Епископ Антоний (Пантелич): «Я надеюсь, что связи между Сербией и Россией будут укрепляться» 12 липня 2010 р. 11:26 Накануне престольного праздника храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот настоятель епископ Антоний (Пантелич) , представитель Сербской Православной Церкви при Московском Патриархате дал интервью корреспонденту сайта «Татьянин день» О. Богдановой. Владыка рассказал о том, как живет русско-сербская община подворья, в чем разница между приходом в России и Сербии и что для него главное в жизни прихода. — Владыка Антоний, подворье Сербской Православной Церкви в Москве существует уже восьмой год. Как начиналось Ваше служение в храме свв. Петра и Павла? Что запомнилось в первые годы пребывания в Москве? — Управление храмом я принял 8 октября 2002 года. Это был один из немногих действующих храмов в Москве, которые никогда не закрывались. Литургия в храме совершалась каждый день, я решил ничего не менять и так и продолжаю эту традицию до сего дня. Несмотря на то, что богослужения в храме никогда не прерывались, храм был в достаточно запущенном состоянии, так что пришлось много потрудиться над его внутренним и внешним состоянием и прилегающей территорией. Мы поменяли пол, вместо металлических окон вставили дубовые, провели реставрацию многих икон и фресок. Помню, внутренняя часть храма была покрашена какой-то серой краской (видимо, другой тогда просто не нашли), которая как-то все «убивает» и настроение создает немолитвенное. Так что мы переделали даже этот фон на бежевый, более теплый, приятный цвет. После этого мы заново расписали притвор, украсили его образами, в том числе и сербских святых: святого Саввы Сербского, цариц Елены и Ангелины. В России очень много сербок Елен и Ангелин, а во многих храмах икон этих святых просто нет. Потом стали прибавлять сербские иконы — святителя Саввы, Симеона Мироточивого, князя Лазаря, княгини Милицы, Петра Цетиньского, Василия Острожского и других. — В храме были предметы, сохранившиеся с дореволюционных времен?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1218528...

Епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий: Мы будем бороться за свободу веры Никшич, 16 мая 2020 г.         Архиерей Сербской Церкви епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий освобожден из заключения, в котором находился с вечера 12 мая по решению властей Черногории. 16 мая около часов 30 минут он вышел из полицейского участка г. Никшич. Вместе с епископом 72 часа в заключении провели священники кафедрального собора свт. Василия: Данило Зироевич, Желько Роевич, Остоя Кнежевич, Мирко Вукотич, Василий Брборич, Драган Крушич, Никола Мароевич и Слободан Йокич. Последний после допроса был возвращен в больницу, где находился под охраной полиции.    Накануне руководитель Основного суда Стефо Шекарич сообщил журналистам, что заключение для епископа и священников продлено не будет. Выйдя из полицейского участка владыка первым делом направился к зданию Основного суда, где с 9 часов утра 15 мая собралось большое количество граждан, ожидавших его освобождения. Владыка в первую очередь поблагодарил верующих за поддержку и любовь, которые, по его словам, являются выражением любви к Церкви. Архиерей призвал всех к миру и взаимному уважению. «Несмотря на то, что я не понимаю некоторых действий властей и не могу согласиться с ними, должен сказать, что полицейские в участке, где мы были заключены, были более, чем корректны», – подчеркнул владыка Иоанникий.      Комментируя действия черногорских властей, епископ отметил, что его очень удивляет их поведение, по которому можно подумать, что вера и Церковь – это единственные проблемы в Черногории. Владыка выразил сожаление, что власти решили воевать со святынями. По мнению епископа, современные «неокоммунисты наследники Тито» заходят все дальше в гонениях на Церковь, и это вызывает все большее сопротивление в народе. – В эти дни мы все были свидетелями вашей преданности Церкви и вере и особенно святому Василию Острожскому. Пусть же вас за это наградит Господь и святой Василий! – подчеркнул владыка. Епископ напомнил собравшимся, что нужно быть готовыми к длительной борьбе за веру.   

