Делал в этом отношении неудачную попытку черниговский владыка Лазарь Баранович 89 . Нужда в житиях святых вызывала кого-нибудь на большой усидчивый и сосредоточенный труд. Печерский архимандрит Иннокентий Гизель продолжал дело митрополита Петра Могилы ; потому что четьи минеи стали необходимы по всем монастырям для уставного чтения, а во время борьбы с унией чтение в православных обителях однородных с униатских житийных книг не представляло большого удобства. Для этой цели выпросили у московского митрополита Иоакима выслать Великие Макарьевские четьи минеи. Высланный экземпляр их оказался, однако писанным не уставным письмом, а скорописным, очень трудным для чтения. Книги так и отослали обратно в Москву, не использовавши их для малороссийских нужд и целей. Попытки составить четьи минеи известны были и гетману, который писал об этом своему покровителю князю В. В. Голицыну, что в Малороссии духовные особы о своем «о людском спасении добре прилежащии, зачали себе дело» 90 составления «житий». В истребовании Великих четьи миней при Гизеле участвовал в 1680 г. Варлаам Ясинский 91 . Ставши теперь Киево-Печерским архимандритом, он взялся за дело еще настойчивее. О поручении Димитрию составить четьи минеи сам Варлаам говорит следующее: «Бог, по усердной молитве моей, послал в лавру жить благоразумнаго проповедника слова Божия, благочестнаго иеромонаха Димитрия. Этому искусному проповеднику слова Божия, трудящемуся благоразумно в сей лавре, самою истиною свидетельствованному, вручил я, по совету соборных отцов и братии святой лавры, чтобы дело то святое совершенно исправить» 92 . Работа началась 6-го мая 1684 года. «Дай Бог , совершити!» записал Димитрий в своем дневнике. С этого времени он весь ушел в свое новое книжное занятие, занимаясь им в течение 20-ти лет. Под руками у самого Димитрия было немного книг, недоставало таких, крайне необходимых, как Великие четьи минеи и «Деяния Святых» Болландистов («Аста Sanctorum»). Но библиотека Софийского собора имела большое книгохранилище 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Грамотою утверждались за игуменом Димитрием все владения и угодья на реках Сейме, Ромне, Кущ, Ушуруна, присвоенные монастырю разными гетманами, пущи с бортями, сенными покосами, озерами и лесами, до 10 мельниц, поля, острова, сады, пчельники: Старое, Заборошное, Кривое, Лозовица, Осечье, село Обмачев, Красный Борок, Лицетовщина, Хмилово, сельца в Овручском повете Торчинка и Могильная земля, вотчины Любетово, Заболотово, Озаричи, село Спасского поля с Божком. Все эти вотчины угодья и оброчные статьи требовали внимания и умелого управления со стороны игумена. Жизнь близ гетманской резиденции не позволяла Димитрию быть замкнутым. К нему приезжали разные духовные лица Украины, являвшиеся гетману и имевшие нужду до него. Благодаря этому, он был в курсе всех политических и церковных событий Украины. Так в 1692 году он ждал к себе архимандрита Новгород-Северского монастыря Феодосия Углицкого, поставленного во епископа в Москве на черниговскую епархию вместо престарелого Лазаря Барановича и по просьбе последнего, так как новый епископ обязан был после посвящения в Москве явиться к гетману. Между тем события стали тревожными. Поговаривали уже о политическом отделении Украины от Москвы, чтобы отдаться Польше. На Мазепу составляли доносы. В Батурин приезжали узнавать о положении дел даже лица духовные. Киевский митрополит Варлаам Ясинский тоже был встревожен ходившими слухами о грядущих переменах. От него в Батурин приезжала игуменья киевского подольского Фроловского монастыря для проверки слухов в самой столице гетмана. С одной стороны, тревожное течение событий, обстоятельств, а с другой, – понуждения митрополита Варлаама продолжать составление Четьи Минеи заставило Димитрия оставить, ради книжных занятий, управление обителью. 