1486 года 8 сентября великий князь Иван Васильевич, шурин тверского Михаила Борисовича, осадил Тверь, а через два дня епископ Вассиан с князем Михаилом Холмским, боярами и земскими людьми отворили город Иоанну, который 15 сентября въехал в Тверь и слушал литургию в соборном храме Преображения. Князь Михаил Борисович убежал в Литву, а жители Тверского княжения присягнули Иоанну. В 1490 году еп. Вассиан ездил в Москву на собор, собранный по донесению новгородского архиепископа Геннадия об открывшейся в пастве его ереси жидовствующих. Геннадию содействовал сильный умом и словом игумен Волоколамского монастыря Иосиф. Митрополит Зосима, поставленный на место Геронтия из Симоновских архимандритов, был тайный еретик и покровитель жидовской секты. На соборе еретики были прокляты, некоторые сосланы в заточение, другие отосланы к новгородскому архиепископу, который велел посадить их на коней, лицом к хвосту, в вывороченной одежде, с берестовыми остроконечными шлемами, в каких изображаются бесы, и с надписью: «се есть сатанино воинство», и в таком положении возить по городу, в заключение зажжены были на них шлемы. В роковой 1492 год, в который исполнилось 7000 лет от сотворения мира, еп. Вассиан был опять на соборе в Москве для уложения церковной пасхалии и успокоения народа по поводу распространившегося между христианами верования о кончине мира; везде толковали, что с седьмою тысячею лет окончится пасхалия, окончится и мир в 1496 г. Вассиан был на поставлении митрополита Симона, игумена Троице-Сергиевой лавры монастыря; в 1497 году 4 февраля на коронации несчастного Димитрия Иоанновича, внука Иоанна Васильевича и сына Иоанна, правившего с 1486 года Тверью до своей кончины, последовавшей 7 марта 1490 года 31 . Вассиан скончался 23 мая 1507–1508 г. 14) Нил, посвящен Симоном митрополитом 24 августа 1509 г. из игуменов Московского Богоявленского монастыря. В 1511 году был он в Москве на поставлении митрополита Варлаама. Скончался 3 апреля 1521 г. После него осталось в отрывке сочинение о панагии и артосе, известное из портфелей Археографической Экспедиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Был особорован. Нередко сообщался Святых Христовых Таин, и за 6 часов перед самою кончиною удостоился приобщиться Святых Таин в чистой памяти; по прочтении канона на исход духа не более как через 20 минут предал дух свой с миром Господу. В течение болезни удостоился и облечься в ангельский образ. Иеромонах Вассиан (†28 мая/10 июня 1859) Родом был из экономических крестьян одного из селений, близких к Московскому Пешношскому монастырю. Еще в юношеских годах часто посещал сию обитель и, научившись в ней грамоте, чтению и пению, получил вместе и первые семена стремления к жизни иноческой. Обителью Пешношскою управлял в то время опытный старец Максим (1819–1836), о котором отец Вассиан сохранил самые светлые воспоминания. Вступление в монашество соединено было для него со многими препятствиями со стороны родителей, но при помощи Божией они все устранились. Начало монашеской жизни отец Вассиан полагал в Пешношском монастыре, но затем перешел в Троицкую Сергиеву Лавру, где в 1826 году и пострижен был в мантию. Впоследствии же из Лавры перешел в Московский Данилов монастырь. По влечению своему к пустынной жизни он не мог удовлетвориться и в этой штатной обители; и, приехав однажды на богомолье в Оптину пустынь, пленился ее местоположением, чином и любовью старцев и всего братства, с которою принят был в обители. С тех пор почти ежегодно стал навещать ее и гостить по несколько недель, а в 1853 году и совсем переместился в здешний скит на постоянное жительство. Отец Вассиан был нрава миролюбивого, имел прямой характер и горячую ревность к добру; любил природу, видя в ней открытую книгу к познанию премудрости и благости Божией. Будучи человеком не получившим образования научного, он основательностью своих суждений и взглядов на вещи мог служить примером того, как вырабатываются люди в монашеской жизни, если с самого своего в оную вступления получат правильное направление. Скончался отец Вассиан после трудной девятимесячной болезни — рака, которую переносил с христианским благодушием, часто укрепляясь в духе приобщением Святых Христовых Таин, коего сподобился и накануне мирной своей кончины, последовавшей 1859 года 28 мая в половине 12-го часа дня на 54-м году от рождения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

