к печати: М. Н. Тихомиров, Л. В. Милов. М., 1961. С. 29-103 [изд. «Закона судного людем» Кр. редакции по «М. П.» и Кормчим]; Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв./Ред.: Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 198-199, 203-204 [изд. записей «О уставленьи татьбы» и «О обрученьих» по Троиц. 15]; Schneider R. Die moralisch-belehrenden Artikel im altrussischen Sammelband Merilo Pravednoe. Freiburg, 1986. (MLS; Т. 23); [изд. и исслед. 1-й части «М. П.» по ркп. РГБ. Троиц. 15]; Мазуринская Кормчая: Памятник межслав. культурных связей XIV-XVI вв.: Исслед. и тексты/Изд. подгот.: Е. В. Белякова и др. М., 2002. С. 91-93, 587-700 [описание ркп. МДА. 187 и изд. по ней «М. П.»]; Визант. «Эклога законов» в рус. письменной традиции/Исслед., изд. и коммент.: Я. Н. Щапов. СПб., 2011. С. 19-58 [Эклога по ркп. Троиц. 15. Л. 165 об.- 195], 189-192 [Сокр. ред. Эклоги по ркп. Троиц. 15. Л. 72 об.- 74 об.]; Macaskill G. The Slavonic Texts of 2 Enoch. Leiden; Boston, 2013. (Studia Judaeoslavica; Vol. 6). P. 259-262 [текст 2-й кн. Еноха по ркп. Троиц. 15. Л. 36-38 об.]. Лит.: Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. М., 18392. С. 196-200; Калачов Н. В. О значении Кормчей в системе древнего рус. права//ЧОИДР. 1847. Кн. 3. С. 117-119; он же. Мерило Праведное//АИЮС. 1876. Кн. 1. Отд. 3. С. 40-42; [Строев П. М.] Предисловие к изд. 1819 г.//Законы вел. кн. Ивана Васильевича и Судебник царя Иоанна Васильевича с доп. указами. М., 1878. С. VI; Описание слав. рукописей б-ки Св.-Троицкой Сергиевой Лавры/[Сост. иером. Иларий, иером. Арсений]. М., 1878. Ч. 1. С. 28-33; Леонид (Кавелин), архим. Сведения о слав. пергаменных и бумажных рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой лавры в б-ку Троицкой духовной семинарии в 1747 г. М., 1887. Вып. 2; Сперанский М. Н. Переводные сборники изречений в славяно-рус. письменности: Исслед. и тексты. М., 1904. С. 316-320; Соколов М. И. Славянская Книга Еноха Праведного: Тексты, лат. пер. и исслед./Изд. подгот.: М. Н. Сперанский. М., 1910.

http://pravenc.ru/text/2563002.html

Ордынке, 24 (1902-1903, однокупольный храм, декорированный полуколонками и наличниками с разорванными фронтонами, не сохр.), реконструировал церкви св. Алексия, человека Божия, в Алексиевском мон-ре (1899, перестройка притвора и хор, создание ризницы и иконостаса), свт. Климента в Замоскворечье (1899-1900, реставрация) и Покрова Пресв. Богородицы в Красном Селе (1902-1904, капитальный ремонт с устройством приделов, архитектор сохранил классицистический стиль храма), перестроил часовню Знаменского монастыря (не сохр.), построил в 90-х гг. XX в. дом причта ц. Св. Троицы в Листах (ул. Сретенка, 27-29) и доходный дом по Трубной ул., 22. В последней по времени постройке Л.- 3-этажном на подвалах надвратном корпусе подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве (1913-1915) - впервые для зодчего элементы московско-ярославского стиля сочетаются с новой системой декора и деталями, выполненными в неорус. стиле (здание перестроено). Ныне на территории Москвы находится 4-ярусная красно-кирпичная колокольня Казанского Головинского мон-ря (1911-1913), завершенная невысоким шатром с главкой и покрытая ковровым кирпичным декором. Остальные постройки монастыря утрачены преимущественно в 70-х гг. XX в. Среди них также спроектированные Л. больничный корпус с ц. мц. Акилины (перестройка, 1898), трапезная (1898-1908), 2-этажный келейный корпус (проект 1904 г.). Л. работал в Московской губ.- построил 2-этажную Крестовоздвиженскую церковь-школу при Мишеронском стекольном заводе товарищества стеклянных заводов «Братья Н. и И. Костеревы» (1900-1902, перестроена) и деревянную одношатровую 3-частную Покровскую ц. в дер. Барвиха (1910-1911, не сохр., воссоздана на другом участке в 1996-2002), многоярусные надвратные колокольни в духе XVII в. для ц. Св. Троицы в с. Чашниково Московского у. (1895) и Покровской ц. в с. Кудинове Богородского у. (1900-1901), трапезную, ризницу и сторожку ц. Св. Троицы в с. Троицком Звенигородского у. (1894-1895), Васильевский корпус Крестовоздвиженского Иерусалимского мон-ря в с.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

