Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ (Туберозов Александр Владимирович; 23.08.1875, Рукинский погост Кирилловского у. Новгородской губ.- 1.06.1923, Псков), еп. Псковский и Порховский. Род. в семье дьячка. Окончил Кирилловское ДУ, затем Новгородскую ДС (1895). 30 июля 1895 г. определен помощником сщмч. Варсонофия (Лебедева) - миссионера по Крестецкому, Валдайскому и Демянскому уездам Новгородской епархии. 23 сент. 1896 г. зачислен учителем Духовской церковно-приходской школы в Новгороде. 29 авг. 1897 г. пострижен в монашество, 1 сент. назначен надзирателем в Новгородскую ДС, 21 сент. 1897 г. рукоположен во иерея. С 1 сент. 1898 г. преподаватель и надзиратель в Алтайском миссионерском уч-ще в г. Бийске (Томской епархии). В 1900 г. поступил в СПбДА, окончил ее в 1904 г. со степенью канд. богословия. С 1-го курса осуществлял проповедническую деятельность в рамках Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (ОРРНП). И. И. Труснов, слушатель и почитатель Г., подарил ему как постоянное место для проповеди каменный дом с земельным участком в с. Александровском, за Невской заставой. Оборудованный в доме в нояб. 1903 г. зал для бесед по инициативе Г. был перестроен под церковь ОРРНП (освящена во имя прп. Серафима Саровского 19 марта 1906); при храме устроены читальня и детский приют. С 29 сент. 1905 г. Г. преподаватель гомилетики и литургики в СПбДС, со 2 мая 1906 г. соборный иеромонах. Еп. Геннадий (Туберозов). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) Еп. Геннадий (Туберозов). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) 28 июля 1909 г. он определен настоятелем Печерского Вознесенского мон-ря Нижегородской епархии с возведением в сан архимандрита. 24-26 сент. участвовал в праздновании 100-летия СПбДС. 27 сент. 1909 г. хиротонисан С.-Петербургским и Ладожским митр. Антонием (Вадковским) и др. архиереями в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Организовал при обители школу-столовую для беднейших и убогих детей; заботился о пополнении б-ки местной тюрьмы. Состоял председателем Нижегородского епархиального училищного совета при Братстве св. кн. Георгия, совета братства Св. Креста, строительного комитета по реставрации Макариевского мон-ря. Ежегодно на Пасху в доме братства св. кн. Георгия раздавал подарки нуждающимся семьям, а к Рождеству - Евангелия детям дошкольного возраста. Многократно совершал поездки по епархии, обозревая храмы и школы; в каждом храме обращался к собравшимся с проповедью.

http://pravenc.ru/text/162098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Ключарёв Алексей Иосифович; 17.03.1820, г. Александров Владимирской губ.- 3.09.1901, Харьков), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье протоиерея Амвросий (Ключарёв), архиеп. Харьковский. Кон. XIX в. Амвросий (Ключарёв), архиеп. Харьковский. Кон. XIX в. Богоявленской ц. г. Александрова. Обучался в Вифанской ДС (1834-1840), затем в МДА (1840-1844). 30 окт. 1844 г. направлен «профессором наук философских» в Вифанскую ДС, где зарекомендовал себя как прекрасный преподаватель. 26 окт. 1845 г. утвержден в ученой степени магистра и в звании профессора богословия. В 1848 г. женился на Е. С. Владимирской, дочери московского прот. Сергия Владимирского, после смерти к-рого взял на себя заботу о его многочисленном семействе. 23 окт. 1848 г. назначен священником в московский в честь Рождества Богородицы жен. мон-рь , 14 нояб. рукоположен во диакона, 17 нояб.- во священника. В нач. марта 1849 г. переведен в Казанскую ц. у Калужских ворот. С 4 марта 1864 г. протоиерей. В июне 1860 г. скончались жена и пятилетний сын А. По настоянию свт. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Московского, 7 нояб. 1877 г. А. принял монашество, 8 нояб. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Валдайского мон-ря . 15 янв. 1878 г. А. был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с 6 апр. 1878 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, принимал активное участие в епархиальном управлении и деятельности Православного миссионерского об-ва . В Москве А. приобрел широкую известность как чуткий к проблемам времени, красноречивый проповедник, его проповеди публиковались в «Московских ведомостях» . А. выступал также с публичными лекциями о духовно-нравственных последствиях реформ (см. Реформы в России в 60-80-х гг. XIX в. ). А. отрицательно оценивал рус. общественные течения сер. XIX в., видя в них торжество материалистического, чувственного мировоззрения, противоположного христианскому, что во многом, по мнению А., было обусловлено развитием секуляризованной науки, к-рая своей высшей целью ставит удовлетворение материальных потребностей человека. Опираясь на науку, общественная мысль, по мнению А., извратила естественные понятия, в частности представление о свободе, заменив ее вседозволенностью, представление о месте женщины в об-ве, приписав женщине несвойственные ей устремления. А. придавал большое значение христ. просвещению, основал ж. «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866 гг.

