К. ставили в вину натурализм при описании ада, диавола и бесов. Авторы разборов обвиняют К. в симпатии к католикам, к-рых он в своем сочинении часто упоминает наряду с православными («нас с римляны, греков и русь купно, сочетовает»), критикуют превознесение Петра над другими апостолами. В «Прении...» есть упоминание о том, что К. принимает Filioque. Критики К. отмечают использование им католич. апокрифов («То взято от латинских книг, а не греческих богословец»). Автора «Евангелия учительного» также обвиняли в симпатии к иудаизму. Мн. обвинения были голословными, связанными с плохим пониманием рецензентами «простой мовы», на к-рой написано «Евангелие учительное». Как и «Зерцало богословия», «Евангелие учительное» переиздавалось униатами. В 1696 г. при поддержке Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) в типографии Уневского мон-ря вышло 2-е издание «Евангелия учительного»; предисловие к нему написал архим. Уневского мон-ря Варлаам (Шептицкий), в 1681 г. тайно принявший унию. Архим. Варлаам умолчал об осуждении и о запрете книги в Киеве и Москве; из сочинения были изъяты предисловие и посвящения, где К. говорил о гонениях на себя вслед. обвинений в неправославности. В 1697 г. митр. Киевский и Галицкий Варлаам (Ясинский) отправил письмо патриарху Адриану, в к-ром просил запретить это издание Уневского мон-ря, указывая, что книгу К. архим. Варлаам (Шептицкий), «сам сущ в подозрении униатском», издал без благословения архиереев. 27 марта 1697 г. Московский патриарх Адриан просил киевского воеводу, чтобы в Киеве не продавали «Евангелие учительное», т. к. «книга во многих местах неправа, и Церкви нашей противна, и в прежние лета в Киеве от бывшаго тогда митрополита Киевского Петра Могилы во всех градех та книга купить заповедана, что она от схизматика сделалась, и в сочинении грамматическом велми нечинна и худа» ( Браиловский С. Н. Один из пестрых XVII столетия: (Карион Истомин). СПб., 1902. С. 149). В 1697 г. в Могилёве в типографии М. Я. Вощанки, принадлежавшей правосл. Богоявленскому братству, вышло 3-е издание «Евангелия учительного», на большей части экземпляров в качестве даты издания был указан 1619 г.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

