Во 2-й пол. XVII-XVIII в. «крестовые образы» развозили из Крестного монастыря по всей России. Так, в 1673 г. онежский иконописец Алексеев написал для обители 4 иконы Животворящего Креста Господня за 9 р.: «Пять икон в прошлом году… к Москве послано… три иконы крестов же пядниц к Холмогорам ку боярину и во двор же князю Дмитрию в Каргопол, Афанасию Кукшино… икона крестовая послана» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 192. Л. 55 об.). Первая Онежская экспедиция под рук. Н. Н. Померанцева зафиксировала в 1958 г. 5 икон «Поклонение Кийскому кресту» на холстах, к-рые хранились в соборе Рождества Христова в Каргополе. Такое количество образов объясняется тем, что в XVII-XVIII вв. рядом с собором размещалось подворье Кийского Крестного мон-ря (Арх. АМИИ. Ф. 3-Н. Д. 1). Не исключено, что иконы «Поклонение Кийскому Кресту» могли писать и в других центрах, особенно в мон-рях, основанных патриархом Никоном (Новоиерусалимском и Валдайском Иверском). Однако основная часть сохранившихся икон создана сев. иконописцами. Современная копия К. к., выполненная в 2005 г., находится в Крестовоздвиженском соборе Кий-Островского Крестного мон-ря. Лит.: Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888. С. 57-60; Историческое описание Крестного второкл. мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1890; Шаскольский Н. П. Произведения древнерус. искусства в экспозиции музея//Ежег. МИРА. Л., 1958. Т. 2. С. 333-341; Пастернак О. П. Иконография «Кийского креста» и его повторения XVIII в.//Оригинал и повторение в живописи: Экспертиза худож. произведений: Сб. науч. тр. ВХНРЦ. М., 1988. С. 47-60; Русские мастера живописи и гравюры XVI-XVIII вв.: Кат. выст. ГИМ/Авт.-сост.: Н. Ф. Трутнева, М. М. Шведова. М., 1989; Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного мон-ря//Научно-исслед. работа в худож. музее: Сб. ст. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14-32; она же. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 34-35, 37, 40-45, 82-87, 107, 129; она же. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 94-108; Кийский Крест патриарха Никона/Сост.: М. В. Осипенко. М., 2000; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-77; Крест в России/Авт.-сост.: С. В. Гнутова. М., 2004. С. 62-65, 270-275; Гнутова С. В., Щедрина К. А. Кийский крест, Крестный мон-рь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона//Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Др. Руси/Ред.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 681-705.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

Иоанна Предтечи в Дьякове, оба - 2-я пол. XVI в.; 5-главый Преображенский собор Соловецкого мон-ря (1558-1566), где изначально над средокрестьем возвышался высокий шатер; при реставрации XX в. были воссозданы типичные для сельской России деревянные главы, покрытые чешуйчатым лемехом). В т. н. годуновской архитектуре получили распространение луковичные главы (надстроенная верхним ярусом кремлевская колокольня Иван Великий с ц. прп. Иоанна Лествичника была увенчана крупной золоченой луковичной главой). Однако храмы в усадьбах Годунова завершались шлемовидными главами на изящных барабанах, нередко водруженных на горку кокошников (ц. Св. Троицы в Хорошёве, Москва, 1596-1598; ц. Преображения в Б. Вязёмах Одинцовского р-на Московской обл., ок. 1590, центральная глава была увенчана короной). Собор Воскресения Христова в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре. 1658–1666, 1679–1685, 1756-1761 гг. Фотография. Кон. XIX в. Собор Воскресения Христова в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре. 1658–1666, 1679–1685, 1756-1761 гг. Фотография. Кон. XIX в. В XVII в. доминирующим явлением купольной архитектуры было строительство больших 6-столпных 5-главых соборов с крупными луковичными главами (Преображенский собор Новоспасского мон-ря в Москве, 1645-1649; Иверский собор Валдайского мон-ря, 