Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЦКИЙ БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в г. Луцке Волынской губ. (ныне Волынская обл., Украина). Основан в 1624 г. как общежительный членами правосл. Луцкого братства в честь Воздвижения Креста Господня (известно с 1617). Располагался в районе Старого города - на стыке площадей Братский Мост и Рыночная (ныне монастырские постройки расположены на ул. Иова (Кондзелевича), д. 5; Крестовоздвиженская ц.- на ул. Даниила Галицкого, д. 2), на месте сгоревшего в 1619 г. «Русского госпиталя» с ц. св. Лазаря у Глушецкого моста. Как и храм в Тернопольском братстве, возникшем ранее во владениях кн. Константина Константиновича Острожского, луцкий храм, один из центров местных братчиков, посвятили празднику Воздвижения Креста Господня. Вместе с «еллино-словенской» школой деревянная Крестовоздвиженская ц. (1620) была построена еще до основания мон-ря по разрешению, которое после ходатайства волынских депутатов сейма 20 февр. 1619 г. братчики получили от польск. кор. Сигизмунда III Вазы . Ставропигиальный статус братству был пожалован 20 июня 1620 г. грамотой Иерусалимского патриарха Феофана IV . В 1624 г. на общем собрании Луцкого братства было утверждено «Постановение порядное межи брацтвом свецким и духовными, сиречь игуменом и иноками общаго житиа киновиатов». Оно было подписано от «духовного братства» братским игуменом иером. Герасимом, иеромонахами Тарасием (Черниковским) и Самуилом (Шикевичем). В предисловии к «Постановению...» сообщается о том, что братское собрание желает основать «киновион, то есть общежитие законников регулы святого Василия Великого, послушенства православия восточнаго, на том местцу, при церкви нашой братской». Далее перечислены договоренности между братством и мон-рем, к-рые можно рассматривать как устав Л. м. Перечень открывается поручением игумену сформировать штат мон-ря: пригласить духовника, проповедника, священника, диакона, уставщика, екклесиарха, эконома, «полатного», 2 братьев для сбора милостыни, повара, послушника, дидаскала.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Месяцеслов с Богом святым всего лета Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело Благослови венец лета благости Твоея, Господи. Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти, Блаже, души наша. Месяц март 1/14 Преподобномученицы Евдокии (ок. 160–170). Преподобного Мартирия Зеленецкого (1603). Тропарь преподобномученице Евдокии Илиопольской, глас 8 Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/тленных и красных и временных забытием претекла еси,/яко Слова ученица,/пощением страсти первее умертвивши,/страдальчески второе врага посрамила еси./Тем Христос сугубых венцев сподоби тя,/славная Евдокие, преподобная страстотерпице,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Во страдании твоем добре подвизавшися,/и по смерти нас освящаеши чудес излиянии, всехвальная,/верою прибегающий в Божественную церковь твою,/и торжествующе молим тя, преподобная мученице Евдокие,/да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Евдокие,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. Тропарь преподобному Мартирию Зеденецкому, Великолукскому, глас 2 От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/отечество оставил еси/и, всех мирских мятежей уклонився,/в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси;/отнюдуже уведев непроходную пустыню,/крестовидною зарею показаную,/желательне ю обрел еси/и, в ней вселився,/иночествующих собрал еси,/и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/Емуже молися, Богомудре Мартирие,/даровати душам нашим велию милость. Кондак, глас 8 Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/и, в пустыню вселився,/тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/и о всех правоверных, да зовем ти:/радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наставникам лаврской семинарии с охотою и успехом можно было трудиться, имея под руками хорошую библиотеку. Мы видели, какою славою пользовалась семинарская библиотека: к ней обращались императрица, ученыя общества, государственные