В 1654 г. по инициативе Патриарха Никона грамотой царя Алексея Михайловича с. Боровичи и мон-рь с земельными владениями были приписаны к валдайскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю . Мощи св. Иакова по указу Патриарха были перенесены в собор Валдайской обители, в Святодуховской ц. Б. м. оставили ковчег с ребром святого. Опись Б. м. 1658 г. упоминает 3 обветшавших деревянных храма: соборы в честь Сошествия Св. Духа с шатровым завершением и Покровский, ц. во имя св. Иакова Боровичского над зап. вратами, а также деревянные колокольню, 2 кельи и хлебню. При участии Патриарха Никона в Боровичах, на левом берегу Мсты, был основан Новодухов мон-рь, в 1664 г. там заложили каменный храм. Часть деревянных построек, в т. ч. надвратный храм из Б. м., перенесли во вновь устроенную обитель. После низложения Патриарха Никона строительные работы в Новодуховом мон-ре прекратились. В 1673 г. недостроенную каменную церковь разобрали, кирпич использовали при возведении в 1674-1676 гг. каменного храма в честь Сошествия Св. Духа в Б. м. В строительстве участвовали каменщики из Валдайского мон-ря, оттуда же в новый собор перевезли убранство для алтаря, подаренное кн. Ф. Мстиславским. Из Новодухова мон-ря в Б. м. перенесли деревянные строения, в т. ч. ц. во имя Иакова Боровичского. В 1712 г. Валдайский и Боровичский мон-ри с вотчинами были приписаны к Александро-Невскому мон-рю, в 1730 г. Б. м. вновь значился приписным к получившему самостоятельность Валдайскому мон-рю. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в Б. м. были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от собора -деревянные св. врата с ц. Иакова Боровичского. В описи 1765 г. упоминается также каменная колокольня при соборе Св. Духа. Вместо деревянной, сгоревшей в 1778 г. была построена каменная надвратная церковь с колокольней (1792). Рака с частицей мощей св. прав. Иакова Боровичского в Свято-Духовском соборе. Фотография. 2002 г. Рака с частицей мощей св. прав. Иакова Боровичского в Свято-Духовском соборе. Фотография. 2002 г.

http://pravenc.ru/text/153209.html

Жители Торжка хотели оставить икону в городе как можно дольше, возле нее непрестанно совершалась служба, ее носили по домам горожан, и даже возник спор о ее постоянном местопребывании. В 1630 г. в Москве с нее выполнили список и отправили в Выдропужск. Чудотворная икона была перенесена в Торжок, в ц. Преображения. Был установлен новый крестный ход, совершавшийся 18 июля - в день прибытия В. и. из Москвы. Приходы всех церквей Торжка собирались в Борисоглебском мон-ре и крестным ходом двигались к Преображенскому собору, где по окончании литургии служили молебен перед В. и. Судьба иконы после 1917 г. неизвестна. Список с В. и. находился в Георгиевской ц. Выдропужска до сер. XVIII в., затем был перенесен в новопостроенную ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери (1784). Храм закрыли в 1931 г. В конце Великой Отечественной войны в нем разместили нем. военнопленных. Стояли суровые морозы, и командование приказало отапливать храм иконами. Среди расквартированных в Выдропужске солдат, охранявших немцев, был юноша, Кронид Поспелов (буд. архимандрит Псково-Печерского мон-ря Нафанаил, сын замученного большевиками муромского священника), к-рому удалось спасти В. и. с помощью хозяина снимаемой им квартиры Степана Юрзова, выменявшего у командира конвоя образ Божией Матери на дрова. Ок. 50 лет икона пребывала в семье Юрзовых и после возвращения в лоно РПЦ ц. Смоленской иконы Божией Матери (1991, богослужения с 1995) была передана в храм, где ныне и находится в приделе свт. Николая Мирликийского. Иконографический тип Богоматери - Смоленская «Одигитрия» . Размер В. и., находящейся в наст. время в Выдропужске,- 66,2 ´ 90 см. Изображение выполнено на розовом фоне. По нижнему полю справа идет надпись:                  . В 2000 г. икона была реставрирована. Об особых чинопоследованиях В. и. не известно. В 2000 г. были составлены тропарь 4-го гласа, кондак 6-го гласа и акафист В. и. (в наст. время на рассмотрении Богословской комиссии). В тропаре воспроизведена версия об обретении В. и. иноками Валдайского мон-ря. Тексты кондака и тропаря были отредактированы архим. Нафанаилом.