http://pravenc.ru/text/114386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛДАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, названо по г. Валдай Новгородской губ., создано во исполнение постановления Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов РПЦ. В 1921 г. во епископа Валдайского был хиротонисан Иосиф (Невский) , архим. валдайского в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-ря , оставшийся его настоятелем и после хиротонии. Еп. Иосиф признал созданное в мае 1922 г. обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), но вскоре вышел из подчинения обновленцам, 24 дек. того же года собрание клириков и мирян Валдайского у. отвергло ВЦУ и заявило о полной поддержке еп. Иосифа. Деятельность еп. Иосифа способствовала тому, что его вик-ство было в очень небольшой степени затронуто обновленчеством. В докладе на имя Патриарха Тихона от 8 мая 1924 г. о положении дел в Новгородской епархии говорилось: «Преосвященный Иосиф, епископ Валдайский,- дела обстоят на редкость хорошо. Там в уезде вообще не было обновленцев». Однако еп. Иосиф, видимо, вскоре был выслан из Валдая: известно, что 1928 г. он находился в Рыбинске. Впосл. он жил в Валдае до смерти в дек. 1930 г., но данных о существовании В. в. после 1927 г. не имеется. С 26 июня 1926 г. по 1927 г. существовало обновленческое В. в., на к-рое 29 июня был назначен Александр Сахаров, временно управлявший также обновленческой Новгородской епархией (до 15 марта 1927). Арх.: ГАНО. Ф. 1010. Оп. 3. Ед. хр. 287. Л. 1; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Ед. хр. 218. Л. 310-311. Ист.: Иосиф (Николаевский), еп. Воззвание к верующим//Звезда. Новгород. 1922. 67 (26 марта). С. 1; Движения и перемены по службе//Вестн. Свящ. Синода. 1926. 11 (7). С. 3; Краткие сведения о епископах правосл. Церкви, состоящих в ведении Свящ. Синода//Там же. 1926. 12/13 (8/9). С. 11; Схиигум. Онисифор (Михайлов): [Некролог]//ЖМП. 1982. 2. С. 25; [Гурьянов И. В. ] День вчерашний//Где Святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 231. Лит.: Савинова И. Д. Лихолетье: Новгородская епархия и советская власть, 1917-1991. Новгород, 1998. С. 58; Галкин А. К. , Бовкало А. А. Епископ Валдайский Иосиф//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 13-15 нояб. Вел. Новгород, 2000. Ч. 2. С. 57-63. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153905.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Рождественский-Вещезеров Алексей; ок. 1767, Новгородская губ.- 14.02.1825, Тобольск), архиеп. Тобольский и Сибирский. Амвросий (Рождественский-Вещезеров), архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров), архиеп. Тобольский Род. в семье священника Новгородской епархии. Окончил Кирилловскую ДС, затем Александро-Невскую ДА в С.-Петербурге (см. С.-Петербургская Духовная Академия ). С 5 марта 1794 г. преподаватель грамматики и греч. языка в высшем классе академии; с 9 мая 1795 г.-поэзии, с 18 февр. 1799 г.- красноречия, рус. и лат. языков. 25 марта 1797 г. пострижен в монашество, 29 нояб. 1798 г. зачислен в число соборных иеромонахов Александро-Невской лавры . 26 янв. 1800 г. возведен в сан архимандрита, настоятеля вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря и назначен ректором Вологодской ДС, 21 июля 1804 г.- настоятелем Димитриева Прилуцкого мон-ря , цензором проповедей. В 1810 г. находился на чреде священнослужений в С.-Петербурге. В 1811 г. назначен настоятелем Валдайского муж. мон-ря . С 25 окт. 1811 г. член духовной консистории, с 26 марта 1812 г. инспектор СПбДА. С 28 янв. 1816 г. настоятель Донской иконы Божией Матери муж. мон-ря в Москве, председатель Московской духовной цензуры. 