Архив юго-западной России, т. 5, ч. 1, с. 277–278. В некотором противоречии с этим письмом стоят сведения, сообщаемые в предисловии к первой книге Димитриевых Четиих-Миней. Здесь Варлаам Ясинский, сказав о Макарьевских Четиих-Минеях, продолжает: «А тии... книги... изволением... великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича... кир Иоаким, Московский и всея России и всех северных стран патриарх... на моление блаженные памяти Иннокентия Гизеля, архимандрита Киевопечерского, согласия ради пишемых житий святых, изводи прислати из Москвы с благословением своим архипастырским преподанным еще тому на издание в Лавре Киевопечерской книг житий святых, по своду, тех Миней-Четиих». Выходит, что при Гизеле было две попытки получить Макарьевские Четии-Минеи, – одна при царе Феодоре Алексеевиче, другая несколько позже, в правление Иоанна и Петра Алексеевичей. В первый раз высланы были Минеи скорописные, следовательно, не Макарьевские, во второй – Макарьевские. Но этому последнему предположению противоречит вся последующая история с Четиим-Минеями: в 1686 г., как увидим, киевляне просят прислать им Макарьевские Четии-Минеи с сентября (письмо гетмана Самойловича к Вас. В. Голицыну, – Шляпкина, «Свят. Димитрий», с. 46, прим.). Нельзя ли предположить так, что, отсылая в первый раз присланные «скорописные» Минеи в Москву обратно, Иннокентий Гизель возбудил новое ходатайство о высылке уже Макарьевских Четиих-Миней. Ответа на это ходатайство из Москвы скоро не последовало, м. б. потому, что и Иннокентий Гизель вскоре умер. В 1686 г. когда архимандритом Лавры был Варлаам Ясинский, возбуждено было новое ходатайство о высылке Макарьевских Четиих-Миней, причем в нем приняли участие митроп. Гедеон и гетман Самойлович. Это ходатайство было удачным, Минеи были высланы, но Варлаам Ясинский, по скромности, приписал это не себе и не тем лицам, которых он просил помочь ему, а Иннокентию Гизедю. В общем вопрос о Макарьевских Четиих-Минеях – вопрос весьма запутанный, что увидим и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Таким образом, эта книга потребовала от Святителя около трех с половиною дет усердного труда. Внешние обстоятельства и условия жизни, особенно в первое время, когда свят. Димитрий находился в Лавре, вполне благоприятствовали работе, но зато ощущался недостаток в источниках, который устранен был только после получения Макарьевских Четиих-Миней. Но и эти книги едва ли дали свят. Димитрию полное удовлетворение. И он, и Варлаам Ясинский старались поставить дело составления житий святых самым серьезным образом. Для этого они разыскивали и собирали все лучшие пособия по агиологии, которые можно было тогда найти не только в Москве и на юго-западе, но и за границами России, в землях Европы. Поэтому, может быть, в это же время ими начаты хлопоты о высылке в Лавру знаменитого издания Болдандистов «Acta Sanctorum», которое уже тогда пользовалось известностью и авторитетом в ученом мире западной Европы. Составленная свят. Димитрием первая книга житий святых еще в рукописи была прочитана не только Варлаамом Ясинским, но и митрополитом Гедеоном и Лазарем Барановичем и «многими» другими «благоразумными властями» 162 . Эти лица одобрили труд Святителя, нашли его благопотребным для церкви, и поэтому всем хотелось скорее увидеть его в печати. Особенно желал этого Варлаам Ясинский, и ранее «частыми письмами» побуждавший свят. Димитрия скорее оканчивать свою работу 163 . Печатать Четии-Минеи должна была Лавра, и в прежнее время это не представляло никаких затруднений. Находясь под властью Константинопольского патриарха, Лавра могла печатать в своей типографии всё, что считала необходимым и полезным. Теперь, с подчинением Киевской митрополии Московскому патриарху, обстоятельства изменились. Патриарх Иоаким лишил Печерскую Лавру ставропигии, подчинил ее во всем Киевскому митрополиту, но и последнему в настольной грамоте не дал права свободно заводить типографии и печатать книги 164 . После падения друга и покровителя митрополита Гедеона, гетмана Самойловича (в июне 1687 года), Варлаам Ясинский попытался восстановить утерянные Лаврой привилегии: 18 января 1688 года он послал об этом челобитную в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иероним де называется святым триодью постной в службе сырной субботы на утрени 918 , в уставах древних виленских и львовских под 15 июля и в книге Жезл л. 50 об. О непорочном же зачатии Богородицы упоминается в Жезле л. 5 об. и в песни шестой Рождеству Пресвятой Богородицы; «о сем стязании во училища отсылаем богословския на соборное определение те листы два, но еще тогда нам не было запрещения так глаголати и печатати; ныне же без всякаго прекословия повинуемся и не будем того воспоминать, переменив те оба листы, избравше удобне нам о том молчати, а не испытовати о том, пленяюще всяк разум». 