http://pravoslavie.ru/131132.html

Епископы Сербской Церкви в Черногории: Борьба за свободу веры не окончена Подгорица, 3 февраля 2022 г. Глубокий кризис, в который зашло правительство и вся система политической власти в Черногории достиг той черты, когда может начаться полномасштабное восстановление режима, потерпевшего поражение в августе 2020 года, после почти года борьбы народа за свои святыни и Церковь. Столь очевидные перспективы и политическая нестабильность и напряжение в стране не могут не вызывать крайней обеспокоенности епископата Сербской Православной Церкви.      После специального совещания 2 февраля и рассмотрения положения Сербской Православной Церкви в Черногории, архиереи четырех епархий подписали совместное обращение к верующим и широкой общественности страны. «Мы, нижеподписавшиеся архиереи, – говорится в общении, – с нашим священством и верующим народом будем,следуя пути святителей Василия Острожского и Петра Цетинского, идти за Христом Спасителем и не будем разделять вверенный нам Богом народ по партийной принадлежности, но будем, как и прежде, созидать Церковь и единство нашего народа в святой православной вере и единстве Духа Святого. Желая при этом, чтобы каждый человек получил полную свободу мышления и совести, а, прежде всего, свободу от греха, мы уважаем различия национального и партийного самоопределения и считаем, что, не смотря на различия, все мы должны трудиться на общее благо и выбрать вместо споров и конфликтов искренний диалог. Путем такого искреннего диалога мы лучше всего решим проблемы и достигнем желаемой гармонии народного единства, при уважении всех упомянутых различий». «Мы должны напомнить нашему благочестивому народу, что борьба за свободу веры еще не окончена и Сербская Православная Церковь в Черногории десятилетиями терпит гнусную клевету и несправедливость со стороны бывшего режима, чьи политические представители и после поражения на выборах 30 августа 2020 года, распространяют ненависть и нетерпимость в отношении нашей Церкви. На фоне той несправедливости, которую мы и сейчас терпим от остатков бывшего режима, мы не видим решения существующих общественных проблем в возвращении бывшей власти, так же как и в поддержке некого «правительства меньшинства». Как, дорогие братья и сестры, будут решать скопившиеся общественные проблемы и применят цивилизованные стандарты те, кто постоянно угрожает Церкви новыми гонениями, депортацией духовенства и изъятием святынь!? Замечаете ли вы, как в эти дни они кротко и умилительно предлагают «данайские дары» народу Черногории, который именно от этих людей защищал свои святыни?

http://pravoslavie.ru/144272.html

Киевский Свято-Кирилловский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Киевский Свято-Кирилловский мужской монастырь - православный мужской монастырь Киевской епархии УПЦ, в комплекс которого входит Кирилловский храм - один из древнейших храмов, сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства. Содержание История [ править править код ] Монастырь впервые упоминается в летописи под 1167 г., но основан был несколько раньше. Его второе летописное название — " Всеволож " — свидетельствует о том, что фундатором обители был князь Всеволод-Кирилл Ольгович, а следовательно время основания монастыря находится где-то между 1140 и 1146 гг. Монастырь, занимая стратегически выгодную возвышенность, контролировал путь в Вышгород, переправы через Днепр и дальше в Чернигов — " вотчину " Всеволода Ольговича. Строительство каменного храма св.Кирилла было закончено уже после смерти князя его вдовой Марией Мстиславной. После продолжительного перерыва, вызванного монгольским нашествием, упоминания о монастыре вновь появляются лишь с 1530 г. На протяжении XVI в. он существовал только номинально, находясь в собственности частных лиц. Кирилловский монастырь, 1897 год В 1605—12 гг. монастырь вместе с главной церковью отстроил по приказу воеводы Василия-Константина Острожского игумен Василий Красовский. Главный престол храма был освящен в честь св.Троицы, поэтому монастырь с этого времени стал называться Троицко-Кирилловским или просто Троицким. В 1662 г. обитель была сожжена татарами, которых привел под Киев Юрий Хмельницкий. На протяжении XVII в. игуменами монастыря были выдающиеся церковные деятели: Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович, Мелетий Дзик. В 1665—75 гг. послушником и монахом монастыря был св.Димитрий Ростовский (в 1697 г. короткое время был кирилловским игуменом). Его отец Савва Туптало был ктитором обители. Не без его помощи монастырь был отстроен в 1687—97 гг. игуменом Иннокентием Монастырским. Следующие основательные работы в монастыре провел после пожара 1734 г. архитектор Иван Григорович-Барский. В 1760—73 гг. он отреставрировал Кирилловскую церковь, возвел рядом с ней колокольню и два корпуса келий, а монастырь окружил стеной с четырьмя башнями (сохранилась одна). В 1747 г. Кирилловский монастырь получил статус архимандритии, но пользовался им недолго. Еще во время эпидемии чумы 1770 г. монастырские здания были временно конфискованы для устройства карантина. А вследствие секуляризации 1786 г. монастырь вообще прекратил существование. На его территории начала действовать Кирилловская больница.

http://azbyka.ru/palomnik/Киевский_Свято...

