастырском имении Мустищево. Известно, что отец Вассиан в то время искал принятия схимы, чтобы целиком посвятить себя молитве и иноческому духовному подвигу, однако тогдашний настоятель Псково-­Печерского монастыря епископ Иоанн (Булин; 1893-1941; настоятель обители с 1920 по 1932 год) долгое время не давал на это благословения. Наконец 12 февраля 1927 года иеромонах Вассиан (Желнин) был пострижен в великую схиму с именем Симеон — в честь святого праведного Симеона Богоприимца. Сразу же после пострига епископ Иоанн проводил преподобного Симеона в его новую пещерную келью возле Успенского храма — с маленьким оконцем, мрачную, с мокрыми песчаными стенами и сырым воздухом — и оставил здесь со словами: «Вот тебе келья, здесь и умрешь» . Отец Симеон постепенно привел в порядок новое жилище; в этой келье он действительно прожил до конца земных дней. По свидетельству самого преподобного старца, в первые месяцы затвора ему пришлось пережить страшные бесовские нападения, однако со временем он научился их побеждать и отражать силой креста и непрестанной Иисусовой молитвы. В своей «Автобиографии» старец писал: «Враг рода человеческого не оставляет в покое человека, а в особенности тех, которые решились последовать Христу и идти Его крестным путем.

http://pravoslavie.ru/155819.html

Здесь мученица ничего не ела и только молилась, и однажды слышала голос Божий: «Антонина, подкрепись пищей и будь мужественна: Я с тобой». Мучитель, наконец, назначил опозорить деву. Но некто молодой воин Александр решился спасти ее от этого. Он явился к Фисту и обещал склонить Антонину к идолопоклонству. Ему позволили войти в место заключения мученицы, и он предложил ей поменяться одеждой. Сначала Антонина не соглашалась, но голос с неба повелел ей согласиться. Надев одежду Александра, она свободно вышла из заключения. Но скоро открылось, что в заключении нет Антонины, а вместо нее – Александр. Тогда начали бить Александра, желая узнать, куда скрылась Антонина. Но вдруг является сама Антонина. Тогда отсекли им обоим руки, и затем, обмазав смолой, бросили их в глубокую яму с огнем и засыпали землей. Мучитель же их, Фист, едва пришел домой после истязания, как сделался бесноватым и скоро умер. При Константине Великом мощи мучеников перенесены в Константинополь, в Максимов монастырь. Вассиан был епископом Лавдийским и другом св. Амвросия Медиоланского , память коего 7 декабря. Отец его правил сиракузской страной, в Италии, и, готовя сына на свое место, дал ему блестящее образование. Занимаясь науками, Вассиан захотел ознакомиться с христианской верой. Сам Бог послал к нему пресвитера римского Гордиана для научения христианской вере. Вассиан принял пресвитера с радостью и скоро крестился, приготовив себя к крещению строгим постом и пламенной молитвой, так что видел ангела, посланного Господом послужить ему при крещении. Когда узнал о крещении Вассиана отец, то послал слуг, чтобы те привели к нему сына. Св. ап. Петр, явившись Вассиану, повелел убежать из Рима в Равенну. Здесь Вассиан предался подвижнической жизни и скоро был прославлен чудотворной силой. Он исцелял болезни; оклеветанный судья города Вифимний лишь призывал его имя, как несколько раз заносимый над его головой меч сам собой выпадал из рук палача. Когда в городе Лоди (Лявде), в Медиоланской провинции, скончался епископ, то одному особенно благочестивому пресвитеру соборной церкви было откровение об избрании в епископа Вассиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

29 января 1991 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором председательствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II, было принято решение и благословлено открытие мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь. 29 марта 1991 года Архиепископом Тверским и Кашинским ВИКТОРОМ многолетний и бессменный (более 40 лет) настоятель Знаменского собора города Осташкова был пострижен в монашество с наречением имени Вассиан, в память святого преподобного Вассиана Пертоминского (празднуется 18 июня по новому стилю). 10 апреля 1991 года был назначен наместником и строителем полуразрушенного монастыря Нило-Столобенская пустынь. С 2000 года член Епархиального совета. Особая историческая заслуга принадлежит отцу Вассиану в том, что батюшка сохранял чудотворные мощи преподобного Нила Столобенского, у которых он служил Богу всю свою священническую жизнь в Осташковской церкви в трудное советское время притеснения верующих. Мощи не раз безбожные власти во времена правления Н.С. Хрущёва планировали отобрать и передать их на исследование в Военно-медицинскую Академию. Но батюшка отстоял мощи и сберёг их как великую святыню нашей Русской Православной Церкви до времени Перенесения мощей обратно в Нилову пустынь из Осташкова 9 июля 1995 года, когда в город Осташков для Торжественного Перенесения мощей прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II. Поистине батюшка был хранителем чудотворных мощей преподобного Нила — доступных для поклонения верующими во времена воинствующего атеизма и сохранившихся до нашего времени, благодаря отцу Вассиану. За самоотверженное, добросовестное служение Церкви Христовой Архимандрит Вассиан был награждён церковными наградами: — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени; — орденом святого преподобного Сергия Радонежского III степени в 2000 году; — орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени в 2002 году; — медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 1990 году архимандрит Вассиан возобновил ежегодное освящение истока реки Волга.

http://pravmir.ru/otoshyol-ko-gospodu-se...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010