в иконостасе придела св. Василия Блаженного собора Покрова на Рву в Москве (1895), исполненном артелью мастеров во главе с московским иконописцем мстёрского происхождения И. С. Чириковым (икона входит в серию образов юродивых: святых Андрея Юродивого, Максима Московского, Михаила Клопского, Иоанна Устюжского и блж. Николая, видимо Николая Псковского). Блж.Николай Кочанов. Мозаичная икона. 1863–1869 гг. Мозаичисты И. С. Шаповалов и Г. М. Агафонов по оригиналу Ф. П. Брюллова (Иконостас Исаакиевского собора, С.-Петербург) Блж.Николай Кочанов. Мозаичная икона. 1863–1869 гг. Мозаичисты И. С. Шаповалов и Г. М. Агафонов по оригиналу Ф. П. Брюллова (Иконостас Исаакиевского собора, С.-Петербург) Развитие иконографии Н. в XIX в. в значительной степени связано с Новгородом, поскольку он по-прежнему воспринимался в первую очередь как местный подвижник. Фигуры Н. присутствовали не только на иконах новгородских чудотворцев, но и в настенных росписях храмов Новгорода и др. городов епархии. Судя по фотографии нач. XX в., вместе с блж. Феодором Новгородским Н. был представлен на фронтоне часовни блж. Феодора 1832 г. при Георгиевской ц. на Торгу ( Трифонова А. Н. Вел. Новгород в XX в.: К 1150-летию города. М., 2009. С. 279); оба юродивых стояли на коленях по сторонам композиции «Деисус». Фигура святого включена в роспись Успенского собора Валдайского Иверского мон-ря (1834; представлен на одном из столбов). Эта композиция, выполненная в академическом стиле, свидетельствует о трансформации иконографии Н., к-рый становится больше похожим на юродивого, чем на древнерус. князя или боярина. В росписи собора Иверского мон-ря святой предстает босоногим, облаченным в скромную подпоясанную коричневую рубаху и простой темный плащ; в левой руке он держит кочан капусты. Последняя деталь иллюстрирует текст из позднего Жития о столкновениях юродивого с жившим на Торговой стороне Новгорода блж. Феодором, в к-рого Н. кинул кочан капусты. Этот атрибут, сблизивший Н. с теми рус. юродивыми, к-рых изображали с выразительными индивидуальными предметами: Прокопия Устюжского - с кочергами, Иоанна Большой Колпак - с колпаком и четками, Лаврентия Калужского - с секирой, довольно часто встречается в памятниках XIX - нач.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

1687 . Коптево – Сретенская – Николаевская, мужская пустынь, ныне село Коптево, Вологодской губ., Грязовецкого у., в 25 вер. к юго-вост. от Гря­зовца, при рч. Великуше (см. карту Шу­берта, лист XX). Неизвестно когда осно­вана, но уже существовала в ст., когда в 1596 г. была приписана к Корнилиеву-Комельскому мон. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 628. 1688 . Копысский, мужской, ныне за­штатный гор. Копыс, Могилевской губ. Имя его упоминается в 1655 г., когда он находился в Смоленской епархии. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1013. 1689 . Короцкий – Покровский, муж­ской, ныне приходская церковь Покрова (постр. в 1825 г.) в селе Короцко, Нов­городской губ., Валдайского у., в 5 вер. к югу от Валдая, при озере Короцком. Основан Иверским мон. при патриархе Никоне (XVII ст.), и оставался за ним до упразднения, которое последовало ра­нее издания штатов в 1764 г. Из игу­менов его упоминаются первым Тихон в 1644–50 г., последним Терентий в 1706 г. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 776; Арх. Петра, “Опис. Ивер. Богород. мон.”, изд. 1850 г., 28; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 14; “Биржев. ведом.”, 1864 г., 46, стр. 188; “Сборн. Новгор.”, II, Отд. I, 79; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 117, 73; “Русск. истор. Библиот.”, V, 24, 10 (ц. гр. 1645 г. о назначении м-рю руги; игум. Ти­хон из Великого Новгор. Покрова преч. Бого­род. с Короцка), 26, 11 (письмо Федора Ли­хачева к игум. Тихону о назначении м-рю руги), 94, 44 (в 1654 г. приписан с крестьянами и угодьями к Иверскому м-рю), 285, 97 (в 1656 г. м-рь имел во владении 17 крестьян. дво­ров), 1048, 434 (цар. грам. 1668 г. Иверск. м-рю о вотчинах; сказано, что в Короцком по­госте м-рь преч. Богород. честного и славного Ее Покрова построен на вотчинной земле Иверск. м-ря). 1690 . Косов – Рыбницкий, муж­ской, ныне посад Косов, Седлецкой губ., Соколовского у., в 20 вер. к сев. от Соколова. В жалов. грам. 1424 г. кн. Свидригайла на имение, данное Драгосинскому, сказано: «дали есьмо ему село на имя Косово с монастырем на реце на Рыбницы у волости Снятынской». “Акты для ист. Ю. и З. Р.”, I, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

87 к. Во владениях Ж. м. числились в окрестностях обители 55 дес. 692 саж. земли, переданной Коллегией экономии в 1776 г.: в т. ч. 27 дес. 740 саж. пашенной, 12 дес. 522 саж. сенокосной, 980 саж. огородной земли, 7 дес. 1550 саж. дровяного леса, 3 дес. 1020 саж. на р. Тьмака, «под ручьем безъимянным и прудами». Сам монастырь занимал 1 дес. 1520 саж., гостиница и конюшенный двор - 1 дес. 840 саж. Мон-рю также принадлежали: с 1797 г.- Липенское оз. при с. Астраганец с 17 дес. 731 саж. земли; пустоши Туколово (30 дес. 1288 саж.), Красный Бор (75 дес. 1240 саж.), Дитятево (28 дес.), Черницыно (43 дес. 433 саж.), Цыбакино (14 дес. 1954 саж.), Порядино и Авдоткино (28 дес. 1680 саж.). Обитель имела мукомольную мельницу на р. Тьмака. Особенности богослужения Обретенный в 1483 г. по инициативе еп. Тверского Вассиана каменный гроб с нетленными мощами свт. Арсения был поставлен в приделе Нерукотворного образа Спасителя Успенского храма. По преданию, этот гроб был выдолблен святителем. 2 марта 1654 г. патриарх Никон по пути из Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря посетил Ж. м., освидетельствовал нетленные мощи святителя и благословил переоблачение их в новую мантию, схиму и омофор. В 1655 г. патриарх Никон по прошению Тверского архиеп. Лаврентия прислал в Ж. м. деревянную раку, в которой из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа. 2 июля 1655 г. мощи были перенесены из ц. во имя преподобных Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в Успенский собор мон-ря и положены в раку, присланную патриархом Никоном. Старый каменный гроб оставался в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вторично мощи были перенесены в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия в период строительства нового собора в 1713-1722 гг., затем возвращены в храм. В 1734 г., при архим. Мелетии, мощи были переложены в устроенную на средства тверичей новую серебряную раку (деревянная рака была передана в Отроч в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ). В 1784 г. на средства купцов И. и М. Янковских, В. Волчанинова была устроена новая кипарисовая, покрытая позолоченным серебром рака. На раке было 8 чеканных дробниц, на к-рых изображены события из жизни и посмертные чудеса святого. 19 июля 1830 г., согласно надписи, «устроенное на святой раке серебро перезолочено» на средства тверских купцов А. М. Коняева, П. Г. Коровина и др. Сень над ракой была позолочена в 1876 г. В 1884 г. на средства генеральши Ю. В. Смирновой, исцелившейся по молитвам святителю, изготовили кипарисовую крышку на раку, обложенную серебряными позолоченными досками. На лицевой стороне крышки выполнено рельефное ростовое изображение свт. Арсения. В 1912 г. рака была реставрирована на средства анонимной петербургской благотворительницы.