и известные ученостью мужи; и этою славою она преимущественно обязана лавре, которая уделила ей часть сокровищ своего книгохранилища. В настоящем периоде собрание книге множилось. Книги приобретаемы были более путем пожертвования, нежели покупкою. В 1762 году архимандрит троицкий Лаврентий сдал в семинарскую библиотеку собственныхе книге 34 названия. В том же году, по приказанию архимандрита Лаврентия, взяты из Киржачского монастыря, приписного к лавре, и сданы в семинарскую библиотеку: библия острожской печати, патерик печерский, грамматика Максима Грека , да архимандрит отдал из своих книг Гунния сокровище евангельское и апостольское и Вульгату 250 . В 1795 году Платон подарнл в семинарскую библиотеку собственных книг 234 тома; из них замечательны: Ephraemi Syri opera in 6 voluminibus, lingva syriaca, graeca et latina; Alcoranus arabice cum interpretatione latina; le grand dictionnaire de l’Académie Franaise in 4 volum.; histoire générale des auteurs sacrés et ecclesiastiques par Ceillier in 23 volum.; mémoires pour servir à l’histoire du XVIII sicle par Lamberty in 12 volum; το Ισακ Επισκπου Νινευ σκητικ; Sorin sermons Franois in 12 volum.; Бюшингова география в 10 томах; les vies des Pres des deserts d’Orient in 9 volum: из творений св. отцов в этом собрании были творения Василия Вел., Афанасия, Феодорита, Августина; есть несколько толковников и систем богословских. На реестре книг, поступавших в семинарии, Платон написал: «все сии книги, мне собственно принадлежащие, отдаю навсегда в библиотеку семинарии Троицкой лавры. Почему их и числить казенными и поставить в особо устроенном шкафе, не смешивая с другими, и при них и сей католог хранить» 251 . В 1803 году в семинарскую библиотеку поступило 40 NN книг, оставшихся после эконома лавры, иеромонаха Гедеона; в числе их значатся: Григория Богослова поучительные слова, М. 1665 г.: всемирный пушествователь аббата де ла Порта 27 томов; антология, или избранныя службы из 12 месяцев; Феатрон или позор исторический, Спб. 1720 г. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Возможно, И. происходил из мелкого шляхетского рода. И. Франко отождествил писателя с «паном Вишеньским», к-рый, как известно из униат. полемического соч. «Антиризис, или Апология против Христофора Филалета» (написано в 1599 Ипатеем Потеем и отредактировано Д. Ленчицким), в 1593 г. являлся одним из слуг кн. Константина Константиновича Острожского. С данной гипотезой можно согласиться. Как сообщается в «Антиризисе...», пан Вишенский вместе с др. острожским полемистом - Василием Суражским , также упоминаемым как слуга князя, привез из Люблина во Владимир письмо кн. Константина Константиновича от 21 июня 1593 г. недавно хиротонисанному Владимирскому и Берестейскому еп. Ипатию Потею (РИБ. Т. 19. Стб. 575). В этом письме кн. Константин писал о возможности заключения унии правосл. и католич. Церквей на определенных условиях. Василий Суражский и пан Вишенский упоминаются как лица, сведущие в церковных вопросах. В соч. И. «Извещение краткое о латинской прелести...» (между 1588 и 1596) содержатся ссылки на кн. «О единой истинной православной вере» Василия Суражского, имеется ряд параллелей с этим сочинением, что может свидетельствовать о знакомстве авторов. Косвенным доказательством принадлежности И. к шляхте служит отразившееся в его сочинениях хорошее знание быта и нравов правосл. дворянства в Польско-Литовском гос-ве. В сочинениях И. также заметно его особое отношение к кн. Константину Константиновичу Острожскому. В отличие от других правосл. писателей того времени, прославлявших князя как главного защитника Православия в Речи Посполитой, И. не писал о заслугах киевского воеводы перед православными, напротив, полемист упомянул смерть его сына-католика Константина, скончавшегося в 1588 г. бездетным, как пример того, какими последствиями грозит измена Православию. По-видимому, знание повседневной жизни князей Острожских - наиболее богатых правосл. магнатов в Польско-Литовском государстве - не позволяло И., проповеднику строгого аскетизма, написать апологию кн. Константину Константиновичу.