Монастырь Острог, Черногория (фотоэкскурсия) Черногорцы утверждают, что монастырь Острог занимает у православных паломников третье место по частоте посещения после Гроба Господня и горы Голгофы в Израиле. Добраться до него можно с паломнической или экскурсионной группой, но можно и самостоятельно. 21 августа, 2013 Черногорцы утверждают, что монастырь Острог занимает у православных паломников третье место по частоте посещения после Гроба Господня и горы Голгофы в Израиле. Добраться до него можно с паломнической или экскурсионной группой, но можно и самостоятельно. Монастырь Острог находится между Подгорицей и Никшичем, примерно в 8 километрах от дороги, которая соединяет эти города, недалеко от города Даниловграда. Он построен в горах, у подножия Острожской гряды, на высоте почти километра над уровнем моря. Монастырь Острог Черногорцы утверждают, что монастырь Острог занимает у православных паломников третье место по частоте посещения после Гроба Господня и горы Голгофы в Израиле. Хотя сам монастырь — не самый древний в Черногории. Он получил широкую известность в конце XVII века в связи с жизнью и деятельностью великого православного святого Василия Острожского, известного далеко за пределами Черногории . А каменные пещеры в Остроге служили прибежищем монахам с незапамятных времен. Само слово «острог» происходит от старинной формы сербского слова «остар, остри» — «острый». Добраться до Острожского монастыря можно с паломнической или экскурсионной группой. Но можно и самостоятельно. Именно так мы и сделали — запаслись картой, взяли в аренду машину — и поехали. После того, как с магистральной трассы дорога повернула на Острог, перед нами открылось небольшое селение Богетичи. Увидев храм, мы вышли из машины. Оказалось, что церковь стоит на кладбище Внутри храма было запущенно и пусто. Краска с иконостаса облупилась, двери в алтарь – открыты. Такое чувство, что праздные туристы заглядывают и туда Окно в алтаре кладбищенского храма в Богетичах От Богетичей мы проезжаем несколько километров по неуклонно ползущей вверх дороге и оказываемся у ворот Нижнего монастыря. Сразу от ворот видна Церковь Святой Троицы. Современное здание построено в 1824 году

http://pravmir.ru/monastyr-ostrog-cherno...