http://pravenc.ru/text/182239.html

В монументальной живописи образ И. был введен в роспись храма Христа Спасителя 70-х гг. XIX в.: в нижнем коридоре в память 26 нояб. 1812 г. (бегство армии Наполеона из России, худож. Я. С. Башилов), в зап. части храма в медальоне одной из арок (худож. Фартусов). Он изображен также на иконе над юж. дверями со стороны алтаря в главном иконостасе храма (как тезоименитый святой свт. Иннокентия (Вениаминова), митр. Московского). И. представлен среди подвижников XVIII в. на стене галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), в ряду святых в росписи юж. галереи на хорах Владимирского собора в Киеве (1885-1895), на одном из столпов Успенского собора Валдайского Иверского мон-ря (30-е гг. XIX в., осташковские мастера И. и А. Митины). Существуют скульптурные изображения И., напр. работа И. П. Витали на больших юж. внутренних дверях Исаакиевского собора в С.-Петербурге (1846-1850). Образ И. присутствует среди Сибирских чудотворцев на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) : «Собор святителей, в земле Российстей просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ), «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239) и на их совр. повторениях (ц. свт. Николая в Клённиках в Москве). На рисованных лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. мон. Иулиании (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. P. 43) И. изображен под 26 нояб.- в рост, прямолично, в мантии, омофоре и митре, с благословляющей десницей, с Евангелием в левой руке. Рисунок И. (с крестом и Евангелием в руках) выполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной для Миней МП (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 70). В отличие от мастеров XIX в. иконописцы кон. XX - нач. XXI в. стремятся запечатлеть образ И. в традиц. канонической иконографии и стилистике. Иркутский иконописец М. Б. Лутаенко работает над иконами И. разных изводов уже 15 лет. Существуют совр. примеры решения образа Иркутского чудотворца в стиле церковной живописи XIX в.

http://pravenc.ru/text/389621.html

После пожара 1855 г. для осмотра обгоревших построек по распоряжению Архангельской губ. строительной комиссии был командирован архит. Г. К. Иванов, который составил акт «О состоянии этих зданий и проект на возобновление оных» (РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1722. Л. 5 об.). Первая деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня была возведена на Кий-острове за полгода небольшим числом плотников, приглашенных из Каргополя,- Гришкой Георгиевым, Васькой Прокопьевым, Трушкой Яковлевым «со товарищи» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 1. Л. 55 об.). Плотницкие работы велись круглогодично, а каменные - только в летний период. Нек-рые каменные сооружения строили не один год. Так, Воздвиженская ц. возводилась с 1658 по 1661 г. Крестьяне онежских волостей были основной рабочей силой на всех этапах строительства обители. В 1657-1659 гг. письменные источники зафиксировали имена «пришлых» каменщиков и кирпичников: из Кириллова, Каргополя, Белоозера и даже из Валдайского Иверского мон-ря (Там же. Д. 28. Л. 16 об.- 17), т. к. опыт каменного строительства в Поморье к этому времени был еще невелик. Ближайшим к Кий-острову местом, где каменное строительство велось с сер. XVI в., был Соловецкий мон-рь. Но в сер. XVII в. его братия находилась в оппозиции к патриарху Никону, что не позволило установить тесные связи между 2 обителями Белого м., близкими по географическому положению. Интерьер собора в честь Воздвижения Креста Господня Интерьер собора в честь Воздвижения Креста Господня В XVII в. в устье р. Онеги на Белом дворе, принадлежавшем К.-О. м., были выстроены печи для обжига кирпича. В 1658 г. у этих печей работали кирпичники из Каргополя, Кириллова Белозерского и Ферапонтова Белозерского мон-рей, но самой значительной была бригада из 43 кирпичников «вотчин монастыря Ставроса... разных волостей во главе с Мишкой Григорьевым. Ими было сделано для монастыря в том же году 262 тысячи кирпичей» (Там же. Д. 1. Л. 111-111 об.), которые с «устья Онежского... барками возили» на Кий-остров. Сложность доставки строительных материалов на остров и экономические соображения диктовали необходимость использования местного камня, дерева, глины.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