Работа над «Курсом русской истории» продолжалась с 70-х гг. XIX в. до 1911 г. В полном виде он был издан в конце жизни К. (М., 1904-1910) (в 70-х гг. XIX - нач. XX в. по студенческим конспектам было осуществлено не менее 22 литографированных изданий). Популярности курса лекций способствовало блестящее в лит. отношении изложение материала. Ряд работ К. посвящен русской литературе как историческому источнику («Евгений Онегин и его предки» (1887), «Грусть: (Памяти М. Ю. Лермонтова)» (1891), «Воспоминание о H. И. Новикове и его времени» (1895) и др.). С именем К. связывают сложившуюся в Московском ун-те в кон. XIX - нач. ХХ в. историческую школу, в которую входили в первую очередь его ученики: П. Н. Милюков, М. М. Богословский, А. А. Кизеветтер, М. К. Любавский, Н. А. Рожков, М. Н. Покровский, Б. И. Сыромятников, Ю. В. Готье, А. И. Яковлев, В. И. Пичета, С. В. Бахрушин, Я. Л. Барсков и др. К. также оказал значительное влияние на становление С. К. Богоявленского, Г. В. Вернадского, М. А. Дьяконова, С. Ф. Платонова и др. Ученики К. развивали научные направления, заложенные в трудах учителя: историческую географию и историю колонизации (Любавский, Готье), деятельность органов гос. власти (Любавский, Кизеветтер, Богословский и др.), историографию (Милюков, Кизеветтер, Покровский), историю русской культуры (Милюков), социально-экономические отношения (Кизеветтер, Рожков, Покровский, Богословский, Готье) и др. Историк Церкви С. И. Смирнов продолжил начатое К. источниковедческое изучение древнерус. житий; ему также принадлежит обзор трудов К. по рус. агиографии (ЧОИДР. 1914. Кн. 1. С. 53-63). Идеи К. оказывали значительное влияние на историков и в советский период, в частности представление К. о Руси «городовой» и «торговой» (Покровский, И. Я. Фроянов и др.), а также отдельные оценки К. царствования Иоанна IV Васильевича Грозного (С. Б. Веселовский, В. Б. Кобрин и др.) и т. д. (см.: Усачёв А. С. Longue durée российской историографии//Общественные науки и современность. М., 2002. 2. С. 102-113). Труды по истории Русской Церкви

http://pravenc.ru/text/1841540.html

Архимандрит Аввакум (Честной) скончался в Петербурге 10 (22) марта 1866 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре у церкви Св. Духа. Потомки русских жителей крепости Албазин, уведенных в плен китайцами в 1685 г. и оставшихся жить в Китае. Архимандрит Августин (Никитин). Архимандрит Аввакум (Честной)— миссионер, дипломат, востоковед . Часть 1. [ Опубликовано в 2002 г. на сайте: www.seminaria.bel.ru]. История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года. М., 1997, с. 325–326; Неизвестные страницы отечественного востоковедения. Вып. 2. М., 2004, с. 167. «Каталог» о. Аввакума был напечатан без имени составителя в Петербурге в типографии Праца в 1843 г. Рукописи и книги, описанные в этом каталоге, распределяются по языкам следующим образом: китайский — 395 номеров, тибетский — 75, маньчжурский — 60, монгольский — 42, санскрит — 16. Дневник о. Аввакума, который он вел во время этого плаванья, опубликован в кн.: Архимандрит Аввакум (Честной). Дневник кругосветного плавания на фрегате «Паллада» (1853 год). Письма из Китая (1857–1858 гг.). Тверь, 1998. Русский биографический словарь. [Т. XV]. СПб., 1910, с. 164. См. также: ЭСБЕ. Т. XXV «А». СПб., 1898, с. 817–818. ЭСБЕ. Т. XX. СПб., 1897, с. 193–194. См. также: Русский биографический словарь. Т. «М». М., 1999, с. 233–245. Отчет Императорского Русского Географического Общества за 1866 г. (составлен секретарем Общества бароном Ф.Р. Остен-Сакеном). СПб., 1867, с. 3–4. (Цитаты по названной работе архимандрита Августина (Никитина). Материалы для истории Российской Духовной миссии в Пекине. Вып. I. СПб., 1905, с. 48–49. (Приписка В.П. Васильева). Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/2798315