1653-1656, и др.). Оригинален 4-столпный Покровский собор в Измайлове, Москва (1671-1679), с рациональной центрической композицией и богатым изразцовым декором. В конце века 5-главые соборы приобрели черты нового, нарышкинского стиля (Успенский собор Иосифова Волоколамского мон-ря, 1688-1696, с изразцовыми деталями и гранеными барабанами глав; Успенский собор в Рязани, 1693-1699, с центральной золотой главой и угловыми синими со звездами). В то же время нарастала декоративность архитектуры: традиц. пятиглавие или многоглавие могло являться внешним атрибутом, не отвечавшим конструкции храма. Характерен Верхоспасский собор при Теремном дворце Московского Кремля («Спас за золотой решеткой», 1635-1636, архитекторы Бажен Огурцов и др., 1679-1680, главы - 1682, архит.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

В 1802-1805 гг. настоятелем монастыря был архим. Гедеон (Ильин; впосл. епископ). Архим. Мелхиседек (Минервин), настоятель обители в 1805-1813 гг. (в 1800-1803 наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; в 1803-1805 архимандрит Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ), во время Отечественной войны 1812 г. осуществил эвакуацию ризницы Н. В. м. в Ростов и ее возвращение обратно в обитель. Его преемниками были архимандриты Иона ( Павинский; 1813-1817; впосл. архиепископ); свт. Филарет ( Амфитеатров; 1817-1819; впосл. митрополит), Афанасий ( Телятев; 1819-1821; впосл. архиепископ). Архим. Аполлос (Алексеевский), возглавлявший обитель с 1821 г. (в 1807-1813 архимандрит иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря , в 1813-1816 Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря , в 1816-1817 московского Знаменского монастыря, в 1817-1821 московского в честь Богоявления мужского монастыря ), в 1837 г. переведен из Н. В. м. архимандритом в московский Новоспасский мон-рь (до 1851). Ему на смену пришел Арсений (Нагибин) - архимандрит Н. В. м. в 1837-1843 гг. (в 1827-1828 архимандрит Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1828 московского во имя святителя Иоанна Златоуста мужского монастыря , в 1828-1837 московского Богоявленского мон-ря). Преемником архим. Арсения стал еп. Агапит (Вознесенский; 1843-1851), которого сменил Мелхиседек (Сокольников; 1851-1853), как строитель управлявший в 1808-1810 гг. Белобережской брянской мужской пустынью , в 1811-1813 - раненбургской Петропавловской пустынью , затем состоявший архимандритом в 1813-1816 рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря , в 1816-1821 Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , в 1821-1851 московского Симонова монастыря . В 1856-1860 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), в 1862-1866 гг.- еп. Антоний (Радонежский; в 1854-1858 архимандрит ростовского Богоявленского мон-ря, в 1859-1862 епископ Оренбургский и Уфимский, в 1859-1862 1-й епископ Оренбургский и Уральский). В 1867-1869 гг. обитель возглавлял еп. Петр (Екатериновский), в 1869-1877 гг.- выдающийся церковный историк архим. Леонид (Кавелин). В 1877-1890 гг. настоятелем мон-ря являлся архим. Вениамин (Поздняков), к-рый в сане флотского священника участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., в т. ч. в Севастопольской обороне 1854-1855 гг., а в 1873-1877 гг. был настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. Он занимался изучением жизни и деятельности патриарха Никона, написал кн. «Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского» (М., 1878).