15 июля 1817 г. А. был хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. Активизировал строительство храмов при оружейных заводах Вятской губ. Восстановил пострадавшее после пожара 1819 г. здание Вятской ДС и преобразовал преподавание в ней; открыл в епархии 3 духовных уч-ща. 28 окт. 1822 г. возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую и Сибирскую кафедру. Особое внимание уделял развитию духовного образования и проповеди среди инородцев Сибири. В Киргизском крае положил начало буд. духовной миссии. Похоронен в Софийском соборе Тобольска. Арх.: РНБ. Ф. 203. 16; Собр. Помяловского И. В. Оп. 1, 2004. Л. 1-6; РГИА. Ф. 796. Оп. 96, 67, 90, 91, 94, 313; Оп. 98, 977; Оп. 100, 196, 355; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 144. Лит.: Абрамов Н. А. Амвросий II Рождественский, архиеп. Тобольский и Сибирский (1822-1825)//Странник. 1869. 10. С. 5-22; Сулоцкий А. , прот. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881. С. 13; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Ч. 1. С. 118-119. М. И. Кравченко Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/114410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКТЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ («Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссиею» - АИ), издание документов, полученных гл. обр. из архивов Вильно, Могилёва, Витебска, а также хранилищ Москвы и С.-Петербурга (СПб., 1841-1842. 5 т. Т. 1: 1334-1598/Гл. ред. прот. И. И. Григорович; Т. 2: 1598-1613/Подгот. к изд. прот. И. Григорович; Т. 3: 1613-1645/Подгот. к печати С. М. Строев и М. А. Коркунов; Т. 4: 1645-1676/Гл. ред. прот. И. Григорович; Т. 5: 1676-1700/Подгот. к изд. М. А. Коркунов). В АИ наряду с широким кругом законодательных, актовых и делопроизводственных источников по истории России XIV-XVII вв. опубликованы многочисленные материалы по истории РПЦ и ее взаимоотношений со светской властью и Вост. Патриархами: грамота свт. Феогноста , митр. Киевского, на Червленый Яр 1354/55 г.; жалованные несудимые и тарханные грамоты мон-рям и церквам, в т. ч. 3 грамоты вел. кн. Олега Рязанского 1356-1402 гг.; послания Вост. Патриархов российским государям и митрополитам, а также новгородцам и псковичам XIV-XVI вв.; грамота польск. кор. Казимира IV свт. митр. Ионе о правосл. Церкви в Великом княжестве Литовском; образцы епископских грамот присяжной, настольной, отреченной; материалы, связанные с ересью жидовствующих (кон. XV в.), с ересью М. Башкина (сер. XV в.); уставные грамоты о монастырском общежитии, статьи из Стоглава 1551 г.; послание царя Иоанна IV Васильевича в Кириллов Белозерский мон-рь ; материалы по истории осады Троице-Сергиева мон-ря в 1609 г.; грамоты Патриарха Никона властям Валдайского Иверского мон-ря 1653-1656 гг.; розыск о мученической кончине сщмч. Иосифа , митр. Астраханского († 1671), во время бунта Степана Разина; документы Соловецкого мон-ря от 1674 г.; соборные постановления и грамоты о духовном суде, распорядках и пошлинах, памяти о вотчинном монастырском управлении и др. К АИ существует именной и географический «Указатель» (СПб., 1843). Изданные Археографической комиссией «Дополнения к Актам историческим» (СПб., 1846-1872. 12 т.), охватывающие документы X-XVII вв., представляют собой самостоятельную серию. Лит.: Софинов П. Г. Из истории русской дореволюционной археографии. М., 1957; Эпштейн Д. М. История археографии в дореволюционной России: Учеб. пособие/Моск. ист.-арх. ин-т. М., 1977. [Вып. 1]: Период феодализма; 1979. [Вып. 2]: (Период капитализма). Б. Н. Морозов Рубрики: Ключевые слова: ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества, Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/63962.html