При расширении Новгородской епархии на северо-восток в 1787 г. вместе с Кирилловым Белозерским мон-рем в нее вошла и основанная в 1778 г. Кирилло-Белозерская ДС (с неполным числом классов), просуществовавшая до 1795 г. (в 1788-1792 в ней учился буд. еп. Амвросий (Орнатский)). Своим возрождением Новгородская ДС оказалась обязана неожиданному решению имп. Павла I, освободившего митр. Гавриила (Петрова) от управления С.-Петербургской епархией. Переселившись в Новгород, митр. Гавриил прежде всего озаботился подготовкой образованного духовенства на месте путем поэтапного возвращения в Новгород уроженцев Новгородской губ., учившихся в С.-Петербурге. 18 нояб. 1799 г. настоятелем Антониева мон-ря и ректором ДС был поставлен архим. Флавиан (Ласкин), занимавший эти должности до 1804 г. В 1800 г. был проведен неотложный ремонт зданий ДС. В 1740 г., одновременно с основанием в Новгороде ДС, предполагалось учредить «в пристойных местах» епархии школы для обучения рус. грамоте (чтению и письму), однако это предписание осталось невыполненным. Позднее архиеп. Димитрий (Сеченов) возобновил в епархии 13 школ (большинство из них прекратили свое существование в 60-70-х гг. XVIII в.), в т. ч. в 1758 г.- Тихвинскую как школу Тихвинского посада для Обонежской пятины. В очередной раз школы создавались в 1780 г. по инструкции архиеп. Гавриила (Петрова) при 4 мон-рях: новгородском Антониевом, Валдайском Иверском, старорусском Преображенском и боровичском Духосошественском, по их примеру была преобразована и сохранившаяся Тихвинская школа. В 1784 г. все «малые школы» были закрыты. В 1788 г. имп. Екатерина II выразила надежду на их возобновление, однако сбыться ей в XVIII в. оказалось не суждено. На протяжении XIX - нач. XX в. главным учебным заведением епархии оставалась Новгородская ДС, к-рую ее ректор, архим. Флавиан, сумел вывести из состояния «придатка» Александро-Невской академии (так с 1797 именовалась Александро-Невская Главная семинария). ДС была восстановлена в составе 7 отд-ний: богословия, философии, риторики, высшего, среднего и нижнего лат.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

2008 . Сергиев, мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ., Старорусского у., близ города, в 1 вер. к сев.-вост. от. Спасо-Преображенского мон., на берегу р. Полисти. Существовал в 1615 г.; в 1677 г., как запустелый, приписан к Иверскому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 95; “Временник Общ. ист.”, 1857 г., XXV, 98 (Гр. митр. Корнилия 1677 г. о приписке к Ивер. м-рю); “Русск. истор. Библиот.”, V, 833, 329 (таже грам. митроп. Корнилия). 2009 . Сергиев, мужской, совсем уничтоженный, Уфимской губ. и уезда, в 3 вер. от Уфы, на берегу р. Белой, в 50 саж. от круглого озера, называв­шегося в старину Коркиною Ямою. Осно­ван в XVII ст., имел церковь во имя преп. Сергия и 2 келии, в которых проживали монахи Успенского-Богородиц­кого м-ря для присмотра за хозяйством на пашнях и рыбных ловлях, а также для отправления богослужения в церкви. По ветхости зданий м-рь уничтожен. “Оренб. губ. вед.”, 1852 г., 17 (Об учрежд. в г. Уфе муж. м-ря). 