http://pravenc.ru/text/469466.html

Русский перевод Библии в целом имеет более, чем столетнюю историю. Как и всякий народный перевод Библии, он стоит в связи с подъёмом и развитием народного самосознания или с особыми переживаниями этого самосознания и вследствие этого восходит далеко в глубь истории. Первые яркие и настойчивые опыты переложений отдельных частей Библии на русский язык относятся к XVI веку и связаны с особыми историческими судьбами западной и юго-западной Руси. В это время для этой части русского народа явилась потребность в особых средствах для пробуждения и развития своей веры и своего национального духа, для защиты их от угнетения польской государственности, польского языка и католичества. Православная иерархия и православный народ оказались в Западной Руси среди иноверного правительства и иноверной знати. Иерархия охладела к своей просветительной деятельности, духовенство утратило способность учительства, и православный народ оставался лишённым всякого просвещения и утешения. На смену своим природным пастырям явились сторонние просветители. В духе того времени было просвещение начинать или соединять с народным переводом Библии, с приближением к народному сознанию слова божия. И вот в XVI веке появляется до дюжины особых народных библейских переводов, преимущественно Евангелия и Псалтыря, на западно-русское и южно-русское наречие. Переводы делаются с польской, реже с чешской Библии, и даже с еврейского текста. Все они появляются независимо друг от друга; почти все стоят в связи с миссионерскими замыслами, преимущественно социниан и кальвинистов; переводы с еврейского языка обнаруживают еврейские тенденции какого-то реформационного еврейского движения. Только два из этих переводов дошли до типографского станка – перевод Библии Скорины и перевод Евангелия Василия Типинского, все остальные оставались в рукописях и едва ли имели широкое употребление. Распространению их среди православных читателей препятствовало их чуждое православию происхождение – иногда прямо из враждебного церкви лагеря, в особенности же мешал их необычный язык из западно-русской и южно-русской необделанной речи, обвеянной ещё польскими звуками. К тому же православная традиция – в лице светских ревнителей церкви – выдвинула против этого нового литературного заместителя церковно-славянского языка в библейском употреблении знаменитое Острожское издание славянской Библии 1581 года. Этим изданием была в значительной степени удовлетворена потребность в приближении к народу слова божия в обычной церковнославянской форме, было создано могучее средство литературного и церковного общения западной и юго-западной Руси с восточной половиной русского народа и другими южнославянскими народами, но эти заслуги Острожской Библии были куплены дорогой ценой для западнорусской литературы: библейские переводы прекратились, а с ними исчезли или сократились и драгоценные опыты для развития местного наречия и народного воспитания в национальном духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/st...

Послание православных епископов из Острожского монастыря HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Послание православных епископов из Острожского монастыря При этом с прискорбием констатируем, что сегодня в Черногории посткоммунистическая идеология спаянна с только что скомпонованной дуклянской мифоманией, и под видом демократии ещё более вероломным способом продолжает разрушительное антихристианское дело предшествующей тоталитарной системы На праздник великих святителей Анастасия Великого, Кирилла Александрийского и Максима, Архиепископа Белградско-Крушедольского, 31/18 января, собравшись у мощей Св. Василия Острожского по поводу введения в должность игумена Острожского отца Иоанна (Пурича), профессора Цетинской семинарии, выражаем свою радость векового единства Святосавских Епископских Епархий, братства любви и единства в евангельском деле проповеди и свидетельства истины, мира и любви на этих землях и за их пределами. Входя в третье тысячелетие, Церковь продолжает свою апостольскую миссию, продолжает прославляемое и доныне дело Святых Отцов, святых Кирилла и Мефодия, Святого Саввы, Святого Василия Острожского и Святого Петра Цетинского. Их дело - это и наше дело сегодня: свидетельство имени Христова пред людьми и народами, и утверждение этим всеобщего