28 февр. 1881 г. (последним указом имп. Александра II перед гибелью) община была переименована в общежительный жен. мон-рь. Торжественное открытие состоялось 23 июня 1881 г. в присутствии новгородского губ. Э. В. Лерхе и Елагина. Божественную литургию совершил викарий Новгородской епархии еп. Старорусский Варсонофий (Охотин) . Начальница общины с 1879 г., рясофорная послушница В. Макарова, была пострижена с именем Вера и 23 июня 1881 г. возведена в игуменский сан. В 1883 г. игумению с 2 рясофорными послушницами приняли имп. Александр III и имп. Мария Феодоровна, к-рым сестры преподнесли 2 ковра, изготовленные в обители. 30 мая 1885 г. посетившему К. м. вел. кн. Владимиру Александровичу вручили образ свт. Тихона и вышитое полотенце. В 1885 и 1887 гг. в обитель приезжал еп. Старорусский Анастасий (Добрадин) , в 1888 и 1889 гг.- еп. Старорусский сщмч. Владимир (Богоявленский) . Игум. Вера оформила для обители владение земельными участками, пожертвованными благотворителями, устроила небольшое помещение для больницы, открыла приют для девочек-сирот. После кончины в 1892 г. она была погребена напротив алтаря Тихоновского храма. На монастырском кладбище похоронен и ее двоюродный брат ген. И. М. Макаров. Со 2 авг. 1892 г. К. м. возглавляла рясофорная послушница Н. П. Тихонова († 19 марта 1898), 13 авг. того же года валдайский архим. Леонид постриг ее в монахини с именем Домника, 10 февр. 1893 г. указом Синода она была утверждена в должности настоятельницы. 22 мая 1894 г. еп. Кирилловский Арсений (Иващенко) возвел мон. Домнику в сан игумении. Храмы и святыни Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери Проект общины на месте рождения свт. Тихона с 3-престольной церковью на 650 чел., трапезной на 150 чел., «с помещением жилья… а также приемных и рукодельных зал» был составлен архитектором Мин-ва гос. имуществ и юстиции акад. А. А. Редковским († 1887) не позднее 1863 г., утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и Высочайше одобрен (Отчет Имп. АХ c 1 сент. 1863 г. по 4 нояб. 1864 г. СПб., 1865. С. 66). Главное каменное здание мон-ря строилось в 1865-1871 гг., в середине корпуса соорудили каменный 2-престольный 5-главый соборный храм с вызолоченными крестами и главкой над алтарем. Главный престол собора был освящен 1 окт. 1871 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение совершил митр. Исидор в сослужении еп. Старорусского Феоктиста (Попова), валдайского архим. Лаврентия, архимандритов боровичского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Виталия и Юрьева новгородского мон-ря архим. Иоакима. Юж. престол был освящен во имя свт. Тихона 2 окт. того же года еп. Феоктистом.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

В преддверии археологического съезда в Новгороде А. поддержал инициативу духовенства по сбору сведений о храмах и мон-рях епархии. Было изучено более 400 храмов в Старорусском, Новгородском, Великолукском, Порховском, Валдайском, Тихвинском, Кирилловском, Белозерском, Устюжском и Боровичском уездах. Ряд уникальных предметов церковной старины был выставлен в митрополичьих покоях архиерейского дома, эта экспозиция составила основу церковного музея, впосл. организованного А. В 1911 г. состоялся XV Новгородский археологический съезд, А. выступил с сообщением «О современном состоянии собора святой Софии в Новгороде», в к-ром остановился на пагубных последствиях реконструкции, завершившейся к 1900 г. и приведшей к обветшанию собора уже спустя 10 лет. Констатировав плачевное состояние предметов церковной старины в России, участники съезда предложили провести регистрацию икон и утвари, а утратившие богослужебное значение старинные предметы поместить в Новгородский церковно-археологический музей. В февр. 1911 г. А. опубликовал в «Новгородских ЕВ» распоряжение «о точном исполнении существующих по Духовному ведомству постановлений относительно охранения в церквах и монастырях предметов древности». В июне 1911 г. вместе с архит. В. Т. Георгиевским и искусствоведом Ю. А. Олсуфьевым А. посетил Ферапонтов Мартинианов мон-рь , обнаружив «катастрофическое состояние» ц. Рождества Пресв. Богородицы с фресками Дионисия . 