Двор Софийского Собора и монастыря найден Петром Могилой не в лучшем состоянии. Ибо и сам он не имел в нем пристанища, а жил в Киево-Печерской Лавре. Но по оставшимся повсюду на дворе многим древним основам каменным и погребам заметно, что на оном было весьма много обширного здания, и не удивительно. Ибо братство монашествующих Софийского монастыря простиралось и в последние времена до 75 и до 100 человек. Впрочем, над деревянным по старинному обыкновению, строением Киева свирепствовавшие пожары часто переменяли вид и Софийского монастыря. Но Софийский Собор по крайней мере внутри никогда не горел. Ибо при сем не могла бы уцелеть мозаика. Новое устройство Софийского монастыря началось в конце XVII столетия при учреждении митрополии в подчинении Московскому Патриаршему Престолу. Ибо после митрополитов Петра Могилы и Сильвестра Коссова митрополиты Киевские, не жившие уже в Киеве, допустили опять здание до ветхости. Первый митрополит, присоединившийся к Московской иерархии, Гедеон, князь Четвертинский, со вступления своего на Киевскую митрополию занялся обновлением Софийского Собора и у российских государей в 1686 г. испросил пособие и многие церковные утвари. Он обновил и все монастырское здание деревянным строением, но все оно в 1697 г. и с архивом монастырским сгорело, а вновь выстроено также деревянное преемниками его Варлаамом Ясинским и Иоасафом Кроковским. Преемник их Варлаам Ванатович, архиепископ Киевский, начал каменное; создал в два этажа для братии каменную трапезу с запасной палатой наверху, а в трапезе церковь во имя святого Лазаря, друга Христова, и при них кухню с приспешней, а напротив оных хлебню в один этаж (что ныне под дикастерией); основал против западных дверей Собора каменный архиерейский дом, конченый уже преемником его архиепископом и после бывшим митрополитом Рафаилом Заборовским, который в нем устроил и церковь во имя Воскресения Христова. Варлаам устроил также подземные выходы, простирающиеся от монашеской трапезы в две противоположные стороны по двору; основал загородный Шулявский дом и обсадил его рощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

17 марта 1690 года скончался в Москве Патриарх Иоаким. В августе того же года Патриархом был избран Адриан. У него принял Посвящение 31 августа 1690 г. в митрополиты Киевские бывший Печерский архимандрит Варлаам (Ясинский). Возвратившись из Мостквы митрополит Варлаам 1 ноября 1690 г. в Батурине вручил свят. Димитрию патриаршую грамоту. В ней патриарх Адриан призывал Божие благословение на свят. Димитрия за его богоугодные труды и побуждал его, как от самого Бога посланного «искусна и благоразумна, благоусердна же делателя и исполнителя» к дальнейшему продолжению важного труда. Свят. Димитрий тогда же благодарил Патриарха за «премилостивое слово» и с новой энергией принялся за писание Житий Святых. 14 февраля 1692 г. он оставил Батуринское игуменство «для спокойнейшего Жития Святых писания» 47 . Сначала свят. Димитрий поселился в скиту Батуринского монастыря, а 9 мая 1693 года переехал снова на постоянное жительство в Киево-Печерскую Лавру. С 10 июля того же года началось печатание в Печерской типографии второй четверти «Четьи Минеи» (декабрь, январь, февраль). Сличив приготовленные для печати месяцы, с «книгами Болланда», полученными из Данцига, свят. Димитрий исправил по ним некоторые места в своих Минеях. По печатании Житий, Патриарх прислал «живописцу» в другой раз одобрительную грамоту и свят. Димитрий начал готовить к изданию третью четверть «Четьи Минеи». Между тем, игумен Димитрий получает от архиепископа Черниговского Феодосия в правление монастырь Святых Апостолов Петра и Павла, в 20 км. От Глухова, а по смерти Архиепископа Феодосия, Митрополитом Варлаамом (Ясинским) переводится в Киевский Кириллов монастырь. Эта обитель была местом его пострижения и ктиторства его отца. И в этом монастыре игумен Димитрий оставался недолго. Причиной таких частых перемен, по свидетельству историка Василия Нечаева, было желание монастырей иметь себе лучшего настоятеля и проповедника, а духовное начальство стремилось почтить игумена Димитрия высшим местом служения 48 . Через пять месяцев по согласию Киевского митрополита Варлаама (Ясинского), от Черниговского архиепископа Иоанна (Максимовича преемника архиепископа Феодосия), игумен Димитрий принял посвящение 20 июня 1697 г. в сан Архимандрита Черниговского Елицкого Успенского монастыря с заведованием одновременно Глуховской обителью. А еще через 2 года с небольшим 17 сентября 1699 г. он был переведен архимандритом в Новгород-Северский Спасский монастырь, где и окончил составление третьей части Житий Святых. В это же время он написал «псалму св. великомученику Димитрию Солуцкому», «Апологию» и «Мартиролог вкратце». Эта обитель была последним местопребыванием его в Малороссии. Вызов в Москву, посвящение во епископа и назначение на Ростовскую кафедру