919 Конечно дело о разрешении дальнейшего печатания миней пока, впредь до избрания патриарха, было отложено. Между тем и киевский митрополит Гедеон Четвертинский чувствовал себя плохо. 21 марта по его просьбе архимандрит киевский Варлаам Ясинский написал духовное завещание, коим между прочим было отказано на сорокоусты «сто золотых до Батуринского монастыря» 920 , a 6 апреля 1690 г. в воскресенье 5 недели Великого поста многострадальный митрополит преставился. 921 На соборной элекции в Киеве 1 и 2 июля митрополитом был избран Варлаам Ясинский. Был ли на элекции Димитрий, не знаем, но подписи его на соборном акте нет. 31 июля Варлаам отправился в Москву 922 , где новоизбранный патриарх Адриан, вообще благоволивший к малороссам, торжественно посвятил его в церкви Успения 31 августа 1690 года. 923 Единственным происшествием в монастырской жизни св. Димитрия был пролет саранчи с юга на север между 6–15 августа, что он и занес в свой диарий. 924 28 октября было перенесение иконы Руденской Божией Матери из Рудни (возле Любеча, в 60 верстах от Чернигова) в Киев. 925 31 октября в Батурин прибыл новый митрополит Варлаам, и 1 ноября вручил Димитрию «благословляющую грамоту» патриарха Адриана от 3 октября 1689 г. (по московски 1690 г.): «Сам Бог в Троице животворящей», писал патриарх... «да воздаст ти брате... за твоя Богоугодные труды в писании, исправлении же и типом издании книги душеполезныя житий святых на три месяца первыя Септемврий, Октоврий и Ноемврий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Между тем делу помогло как раз то самое обстоятельство, против которого ратовал Ясинский, именно избрание на Киевскую митрополию князя Святополка-Четвертинского. Приняв посвящение в Москве от патриарха Иоакима и дав перед этим клятвенное обещание во всем повиноваться патриарху, митрополит Гедеон разрешил давно уже тянувшееся, трудное дело подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху. За это Москва благоволила к Гедеону и на первых порах оказывала ему почет и внимание. Варлаам Ясинский знал об этом и решил воспользоваться удобным случаем, испросить через нового митрополита у патриарха Иоакима Макарьевские Четии-Минеи. Встретив вместе с свят. Димитрием возвращающегося из Москвы митроп. Гедеона в Нежине и проводив его до Батурина, Варлаам Ясинский и свят. Димитрий сообщили здесь новому митрополиту свою нужду и просили его похлопотать перед патриархом о высылке в Киев Четиих-Миней митроп. Макария. Изложили свою просьбу они и гетману Ивану Самойловичу, убеждая и его повлиять на патриарха через Московское правительство, у которого Самойлович пользовался в это время большим расположением. Просьба Варлаама Ясинского и свят. Димитрия принята была благосклонно. И митрополит, и гетман обещали написать в Москву, но вместе с этим предложили Димитрию снова занять игуменство в Никольском Батуринском монастыре. Инициатором такого предложения, вероятно, был гетман Самойлович, давно расположенный к свят. Димитрию и жалевший об его уходе из Батурина. Предложение властей было весьма лестным, но свят. Димитрия оно едва ли обрадовало. Возвращение в Батурин и игуменство не только отрывали его от Лавры, где так спокойно и хорошо он работал, но могли помешать и самой работе. Поэтому свят. Димитрий сначала отказывался и дал свое согласие, по всей вероятности, только тогда, когда митрополит и гетман обещали оказать свое содействие его занятиям. «Я убежден был,– пишет Святитель в своем Диарии под 15 января 1686 года, – ясновельможным господином Иоанном Самойловичем, гетманом, и сиятельнейшим князем Гедеоном Святополком, митрополитом Киевским, снова принять на себя игуменство монастыря Батуринского» 148 . Из этой истории мы видим, как высоко ценил свят. Димитрий дело составления Четиих-Миней; оно в его глазах было выше всех личных выгод и движений но службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Участие в этом деле было, по замечанию Устрялова, пробною попыткою со стороны патриарха и гетмана иметь влияние на духовные