VI. Подвижник Алатырского Свято-Троицкого монастыря схимонах Вассиан, почивающий в усыпальнице сего монастыря В г. Алатыре, Симбирской губернии, в XVII столетии, в Свято-Троицком монастыре, подвигом добрым подвизался в иноческой жизни схимонах Вассиан. О его происхождении, как и о самой его жизни, сведений не сохранилось, но несомненно то, что святостью своей жизни он угодил Богу, и Господь прославил его нетлением и чудотворениями. О схимонахе Вассиане из книги «Памятник» известно следующее: в 1748 году, 26 августа, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в бытность настоятелем Алатырского Свято – Троицкого монастыря строителя Меркурия Абрамова, при очищении места для постройки в этом монастыре ныне существующего соборного Троицкого храма, найден был гроб с мощами схимонаха Вассиана. Вынутые из земли мощи стояли в течение недели на открытом месте. До освидетельствования мощи перенесены были в теплую деревянную бывшую тогда церковь во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия, где оставались открытыми всю зиму. При освидетельствовании как самое тело, так и одежда и гроб оказались неповрежденными. С тех пор и по настоящее время место погребения схимонаха Вассиана привлекает к себе много народа. Страждущие духом и телом служат над могилою панихиды. По установившемуся сыздавна порядку, ежегодно, 26 августа, в память о. Вассиана, на могиле его служатся общественные и монастырские панихиды, а равно и 10 октября – в день ангела о. Вассиана. Накануне же сих дней в соборном храме совершается всенощная. В 1905 году, с благословения Преосвященнейшего Гурия, епископа Симбирского, настоятелем Троицкого монастыря архимандритом Гавриилом с братией и с помощью усердных благотворителей при усыпальнице схимонаха Вассиана сооружен алтарь и самое помещение усыпальницы, под Казанским придельным храмом собора, распространено, и, таким образом, образовалась обширная церковь , которая и освящена тем же Преосвященным 5 декабря того же 1905 г. Благодаря этому, могилка схимонаха Вассиана находится теперь в сем храме за правым клиросом. Здесь же, на гробнице о. Вассиана, лежат железные вериги с таким же крестом. Вериги эти, по преданию, носил схимонах Вассиан 7 . Пред гробницею теплится неугасимая лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В другой раз, находясь у митрополита Варлаама вместе с Коломенским епископом Митрофаном и встретив там одного из постриженников Иосифовых, Зосиму Ростопчина, Вассиан сказал ему: «Отступники-де есте Божии». И когда Зосима отвечал: «Мы-де, господине, не отступники Божии, христиане есмы», Вассиан еще настойчивее сказал: «Вси-де есте отступники Божии и со учителем вашим». Огорченный до глубины души как этою, так и другими обидами со стороны Вассиана, Иосиф обратился к знатному боярину, дворецкому государеву Василию Андреевичу Челядину и просил его ходатайства и защиты пред государем. «А ведомо, господине, многим добрым людям,— писал, между прочим, преподобный,— что он, Вассиан, похулил весь святительский и иноческий чин, архимандритов и игуменов и всех называет преступниками... И только б государь пожаловал позволил говорить и писать против его речей (значит, Вассиана боялись), то есть что говорить и писать против них. Мы по свидетельству святых седми Вселенских Соборов шли на еретиков да по свидетельству священных правил били челом государю Василию Ивановичу, как прежние святители на Вселенских Соборах били челом прежним православным государям... А Вассиан вопреки всем Божественным правилам стал с еретиками на нас. Но тех, кто на Соборах стоял на еретиков, Божественные писания похваляют и ублажают, а которые стояли за еретиков, тех святые отцы проклинали так же, как еретиков» . Но, видно, Вассиан не довольствовался одними хульными словами против Иосифа и святителей, не пощадивших на Соборе ереси жидовствующих; вероятно, еретики, пользуясь покровительством этого сильного временщика, начали смело поднимать свои головы и угрожать опасностию православию, потому что Иосиф в 1511–1512 гг. нашелся вынужденным снова со слезами умолять великого князя Василия Ивановича от лица всей своей обители и писал к нему: «Ради Бога и Пречистой Богородицы, попекись и промысли о Божественных церквах и православной вере и об нас, нищих твоих и убогих... Как прежде, боговенчанный владыко, ты поревновал благочестивому царю Константину и вместе с отцом своим до конца низложил скверных новгородских еретиков и отступников, так и теперь, если ты, государь, не позаботишься и не подвигнешься, чтобы подавить их темное еретическое учение, то придется погибнуть от него всему православному христианству...