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1684 году архимандритом Киево–Печерской лавры был назначен Варлаам Ясинский (впоследствии Киевский митрополит), который, зная духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также большие литературные дарования, поручил иеромонаху Димитрию составление Четьих–Миней (Житий святых) на весь год. Составление Четьих–Миней требовало от иеромонаха Димитрия величайшего напряжения сил. Этим многолетним трудом (20 лет), над которым потерял и здоровье, свт. Димитрий принес величайшую услугу всей Российской Церкви. Предки наши искони любили чтение житий святых Божиих; их подвиги и страдания ради имени Христова, явления силы Божией, действовавшей в преподобных и мучениках, всегда служили средством к возбуждению, одушевлению и утверждению чад Божиих в подвигах благочестия; поэтому распространение сведений о жизни святых Божиих всегда считалось одной из первых потребностей в Православной Церкви, для чего издавна переводили отдельные жизнеописания святых с греческого языка и вновь составлялись жития святых Русской Церкви. На севере России (в Новгороде) архиепископ Макарий (впоследствии Московский митрополит; † 1563 г.) собирал «все книги чтимая, которыя в русской земле обретаются» и составил «Великия Четьи Минеи», но на юге России, со времен Батыева разорения, не было сборников житий святых, в чем для благочестивых малороссов чувствовалась настоятельная потребность (а также и в видах ограждения православных от польских легенд и католических сказаний о святых, не всегда согласных с духом Православия). Еще Киевский митрополит Петр Могила († 1647 г.) имел намерение издать жития святых на славяно–русском языке и выписал с Афона жития святых, составленные Симеоном Метафрастом, но ранняя смерть воспрепятствовала ему совершить это благое дело. Ректор Киевской академии архимандрит Иннокентий Гизель приступил уже к этому труду и в дополнение Метафрастовым житиям святых испросил у Московского патриарха Иоакима Великие Четьи–Минеи митрополита Макария; но и ему, по причине военных смут, не суждено было совершить начатое. Киевский митрополит Варлаам, сознавая важность составления житий святых и не решаясь взять этот труд на себя, поручил оный св. Димитрию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

В канонической части также обнаруживаются инновации, отражающие приоритеты церковной политики Адриана, равно как и новые ограничения на действия церковных властей. Так, в рубрике, содержавшей обещание не делать ничего противного священным правилам, даже будучи «от царя (...) нудиму», «от царя» было заменено на " от царей«. Конечно, Иоанн и Петр были соправителями с 1682 года, однако в 1691 году, с совершеннолетием Петра, опасность вмешательства соправителей (прежде всего Петра) актуализовалась – и отсюда более непосредственное указание на верховных держателей светской власти: общее »от царя« заменялось на вполне конкретное »от царей». О том, что в 1691 году угроза оказаться «нудиму от царей» была реальной, свидетельствует еще одно изменение, появившееся в Адриановской редакции. Из текста была изъята рубрика, в которой новопоставляемый обещал «не общитися мне с латины и с люторы и с калвины, и со иными еретики аде случится кому таковых приити в царствующий град москву», и следить за тем, чтобы подведомственные ему попы не допускали браков между православными и инославными. Инициатива устранения этой рубрики наверняка исходила от самого Петра, для которого Немецкая слобода стала главным жизненным ориентиром. Устранение этой рубрики было своеобразным ответом на завещание патр. Иоакима, в котором тот предупреждал царей против общения православных с инославными 634 . Ряд инноваций связан с внутрицерковными