Посол Николай Андреевич Малевский прислал со своей дачи в Циузендзи 100 ен пострадавшим от наводнения православным. Отдал я о. Симеону Юкава, чтоб он вместе с катехизаторами и церковными старостами пострадавших приходов разделил это пособие семьям, где есть дети, – таково указание посла.   21 августа/3 сентября 1910. Суббота. «Православное Благотворительное Общество ревнителей веры и милосердия. Ставропигиальная Сергиевская Пустынь. Правление. Санкт- Петербург, Садовая, 40. Поздравляет с 50-летием служения и просит о согласии на принятие звания Почетного члена Общества». Прислан и отчет о деятельности Общества за 1909 год. Нужно ответить двойною благодарностию. Хорошо бы и жертву послать, несмотря на то, что сам только и думаешь о сборе жертв.   22 августа/4 сентября 1910. Воскресенье. Получено письмо от Миссионерского съезда в Иркутске, за подписью Томского Архиепископа Макария, слишком уж лестное – больно читать такие письма. В «Светоче и Дневнике Писателя», полученном сегодня, напечатано мое письмо о том, как я сделался монахом и уехал в Японию и прочее. В Церкви сегодня пели уже оба хора. Вечером в Семинарии был энзецуквай, на который у меня выпросили 5 ен.   23 августа/5 сентября 1910. Понедельник. В Семинарии начались классы. В Женскую школу еще далеко не все собрались – наводнения, испортившие пути сообщения, мешают.   24 августа/6 сентября 1910. Вторник. Обычный перевод. Чтение накопившихся газет из России. В Семинарии кончили постройку каменной стенки, обрушенной дождями.   25 августа/7 сентября 1910. Среда. От о. Василия Усуи печальное письмо о том, в какой упадок привел Церковь наполовину больной, наполовину ленивый о. Яков Мацуда, ныне перемещенный в Коци. И катехизаторы там совсем опустились, особенно плох Лука Ватанабе в Янайбара. Из России для о. Василия Усуи получен наперсный крест, который выписали для него христиане его прежнего прихода в провинции Идзу. Г-н Жевержеев, от которого крест выписан в Петербурге, сам пожелал присоединиться к подписке на крест и внес о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Иоанн Усуи, катехизатор в Оосака, прекрасное письмо по-русски прислал; пишет, что с любовию трудится и много слушателей учения имеет в Оосака и окрестности.   15/28 октября 1910. Пятница. О. Феодор Быстров пишет, что Преосвященный Сергий 22 сентября (5 октября) в 12 часов ночи выехал из Петербурга, направляясь в Японию. Говорил там, что едет на всю жизнь в Японию – так служба здесь пришлась ему по сердцу. Дай Бог, чтоб так и было, как он говорит! О. Роман Фукуи пишет, что посылает на Сикотан, к курильским христианам, из Кусиро Павла Огава; иеродиакон Серафим Минато стар для службы там – зимою холодно ему там. А катехизатора непременно надо там; дрянных японцев там много набралось – развращают наших христиан и христианок.   16/29 октября 1910. Суббота. Написал к Преосвященному Никону, Епископу Вологодскому. Опять прошу у него монаха для водворения здесь монашества. Преосвященный Сергий, как видно, не успел никого найти – ни слова от него известий, иначе написал бы.   17/30 октября 1910. Воскресенье. Из родного села Березы получил фотографию Церкви и другую – училища, названного от Сергея Александра Рачинского моим именем, потому что посылаю на него 200 рублей в год. Группа из 50 мальчиков и девочек с о. Петром Соколовым в средине, очень симпатичная: лица осмысленные, одеты прилично, хотя разнообразно.   18/31 октября 1910. Понедельник. День расчетный, и печаль немалая: цена на пищевые продукты возвысилась, и расходы увеличились. Взял в банке на расплаты за все 3200 ен – и недостало. Здесь за месяц содержание всех служащих Церкви в Токио и всех учащихся.   