2389 Наконец, в 1659 году в бытность ректором Киево-братского училища Иоаникия Гилятовского, полковник запорожского войска Дворецкий, а затем царь Алексей Михайлович, укрепили грамотами за братством его имения, отданные ему в собственность гетманом Богданом Хмельницким. Но, не смотря на все эти пожертвования и льготы, опустошительная война не могла не отразиться вредно на материальном благосостоянии братства. Дворовые его места и дома в городе, которые отдавались обычно в —151— наем, пустели, а имения, принадлежащие его монастырю были разоряемы поляками и облагались налогами. 2390 Возобновление братского монастыря и училища принял на себя ректор Киевского училища Варлаам Ясинский, вступивший в эту должность в 1669 году. Он испросил в 1670 году у польского короля Михаила две грамоты, которыми король охранил права и имения, отданные в собственность братскому монастырю и училищу, и, в частности, разрешил восстановить «Киево-Могилянскую коллегию и в ней школы, с правом воспитывать и учить юношество для дальнейших успехов славы Божией». Кроме того, Ясинский обратился в 1671 году с горячим воззванием к православным, побуждая их к пожертвованиям в пользу церковного братства. Вскоре после того в братство стали поступать новые пожертвования, в том числе от гетмана Самойловича, а затем и от гетмана Мазепы. 2391 С 1673 года братское училищное дело стало снова на прочную почву. Ученики начали стекаться в большом количестве, и для поддержания устроенной Петром Могилой бурсы был заведен доброхотный сбор пожертвований, при посредстве особой книги, названной «белой», и сборной кружки, стоявшей в училищной церкви. Прочие бедные ученики, коих было довольно много, жили по приходским церковным школам и за исправление в приходских церквах службы получали от прихожан пособие пищей и дровами, и сами таким образом навыкали церковному уставу и служебному порядку. А в тех приходах, где студенты и ученики получали лучшее содержание, они заводили и певческие партесные хоры. 2392 —152— В заключение мы только упомянем, что в XVII веке в Киево-братском училище находили себе приют и занятия наиболее видные духовные деятели всей южно-западной России того времени, стоявшие обыкновенно во главе братского училища, в качестве ректоров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти епископы выдали особые записи ректору Киевской коллегии Лазарю Барановичу, и, согласно этим записям, епископ Винницкий обязался выплачивать ежегодно 100 злотых, епископ Кононович-Горбацкий 500 злот., епископ Чаплиц-Шпановский тоже 500 злот., а епископ Балабан 200 злот. 52 В том же 1650 году братский монастырь получил милостивую грамоту от царя Алексея Михайловича, по которой разрешалось нескольким старцам монастыря приезжать в три года раз в Москву «за милостыней для монастырского строения». 53 В 1651 году гетман Богдан Хмельницкий отдал во власть и спокойное заведывание братского монастыря село Мостищи со всеми угодьями, а в 1655 г. дозволил братству, по старине, на праздники сытить мед и продавать его, что подтвердил впоследствии и сын его Юрий Хмельницкий в 1660 году, а затем и гетман Самойлович в 1672 г. 54 Наконец, в 1659 году в бытность ректором Киево-братского училища Иоаникия Гилятовского, полковник запорожского войска Дворецкий, а затем царь Алексей Михайлович, укрепили грамотами за братством его имения, отданные ему в собственность гетманом Богданом Хмельницким. Но, не смотря на все эти пожертвования и льготы, опустошительная война не могла не отразиться вредно на материальном благосостоянии братства. Дворовые его места и дома в городе, которые отдавались обычно в наем, пустели, а имения принадлежащие его монастырю были разоряемы поляками и облагались налогами. 55 Возобновление братского монастыря и училища принял на себя ректор Киевского училища Варлаам Ясинский, вступивший в эту должность в 1669 году. Он испросил в 1670 году у польского короля Михаила две грамоты, которыми король охранил права и имения, отданные в собственность братскому монастырю и училищу, и, в частности, разрешил восстановить «Киево-Могилянскую коллегию и в ней школы, с правом воспитывать и учить юношество для дальнейших успехов славы Божией». Кроме того, Ясинский обратился в 1671 году с горячим воззванием к православным, побуждая их к пожертвованиям в пользу церковного братства. Вскоре после того в братство стали поступать новые пожертвования, в том числе от гетмана Самойловича, а затем и от гетмана Мазепы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В обоих этих сборниках житиям русских святых уделено гораздо больше места, чем у Макария, и помещены почти исключительно памятники исторического содержания. Тогда как Герман помещал жития целиком и нередко в разных редакциях, Милютин, пользуясь его трудом и «с разумных списков тщася обрести правая», сокращает и  переделывает памятники, выделяя из них  историческую часть. В южной Руси собирателями житий святых были м. Петр Могила , Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский. Петр Могила, желая издать жития святых на славяно-русском языке, начал новый перевод греческих жизнеописаний и выписал с Афона книги Симеона Метафраста . Смерть помешала ему довершить задуманное предприятие. Иннокентий Гизель хотел продолжать дело Петра и испросил у патриарха Иоакима Миней Макария, но политические смуты затормозили дело. Преемник его Варлаам Ясинский склонил взяться за это дело св. Димитрия, в то время игумена Ватуринскаго монастыря. Результатом его многолетних трудов явились Четь-Минеи (подробнее о них см. Энц. IV, 1041–1042). Кроме Четьих-Миней св. Димитрию Ростовскому принадлежит: «Мартиролог, или мученикословие, жития святых по месяцех и числах вкратце собранныя, в себе содержащее. В обители всемилостиваго Спаса Новгородка Северскаго ново-написанное в лето 1700». Цель составления этого труда — дать более удобную и дешевую книгу для народного чтения. Труд этот не издан. Существует ряд пересказов и переработок Четиих-Миней св. Димитрия, — таковы: А. Н. Муравьева, «Избранные жития св., кратко изложенные по руководству Четиих-Миней», 1860–1868; «Жития святых российской церкви, также иверских и славянских», 1847; Филарета, архиеп. черниговского, «Русские святые»; «Словарь исторический о святых российской церкви»; 1836–60; Протопопова, с Жития святых», 1890, и др. По агиологии общей: Филарет Черниговский , «Историческое учение об отцах церкви», 1856, 2 изд., 1885; его же, «Исторический обзор песнопевцев», 1860; его же, «Святые южных славян», 1863; его же, «Св. подвижницы восточной церкви», 1871; прот.

http://azbyka.ru/zhitiya-svyatyh-troitsk...