единения в Духе Святом, Который есть союз мира. Деятельностью Церкви было и остаётся проповедовать, «будучи истинными в любви», Божью правду и свободу всякому народу и между всеми земными народами. В то же время, отстаивая правую веру и вековой канонический порядок Церкви Божией, осознавая свои епископские обязанности, мы должны выразить серьёзную озабоченность угрозой тому единству и вековому церковному порядку на территории Христианской Черногории и, особенно, Черногорско-приморской Митрополии, которая исходит как со стороны злоупотребляющих именем православной Церкви Христовой, так и со стороны тех представителей власти, которые их поддерживают. При этом с прискорбием констатируем, что сегодня в Черногории посткоммунистическая идеология спаянна с только что скомпонованной дуклянской мифоманией, и под видом демократии ещё более вероломным способом продолжает разрушительное антихристианское дело предшествующей тоталитарной системы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Албанские экстремисты уничтожают православные храмы с молчаливого согласия мирового сообщества HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие. Ru Албанские экстремисты уничтожают православные храмы с молчаливого согласия мирового сообщества Около полуночи в храме Всех сербских святых в Джаковице, в 20 км к востоку од Печи, раздались три сильных взрыва, которые полностью уничтожили внутреннее убранство храма. До этого храм находился под постоянной охраной КФОР, но два месяца назад охрана была снята.Неподалеку от Джаковицы, в селе Любово, около 6 часов утра была взорвана и разрушена до основания церковь свт. Василия Острожского, построенная в 1939 году. Этот храм с лета 1999 года также находился под защитой КФОР. Грачаница, 17 ноября 2002 г. Храм свт.Василия Острожского в Льюбово По сообщению информационной службы Рашко-Призренской епархии, рано утром 17 ноября 2002 года албанские экстремисты напали на две сербские православные церкви в Печском округе. Эту информацию подтвердили и представители УНМИК. Около полуночи в храме Всех сербских святых в Джаковице, в 20 км к востоку од Печи, раздались три сильных взрыва, которые полностью уничтожили внутреннее убранство храма. Эта церковь в самом центре Джаковицы была построена в 1998 году и расположена около шоссе Печь-Митровица. До этого храм находился под постоянной охраной КФОР, но два месяца назад охрана была снята. Неподалеку от Джаковицы, в селе Любово, около 6 часов утра была взорвана и разрушена до основания церковь свт. Василия Острожского, построенная в 1939 году. Этот храм с лета 1999 года также находился под защитой КФОР. До этого албанцы несколько раз грабили эту церковь. Последний раз это случилось 24 июня этого года. Тогда храм был взломан, и в нем было сожжено старое деревянное распятие. В вышеназванных населенных пунктах православные сербы больше не живут, так как, спасаясь от албанского террора, были вынуждены покинуть их в июне 1999 года. В Джаковице непосредственно после прихода международных сил летом 1999 года была разрушена до основания церковь свт.Николая (XIV в.). Местное кладбище подверглось осквернению.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Патриарх Сербский Ириней принял участие в ежегодной встрече преподавателей религиозных дисциплин 2 сентября, 2011. Новостная служба Сербский патриарх Ириней впервые принял участие во встрече преподавателей религиозных дисциплин, который прошел в храме святого Василия Острожского в Белграде. 2 августа. ПРАВМИР. Сербский патриарх Ириней впервые принял участие во встрече преподавателей религиозных дисциплин, который прошел в храме святого Василия Острожского в Белграде. Встреча началась с богослужения, которое возглавил патриарх. После Божественной литургии патриарх Ириней пообщался с преподавателями религиозных дисциплин и напомнил им, среди прочего, что они призваны быть учителями истины и стать последователями богоносных отцов, которые всегда несли слова Христова Евангелия. После этого Хвостовский епископ Афанасий пригласил всех преподавателей собраться в большом здании Дома прихода Василия Блаженного, где было проведено рабочее совещание. Это заседание было приурочено к началу учебного года. В воскресенье 4 сентября в храме Святого Саввы будет отслужен молебен по случаю нового учебного года, а накануне будет совершено богослужение для курсантов военных академий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/patriarx-serbskij-irin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Пурич Младен; род. 6.06.1965, с. Миячи, близ г. Валево), еп. Диоклийский, вик. Черногорской и Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1985 г. окончил Белградскую семинарию св. Саввы, затем Белградский Богословский фак-т. Во время обучения пел в хоре Богословского фак-та и в хоре Музыковедческого ин-та Академии наук и искусств Сербии. В 1996 г. в СПбДА защитил канд. дис. «Литургическая символика и иконопочитание» ( Jobah Лumyprujcka бorocлobuja. 