Мужской монастырь Тврдош Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Тврдош (серб. манастир Тврдош) основан в IV веке святыми равноапостольными Константином и Еленой, знаменит виноделием. Относится к Сербской Православной Церкви. Располагается на скалах, на правом берегу реки Требишницы у деревни Тврдош, в 4 километрах от города Требине. Содержание История [ править править код ] Монастырь Тврдош известен в первую очередь тем, что здесь принял постриг святой Василий Острожский , и дальнейшее его служение было во многом связано с Тврдошем. Недалеко от монастыря находится деревня, в которой он родился и провел большую часть своей жизни. Существует предание, что монастырь основал император Константин и мать его Елена. Аналогичные легенды рассказывают в отношении почти всех монастырей юго-восточной Герцеговины, однако в случае с Тврдошем есть материальное свидетельство: остатки раннехристианской церкви 4-го века. Их можно видеть через стеклянные «окна» в полу нынешней церкви. Был ли здесь, помимо церкви, монастырь – до сих пор неизвестно. Многие источники утверждают, что монастырь был основан в средние века. Есть версия, что его основатель – сербский король Милутин , в этом случае монастырь основан на рубеже 13-14 веков. По другой версии основателем монастыря был Степан Вукчич Косача, а это уже 15-й век. Сведения о дальнейшей истории монастыря более надёжные. В 1509 году Требиньский митрополит Виссарион I основательно перестроил монастырь. Тогда была возведена трёхнефовая церковь, от которой сохранились фундамент, каменные столбы и фрагменты стен с фресками. Монастырь на протяжении двух столетий был резиденцией Требиньской митрополии (сейчас – Захумско-Герцеговинская епархия). В 1667 году в этих краях случилось катастрофическое землетрясение, которое разрушило Дубровник и города Боки Которской. Монастырь Тврдош тоже сильно пострадал и был восстановлен трудами Василия Острожского . Монастырь в те непростые времена был окружён крепостными стенами. Даже в названии это отражено – твердыня, Тврдош.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Новости В Черногории прошли шествия в поддержку Сербской Православной Церкви 15.06.2020 12:21 Фото: AP Photo/Darko Vojinovic Подгорица, 15 июня. В ряде городов Черногории после трехмесячной паузы из-за COVID-19 тысячи человек вышли на шествия в поддержку Сербской Православной Церкви (СПЦ) и против спорного закона о религиозных объединениях. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий 14 июня после вечерней службы в главном храме Воскресения Христова в Подгорице возглавил крестный ход по улицам главного города Черногории. Члены родового союза Кучи пришли из пригородов в центр Подгорицы колонной и принесли с собой 70-метровый исторический флаг страны с красно-сине-белым триколором, который развернули на площади. " Просим вас, чтобы кроме икон, свечей и крестов в руках и молитв на наших устах больше ничего не было. Разумеется, меры, которые установили органы здравоохранения, мы должны и будем соблюдать. Если произойдет какой-либо инцидент, это не будет кто-то из нас, кто относится к церкви, все будем следить за порядком на этом собрании " , - обратилось духовенство к собравшимся перед храмом. Трансляцию ведёт радиостанция " Светигора " . После этого верующие прошли по улицам столицы. Шествия верующих в воскресенье также состоялись в городах Бар, Беране, Будва и Даниловград. Во втором по величине городе страны – Никшиче – власти запретили проведение шествия, верующие ограничились массовым молебном, передает РИА Новости . Ранее МВД страны сообщило о полной готовности пресечь любые нарушения предписанных в связи с пандемией ограничений. Премьер Душко Маркович заявлял, что руководство страны готово приостановить действие спорного закона о религиозных объединениях и вести переговоры с СПЦ. Однако полиция Черногории в минувший четверг завела уголовное дело на митрополита Амфилохия и саму митрополию Черногорско-Приморскую за несогласованное строительство снесенного властями монастырского объекта. Утром в среду муниципальные службы под усиленной охраной полиции экскаваторами разрушили жилой корпус в женском монастыре в честь одного из самых почитаемых на Балканах православных подвижников – святого Василия Острожского под городом Ульцинь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Митрополит Иларион: Президент Черногории пошел против собственного народа 23.05.2020 21:55 Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков Москва, 23 мая. Епископу Будимлянско-Никшичскому Иоанникию и нескольким клирикам кафедрального собора города Никшич, задержанным 12 мая черногорской полицией после крестного хода, который состоялся на праздник святителя Василия Острожского, грозит до года тюрьмы. И хотя в ночь на 16 мая после акций протеста жителей страны иерарх и священники были выпушены на свободу , уголовное дело против них продолжается, сообщили «Благовест-инфо» в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Комментируя сложившуюся ситуацию в эфире программы «Церковь и мир», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул: «Президент Черногории Джуканович пошел против собственного народа, и то, что он выступает открыто против Церкви, пытается там создать некую новую организацию, свидетельствует о том, что он не понимает, во-первых, сути того, что такое Церковь, а, во-вторых, он не понимает собственный народ. Сербская Православная Церковь в Черногории — это не некая иностранная организация, это Церковь черногорского народа. И если господин Джуканович, который является, насколько я знаю, человеком некрещеным и неверующим, пытается создать собственную Церковь, это очень большая ошибка». Митрополит Иларион напомнил , что подобную ошибку допустил в свое время теперь уже бывший президент Украины Порошенко. «Он пытался воспользоваться сложившейся ситуацией и разыграть церковную карту для того, чтобы набрать очки в своей предвыборной борьбе. Как мы знаем, эта авантюра привела его к позорному и постыдному поражению на выборах. Я уверен в том, что господина Джукановича ждет такая же печальная участь, если он не пересмотрит свою позицию, если он не откажется от гонений на каноническую черногорскую Православную Церковь — черногорскую не по названию, а потому, что это Церковь черногорского народа».