2010 . Середокоротный – Стефа­новский, мужской, совсем уничтожен­ный, Новгородской губ., Тихвинского у., в окрестностях Пчовжо-Никольского по­госта, на берегу рч. Пшогжи или Пчевжи, прит. Волхова, верстах в 75 к юго-зап. от Тихвина. По писцовым книгам Обонежской пятины 1583 г. значится: «В Никольском же погосте на Пшогже монастырь Середокоротной, на м-ре церк. архидиак. Стефана да церк. усекнов. гла­вы Ивана Предтечи деревяные стоят пусты, а в них жил черной поп, да на 5 братов». В Записи 1577–89 г. о ружных церквах и м-рях сказано: «Архид. Стефана на Тихвинскую дорогу на Середокоротню игумену Варлааму да старцам 21». “Писцов. кн. Обонеж. пят. 1583 г.” во “Временн. Общ. ист. и древн.”, 1850 г., VI, 61; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, 160; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 35; “Запись о ружн. церк. и м-рях” во “Временн. Общ. ист.”, 1856 г., XXIV, смесь, 36. 2011 . Серемская, мужская пустынь, ныне часовня и келья, принадлежащие селу Кровотыни и находящиеся при оз. Серемно, Новгородской губ., Валдайского у., верстах в 55 к югу от Валдая и в 25 вер. к сев.-вост. от Ниловой пу­стыни, близ границы Осташковского у. Здесь подвизался с 1515 по 1528 г. преп. Нил, основатель нынешней Ниловой-Столбенской пустыни, которая вла­деет озером Серемно с 1683 г. “Памят. кн. Твер. губ. на 1868 г.”, Отд. II, 4, 98; Ратшин, 518 (Ржевский на р. Черемхе).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

по инициативе архим. Фотия (Спасского) на средства графини А. А. Орловой-Чесменской по проекту губ. архит. И. Дмитрова ( Секретарь. 2011. С. 454): перестройка Крестовоздвиженской ц. 1761-1762 гг., возведение Спасского собора (1823-1828) на месте сгоревшей ц. во имя святых Феодора и Александра 60-х гг. XVIII в. и постройка колокольни. Знатоку древнерусской архитектуры губ. архит. (1825-1834) Праве принадлежит проект (1828) больничного корпуса с ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в формах безордерного классицизма с венчающей объем луковичной главой (1830) и летних настоятельских келий, в угловой башне к-рых была освящена ц. арх. Михаила (1834). Корпуса с позднеклассицистической отделкой были построены к 1831 г. Органично завершила выдающийся ансамбль 3-ярусная 52-метровая колокольня (1838-1841, по проекту К. И. Росси, строитель А. М. Камуцци) в тоновском стиле, с декором в виде кокошников, арочек и лопаток. В Перынском скиту Юрьева мон-ря в 1826 - 40-х гг. XIX в. были выстроены 3 корпуса и звонница с чертами русского стиля и неоготики, возможно, по проекту архит. И. Ф. Соколова, к-рый работал в эти годы в Юрьевом мон-ре. В Ст. Руссе в национальных формах Стасовым была осуществлена перестройка Воскресенского собора (1827-1830), четверик к-рого получил завершение в виде луковичного пятиглавия, фасады отделаны кокошниками и килевидными порталами. Расцвет тоновского стиля (кон. 50-х - нач. 70-х гг. XIX в.) не мешал провинциальным строителям применять классицистическую отделку для фасадов. Двухпрестольная Скорбященская ц. в с. Едрове Валдайского р-на (1850-1852) по образцу из 2-го альбома К. А. Тона была завершена луковичным пятиглавием, Георгиевская ц. в дер. Броди Мошенского р-на (1850, 1896) наряду с отделкой окон в духе провинциального классицизма имела портал с килевидным кокошником. Наибольшее распространение из образцовых проектов Тона получил проект 3-частного бесстолпного храма «кораблем» с луковичной главой, с трапезной и шатровой колокольней над папертью (тип храма в имении Синявина): Покровская ц.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Серафим встал во главе «автокефальной» Н. и С. е. Представители духовенства, отказывавшиеся признавать ВЦУ, подвергались преследованиям со стороны властей. Еп. Серафим (Велицкий; не ранее сер. 1924 переименован в епископа Маловишерского) был помещен под домашний арест в Вяжищский мон-рь (закрыт в 1920), но продолжал оттуда управлять Н. и С. е. В целях борьбы с обновленчеством и для восполнения правосл. иерархии еп. Серафим обратился с просьбой о помощи в совершении хиротоний викарных епископов для Н. и С. е. к временно освобожденному из-под стражи перед выездом в ссылку в Ташкент Уфимскому еп. Андрею (Ухтомскому) , к-рый в сер. мая 1923 г. находился в Москве . Последний благословил оказавшихся в Москве викариев Уфимской епархии совершить эти хиротонии. 