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Ко 2-й пол. XIX в. важное значение приобретает денежное обеспечение, которое по ведомостям 1864 и 1883 гг. состояло из церковных сумм, складывавшихся из свечных сборов и процентов с капитала. В 1854 г. по завещанию почетной гражданки А. Ф. Мосягиной в Ж. м. поступило 2 тыс. р. серебром на устройство придельной церкви. На 1 янв. 1917 г. Ж. м. получал доходы с процентов по непрерывно-доходным билетам (8955 р.), по билетам Гос. комиссии погашения долгов 4%-ного достоинства 1883 г. (450 р.), проценты по др. доходным билетам составляли 4595 р., по билетам Осташковского общественного банка Савина - 12 047 р. Земли и угодья давали незначительные доходы на содержание монастыря. В 1799 г. Тверская казенная палата отвела Ж. м. следующие «казенные земли»: пустошь Петропавловскую в Осташковском у., в 40 верстах от мон-ря (30 дес. сенокосной земли); водяную мукомольную о 2 поставах мельницу, на р. Держе при с. Никольская Пустынь в Зубцовском у., в 200 верстах от мон-ря; оз. Каменное с рыбной ловлей в Осташковском у., в 30 верстах от мон-ря. Вкладами частных лиц в Ж. м. являлись: пустошь Б. Святое Осташковского у., в 20 верстах от мон-ря (63 дес. 2019 кв. саж. сенокосной земли и под дровяным лесом); пустошь Зуевка (Зуева) Осташковского у. (26 дес. 976 кв. саж. сенокосной и пахотной земли) с водяной мукомольной о 2 поставах мельницей; пустошь Гатилиха Валдайского у.,в 40 верстах от мон-ря (15 дес.). Колокольня. Ок. 1752 г. Фотография. 2008 г. В 1918 г. в Ж. м. числились игумен, казначей, 3 иеромонаха, 4 иеродиакона, 2 монаха, рясофорный послушник (по др. данным, игумен, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха, белец). Обитель продолжала владеть 26 дес. пашенной и 19 дес. сенокосной земли, 79 дес. леса и 11 дес. «неудобной» земли. В аренду сдавалось 42 дес., насельниками обрабатывалось 9 дес. земли. Кошельковый сбор составлял 1314 р. 74 к., свечной - 5257 р. 61 к., от сдачи в аренду недвижимости - 560 р., «случайные» доходы - 4323 р. 17 к., пожертвования - 4552 р.; остаток с 1917 г.- 59 807 р. 38 к. Расход в 1918 г. составил 15 358 р. 49 к., остаток наличными - 350 р. 46 к., доходными билетами - 44 098 р. 43 к.

http://pravenc.ru/text/182319.html

Никольской ц. в Линдозере завершается 1-й этап развития этой традиции, возобновившейся в 80-90-х гг. XVII в. в Межозерье и Юж. Обонежье (церкви в Горнем Шелтозере, Деревянном, Великой Губе, Саминском Погосте, Согиницах, Пидьме, Гимреке, Рыбреке). Эти храмы являются одними из лучших образцов не только шатровой деревянной архитектуры Новгородской епархии, но и всего древнерус. зодчества XVII в. Лит.: Романов К. К. К вопросу о влиянии взаимоотношений между строителями и заказчиками на формы зодчества в Новгороде в XV-XVI вв.//Изобразительное искусство/ИИИ. Л., 1927. Вып. 1. С. 29-58; Выголов В. П. Монументально-декоративная керамика Новгорода кон. XVII в.: Изразцы Вяжицкого монастыря//ДРИ. 1968. [Вып.:] Худож. культура Новгорода. С. 237-266; Истомина Э. Г., Красноречьев Л. Е. Иверское чудо. Л., 1982; Кирпичников А. Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984; Кузьмина Н. Н. Забытый памятник новгородской архитектуры XVI в.: (Трапезная с ц. Николы в Воскресенском мон-ре на Красном поле)//Новгородский край: Мат-лы науч. конф. Л., 1984. С. 222-229; Сивак С. И. Подмастерье каменных дел Афанасий Фомин: (Из истории строительства Валдайского Иверского мон-ря)//Архит. наследие и реставрация. М., 1984. Вып. 1. С. 236-246; он же. Изразцы Хутынского мон-ря под Новгородом//Там же. 1988. Вып. 3. С. 223-241; Кондратьева Е. В. Новое о Никольской ц. Стороженского мон-ря//Сов. Арх. 1985. 3. С. 264-267; она же. О строительстве храмов по образцу в XVII в.//НИС. 1993. Вып. 4(14). С. 279-301; Петров Д. А. О Владимирском соборе Сыркова мон-ря в Новгороде//Археология и история Пскова и Псковской земли, 1988. Псков, 1989. С. 65-67; он же. К вопросу о бесстолпных купольных конструкциях в архитектуре Новгорода XVI в.//Там же, 1989. Псков, 1990. С. 48-50; он же. О двух каменных палатах сер. XVI в. в Новгороде//Развитие и реконструкция ист. городов России. М., 1990. С. 84-95; он же. Опыт иконогр. анализа архитектуры новгородского Спасо-Преображенского Хутынского собора//Иконография архитектуры.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