обстоятельствами. На рубеже 1690–х годов приоритеты церковной политики меняются. Для Адриана в большей степени, чем для Иоакима, оказывается значимой политика в отношении новоприобретенной Киевской митрополии. Основные противники Иоакима во второй половине 1680–х годов живут в Москве и пользуются покровительством царевны Софьи. На Киевской кафедре, напротив, находится митр. Гедеон Четвертинский, придерживавшийся промосковской позиции. В борьбе с латинофильской партией Иоаким почти не пользуется помощью восточных патриархов, к которым он относится с определенным скепсисом. Вступив на престол, патр. Адриан сталкивается с иной ситуацией. Московские латинофилы побеждены и уничтожены, расстриженный Сильвестр Медведев казнен. Их латинофильские ереси осуждены Московским Собором 1690 года. Однако менее чем через месяц после кончины Иоакима (17 марта 1690 года) умирает и Гедеон Четвертинский (5 апреля), а через неделю после интронизации Адриана (24 августа) киевскую кафедру занимает Варлаам Ясинский (31 августа). Варлаам, оставаясь лояльным в отношении Москвы, стремился сохранять и поддерживать традиции киевского православия. Адриан этим стремлениям не сочувствовал, и в силу этого для него более актуальной, чем для Иоакима, была задача унификации религиозных практик на всем пространстве его юрисдикции. В своей унификационной политике он может прибегать к авторитету восточных патриархов, к которым относится с б0льшим почтением, чем его предшественник.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Жабокрицкий Дмитрий; † не позднее 1715), еп. Луцкий. Род. в шляхетской семье, известной своим покровительством Почаевскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю. Отец Д. был православным, мать - католичкой. Жабокрицкий учился в Краковской академии, служил земским писарем в Луцке и подстаростой в Кременце, способствовал обновлению и обустройству кременецкого Богоявленского братства. В 1695 г., после смерти Луцкого еп. Афанасия (Шумлянского) , Жабокрицкий был избран Луцким епископом при активной поддержке луцкого братства и волынской правосл. шляхты. Его кандидатура устраивала и российские и польск. власти. 13 авг. 1695 г. Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) была направлена царская грамота с приказом после монашеского пострига хиротонисать Жабокрицкого во епископа Луцкого, 6 сент. того же года Д. в связи с назначением на кафедру получил поздравительную грамоту от польск. кор. Яна III Собеского . Однако хиротония Д. натолкнулась на канонические препятствия. В миру он был женат на вдове (что является препятствием к принятию священного сана), ходили слухи о его 2-м браке. Противником Д. выступил Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , к-рый также получил от короля ставленую грамоту на Луцкую кафедру. По требованию еп. Иосифа дело Д. рассматривалось в Киеве. Митр. Варлаам (Ясинский), несмотря на благожелательное отношение к Д., отказался возглавить его хиротонию и созвал Собор киевского духовенства, состоявшийся 20 сент. 1695 г. Собор признал несоответствие кандидатуры Д. правосл. канонам, но ввиду бедственного положения Православия на Правобережной Украине и угрозы захвата Луцкой епархии униатами (см. Брестская уния ) постановил ходатайствовать перед патриархом Московским и всея Руси Адрианом о разрешении Д. принять сан. Митр. Варлаам и гетман И. С. Мазепа направили в Москву прошения о хиротонии Д., однако 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан, посовещавшись с Сарским митр. Тихоном (Воиновым) , Суздальским митр. Иларионом и Коломенским архиеп. Никитой (Тотемским) , в просьбе отказал. Под давлением просителей с Украины в дек. того же года патриарх направил еще одно письмо митр. Варлааму и Мазепе с объяснением причин отказа, но 27 дек. обратился к К-польскому патриарху Каллинику II (и, возможно, к Иерусалимскому патриарху Досифею II ) с просьбой соборно решить этот вопрос. Ответ был написан в мае 1696 г. патриархом Досифеем, к-рый категорически отверг возможность хиротонии. Основываясь на этом послании, патриарх Адриан в 3-й раз написал митр. Варлааму об отказе, но просьбы со стороны польск. и укр. светских властей на этом не прекратились. В частности, в 1698 и в 1701 гг. кор. Август II Сильный просил царя Петра I ходатайствовать перед патриархом Адрианом о поставлении Д.