дела в Малороссии 156 . Как же отнеслось к этому малороссийское духовенство? Нельзя сказать, чтобы сочувственно. Преемник Гизеля, Варлаам Ясинский, избран был во архимандрита лавры вольными голосами и наскоро посвящён был в сан архимандрита Лазарем Барановичем, без всяких сношений с патриархом. Но обстоятельства скоро побудили Ясинского обратиться к московскому патриарху. По обстоятельствам времени, для Ясинского необходимо было немедленно же получить утверждение в сан архимандрита от какого-нибудь патриарха. Монастырь печерский находился на порубежном месте между польским и московским государством, и польское правительство могло со своей стороны назначить в лавру архимандрита, который мог оспаривать права у Ясинского. Эта опасность была ещё сильнее потому, что Львовский епископ, Иосиф Шумлянский, весьма желал принять на себя титул архимандрита печерского, и просил у короля польского, чтобы тот дал ему в управление маетности Киево-печерской лавры. Между тем сношение с константинопольским патриархом, по случаю войны между Турциею и Россиею, для Варлаама Ясинского были тогда невозможны. Таким образом, он вынужден был искать подтверждения на архимандрию у патриарха московского. С этой целью он послал в Москву из Киево-печерской лавры: наместника новопечерского монастыря Иоанна Максимовича , наместника Чолнского Трубческого монастыря Афанасия Мисловского, казначея лавры монаха Филарета Ляневича и писаря соборного Гавриила Филипповича, с письмами к патриарху от себя и от Лазаря Барановича. Баранович писал 157 , что он посвятил Варлаама Ясинского во архимандрита лавры, и что Варлаам Ясинский отправляет настоящее посольство для выражения своего уважения к патриарху и для исходатайствования ему грамоты на архимандрию. Ясинский в своём письме 158 извинялся перед патриархом в том, что лично не является в Москву для изъявления покорности, оправдываясь тем, что он ещё не освоился со своим новым послушанием, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Здесь на него обратил внимание его учитель, иеромонах Варлаам Ясинский, ставший позднее архимандритом Киево–Печерского монастыря (1684–1690), а затем — Киевским митрополитом (1690–1707). Вероятно, именно Варлаам убедил Стефана не довольствоваться образованием, полученным в Могилянской коллегии, и отправиться для совершенствования знаний за границу, в одну из иезуитских коллегий, которые в те времена были известны прекрасной организацией преподавания. Варлаам сам был воспитанником такой коллегии и потому мог лучше, чем кто–либо другой, рассказать о них молодому Яворскому. В последующие годы Яворский изучал философию во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильне и Познани. Чтобы поступить в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, должен был принять унию или католичество и получил при этом имя Симеон—Станислав. На юго–западе России это было делом обычным. Впрочем, учителя–иезуиты мало верили в то, что перемена вероисповедания происходила по убеждению; во многих случаях по окончании коллегии учащиеся снова возвращались в православие. Что касается Яворского, то католическая выучка не прошла для него бесследно. Вернувшись в 1689 г. в Киев, он снова принял православие, но римско–католическое влияние присутствовало в его богословских взглядах всю жизнь, сказавшись особенно сильно в его резком неприятии протестантизма, что позднее сделало Яворского противником Феофана Прокоповича. Эти факты из жизни Яворского послужили в дальнейшем для его врагов поводом называть его «папистом». В Киеве Стефан снова встретил Варлаама Ясинского, который не изменил своего расположения к нему. Весьма вероятно, что именно Варлаам посоветовал Стефану принять постриг, считая монашество наилучшим путем в жизни и наиболее благоприятным для карьеры ученого. В 1690 г. Ясинский стал митрополитом Киевским. Он не забыл Яворского, вступившего с именем Стефана тем временем в Киево–Печерский монастырь, и определил его в Киевскую коллегию сначала учителем риторики и поэтики, затем, в следующем 1691 г., — префектом и профессором философии, а позднее и профессором богословия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Варлаам, митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России (Ясинский) Окончил Киевскую коллегию, после чего обучался в Краковской католической академии, где, несмотря на препятствия, был официально признан в числе первых. С 1665 по 1673 год (по Строеву – с 1669 года) – игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря. С 1669 года – ректор Киевской духовной академии. С 1673 по 1677 (по Строеву – по 1680 год) – игумен Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. С 8 июля 1680 года – игумен Киево-Николаевского Пустынного монастыря. 