14 февраля 1692 года последовал его новый отказ от игуменства. Хотя митрополит Варлаам и назначил другого игумена, Пахомия Ходоровича, но не желал и Димитрия оставить без повышения. Он подал гетману проект, чтобы в виду важности Батурина, как местопребывания гетмана, учредить там протопопию, для монастырей же сделать архимандрию и архимандритом поставить пречестного отца Димитрия, вверив ему власть над Батуринскими монастырями: Глуховским, Максановским и другими 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В. Аксамитов, М. Ефимов). Собор возведен по инициативе митр. Киевского Варлаама (Ясинского), который привлек к строительству богатого стародубского полковника М. А. Миклашевского. Первоначально был посвящен Чуду арх. Михаила, небесного патрона ктитора. При закладке собора, к-рая состоялась 11 июня 1696 г., митр. Варлаам поместил в алтарную стену мощи еп. Синадского Михаила , свт. Иоанна Златоуста , вмч. Георгия Победоносца , вмц. Варвары , мч. Никона Сухого Киево-Печерского. 4 окт. 1701 г. митр. Варлаам в сослужении киево-печерского архим. Иоасафа (Кроковского) освятил собор (НБУВ. Отд. старопечатных и редких изд. Кор. 179. Л. 315 об.). Второй престол был освящен в честь Преображения Господня. Соответственно старинный княжеский храм тогда же был переосвящен в Благовещенский. Новое переосвящение всех монастырских храмов было совершено в 1781 г.: в старинном соборе на 1-м ярусе возобновили Чудо-Михайловский, а на 2-м - Благовещенский храмы; церковь в трапезной из Георгиевской переосвятили в Преображенскую, а новый собор был посвящен св. Георгию Победоносцу. Чертеж церкви вмч. Георгия Победоносца. Литография. 1847 г. (ГПИБ) Чертеж церкви вмч. Георгия Победоносца. Литография. 1847 г. (ГПИБ) Пятикупольный собор был возведен в топографическом центре обители, что изменило архитектурную композицию мон-ря. В основании храма - крест, рукава которого создают объемы в виде высоких восьмериков, объединенных вокруг такого же восьмерика в центре. Каждый восьмерик увенчан стройным грушевидным куполом: центральный с 2 заломами, а боковые - с одним. В промежутках между боковыми объемами вмонтированы вдвое меньшие по размеру пристройки для жертвенника, диаконника, лестницы на хоры и часовни-усыпальницы. Сдержанный внешний декор собора (сильно раскрепованные угловые пилястры, капители, многопрофильные карнизы и прорезанные в форме визант. крестов окна) подчеркивает его стройность и стремление вверх. Над зап., юж. и сев. входом были вмонтированы картуши и герб М. А. Миклашевского (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Его родителей тяготили гонения на Православную Церковь , принуждение к унии, и, непременно желая пребывать в благочестии, спустя некоторое время они приняли решение оставить свое отечество в Польше и переселиться в Малороссию со своими детьми, среди которых был и Стефан, выделявшийся своими дарованиями. В то время его звали Симеон, именем, данным во святом крещении, после которого он прожил немало лет и в благочестии преставился. А в начале своего пути юный Симеон, горя желанием учиться, избрал себе в наставники выдающегося подвижника Киево-Печерского иеромонаха Варлаама Ясинского, бывшего в то время проповедником Слова Божия Киево-Печерской обители, со временем ставшего Архимандритом этой обители, а также Митрополитом Киевским. этот достойный муж, увидев остроту ума Симеона и возлагая на него большие надежды, решил дать ему совершенное образование, считая это для Симеона необходимым. Он послал его в Польшу в лучшие учебные заведения, где тот довольно долго прилежно учился. Усвоив все науки, в том числе грамматику, стихосложение, риторику, философию и богословие, Симеон возвратился в Киев к пославшему его Преосвященному Варлааму, представ перед ним уже зрелым мужем, преуспевшим в учении и добродетелях. Варлаам же, увидев в нем изобилие Божией благодати, преисполнился великой радости и благодарил Бога, даровавшего Симеону не один, но многие таланты. Он проявил неутомимую заботу о том, чтобы Симеон по молодости своей не увлекся мирской жизнью (а мир сам искал его и пытался накинуть заманчивые сети, предлагая то достойное супружество, то мирские богатства и почести, поскольку Симеон обладал многими достоинствами) и чтобы его талант не был закопан в земле житейских попечений, а стал бы достоянием Святой Церкви, ради которой он уже много потрудился в учении и еще больше потрудился в дальнейшем. Варлаам начал всячески склонять его к принятию Ангельского монашеского чина, и с Божией помощью его желание исполнилось. Симеон, несмотря на юность и способности ко всякому мирскому делу, понимал, что видимое временно, а невидимое вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Изучение это велось по различным латинским и славянским книгам, которые далеки были от согласия и единства. Пытливый ум Святителя стремился примирить эти противоречия источников, найти между ними истину, – в результате этих исканий написано было немало обширных статей и кратких заметок, которые и до сих пор остаются в рукописях. Большая часть этих трудов свят. Димитрия не имеет хронологических дат, и время их составления можно определить только по догадкам. Но, без сомнения, Святитель занимался побочными работами лишь тогда, когда не был занят своим основным, обязательным трудом – Четиими-Минеями. Описываемый нами период жизни Святителя как раз был таким, когда работе над Четиими-Минеями мешал недостаток источников, когда смиренный труженик дожидался Макарьевских Миней из Москвы и книг Болланда с Запада. Поэтому, может быть, теперь если не написаны, то задуманы были им многие из тех статей, какие находим мы в оставшихся после Святителя сборниках 186 . Между тем, в церковной жизни Киева произошли важные и знаменательные события. «В апреле (1690 года) в пятую неделю св. Великого поста преставился преосвященный митрополит Киевский Гедеон Святополк», и на его место собором украинского духовенства избран был архимандрит Киево-Печерской Лавры Варлаам Ясинский. В конце июля Варлаам отправился в Москву и здесь 31 августа принял посвящение от вновь избранного и поставленного на Московское патриаршество митрополита Казанского Адриана. Свят. Димитрий отметил эти события в своем Диарии 187 , и они, действительно, имели важное значение как для него самого, так и для его дела. Новый патриарх не был, подобно Иоакиму, ярым противником латинской партии; к киевским ученым, которые считались склонными к латинству, он не относился с недоверием. Вследствие этого можно было ожидать, что он примет более живое участие в труде свят. Димитрия и, насколько возможно, поможет ему довести составление житий святых до конца. Что касается Варлаама Ясинского, то он, как мы знаем, и в сане архимандрита много заботился о написании и издании Четиих-Миней, а теперь, облеченный властью митрополита, мог, конечно, еще более помочь успешному окончанию этого святого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Ясинский; 1627-22.08.1707, Киев), митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России. По-видимому, происходил из шляхетского рода. Начальное образование получил в Киево-Могилянской коллегии. В 1651 г., после разорения Киева войском литов. гетмана Я. Радзивилла, В. оставил коллегию, продолжил образование в европ. школах, возможно, курс риторики слушал в Эльбинге (совр. Эльблонг, Польша), философии - в Ольмюце (совр. Оломоуц, Чехия), затем обучался в Краковской католич. академии. В Киев вернулся между 1660 и 1665 гг., был пострижен в монашество в Киево-Печерском монастыре. Принимал участие в деятельности типографии мон-ря, вероятно, заведовал ею, а также «проходил учительские звания». Не позднее 13 нояб. 1665 г. был избран игуменом киевского Братского в честь Богоявления Господня мон-ря и ректором Киево-Могилянской коллегии, к-рую восстанавливал после разрушения ее в 1665 г. войсками П. Д. Дорошенко. Направлял воспитанников коллегии для продолжения образования в Зап. Европу. Желая укрепить положение коллегии, обращался с просьбами о поддержке к польск. и рус. правителям, пользовался покровительством Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича) . В 1673 г. при набеге поляков на монастырское имение Новосёлки были убиты трое монахов киевского Братского монастыря. Братия поставила их гибель в вину В., к-рый был вынужден оставить игуменство и ректорство и занять должность проповедника в Киево-Печерском мон-ре. Предположительно с 1673 по 1677 г. являлся игуменом киевского Михайловского Златоверхого мон-ря. В 1680 г. по поручению киево-печерского архим. Иннокентия (Гизеля) вместе с иером. Паисием приезжал в Москву за милостыней для Киево-Печерского мон-ря. 8 июля 1680 г. назначен настоятелем Пустынно-Николаевского мон-ря в Киеве. В 1683 г., после смерти архим. Иннокентия, гетман И. Самойлович обратился в Москву за разрешением на избрание архимандрита Киево-Печерского мон-ря, к-рый был ставропигиальным и подчинялся К-польскому Патриарху.