6 февр. 1912 г. А. получил разрешение Синода на всероссийский сбор средств для восстановления фресок, благодаря чему в мон-ре были проведены необходимые комплексные реставрационные работы. 15 мая 1912 г. по инициативе и под председательством А. состоялось собрание духовенства и ученых мирян для создания Новгородского церковно-археологического об-ва, учрежденного 3 янв. 1913 г. При об-ве были созданы б-ка, архив и церковно-археологическое древлехранилище. Почетными членами об-ва являлись акад. А. И. Соболевский , профессора С. Т. Голубев и А. А. Дмитриевский , среди действительных членов - искусствоведы В. К. Мясоедов , Л. А. Мацулевич , Н. П. Сычёв , П. Л. Гусев. Об-во, просуществовавшее до апр. 1917 г., имело неск. задач: описание икон, книг, рукописей, утвари, находящихся в храмах Новгородской епархии; собирание коллекции музея-древлехранилища, открытого в Арсениевском доме; исследовательская работа в архивах консистории и архиерейского дома; наблюдение за состоянием архитектурных памятников Новгорода и губернии. За время работы об-ва были составлены подробные описания новгородского в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-ря , Сковородского мон-ря , Реконской пуст . В 1916-1917 гг. А. вместе с Церковно-археологическим об-вом и Об-вом любителей древности хлопотал о сохранении фресок в ц. Спаса на Нередице (см. Нередицкий в честь Преображения Господня мон-рь ), к-рые могли осыпаться в результате строительства железной дороги Петроград-Орёл.

http://pravenc.ru/text/76250.html

800 участников из 26 хоровых коллективов. В 1996 г. открылась б-ка Софийского собора, при к-рой действует литературно-муз. клуб «Встреча». При мн. храмах епархии имеются приходские б-ки. По благословению и при активном участии Л. в Вел. Новгороде с 2008 г. проводится межрегиональная выставка-форум «Православная Русь», в рамках к-рой проходят конференции, концерты, показ работ новгородских художников, презентации новых книг и фильмов, спектакли на библейские сюжеты. В окт. 2011 г. по благословению Л. на основе Новгородского об-ва православных врачей был учрежден Епархиальный центр защиты семьи, материнства и детства; его небесной покровительницей является св. блгв. кнг. Анна Новгородская. Местное отд-ние Об-ва православных врачей России организовало епархиальные курсы сестер милосердия (1-й выпуск состоялся в 2012). В 2011 г. Л. возобновил местное празднование Собора Новгородских святителей и князей (4 окт.), установленное в 1439 г. Новгородским архиеп. свт. Евфимием II Вяжицким . Постановлением Синода от 27-28 дек. 2011 г. в рамках реформы епархиального устройства РПЦ была образована Новгородская митрополия, включившая Новгородскую и выделенную из нее возобновленную Боровичскую епархии. Л. был назначен главой новой митрополии и утвержден в должности священноархимандрита новгородского Юрьева и Иверского Валдайского мон-рей. Боровичским епископом был определен наместник Иверского Валдайского мон-ря архим. Ефрем (Барбинягра). 8 янв. 2012 г. за литургией в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел Л. в сан митрополита. В связи с кончиной 7 марта 2015 г. Петрозаводского митр. Мануила (Павлова) Л. был назначен временно управляющим Петрозаводской и Карельской епархией (до 5 мая того же года). К окт. 2013 г. в Новгородской митрополии действовали 7 монастырей (Юрьев, Варлаамов Хутынский, Иверский Валдайский, Клопский Михайловский во имя Св. Троицы мужской , Николо-Косинский женский, Боровичский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской , Троицкий Никандров Городноезерский женский), 156 храмов, 44 воскресные школы, насчитывалось 123 клирика и 75 монашествующих.

