По всей Черногории 21 июня пройдут крестные ходы Подгорица, 21 июня 2020 г.    По всей Черногории вечером 21 июня вновь пройдут крестные ходы и молебны в защиту святынь. Проведение всенародных собраний заявлено в городах: Подгорица, Будва, Никшич, Бар, Херцег-Нови, Котор, Жабляк, Даниловград, Плевля, Беране, Биело-Поле, Плужине.      По этому поводу митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий распространил специальное обращение, в котором подчеркивает важность происходящего, призывает верующих к порядку, а полицию и власти предостерегает от очередных неправомерных действий.      «С Божиим благословением, – говорится в обращении, – молитвами св. Симеона, св. Василия Острожского и св. Петра Цетинского, на праздник всех святых 14 июня сего года, после сообщения о прекращении эпидемии, мы возобновили всенародные ходы с молитвой о здравии, спасении и процветании Черногории и всего мира, во имя исцеления от коронавируса и от еще более продолжительного и опасного вируса богоненавистничества и братоненавистничества. При этом требуя того, чтобы удалением спорных антицерковных постановлений Закона о свободе вероисповедания из правового порядка Черногории предотвратить насилие и несправедливость в отношении Церкви и всенародных святынь, а также элементарных прав верующих». «Призываем верующих и всех участников молитвенных ходов придерживаться на них и в повседневной жизни мер защиты, относящихся к личной гигиене и охране здоровья, о чем общественность достаточно ознакомлена благодаря Институту общественного здоровья и СМИ. Ибо наша должность, храня себя, хранить и всех вокруг нас. Потому что брат, а всякий человек нам брат, – величайшая святыня на земле», – подчеркивает в обращении митрополит.      Владыка призывает Государственную прокуратуру, Управление полиции и другие государственные органы Черногории поступать во время крестных ходов в рамках закона и не принимать незаконных актов против духовенства и верующих, как это было на прошлой неделе и ранее. «Напротив, они должны защищать, а не нарушать гарантированные Конституцией человеческие права и свободы, – подчеркивается в обращении, – Мы молимся Святой Троице, чтобы исцелила и защитила всех от вируса, а особенно от вируса несправедливости, богоненавистничества и братоненавистничества».

http://pravoslavie.ru/132042.html

Почему мы поем о Сербии? Потому что о ней нельзя не петь. Сами сербы на каждую беду и на каждую радость откликаются песней. И в песнях их – то, что понятно и без слов: в них бескрайняя любовь к отечеству земному и готовность умереть за Отечество Небесное, в них – мужество, сила и упование на Живого Бога. Сестры Ново-Тихвинского монастыря г.Екатеринбурга записали диск сербских патриотических песен «Онамо намо за брда она». Они рассказали нашему сайту, что лежало в основе этого необычного проекта. Почему мы поем о Сербии? Потому что о ней нельзя не петь. Сами сербы на каждую беду и на каждую радость откликаются песней. И в песнях их – то, что понятно и без слов: в них бескрайняя любовь к отечеству земному и готовность умереть за Отечество Небесное, в них – мужество, сила и упование на Живого Бога. Почему мы поем о Сербии? Потому что чем еще мы можем послужить этому народу, который теперь навсегда в нашем сердце? Молитвой – безусловно. Но нам хотелось сделать что-то еще, чтобы поддержать тех, кого мы теперь с полным осознанием называем братьями и сестрами во Христе. Когда мы поем о Сербии, к нам за тысячи километров доносится благоухание бесчисленных сербских святынь, а перед глазами вновь встают зеленые долины, холмы и скалы, а среди них повсюду высокие каменные монастыри… Райский сад… Как говорится в одной из песен: „ Край родной — роза майская! Ораховац – райский сад!“ Все время, пока мы были в Сербии, нам казалось, что там даже птицы поют Богу, и вся эта страна – один большой старинный храм. За несколько дней мы успели побывать в десяти древних монастырях (это было не трудно, ведь они в Сербии чуть ли не через каждые два километра!). О любом из них можно было бы написать отдельный рассказ. Монастырь Острог. Высоко в горах пещера два на два метра – главный храм монастыря. Здесь у мощей святого Василия Острожского в шесть утра мы пели раннюю Литургию и думали, что с нами молятся всего несколько человек. Но когда мы вышли из пещерного храма, то увидели, что к нему поднимается по горе длинная-длинная цепочка людей, конец которой теряется где-то в долине. Это жители окрестных селений пришли, по своему обычаю, рано утром поклониться святому Василию и помолиться на богослужении, которое хорошо слышно в округе благодаря динамикам, выведенным наружу из храма. Говорят, такую картину можно наблюдать здесь каждое утро: торжественные песнопения, осеняющие гору, и сотни людей, поднимающиеся к святыне…

http://pravmir.ru/strana-o-kotoroj-nelzy...

Представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и Всея Руси избран епископом 30 мая 2006 г. 11:46 На проходившем в Белграде с 15 по 27 мая рабочем заседании Священного Архиерейского Собора Представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Антоний (Пантелич) избран викарием Патриарха Сербского с титулом епископа Моравичского. После епископской хиротонии влыдыка будет продолжать свое служение в Москве. Архимандрит Антоний (Пантелич) родился 23 июля 1970 года в городе Валево. В 1990 окончил с отличием Духовную семинарию «Трех Святителей» при монастыре Крка. В 1988 во время учебы в Духовной семинарии принял монашеский постриг от епископа Жичского Стефана. В 1989 году в монастыре Жича был рукоположен в дьяконский сан, в 1991 году в сан иеромонаха. В 1995 году закончил с отличием Московскую Духовную академию. В 1996 году по решению преподавательского совета Московской Духовной академии получил звание кандидата богословских наук за диссертацию на тему «Современное положение Сербской Церкви — история Сербской Церкви с 1945 по 1995 гг.». В 1996 году в Сербии удостоен сана сингела. Решением Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви был назначен преподавателем Духовной семинарии Святого Петра Дабробосанского в городе Сербинье и стал доцентом Музыкальной Академии Сараевского Университета, преподавателем и заведующим кафедрами литургики и церковно-национальной истории. Читал лекции в Духовной Академии Святого Василия Острожского в Сербине. С 1996 по 2000 год пребывал в должности наместника и эконома монастыря Студеница. В 2001 году возведен в сан протосингела и по решению Священного Архиерейского Собора и Синода Сербской Православной Церкви избран настоятелем Подворья Сербской Православной Церкви в Москве и удостоен сана архимандрита. В 2002 году архимандрит Антоний назначен представителем Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем Патриаршего Подворья храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.

http://patriarchia.ru/db/text/116513.htm...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Каким мы сегодня видим Константинопольский Патриархат? Дарко Джого, Ставрофорный протоиерей, доктор богословских наук, профессор Православного богословского факультета имени святого Василия Острожского Университета в Восточном Сараево В одной недавно опубликованной статье на сербском языке я высказал очень простую мысль, которая многим показалась интересной: «Фанар сегодня следует воспринимать скорее как офис Государственного департамента США, нежели как поместную Православную Церковь». Некоторые мои друзья и знакомые, однако, обратили моё внимание на отчётливую резкость высказанной позиции. «Разве это не слишком строгое суждение о мученической Церкви, которая и сама существует в не очень благоприятных обстоятельствах?» Мы живём во время постмодернистского контраста: в культуре современного общения от собеседников часто требуется определённая «изысканность», склонность к эвфемизмам и двусмысленным фразам, в то время как в публичном дискурсе всё чаще слышится невообразимая нецензурная лексика. Поэтому, я предпочитаю вневременное отношение к истине, по определению Аристотеля: говорить о том, что сущее есть, а не-сущее не есть. Так и говорить. Итак, вопрос правильности моего высказывания лежит не в «нормальности» и «конвенциях», а в адекватности сказанного вопреки тому, что является истиной.  Каким образом Константинополь представляется нам сегодня? Конечно, мои друзья и знакомые, которых всё ещё заботят мнения и действия Патриарха Варфоломея и других фанарских сановников, предпочтут представить Фанар так, как его чаще всего изображают другие: это история о древней кафедре святого апостола Андрея, поместной Церкви, бесперерывно существующей уже, казалось бы, два тысячелетия. Конечно, любой, даже поверхностный знаток церковной истории Православной Церкви, мог бы по праву возразить почитателям Фанара: до конца никогда не было понятно, как всё-таки константинопольская кафедра относится к весьма тёмным страницам собственной истории, к периодам, когда на кафедре Патриарха Варфоломея сидели создатели ереси?

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/88...