http://pravenc.ru/text/154219.html

Таким образом св. Димитрий был поставлен игуменом; через несколько дней после этого он приехал уже в Максаковскую обитель и вступил в новую должность. Но не долго св. Димитрий управлял Максаковскою обителью; в феврале 1682 года скончался игумен Киевского Михайловского монастыря, Мелетий Дзок, на место которого назначен игумен Батуринского монастыря, а Батуринское игуменство вручено св. Димитрию. Недолго также св. Димитрий был игуменом и этого монастыря: через год и восемь месяцев по приезде в Батурин, в день своего тезоименитства, 26 октября, он сложил с себя управление монастырем и начал жить в нем вполне уединенно. Поступивши так, св. Димитрий будто слушался какого-то тайного голоса, готовившего ему иное, более трудное дело, указывавшего ему иное, более славное назначение. Действительно, по прошествии некоторого времени, св. Димитрий приглашен был в Киево-Печерскую лавру архимандритом ее Варлаамом Ясинским. Этот благочестивый муж вызвал св. Димитрия для важного и великого дела. По примеру почивших начальников лавры: митрополита киевского Петра Могилы и архимандрита Иннокентия Гизеля, раньше трудившихся над исправлением книг житий святых угодников, архимандрит Варлаам также озабочен был мыслию найти достойного мужа, которому можно бы было вручить это дело. И вот, зная св. Димитрия, как человека богобоязненного, высокого разумом, сведущего в науках и искушенного в познаниях священных и духовных книг, отец Варлаам, помолившись Богу и посоветовавшись с соборными отцами и братиею лавры, решил вручить св. Димитрию, – этому великому проповеднику Слова Божия, дело собрания и исправления житий святых. Св. Димитрий долго отказывался от возлагаемого на него дела, но потом, видя в этом истинную нужду Церкви Христовой, не смея ослушиваться и надеясь на помощь Божию, принялся за него в июне месяце 1684 года. В дневнике по поводу этого написано: «Того же месяца, – разумеется июнь, – начал с Божиею помощию, из послушания, писати Жития Святых, на целый год. Дай, Боже, совершите!» С горячей молитвой, величайшим усердием и прилежанием, начал трудиться святитель над порученным ему делом, черпая из великих источников, – книг блаженного Макария, митрополита московского и других христианских историков. Во время своего труда св. Димитрий видел два видения. Первое было 10-го августа 1685 года. «Услышал я, – говорит сам о себе святитель, – что благовестят к заутрени, но по лени своей разоспался и в это время увидел следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Там он обратил на себя внимание иеромонаха Варлаама Ясинского, выдающегося проповедника, впоследствии ставшего Архимандритом Киево-Печерской Лавры, а затем Митрополитом Киевским, который послал его учиться за границу для завершения образования. В свое время иеромонах Варлаам также проделал этот путь. Симеон изучал в высших католических школах философию, во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильно и Познани, научился искусно слагать стихи на латинском, польском и русском языках и писать великолепные панегирики. В 1689 году он вернулся в Киев. Его покровитель Варлаам Ясинский убедил его принять монашество, и он был пострижен самим Варлаамом с именем Стефан. Он проходил монастырское послушание в Киево-Печерской Лавре и спустя некоторое время был назначен преподавателем Киево-Могилянской Академии; вскоре он стал профессором философии, богословия и риторики. Стефан успешно совмещал деятельность ученого, преподавателя и проповедника. Как проповедник он неизменно восхищал своих современников. Ему отдавали должное даже те, кто считал его своим врагом. В 1697 г. он был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря близ Киева. В это время ему приходилось часто бывать в Москве по делам Митрополита, ближайшим помощником которого он стал. В один из приездов Стефана в Москву произошло событие, которое внезапно выдвинуло его. Ему поручили произнести проповедь на похоронах воеводы Шеина, и он сделал это так блистательно, что произвел большое впечатление на слушателей, среди которых был Петр I. Царя привлекли в Стефане его блестящая образованность и глубокий ум. Он уже видел в Стефане своего помощника и единомышленника и дал указание Патриарху Адриану посвятить Стефана в Архиереи какой-нибудь из Великорусских Епархий недалеко от Москвы. Хотя Стефан, всей душой стремившийся в Киев, пытался отказаться от этой чести, в апреле 1700 года он стал Митрополитом Рязанским и Муромским. Вскоре после кончины Патриарха Адриана он был назначен Местоблюстителем Патриаршего Престола, а некоторое время спустя и его Президентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