http://pravenc.ru/text/2463247.html

Вотчины З. м. в XV-XVI вв. располагались в 6 погостах 2 пятин Новгородской земли, напр. 3 обжи в Буряжском (Бурегском) погосте Шелонской пятины, отнятые вел. князем в 1501 г. К 1496 г. мон-рь получил 16 обеж земли в Климецком (Климентовском) погосте в Колбегах непосредственно от вел. кн. Иоанна III, что являлось достаточно редким фактом. После падения новгородской самостоятельности обитель владела также 0,7 обжи покосов в Новгороде, 2,5 составили частные владения монастырского причта. Землепользование включало полевую тяглую пашню с использованием паровой системы обработки, подсеки или пашенного леса, а также перелога. Все пахотные земли находились в оброчном пользовании крестьян, в состав оброка входили помимо денег хлеб, овчина, сыр, масло. На 1535-1540 гг. З. м. имел пожни на р. Кересть и на Романовом ручье. Согласно писцовой книге 1583 г., «обитель Пречистой» владела землями, преимущественно пустошами и пажитями, в Обонежской пятине в мон-рях: Климецком в Колбегах, Никольском в Дреглях, Никольском в Морткиничах, Спасском на Коломне, Покровском на Хубце (всего 90 - 4 обжи). Земли в Климентовском Тесовском погосте, упоминаемые в писцовой книге Водской пятины (ВОИДР. Кн. 6. С. 4), относились к другому Зверину мон-рю - Троицкому, существовавшему до нач. XVIII в. в этом погосте при Ивангородской дороге. В 1651 г. игум. Елисавета получила из Новгородской приказной палаты выписи на вотчинные владения в 4 погостах Обонежской пятины: Климецком, Никольском Дрегольском, Покровском Хубецком и Никольском Моркиницком, т. о., 7 обеж в Спасском погосте было утрачено. На 1678 г. к З. м. было приписано 53 крестьянских двора, на 1691 г.- 49 дворов. В 20-х гг. XVIII в. мон-рь, будучи приписным, имел 49 дворов, 303 крестьянина, 437 дес. пахотной земли, в 1744 г.- 453 крестьянина, к 1764 г.- 465 крестьян. После секуляризации 1764 г. монастырю принадлежало 77 дес. 2131 кв. саж. земли. Впосл. владения продолжали уменьшаться в связи с отчуждением участков под парусную фабрику, 4 постройки, уличную сеть. К кон. XVIII в. они составили 31 дес. 1435 кв. саж. В 1802 г. казенная палата в качестве компенсации за утрату еще 14,5 дес. выделила мон-рю 13 дес. 1813 кв. саж. сенокосных пожен и рыбных ловель в Новгородском, Крестецком и Валдайском уездах. В 1830 г. вместо этих владений казна ежегодно стала перечислять обители 700 р. В 1780 г. из гос. казны на возобновление мон-ря было выдано 500 р., в 1809 г. гр. Н. П. Шереметев пожертвовал 2 тыс. р. (ИРИ. Т. 3. С. 153-154).

http://pravenc.ru/text/199663.html

14 сент. 1823 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры еп. Ревельским Григорием (Постниковым) И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем 2-классного тихвинского Успенского мон-ря. 23 сент. сдал дела на Коневце. 29 сент. указом Новгородской духовной консистории был определен также благочинным тихвинских монастырей и членом Тихвинского духовного правления. 14 окт. прибыл в Тихвин. 24 февр. 1824 г. назначен также благочинным по Александрову Свирскому монастырю . По распоряжению Новгородской консистории, получив в дек. 1827 г. соответствующие материалы, к нояб. 1828 г. составил службу прп. Александру Ошевенскому , его Житие, написал слово на его память. Указом консистории от 23 марта 1829 г. предполагалось перевести И. настоятелем 1-классного Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря , но вслед. прошения и по слабости здоровья указом Синода от 29 мая И. был оставлен в Тихвине. При И., начиная с 1831 г., были выполнены драгоценные оклады на иконы теплой церкви, включая храмовую Рождества Пресв. Богородицы. На пожертвование гр. А. А. Аракчеева вызолочена риза на местном образе Успения Пресв. Богородицы в соборе. Были написаны новый храмовый образ (1831) для Иоанно-Богословского придела, др. иконы. По инициативе настоятеля чудотворная Тихвинская икона была украшена золотой ризой (весом 21 фунт 38 золотников) с драгоценными камнями (1835-1836), изготовлен напрестольный серебряный золоченый ковчег (1849). Гр. Д. Н. Шереметев подарил к чудотворной иконе серебряный подсвечник (1843). При И. регулярно ремонтировали собор, теплую церковь, келейные корпуса и др. здания; были построены новые кельи (1831); были разбиты огород (1830) и фруктовый настоятельский сад (1839); пополнилась ризница. Мон-рь посещали вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич (1850). По делам обители И. посещал Новгород, в частности в 1843 г. побывал в Хутынском и Юрьевом монастырях, встречался с архиереем и А. А. Орловой-Чесменской , к-рая помогала Тихвинскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/389185.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010