19 октября/1 ноября 1910. Вторник. Пребывание Преосвященного Сергия в России – не без пользы для Миссии: сведения о состоянии ее и нуждах ее распространяет и о помощи взывает. В полученном сегодня 229 номере «Московских Ведомостей», 6-го октября, передовая статья «Православие Дальнего Востока» – вся о нашей Миссии с указанием ее нужд: еще в двух миссионерах, в монахе для заведения здесь монастыря и в средствах на построение Храма в Хакодате. Все это из сведений, сообщенных Преосвященным Сергием накануне в чтении его, бывшем на собрании в Епархиальном доме. Спаси, Боже, Льва Александровича Тихомирова , при каждом случае заявляющего свое сочувствие Миссии и много этим помогающего ей!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

– 9 за сентябрь 1910 г. (с. 1511), свящ. Дометий Холопов «Прогресс полемики «веротерпимых» апологетов «старообрядческого» журнала « Церковь » (о статье Ф. Мельникова «Знаменательный факт» в 31 журнала « Церковь » за 1910 г.), – 10 за октябрь 1910 г. (с. 1634–1658), Слушатель «О собеседованиях с Уфимскими старообрядцами» (о начетчике Ф.Н.Егорове – М.Б.). 1911 год – 1 за январь 1911 г. (с. 36–45), Священник Сергий Пряхин «К нашей полемике с расколом старообрядчества», – 2 за февраль 1911 г. (с. 296 – 318), Ф. Круглов «Изнанка старообрядческих съездов и соборов», – 2 за февраль 1911 г. (с. 457 – 463), Ф. Круглов «Секты и раскол старообрядчества. Старообрядчество в 1910 году», – 3 за март 1911 г. (с. 564 – 588), «Старообрядческий раскол в 1910 году» (окончание) (в т.ч. раздел «Старообрядческая литература и печать» – М.Б.), – 3 за март 1911 г. (с. 713 – 714), «Самарская противораскольническая и противосектантская миссия», – 5 за май 1911 г. (с. 113 – 117), И. Водягин (бывший начетчик – М.Б.) «Позорное молчание «австрийских» вожаков», – 5 за май 1911 г. (с. 200 – 204), «Деятельность православной миссии» (раздел «Плодотворность миссии»), – 5 за май 1911 г. (с. 213 – 214), «Собеседования с именуемыми старообрядцами разных толков в Иоанно-Предтеченском Соборе г. Николаевска, Самарской губернии, с 6-го по 9-е марта 1911 г.» (упоминается начетчик Егоров – М.Б.), – 6 за июнь 1911 г. (с. 351 – 373), Д. Александров «Очерки новейшей полемики с расколом старообрядчества» (начало, «Беспоповщина»), – 6 за июнь 1911 г. (с. 452 – 455), «Циркуляр о сектантах и раскольниках», – 7 за июль 1911 г. (с. 567 – 582), Д. Александров «Очерки новейшей полемики с расколом старообрядчества» (продолжение), – 8 за август 1911 г. (с. 889 и далее), свящ. В. Космолинский «Расколосектанство в Саратовской епархии в 1910 г. и борьба с ним» (на с. 890 – упоминается начетчик Егоров – М.Б.), 1912 год – 1 за январь и 2 за февраль 1912 г. (с. 135–156, с. 375–384), «Рассмотрение напечатанной старообрядцами-поповцами книги « Церковь Христова временнобез епископа» (о книге Усова – продолжение, начало в 12 за 1911 г. – М.Б.),

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

При открытом голосовании за предызбрание студента III курса Академии Николая Ремова на вторую кафедру Священного Писания Ветхого Завета подали голос: экстраординарные профессора – Анатолий Орлов, Дмитрий Введенский, Михаил Богословский, Илья Громогласов и Сергей Соболевский, ординарные профессора – Михаил Тареев, Анатолий Спасский, Сергей Глаголев и Алексей Введенский, заслуженный ординарный профессор Митрофан Муретов, Инспектор Академии – и. д. ординарного профессора Александр Шостьин и Преосвященный Ректор Академии; всего – 12 лиц. – Против предызбрания: экстраординарный профессор Иван Попов. – Воздержались от подачи голоса: экстраординарные профессора – Сергей Смирнов и Павел Соколов, ординарный профессор Александр Голубцов, заслуженные ординарные профессора – Николай Заозерский (сверхштатный) и Александр Беляев; всего 5 лиц. Справка: Резолюцией Его