Школы при церквах и монастырях получили начало своего официального существования с 1836 года, когда воспоследовало особое Высочайшее повеление по духовному ведомству о приглашении и поощрении всего православного духовенства к повсеместному заведению при церквах и монастырях школ для наставления детей поселян в Законе Божием, чтении, письме и других необходимейших первоначальных познаниях 1 . – Как горячо откликнулось наше духовенство на призыв его к делу учительства в школах, об этом весьма выразительно свидетельствуется во всеподданнейшем отчете обер-прокурора графа Протасова за 1837 год. Первоначальное обучение, – говорится в заключении этого отчета, – заводится при церквах и монастырях с таким усердием, что едва Святейший Синод предложил сию Высочайше указанную меру, как на первый раз в шести епархиях частию было уже открыто, частию предназначено к открытию около полутораста школ, для нескольких тысяч крестьянских детей (стр. 122). Засвидетельствованное гр. Протасовым усердие духовенства при заведении школ не было случайным явлением в среде духовенства, мимолетным, так сказать, его порывом, быстро возникшим и скоро исчезнувшим. Нет, ревность духовенства в деле первоначального школьного обучения крестьянских детей стала обнаруживаться с каждым годом все очевиднее, осязательнее. В 1839 году, т. е. чрез три года со времени первых распоряжений о заведении церковных и монастырских школ, число последних достигло уже 2000 с 19000 учащихся. И после 1839 года школы при церквах и монастырях постоянно умножались в продолжение целой четверти столетия, пока не постигла их самая печальная участь, угрожавшая им конечным уничтожением. Увеличение числа церковных школ продолжалось до 1864 года. В этом году общее их число возросло до 22305, а учившихся в них до 427165. С этого же 1864 года начинается быстрое сокращение в числе церковных школ, продолжавшееся до 1881 года, когда оно упало до 4400 с 106380 учащимися 2 . Затем, церковные школы снова стали возрастать в своем числе, каковой прирост продолжается и доселе. К 1-му января минувшего 1898 года их было около 38½ тысяч, а учившихся до 1337500.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Кузьмадино. Церковь Космы и Дамиана. Козьмодемьянская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Святых бессеребренников Козьмы и Дамиана Село Кузьмадино на берегу р. Колокши, в двух километрах от Юрьева-Польского, ещё в начале XX в. Называлось Козьмодамианское. Это одно из древнейших поселений Суздальской области, оно основано в XIII-XIV в.в. В XIV в. Козьмодамианское по документам значилось вотчиной князей московских. Димитрий Тоаннович Донской (1350-1389) духовной грамотой от 1389 г. завещал село сыну Юрию Димитриевичу (ок. 1374-1434), удельному князю Звенигородскому, в 1433 и 1434 г.г. великому князю московскому. Великий князь Василий Васильевич духовной грамотой от 1462 г. завещал село супруге, Марье Ярославовне (ум. 1484). В 1597 г. село было пожаловано Троице-Сергиевому монастырю, во владении которого оставалось до 1764 г. Потом оно было в ведении Коллегии экономии. В грамотах XIV и XV в.в. Козьмдамианское, или Кузмодемьянское, называется село, что указывает на существование уже тогда храма. В патриарших отказных книгах за 1612 г. сказано: «В селе храм Козьма и Дамьян, а у церкви поп Сидор, да крестьянских 7 дворов, бобыльских 4 двора…». В 1803 г. усердием прихожан вместо деревянной церкви построена каменная, с каменной колокольней. Главный храм освящён во имя Святых бессеребренников Козьмы и Дамиана, придельный теплый – во имя Святителя Николая Мирликийского. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика.С 1893 г. в селе существовала церковно-приходская школа. К Козьмодамианскоой церкви в 1829 г. была приписана Тоанно-Богословская (деревянная, построенная заново в 1866 г.) с. Колокольцева (Родионово тож), уничтоженная в советское время. Из книги Протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». - Владимир. 2005, стр.122-123 Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, от 2 марта 1930 года. § 53. СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви в с. Кузмадино Юрьев-Польского района Александровского округа. 19/157. ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что граждане села Кузмадино на своем общем собрании вынесли постановление о закрытии указанной церкви и о передаче ее под культурно-просветительные цели - договор с группой верующих на пользование этой церковью расторгнуть и передать последнюю в ведение сельсовета для использования в соответствии с желанием населения. Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании Президиума 29 от 05 марта 1930 г. § 31. ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 19. Л. 39. Комментарии и обсуждение Церковь бесхозная, без кровель, состояние аварийное. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02698

III. Apxuмahдpum тавеннисиотов Виктор при дворе константинопольском в 431 г.1892, 1–2 (стр. 63–89), 5–6 (335–861).  Appendix: «Napaboлahы» ли? (Орфографический вопрос). 1892, 7–8 (стр. 18–37). В отдельных оттисках: выпуск третий, 181–255 стр. IV. Дehь и год мученической кончины св. евангелиста Марка. 1893, 7–8 (стр. 122–174); 11–12 (405–434). В отдельных оттисках: выпуск четвертый, 259–434 стр. 5 .  Несколько страниц из церковной истории Эфиопии . I. К вопросу о соединении абиссин о православною Церковию. (Речь, читанная на годичном акте Академии 16 февраля 1888 г.). 1888, 3–4 (стр. 450–469). II. Богословские споры в эфиопской Церкви. 1888, 7–8 (стр. 80–62); 11–12 (775–832). В отдельных ommuckax I-II bмecme 111 стр. За это исследование (в связи с исследованием «рассказы Диоскора о Халкидонском соборе» и «Описанием двух эфиопских рукописей, пожертвованных преосв. Анатолием в Библиотеку Спб. Дух. Академии») автору (8 февр. 1890 г.) присуждена Советом Академии полная Макарьевская премия. 6 .  Либерий, епископ римский, и сирмийские соборы . Четверть часа магистерского коллоквиума 8 октября 1890 года, дополненная и разъясненная (По поводу коллоквиума В. Н. Самуилова: «История арианства на латинском западе», 353–430 г.). 1891, 3–4 (стр. 304–315), 5–6 (434–459), 7–8 (61–78), 9–10 (266–282), 11–12 (386–394). Экскурс первый: Сардика или Сердика? Орфографический вопрос. 1891, 5–6 (стр. 511–517). Экскурс второй: Реабилитация четырех документов 343 года. 1891, 7–8 (стр. 79–109). В отдельных оттисках все вместе: Выпуск первый (rлabы I-X), 119 стр. 7 .  Михайлов день . Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд). 1892, 11–12 (стр. 593–644). В отдельных оттисках 56 стр. 8 . Следы древних месяцесловов поместных церквей. 1893, 1–2 (стр. 177–210). В отдельных оттисках: Appendix к этюду «Михайлов день», 59–94 стр. 9 .  Из истории Церкви сиро-персидской . Глaba I. Cynyprah. Значение этого имени. 1899, 1 (стр. 95–112). Экскурс А. Sephakan-Waspurakan (uз исторической географии Армении). 1899, 1 (стр. 112–121).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