Святитель Василий Острожский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Олег Кузеванов Святитель Василий Острожский Святитель Василий Острожский - один из самых почитаемых сербских святых. По сей день не прекращаются бесчисленные чудеса исцелений у ковчега с его мощами, находящимися в черногорском монастыре Острог. Память 29 апреля/12 мая Свт. Василий Острожский / Святитель Василий Острожский - один из самых почитаемых сербских святых. По сей день не прекращаются бесчисленные чудеса исцелений у ковчега с его мощами, находящимися в черногорском монастыре Острог. Каждый год приносит новые известия о чудесах св. Василия. Многочисленные свидетельства очевидцев - наших современников, видеозаписи укрепляют почитание этого святого в народе. Не иссякает поток паломников и туристов со всех стран, стремящихся посетить место подвижничества и упокоения Острожского чудотворца. В 70-х - 80-х годах прошлого века в день Святой Троицы (престольный праздник монастыря Нижний Острог) собиралось со всех сербских земель около 15 тысяч человек, что составляло 1/10 часть тогдашнего населения Черногории. Он родился в селе Мрконич в Поповом Поле 28 декабря 1610г. у набожных родителей Петра и Анастасии Йованович и при крещении получил имя Стоян. С детства он был научен посту, молитве и страху Божьему. Когда Стоян подрос, родители отвели его в ближайший монастырь Завала, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, где игуменом был дядя Стояна - Серафим. В монастыре было много ученых монахов и большая библиотека. Здесь Стоян учился мудрости Священного Писания и Святых Отцов, а также полезным светским наукам. Пробыв некоторое время в Завале, он перешел в монастырь Тврдош, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, в котором находилась резиденция Требиньской епархии. Здесь он принял постриг с именем Василий. Вскоре Преподобный был удостоен диаконского, а затем и священнического сана. Из монастыря Тврдош Св. Василий направился в Черногорию, где тогдашний черногорский митрополит Мардарий (по прозвищу Корнетский владыка) задержал его у себя в Цетиньском монастыре. В это время в Черногории, при попустительстве Мардария, иезуиты активно вели униатскую пропаганду. Св. Василий убеждал митрополита выступить против латинской ереси, но Мардарий его не слушал.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Скончался известный сербский богослов епископ Афанасий (Евтич) 05.03.2021 14:56:51 БЕЛГРАД 4 марта 2021 года в больнице в боснийском Требинье отошел ко Господу епископ Афанасий (Евтич). Архиерей Сербской Православной Церкви, пребывавший последние годы на покое, скончался в возрасте 83 лет от последствий коронавирусной инфекции. Будущий иерарх и богослов, в миру Зоран Евтич, родился в деревне Брдарица в районе Сабац-Валево 8 января 1938 года. После окончания гимназии поступил в Белградскую семинарию, которую закончил в 1958 году. Тогда же поступил на Богословский факультет в Белграде, вскоре был призван на действительную военную службу. По возвращении из армии принял монашеский постриг, который 3 декабря 1960 года совершил архимандрит Иустин (Попович). В 1961 году рукоположен во иеродиакона, в 1963 году — во иеромонаха. По окончании Богословского факультета продолжил образование в Афинах, а затем в Париже. Спустя год пребывания во Франции учебным советом Свято-Сергиевского богословского института назначен преподавателем курса «Введение в теологию и патрологию с аскетикой». В последний год своего пребывания в Париже преподавал также историю Церкви византийского периода. Служил в русских, сербских, греческих и французских приходах. Летом 1972 года вернулся в Югославию. На следующий год избран доцентом на кафедру патрологии, преподавал историю Церкви. Избирался деканом богословского факультета в 1980-81 и 1990-91 учебных годах. Во время работы на факультете опубликовал около сотни научных работ, тогда же начал издаваться труд епископа Афанасия «Патрология». Принимал активное участие в сборе и подготовке исторических документов о сербских новомучениках. В 1991 году Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви избран епископом Банатским. В мае 1992 года назначен на Захумско-Герцеговинскую кафедру (Босния и Герцеговина). В своей деятельности уделял особое внимание положению Сербской Церкви и народа в Косове и Метохии и других областях бывшей Югославии. В 1994 году по инициативе владыки Афанасия была открыта духовная академия св. Василия Острожского в Србинье (Республика Сербская, Босния и Герцеговина), первым ректором которой стал он сам.

http://radonezh.ru/2021/03/05/skonchalsy...