138 об.). Той же датой следует, по всей вероятности, датировать и подачу статей. Здесь и далее номер статьи. Грамоту гетману см.: Воссоединение Киевской митрополии… С. 558–561. Жалованную грамоту см.: Болховитинов Е., митр. Описание Киево-Печерской лавры. 21. С. 75–76. Датировка предположительна; см. обоснование датировок к документам 1 и 3. Документ озаглавлен: «Доклад. Великим государем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцем бьет челом Преосвященный Варлаам, митрополит Киевский и Галицкий, и Малыя Росии» (РГАДА, ф. 124, оп. 1, 1690 г., д. 46, л. 183). Инструкцию см.: Воссоединение Киевской митрополии… С. 511–518. Так в рукописи. См. примеч. 25. Так рукописи. На самом деле грамота 196 (1688) г. на ставропигию давалась лавре не от имени «блаженные памяти» царя Федора Алексеевича, а от имени царствовавших и здравствовавших в тот момент великих государей Ивана и Петра Алексеевичей. См. примеч. 25. См. примеч. 26. Датировка предположительна; окончание документа не сохранилось. После него следуют царский указ от 15 сентября 1690 г. об изготовлении ковчега на большую государственную печать, подвешенную к жалованной грамоте митрополиту (РГАДА, ф. 124, оп. 1, 1690 г., д. 46, л. 161). Думается, что ответ в любом случае был дан до прощальной аудиенции Варлаама (Ясинского) у царей (Там же, л. 162), которая состоялась 19 сентября. Далее зачеркнуто: «святейшаго». Далее зачеркнуто: «рукополагати». Вписано над строкой. Далее зачеркнуто вписанное над строкой: «и ведати». Характерно, что в изложении статей Варлаама, составленных в приказе, отмечалось, что митрополит просил, чтобы рукополагать духовенство лавры позволили также Черниговскому архиепископу. Здесь седьмая статья с этой точки зрения пересказана иначе – и это более логично, поскольку разрешение кому-то, кроме экзарха, рукополагать духовенство таких ставропигий, как лавра, подрывало смысл пожалования данного титула. Далее зачеркнуто: «Костянтино». В рукописи предлог пропущен. Слово вписано над строкой, читается предположительно. Слово вписано над строкой вместо зачеркнутого «рукоположение возлагати». Исправлено из «мирским». -23 Вписано над строкой вместо зачеркнутого: «ему, Преосвященному митрополиту, волно». Вписано над строкой и читается предположительно. Слово вписано над строкой. -26 Текст вписан другим почерком, таким же, как и остальные исправления (судя по всему, правил текст думный дьяк Е. И. Украинцев). Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

лавра), бывшим тогда еще формально ставропигией Константинопольского патриарха) . Хотя в этом прошении со стороны царей было отказано , а Гедеону присвоили титул митрополита «Киевского, Галицкаго и Малыя Росии» без разрешения подписываться экзархом, новый владыка и гетман Самойлович, по-видимому, пытаясь вмешиваться в дела Киево-Печерской лавры, на что указывает жалоба архимандрита Варлаама (Ясинского) в адрес Самойловича . Это и вынудило архимандрита в 1688 г. обратиться в Москву для получения ставропигии царей и Московского патриарха: «Чтобы монастырь наш был в милостивом призрении вас, самих великих государей, вашего царскаго пресветлаго величества, а в чину духовном под благословением самаго токмо Святейшаго патриарха Российскаго» . В том же году царской жалованной грамотой был утвержден ставропигиальный статус лавры («Ставропигион царский и патриаршеский») . Очевидно, что Варлаам (Ясинский) выпросил ставропигию для своей обители ради защиты от возможных дальнейших посягательств на нее как со стороны нового гетмана Ивана Мазепы, так и митрополита Гедеона. Но уже спустя два года Варлаам, будучи сам избран на Киевскую кафедру (в 1690 г.), пожелал сохранить и прежнюю власть над лаврой. Когда-то это удалось Петру (Могиле), ее бывшему настоятелю, ставшему в 1633 г. Киевским митрополитом и получившему при этом титул патриаршего экзарха, который наделял его властью и над ставропигиями. Митрополит Варлаам наверняка попытался сохранить свою власть над монастырем таким же способом, т. е. с помощью приобретения экзаршества. Поскольку лавра двумя годами ранее по собственной инициативе Варлаама стала царской ставропигией, а в церковном отношении перешла в подчинение предстоятеля Русской Церкви, очевидно, что новоизбранный митрополит должен был искать теперь экзаршества Московского патриарха. До того, по-видимому, аналогичный титул («эксарх Святейшаго Патриаршаго Московского фрону») ради приобретения власти над ставропигиями, смог для себя добиться митрополит Гедеон . К сожалению, материалы 1690 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