При реализации принятых решений Н. действовал энергично и жестко. В 1655 г. во время торжественного богослужения в Успенском соборе он отлучил от Церкви иконописцев, к-рые пишут иконы не в греч. традиции, а в новой (западной, «живоподобной») манере, а также людей, к-рые хранят у себя такие иконы. Павел Алеппский описал, как Н. «брал эти образа правою рукою один за другим, показывал их народу и бросал их на железные плиты пола, так что они разбивались, и приказал их сжечь». В 1654 г. по приказу Н. у москвичей были изъяты иконы нового письма, на образах выкалывали глаза и носили иконы по городу ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. С. 136-137). Были ужесточены требования к поставляемым священникам, наказания за нарушения и т. п. Жесткая реализация реформ не сопровождалась разъяснительной кампанией. И патриарх, и царь придавали обрядовым различиям значение, к-рого они не имели. Н. был увлеченным строителем. В авг. 1652 г. начались работы по возведению патриарших палат в Кремле (зодчий Алексей Корольков). К кон. 1655 г. были выстроены палаты с ц. во имя ап. Филиппа, отделка помещений продолжалась еще 3 года. В 1653-1655 гг. была перестроена Крестовая (Мироварная) палата на сомкнутом безопорном своде площадью ок. 280 кв. м. Н. основал 3 крупных мон-ря, обустройством к-рых он занимался лично. В 1653 г. началось строительство Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . По просьбе Н. на Афоне была написана копия с чудотворной Иверской (Портаитиссы, Вратарницы) иконы Божией Матери . В 1654 г. она была привезена в Россию, с 1656 г. являлась главной святыней мон-ря (ныне хранится в ГИМ: 103803. НДМ 1288/1306). Весной 1655 г. в обители был заложен каменный Успенский собор. Рост мон-ря начался после переселения сюда в мае 1655 г. белорус. монахов из Оршанского Кутеинского в честь Богоявления монастыря . С собой монахи привезли печатный стан, в мон-ре появились типография и скрипторий, где делали переводы литовско-польских хроник и др. книг. В Иверской типографии были напечатаны Часослов (1658), «Рай мысленный» (1658) с соч. Н. «Слово благополезное о создании монастыря Пресвятыя Богородицы Иверския», «Брашно духовное» (1661). В общей сложности в Иверской типографии было отпечатано 11 книг. В мон-ре развивались переплетное дело, резьба по дереву, возникла изразцовая мастерская, продукция которой использовалась для украшения соборов в Валдайском и Новоиерусалимском мон-рях.

http://pravenc.ru/text/Никон ...

и. была переведена с греч. языка в 1738 г. иером. Димитрием (Райским) и «дидаскалом греченином» Иоанном. Широкого распространения она не получила и встречается преимущественно в сборниках сер. XVIII-XIX в. монастырского происхождения ( Белоброва. 1996. С. 250). В совр. рус. Минее (Минея (МП). Октябрь. С. 338-351) 13 окт. помещена бденная служба И. и.; 12 февр. (Там же. Февраль. С. 398-407) содержится «иная» служба И. и., хотя многие ее песнопения совпадают с указанными 13 окт. Церковные постройки, освященные в честь И. и. В России начиная с сер. XVII в. (особенно во 2-й пол. XIX в.) это были помимо Валдайского Святоозерского мон-ря (1653) самарский жен. мон-рь (1850), Выксунский (Нижегородская обл., 1863), Енисейский (Красноярская обл.; до 1875 в честь Рождества Христова мон-ри), Святоезерская пуст . в пос. Мугреевском (Ивановская обл.; до XVII в. в честь Преображения Господня). Посвященные И. и. храмы были возведены в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (Ярославская обл., 1864-1877, проект архит. И. И. Горностаева, не сохр.), в московском Перервинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (1904-1908, архит. П. А. Виноградов), на подворье Новоафонского монастыря в С.