Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН ЯСТРЕБСКИЙ († кон. XVI - нач. XVII в.), прп. (пам. 8 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), настоятель Ястребского в честь Преображения Господня мон-ря (Прохоровой пуст.) в окрестностях с. Заястребье и погоста Сарники (Гладышево, 20 км от Судогды). Источником сведений о святом является «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобнии отцы Прохор пустынник и Вассиян, священноинок и начальник монастыря, иже бысть на Ястребе реце, Владимирския чудотворцы, быша в лето 7100 (1592)». Вероятно, В. Я. был учеником и преемником прп. Прохора Ястребского : в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) прп. Прохор назван «начальником» Ястребского мон-ря. Перед кончиной В. Я. принял схиму с именем Василий. Ястребская обитель была основана в семейной вотчине князей Воротынских кн. Иваном Михайловичем († 1627; в схиме Иона) в память о своем отце - полководце М. И. Воротынском, замученном в 1573 г. по приказу царя Иоанна IV Васильевича . Мон-рь пришел в запустение в кон. XVII в., вскоре после смерти последнего представителя рода Воротынских, на средства к-рых существовала обитель. Мон-рь был преобразован в погост Спас-Сарники, а монахи переведены в муромский в честь Преображения Господня муж. мон-рь. В сер. XVIII в. сгорела древняя Спасская ц., близ к-рой, по преданию, были погребены основатели мон-ря. В 1775-1779 гг. на ее месте построили деревянный храм в честь Преображения Господня, сгоревший в 1859 г. и вскоре возобновленный. В наст. время Преображенская ц. находится в руинах, близ нее каждый год 8 июля настоятели судогодских приходов совершают молебен преподобным Прохору и В. Я. Время местной канонизации В. Я. неизвестно. Е. Е. Голубинский указал его в «Списках почитаемых усопших». Местная канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) .

http://pravenc.ru/text/149905.html

2243 . Яминский – Спасский, муж­ской, ныне церковь Воскресения Хр. близ села Эммауса, Тверской губ. и уезда, в 15 вер. к юго-вост. от Твери по Мо­сковскому шоссе, при р. Волге. Уже су­ществовал в XVI ст., когда владел вотчинами в волости Захожье, Тверско­го у., и в Шеском уез. По описи 1629 г. он владел деревнею Ямниковою и не­сколькими пустошами; в м-ре было тогда 2 кельи, черный поп, 2 старца и 4 дьячка. О нем упоминается в грамоте царя Алексея Михаиловича 1655 г. при при­писке Федоровского мон. в Твери к Иверскому Новгородскому и пожаловании последнему рыбных ловель по Волге. В грамоте, между прочим, говорится: «от Старицкого рубежа от Симеона Святого по Яминский монастырь, а от Яминского монастыря до устья Шоши реки рыбные ловли Боярина Бориса Ива­новича Морозова...» Яминским он на­зывался, вероятно, потому, что жители села отправляли ямскую службу, т. е. здесь был ям. Впоследствии здесь был загородный архиерейский дом, ныне то­же несуществующий. Упразднен до из­дания штатов 1764 г. и в 1727 г. со­стоял приписным к архиер. дому. “Полн. собр. закон.”, 1655 г., I, 161; “Ист. Росс., Иер.”, VI, 835, 846; “Волга от Твери до Астр.” изд. Общ. «Самолет», 41; Покровский, “Ист.-стат. опис. Твер. губ.”, I, 116; “Твер. губ. в.”, 1852 г., 10 (опись 1629 г.); 1859 г., 22 (остатки м-рей); Жизневский, “Опис. Твер. музея”, 1888 г., 140, 621 (медн. иноч. пряжка); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 156 (перечисление де­ревень), 278 (влад. в Шеском у.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, VII, 1727 г., прилож., XLIV, VII (ведом. о вотчинах архиер. дома). 2244 . Яриловичский, мужской скит, ныне село Скиток, Черниговской губ., Городнянского у., в 50 вер. к сев.-зап. от Городни и в 2 вер. к сев. от села Старых Яриловичей, на левом берегу р. Сажа, при оз. Волчугах. О нем известно только, что он существовал в XVIII ст. и был при­писан к Черниговскому Ильинскому-Троицкому монастырю, иноки которого приезжали сюда для священнослужения. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 838. 2245 . Ястребский – Спасский – Прохорова – Вассианова пустынь в Сырниках, мужской, совсем уничто­женный, в окрестностях сел Заястребъя и Сырников, Владимирской губ., Судогодского у., в 17 вер. к юго-юго-вост. от Судогды, при рч. Ястребе, впадаю­щей в р. Судогду справа. Основан преп. Прохором, скончавшимся в 1592 г. 8 июля; преемником его был священноинок Вассиан. М-рь находился на ижди­вении кн. Воротынских, дававших ему ругу до 1685 г. В 1700 г. в его вла­дении числилось 38 двор. крестьян. “Ист. Росс. Иер.”, 840; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 228, 417; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 348; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 31 (пустыни быв. во Владим. губ.). В. Подробный алфавитный указатель