Высокопреосвященства от 24 сентября 1910 года за 4294, последовавшею на журнале собрания Совета Академии 15 сентября, вторую ка- —415— федру Священного Писания Ветхого Завета, вновь открываемую по уставу духовных академий 1910 года, разрешено было заместить посредством рекомендации. Определили: 1) На вторую кафедру Священного Писания Ветхого Завета иметь в виду студента III курса Академии Николая Ремова, поручив его особому попечению и руководству, при подготовлении к занятию означенной кафедры, рекомендующих его преподавателей Академии – священников Е. А. Воронцова и Д. В. Рождественского . 2) Дальнейшее суждение по сему вопросу иметь по окончании студентом Ремовым академического курса. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1910 г. Нояб. 8. Согласен». 6 октября 1910 года 22 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, – все члены Совета Академии. Слушали: I . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1910 г. Сент. 30. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 28 сентября за 13112: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 21 Июля сего года за 228, с ходатайством о разрешении Совету Московской духовной академии оставить при сей академии на 1910–1911 учебный год, в качестве третьего (сверхштатного) профессорского стипендиата, кандидата богословия выпуска текущего года, священника Василия Соколова , с ассигнованием на его содержание из специальных средств Святейшего Синода 679 руб. Приказали: По рассмотрении изложенного представления Вашего Преосвященства, признавая невозможным удовлетворить изъясненное в представлении ходатайство, в виду его несоответствия Высочайше утвержд. 2 Апреля

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Речь при пострижении в монашество кандидата Академии И.Абурруса, в иночестве Игнатия 7 июня 1903 года. «Богосл.Вестн.» 1903, июль-авг·, стр.393. Речь в Государственной думе при обсуждении законопроекта о старообрядческих общинах. «Приб.к «ЦВ» 1910, 25, стр.1025· Слово, произнесенное при освящении придельного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Спасо-Елеазаровой пустыни 5 августа. «Приб. к «ЦВ» 1910, 38, стр.1599· Речь высокопреосвященного при прощании с Псковской паствой 14 ноября 1910 года в Псковском кафедральном соборе. «Приб. к «ЦВ» 1910, 49, стр.2129–2132. Речь высокопреосв.архиепископа Новгородского при вступлении на Новгородскую кафедру, в Софийском соборе 2 дек. 1910 г. «Приб. к «ЦВ» 1910, 51–52, стр.2246–2249. Архипастырское воззвание. «Приб. к «ЦВ» 1912, 2, стр.43. Речь пред панихидой в Софийском соборе 6 сентября по убиенном Председателе Совета Министров Столыпине· «Приб. к «ЦВ» 1911, 38, стр.1559. Речь, произнесенная пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2 октября. «Приб. к «ЦВ» 1911, 43, стр.1819. Речь о церковном пении. «Приб. к «ЦВ» 1911, 47, стр.1995. Речи в заседании Государственного Совета 4 ноября 1911 г. при обсуждении законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое. «Приб. к «ЦВ» 1911, 50, стр.2158. Речь в заседании Государственного Совета при обсуждении законопроекта о введении всеобщего начального образования. «Приб. к «ЦВ» 1912, 9, стр.378. Речь, сказанная при открытии противоалкогольного съезда в Москве 6 августа 1912 года. «Приб. к «ЦВ» 1912, 34, стр. 1343. Речь при погребении архиепископа Гурия 4 марта 1912 г. «Приб. к «ЦВ» 1912, II, стр.457· «Ферапонтов монастырь». «Приб. к «ЦВ» 1912, 17, стр.691. «Послание возлюбленным православным чадам Церкви Новгородской о Господе радовашися». «Приб. к «ЦВ» 1912, 22, стр.885. Речь в Софийском соборе при встрече С.-Петербургского митрополита Владимира, I декабря 1912 года. «Приб. к «ЦВ» 1912, 50, стр.1987. Речь при открытии религиозно-нравственных учений в новоосвященном епархиальном доме, 2 декабря 1912 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

