Фамилию дворян Глинских не должно смешивать с князьями Глинскими, потомками Мамая, угасшими в восемнадцатом веке. Мамай, разбитый на Куликовском поле, бежал к устьям Дона; там, разбитый ханом синей орды Тохтамышем, бежал в Крым, в Кафу, к Генуэзцам, которые его умертвили. Сын Мамаев, Мансуркиян, кочевал между устьями Дона и Днепра, и недолго пережил отца. Он оставил двух сыновей: Лексу и Скидыря; сей последний, с своими верблюдами, откочевал к Азову, и пропал без вести, а Лекса присягнул великому князю литовскому Витовту; принял, в Киеве, Святое Крещение православной веры, с именем Александра; получил, от Витовта, в удел города Глинеск и Полтаву, стал писаться князем Глинским, и женился на княжне Анастасие Владимировне Острожской. Сын их князь Иван Александрович имел трёх сыновей: Бориса, Фёдора и Семёна. Князь Борис Иванович имел трёх сыновей: Льва, Василия и Ивана. Князь Лев Борисович имел четырёх сыновей: князя Ивана, по прозвищу мамай, князя Василия, по прозвищу слепой, князя Фёдора и князя Михаила. Князь Фёдор Львович умер в Литве, а три брата его выехали в Россию в 1508 году, и князь Михайло Львович был боярином († 1534), равно как и сын его князь Василий Михайлович († 1565). Дочь князя Василия Львовича Слепого, княжна Елена Васильевна, была второю супругою великого князя Василия Иоанновича и материю Иоанна Грозного; она имела трёх братьев: князя Юрия Васильевича († 1547), бывшего боярином; князя Ивана Васильевича и князя Михаила Васильевича († 1559), бывшего боярином. Сын сего последнего, князь Иван Михайлович, был также боярином, и с кончиною его, в 1602 году, угасла старшая ветвь князей Глинских, поселившаяся в России. – Младшая ветвь этой фамилии существовала в Литве до XVIII века. Князь Василий Борисович, правнук Мамаева внука (см. выше), имел пять сыновей, князей: Ивана старшего, Василия, Семёна, Дмитрия и Ивана младшего. Князь Фёдор Иванович, внук Мамаева внука (см. выше), имел сына князя Михаила и внука князя Владимира; брат его князь Семён Иванович (см. выше) имел сыновей, князей: Ивана, Фёдора, Андрея и Дмитрия; внуков, князей: Михаила, Фёдора, Юрия, Вацлава и Ярослава Ивановичей; Василия и Богдана Фёдоровичей, и правнуков, князей: Юрия и Михаила Васильевичей. На избрании Короля Яна-Казимира, в 1648 году, упоминаются четверо князей Глинских: Константин, Владимир, Андрей и Михаил, а в 1655 году, в сражении под Вержховицем, убит князь Юрий Глинский. Знаменитое имя их в последний раз встречается в царствование Императрицы Елисаветы Петровны; в смоленской губернии упоминается помещик князь Богдан Глинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ († после 1514, Спасо-Каменный мон-рь?), еп. Смоленский. Из смоленских бояр. Поставлен на Смоленскую кафедру через нек-рое время после возведения на Киевский митрополичий престол (между февр. и сент. 1509) бывш. Смоленского еп. Иосифа (Солтана) . 25 дек. 1509 г. В., уже как Смоленский архиерей, принял участие в Соборе епископов Западнорусской митрополии в Вильно, 18 янв. 1510 г. скрепил своей подписью соборные «Деяние» и «Правила». В листе кор. Сигизмунда I от 24 июня 1511 г. указывалось, что В. неправомерно собирал дань и пошлины с Мстиславля, подчинявшегося Полоцкому и Витебскому еп. Евфимию . Король обязал Смоленского владыку, «а што будет тое десятины, и куниц соборных, и присудов, и иных доходов побрал, то бы еси все ему поотдавал конечно». В 1513 г., после первой осады Смоленска рус. войсками, В. ходатайствовал у кор. Сигизмунда о ликвидации в городе корчем. В февр. следующего года епископ находился в Вильно, где вместе с митр. Иосифом подписал жалованную грамоту Супрасльскому Благовещенскому мон-рю , к-рый освобождался от пошлин в пользу митрополита. В июле того же года рус. войска вновь осадили Смоленск. В кон. месяца В. участвовал в переговорах о сдаче Смоленска войскам вел. кн. Василия III и просил, «чтобы государь князь велики их, вотчину свою и дедину, отдал им и пожаловал бы... велел им себе служити и с его вотчиною со градом Смоленьским, и старины бы их государь не рушил, из града бы из Смоленьска государь не велел розвести». В. добился выдачи смольнянам жалованной грамоты, подтверждавшей более ранние пожалования кор. Александра Ягеллончика (вел. кн. Василий III, в частности, обещал «не вступаться» во владения мон-рей). 1 авг. со Смоленской иконой Божией Матери архиерей встречал Василия III при въезде в город, В. благословил его крестом и отслужил молебен в присутствии вел. князя в Успенском соборе. После поражения рус. войск в битве под Оршей (8 сент.) В. послал в окт. 1514 г. к Сигизмунду I с письмом своего племянника В. Ходыкина, призывая короля скорее выслать к городу войска. Часть местных бояр и мещан выдала рус. наместнику замыслы епископа. Согласно др. версии, В. организовал заговор против Василия III еще до битвы под Оршей, зазывая «государя своего великого князя хлеба есть, и хоте над ним перевет учинити». По приказу кн. В. В. Шуйского в Смоленске был произведен обыск и перед приходом под город литов. войск кн. К. И. Острожского В. был арестован и отправлен в Дорогобуж, в ставку вел. князя. По приказу Василия III епископ сначала был сослан в Москву в Чудов мон-рь , а затем в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мон-рь на Кубенском оз. После этих событий его имя в источниках больше не встречается.