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Услышав эти слова, Джиджум-Асим приказал связать исповедника и отвести в темницу. Но ни пытки, ни уговоры, ни обещания не могли сделать благоверного царя Арчила вероотступником. 20 марта 744 года святой царь Арчил был предан мученической смерти через усечение. Тело мученика тайно вывезли грузины-христиане в местечко Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царем. Июнь 23 Собор Владимирских святых Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707); архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627); епископы: Феодор († 1023), Симон († первая пол. XII b.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Мирофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор Муромские (XII b.), Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав († 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Федор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV b.). Преподобные: Никита Переяславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосий († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаил-верижник Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV b.), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переяславский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Вассиан на это сказал: «Я Госпожу Богородицу не хулю; верно, писец описался». Подобно тому указано было на житие св. Богородицы Метафраста, переведенное Максимом Греком , где также от неисправности в переписке оказались такие ошибки, которые давали еретический смысл написанному. Поставленный на очную ставку монах (Вассиан Рушанин) обличал Вассиана, будто он, вместе с Максимом Греком , об этих ошибках сказал: «так и надобно». Вассиан на это сказал: «я этого не говорил; он лжет на меня». «Ты, – продолжал митрополит, – живучи в Симонове, в разговоре с одним старцем, назвал Христа тварию, а когда тебе старец сказал: святые отцы на всех соборах Святым Духом писали, ты ответил: диавольским духом они писали, а не святым». «Никогда этого я не говорил – сказал Вассиан – покажи мне того старца, который на меня наговаривает». «Ты говорил со старцем Иосифова монастыря» – сказал Даниил. «У меня, – отвечал на это Вассиан, – не бывали в келье старцы Иосифова монастыря: я их к себе не пускаю; мне до них дела нет». Тут митрополит указал на одного старца, по имени Досифея. «Досифей старец великий, добрый; он у меня в келье бывал не раз», – сказал Вассиан. Этот «великий, добрый старец» явился обличителем Вассиана, показывал, будто Вассиан называл Христа тварию и говорил: святые отцы писали не Святым Духом, а диавольским. «Я ничего этого не говорил, – сказал Вассиан, – душа твоя пусть подымет (это). Бог меня с тобой рассудит». «Ты, Вассиан, – продолжал Даниил, – говорил про Макария Колязинского: что это за чудотворцы? Макар чудеса творит, а мужик был сельской!» «Я его знал, – сказал Вассиан, – простой был человек: а если он чудотворец, – пусть будет как вам любо. Чудотворец ли он или не чудотворец – не знаю». Митрополит объяснил бывшему боярину, что могут быть святые мужи и из рабов, из самаго низкого звания, что следует уважать не телесное благородие, а духовное. «Про то знает Бог да ты со своими, чудотворцами», – сказал Вассиан. Митрополит далее продолжал: «Все православные поклоняются гробу и честным мощам митрополита Ионы, а ты не поклоняешься ему и не почитаешь его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