26 «Чуриков был представителем подлинного народного религиозного обновления... В рабочих кварталах, среди простого люда, у питерских кухарок и прачек, сапожников и дворников, это имя было окружено любовью, лаской, глубоким почитанием» (Краснов-Левитин А. Лихие годы, 1925–1941: Воспоминания. Париж, 1977. С.155:152). 28 Краснов Сергий Иосифович (1862 или 1864–1933), прот. – сын священника, в 1890-х служил в Знаменском храме с. Черкасское (Саратовская губ., Вольский уезд), настоятель храмов в хуторах Ельшанка (5 вёрст от Царицына) и Ново-Никольское, с 1913 настоятель хр. Воздвижения Креста Господня в Туапсе, благочинный Иверско-Алексеевской женской общины; в 1917 его дочь Евгения стала женой Свенцицкого. Отличался смелостью, твёрдостью принципов и веры: во время эпидемии причащал в холерном бараке умирающих; выйдя с крестом против разъярённой толпы, остановил самосуд над конокрадами; осенью, разгорячённый после службы, сопровождал похороны прихожанина, простудился на кладбище и преставился через два дня, сразу после соборования; похоронен в приделе храма. 31 В Варшаве тогда проживало более 750 тыс. человек, следовательно, оценка числа взрослого мужского населения преуменьшена. 32 В ж. «Современный мир» было упомянуто «не слишком чистоплотное остроумие К. И. Чуковского, переделывающего свои фельетоны для разных изданий»; в ответ он указал, что редакция обманула читателей, обещав и не напечатав произведения известных авторов. Дело чуть не дошло до дуэли. За журнал вступился А. И. Куприн: «Такой поступок я нахожу гадостью, да притом ещё мелочной» (Новая Русь. 1910. 28 марта. 85. С. 4); «Чуковский – сволочь, говно, одесский грязный жид» (письмо от 24 марта 1910). Литературный суд чести заседал с 27 марта по 1 мая 1910 и вынес порицание обеим сторонам. 33 Статья «К ответу» о журналисте Николае Николаевиче Доманском (1860–1910) была напечатана 15 марта 1910 в газете «Новые люди». Свенцицкий обратился к Литературному фонду с требованием ответить на предъявленное обвинение (Новая Русь. 1910. 16 марта. 73. С. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

1/14 марта 1910. Понедельник. Начало Великого Поста. Службы: в 6 часов утреня – шла полтора часа, в 10 часов – Часы – тоже полтора часа, с 6-ти вечера Великое повечерье, на котором канон Святого Андрея Критского я читал, в мантии и клобуке; продолжалось повечерие 1 час 40 минут.   2/15 марта 1910. Вторник 1-й недели Великого Поста. Службы как вчера; так будет и в прочие дни. К сожалению, кроме учащихся на них почти никто не бывает. Преосвященный Никон, Епископ Вологодский, отвечает мне, что не нашел монаха для заведения здесь монашества. По-видимому, отсюда должен отправиться в Россию человек для изучения там монашеской жизни и водворения потом монашества здесь. Пошли, Боже, такого человека! Уши так разболелись, что опять должен был позвать ушного врача.   3/16 марта 1910. Среда 1-й недели Великого Поста. С 10 часов преждеосвященная Литургия, кончившаяся в начале 1-го часа. «Да исправится» пели трио: о. Петр Булгаков, Львовский и Кису – регент; художественно, но годится для комнаты, а не для Церкви. Избегать вперед такого пения. Преосвященный Сергий из Оосака пишет, что он по метрике исследовал Оосакскую Церковь , и сказалось – неизвестно куда выбывших христиан 150 человек, кроме сего есть охладевшие и не являющиеся в Церковь , есть отпадшие. Плох оосакский священник Сергий Судзуки, совсем плох!   4/17 марта 1910. Четверг 1-й недели Великого Поста. После утрени прочитал для учащихся молитвы к исповеди. 