http://pravenc.ru/text/178376.html

Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола (Яворский Семён Иванович) Родился в 1658 году в польском местечке Явор или Яворов в мелкопоместной шляхетской семье. Местечки с названием Яворов есть и в Галиции, и на Волыни, но биографы Стефана не смогли установить, с каким из них связано имя патриаршего местоблюстителя. Отец Стефана ещё в ранней молодости переселился в деревню Красиловка близ Нежина, чтобы избежать преследования со стороны униатов. Приблизительно в 1683 году Стефан поступил в Киево-Могилянскую коллегию, где проучился до 1684 года. Здесь на него обратил внимание его учитель, иеромонах Варлаам (Ясинский; † 1707), ставший позднее архимандритом Киево-Печерского монастыря, а затем Киевским митрополитом. Вероятно, Варлаам (Ясинский) посоветовал Стефану отправиться для завершения духовного образования за границу. Чтобы поступить в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, принял католичество. На юго-западе России это было делом обычным. Впрочем, учителя-иезуиты мало верили в то, что перемена вероисповедания происходила по убеждению; во многих случаях по окончании коллегии учащиеся снова возвращались в Православие. Стефан изучал философию в Львове и Люблине, а затем богословие в Вильно и Познани; усвоил все начала схоластической премудрости, искусно писал стихи на латинском, польском и русском языках, писал великолепные панегирики. В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму. В 1689 году Стефан вернулся в Киев, принёс покаяние в своём отречении от Православной Церкви и был принят снова в её лоно, но римско-католическое влияние присутствовало в его богословских взглядах всю жизнь, сказавшись особенно сильно в его резком неприятии протестантизма. Эти факты из жизни Стефана послужили в дальнейшем для его врагов поводом называть его «папистом». В 1689 году по совету Варлаама (Ясинского) он принял монашество и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Приняв напутственное благословение от Преосвященного, новый Игумен поспешил в препорученную ему обитель. Он добре пас врученное ему малое стадо, назидая всех не одними только своими поучениями , но и строгою своею жизнью, постом, бдением и другими подвигами, а всего более своим глубоким смирением, ибо хотя он и был облечен властью начальства, но присно памятуя слова Господа – Пастыреначальника всех: « Иже аще хощет в вас вящий быти, да будет вам слуга » ( Мф. 20:26 ). Он прежде всего старался быть попечительным отцом и, чуждый всякого надмения и превозношения, мог поучать никогда ни в чем не возноситься. На следующий год марта 1 дня (1682 г.) он был назначен игуменом Батуринского Николо-Крупицкого монастыря и, сдав свой прежний монастырь и простившись с братиею, поступил в новый, но по прошествии года и восьми месяцев, октября в 26 день (1683 г.), он сложил с себя бремя правления и остался жить в том же монастыре в уединенной кельи, ибо, как любитель безмолвия, чувствовал, что трудно при вещественных и многопопечительных занятиях Настоятеля сохранить мир душевный и всецело посвятить себя служению Господу. Недолго, впрочем, суждено было любителю безмолвия наслаждаться отрадною тишиною кельи: в это время Архимандритом Киево-Печерской лавры был Варлаам Ясинский. Он давно помышлял о том, чтобы найти такого благочестивого и ученого мужа, который мог бы довершить и привести в исполнение задуманное и начатое при Митрополите Киевском Петре Могиле , над чем трудился и Архимандрит Иннокентий Гизель, именно – чтобы собрать и издать жития Святых Угодников Печерских и иных, и чего привести к совершению они не успели. Услышав об ученом и благочестивом Иеромонахе Димитрии Туптало, Архимандрит Варлаам пригласил его к себе в Лавру и когда убедил его принять на себя труд собрать и исправить жития святых, (ибо Димитрий долго отказывался от подобного труда, считая оный для себя непосильным), – то, сообщив о сем соборным старцам Лавры, по совету их, поручил над сим потрудиться богомудрому иноку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