Новгородская Четвертая Летопись//Полное собрание русских летописей. Т. IV. Ч. 1. Вып. 3. Л.: Издательство Академии наук СССР, 1929. С. 619. Новгородская Четвертая Летопись//Полное собрание русских летописей. Т. IV. Ч. 1. Вып. 3. Л.: Издательство Академии наук СССР, 1929. С. 619–620; Акты Археографической экспедиции (ААЭ). Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. СПб.: Типография 2 отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1836. Т. 1. (1294–1598). С. 203–204; Лебедев Н. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482–1563). М., 1877. Приложение. С. I–II; Кунцевич Г.З. Подлинный список о новых чудотворцах к Феодосию, архиепископу Новограда и Пскова//Известия ОРЯС. СПб., 1910. Т. 15. Кн. 1. С. 252–257. Архимандрит Макарий (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 104–105. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича//Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Наука, 1965. С. 51. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича//Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Наука, 1965. С. 49. Царственная книга//Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 453. Царственная книга//Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 453. Царственная книга//Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 453. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича//Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Наука, 1965. С. 51. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича//Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Наука, 1965. С. 51–52. Фроянов И.Я. Драма Русской истории. На путях к Опричнине. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 323–324. Высокопреосвященнейший Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Издательство Л.С. Яковлевой, 1994. С. 139–140.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

Грабарь И. Э. История русского искусства. История живописи. T.VI. Допетровская эпоха. Глава IX. Московская школа при Грозном и его приемниках. Александровский. С. 69 и 65 - собор Преображения, 75 - церковь Николая Чудотворца, 104 - церковь Покрова, 282 - церковь Сергия в колокольне, 294 - церковь Знамения. Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 300-305, 310-311 Морозов К. К. Памятник архитектуры - Новоспасский монастырь в Москве. М., 1982. 79 с.: ил. Путеводитель Машкова. С. 162-164. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 393-399; библиогр. Московские церковные ведомости. 1895. 33; 1897. 3; 1901. Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 469-470. Морозов К. К. Памятник архитектуры - Новоспасский монастырь в Москве. М., 1982. 79 с.: ил. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. T.II. Словарь . М., 1910 Логвинов Е. Иконы царских иконописцев второй половины XVII века из собрания Сольвычегодского историко-художественного музея.(Материалы к биографии)., 1993. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века . М., 1984 Памятники письменности, 1998 Логвинов Е. Иконы царских иконописцев второй половины XVII века из собрания Сольвычегодского историко-художественного музея.(Материалы к биографии)., 1993. «Историческое свидетельство». Русский Вестник, 2002, с. 11, фото. Диакон Евгений Семенов. Важнейшие подробности и обстоятельства вскрытия гробницы Государя Иоанна Васильевича Грозного в 1964 г. Доклад на конференциии " Исторические мифы и реальность " . 4 октября 2002 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Re: К вопросу об иконографии Царя Иоанна Грозного Спасибо большое уважаемый Алексей! Интересно, а по Коряжемским Святцам есть ли серьезные исследования, кроме заметки Голубинского? 1. Re: К вопросу об иконографии Царя Иоанна Грозного Само царское служение Помазанника Божия, как Удерживающего, свято. Поэтому и нимбы изображаются.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