Участники акции протеста после ареста священников Сербской православной церкви в Черногории. Архивное фото: АР Photo/Darko Vojinovic Подгорица, 16 июня. Задержанные в Черногории за нарушение ограничений в связи с COVID-19 на 72 часа два священника Сербской православной церкви (СПЦ) освобождены судьей, сообщает РИА Новости со ссылкой на митрополию Черногорско-Приморскую. В нескольких городах Черногории после трехмесячного перерыва из-за пандемии COVID-19 в ночь на понедельник прошли массовые молебны и шествия верующих против закона о религиозных объединениях и в поддержку СПЦ. Мирную протестную акцию в Подгорице возглавил митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, который указал, что шествия и крестные ходы продолжатся до отмены или исправления закона, угрожающего интересам церкви и православных верующих. Протоиереям Мирчете Шливанчанину, секретарю соборного храма Воскресения Христова в Подгорице и Желько Чалича из Даниловграда, решением Основной прокуратуры была назначена мера задержания на 72 часа по, " обоснованным подозрениям в нарушении мер здравоохранения " . Защита обжаловала решение и потребовала предоставить им возможность защищать свои интересы со свободы. " Судья Ненад Вуянович принял обжалование решения о задержании от моих адвокатов и сейчас я свободен " , - сказал отец Мирчета. Также был выпущен на свободу и второй протоиерей. Перед зданиями полиции в Подгорице и Данилогвграде, где содержали священников, вечером массово собрались граждане в их поддержку. МВД страны сообщило в понедельник, что возбудит уголовные дела против еще как минимум пяти организаторов воскресных шествий и массовых молебнов в черногорских городах. По данным ведомства в собрании верующих в одной только Подгорице приняли участие 8,5 тысячи человек, вместо разрешенных 200. Полиция Черногории в минувший четверг завела уголовное дело на митрополита и саму митрополию Черногорско-Приморскую за несогласованное строительство снесенного властями монастырского объекта. Утром в среду муниципальные службы под усиленной охраной полиции экскаваторами разрушили жилой корпус в женском монастыре в честь одного из самых почитаемых на Балканах православных подвижников - святого Василия Острожского под городом Ульцинь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВОРНИКСКО-ТУЗЛАНСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. Зворничко-Тузланска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы СПЦ на территории сев.-вост. части Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской (Босния и Герцеговина). Кафедра в г. Тузла. Правящий архиерей - еп. Василий (Качавенда), на кафедре с 1978 г. З.-Т. е. делится на 6 наместничеств, имеет 142 прихода, на к-рых служат 162 священника (2008). Действует 11 мон-рей (34 монашествующих): Озрен , Ломница (Ловница), Папрача , Сасе , Тавна , Драгалевац, жен. мон-рь во имя арх. Гавриила (XIV в.), Кнежина (XIV в.), жен. мон-рь в честь Честного Креста Господня в с. Суво-Поле (1997), муж. мон-рь во имя св. Василия Острожского в Биелине (2001), свт. Николая Чудотворца в с. Станишичи (2006), в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Доня-Бишня (2006). История. Основание православной епархии в Боснии связано с именем серб. кор. Драгутина (см. Феоктист , прп.), к-рому в 1284 г. венг. кор. Ласло IV дал в управление области Мачва с Белградом, Соли (ныне Тузла) и Усора в Боснии. По свидетельству архиеп. Печского Даниила II , Драгутин был щедрым ктитором и построил много церквей и мон-рей. В 1293 г. Драгутин послал еп. Зворникского Василия (возможно, он был 1-м главой епархии) в Венецию для заключения брачного договора своего сына Владислава. Укреплению Православия в Боснии также способствовал брак дочери Драгутина Елисаветы с боснийским баном Стефаном I Котроманичем в 1284 г. Однако в XV в., после смерти активного поборника Православия правителя Твртко I (1351-1391), Ватикан обратил внимание на Боснию: папа Римский Евгений IV поручил францисканскому миссионеру Иакову из Марки (впоследствии канонизирован) искоренить Православие в крае. В результате его миссии короли Боснии Стефан Томаш (1443-1461) и Стефан Томашевич (1461-1463) перешли в католичество и проводили политику прозелитизма. В 1411 г. территория нынешней З.-Т. е. попала под власть серб. деспота св. Стефана Лазаревича , построившего в 1413 г. церковь в г. Сребреница для кафедры Сребреницкой митрополии. Границы этой митрополии точно неизвестны, но предполагается, что помимо Сребреницы она охватывала и территории западнее р. Дрины. Впервые митрополиты в Сребренице упоминаются в письме 1427 г. жителей Дубровника деспоту Стефану Лазаревичу и митрополиту. Неизвестно, как долго существовала митрополия в Сребренице, т. к. после 1455 г. она больше не упоминается в источниках, что было вызвано, вероятно, тур. завоеванием. Видимо, часть митрополии перешла в юрисдикцию Арильской митрополии, а др. часть вошла в Сремскую епархию (Српска православна enapxuja зворничко-тузланска: Шематизам. Тузла, 1977. С. 19).