1684 – априля 3 на св. Георгиа почалем в Печерском монастиру жити. Вручено мне послушание писати жити святих мая 6 (л. 128 об.). 1685 – По святом Петре и Павле была елекция на митрополиту киевскаго и обран Гедеон Святополк, князь Четвертенскии. 1686 – февраля 9 паки прият игуменство Батуринское убежден есм от гетмана и митрополиты. Апр. 26 церковь успение Богородицы в Глухове мурованую заложилем по указу старших. (Сбоку: a nat. С. 1695 secundum moschovitos 5500 писати). 1687 – По святом Петре гетмана Ивана Самоиловича отменено, а поставлено Ивана Мазепу. 1688 – июля 2 почалися друковати житиа святых 1 часть, три месяца: сентеврии, октоврии, ноевр. 1689 – марта 29 в пяток велики пополудню преставилася матка моя Мариа и в монастиру Кирилском в церкве в среду светлую погребена. Того году месяца августа былисмо на Москве з гетманом. 1690 – марта 17 патриарх московский Иоаким умер. Априля митрополит киевскии Гедеон Святополк умер. Настал патриарх Адриан, а митрополит Варлаам Ясенский. О месеце августе саранча великая ишла колко недел. Тогож року по Вознесении Господне обраныи згодне метрополитом Варлаам Ясински архимандрит печерски, а на положение пояса Пресвятои Богородицы августа 31 Адрианом патриархом поставлен; на престол вехал на свят. Филиппа. 1691 – Януариа 13 образ сребрнии святои великомучници Варвары (з) значною частю святых ея мощей з Батурина в монастир перенеслем з процессею значною. 1692 – февраля 14 в первую неделю святаго великого поста оставилем игуменство Батуринское для спокоинешого житии святых писаня и на скитку цале оселем. В вторник крестопоклонной седмицы от. Пахомии Ходорович постриженец мои осел на моем месцу игуменство (л. 129). 1693 – мая 9 прибылем в Печерскую лавру з монастыра Батуринског для изданя типом житии святих помощию Божою. Июля 10 на память преподобнаго Антониа печерскаго почалася друковати другая тримесячная житии святых книга декаврии, иануарии, февруари. Сентевриа 3 в неделю преставился преосвященныи архиепископ черниговскии Лазарь Баранович, октовриа 1 на покров Пресвятои Богородици погребен в катедралнои своеи церкве на левои стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Первый Митрополит, присоединившийся к Московской Иерархии, Гедеон, Князь Четвертинский, со вступления своего на Киевскую Митрополию, занялся обновлением Софийского Собора и у Российских Государей в 1686 году испросил пособие, и многие церковные утвари. Он обновил и все монастырское здание деревянным строением: но все оно в 1697 году и с архивом монастырским, сгорело, а вновь выстроено также деревянное преемниками его Варлаамом Ясинским и Иоасафом Кроковским. Преемник их Варлаам Вонатович, Архиепископ Киевский, начал каменное; создал для братии каменную трапезу с церковью во имя Св. Лазаря, друга Христова и при них кухню с приспешнею, а напротив оных хлебню в один этаж (что ныне под Дикастерией); основал против западных дверей Собора каменный Архиерейский дом, конченный уже Преемником его Архиепископом и после бывшим Митрополитом Рафаилом Заборовским, который в нем устроил и церковь во имя Воскресения Христова. Варлаам устроил также подземные выходы, простирающиеся от монашеской трапезы, в две противоположные стороны по двору. Рафаил Заборовский