http://pravenc.ru/text/161063.html

был выстроен 2-престольный каменный храм. В 1708 г. И. подписал воззвание о пожертвованиях на украшение стенописью Троицкого собора Свирского мон-ря. В 1710 г. И. освятил Успенский собор валдайского Иверского мон-ря, восстановленный после пожара 1704 г. С особым размахом при И. отстраивались обители Каргополья: в мужских Александровом Ошевенском , Преображенском и девичьем Успенском мон-рях одновременно возводились 2-этажные каменные соборы. В 1714 г. в Каргополе, в частном доме, произошло «слез течение» от Казанской иконы Божией Матери. По указу И. икона была взята в Новгород для поклонения, украшена ризой, а при ее возвращении митрополит велел поставить святыню в соборной церкви «во утверждение граду». Во время новгородского пожара 20 мая 1709 г. И. проявил решительность: вышел на молебен с крестным ходом, но, видя, что огонь не утихает, остановил молитву, разоблачился и стал помогать «со игумены и иереи избы ломати». В 1710 г. в Пскове случилось «моровое поветрие», эпидемия затронула Порхов и Торжок. И. наложил на всех новгородцев строжайший пост по средам и пятницам и в эти дни устраивал крестные ходы по церквам и обителям. Новгород не пострадал от мора, но в Псковской епархии его последствия были столь губительны, что И. пришлось посылать туда священников, диаконов и монашествующих из Новгородской епархии. И. принадлежит инициатива учреждения в Новгороде Славяно-греко-латинской школы, перед к-рой ставилась задача перевода на рус. язык богословской и др. лит-ры, а также подготовки для храмов С.-Петербурга и его окрестностей, для армии и флота священников, способных отстаивать Православие среди инославных и старообрядцев. В янв. 1706 г. И. получил царский указ о переводе «в Новгородские монастыри» иеромонахов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов , сосланных из Москвы в Кострому. К лету на архиерейском дворе был подготовлен 2-этажный учебный корпус, и вскоре после прибытия учителей 24 июня начались занятия. В школу поступило 119 чел. (из них выучились хотя бы читать и писать по-русски 80 чел.).

http://pravenc.ru/text/578172.html

В XV-XVI вв. в Пскове производились т. н. керамиды, рельефные погребальные плиты с зеленой поливой, на к-рых были эпитафии и иконные изображения в рамках-киотах; возможно, керамические киоты были и на домашних иконах ( Плешанова. 1966; Кильдюшевский, Паничева. 1987). В кон. XV-XVI в. фасадную К., в т. ч. поливную, использовали как для декоративной облицовки, напр. ц. Покрова Пресв. Богородицы на Рву (собор Василия Блаженного) в Москве (1555-1561), так и для изготовления крупных иконных композиций, таких как иконы в Борисоглебском соборе княжеского удела в Старице (1558-1561, разобран в XVIII в., сохр. «Спас Нерукотворный» и «Распятие», ныне - ГИМ). Вероятно, подобные уникальные рельефы, как и керамические икона «Св. Георгий (Чудо Георгия о змие)» и 2 композиции «Распятие», сделанные в этот же период для Успенского собора в Дмитрове (1509-1512), были созданы в столичной, «государевой мастерской» ( Баранова. 2006. С. 93-96). Знакомством со средиземноморскими традициями, где глазурованные блюда (в основном вост. происхождения) широко использовали в храмовой декорации, можно объяснить появление подобных изделий на фасадах некоторых визант. и рус. церквей, напр. храма Св. Троицы с. Хорошёва, Москва, 1596-1598 гг. ( Беляев. 2007). Херувим. Изразцовая икона. 1702 г. Мастер С. Полубес (фасад трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, Москва) Херувим. Изразцовая икона. 1702 г. Мастер С. Полубес (фасад трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, Москва) Производство фасадной изразцовой К. с полихромной эмалевой рельефной поверхностью было налажено в России при участии мастеров из Речи Посполитой (Литва, Белоруссия, Польша) и Зап. Европы (Германия, возможно Голландия). По инициативе патриарха Никона оно было организовано сначала в вотчинах Валдайского Иверского мон-ря и в Воскресенском Новоиерусалимском мон-ре на Истре, откуда перенесено в Москву и Ярославль ( Баранова. 2006. С. 70-75; Она же. 2011; Новый Иерусалим: Образы горнего и дольнего: [Альбом]/Авт. текста: Г.