-Петербурге (1886, архит. Н. Н. Никонов). Приделы в честь И. и. существовали во Введенской ц. муромского в честь Воскресения Христова мон-ря (2-я пол. XVII в.), в московской ц. вмч. Георгия на Всполье на ул. Б. Ордынка (1686), в здании Сухаревой башни в Москве (с 1693; разобрана к 1934) и др. Традиция освящения престолов в честь И. и. жива и в наст. время. В Грузии И. и. посвящены мон-ри (все женские): близ Зугдиди (Зугдидско-Цаишская епархия Грузинской Православной Церкви), в Цалке (Манглисско-Цалкская), в Марткопи и на горе Махата в Тбилиси (Мцхетско-Тбилисская), в Лагодехи (Некресско-Эретская), а также храмы в Тбилиси (при гимназии 1 на просп. Руставели и в р-не Нахаловка; строящийся в р-не Варкетили), в г. Телави, в с. Асурети (Тетрицкаройский р-н) и др. В честь И. и. освящаются престолы в церквах.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Валдайского. Основан по образцу Иверского монастыря на Афоне в 1653 г. патриар. Никоном, пленившимся красотою местности. По низвержении его с патриаршего престола в 1666 г. Иверский мон. судом духовного Собора признан выстроенным не по правилам и не по уставам св. Отец, почему строения в нем все прекращены, иноки разосланы по другим монастырям, и даже самое имя уничтожено. В 1668 г. монастырь снова воспользовался всеми своими правами; в 1712 г. приписан к Александро-Невской лавре; в 1730 г. получил снова независимость; в 1764 г. положен по штатам в 1-м классе. С 1657 по 1665 г. здесь существовала типография, переведенная из Кутеен-ского-Богоявленского мон., Могилевской губ., а из Иверского мон. в Воскресенский- Нов.-Иерусалим. Церквей 5; в соборе во имя Успения пресв. Богородицы, построенном патр. Никоном, находятся икона Иверской Бож. Матери, принесенная с Афона в 1648 г. в Москву, и мощи преп. Иакова Боровицкого, перенесенные сюда в 1657 г. из Духова- Боровичского м-ря. Празднество иконе совершается 12 февраля, память же преп. Иакова чтится 22 мая и 23 октября. “Сказание о чудотвор. Иверской иконе Бож. Мат., почерпнутое из достоверн. источн. Гр. М. Т-м», Москва, 1843 г., с опис. м-ря; Архим. Иннокентия с братиею, “Опис. первокласс. Иверского Богород. мон., извлечено из “Ист. Иерархии», книги “Рай Мыслей», и жизнеоп. патр. Никона», Спб., 1844 г.; Архим. Петра с братиею, “Описание первокласс. Иверского Богородиц. мон. Новгород. епар.», Спб., изд. 2-ое, 1850 г.; Архим. Леонида, “Акты Иверского Святоозерского м-ря 1582–1706 г.», Спб. 1878 г., помещено в “Русской истор. библиотеке», том V; “Валдай. Иверский м-рь. Краткое сказ. о явл. чудотв. иконы Бож. Матери Иверской, об устроении Валд. Ивер. обители и о празднестве в ней, по случаю возложения ризы», Спб. 1861 г.; Инока Стефана Святогорца и Патриарха Никона , “Рай мысленный», изд. 1659 г. в Иверской типогр. (здесь, между прочим, есть “Сказание о строении Иверского Валдай. мон.»); Силин, “Опис. Валд. Ивер. Святоезер. Богород.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Изъятие монастырского имущества имело место еще до вступления в силу декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В ночь на 18 янв. 1918 г. в Юрьев мон-рь прибыли конные вооруженные солдаты для реквизиции скота, хлеба, овощей, сена и овса. Согласно предъявленному солдатами предписанию, разрешалось оставить по 1 корове на 5 рабочих, не считая монахов, к-рые «исключены из пользования молоком». После того как братия обители накормила солдат, устроила их в лучшие кельи и позаботилась о лошадях, солдаты забрали 7 коров из 14, а 2 велели срочно продать. Продовольственные запасы не изымались. Во мн. др. мон-рях реквизировали скот. 19 янв. 1918 г. комиссия из 3 членов Боровичского уисполкома описала имущество боровичского Духосошественского мон-ря. После этого для защиты монастырского имущества у ограды обители собралась толпа, члены комиссии были избиты. Впосл. губ. ревтрибунал приговорил участников избиения к штрафам. Настоятель Валдайского Иверского мон-ря архим. Иосиф (Николаевский-Невский; впосл. епископ) докладывал в Новгородскую духовную консисторию, что крестьяне с разрешения волостных земельных комитетов начали рубить лес на монастырских дачах Короцкого во имя свт. Тихона Задонского женского, Успенского женского и боровичского Духосошественского мужского мон-рей, а рыбные ловли на принадлежавшем Валдайскому Иверскому мон-рю Ужинском оз. местный волостной земельный комитет сдал в аренду «помимо монастыря». Протесты монашествующих власти игнорировали. В нек-рых случаях верующим недолгое время удавалось защищать монастырское имущество. 