около 1746 года обнес весь Софийский двор каменной стеной на место деревянной и в ней устроил колокольню, по украшению своему называвшуюся Триумфальной, а на оную слил большой колокол; в западной части ограды устроил огромные в два яруса въезжие ворота с жилыми по обеим сторонам покоями и украсил оные разными штукатурными изображениями. Но за обветшанием, сем приворотный корпус в 1822 и 1823 году уже сломан, кроме наличной к улице стены оного. Митрополит Тимофей Щербацкий завел при доме сады и оградил их решетками, возобновил повредившуюся колокольню, пристроил с правой стороны Архиерейских покоев каменный корпус в один ярус (над коим после Митрополит Арсений Могилянский надстроил деревянные для себя кельи в смежность каменного Архиерейского дома для умножения покоев), а к восточной стороне ограды, по обеим сторонам от колокольни, два корпуса деревянных монашеских келий и один для Консистории, давно уже уничтоженных; с того же 1763 до 1767 года, выстроил, в северной стороне от Собора, огромный на 42 саженях трехъярусный на погребах каменный под железной кровлей, корпус монашеских келий, с 1822 года, переделанный на Митрополичий дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Переяславское коадъюторство Киевской митрополии учреждено при старце м. Варлааме Ясинском. Очень обширная Киевская епархия требовала усиленной деятельности епархиального архиерея, а Варлаам совсем ослабел. Помимо униатских движений одним из зол малороссийского епархиального управления были бродячие греческие архиереи, наводнившие Украину. Они посвящали духовных лиц, часто «в праздность», т. е. без места. П. Адриан удивлялся этому и советовал Варлааму следить за действиями пришлых архиереев. О том же он писал гетману Мазепе 1131 . Варлаам в своем ответном письме (от 7 февраля 1695 г.) Адриану о странствующих греческих архиереях сообщал, что они иногда бывали необходимы и указывал, между прочим, на покойного Лазаря Барановича, «по немощи и престарелости ради, державшаго себе в помощь греческих архиереев, ущедряя их своей милостыней». Впрочем, митрополит лично считал не полезным иметь помощниками иностранцев. Нуждаясь в викарии, немощный семидесятилетний старец, неспособный часто служить для рукоположения ставленников, просил себе коадъютора, но русского. Достойным кандидатом он называл иеромонаха Иоасафа Красовского игумена Пустынно-Николаевского монастыря, ректора киево-братского училища и думал лично посвятить его с титулом древнейшей и ближайшей к Киеву пераяславской кафедры. О том же ходатайствовал Мазепа 1132 . Патриарх почти согласился, послав грамоты – одну Варлааму, другую гетману. В грамотах он, между прочим, писал, что нельзя одному архиерею поставить епископа, так как по канонам требуется самое меньшее три архиерея, и просил обсудить, во-первых, где жить новому архиерею и на что содержаться. Если жить в Николаевском монастыре, то не будут-ли жаловаться монастырские жители? Во-вторых – если викария назвать только по городу Переяславлю, но не дать прав владеть им, то согласится ли кто быть на правах лишь титулярного епископа? Обсудивши эти вопросы, митрополиту и гетману позволялось прислать избранного кандидата ставиться в Москву, где всегда имеются архиереи. Чтобы викарий был послушным и постоянным помощником, патриарх обещался ставленной грамотой не выделять ему ничего из Киевской митрополии 1133 . Открытия Переяславского викариатства на этот раз не последовало. Краковский, кажется, счел более выгодным быть архимандритом Киево-Печерской Лавры, откуда по смерти Ясинского попал (в 1708 г.) прямо в митрополиты 1134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010