http://pravenc.ru/text/199675.html

Антоний, епископ (Пантелич) Дата рождения: 23 июля 1970 г. Дата смерти: 11 марта 2024 г. Дата хиротонии: 23 июля 2006 г. Дата пострига: 1988 г. Страна: Сербия Биография: Родился 23 июля 1970 г. в г. Валево в Сербии. В 1990 г. окончил духовную семинарию «Трех святителей» при монастыре Крка. В 1988 г. во время учебы в духовной семинарии принял монашеский постриг от епископа Жичского Стефана. В 1989 г. в монастыре Жича рукоположен в сан диакона, в 1991 г. — в сан иеромонаха. В 1995 г. окончил с отличием Московскую духовную академию . В 1996 г. по решению преподавательского совета Московской духовной академии получил звание кандидата богословских наук за диссертацию на тему «Современное положение Сербской Церкви — история Сербской Церкви с 1945 по 1995 гг.». В 1996 г. в Сербии удостоен сана сингела. Решением Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви назначен преподавателем духовной семинарии св. Петра Дабробосанского в г. Сербинье; стал доцентом Музыкальной академии Сараевского университета, преподавателем и заведующим кафедрами литургики и церковно-национальной истории. Читал лекции в духовной академии св. Василия Острожского в Сербине. В 1996-2000 гг. пребывал в должности наместника и эконома монастыря Студеница. В 2001 г. возведен в сан протосингела и по решению Архиерейского Собора и Синода Сербской Православной Церкви избран настоятелем подворья Сербской Православной Церкви в Москве и удостоен сана архимандрита. В 2002 г. назначен представителем Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем Патриаршего подворья храма апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот г. Москвы. В 2003-2018 гг. — профессор литургики и канонического права, заведующий кафедрой литургики в Российском православном университете святого Иоанна Богослова . Защитил в РПУ магистерскую диссертацию на тему «Богослужебные традиции в Сербской Православной Церкви». В 2018-2022 гг. — занимал должность декана философско-богословского факультета РПУ. На проходившем в Белграде с 15 по 27 мая 2006 г. заседании Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви избран викарием Патриарха Сербского с титулом «Моравичский».

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198307...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЖЕДМИТРИЙ I (Юрий Богданович Отрепьев, в монашестве Григорий; рубеж 70-х и 80-х гг. XVI в. (?) - 17.05.1606, Москва), претендент на рус. трон, выдававший себя за царевича Димитрия Иоанновича , младшего сына царя Иоанна IV Васильевича (см. также ст. Смутное время ). Сын боярский из Галицкого у. Ю. Б. Отрепьев в молодости служил при дворах Михаила Никитича Романова и его родственника кн. Бориса Камбулатовича Черкасского, после опалы Романовых и Черкасских осенью 1600 г. и роспуска их дворов постригся в монашество, приняв имя Григорий. Эти особенности его биографии давали основание предполагать, что он объявил себя царевичем Димитрием, действуя по поручению бояр, враждебных царю Борису Феодоровичу Годунову , но данные, к-рые позволили бы подкрепить эту т. зр., отсутствуют. Спустя нек-рое время благодаря помощи своего деда Елеазара (Замятни-Отрепьева), мон. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , Григорий (Отрепьев) смог поселиться в этой обители. Отрепьев стал известен патриарху св. Иову , к-рый брал его к себе для переписки книг, от патриарха он получил рукоположение во диакона. В разных повестях о жизни Л., появившихся после его смерти, говорится, что уже в Чудовом мон-ре он заявлял старцам, «яко царь буду на Москве» (ПСРЛ. Т. 14. С. 59). Сохранились упоминания, что царь Борис Годунов предложил отправить его «под начал» в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь . Возможно, это заставило Отрепьева оставить Чудов мон-рь и бежать из Москвы. Лжедмитрий I. Гравюра Луки Кимиана. 1607 г. Лжедмитрий I. Гравюра Луки Кимиана. 1607 г. Главным источником о позднейших событиях является «Извет» спутника Л. в последовавшем путешествии старца Варлаама (Яцкого), который был записан во время расследования при Василии Иоанновиче Шуйском . Во время царившего в то время в России голода монахи часто отправлялись за сбором милостыни в более благополучные юж. края. Отрепьев и 2 его спутника - Мисаил (Повадин) и Варлаам (Яцкий) - в нач. 1602 г. отправились в Новгород-Северский, откуда они перебрались в Речь Посполиту. По словам Варлаама, они жили 3 недели в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), затем переехали во владения кн. Константина Константиновича Острожского на Волыни, некоторое время находились в Дерманском монастыре (см. Св. Троицы монастырь ). Сохранился экземпляр «Книги о постничестве» свт. Василия Великого, изданный в острожской типографии в 1594 г., с надписью о том, что 10 авг. 1602 г. эту книгу кн. Константин Острожский дал «Григорию с братею с Варлаамом да с Мисаилом» (находится в б-ке РГАДА).

http://pravenc.ru/text/2463625.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010