3 июня 1923 г. временно управлявший Уфимской «автокефальной» епархией Бирский еп. Трофим (Якобчук) и др. викарий той же епархии, Аскинский еп. Серафим (Афанасьев; позднее известен под фамилией Трофимов), втайне от властей и обновленцев рукоположили настоятеля Воскресения Господня мужского монастыря (Макариевой пуст.) архим. Кирилла (Васильева) во епископа Макарьевского (после 5 сент. 1923 переименован в епископа Любанского). 9 июня того же года еп. Трофим (Якобчук) и еп. Кирилл (Васильев) хиротонисали бывш. настоятеля Антониева мон-ря архим. Иоанникия (Сперанского) во епископа Старорусского. После освобождения патриарха свт. Тихона из-под ареста по постановлению Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 25 июня 1923 г. духовенство и миряне Н. и С. е. направляли первосвятителю покаянные письма в связи с уклонением их в обновленческий раскол. 4 авг. 1923 г. еп. Серафим (Велицкий) принес покаяние патриарху и был оставлен на Крестецкой викарной кафедре с поручением временно управлять Н. и С. е. Вскоре по принесении покаяния был оставлен на Валдайской кафедре еп. Иосиф (Николаевский-Невский). Назначенный ВЦУ на место Новгородского «архиепископа» Александра Лебедева архиеп. Николай (Покровский) покаялся и 25 авг.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

1923 г. был воссоединен с Церковью и переведен на Тобольскую кафедру. 30 сент. 1923 г. покаялся в уклонении в раскол еп. Тихон (Тихомиров; оставлен на Кирилловской кафедре). В ответ на покаянное прошение от 9 окт. 1923 г. был воссоединен с Церковью в сане епископа, но без права священнослужения Макарий (Опоцкий; в марте 1924 назначен епископом Череповецким, викарием Н. и С. е.). Патриарх подтвердил архиерейские хиротонии епископов Кирилла (Васильева) и Иоанникия (Сперанского). 24 июля 1923 г. патриарх поручил временное управление Н. и С. е. еп. Иоанникию (Сперанскому), однако в управление епархией он не вступил, т. к. на следующий день был вызван ГПУ в Москву, где его арестовали. Епархией продолжал временно управлять еп. Серафим (Велицкий). 11 нояб. 1923 г. патриарх свт. Тихон возобновил Тихвинское вик-ство (не замещалось после перевода 21 февр. 1921 еп. Алексия (Симанского) на Ямбургскую викарную кафедру Петроградской епархии), к-рое возглавил активно противостоявший обновленчеству настоятель тихвинского Большого Успенского мон-ря архим. Антоний (Демянский). 19 дек. 1923 г. по просьбе еп. Серафима во епископа Боровичского был хиротонисан Никита (Стягов). В марте 1924 г. образовано Устюженское вик-ство, к-рое возглавил еп. Феодор (Яковцевский; впосл. архиепископ). В мае 1924 г. секретарь еп. Серафима старорус. псаломщик М. Михайловский сообщал патриарху о снижении влияния обновленчества во всех вик-ствах Н. и С. е. В 1925 г. обновленческая Новгородская епархия вошла в раскольничью Северо-Западную (с 1928 Ленинградская) митрополию, существовавшую в 1925-1938 гг. В Новгородской обновленческой епархии действовали Боровичское (1922-1929), Валдайское (1922-1927), Череповецкое (1922-1923), Старорусское (1923-1932) и Демянское (1924-1934) вик-ства. В 1923 г. Череповецкое обновленческое викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию (пресеклась в 1937), в 1929 г. раскольничье Боровичское вик-ство преобразовано в одноименную епархию (существовала до 1934). Новгородскую обновленческую кафедру возглавляли: еп.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010