" Меня, - отвечал Вассиан, - побудил на это митрополит Варлаам с освященным собором " . Он сослался на трех свидетелей архиереев, из которых двух уже не было на свете а третий, крутицкий епископ Досифей, спрошенный митрополитом, показал, что Вассиан лжет: митрополит ему не приказывал, и епископы не были ему советниками. " Волен Бог, да ты, господин митрополит! " - сказал тогда Вассиан. " Ты, - говорил митрополит, - в своих сотворениях написал, что в правилах есть противное Евангелию, Апостолу и Святых отец жительству; ты писал и говорил, что правила писаны от дьявола, а не от Святого Духа, называл правило - кривилом, а чудотворцев - смутотворцами за то, что они дозволяли монастырям владеть селами и людьми " . " Я, - сказал Вассиан, - писал о селах: в Евангелии не велено держать сел монастырям " . Митрополит велел ему прочитать ряд доводов и примеров, свидетельствующих о том, что дозволялось монастырям держать села, и святые мужи их держали. Вассиан сказал: " Если они и держали, то пристрастия к ним не имели. " " А почему же ты нынешних чудотворцев считаешь пристрастными? " - спросил митрополит. " Я не знаю, были ли они чудотворцы " , - отвечал Вассиан. Митрополит продолжал: " От семи соборов и доныне не бывало в священных правилах еллинского учения, а ты написал в своих правилах еллинских мудрецов: Омира, Аристотеля, Филиппа, Александра, Платона " . " Я этого не помню - зачем написал, - сказал Вассиан, - если что не гораздо, исправь " . Митрополит укорял его за то, что он писал, будто божественное писание и священные правила называют отступниками тех, которые, будучи иноками, не хранят своего обещания не держать сел и не владеть ими. " Ты, - говорил митрополит, - оболгал тем божественное писание и священные правила " . " Я писал себе, на воспоминание своей душе, - сказал Вассиан, - но тех не похваливаю, что села держат " . После того митрополит стал придираться к разным опискам, чтоб обвинить Вассиана в явно еретических мнениях. «У тебя, - говорил митрополит, - в правилах приведено правило Кирилла Александрийского: Аще кто не нарицает Пречистую Деву Марию, да будет проклят и вместо: не нарицает, сказано: нарицает». Вассиан на это сказал:

http://sedmitza.ru/lib/text/435597/

Преданный великим князем митрополиту и подвергнутый от последнего соборному суду, Вассиан обвиняем был на соборе в следующем 1488 : 1) Он – Вассиан дерзнул сделать дело, которого от века не бывало: посягнул на великую книгу священных правил апостольских, соборных и отеческих, малую некую часть, угодную его малоумию, выписав из неё, а иное всё разметав. Митрополит разумеет то, что Вассиан исключил из своей Кормчей книги законы греческих императоров, относящиеся к церкви, которые по его – митрополита представлениям внесены в Кормчую святыми отцами и соборами и имеют одинаковое значение авторитета и нерушимости с самыми правилами каноническими. Вассиан в своё оправдание говорил, будто составить новую Кормчую его понудил митрополит Варлаам со священным собором. 2) Он – Вассиан написал в своей Кормчей: «есть в святых правилах супротивное евангелию и апостолу и святых отец жительству», а также написал в ней и много другого блазненного, – говорил о правилах, что они писаны от довода, а не от Св. Духа, и называл их кривилами, а не правилами. Признавая неверным славянский перевод правил, Вассиан действительно написал в своей Кормчей об этом именно переводе: «есть в святых правилех» и пр., т. е. по нашему славянскому их переводу. Касательно отзыва Вассиана о правилах, что они суть не правила, а кривила, лица, доносившие на него, прямо показывали, что отзыв относился к славянскому переводу 1489 . Об этом последнем необузданный на язык Вассиан действительно мог произносить подобный отзыв, и, как уверяет запись о суде над ним, он даже повторял его и перед митрополитом с епископами 1490 . Справедливости обвинения на себя, будто говорил о правилах, что они писаны от дьявола, а не от Св. Духа, Вассиан не признавал, и должно со всей вероятностью думать, что оно было клеветой на него: он полагал, что греческий подлинник правил не противоречит его образу мыслей, а подтверждает его; а следовательно, не имел и побуждений восставать против правил в их подлиннике. 3) Чудотворцев, владевших сёлами и крестьянами, называл смутотворцами и в частности не хотел почитать новых, всеми почитавшихся, чудотворцев: Макария Колязинского и митрополита Ионы. Вассиан дал ответ в таком смысле, что то и другое справедливо 1491 . Почему он не хотел почитать митрополита Ионы, когда тот был не монах, а епископ, и когда по его собственному мнению епископам дозволено было владеть вотчинами, это в записи о соборе не объясняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