Но привыкшему к тихой и уединенной жизни св. Димитрию не долго пришлось наслаждаться желанным покоем. Варлаам Ясинский, благочестивый архимандрит Киево-Печерской лавры, предложил св. Димитрию переселиться в знаменитую обитель первых русских подвижников. Св. Димитрий принял приглашение – и это переселение составляет эпоху в его жизни. Архимандрит Варлаам задумал осуществить громадный труд – составить и издать жития всех святых. Правда, в то время имелись жития святых, составленные всероссийским патриархом Макарием; но они не удобны были для всеобщего употребления по своему не для всех понятному языку. Варлаам искал для осуществления такого великого предприятия человека ученого и благочестивого и выбор его остановился на св. Димитрии. Св. Димитрий сначала отказывался от подобного труда, находя его непосильным для одного себя, но потом, побуждаемый усиленными просьбами Ясинского и твердо надеясь на помощь Божию и угодников Божиих, взял на себя этот тяжелый труд. С любовию и энергией молодости отдался св. Димитрий своим новым занятиям, которые стоили ему двадцатилетнего кропотливого труда и оказали незабвенную услугу русской православной церкви. По прошествии двух лет и трех месяцев со дня сложения с себя игуменства в Батуринском Николо-Крутицком монастыре гетман Самойлович стал убеждать его снова принять настоятельство в этой обители; просьбу гетмана поддерживал и Киевский митрополит Гедеон и другие лица. Долго не решался св. Димитрий принять предложение гетмана, но, наконец, в виду настойчивого его желания, согласился и февраля 9 дня 1680 года принял вышеупомянутый монастырь в свое управление. Здесь св. Димитрий докончил первую четверть Миней-Четиих и, по рассмотрении их архимандритом Варлаамом Ясинским, в январе 1689 года приступил к печатанию, которое было окончено в течение трех месяцев. Появление в свет Четиих-Миней, составленных св. Димитрием, вызвало неудовольствие со стороны Московского патриарха Иоакима. Он послал архимандриту Варлааму грамоту, в которой упрекал его за то, что издание житий было сделано без его разрешения. Упреки эти, впрочем, не касались св. Димитрия, который впоследствии от самого патриарха получил одобрение и благословение на продолжение своего святого дела. Это случилось таким образом. Гетману Мазепе предписано было явиться в Москву. С ним отправились туда, вероятно, по каким-нибудь церковным делам, игумены Батуринских Николо-Крутицкого монастыря Димитрий и Киевского Троицкого Кириллова монастыря Иннокентий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/z...

Вернувшись, он продолжал свою работу, углубившись в составление книги житий (декабрь, январь, и февраль). Хотя киевский митрополит Гедеон был преисполнен самого искреннего сочувствия к свят. Димитрию и даже завещал ему небольшую сумму денег, но действительную подержку он получил уже от митрополита Варлаама Ясинского, сменившего митр. Гедеона после его смерти. В бытность свою в Москве, митрополит Варлаам сумел внушить патриарху Адриану чувства благоволения к личности Димитрия и полного одобрения его трудов. Патриарх издал благословенную грамоту по случаю составления Четий Миней, которую и привез лично в Батурин сам митрополит Варлаам. Кроме того Димитрию были возвращены, по просьбе Ясинского, Макарьевския Четьи Минеи, отобранные в момент несогласий прежним патриархом. Разнообразный состав книг на многих языках, которыми пользовался Димитрий, являл хронологию противоречивую. Предстоял старательный труд согласования летосчисления святоотеческого и западного. Для облегчения в занятих, свят. Димитрий сам составил греко-римский календарь, хронологический перечень событий русского государства, каталог греческих царей, достал каталог епископов и патриархов византийских по сочинениям Никифора Каллиста и др. Живое общение со своим покровителем, митрополитом Киевским Варлаамом Ясинским, начавшееся еще во время их пребывания в Лавре, дало Димитрию впоследствии необходимый опыт для управления собственной паствой. Митрополит Варлаам созывал соборы духовенства, где обсуждались вопросы влияния на народную массу, как, например, вопрос исповеди и др. Особое внимание обращалось на школьное дело, дабы подготовить для будущего достойных себе преемников. В 1692 г. Димитрий снова отказывается от игуменства ради книжных занятий. Он перешел в заранее заготовленные келлии, которые долго после этого сохранялись в неприкосновенном виде и свидетельствовали об изящности его вкуса. Его личная келлия была дубовая и вся расписана цветами и ветками. Тут он усиленно предался дальнейшим трудам. Для печатания приходилось ездить в Киев, где он останавливался в доме отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