http://pravenc.ru/text/154341.html

11. Суббота. Попразднство Преображения Господня. Мч. архидиакона Евпла. Прмчч. Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Нифонта, патриарха Константинопольского. Служба мч. Евпла не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Преображения. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас тот же: «Гора, яже иногда мрачна и дымна...» , «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «На горе высоце...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). По 3-й песни – кондак мученика, глас 1-й; седален мученика, глас тот же: «Оружием Креста...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Неприступною Твоею, Христе, славою...». Примечание. Типикон умалчивает о седальне мученика, глас 4-й: «Христовых таин...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 115 об.) этот седален также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Глас же Отеч...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-24/

Архив Пн Состоялась поездка хора Сретенской духовной семинарии в Косово и Метохию 21 мая 2012 г. 20:33 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению епископа Рашко-Призренского Феодосия хоровой коллектив Сретенской духовной семинарии посетил Косово и Метохию. 11 мая 2012 года хор Сретенской семинарии прибыл в Белград, где семинаристов встретили директор Российского центра науки и культуры «Русский дом» М.Г. Денисов и проректор Призренской духовной семинарии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Андрей (Сайц). Из аэропорта гости в сопровождении иеромонаха Андрея направились в Косово и Метохию. Вечером в Косовской Митровице в храме святого великомученика Димитрия Солунского состоялся концерт, на котором присутствовали епископ Рашко-Призренский Феодосий и руководитель канцелярии Посольства Российской Федерации в городе Приштина А.Ю. Шугуров. Перед многочисленной аудиторией хор исполнил ряд церковных песнопений и народных песен. После концерта епископ Рашко-Призренский Феодосий обратился к гостям со словами благодарности. Он попросил передать искреннюю признательность Святейшему Патриарху Кириллу за его заботу о Сербской Церкви и сербском народе в Косово и Метохии, а также за реализуемую в течение нескольких месяцев программу по сбору помощи для сербских монастырей, организации народных кухонь и поддержки Призренской семинарии. Владыка подчеркнул, что подобного рода поездки и помощь Русской Православной Церкви имеют жизненно важное значение для сохранения сербских православных святынь и самого бытия сербского народа в Косово и Метохии. Епископ Феодосий также поблагодарил представителей российского дипломатического корпуса в Сербии за оказываемую поддержку. 12 мая 2012 года хор Сретенской семинарии пел за Божественной литургией в храме святителя Василия Острожского в городе Лепосавич, отмечавшем в этот день престольный праздник. Божественную литургию возглавил епископ Рашко-Призренский Феодосий в сослужении многочисленного духовенства.

http://patriarchia.ru/db/text/2236137.ht...

Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, работа которого началась сегодня, должен рассмотреть вопрос о создании новых епархий. Предполагается, что будут объединены две сербские епархии в Америке, разделены патриаршая Белградо-Карловацкая епархия, Канадская и Рашко-Призренская епархии. 16 мая. Белград. ПРАВМИР — Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, работа которого началась сегодня, должен рассмотреть вопрос о создании новых епархий. Предполагается, что будут объединены две сербские епархии в Америке, центры которых находятся в одном и том же городе Либертвилль, штат Иллинойс — Среднезападноамериканская епархия, которую возглавляет митрополит Христофор (Ковачевич), и Новоградчанская митрополия, которую возглавляет епископ Лонгин (Крчо). Кроме того, патриаршая Белградо-Карловацкая епархия должна быть разделена на три части – городское ядро под непосредственным руководством Патриарха, белградский район Бежанийская коса с центром в храме св. Василия Острожского и территория столичных районов Новый Белград и Земун с центром в храме св. Димитрия. Также планируется разделение Рашко-Призренской епархии на Рашскую и Призренскую, разделение на две части Канадской епархии и создание дополнительных епархий в Австралии и Латинской Америке. Будут рассмотрены кандидаты для замещения Венской кафедры. В качестве претендентов на должность сербского архиерея австрийской столицы аналитики называют Браничевского епископа Игнатия (Мидича), Среднеевропейского епископа Константина (Джокича) и Далматинского епископа Фотия (Сладоевича). Епископ Игнатий (Мидич) рассматривается также как один из кандидатов для одной из новых епархий Белграда, а епископ Константин (Джокич) как кандидат на Бихачско-петровацкую кафедру в Боснии и Герцеговине (при условии, если ее нынешний предстоятель епископ Хризостом (Евич) станет митрополитом Дабробоснийским, а нынешний 82-летний митрополит Дабробоснийский Николай (Мрда) уйдет на покой). Кроме того ожидается, что на покой уйдут также 75-летний митрополит Загребско-Люблянский Иоанн (Попович) и 72-летний епископ Жичский Хризостом (Столич). Возможным преемником митрополита Николая (Мрды) называют также епископа Восточноамериканского Митрофана (Кодича).

http://pravmir.ru/serbskaya-cerkov-sozda...

В Косово и Метохии освящены новые храмы HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru В Косово и Метохии освящены новые храмы 11 мая 2003 г., при стечении большого числа верующих, Его Преосвященство епископ Рашко-Призренский Артемий освятил храм св.вмч. Георгия в Звечане. «Спустя несколько лет после окончания войны, этот храм дождался дня своего освящения, чтобы служить Господу и нам, чтобы мы приходили в него, в нем венчались и крестились, и молились в нем, дабы наши дорогие и близкие сподобились Царства Христова», - сказал владыка Артемий, подлагодарив всех помогавших в строительстве храма св. Георгия. Грачаница, 11 мая 2003 г. 11 мая 2003 г., при стечении большого числа верующих, Его Преосвященство епископ Рашко-Призренский Артемий освятил храм св.вмч. Георгия в Звечане. «Спустя несколько лет после окончания войны, этот храм дождался дня своего освящения, чтобы служить Господу и нам, чтобы мы приходили в него, в нем венчались и крестились, и молились в нем, дабы наши дорогие и близкие сподобились Царства Христова», - сказал владыка Артемий, подлагодарив всех помогавших в строительстве храма св. Георгия. 12 мая 2003 г. в Лепоспвиче в день памяти свт. Василия Острожского владыка Артемий осветил храм посвященный этому святому. Новая церковь построена по проекту известного архитектора Любиши Фолича, а иконостас и иконы являются делом рук монахов монастыря Високи Дечаны, которые вместе с насельниками других монастырей участвовали в торжествах. С целью укрепления церковной жизни в северной части Косово и Метохии, Рашко-призренская епархия в сотрудничестве с Координационным центром, министерством культуры Сербии и Общество защиты памятников культуры Сербии, намеревается в скором времени начать восстановление монастыря св. Стефана под Звечаном, который является одной из известнейших задушбин короля Милутина. В то же время накануне представители епархии выступили с осуждением очередного нападения албанских хулиганов на церковь свт.Николая в Приштине. С наступлением темноты нападавшие забросали храм камнями, в результате чего в храме были выбиты окна «Это,- говорится в сообщении представителей епархии, - не единственное нападение на церковь свт.Николая в Приштине, которая после окончания войны в 1999 г. много раз становилась объектом нападений вандалов. На сегодняшний день также зафиксировано множество нападений на незаконченный храм Христа Спасителя около университетской библиотеки».Еще месяц назад церковь свт. Николая находилась под постоянной защитой КФОР, но когда охранение было снято, начались провокации. Епископ Артемий с своем послании лично указал представителям международных сил в Приштине, что КФОР обязан снова обеспечить безопасность храма и приходского дома. К сожалению, положительный ответ на это обращение получен не был и церковь вместе с несколькими прилегающими к ней сербскими домами осталась без постоянной защиты.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В Черногории приняли закон, предусматривающий изъятие собственности у Сербской Православной Церкви 27 декабря, 2019. Новостная служба На улицы вышли тысячи протестующих 27 декабря. ПРАВМИР. Парламент Черногории принял законопроект «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», который ущемляет интересы Сербской Православной Церкви (СПЦ), сообщает ТАСС . Закон предусматривает изъятие церковной собственности у СПЦ. Это более чем 650 святынь, среди которых известный монастырь Острог, в котором хранятся мощи чудотворца Василия Острожского. Проект был принят, несмотря на массовые протесты, прошедшие во многих городах страны. За него проголосовали 45 депутатов, высказавшихся против не оказалось, поскольку ранее все оппозиционеры были задержаны полицией и лишены права участвовать в работе парламента на 15 дней. Ни одна из поправок, предложенных оппозицией, принята не была. Епископ Будимлянско-Никшичский Иоаникий призвал своих сторонников мирно разойтись, напомнил им, что церковь никого не призывала к протестам, и уверил, что будут созданы специальные комитеты по защите всех святынь СПЦ. Президент Черногории Мило Джуканович в декабре 2018 года заявил , о намерении руководства страны добиться независимости неканонической черногорской церкви, поскольку «Сербская Православная Церковь очень настойчиво подрывает черногорскую независимость». Он заявил, что СПЦ пытается сохранить религиозную монополию, и власти страны будут добиваться автокефалии для «черногорской церкви». Летом этого года Священный Синод Русской Православной Церкви уже выражал глубокую обеспокоенность в связи с ухудшением положения епархий Сербского Патриархата в Черногории и высказывал братскую поддержку архиереям, духовенству и всем чадам СПЦ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/v-chernogorii-prinyali...