лубинский полагает, что это был расчет, так как и сам кн. был противником монастыр. землевладения и ин. Вассиан был известен за такового; приближая последнего, вел. кн. как бы хотел им обороняться от «иосифлян» и держать их в страхе. Инок Вассиан, в качестве человека близкого ко двору Василия III, старался играть роль советника и нет ничего неправдоподобного в том, что инок Вассиан старался влиять на вел. кн. в духе своих убеждений. Одновременно инок Вассиан ведет литературную пропаганду своих идей, и на соборе, судившем Вассиана, было выставлено обвинение, что он старался «научить» вел. кн. и «вся благородныя человеки иже у монастырей и мирских церквей сел отъимати». Мы не можем не согласиться с доводами исследователей относительно молчания кн. Вассиана на соборе 1503 г.; боярин, попавший в опалу, естественно, был далек от литературы св. Писания и житий, в момент собора, едва ли он мог выступить с серьезными аргументами. Но завязавшаяся литературная полемика вовлекла и инока Вассиана в спор и, по вполне понятным причинам, он должен был владеть оружием слова и аргументации, чтобы защищаться от противников. Втянувшись в полемику с «Иосифлянами», инок Вассиан обратил внимание на кормчую книгу, к которой прибегали стяжатели для защиты своих взглядов. Просмотрев эту книгу, кн. Вассиан предрешил вопрос, что канонические правила, допускающие монастырское землевладение, подложны; а придя к такому решению, кн. Вассиан решил восстановить подлинную кормчую и с этой целью составил свою редакцию Кормчей. Кормчая Вассиана была окончена в 1517 г. Эта новая редакция кормчей была поставлена в особую вину кн. Вассиану на суде 1531 г. В борьбе по поводу монастырского землевладения стяжатели одержали победу и первой жертвой победной был М. Грек, осужденный на соборе 1525 г. и подвергшийся заключению в Иосифов Волоколамский монастырь до 1531 г. когда он вновь фигурировал на суде 1531 г. над Вассианом. Правда, М. Грек, как и кн. Вассиан обвинялись в склонности к еретическому мышлению; однако, главным мотивом обвинения явилась их приверженность идее нестяжания. Собор 1531 г., судивший кн. Вассиана, поставил ему в осо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вассиан пришёл к пр. Паисию (см. выше в его Покровский близ г. Углича монастырь, имея от рода 33 года, и через несколько времени был пострижен в монашество. «Жил Вассиан, как повествует о нём житие пр. Паисия, в послушании велицем, и в воздержании, и в трудах монастырских пребывая без роптания, и во смирении, и в кротости, и в терпении, во всём повинуясь наставнику и отцу своему, пр. Паисию, подвизался богоугодно всяким добродетельным житием. В 1482 г. «священноинок» Вассиан участвовал в крестном ходе при обретении чудотворной иконы Покрова Пресвятой Богородицы, главной святыни Углического Покровского монастыря. Поживши в Паисиевой обители, Вассиан возжелал безмолвного жития и пр. Паисий благословил его на этот подвиг. «Иди, чадо Христовожделенное, – сказал ему пр. Паисий, – со благим игом Господним и благоугождай Господеви, имаши бо поставити не по мнозе времени свой монастырь и собрати стадо во славу имени св. Троицы». Оставив в 1492 г. Паисьеву обитель, пр. Вассиан прожил несколько времени в Николо-Улейминском монастыре (который и ныне существует в 12 вёрстах от г. Углича), и отправился далее на юг в уединённую Рябовскую местность. Это глухое пустынное место понравилось пр. Вассиану, и он устроил себе келью. Но вскоре окрестные жители, узнав об отшельнике, стали приходить к нему и селиться близ его кельи. Владетели бояре также стали посещать его и, узнав об его подвигах, подарили Вассиану землю для основания монастыря, который вскоре и был открыт; и при помощи благотворителей, преимущественно родственников Вассиана, построена была церковь в честь Пресвятой Троицы. Вассиан не прерывал общения со своим духовным отцом пр. Паисием и участвовал в 1504 г. в его погребении (в числе бывших при отпевании его был «Вассиан блаженный, Рябовский начальник»). О дальнейшей жизни пр. Вассиана в житии пр. Паисия сказано: «И тако добре и богоугодне подвизався блаженный отец наш Вассиан со всем своим Христоизбранным, словесным иноческим стадом во обители Свято-Троицкой седьмнадесять лет и вконец угоди Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Суд над Вассианом начался 11 мая 1531 г. На соборе присутствовали те же лица: митр. Даниил, архиепископы, епископы со всем духовным собором, боярин вел. князя Михайло Юрьевич великокняжеские дьяки. Еще живя в пустыне Вассиан вдавался в еретические мнения по