5 ящиков с иконостасом и иконами от Ал. Гр. Елисеева из Петербурга получены уже через Нагасаки, в Кобе, и потому я послал консулу в Кобе, Александру Сергеевичу Максимову, «permission», данный из Нагасакской таможни и присланный мне Нагасакским консулом для получения сих ящиков с парохода. Ответил Преосвященному Сергию на его письмо из Оосака. Советовал при посещении Церквей узнавать и состояние проповеди у инославных, а для сего бывать у протестантских миссионеров, которые охотно сообщают сведения о своих Церквах.   5/18 марта 1910. Пятница. 1-й недели Великого Поста. Некоторые матери в России до сих пор не могут помириться с потерею своих сыновей в минувшей войне. Генеральша Головидина из Санкт-Петербурга пишет мне, просит разыскать ее сына, лейтенанта, здесь будто бы почему-то скрывающегося; обещает хранить в секрете мой ответ. По письму не видно, чтобы она не была в здравом уме. Бедная! Значит, все еще не теряет надежду. Постарался возможно успокоить ее, хотя не мог не сказать, что здесь нельзя найти ее сына, а покоится он на дне морском, как герой, положивший жизнь за Отечество.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Доценты Академии: по кафедре истории и обличения русского раскола (он же – лектор английского языка) – Илья Михайлович Громогласов, по кафедре русской гражданской истории – Михаил Михаилович Богословский и по кафедре истории и разбора западных исповеданий – Анатолий Петрович Орлов Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 22 февраля 1910 года за 11 назначены экстраординарными профессорами Академии по занимаемым ими кафедрам, с 10 декабря 1909 года – дня избрания их в это звание Советом Академии. Экстраординарный профессор Илья Михайлович Громогласов резолюцией Его Высокопреосвященства от 24 сентября 1910 года уволен, согласно его прошению, от занимаемой им должности лектора английского языка. Эконом Академии иеромонах Иринарх резолюцией Его Высокопреосвященства от 9 октября 1909 года уволен, согласно его прошению, от занимаемой им должности – Тою же резолюцией Его Высокопреосвященства в должности эконома Академии, согласно избранию академического —7— Правления, утвержден прапорщик запаса армейской пехоты Леонид Степанович Ряшенцев. Врач Академии Сергей Николаевич Успенский резолюцией Его Высокопреосвященства от 16 августа 1910 года уволен от занимаемой им должности. – На его место Правлением Академии избран и тою же резолюцией Его Высокопреосвященства утвержден в должности врач Аркадий Владимирович Танин. Из профессорских стипендиатов Академии выпуска минувшего 1909 года один – Василий Петрович Виноградов оставлен на службе при Академии, другой – Николай Павлович Кудрявцев – обращен в ведение Учебного Комитета при Святейшем Синоде. – На 1910–1911 учебный год Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, оставлены при Академии, для приготовления к занятию вакантных преподавательских кафедр в оной, окончившие в отчетном году курс кандидаты богословия: Владимир Алексеевич Троицкий и Александр Константинович Горский. – Кроме того Советом Академии возбуждено особое ходатайство пред Святейшим Синодом об оставлении при Академии сверхштатным профессорским стипендиатом кандидата того же выпуска священника Василия Соколова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При школе существовала в то время единственная в Казани бесплатная народная б-ка. С 21 мая 1909 по 1 янв. 1910 г., с 5 февр. по 9 марта 1910 г. и с 1 апр. по 1 авг. 1911 г. исполнял обязанности ректора Казанского ун-та. В апр. 1910 г. Александров был приглашен в КазДА (с условием принятия монашества) на открывшуюся по новому академическому уставу 1910 г. кафедру истории славянских и Румынской Церквей, 20 мая советом КазДА был избран ординарным профессором. 