31 июня 1684 года возведен в сан архимандрита и определен наместником Киево-Печерской лавры. 31 августа 1690 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Малыя России. Скончался 22 августа 1707 года. Погребен в Великой церкви Киево-Печерской лавры. Период жизни и деятельности митрополита Варлаама совпал со временем, когда решался сложный вопрос о подчинении западно-русской иерархии Московскому патриарху. Митрополит Варлаам не был сторонником такого подчинения и даже, когда предложили его кандидатуру на Киевскую кафедру, отказался ехать в Москву и посвящаться от Московского патриархата. Только после того, как Константинопольский патриарх в согласии с другими восточными патриархами в 1687 году утвердил зависимость Киевской митрополии от Московского патриархата, протест архимандрита Варлаама утратил смысл и основание, и он принял посвящение в митрополиты от Московского патриархата. Митрополит Варлаам был человек ученый и покровитель ученых. По его настоянию и при его покровительстве будущий святитель Димитрий, митрополит Ростовский, принялся за дело составления своего знаменитого труда «Четьи-Минеи». О поручении своем святителю Димитрию он говорил: «Бог по усердной молитве моей послал в лавру жить благоразумного проповедника слова Божия, благочестного иеромонаха Димитрия. Этому искусному проповеднику слова Божия, трудящемуся благоразумно, самою истиною свидетельствованному, вручил я, по совету соборных отцев и братий святой лавры, чтобы дело то святое совершенно исправить». Так было положено начало великому труду.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А как они войдут к Великим Государем в хоромы, и Думной Дьяк явит их Великим Государем челом ударить, а говорит: Пресветлейшие и Державнейшие Великие Государи, Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы и многих Государств и Земель Восточных и Западных, и Северных Отчичи и Дедичи, и Наследники, и Государи, и Обладатели Вашего Царского Величества Богомолец Киево-Печерские Лавры Архимандрит новообранный Киевский Митрополит Варлаам Ясинский вам Великим Государем челом бьет. Да вам же Великим Государем, Вашему Царскому Величеству, Киевской Митрополии Духовныя Особы, Межигорского монастыря Игумен Феодосий, Николаевского Пустынного монастыря Игумен Иоасаф, Троицкого Больничного монастыря Игумен Иезекииль с братиею челом ударили. А потом новообраннои Митрополит говорит Великим Государем речь. А изговоря речь, подаст Великим Государем Святыню. Явит тое Святыню Думной Дьяк, а молвит: Великие Государи! Киево-Печерской Лавры Архимандрит новосбранный Киевскый Митрополит привез к вам Великим Государем Святыню: к Великому Государю Царю и Великому Князю Иоанну Алексеевич у, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, Образ Всемилостивого Спаса в окладе; тебе, Великому Государю Царю и Великому Князю Петру Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, Образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия в окладеж. А после того подаст Архимандрит Гетманской Лист, и тот Лист примет Думной Дьяк, и пожалуют Великие Государи Митрополита к своей Царского Величества руке. Думной Дьяк говорит: новонареченный Варлаам Митрополит с братиею, Великие Государи их Царское Величество жалуют вас к своей Царского Величества руке. Укажут Великие Государи спросить Митрополита о спасении. И Думной Дьяк молвит: новообранный Митрополит Варлаам Ясинский! Великие Государи, их Царское Величество, жалуют тебя, спрашивают о твоем спасении. И Митрополит на Государевом жалованьи челом бьет. А после того Великие Государи пожалуют Духовных Особ к руке и велят спросить о спасении. Киево-Печерской Лавры присланный Казначей Афанасий с братиею был у руки с Духовными особы, которые при Митрополите, вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1686-м году он, вопреки привиллегиям, предоставленным киевскому митрополиту, дал жалованную грамату Полоцкому Богоявленскому монастырю, которой доставлял его в непосредственную зависимость от себя, а игумену этого монастыря Игнатию Жихмонту и его преемникам преподал благословение освящать церкви в Белорусском крае, для