поводу чтения Евангелия о самарянине и эти строки продолжали его смущать по переезде в Москву. Свидетелем против него выступил теперь старец иосифова мон. мон. Досифей. «Однажды, – говорил он, – позвал меня Вассиан в келлию, в Симоновом мон., и дал мне толковое Евангелие недельное о самарянине, где было написано: «тварь поклоняется твари» и сказал мне: «эту строку я, еще живя в пустыне, разыскивал» 1914 . Потом я стал смотреть ее в церкви, а он пришел ко мне и молвил: «что де ты смотришь?» Я ему говорю: «вчерашнюю строку», а он мне в ответ: «покинь. Христос де сам тварь, твари поклоняется тварь». И тогда я ему не возразил. А он опять пришел ко мне и крикнул: «дьявольским де духом писано». Потом снова в церкви стал говорить мне: «как твой Иосиф писал, что на семи соборах отцы святые Св. Духом писали, мой де старец Нил того не писал». Да после ефимона со мною стал говорить: «Бог де молвил к себе: «сотворим человека по образу нашему; а я ему отвечал: «так еретики говорят, когда бы к себе молвил, то сказал бы: «сотворю человека по образу моему, а то он говорил к Сыну и Духу: «сотворим человека по образу нашему». И Вассиан замолчал, видя, что во мне ему нет части. Вассиан отверг сначала это обвинение, но, после выступления Досифея, к которому он так доверчиво отнесся, Вассиан мог только сказать: «Бог меня с тобою рассудит». По-видимому, М.Грек оказал значительное влияние на мнения Вассиана, но преимущественно в деле исправления книг: «ныне мы Бога познали Максимом и его учением», – говорил он. Но не во всем он соглашался с ним. В то время, как последний допускал и преследование еретиков, Вассиан резко заявлял свой голос против этой меры. Защитников ее он называл лишенными здравого смысла и облеченными мирской гордостью. Иосифляне опирались на примеры древних ревнителей (Моисея, Илии, Финееса) – Вассиан за всякое добавление к новозаветным постановлениям угрожает страхом проклятия; Иосиф советовал не обращать внимания даже на покаявшихся еретиков, Вассиан таких лиц, потерпевших наказание, считает мучениками, за что заслужил название бесстыдного и дерзкого» 1915 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

«Меня, – отвечал Вассиан, – побудил на это митрополит Варлаам с освященным собором». Он сослался на трех свидетелей архиереев, из которых двух уже не было на свете 4 , а третий, Крутицкий епископ Досифей, спрошенный митрополитом, показал, что Вассиан лжет: митрополит ему не приказывал, и епископы не были ему советниками. «Волен Бог , да ты, господин митрополит», сказал тогда Вассиан. «Ты, – говорил митрополит, – в своих сотворениях написал, что в правилах есть противное Евангелию, Апостолу и святых отец жительству: ты писал и говорил, что правила писаны от диавола, а не от Святаго Духа, называл правило – кривилом, а чудотворцев – смутотворцами за то, что они дозволяли монастырям владеть селами и людьми». «Я, – сказал Вассиан, – писал о селах: в Евангелии не велено держать сел монастырям». Митрополит велел ему прочитать ряд доводов и примеров, свидетельствующих о том, что дозволялось монастырям держать села, и святые мужи их держали. Вассиан сказал: «если они и держали, то пристрастия к ним не имели». «А почему же ты нынешних чудотворцев считаешь пристрастными?» – спросил митрополит. «Я не знаю, были ли они чудотворцы», – отвечал Вассиан. Митрополит продолжал: «от семи соборов и до ныне не бывало в священных правилах эллинского учения; а ты написал в своих правилах эллинских мудрецов: Омира, Аристотеля, Филиппа, Александра, Платона». «Я этого не помню, зачем написал, – сказал Вассиан: – если что не гораздо, исправь». Митрополит укорял его за то, что он писал, будто божественное писание и священные правила называют отступниками тех, которые, будучи иноками, не хранят своего обещания не держать сел и не владеть ими. «Ты, – говорил митрополит, – оболгал тем божественное писание и священные правила». «Я писал себе, на воспоминание своей душе, – сказал Вассиан, – но тех не похваливаю, что села держат». После того митрополит стал придираться к разным опискам, чтобы обвинить Вассиана в явно еретических мнениях. «У тебя, – говорил митрополит, – в правилах приведено правило Кирилла Александрийского : „Аще кто не нарицает Пречистую Деву Марию, да будет проклят“ и вместо: не нарицает, сказано: нарицает».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010