200 Сочин. преосвящ. Филарета архиеп. Черниговского Русские святые под 7 чис. сент. стр. 25. Правила черноризцем напечат. в Дух. Вест. 1863 г. изд. Невоструева. В ист. митр. Макария этих правил нет. Примеч. Святителю Иоанну приписывается продолжение летописи преп. Нестора под названием Новг. летописца. Но об этом труде святителя говорится лишь во 2 кн. сочинения «Путеводитель от Москвы до С.-Петербурга» стр. 391 и больше нигде. 201 Камень отпал от стены по случаю будто бы происходившей поправки в Предтеченском приделе. См. в памятн. книжке свящ. Краснянского стр. 28. В летописях же о поправлении придела в это время ничего не говорится. А списатель жития свят. Иоанна отпадение небольшого камня, которым сделано было на крышке гробницы отверстие, приписывает именно чуду. Рукописное житие святителя в моей библиотеке. Автор. 209 Архим. Макария Новг. древн. ч. 1 стр. 71,72. О том как изображали св. Иоанна иконописцы, см. «подлинник» Сахарова стр. 88. Спб. 1849 г. 210 Полн. собр. лет. III, стр. 19. В других списках летописей о св. Варихисие под 29 марта не говорится, да и святого с таким именем в святцах не встречается. 216 См. рукоп. хроногр. с 6513 по 7119, принадлежал частн. библиот. Кисленского стр. 12, Неофиц. ч. Новг. Губ. Вед. за 1850 г. 13, стр. 91, в подстроч. Примеч. 217 Рукоп. о владыках Новгородских, в моей библиотеке. Авт. Новг. Губ. Вед. за 1850 г. 3, стр. 14; сн. Новг. III лет. стр. 217. 226 Многие из наших князей долго еще носили два имени: одно христианское, другое явыческое; только в XIV в. это стало изменяться и, наконец, прекратилось. Об именах неприличных христианству, как об остатке язычества, рассуждали и на Стоглавом соборе 1561 г. 230 Новг. II лет. стр. 127 и примеч. под бук. «ж». Николаевская Островская церковь в одном месте летописи (24) названа св. Никифора, но монастырь назывался Островским Николаевским (см. истор. Uep. V , стр. 381). Если это не ошибка, то не было ли там придела во имя св. Никифора, что летописец смешал. Бывали примеры, что храмы носили название по придельным престолам, это ведется и теперь в Москве. Воскресенский мужеский монастырь был после девичьим (см. истор. Иерарх. ч. III стр. 616; истор. разг. о древн. Новг. стр. 77 и 84), во всех же списках летописей его ошибочно называют девичьим. Новг. III лет. стр. 217, в примеч. под 6850 г. (Новг. Губ. Вед. за 1850 г. 18, стр. 122, прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

31) Уфимские епархиальные ведомости: 1886 год 1894 стр.213; 1897 стр.395-396; 1900 стр.639; 1902 стр.1598; 1903 стр.1601; 1907 стр.257-258; 1908 Приложения с. 21-24; 1908 с.687-690 1909 с.354-355; 1909 стр.1279-1281; 1911, стр.162; 1913 стр.330; 1913 стр.408-409; 1914, стр.247; 1917 стр.533. 32) Справочная книга Уфы с приложением плана. Составлена чинами Уфимской городской полиции. Изд. 2-е. 1908 год, Уфа, стр.193. 33) Справочная книга г.Уфы с приложением плана. Составлена чинами Уфимской городской полиции. Изд. 3-е. Электр.тип.Уф. Гор. Пол., 1913 год, стр.208. 34) Дело Канцелярии ЕЯ Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны и Управления делами Августейших детей Их Императорских Величеств " Милицин Николай Васильевич, священник села Иглина, Уфимской губернии о пособии на церковь в селе Михайловке Бирского уезда " . (РГИА ф.525 оп.2 (215-27) д.122. л.