2002. С. 395-404). С 1990 г. преподаватель Белградской семинарии св. Саввы. С 1991 г. послушник в мон-ре Троноша и Тврдош. 17 июля 1992 г. в мон-ре Острог пострижен в монашество еп. Захумско-Герцеговинским Афанасием (Евтичем) , на следующий день рукоположен во диакона. С 13 сент. 1992 г. преподаватель догматики в Цетинской семинарии, до 2001 г. оставался главным воспитателем семинарии. 14 мая 1995 г. в мон-ре Милешева рукоположен во иерея патриархом Сербским Павлом (Стойчевичем) . 6 дек. 1999 г. возведен в сан протосинкелла. 18 янв. 2001 г. назначен настоятелем мон-ря Острог вместо почившего архим. Лазаря (Аджича). 19 мая 2004 г. избран епископом Диоклийским, викарием Черногорской и Приморской митрополии, хиротонисан во епископа 4 июля того же года. И. занимается научной и издательской деятельностью, принимает участие в различных богословских симпозиумах как в Сербии и Черногории, так и за рубежом. Вместе с В. Никчевич подготовил издание свидетельств чудес свт. Василия Острожского «Чудесные исцеления и явления св. Василия Острожского» (Чудесна и св. Bacuлuja Острошкога. 2001. 1: Чуда до 1950 г.; 2002. 2: Чуда до 1968 г.; 20052. 1-2; 2005. 3. Чуда после 1968 г.), позже издал книгу о святом (Св. Bacuлuje Острошки чудотворац. Подгорица, 2001; Београд, 20072). На основе трудов прп. Иустина (Поповича) составил сб. «Тайна спасения: Антология молитвенного предания» (Tajha Ahmoлoruja молитвеног Као подлога иконографског програма храма и параклиса манастира и храма св. мч. Станка. Београд; 2004). Перевел творения святых на серб. язык, напр. нек-рые сочинения свт. Иоанна Златоуста (Богословске основе neдaroruje св. Jobaha Златоустог. Београд, 2009; и по св. Jobahy Златоустом. Београд, 2009). Подготовил трехтомник избранных бесед под названием «Святая служба» (Света служба. Нови Сад, 2007, 20082. 1: Глас у 2: Извор у 3: Член редакционного совета журнала Черногорской и Приморской митрополии «Светогора». Записал неск. видео- и аудиодисков церковных песнопений.

http://pravenc.ru/text/469534.html

Православные христиане из Черногории собрали помощь для общин захваченных на Украине храмов 9 апреля, 2019. Новостная служба Финансовую помощь передали прихожане кафедрального собора черногорского города Никшич 9 апреля. ПРАВМИР. Православные верующие Черногории поддержали общины канонической Украинской Православной Церкви, чьи храмы были захвачены раскольниками. Финансовую помощь общинам захваченных храмов Тернопольской епархии УПЦ передал настоятель кафедрального собора черногорского города Никшич протоиерей Остоя Кнежевич. Об этом сообщил информационно-просветительский отдел Украинской Церкви. Священник также подарил митрополиту Тернопольскому и Кременецкому Сергию от братии Острожского монастыря икону святителя Василия Острожского, освященную на его мощах. Случаи захватов храмов канонической Украинской Православной Церкви участились после того, как в январе Константинопольский Патриарх предоставил томос об автокефалии новой украинской религиозной структуре. В УПЦ рассказывают, что, как правило, захват происходит по инициативе органов местного самоуправления. Они проводят собрание сельской общины под видом религиозной, а итоги выдаются за всеобщее решение. Захвачено уже более 60 храмов УПЦ. Религиозные общины канонической церкви вынуждены собираться на богослужения в неприспособленных для этого помещениях — жилых домах, гаражах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 марта, 2019 27 марта, 2019 1 апреля, 2019 9 сентября, 2022 12 августа, 2022 19 июня, 2022 7 июня, 2022 29 мая, 2022 29 мая, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnye-hristiane...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010