обратиться в Москву для получения ставропигии царей и Московского патриарха: «Чтобы монастырь наш был в милостивом призрении вас, самих великих государей, вашего царскаго пресветлаго величества, а в чину духовном под благословением самаго токмо Святейшаго патриарха В том же году царской жалованной грамотой был утвержден ставропигиальный статус лавры («Ставропигион царский и Очевидно, что Варлаам (Ясинский) выпросил ставропигию для своей обители ради защиты от возможных дальнейших посягательств на нее как со стороны нового гетмана Ивана Мазепы, так и митрополита Гедеона. Но уже спустя два года Варлаам, будучи сам избран на Киевскую кафедру (в 1690 г.), пожелал сохранить и прежнюю власть над лаврой. Когда-то это удалось Петру (Могиле), ее бывшему настоятелю, ставшему в 1633 г. Киевским митрополитом и получившему при этом титул патриаршего экзарха, который наделял его властью и над ставропигиями. Митрополит Варлаам наверняка попытался сохранить свою власть над монастырем таким же способом, т. е. с помощью приобретения экзаршества. Поскольку лавра двумя годами ранее по собственной инициативе Варлаама стала царской ставропигией, а в церковном отношении перешла в подчинение предстоятеля Русской Церкви, очевидно, что новоизбранный митрополит должен был искать теперь экзаршества Московского патриарха. До того, по-видимому, аналогичный титул («эксарх Святейшаго Патриаршаго Московского фрону») ради приобретения власти над ставропигиями, смог для себя добиться митрополит К сожалению, материалы 1690 г. о поездке Варлаама (Ясинского) в Москву для посвящения от Патриарха Адриана до этого исследовались недостаточно, историки полагались преимущественно на соответствующую опись одного из дел РГАДА, а не на сами тексты Относительно прошения Варлаама (Ясинского) о титуле экзарха в описи данного дела сказано: «О дозволении митрополиту Киевскому писаться ексархом Константинопольского Составитель описи, однако, здесь явно напутал с содержанием прошения Варлаама (Ясинского). Эта запись вводила в заблуждение многих исследователей, которые на ее основании делали вывод, что упомянутый митрополит просил (как и его предшественник Гедеон до получения из Константинополя «отпустительных» грамот на Киевскую митрополию) о титуле «экзарха Константинопольского По-видимому, составитель описи допустил ошибку, встретив в текстах рассматриваемого дела упоминания прошения о данном титуле предыдущего митрополита Гедеона.

http://patriarchia.ru/db/text/5820671.ht...

Посему, когда гетман окружными грамотами пригласил всех к съезду; то собором, сшедшимся в Софийской церкви, в присутствии и Лазаря Барановича, продолжавшимся два дня, 1 и 2 июня 1690 года, избран был Варлаам Ясинский, архимандрит Киево-Печерский, а гетман от 12 того же месяца донес о том государям 178 . Вследствие того Варлаам вызван в Москву, прибыл туда 31 июля и прият как предместник его, с почестями на содержание царское со всей свитой до самого отъезда; а 31 августа того же года в Московском Успенском Соборе посвящен патриархом Адрианом и соприсутствовавшими епископами 179 . Настольные грамоты получил он от патриарха, а от государей 28 сентября 1691 г. 180 В сих грамотах подтверждены ему все те права и преимущества; которые пожалованы были предместнику его митрополиту Гедеону и притом возвращен под ведомство Киевской митрополии Софийской кафедры Выдубицкий монастырь 181 , отдан ему костел Доминиканского монастыря 182 , а в старом Киеве запустевшая древняя церковь Васильевская 183 и близ нее такая же Екатерининская; подтверждено право на деревни и маетности, данное предместнику его Гедеону гетманом Мазепой в 1689 и 1690 гг. и возвращены в митрополичью епархию, три протопопии: Глуховская, Конотопская и Борзненская, бывшим митрополитом Дионисием Болобаном в 1658 г. уступленные Черниговскому архиепископу, но архиепископ сей и Киево-Печерский архимандрит оставлены по-прежнему независимыми от него. Впрочем, митрополит Варлаам домогался еще возвращения себе титула экзарха Константинопольского или, по крайней мере, Московского патриаршего престола, и. прибавление к титулу митрополита всея Малыя России. При нем и академия Киевская в 1694 г. января 11 получила от государей Иоанна и Петра Алексеевичей подтвердительную на права свои грамоту и в ежегодное жалованье по 50 рублей и по 50 четвертей ржи, а притом повелено ей не принимать в школы свои отступников и еретиков; то же подтверждено и другой грамотой 1701 г. сентября 26 запрещено академистов судить светским властям, а велено быть им под судом только ректора, префекта и митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010