Приписных к сей церкви церквей/часовен 2: приписная церковь в деревне Сарасе во имя Святителя Николая Чудотворца деревянная без фундамента, обита снаружи тесом, окрашена масляной краской, построена в 1893 г. на средства прихожан, освящена в 1906 г. Церковным старостой состоит местный крестьянин Петр Онисимович Семенов, утвержден в должности в 1910 г. Дома кладбищные и молитвенные к сей церкви приписанные: домов молитвенных в приходе два в деревнях Бирюкса и Комар, кладбищных домов нет. Опись церковному имуществу заведена с 1840 года. Хранится в целости, проверена в – году. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью консисторией даны в декабре 1908 г. ведутся исправно и хранятся в целости. Копии с метрических книг хранятся в целости с 1840 г. В обыскной книге, выданной в 1908 г. декабря 23 дня, за шнуром и печатью, 103 писанных листов, 48 не писанных. Исповедные росписи находятся в целости с 1840 г. Книги до церковного круга подлежащия имеются. Церковные деньги в целости за ключом старосты и печатью церковной. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях: рентовый лист на 100 руб., а билет находится в целости». В 1910 г. в приходе имеются школы: в Алтайском их было три. Одна школа Министерства Народного Просвещения двухклассная существует с 1910 г. Размещалась в собственном доме. На ее содержание отпускалось из Епархиального Училищного Совета 300 руб. В 1910 г. в этой школе обучалось 44 мальчика и 16 девочек. Другая – церковно-приходская школа одноклассная. Третья была школой грамоты. На ее содержание отпускалось из Епархиального Училищного Совета 240 руб. В 1910 г. в этой школе обучалось 24 мальчиков и 6 девочек. Кроме этого, при приписной церкви в Сарасе также имелась одноклассная церковно-приходская школа. Размещалась она в собственном доме. На ее содержание отпускалось из Епархиального Училищного Совета 200 руб. В 1910 г. в этой школе обучалось 33 мальчика и 17 девочек. Ведомость сообщает имя церковного старосты, который занимал свою должность с 1892 г. Это тот самый Андрей Платонович Фирсов – бийский купец, который в 1896 стал Председателем Алтайского приходского попечительства. Ведомость 1910 г. указывает, что этот год и был последним годом посещения церкви архиереем.

http://sobory.ru/article/?object=27253

В Церкви я не мог быть – колено страшно болело. Призвал доктора Ясосима (который во время войны утешал меня подарками). Он налепил лекарство, дал микстуру, велел не двигаться, делать припарки, и обещал недели чрез три выздоровление. Вечером получено письмо Преосвященного Сергия из Владивостока, извещающее, что он 12 (25) ноября, в пятницу, прибудет в Миссию.   8/21 ноября 1910. Понедельник. Невыносимая боль коленки. Но обычные занятия целый день шли безостановочно.   9/22 ноября 1910. Вторник. То же, что вчера. Припарки укрощают боль.   10/23 ноября 1910. Среда. Японский гражданский праздник. Мы с Накаем работали, так как скоро будет большая потеря времени от его поездки в Оосака. Сегодня закончили перевод Марковых глав в Постной Триоди, так что она вполне закончена переводом и первым исправлением.   11/24 ноября 1910. Четверг. За ковер в Оосакскую Церковь послал Messrs. Lane and Crawford 1482 ены, а в Оосака за сшивку его, за занавеси и прочее – 85 ен, по письму Кавамура.   12/25 ноября 1910. Пятница. Вечером в 9 с четвертью часа Преосвященный Сергий вернулся из России на Суругадай. Несмотря на поздний час его прибытия, до 250 человек христиан собралось встретить его на вокзале, со священниками, катехизаторами и наставниками во главе; так полюбили его христиане! Слава Богу за это и за то, что он благополучно возвратился! Я приветствовал его сидя, с опухшею ногою без движения. Накая сегодня, позанимавшись с ним до полудня, отпустил в Оосака, дав 15 ен на дорогу. Поехал перенести останки своих предков из одних могил на кладбище в другие, так как чрез прежние могилы пройдет проектированная городская железная дорога.   