Титул, 1-2, 5,7,8-9,10,14,16,17.18-18об.,23). 35) Канцелярия Обер-прокурора Святейшего Синода. Священник Николай Васильевич Милицин. (РГИА ф.797 оп.83 3 отд.4ст. д.73 л.1-3). 36) Уфимский губернский Совет народного хозяйства. Личное дело Милициной Елены Николаевны. (ГКУ Национальный архив РБ ф.Р-173 оп.2., д.1589 л.1-4). скрыть способы оплаты Комментарии Инга 2 декабря 2022, 10:12 Потрясающая история! С благоговением ,трепетом и со слезами прочитала статью Ларисы Рудаковой. Благодарные потомки, которые помнят и чтут-это милость Божья! Геннадий Милицин 30 ноября 2018, 19:57 Я РОДОМ ИЗ ОРЕНБУРГА. МОЙ ОТЕЦ - МИЛИЦИН КОНСТАНТИН ПАПИЕВИЧ РОДИЛСЯ В 1910 ГОДУ. ЕГО СЕСТРА ВЕРА ПАПИЕВНА. МОЙ ДЕД - МИЛИЦИН ПАПИЙ ГЕОРГИЕВИЧ УЧИЛСЯ В ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ В ЧЕЛЯБИНСКЕ. МОЙ ПРАДЕД ТОЖЕ СВЯЩЕННИК.ПРОЧИТАЛ ВАШЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАТЕЛЬНО НО НЕ НАШЕЛ РОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ. ВЫ СДЕЛАЛИ ОГРОМНУЮ РАБОТУ.НАДО ПОМНИТЬ И ЧТИТЬ СВОИХ ПРЕДКОВ. Маргарита Сперанская 18 октября 2017, 14:33 Выражаем огромную благодарность данной редакции сайта за размещение статьи Ларисы Рудаковой о нашем предке о.Николае. Благодаря ей мы получили достоверные сведения о его жизни, его верном служении Отечеству и Господу. От потомков о.Николая правнучка Маргарита Сперанская.

http://pravoslavie.ru/106526.html

792 В Древн. Рос. Госуд. Отд. III. стр. 121: «Два гнезда томариков чипрасовых; одно гнездо маленько, ушки и накосточки серебряные, золочены, резные. перье белохвосцовое, под перьем и пониже перья и повыше наконечников перевито золотом». – «Два томара, один маленькой, ушки и накосточки рыбей зуб, перье белохвосцовое». – В Букваре иером. Кариона Истомина (1694 г.) есть стих: «В дому потребен токмак (колотушка, пест), томар стрельный»; в нем изображен и самый томар. 798 Историческому исследованию о старинных русских знаменах и подробной описи их посвящен большой труд Лук. Яковлева под заглавием «Русския старинныя знамена. Москва. 1865». – Много сведений собрано также А. Висковатовым в «Историческом описании одежды и вооружения Российских войск. ч. I. стр. 110–172 и прилож. стр. LXXXVI-CLIV». 801 В Синопсисе (Киев, изд. 2-е, 1823) читаем на стр. 115: «утвердивши полки; прииде под свое чермное знамя и ссед с коня, совлече с себе приволоку царскую и в иную облечеся, и на иного коня всяде. Того же коня даде под Михаила Андреевича, любимого своего, и ту приволоку царскую на него возложи. Повеле же и знамя свое рындалю своему над ним возити». На стр. 122: «Князь же Владимир ста под чермным знамением, и не обрете в полку брата своего, великаго князя Димитрия. 802 «Повеле государь (Иван Васильевич, под Казанью) херугви христианския развертити, сиречь знамя». Царств. кн. СПб. 1769. стр. 264. 803 При осаде Луцка (1149 г.), братья Андрея Боголюбского «стяг его видяхут не взволочен, не величаву бо ему сущю на ратный чин». Летоп. по Лавр. сп. изд. 1872. стр. 307. – «Завед Кунуй пешце (1096 г.) напя стяг Володимер». Там же, стр. 231. 804 «Выступи полк (Суздальский) из загорья, вси во бронях яко во всяком леду, и подъяша стяг. Там же, стр. 357. – «Половци взасошася, от страха не взмогоша и стяга поставити». Летоп. по Ипат. сп. изд. 1871. стр. 186. – Изяслав (Мстиславич) «постави стяги Галичския, и поидоша Галичане под своя стяги». Там же, стр. 322. 805 «Бысть сеча зла (1169 г.), и потяша стяговника нашего, и челку стяговую сторгоша с стяга». Летоп. по Лавр. сп. стр. 342.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