http://sedmitza.ru/lib/text/435972/

254 Последнее название как-то мало относится к современному ему монашеству и может быть рассматриваемо как выражение крайнего негодования и раздражения Вассиана против богатого монашества, уклонившегося от своего истинного призвания. Личные взаимные пререкания, сначала происходившие в литературной полемике, переходили иногда в дело и выражались нередко в оскорбительных действиях. Здесь особенно отличился Вассиан. Хорошо понимая выгоды своего положения при дворе, Вассиан и воспользовался ими между прочим для того, чтобы мстить своему литературному противнику. В палатах митрополита Варлаама Вассиан не затруднился назвать одного из пострижеников Иосифа и его самого «отступниками». Понятно, Иосифа сильно оскорбило такое дерзкое отношение Вассиана к нему и его ученикам, и под влиянием оскорбленного чувства он начал обвинять своего противника в том, что он «весь святительский чин и иноческий чин, архимандриты и игумены похулих». 255 Взаимное нерасположение сторонников партии Иосифа и Нила дошло наконец до того, что Иосиф напр. запрещал своим постриженникам и вообще сторонникам вступать в близкие и в какие бы то ни было сношения с иноками Вассиана. Вассиан ополчился за такое запрещение на Иосифа и обвинял его в нарушении евангельского закона о любви к ближнему 256 , хотя тот же самый Вассиан ужасно ненавидел всех Иосифлян и никогда не пускал их к себе в келью. 257 Даже более, он в порыве негодования на своих противников угрожал разрушить центр их – Волоколамский монастырь. Вообще напускаемый иногда Вассианом на себя тон верного последователя Евангелия не выдерживается им на деле, хотя он старается об этом и иногда выставляет себя страдальцем, невозмущающимся никакими укоризнами своих противников и даже при их нападках обращающимся к Богу с молитвою о ниспослании новых испытаний. Выдающаяся черта всего тона полемики Вассиана Косого состоит в том, что он вместо теоретических обвинений главным образом обрушивается непосредственно на личность своего противника и более всего сосредоточивает свое внимание на том, чтобы как можно сильнее задеть его самолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

На становление писательского таланта Вассиана Кошки, безусловно, оказало влияние бережное отношение к литературной традиции в монастыре, а также культ слова, которое приравнивалось к делу, сама атмосфера крупного центра русской книгописной культуры. Школу монашества Вассиан начинал в Иосифо-Волоколамском монастыре, где во второй половине 20-х – начале 30-х годов находились в заточении Максим Грек и Вассиан Патрикеев. Обострение борьбы с инакомыслием, «прения» по поводу религиозно-политических и нравственно-эстетических проблем эпохи стимулировали творческую активность Вассиана Кошки и других писателей-иосифлян. Ведущая роль Иосифо-Волоколамского монастыря в духовной жизни страны хорошо осознавалась современниками Вассиана Кошки. Тверской епископ Акакий, которому Вассиан посвятил Надгробное слово (после 1567 г.), свидетельствовал: «В Осифове монастыре старцы – пророки, подобен Иосифов монастырь старцами Печерьского манастыря старцем киевьским» 666 . С чувством гордости писал о монастыре и старший современник Вассиана – Досифей Топорков, утверждая в Надгробном слове Иосифу Волоцкому : «Аще и последи всех начало прият, но многих превзыде, великим же сравнаяся» (с. 171). Быстрым было продвижение Вассиана Кошки по церковно-иерархической лестнице. Если ему принадлежит авторство Жития Кассиана Босого, то уже в начале 30-х годов он исполнял обязанности монастырского келаря. Агиограф, пребывающий в этой должности, просит старца Кассиана помолиться Богородице и остановить бушевавший в монастыре пожар 667 . Келарем Вассиан мог быть во время между отправлением этих обязанностей Феодосием (1526–1527) и Саввой Слепушкиным (1533) 668 . В 1549 г. Вассиан Кошка упоминается как игумен тверского Вотмицкого монастыря (монастыря Покрова Богородицы в устье реки Тмы), где до него игуменствовали монахи-иосифляне Акакий и Герман Полев 669 . В период правления Вассиана Кошки Вотмицкий монастырь обладал значительными земельными наделами и был крупным экономическим центром. Согласно данным Писцовых книг, только в Тверском уезде в середине XVI в. монастырю принадлежало 5 сел с 87 деревнями и окрестными землями, «куды ходил топор, коса и соха изстари» 670 . Вотмицкий монастырь, находившийся недалеко от Твери, выполнял роль загородной резиденции тверских епископов, поэтому его игумен назначался из числа людей, приближенных к архиерею 671 . Игуменство Вассиана Кошки, которое, возможно, в конце 40-х – начале 50-х годов прерывалось правлением Германа Полева 672 , падает на сложный период в истории монастыря, когда