13/26 ноября 1910. Суббота. Рассказы Преосвященного Сергия про съезд в Иркутске и разное другое и получение чрез него подарков и посылок из России. Высокопреосвященный Евсевий, Архиепископ Владивостокский, прислал письмо об избрании меня Почетным Попечителем новооснованного Православного Камчатского Братства и Крест Братства 1-й степени для ношения на груди. Высокопреосвященный Никанор, Архиепископ Казанский, прислал Миссии 10 томов своих сочинений и много религиозных брошюр. Преосвященный Иоанн, Епископ Киренский, – образок на шею, с изображением Святителей Николая и Иннокентия, и разные другие подарки и книги.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

7/20 сентября 1910. Вторник. Выдал в Собор переведенную и отпечатанную Японскую Праздничную Минею. По ней за всенощной читали сегодня в первый раз. Дай Бог поскорей все Богослужебные книги на японском усвоить Японской Церкви! Перевод звучит ясно и понятно; имей только открытыми ухо и сердце – будешь и умилен, и научен догматам веры.   8/21 сентября 1910. Среда. Рождество Пресвятой Богородицы. К сожалению, в Церкви мало было молящихся. Особенно неприятно, что детей в такие праздники, среди недели, совсем нет в Церкви – все в школах. Не убедить японцев, что храм надо предпочитать школе. Тит Косияма, катехизатор в квартале Хонго, приходил похвалиться оживлением своего прихода, знаком чего служит, что христиане положили ежемесячно прибавлять к его содержанию от Миссии 2 ены, из которых одну ену он тут же пожертвовал на Церковь .   9/22 сентября 1910. Четверг. Посол Николай Андреевич Малевский был. Только что вернулся из Хакодате; говорил: «больно и обидно видеть запустение миссийского места после пожара; все уже обстроились; у католиков кирпичный большой храм выстроен, у протестантов школа; только у нас еще пустое пожарище». И дал на Храм в Хакодате 100 ен. Что делать, когда нет средств? Но будем стараться собрать.   10/23 сентября 1910. Пятница. В прошедших «Московских Ведомостях» видел напечатанным мой краткий отчет о постройке Храма в Оосака. Вероятно, и в «Новом Времени», и в других газетах, куда послал, напечатали. Значит, это дело совсем кончено. Теперь надо мысли и старания сосредоточить на постройке Храма в Хакодате. Будем надеяться, что Господь поможет найти средства.   11/24 сентября 1910. Суббота. Японский праздник. Перевода не было, и я, пользуясь этим, написал письма: княгине Голицыной в Новгород – благодарил за штофную материю на облачение в Оосака; Синельникову в Петербург – просил на Храм в Хакодате; Красовскому в Москву – благодарил за прибор Литургийных сосудов; и прочим.   12/25 сентября 1910. Воскресенье. Были катехизаторы из Такасаки Матфей Кагета и Алексей Сайто, по пути в Оомия, где Сайто будет водворен. Квартирных я обещал половину – другую пусть дадут христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

29 октября/11 ноября 1910. Пятница. Пришли принять благословение 3 христианки из Уено, что близ города Сано, и говорили, что христиане там держат веру крепко, к богослужению собираются усердно. Там одна из первых по времени Церквей. Оттуда родом, между прочим, о. Симеон Юкава, благочестивый тоокейский священник. Закончено исправление перевода Постной Триоди. Остается переписать приложения и перевести Марковы главы. Потом еще раз прочитаем, и что неудачно – исправим, и – в печать.   30 октября/12 ноября 1910. Суббота. Иереям беспрекословно рассылаются дорожные по Церквам, кто сколько требует, и требуют почти все – время посещения ими своих Церквей.   