чего и послал туда печатный чин освящения церкви, антиминсы и сосуд освященного мира 529 . В следующем 1687-м году п. Иоаким сделал своею ставропигиею, дорогой для него, по восдодинаниям, монастырь Межигорский, который прежде был ставропигиею константинопольского патриарха 530 . Между тем п. Иоакиму скоро представился случай усилить свое влияние и, так сказать, на главные пункты жизненных отправлений малороссийской церкви. В 1688-м году лишен был гетманского достоинства Самойлович; а с его падением начал мало по-малу утрачивать свое значение и приятель его митрополит киевский Гедеон, – данныя ему по ходатайству Самойловича привиллегии теперь перестали быть неприкосновенными. Архимандрит Киевопечерской Лавры Варлаам Ясинский, еще при самом избрании митрополита Гедеона, заявлял на Киевском соборе, что архимандрия печерская, как бывшая ставропигия константинопольского престола не должна быть подсудна митрополиту и это заявление его внесено было даже в соборный протокол. Но оно не принято было в Москве 531 и Киевская Лавра граматами, – жалованною царскою и настольною патриаршею – данными новопоставлеяному митрополиту киевскому подчинилась сему последеему. Архимандрит Варлаам в 1688 году снова просил, поэтому пр. Иоакима сделать лавру ставропигиею Московского престола, и теперь его просьба была исполнена. Киевопечерская лавра освобождена была от зависимости киевского митрополита, утверждена в правах Московской царской и патриаршей ставропигии и наименована первой в России ставропигией 532 . Она получила автономно в отношении к своей местной власти и вместе с тем поступала под непосредственный верховный надзор патриаршей мерности. Варлаам Ясинский с братией обязывались теперь «невозможная, их суждению дела, как сказано в жалованной им грамате, изъявляти патриарху и в типографии печатания книг имети под его благословением» 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

В то время, когда Димитрий был в Слуцке, учитель его Варлаам Ясинский, оставив Братский монастырь, переселился в Киево-Печерскую Лавру и принял на себя обязанности проповедника и заведующего типографским делом. Вскоре он стал деятельным помощником и как бы правою рукою престарелого архимандрита Лавры Иннокентия Гизеля и получил высокое звание «наместника». Варлаам уже в это время заботился об издании полных Четиих-Миней. В 1680 году, явившись в Москву послом от Лавры 137 , он ходатайствовал перед патриархом Иоакимом о выдаче ему великих Макарьевских Четиих-Миней для составления по руководству их новых Четиих-Миней, об издании которых давно думали в Киеве. Варлааму Ясинскому, как мы говорили, выданы были Минеи Милютинские. Он привез их в Киев и, может быть, в это уже время, в поисках человека, которому было бы можно поручить составление житий, остановил свое внимание на свят. Димитрии. Однако сначала невозможность – вследствие неразборчивости скорописного письма – воспользоваться привезенными из Москвы Минеями, а потом переселение в Никольский пустынский монастырь, куда Варлаама назначили игуменом, помешали его намерению, и дело об издании Четиих-Миней было на время отложено. Между тем свят. Димитрий, возвратившийся из Польши в феврале 1679 года, сначала занимал должность проповедника в Батуринском Никольском монастыре, затем около полугода состоял игуменом Максаковской обители. Отсюда он снова переехал в Батурин и принял игуменство в Никольском монастыре после ушедшего в Киев Феодосия Гугуревича. Впрочем, эти довольно успешные продвижения по службе не занимали свят. Димитрия. Он тяготился хлопотливой и ответственной должностью настоятеля монастыря и, вероятно по собственному желанию, 26 октября 1683 года сложил с себя игуменство и возвратился к состоянию простого инока. Вскоре после этого, именно 18 ноября того же года, скончался архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель. На его место был избран игумен Никольского пустынского монастыря Варлаам Ясинский. Последний, как только переехал в Лавру, тотчас же возобновил свои хлопоты об издании Четиих-Миней и предложил свят. Димитрию взять на себя труд составления их, для чего переселиться из Батурина в Лавру. 23 апреля 1684 года переселение состоялось и, по словам старого списателя жития свят. Димитрия, «составило эпоху в его жизни»: оно было выражением принятого Димитрием решения взять на себя великое дело составления Четиих-Миней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010