7 июля 1910 г. в Раифском в честь Грузинской иконы Божией Матери мон-ре архиеп. Казанским Иаковом (Пятницким) А. И. Александров был пострижен в монашество, 8 июля рукоположен во иеродиакона, 10 июля - во иеромонаха, 15 окт. А. был утвержден в должности Святейшим Синодом и удостоен ученой степени д-ра церковной истории honoris causa за ученые труды. 27 июля 1910 г. назначен инспектором КазДА. 6 авг. 1911 г. в казанском в честь Преображения Господня мон-ре возведен в сан архимандрита. 3 сент. 1911 г. переведен на кафедру церковнослав. и рус. языков и палеографии. 15 февр. 1912 г. назначен ректором академии. 2 марта 1912 г. в академическом храме Казани А. был наречен и 4 марта в кафедральном Благовещенском соборе Казани хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. Являлся членом Попечительного совета Казанского учебного округа, директором Учебного отдела Казанского городского музея, в 1913 г.- председателем Миссионерского совета. 30 мая 1913 г. назначен епископом Ямбургским, 3-м викарием С.-Петербургской епархии, ректором СПбДА, пользовался широкой известностью и авторитетом не только среди духовенства, но и среди ученых. В 1917-1918 гг. много служил как в Петрограде, так и в окрестностях. Отличался слабым здоровьем, к-рое ухудшилось в сев. климате. В июне 1918 г., во время торжеств по случаю приезда в Петроград свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, А. заболел воспалением легких. После всенощной А. был привезен домой в обморочном состоянии, с астматическим сердечным приступом. 21 июня в Мариинской больнице ему была сделана операция на легких, к-рая прошла благополучно, однако через день наступило резкое ухудшение, и А.

http://pravenc.ru/text/114834.html

31 мая/13 июня 1910. Понедельник. Был в Йокохаме, между прочим, для того, чтобы заказать в магазине Lane and Crawford ковер для Церкви в Оосака. Нужно на всю Церковь 374 ярда; в готовности такого количества в магазине, конечно, не оказалось; потому будет выписан из Европы, по цвету и рисунку, назначенным мною; ковер такого же высокого качества, как в Церквах в Кёото и Мацуяма, по 4 ены за ярд, всего за 1496 ен. Оосакские христиане собрали от себя и пожертвовали на построение оосакской Церкви всего на все 757 ен. Положил я употребить эти деньги на ковер. Но и тут приходится приплатить 739 ен из русских.   1/14 июня 1910. Вторник. Начали мы с Накаем исправлять переводы Постной Триоди, которую помоги, Боже, отпечатать в этом году.   2/15 июня 1910. Среда. Утром получил из Хакодате от христианки Миура цветы – ландыши, в ящике пришедшие совсем свежими. Часть послал дочери посла, Евгении Николаевне. От Преосвященного Сергия с Сахалина разом 3 письма, всего 18 листов. По прочтении послал их Н. П. Комарову, для напечатания в «Православном Благовестнике». В 4 часу был посол, с сыном, лицеистом, приехавшим на каникулы.   3/16 июня 1910. Четверг. От His Imp. Jap. Minister Resident General of Korea получил по почте иллюстрированную книгу: «Second Annual Report on Reforms and Progress in Korea (1908–9)», и письмом на английском поблагодарил за эту любезность. От посла получил уведомление, что из Министерства финансов послано в Оосакскую таможню разрешение беспошлинно пропустить посылки церковных вещей для Церкви в Оосака. Преосвященный Сергий телеграммой попросил послать ему 50 ен в Саппоро, что и сделано.   4/17 июня 1910. Пятница. Приходил о. Игнатий Мукояма. Жаль стало его. Пусть состоит на службе до конца года и живет в Мито; только Литургии он не может служить; опасно, может уронить Святую Чашу; а небольшие службы для христиан совершать может, и учение приходящим может говорить. Теперь выйти ему в заштат – жить негде; есть у него в родном селе дом, но до конца года он отдан в наем под сельское правление.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010