31 октября/13 ноября 1910. Воскресенье. До Литургии – крещенье возрастных и младенцев. О. Симеон Юкава приходил сказать, что христиане его взялись содержать одного катехизатора – безымянно. Отпустил Моисея Кавамура в Оосака разостлать ковер в Церкви, посланный туда из магазина Lane and Crawford. О. Игнатий Мукояма был; довольно бодро ходит; лечится воздухом, по методе, данной ему одним доктором, поклонником этого рода лечения.   1/14 ноября 1910. Понедельник. О. Василий Усуи нашел хороший дом для церковного помещения и просит 15 ен в месяц платы за наем. Дано 10, прочее пусть добудет от христиан. Такой большой домовой платы до сих пор не идет от Миссии ни в одну Церковь . Служил он Литургию в Цуяма, в доме Иоанна Фукасе, и очень хвалит благочестие его и домашних. Для катехизатора Луки Ватанабе просит 10 ен на лечение. Послано.   2/15 ноября 1910. Вторник. Пишут в японских газетах, что граф Л. Толстой скрылся из дома, и что жена его из-за этого покушалась на самоубийство.   3/16 ноября 1910. Среда. Прочел в русско-американской газете «Свет», что на собрании, где было 106 американских епископов и были наши православные, я объявлен был «первым в свете миссионером». Сильно сказано! Тоже идеализация, не неполезная, впрочем, для нашей Церкви. Был из Симооса катехизатор Павел Канасуги с христианами: прибыли посетить своего больного священника о. Феодора Мидзуно. Канасуги не хвалится успехами проповеди у себя.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

50 Щербаковский С., свящ. Речь, произнесенная при встрече тела умершего протопресвитера отца Евгения Петровича Аквилонова в церкви Кавалергардского ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 9. С. 264. 54 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии (в извлечении) за 1910–1911 уч. г. СПб., 1911. С. 60–61. 58 Щербаковский С., свящ. Речь, произнесенная при встрече тела умершего протопресвитера отца Евгения Петровича Аквилонова… С. 264. 59 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии (в извлечении) за 1911–1912 уч. г. СПб., 1912. С. 52–54, 80. 60 Ласкеев Ф., прот. Труд и удовольствие пред лицом смерти (К нравственной характеристике почившего протопресвитера Е.П. Аквилонова)//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 12. С. 377. 62 Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода от 10 апреля 1910 г. за 3535//Вестник военного духовенства, 1910. 9. С. 258–259. 63 Бугославский И., прот. К назначению помощника протопресвитера военного и морского духовенства… С. 255. 64 Положение о помощнике протопресвитера военного и морского духовенства//Вестник военного духовенства, 1910. 9. С. 260. 65 Бугославский И., прот. Торжественное богослужение в домовой церкви о. протопресвитера 7-го июня 1910 г.//Вестник военного духовенства, 1911. 14. С. 437. 66 Фирсов С.Л. Протопресвитеры русской армии и флота (1890–1917 гг.)//Новый часовой, 1994. 1. С. 9. 67 Богуславский И., прот. Венок на могилу в Бозе почившего протопресвитера военного и морского духовенства Евгения Петровича Аквилонова//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 9. С. 258. 68 Удимов Д., свящ. Братское собрание военного и морского духовенства 21 апреля 1911 года//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 11. С. 343. 69 Введенский К., свящ. Празднование 200-летнего юбилея г.-гв. Кексгольмского полка (1710–1910 гг.)//Вестник военного духовенства, 1910. 15. С. 451–462.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