22 янв. 1918 г. еп. Алексий сообщал митр. Арсению, что «в Хутыни народ отстоял и не дал отнять коров». Однако вскоре в Хутынский монастырь прибыли 27 вооруженных солдат и изъяли скот. 29 янв. (11 февр.) 1918 г. еп. Алексий возглавил общее собрание «объединенного духовенства и мирян» для обсуждения вопроса об охране церковных ценностей и о защите интересов Церкви. Оно началось в консистории, но из-за большого числа участников было перенесено в Софийский собор. Собрание постановило защищать святыни и церковные ценности; для этих целей было образовано братство. На собрании также обсуждалось проведение крестного хода с молениями об избавлении Церкви от гонений, но еп. Алексий отклонил этот вопрос. 30 янв. (12 февр.) Тихвинский викарий узнал о том, что 28 янв. (10 февр.) аналогичный крестный ход в Москве «прошел хорошо». 11(24) февр. состоялся крестный ход из Софийского собора в Знаменский, а затем в Никольский. Еп. Алексий отмечал, что в шествии участвовал «весь Новгород», а сам архиерей готовился к крестному ходу без страха, но «как к последнему, и приготовился вернуться домой - или раненым, или убитым…». Однако мероприятие, по словам еп. Алексия, прошло «удивительно хорошо, и величественно и внушительно», при этом удалось избежать эксцессов (Письма Патриарха Алексия своему духовнику. С. 116, 119-120).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Редким примером изображения Н. в монументальном цикле является его предположительный «портрет» (подпись утрачена) в ряду образов 10 патриархов в росписи алтарной части собора в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери московского Сретенского мон-ря (1707, роспись осуществлена при игум. Моисее (Великосельском) на средства боярина С. Ф. Грибоедова). Образы являются продолжением композиции «Союзом любви связуемы апостолы» в диаконнике собора. Как и др. первоиерархи, Н. представлен фронтально по пояс, в медальоне, обрамленном цветочной лозой. Образ патриарха, отождествляемого с Н. по нек-рым признакам внешнего сходства ( Корнюкова Л. А. Иконный портрет в монумент. живописи XVII в.//Рус. ист. портрет. 2004. С. 27, 29; Липатова. 2009. С. 40, 68), отличается от др. его изображений формой бороды, прямой и раздвоенной. Все патриархи с нимбами, облачены в саккосы, омофоры и митры, на груди по 2 панагии и по кресту, в руках - жезлы. Н. был изображен также в росписи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве (предположительный образ в числе «портретов» патриархов в алтарной части, 1689, мастера артели Гурия Никитина; см.: Снегирёв И. М. Новоспасский мон-рь. М., 1843. С. 55), Успенского собора Валдайского Иверского мон-ря в композиции «Принесение в обитель Иверской иконы Божией Матери» (первоначальные росписи, исполненные в 1688-1689 М. Карповым «со товарищи», впосл. неоднократно поновлялись и переписывались, в т. ч. в 30-х гг. XIX в. осташковскими мастерами И. и А. Митиными; реставрированы в 2006-2010). В наст. время в росписи столпа над Иверской иконой Божией Матери (в интерьере собора) помещено ростовое изображение Н. Личность Н., события его жизни привлекали внимание рус. художников: рис. «Мужественный подвиг патриарха Никона» («в укрощении народного бунта в Новгороде с опасностию собственной жизни…») (1805, Д. И. Иванов; см.: Сб. материалов для истории имп. АХ за 100 лет ее существования/Ред.: П. Н. Петров. СПб., 1864. Ч. 1. С. 469, 473), картины «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче» (1865, В.

http://pravenc.ru/text/Никон ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010