Исключаемые из духовного ведомства за пороки и дурное поведение передаются в распоряжение губернских правлений» . В России в синодальный период существовала система наказаний, которая включала в себя как крайний случай снятие монашества. Эта мера наказания была обусловлена тем, что все монашествующие принадлежали к духовному сословию. Духовное сословие было привилегированным. Для того чтобы лишить всех прав состояния преступников, если таковые были монахами, их надо было лишить монашества как принадлежащего к духовному сословию. Преступник в наказание за провинность лишался всех сословных прав и всех привилегий, принадлежащих данному сословию. Когда же сословные преграды исчезли, то снятие монашества в постсинодальный период стало явлением крайне редким, так как оно не лишало никаких прав и привилегий монаха и не могло быть формой наказания. Российское правительство не признавало монашества, принятого за границей, в том числе и на Афоне. Для синодального периода весьма характерно то, как пишет И.К. Смолич, что «на протяжении всего XIX и в начале XX веков Синод ни разу всерьез не занялся вопросом монастырской жизни и лишь время от времени обращал внимание на несущественные частности ее» . (Продолжение следует.) Иеродиакон Никон (Горохов) 30 июня 2009 г. Смолич И.К. Русское монашество: 988–1917 гг. Жизнь и учение старцев//Приложение к: История Русской Церкви». М., 1999. С. 24. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1: Период первый, Киевский, или домонгольский. М., 2002. С. 559. Стоглавый Собор, бывший в Москве при великом государе царе и великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). СПб., 2002. С. 142. Духовный регламент всепресветлейшего державнейшего государя Петра I, императора и самодержца Всероссийского. М., 1897. С. 114–120. «В составе городского и сельского населения, по различию прав состояния, различаются четыре главные рода людей: 1) дворянство, 2) духовенство, 3)городские обыватели, 4) сельские обыватели (См.: Свод законов Российской империи: В 4-х кн. М., 1910. Кн. 1. Свод законов о состояниях. Ст. 2). . «Желающими постричься в монашество должны быть предъявлены: служащими – увольнение их начальства, а сельскими обывателями и прочими лицами податного состояния – увольнение от общества, свидетельство и согласие на то Казенной палаты. Окончательное разрешение дел об увольнении в монашество лиц бывшего податного состояния предоставлено губернатору ([ПСЗРИ]. Т. 9. Ст. 411)» (См.: Проволович А. Сборник законов о монашествующем духовенстве. Сергиев Посад, 1902).

http://pravoslavie.ru/30975.html

Священник Михаил Васильевич Князевский (1855 -?) был уроженцем деревни Добрывитки Псковского уезда, до 26 февраля 1908 года служил в погосте Теребени Опочецкого уезда. В собор он был определен настоятелем, с 4 ноября 1910 года – протоиерей. 14 апреля 1921 года о. Михаил был арестован, 4 месяца был под следствием. 12 августа 1921 года Псковским губернским ревтрибуналом священник Князевский был осужден без ссылки на статью закона по политическим мотивам. Приговорили о. Михаила к общественным принудительным работам с лишением свободы на 2 года. Дальнейшая его судьба неизвестна. 10 апреля 2002 года протоиерей Князевский был реабилитирован. Священник Алексий Алексиевич Торопогрицкий назначен служить в Спасо-Преображенский собор 4 ноября 1910 года. До этого он был полковым священником 196-го пехотного Инсарского полка. 3 ноября 1915 года о. Алексий освобожден от должности священника в связи с назначением законоучителем и классным наставником реального училища. На его место из погоста Турово Новоржевского уезда переведен священник Павел Покровский. Дьякон Никанор Иванович Покровский (1 сентября 1873 -?) родился в погосте Кунино Новоржевского уезда в семье священника. После окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в Опочецкой Успенской церкви, 4 сентября 1896 года назначен служить дьяконом в соборе.  19 января 1903 года рукоположен в сан священника и назначен служить в погост Ясно Порховского уезда. На его место 19 апреля 1903 года переведен из погоста Вехно Новоржевского уезда псаломщик Петр Сперанский, 9 мая 1904 года дьякон Петр Сперанский посвящен в сан священника и назначен служить в погост Посадниково Новоржевского уезда. Дьякон Капитон Городовицкий до 8 августа 1904 года был учителем в церковно-приходской школе. Он был рукоположен в сан дьякона Спасо-Преображенского собора, служил здесь до 31 октября 1905 года, когда был назначен священником в погост Чернозерье Островского уезда. С 6 апреля 1911 года дьяконом в соборе служил Александр Григорьевич Рудковский.