«Ночные часы» (1911) – четвертая книга стихов А. Блока. «Осенние озера» (1912) – вторая книга стихов М. Кузмина. «Я чувствую, что у меня… определился очень важный перелом…» – цитата из письма А. Блока к матери от 21 февраля 1911 г. мысли такого рода… несомненно были… – речь идет о стихотворении Н. Гумилева «Пьяный дервиш» (1921), его же поэме «Открытие Америки» (1910); стихотворении А. Ахматотовой «Сероглазый король» (1910); цикле стихов М. Кузмина «Александрийские песни» (1908). «Облака» Г. Адамовича вышли в 1916 г.; «Чистилище» — в 1922 г. Шилейко Владимир (Вольдемар) Казимирович (1891—1930) – филолог-востоковед, второй муж А. Ахматовой. «Отплытье на о. Цитеру» (1912)— первый сборник стихов Г. Иванова. «Жемчужные светила» (1913)— книга избранных стихов Ф. Сологуба. «Гнев Диониса» (1910) — роман русской писательницы Евдокии Аполлоновны Нагродской (1866—1930), посвященный проповеди «свободной любви». «Религия страдающего бога» — имеется в виду цикл статей Вяч. Иванова «Эллинская религия страдающего бога» (1914). Садовской Борис Александрович (наст. фамилия — Садовский, 1881—1952) — прозаик, поэт, критик. «Идиллии и элегии» (1910) – книга стихов Юрия Никандровича Верховского (1878— 1956). «Мы посмеялись, пошутили…» – заключительная строфа стихотворения А. Блока «Юрию Верховскому (При получении «Идиллий и элегий»)» (1910). «Будьте ж довольны жизнью своей…» – заключительная строфа стихотворения А. Блока «Голос из хора» (1910 –1914). «Я надела узкую юбку…» — строки из стихотворения А. Ахматовой «Все мы бражники здесь, блудницы…» (1913). «Куранты любви» (1910) – книга стихов и нот М. Кузмина. «В сердцах, восторженных когда-то…» — строки из стихотворения А. Блока «Рожденные в года глухие…» (1914), посвященного З. Н. Гиппиус. Оцуп Николай Авдеевич (1994—1958) — поэт, прозаик, публицист, историк литературы; в эмиграции с 1922 г. «Я встречала там/Двадцать первый год…» – строка из стихотворения А. Ахматовой «Почернел, искривился бревенчатый мост…» (1917), вошедшего в книгу стихов «Anno Domini».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

17/30 декабря 1910. Пятница. Перевод расписок к отчету. Вечером всенощная, за которой были все учащиеся.   18/31 декабря 1910. Суббота. С половины 8-го часа Литургия. Служил Преосвященный Сергий и приобщал Святых Тайн всех учащихся. Днем перевод расписок к Отчету. С 6-ти часов вечера всенощная, за которой и я готовился к завтрашнему служению Литургии. Но кашель все еще силен. В старости организм слабо реагирует на болезнь.   19 декабря 1910/1 января 1911. Воскресенье. Японский Новый год. С 9 часов Литургия. Я служил с иереями. Потом молебен, затем обычные поздравления. Певчие пропели «Икутоси мо». Раздача на «кваси».   20 декабря 1910/2 января 1911. Понедельник. Прием нескольких поздравителей. Приведение в порядок расписок.   21 декабря 1910/3 января 1911. Вторник. В 1 час отпели Елену Канда, жену типографа Матфея Канда, помершую после краткой болезни. На отпевание собралось много знакомых его, нехристиан. Петр Исикава, после Евангелия, сказал благочестивую речь в назидание нехристианам, не знающим воскресения. Посол Николай Андреевич Малевский был. Первое слово его поразило меня: – Нужно спасать нам Епископа Сергия. – От чего спасать? – Он в Иркутске сказал речь противоправительственную. И прочитал мне письмо к нему Министра иностранных дел Сазонова и речь, будто бы сказанную Преосвященным Сергием. – Это, конечно, извращено. Преосвященный Сергий не сказал такой речи. В этом можно убедиться сейчас же, позвав сюда Преосвященного Сергия и спросив, какую речь он произнес в Иркутске. " Это и было сделано. Преосвященный Сергий, позванный мною, узнав от Николая Андреевича о происшедшей по поводу его тревоги, повторил речь, сказанную им в Иркутске, и изъявил желание написать ее и доставить послу для отсылки к Министру иностранных дел. Николай Андреевич был успокоен этим и отбыл, выразив желание иметь список речи Преосвященного Сергия.   22 декабря 1910/4 января 1911. Среда. Преосвященный Сергий написал прекрасное письмо послу с отрицанием нелепостей, взведенных на него, а также прекрасную речь, сказанную им в Иркутске, и тем совершенно успокоил посла, который в сем же духе отпишет в Петербург, и тем сей инцидент будет исчерпан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