2907 Последние дни жизни графа Дм. Н. Блудова – в Страннике 1864 г., май, стр. 102–110; – ср. о нем т. II Хроники по указателю. 2912 Полное заглавие этого издания следующее: «Древние памятники русского письма и языка (X–XIV веков) Общее повременное обозрение с палеографическими указаниями и выписками из подлинников и из древних списков»: Труд И. Срезневского , Спб. 1863 г. 2913 (Казанского), известного археолога – палеографа; он был с 1856 г. Настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, а в 1860 г. уволен от управления им: † еп. Угличским 1893 г. июля 20. 2914 Миролюбовым, с 1860 г. – настоятель Новгородского Антониева монастыря; с 1887 г. – архиеп. Донской; в 1894 г. апр. 30 увол. на покой; † в Нижнем Новгороде 24 дек. 1894 г. 2920 О 300-летнем юбилее М. Син. типографии см. статью П.А. Бессонова в Русск. Арх. 1867 г., 5 и 6, стр. 914. 2925 Алексей Васильевич, служивший в м-ве иностр. дел, † в 1880 г. членом Госуд. Совета и егермейстером Высочайшего Двора и отзывов митр. Филарета, т. V, стр. 671. 2927 1-го апреля Ионг был в Троицкой Лавре и посетил духовную академию. см. приб. к тв. св. Отцов, 1882 г., ч. 30, стр.55–57. 2928 О пребывании Ионга в Москве преосвящ. Леонид сохранил в своем дневнике довольно обстоятельные сведения. Сведения эти напечатаны в книге: «Записки о жизни и времени святителя Филарета, митр. Московского» Н.В. Сушкова, М. 1868 г. Приложение XXVII, стр. 53–61. – О пребывании Ионга в Спб. по возвращении из Москвы в «Страннике» 1865 г., апр. стр. 19–22. 2930 Разумеется ректор семинарии архим. Алексий (Новоселов), см. о нем том II Хроники, стр. 745–746. 2933 Надежность, кафедральным протоиереем и ректором училища, см. о нем т. I Хроники, стр. 122, и т. II, стр. 747. 2935 Великую княгиню Елену Павловну. См. письма митр. Филарета к наместнику архим. Антонию, ч. 4, М. 1884, стр. 428, 1542. 2940 Разумеется, вероятно, постоянная выставка Общества Любителей Художеств, помещавшаяся на Мясницкой, в доме Почтамта. 2944 Известна теперь под именем Пятницкой. См. о ней статью и(ером.) А(рсения) в Чтениях в О-ве Истории и Древн. Росс. 1894 г., кн. IV.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но вместо этого он сошелся с Пимином и бежал к туркам. Пимин посвятил Феодора епископом Ростовским, а он, с попущения митрополита, присвоил себе титул архиепископа. Оба низложены Константинопольским собором 1387 – 8 г. Р. И. Б. VI, вт. сч., 216–20. Из путешествия он воротился в 1388 г. Помер 28 ноября 1395 г. Голубинский, История, II, 1, 251 – 260. А. А. Титов , Ростовская иерархия, 37–40. О Житии Феодора см. Ключевского, Жития святых, 353 920 ) XV – XVI века Духовники удельных князей. Преп. Савва Сторожевский или Звенигородский. † 1406 г. – Юрия Димитриевича, кн. Звенигородского. Житие преп. Саввы, ркп. Водок. Б-ки 381, л. 126 и об. Преп. Кирилл Белозерский †1427. – Андрея Димитриевича, кн. Можайского, его супруги Аграфены Александровны, детей их Ивана и Анастасии. А. И. I. 32. См. выше, стр. 142, 148–149. Преп. Григорий Пельшемский. †1441 (1442 или 1449 г.). – Юрия Дмитриевича Галицкого Житие преп. Григория. Вел. Ч.