На время управления Г. Киевской митрополией приходится начало издания свода «Житий святых», составленного свт. Димитрием (Туптало) . В 1686 г. гетман Самойлович с согласия Г. писал кн. Голицыну и патриарху Иоакиму и просил выслать в Киев Великие Минеи-Четьи свт. Макария для работы над полным сводом житий святых. Книги были посланы, в марте 1688 г. по требованию патриарха возвращены в Москву. В 1689 г. в Киеве без патриаршего благословения вышел в свет 1-й том «Житий святых». Книга после рассмотрения и одобрения ее Г. и архим. Варлаамом (Ясинским) была отправлена патриарху Иоакиму. В ответ Глава Русской Церкви написал архим. Варлааму грамоту со строгим порицанием за замеченные в книге, по мнению патриарха, католич. воззрения на празднование Зачатия Пресв. Богородицы, а также за включение в святцы католич. отцов Церкви Августина и Иеронима Стридонского . Патриарх потребовал впредь все предполагаемые к изданию книги представлять для утверждения в Москву. В 1688-1689 гг. в связи с шедшими в Москве с кон. 60-х гг. XVII в. спорами о времени преложения Св. Даров (см. Евхаристические споры в РПЦ ) патриарх Иоаким посылал Г., архиеп. Лазарю и архим. Варлааму грамоты с требованием изложить позиции по этому вопросу. Для составления ответа Г. созвал Собор духовенства. Ведущая роль в выработке формулировок принадлежала игум. киевского Кирилловского мон-ря Иннокентию (Монастырскому). Митрополит и архиеп. Лазарь сначала намеревались избежать прямого ответа, затем направили патриарху послания, содержавшие католич. взгляд на проблему. Лишь после категорического требования патриарха «последовать всеконечно» учению Вост. Церкви Г. и архим. Варлаам в авг. 1689 г. прислали патриарху Иоакиму грамоту с обязательством не отступать от вероучения Вост. правосл. Церкви (ответ архиеп. Лазаря аналогичного содержания был послан позднее). Завещание Г. по его просьбе написал 21 марта 1690 г. архим. Варлаам (Ясинский). Митрополит оставил большую часть своих денег (20 тыс. золотых) и драгоценностей Софийскому собору, 100 золотых завещал Крупицкому мон-рю на сорокоусты. Г. был погребен по завещанию в Софийском соборе, в приделе, где покоятся останки кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. Портрет Г. хранился в зале КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293).

http://pravenc.ru/text/161879.html

Гетман отправил наперед о том просьбу в Москву. Но, как свидетельствует Гордон, долго рассуждали в Москве о сем представлении, и наконец согласились. По получении ответа созван был в Киеве паки собор, на коем Киево-Печерский новоизбранный также архимандрит Варлаам Ясинский подал протест, чтобы отложение митрополии Киевской от подведомства Константинопольской патриархии не было в нарушение привилегий и особенно не заключало бы подсудности архимандрии Печерской, яко ставропигии Константинопольского престола, кому-нибудь другому. Сей протест его принят и записан в протоколе соборном. После того всеми подписано избрание Гедеона и приговор отослан к гетману 8 июля, а в следующем сентябре 21 числа из Батурина отправлен избранный с гетманской грамотой в Москву, куда и прибыл он 24 того же месяца с двумя игуменами, Кириловским и Подгаецким и многими чиновниками черного и белого духовенства, также разными прислужниками, составлявшими свиту его 167 . Там по изволению царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софии Алексеевны 8 ноября патриархом Иоакимом в Успенском Соборе посвящен он в сан митрополита Киевского. В настольной на чин сей грамоте, данной ему 15 декабря 1686 г. от государей, наименован он митрополитом Киевским и Галицким и Малыя России, и Киевская митрополия признана между всероссийскими митрополиями первоначальной, а при подчинении Московскому патриаршему престолу повелено митрополиту Киевскому быть только под послушанием и благословением патриарха Московского , но «патриарху в митрополичьи суды не вступаться, и челобитья никакого ни у кого не принимать и никому от тех судов в царствующий град Москву с челобитьями не ездить; а иметь сию первоначальную митрополию в таком содержании, в каковом она под благословением Константинопольского патриарха обреталась, и была во всем вольна, как в соблюдении митрополичьей чести, так и в исправлении духовного чина и церковного начала и в сохранении прав и вольностей своих обыклых, обращающейся в исконном начинании, и в предбудущие времена о вольном избрании митрополита от них, также дабы епископии, архимандрии, игуменства, братства, монастыри, церкви, которые издавна належали в послушании митрополии Киевской, преосвященному Гедеону и которые по нем будут, в послушании были.» В том числе сей же грамотой подчинены ему и Черниговский архиепископ Лазарь Баранович с Черниговскими архимандритами Новгородосеверским и Елецким и Киево-Печерский архимандрит Варлаам, но поставлять властей сих на свои степени повелено не иначе, как с дозволения государей и Московского патриарха, и самим Киевским митрополитам от него же поставляться.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010