СПБ, 1912. «Приб. к «ЦВ» 1912, 3, стр.83. -“- 1912, 16, стр.649. “Имябожники» «Великое искушение около Святейшего имени Божия и плоды его». «Сергиева Лавра» 1914, стр. 138. Отзыв о труде см. «Приб. к «ЦВ» 1914, 14–15, стр.729. “Зрелища и увеселения близ народных святынь». Сергиев Посад, 1914. «Равноапостольный наш просветитель и его святые дети-мученики». Центр, 1915. «Что такое спиритизм». Сергиев Посад, 1915.· «Слово семинаристам пред началом учения 31 августа 1908 года». «Приб. к «ЦВ» 1908, 36, стр.1741. «Свобода совести имеет свои границы». «Приб. к «ЦБ» 1910, 21, стр.834–840. «Думы и заботы архипастыря». «Приб. к «ЦВ» 1910, 24, стр.958–961. «Что нам нужнее всего». «Троицкий патерик или сказание о святых угодниках Божиих». Св.Троиц.Серг.Лавра, 1896. «Христос Воскресе!» «Приб. к «ЦВ» 1909. “Нужды современного монашества». «Приб. к «ЦВ» 1909, 20, стр.859–864. 1909, 21–23; «Архипастырский привет духовным юношам». «Приб. к «ЦВ» 1909, 24, стр.1075–1077. «Монашество и благотворительные учреждения». «Приб. к «ЦВ» 1909, 39, стр.1798–1806. «В добрый путь». «Приб. к «ЦВ» 1908, 24, стр.1091–1094. «Послание в день всепрощения 7 февр.1909 года». «Великий пяток». «Приб. к «ЦВ» 1909, 12, стр.546. «На дни Страстей Господних». «Приб. к «ЦВ» 1910, 15, стр.689. «Дивное путешествие». «Приб. к » ЦВ» 1910, 22, стр.883. «Из воспоминаний детства». «Приб. к «ЦВ» 1910, 23, стр.921. «Идите и вы в виноградник Христов». «Приб. к «ЦВ» 1910, 24, стр.957. «Какой памятник поставить святым печальникам родной земли». «Приб. к «ЦВ» 1910, 25, стр.1013. «Бог зовет нас к покаянию грозными явлениями в природе». «Приб. к «ЦВ» 1911, I, стр.1–4. «Наше крещение и наш крест». «Приб. к «ЦВ» 1911, 2, стр.55–57. «Возлюбленным о Господе чадам Церкви Вологодской мир и Божие вседействующее благословение». «Приб. к «ЦВ» 1911, 8, стр.309–312. «За святые дни». Речь в государственном совете, произнесенная 16 Февраля 1911 года. «Приб. к «ЦВ» 1911, 9, стр.370–374. «Слезы у гроба Господня». Слово в Великий Пяток над Плащаницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Впрочем, до полудня занимался в библиотеке упорядочением журналов для переплета. После обеда рассылка содержания дальним служащим Церкви за 9-й и 10-й месяцы.   5/18 августа 1910. Четверг. Полученный от Преосвященного Андроника список жертвователей вносил в приходо-расходный построечный Отчет, который, к счастию, не отослан еще.   6/19 августа 1910. Пятница. Праздник Преображения Господня. В Церкви совсем мало молящихся. Все еще наводнение мешает. После Литургии освятил виноград и плоды, свои и принесенные христианами.   7/20 августа 1910. Суббота. Дополнение построечного Отчета списком жертвователей, который немал. Видно, что Преосвященный Андроник усердно потрудился для Церкви в Оосака, в память своего пребывания там. Катехизатор Павел Кубота с семейством прибыл, по пути из Фукурою, где служил, в Хацинохе, куда назначен Собором. Один из самых старых катехизаторов, но заматеревший в бездеятельности; оттого и не избирают его в иереи, ни даже в диаконы. Вот и теперь: давно бы уже надо ему отправиться на место службы, а он только что притащился под предлогом наводнения.   8/21 августа 1910. Воскресенье. До Литургии было крещение. Для служения в приходе Канда прибыл катехизатор (и вместе переводчик) Игнатий Мацумото из Цуруга, оказавшегося бесплодным для проповеди; почему Собором и переведен оттуда Мацумото, принявший это назначение весьма неохотно.   