Епископ Митрофан совершил литургию на месте строительства Лазаревского храма Кингисеппа июня 2018 28 июня 2018 года, в день памяти святого благоверного князя Сербского Лазаря, а также свт. Ионы митрополита Московского и свт. Михаила, первого Митрополита Киевского, Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан в сослужении епископа Буэнос-Айресского Ценнтрально-Южноамериканского Кирилла (Сербский Патриархат), совершил Божественную литургию в г. Кингисепп на месте заложенного в 2016 году храма в честь святого князя Лазаря . Его Преосвященству сослужили: благочинный Ямбургского округа иером. Пантелеимон (Вахрушев); руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и настоятель храма иерей Тимофей Смирнов; протоиерей Мирчета Шливанчанин (Сербский Патриархат). После сугубой ектении епископ Митрофан вознес молитву о мире на Украине. По окончании богослужения было совершено славление святому князю Лазарю. Молитву святому покровителю Сербского народа зачитал епископ Буэнос-Айресский Кирилл, после чего совершил традиционное для сербов освящение Славского калача и жита. Епископ Кирилл, поблагодарил епископа Митрофана за радость братской молитвы в день, особо важный для Сербской земли и ее народа, когда вспоминается " Видовдан " день памяти о знаменитом сражении на Косовом поле в 1389 году и Лазаре Хребеляновиче (последнем независимом правителе Сербии), погибшем в этой битве и впоследствии канонизированном, а также все сербские мученики. Владыка Кирилл особо подчеркнул важность духовных связей между братскими народами и пригласил епископа Митрофана посетить Сербию и ее святыни. В память о своем визите он преподнес строящемуся храму икону св.кн. Лазаря и святителя Василия Острожского. В ответном слове правящий архиерей Гатчинской епархии отметил важность совместной молитвы и взаимной поддержки народов России и Сербии. Также архипастырь обратил внимание верующих на тот духовный пример, который нам являет святой князь Лазарь и призвал всех вспоминать о нем в своей повседневной жизни.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Закончился курс лекций епископа Афанасия (Евтича) в Москве Москва, 1 ноября 2001 г. Известный сербский богослов епископ Афанасий (Евтич) пробыл в Москве ровно неделю с 25 октября по 1 ноября, в течение которой прочел шесть лекций по патрологии в стенах Сретенского высшего православного монастырского училища. Он приехал по благословению Святейшего Патриарха Алексия и приглашению Сретенского монастыря. Небольшой курс лекций, прочитанный им, был посвящен святым отцам IV-XIV вв. Первая лекция состоялась через два часа после прилета владыки Афанасия, а последняя - утром в день отъезда. В ходе лекций владыка охотно отвечал на многочисленные вопросы студентов, рассказывал о современной жизни Сербской Православной Церкви. Особое внимание в беседах было уделено состоянию современного богословия, особенностям духовного образования в разных странах, новейшим исследованиям в области патристики, вопросам канонического права. Неоднократно владыка указывал на острую необходимость единения усилий православных богословов из разных стран. Сам владыка Афанасий прекрасно знаком с состоянием современной богословской науки: по окончании Богословского факультета СПЦ он четыре года учился и занимался научной деятельностью в Греции, затем преподавал в Парижском Свято-Сергиевском институте. По возращении на родину преподавал на Богословском факультете. Владыка Афанасий явился инициатором открытия в 1994 г. Духовной академии св. Василия Острожского в Србинье (Республика Сербская, Босния и Герцеговина) и стал ее первым ректором. Его работы выходили на разных языках. Вместе в владыкой Афанасием в гости к Сретенскому монастырю приехал наместник монастыря Тврдош расположенного неподалеку от Требинья в Республике Сербской (Босния и Герцеговина). Именно в этом монастыре проживает на покое владыка Афанасий. Здесь же находится кафедра Захолмско-Герцеговинской епархии. 28 октября епископ Афанасий по благословению Святейшего Патриарха Алексия совершил в Сретенском монастыре Божественную Литургию , во время которой произнес проповедь. Обращаясь к молящимся, владыка сказал о том, что «мы еще на земле выбираем свою вечную участь: в раю или в аду». Наше сердце, подчеркнул владыка, это земля, которую каждый человек призван возделывать «в поте лица своего». При этом он указал на пример священномученика Илариона и других новомучеников Российских, на пример многих христиан, страдающих в Косово и Метохии, на Кипре и в других странах. «Нас могут убить, но никто не может лишить нас свободы верить во Христа», - подчеркнул сербский архиерей.