-Минеи, 30 сент., стб. 2290. Феодосий, игумен Клопский (1412–1421),впоследствии архиеп. Новгородский (1421–1425). – Константина Димитриевича, кн. Углицкого. Житие Михаила Клопского в редакции Василия Тучкова. Пам. Стар. рус Лит. IV, 39. Преп. Паисий Галицкий. f ок. 1460 г. Житие преп. Паисия. Прав. Соб. 1898, июль–авг., 25–26. Паисий получает от него вотчину. – Димитрия Юрьевича Красного, кн. Галицкого. Осия священноинок. 1441 г. П. С. Р. Л. VIII, 110, XII, 38. Приоб- щает князя пред смертью, читает канон на исход души, закрывает глаза умершего. Феофан архимандрит. Около 1452г. – княг. инокини Евпраксии (в мире Елены), супруги Владимира Андреевича Серпуховского. С. Г. Гр, и Д. I, 82, стр. 191. Спиридоний, игумен Троицкого Сергиева монастыря. 1472 г. С. Г. Гр. и Д. I, 96, стр. 233. – Юрия Васильевича, кн. Дмитровского. Преп. Пафнутий Боровский. † 1477. Житие по изд. проф. Кадлубовского. Сборник Ист.-Филолог. Общества при Инстит. кн. Безбородко в Нежине. II, 136. См. выше, стр. 142–143. Иван поп, 1477 г. – Бориса Васильевича, кн. Волоцкого. С. Г. Гр. и Д. I, 105, стр. 253. Микита поп. Ранее 1477–1481 г. – Андрея Васильевича Меньшого, кн. Вологодского. С. Г. Гр. и Д. I, 212, стр. 272. Присутствовал при погребении преп. Пафнутия Боровского (май 1477 г.) и назван духовником кн. Андрея Васильевича Меньшого. Житие преп. Пафнутия, изд. проф. Кадлубовским, 148. Иван поп. 1486 г. – Михаила Андреевича, кн. Верейского. С. Г. Гр. и Д., I, 121–122, стр. 302, 303–305. Тот же духовник упоминается в Записке Иннокентия о посдедних днях преп. Пафнутия Боровского († 1477). Ключевский, Жития святых, 443–444. Досланный князем к Пафнутию настойчиво добивается получить от него благословение для князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

36 За весь период от основания монастыря до второй четверти XVII века нам известен только один случай продажи Кирилловым монастырем своей земли: «князь Давид Хромой дал в Кириллов монастырь село Однолетово, и то село продали, а взяли на нем (по словам «Вкладной книги») 160 рублев» (Рукоп. Кир библ. 78–1317, л. 83. – В запродажной цена селу указана в 200 руб. – А. Юр., 80, стр. 122–123). Чаще бывали случаи выкупа земель родственниками вкладчиков. Так Иван Федорович Наумов дал вкладу в Кириллов монастырь при игумене Афанасие за село Карповское с деревнями (Углицкого уезда) 120 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 87 и об.), Михаил Никитин Юрьев дал 22 рубля 18 алтын за вотчину село Лычово (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 89 об.) и т. п. (Другие примеры указаны в приложениях, где см. также и о случае отказа от вклада при игумене Серапионе). – Продавая сделанные на городских дворах своих постройки, кирилловская братия обыкновенно уступала их без земли. (О таких сделках сохранилось несколько указаний. В купчей от декабря 1559 года, упоминается повалуша «против Николы» в Золотице, доставшаяся Ивану Никитину сыну Сидорова «з делу от братьи Кирилловской», но «без земли», Рукоп. Имп. Публ. библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 966–967. – О хоромах, купленных у старца Кириллова монастыря Вассиана Поряднина также без земли, см. в купчей 2 июня 1555 года, Рукоп. Имп. Публ. библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 850–851 и т. п). Менее прочно Кириллов монастырь закреплял за собою на север каждый приобретенный «соляной участок», (Сравн. Рукоп. Имп. Публ. библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 473–476). – Стоглав неотчуждаемость монастырских вотчин признал общим правилом (Стоглав, изд. 1890, М., 335). 