9/22 августа 1910. Понедельник. Послал Донесения и приходо-расходные Отчеты о постройке Храма в Оосака в Святейший Синод и в Совет Миссионерского Общества в Москве. Наплыв просьб русских о принятии учеников в Семинарию. Из Харбинского уезда вчера было одно, сегодня пришли четыре, с метрическими свидетельствами и прочими документами учеников. Приходится отказывать. Кому же учить? И где жить им?   10/23 августа 1910. Вторник. Писал в газеты краткий отчет о постройке в Оосака. Иов Яхаги, староста прихода в Канда, доселе казавшийся таким усердным христианином, вдруг оказывается совсем чуждым закону Христа. Несколько дней всего, как женил своего приемыша, и уже прогнал жену его из дома и учиняет развод, даже вопреки желанию ее мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Повесть «Серебряный голубь» (М., 1910), по замыслу Б., должна была стать 1-й частью трилогии «Восток или Запад». В ней Б. чутко предугадал серьезную духовную опасность для России сектантства, питательной почвой для к-рого являются народные суеверия, пережитки язычества и т. н. двоеверие. Традиц. для рус. лит-ры тема хождения в народ раскрывается здесь как антитеза «почвы» и культуры, противостояния голубиного и ястребиного, ангельского и бесовского в народной душе. По мнению Н. А. Бердяева (ст. «Русский соблазн»), Б. отрицает азиатскую, косную Россию во имя грядущей России, очищенной духовно и нравственно: «В романе А. Белого есть гениальный размах, выход в ширь народной жизни, проникновение в душу России... чувствуется возврат к традициям великой русской литературы, но на почве завоевания нового искусства» (Русская мысль. 1910. 11. С. 104). Свою трактовку национально-религ. самобытности России, не сводимой ни к западнической, ни к славянофильской концепции, Б. изложил в очерках «Россия» (газ. «Утро России». 18 нояб. 1910), «Трагедия творчества: Достоевский и Толстой» (М., 1911) и др. В 1909 г. Б. явился одним из организаторов изд-ва «Мусагет», объединившего сторонников символизма религиозно-философской ориентации. «Мусагетом» выпущены книги Б. «Символизм» (М., 1910) и «Арабески» (М., 1911) с философско-эстетическими, критическими и стиховедческими статьями 1900-х гг. Статьи Б. о символизме, о рус. классиках и совр. писателях составили его кн. «Луг зеленый» (М., 1910). Обоснованию философско-культурологического базиса символизма посвящены статьи Б., печатавшиеся «Мусагетом» в 1912 г. в двухмесячнике «Труды и дни» (Б. вместе с Э. К. Метнером редактировал издание). Эти книги и статьи объединены стремлением обосновать символизм как универсальную систему, охватывающую все аспекты мировой культуры и дающую ключ к осмыслению любых ее конкретных модификаций. Стихотворения 1909-1911 гг., собранные в кн. «Королевна и рыцари» (Пг., 1919), отразили перемену в мироощущении Б. от пессимизма и отчаяния к поиску нового пути жизни, к эпохе второй зари. Этому духовному перелому способствовало сближение с начинающей худож. Анной Алексеевной (Асей) Тургеневой (в 1910 г. она становится женой Б., их гражданский брак был оформлен в Берне). Вместе с ней Б. совершил заграничное путешествие и паломничество в Св. землю (дек. 1910 - апр. 1911: Сицилия, Тунис, Египет, Палестина). Свои впечатления и размышления Б. изложил в двухтомных «Путевых заметках» (издан был только 1-й). 14 апр. 1911 г. Б. записал: «Вчера встречали Пасху в Иерусалиме, у Гроба Господня! Христос воскресе! Что за великолепный город Иерусалим! Как радостно в Иерусалиме; здесь нет никакой профанации. Страшное напряжение чувствуешь у Гроба Господня: арабы, армяне, абиссинцы, копты, католики, греки, мужички... вся эта пестрая толпа радостно возбуждена. У Гроба Господня непрекращающийся Собор Церквей и этот Собор Церквей увенчан одним куполом».

http://pravenc.ru/text/77962.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010