http://pravoslavie.ru/39900.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Владыку били дубинками и ногами» Черногорская полиция избила епископа Диоклийского Мефодия в ходе протестов против принятия закона, ущемляющего права Сербской Церкви 27.12.2019 1344 Пресс-служба Черногорско-Приморской митрополии сообщила, что черногорская полиция избила епископа Диоклийского Мефодия на мосту на Джурджевича Таре и еще двух верующих, пытавшихся его защитить во время протестов против принятия Закона о свободе вероисповедания в черногорском парламенте, пишет Православие.ru . Инцидент произошел на мосту на Джурджевича Таре, где верующие блокировали движение в знак протеста против рассмотрения нового закона в скупщине Черногории. «Владыку и верующих повалили на землю и били дубинками и ногами. Повреждения получили и два верующих, пытавшихся его защитить. Один из них получил перелом бедра, а другой ключицы. Они оба госпитализированы в больнице города Плевля», – говорится в сообщении. По словам представителей митрополии, произошедшее это лучшим образом подтверждает правдивость заявления премьера Черногории Душко Марковича о том, что полиция не имеет права применять силу против верующих. Тем самым становится ясно, какой именно закон о свободе вероисповедания принят и насколько церковь и верующий народ свободны в современной Черногории, считают представители Сербской Православной Церкви. В то же время епископ Мефодий заявил, что не осуждает полицию и сожалеет о произошедшем инциденте, подчеркивая, что важно не допустить обострения ситуации в и без того накаленной обстановке в Черногории. Напомним , что 21 декабря в Никшиче прошел церковно-народный собор в защиту Сербской Православной Церкви. На Церковно-народном соборе архиереи, священники и верующие у мощей святителя Василия Острожского провели молебен. На Народном Соборе собралось около 20 тысяч человек , протестующих против планов по разгрому Сербской Православной Церкви в Черногории. Никшич стал воплощением общесербского православного единства. Участники потребовали от государства подписать договор с Сербской Церковью, отказаться от изъятия ее собственности и вернуть или компенсировать изъятое ранее.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/27/vl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010