38 Рукоп. Соф. библ. 1451, л 99–102; Летоп. русск. литер. и древн., т. V, М. 1863, стр. 140; Преосв. Макария, Истор. Русск. церкви, т. VIII, СПБ. 1874, стр. 154: ср. А. Павлов, Ист. очерк секул. церк. земель в России, Одесса. 1871, стр. 66 к след. 41 Остановка роста монастырской вотчины, совпавшая с концом XV и началом XVI века, конечно, зависела отчасти и от направления политики тогдашнего правительства, после присоединения Белаозера к Москве. Как видно из слов приговора 11 май 1551 года, во время великих князей Иоанна Васильевича и Василия Ивановича действовало постановление, в силу которого «во Тфери, в Микулине, в Торжку, в Оболенску, на Белеозере, на Рязани, мимо тех городов людей иных городов людем вотчин не продавали и по душам в монастыри без докладу не давали» (А. Э., I, 227, стр. 219). Княжения Иоанна Васильевича и Василья Ивановича обнимали время с 1462 по 1506 и с 1506 по 1534.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

в 1597 г . на русском языке (автор, по всем вероятиям Ипатий Потей; 3) «Антиррисис» соч. Петра Аркудия, в опровержение Апокрисиса, изд. сначала на латинском языке в 1598 году, на русском в 1599 году («возражение на Апокрисис и Отпись») и в 1600 году, на польском языке, и 4) Апология (оборона) собора Флорентийскаго осмаго», напечатана в городе Вильне 1604 году (автор её – Петр Сурометникович). 119 Апокрисис. стр. 83–123; в особенности стр.: 84, 86, 98, 101, 102, 104, 110, 111, 112, 117 и 121. О православном образе мыслей Филалета см. суждение об этом в предисловии к Апокрисису. изд. в Киеве, в 1870 году. стр. XLII и послед. 121 Витеб. губерн. ведом. за 1893 г., 77, 78 и 79 «Попытка Виленского магистрата обвинить одного из братчиков Виленского св. Троицкого братства в государственной измене (1697 год)». Чем кончилось дело о купце Порошке неизвестно, но приняв во внимание дружную защиту его братством, а также защитительную речь пред магистратом взятого женою Порошки в защитники писаря Богуматки, указавшего на всю без доказанность этого обвинения, можно думать, что оно не имело дальнейших последствий для купца Порошка: фамилия Порошка встречается среди послов, отправленных из Вильны в 1609 году в Варшаву на сейм для защиты православных интересов (См. Макарий, Ист. рус. цер., т. X, стр. 373. См. о Порошке у Васильевского. Очер. ист. г. Вильны, Памят. стар. зап. губ. Батюшкова, вып. V, стр. 71 и 74). 122 Показания свидетелей (шляхты и мещан) по делу о нападении студентов Виленской иезуитской коллегии на св. Духов монастырь помещены в Акт. Вилен. Ком. т. VIII, стр. 29–39; см. также предисловие к этому тому, стр. VIII. Макарий, Ист. рус. церк., т. X, стр. 256. 126 Устав Спасского Могилевского братства помещен в Акт. Запад. России, т. IV, 119. Грамота экзарха Никифора помещена в Могилев. Губерн. Ведомост. 1845 года, 41; см. те же Ведомости 1845 г., 43, и 1847 г., 6. – В гор. Могилеве, как видно из акта 1596 года (жалованная грамота могилевскому духовенству, в Акт. юж. и запад. России, т. I, 217) кроме Спасского и скорнячного братств, существовали с давних времен еще так называемые «медовые братства» при всех православных городских церквах, именно при восьми церквах. 127 В Лет. Львов. брат. (под 1592 г.) упоминается, что воевода Феодор Скумин в письме из Вильны благодарил братство за присылку ученого священника Игнатия и искусного учителя греческого и славянского языков – Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010