местное дворянство и боярство повело активное наступление на монастырские владения. По свидетельству Вассиана, зафиксированному в Тверской писцовой книге, монастырские вотчины «запустевают», монастырский «лес секут сильно... боярские люди и крестьяне» 673 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пожар утих ночью, и на следующий день настоятель монастыря архимандрит Гавриил с некоторыми из братии, через дымящиеся развалины пробравшись в пещерный храм, воочию убедились, насколько дивно было сохранение его от огня. Жар в церкви от раскаленных стен был невыносим; иконостас и иконы были в целости, также и гробница схимонаха Вассиана, но до них нельзя было дотронуться, – так все накалилось! В алтаре облачения на престоле и жертвеннике были в сохранности, завеса у царских дверей, сшитая из голубой материи, казалась как бы новая, несмотря на жар и дым, даже незакопченные стекла в оконных рамах тоже остались целы. Вообще, хотя внутренний вид церкви был мрачен, так как стены и потолок от дыма почернели, но все, благодарение Богу, осталось сохранно от всепожирающего огня. Свидетелями этого были местный исправник с помощником и жители, в большом количестве посещавшие монастырь и с умилением убеждавшиеся в дивном событии. Братия, осмотревшись, первым делом принялась за очистку уцелевшего храма: побелили потолок и стены, покрасили иконостас, и теперь внутренний вид почти прежний, только пол, обуглившийся у входа и перед гробницей, напоминает о милости Божией, позволившей братии, несмотря на посетившее обитель несчастие, не превращать ежедневного служения в церкви. Настоятель Алатырского Свято-Троицкого монастыря Архимандрит Гавриил. Все описанное о сохранении от бывшего в г. Алатыре пожара церкви, где почивает угодник Божий схимонах Вассиан, удостоверяю своим подписом. Алатырский Уездный Исправник Владимир Неофитов. Настоятель Алатырского Богородице-Рождественского Собора и Благочинный Протоиерей Николай Диомидов. Личный почетный гражданин Семен Виноградов. 7 Во избежании славы человеческой, пред кончиною своею, о. Вассиан вериги эти бросил в колодец, неподалеку здесь находящийся. Впоследствии, при чистке колодца, на дне его нашли эти вериги. Читать далее Источник: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и его подвижник схимонах Вассиан : с присовокуплением чудес, совершившихся при его могилке/Свято-Троицкий Алатырский монастырь. - Москва : Типолитогр. И. Ефимова, 1906. - 72 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У нас существует мнение, что дело о разводе и втором браке великого князя Василия Ивановича имело влияние на судьбу Максима Грека и князя-старца Вассиана Косого и было первою причиною их несчастий. Мнение это основывается, сколько известно, на словах Курбского, Паисия, старца Ферапонтова монастыря, и одного хронографа, но не заслуживает полной веры . Курбский свидетельствует, что в числе многих, возбранявших великому князю развод и второй брак, действительно находился Вассиан и что Василий Иванович не только их не послушал, но велел невинного Вассиана схватить, сослать в Иосифов монастырь и уморить скорою смертию, равно и «других св. мужей овых заточил на смерть, от нихже един Максим философ, а других погубити повелел». Паисий также говорит о гневе великого князя на Вассиана и ссылке его в Иосифов монастырь. Наконец, в хронографе сказано, что великий князь прогневался на Максима и прочих за их обличения против развода, которого он желал, и что потому старец Вассиан сослан в Иосифов монастырь, а Максим — в Тверь . Но сохранился самый подлинник одной грамоты Василия Ивановича, которую он дал 14 сентября 1526 г., следовательно уже после своего развода и второго брака, Ниловой Сорской пустыне, по ходатайству старца-князя Вассиана, и грамоты важной — о неподсудимости пустыни власти епархиального архиерея . Что же это значит? Значит, что старец Вассиан не только не был удален или сослан куда-либо, но продолжал оставаться в силе у государя. А отсюда следует одно из двух: или Вассиан вовсе не делал возражений против развода и второго брака государева, или если и делал, то государь за эти возражения не прогневался на него, по крайней мере настолько, чтобы лишить его своего благоволения. Странно было бы, если бы за то же самое государь мог прогневаться только на Максима Грека и в такой степени, что решился преследовать его из мести. С другой стороны, известно, что и старец Вассиан и Максим Грек действительно были сосланы: первый — в Иосифов монастырь, а последний — в Тверь, но уже в 1531 г. и вовсе, как увидим, не за сопротивление разводу и второму браку Василия Ивановича. Нет, были другие причины и обстоятельства, по которым изменилась судьба Максима Грека и старца Вассиана .