http://sobory.ru/article/?object=34582

55 Сандецкий Александр Генрихович (1851–1918?) – генерал от инфантерии (1910), командующий войсками Московского (1915), а затем Казанского (до 1917) военных округов. Замысловский Георгий Георгиевич (1872–1920) – монархист, видный деятель СРН, депутат III и IV ГД (фракция правых), с первых дней революции признал законность Временного правительства. Палладий (Добронравов; 1865–1922), еп. – с 1914 еп. Саратовский и Царицынский; 6 марта 1917 приветствовал «обновлённый государственный строй». 56 «Летом 1915 г. с письмом к митрополиту Макарию обратился В. И. Востоков. ...Отец Владимир видел в Распутине человека, давно оскорблявшего Церковь , разрушавшего государственную жизнь и подкапывавшегося под священное достоинство русского царя. «Если... распутинское зло останется в прежней силе, при молчании о нём церковной власти, то народ вправе будет назвать такую власть лицемерною, а ведь это ужасно!» Призыв остался без последствий, но, скорее всего, дошёл до императрицы. ...Она написала Николаю II, что было бы хорошо, если б митрополит Макарий «отделался» от о. Владимира. ...Вскоре его перевели из Москвы в провинцию» (Фирсов С. Λ. Русская Церковь накануне перемен. M., 2002. С. 476). 57 Макарий (Парвицкий-Невский), митр. Архипастырское послание//Московские церковные ведомости. 1917. 21 января. 3/4. С. 33–35. Автор призывал «сплотиться около престола Царского» и не сообщаться с обольщающими народ мятежниками, чинящими «препятствия для богоучреждённой власти, от Государя поставленной». Любопытен и следующий пассаж: «Даже в аду есть власть. Без власти не может существовать никакое общество... Итак, повинуйтесь властям». 58 Штюрмер Борис Владимирович (1848–1917) – председатель Совета министров (1916). Протопопов Алексей Дмитриевич (1866–1917) – с сентября 1916 министр внутренних дел. Оба арестованы 1 марта 1917. 61 Соколин Иоанн Васильевич (1868–1938), иерей – родился в с. Кондаково Олонецкой губ., окончил ДС, с 1894 служилв хр. Св. Марии Магдалины в Вохоновском женском м-ре Царскосельского уезда (с 1899 на территории Богородицкого Пятогорского женского м-ря). В 1901–1904 настоятель хр. Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Земледельческой колонии Петербургского уезда, а затем настоятель хр. Илии Пророка на Ржевке. В 1919 арестован в Вологодской губ. «за укрывательство секретных документов», освобождён через 14 месяцев, в 1922 служил на Афонском подворье. Потом нелегально проживал в Ленинграде, служил тайно на Смоленском и Новодевичьем кладбищах, в 1932 осуждён на 3 года концлагеря, в 1933 освобождён досрочно и выслан в Северный кр. После возвращения снова был бродячим священником, «прославлял блаженных и юродивых»; расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Григорьев А. П., «Сборник ханских ярлыков русским митрополитам», изд. С-Сб Университета, 2004 г. Сборник «Историография и источниковедение стран Азии и Африки», вып. VII. Л., 1983 Владимир Махнач, «Святой Благоверный Князь», «Империи в мировой истории», «Основание Сарайской (Крутицкой) епархии: забытые причины». Кучкин В. А., «Ханы Мамаевой Орды», из сборника «Девяносто лет Баскакову». М., 1996. Сафаргалиев М. Г., Распад Золотой Орды, Саранск, 1960. Левшин А. И. «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей». Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Тихомиров М.Н. «Древняя Москва XII - XV вв». Пензев Константин. «Национальный состав Золотой Орды». Полубояринова, «Русские в Золотой Орде» М.,1997. Иван Белозеров, «Русские митрополиты и ханы Золотой Орды: система отношений». «Вестник МГУ», сер.8, История, 2003, Плано Карпини, «История монгалов», Алматы, «Гылым», 1993, стр.70. Гильом де Рубрук, «Путешествие в Восточные страны», Алматы, «Гылым», 1993, стр. 108. Румянцев П.П. «Очеркистории киргизского народа» С-Пб., 1910 г. Кляшторный С.Г., Султанов Т. И. «Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье», С-Пб, 2000 г. Белозеров И. В. «Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII- XIV века». М. 2002 г. Г. А. Федоров-Давыдов, «Религия и верования в городах Золотой Орды». Священник Илья Соловьев, «Крутицкое подворье в прошлом и настощем», Москва, 2007 г. Надинский П. Н. «Очерки по истории Крыма». Ч. 1. - Симферополь, 1951 г. Тихомиров М. Н, «Древняя Москва XII - XV вв». Похлебкин В. В. «Татары и Русь, 360 лет отношений. 1238 - 1538». Протопресвитер Георгий Металлинос, «Церковь и государство», Пермь, «Панагия», 2003. Манягин В. Г. «Апология Грозного Царя». Критический обзор литературы о Царе Иоанне Васильевиче Грозном, Издание 2-е, исправленное и дополненное Издательство «Русский Вестник». Сборник «Россия перед вторым Пришествием», том I, М., «Общество Святителя Василия Великого». Т. М. Фадеева, «По горному Крыму» М., «Искусство», 1987.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/18/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010