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Оппозиция Черногории прокомментировала принятие законопроекта о церквях 27.12.2019 12:49 Церковь святого Николая в г. Котор, Черногория. Фото: СС BY 2.0 / cat_collector /Serbian Orthodox church of St. Nicholas Подгорица, 27 декабря. Законопроект о церквях в Черногории утвержден в «атмосфере диктатуры», заявило оппозиционное движение Демократический фронт (ДФ), все 18 депутатов которого были задержаны полицией в парламенте. Скупщина (парламент) Черногории с 11.00 (13.00 мск) 26 декабря и в ночь на 27 декабря рассматривали законопроект «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин». Граждане протестовали на севере страны, в городах Никшич и Будва, перекрывали дороги. Около 20 человек были задержаны, сообщает РИА Новости . После внесения поправок поздно ночью и рассмотрения их парламентскими комитетами в зале заседаний произошла потасовка с участием депутатов оппозиционного Демократического фронта (ДФ), которые были удалены с заседания и задержаны полицией. В полупустом зале заседаний депутаты правящей коалиции единогласно отклонили все предложенные оппозицией поправки, которых было свыше сотни. Затем 45 присутствующих депутатов также единогласно поддержали спорный законопроект. «После похищения депутатов ДФ из Скупщины Черногории правящий режим в атмосфере полной диктатуры под аплодисменты утвердил закон против Сербской Православной Церкви (СПЦ)», – заявили председатели ДФ в партийном Facebook. Перед зданием управления полиции в Подгорице, куда были доставлены оппозиционные депутаты, ночью собрались члены их семей и сторонники. В ДФ отметили, что к правящей Демократической партии социалистов президента Мило Джукановича на голосовании примкнули Социал-демократы, Либеральная партия, Социал-демократическая партия, а также движения хорватского, бошняцкого и албанского нацменьшинств. В СПЦ опасаются, что после утверждения соответствующего закона начнется изъятие сербской церковной собственности и передача ее непризнанной в православном мире Черногорской «автокефальной» церкви. Митрополия Черногорско-Приморская СПЦ позвала верующих Черногории на участие в массовом молитвенном сборе 21 декабря в городе Никшич. У соборного храма Святого Василия Острожского в центре города собралось около 6 тысяч человек. Участники сбора потребовали от государства подписать договор с Сербской церковью, отказаться от изъятия ее собственности и вернуть или компенсировать изъятое ранее.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пн та Синодальне послання у зв " язку з в 30 грудня 2019 р. 08:30 В связи с опасным развитием ситуации вокруг канонической Православной Церкви в Черногории в субботу 28 декабря 2019 года состоялось дистанционное заседание Священного Синода, члены которого единодушно одобрили следующее Патриаршее и Синодальное послание о ситуации в Черногории. Его Святейшеству, Святейшему Иринею, Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Амфилохию, митрополиту Черногорско-Приморскому Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иоанникию, епископу Будимлянско-Никшичскому Его Преосвященству, Преосвященнейшему Афанасию, епископу Милешевскому Его Преосвященству, Преосвященнейшему Димитрию, епископу Захумско-Герцеговинскому Его Преосвященству, Преосвященнейшему Мефодию, епископу Диоклийскому Клиру, монашествующим и всем православным верующим Черногории Ваше Святейшество, возлюбленные о Господе собратья-архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! С болью и обеспокоенностью мы узнали о принятии Скупщиной Черногории дискриминационного закона, направленного против Сербской Православной Церкви, и о последовавших за этим драматических событиях. Примите от лица всей полноты Русской Православной Церкви выражения глубокого, искреннего и сердечного сочувствия в связи с возмутительным произволом полиции, подвергшей унижениям и побоям верующих во главе с Преосвященным епископом Диоклийским Мефодием. Горечь вызывает продемонстрированное законодателями пренебрежение волей большинства граждан, которые были и остаются членами Церкви святителей Василия Острожского и Петра Цетиньского. Именно эта Церковь, как заботливая мать, духовно родила и неусыпной заботой веками воспитывала в любви к свободе и истине жителей Черногории. А сегодня ее храмы и монастыри, свидетельствующие о живой вере и благочестии созидавших их поколений, оказались перед угрозой расхищения. Попытка поставить вопрос о законности прав религиозных организаций на принадлежащее им имущество после долгих лет правления богоборческого режима, обрекавшего их на бесправие, выглядит как циничный удар по Церкви, восстанавливающей утраченное в годы притеснений. Новый Закон о свободе вероисповеданий является актом поддержки раскола путем ослабления канонической Церкви и попыткой поставить ее в унизительную и опасную зависимость от государства — тем более несправедливую, что Черногория является государством светским. Произвольно и незаконно вторгаясь в область канонического права, власти страны отрицают очевидную и легко доказуемую преемственность канонической Церкви, настаивая на ее перерегистрации, выводящей Церковь за рамки правового поля и поставляющей ее под удар агрессивного национализма.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5555473...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010