http://sedmitza.ru/lib/text/435972/

(Вологодская епархия). Там же находится Нило-Сорская пустынь, первый скит в России. Отличие устава его было в том, что все внимание уделялось внутренней духовной жизни во Христе, духовному воспитанию человека-христианина. Иноческая жизнь в обители прп. Нила была устроена не по распространенному общежительному уставу, а по скитскому, по образцу афонских скитов.  •  Соборы Русской Православной Церкви 1490 и 1503 гг. созывались при вел. князе Иоанне III Васильевиче Преподобный Вассиан Угличский (+ 1509) Память его празднуется 12 февр. в день преставления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Прп. Вассиан был учеником прп. Паисия Угличского (память его 6 июня). Он родился в селе Рожалове, в Кесовской волости г. Бежецкий Верх,и происходил из рода князей Шестихинских (родоначальник которого — св. блгв. князь Феодор Смоленский; память его 19 сент.). Прп. Вассиан пришел в Покровскую обитель,когда ему было 33 года, и был пострижен прп. Паисием. Он проходил послушание без ропота и жил в великом воздержании. Пробыв в обители 20 лет, прп. Вассиан просил благословения на безмолвное житие. Учитель благословил его, сказав: «Иди, чадо, вожделенное Христом, со благам ярмом Господним и благоугождай Господу. Вскоре и сам составишь свой монастырь и соберешь иноческое стадо во славу имени Пресвятой Троицы». В 1492 г. прп. Вассиан оставил обитель, некоторое время он пробыл в Николо-Улейминском монастыре,а потом пошел на глухое место в 30 верстах к югу от Углича и начал подвизаться в отшельничестве. На подаренной местными жителями земле он основал храм во имя Пресвятой Троицы, и вскоре к нему стали собираться желавшие иноческого пострига. До конца своих дней преподобный не прерывал связи со своим духовным учителем; прожив в Троицкой обители 17 лет, он преставился 12 февраля 1509 г. Через три года некто Герасим получил при его гробе освобождение от нечистого духа, а Валериан — исцеление от расслабления. В 1548 г. преподобный был прославлен обретением нетленных мощей. • Бежецкий Верх находится в 20 верстах от г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В Скиту жил схимонах, также Вассиан по имени, который принимал участие, в упомянутых выше доносах на О. Архимандрита, вместе с другими недоброжелателями его и Старца Леонида. Впоследствии О. Вассиан успокоился и жил мирно, но все-таки помнил, что по летам и по времени поступления в Оптину Пустынь, он старше Настоятеля, и на этом основании считал, что тот обязан его слушаться. Бывало и соберется, придет из Скита в Монастырь, и со свойственною ему простотою, начнет выговаривать О. Архимандриту и делать ему замечания. Тот принимал его всегда с обычною своею любовью, молча выслушивал его, давал ему наговориться вдоволь, и потом, уходя в свою келью, возвращался оттуда со связкою баранок или чем-нибудь подобным и, благодаря своего обличителя, отдавал ему гостинец, приговаривая: «Ну, О. Вассиан, спаси тебя Господи, что потрудился посетить меня грешного, вот тебе за это и гостинец». Бывало братия увидят, что схимник возвращается в Скит со связкою баранок и, улыбаясь, догадывались, что он приходил учить или обличать Архимандрита. Следуя заповеди Апостольской: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое, ( Рим. 12:21 ) и смотря на всех благим окомъ, по слову писания, не узрит зла. О. Архимандрит Моисей хорошо понимал, что прежние ошибочные поступки О. Вассиана происходили от того, что он, по простоте своей, не разумел высокой духовной жизни Старца О. Леонида и других, и был только орудием людей, злоупотреблявших его ревностию о добре. Впрочем, повторяем, что О. Вассиан в последние годы своей жизни, успокоенный любовью, и вниманием к нему О. Архимандрита Моисея и Старца О. Макария, не предпринимал уже ничего по внушению своей прежней ревности и сподобился мирной христианской кончины. Не поминая старого, О. Архимандрит Моисей сам составил для него эпитафию, в которой подробно исчислил его христианские добродетели и монашеские подвиги, так что ни в монастыре, ни в скиту нет, ни на одном братском памятнике такой длинной, похвальной надписи. О. Архимандрит, будучи сам подвижником, уважали в О. Вассиане Старца–подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010