http://pravenc.ru/text/1684211.html

С кон. XVIII в. шла реконструкция и перестройка монастырского комплекса. Ц. во имя сщмч. Григория была разобрана, в 1759-1761 и 1767/68-1774 гг. над юж. воротами монастыря построили колокольню. После пожара 1787 г. был заново расписан Преображенский собор, к северу от собора восстановлен и освящен храм во имя Всех святых с больничным корпусом (время возведения более древнего храма с таким посвящением неизвестно). В 1797 г. перестроили Варлаамиевскую церковь с трапезной палатой, отремонтировали зап. и юж. корпуса. В 20-х гг. XIX в. по проектам губернского архит. И. Дмитрова были реконструированы в стиле позднего классицизма Всехсвятская ц., юж. корпус братских келий, в котором между настоятельскими и казначейскими покоями был освящен домовый храм во имя ап. Иоанна Богослова. В 1851 г. в арке, соединяющей Покровский придел с главным нефом собора, установили новую серебряную раку над мощами прп. Варлаама. В ризнице мон-ря и у раки преподобного хранились предметы, по преданию ему принадлежавшие: фелонь, поручи (НГОМЗ. Инв. 1624), власяница, вериги. В В. Х. м. особо почитались храмовая икона «Преображения Господня» XVI в., находившаяся в шестиярусном иконостасе собора, неск. икон прп. Варлаама XVI-XVII вв. В 1816 г. в сев. приделе ап. Иоанна Богослова Преображенского собора, согласно завещанию, был похоронен Г. Р. Державин , по просьбе вдовы поэта Д. А. Державиной придел был переосвящен во имя арх. Гавриила (в 1959 останки Державина были перезахоронены в Новгородском кремле, в 1993 возвращены в В. Х. м.). В 1824 г. в Покровском приделе собора был похоронен Ярославский архиеп. Антоний (Знаменский) , в 1903 г.- Кирилловский еп. Арсений (Иващенко) . В 1890 г. при В. Х. м. открылась церковноприходская школа. В нач. XX в. в В. Х. м. жили 26 насельников. Мон-рю принадлежали луга на лев. берегу Волхова, 2 пожни, рыбные ловли по М. Волховцу и Волхову, оз. Сереберское в Валдайском у., 3 мельницы на р. Робейка, 2 варницы в Ст. Русе, подворье на Буяновской ул. Новгорода. В 1920 г. В.

http://pravenc.ru/text/154237.html

В том же году обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Святейший Патриарх отслужил молебен в Успенском соборе перед Иверской иконой Божией Матери. Богослужения начали совершаться в Богоявленском храме. К авг. 2003 г. в В. м. отреставрированы Успенский собор, Богоявленский храм, в к-ром освящены 2 престола: в честь Богоявления Господня и прп. Нила Столобенского, надвратный храм свт. Филиппа Московского, колокольня, Никоновский корпус, братские кельи. Находящаяся в наст. время в мон-ре Иверская икона Божией Матери - один из списков с чудотворной иконы, к-рый сохранялся в валдайской ц. апостолов Петра и Павла и был передан в мон-рь (совр. местонахождение древней чудотворной иконы неизв.). К сент. 2003 г. в В. м. жили ок. 30 насельников, обязанности наместника исполнял иером. Никандр (Степанов). В мон-ре создается музей истории обители. Арх.: СПбФИРИ РАН Ф. 181 [Архив Валдайского Иверского мон-ря]; ГА Новгородской обл. Ф. 481. Оп. 1. Д. 427, 956//РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 203 [Офицерская опись Валдайского Иверского мон-ря 1763 г.]. Ист.: Никон. Рай мысленный: Слово благополезное о создании мон-ря Пресв. Богородицы Иверские иже на Святе озере/Изд. Валдайского Иверского мон-ря. [Б. м.], 1659. СПб., 1999п; Акты Иверского Святоозерского мон-ря (1582-1706)/Собр. архим. Леонидом. СПб., 1878. (РИБ; Т. 5); Павел Алеппский. Путешествие. Вып. 4; Новгородский хронограф XVII в.// Тихомиров М. Н. Рус. летописание. М., 1979. С. 294-295; Шушерин И. Повесть о рождении, воспитании и жизни святейшего Никона, патр. Московского. М., 1997. Лит.: Иверский Валдайский мон-рь - былое и современность. Б. м., б. г.; Описание первоклассного Иверского Богородицкого мон-ря Новгородской епархии. СПб., 1844; Дубинин. Колокольное производство на Валдае//Тр. комис. по исследованию кустарной промышленности в России. 1882. Вып. 8. Отд. 4. С. 146-149; Биография и письма в Бозе почившего отца архим. Лаврентия настоятеля первоклассного Иверского Богородицкого Валдайского мон-ря. М., 1887; Силин П.

http://pravenc.ru/text/153903.html

При открытии в окт. 1799 г. новых епархий настоятель Юрьева мон-ря архим. Амвросий (Келембет ; впосл. архиепископ) стал епископом Оренбургским и Уфимским, а настоятель Валдайского Иверского мон-ря архим. Феофилакт (Русанов) - епископом Калужским и Боровским. Для «заведения» в Уфе мон-ря еп. Амвросий «выпросил» у митр. Гавриила эконома Новгородского архиерейского дома и настоятеля Деревяницкого мон-ря игум. Лаврентия. 16 окт. 1799 г. имп. Павел I освободил митр. Гавриила от управления С.-Петербургской епархией, оставив ему титул митрополита Новгородского и Олонецкого. С переездом в конце того же года на жительство в Новгород митр. Гавриил смог уделить гораздо больше времени проблемам Новгородской епархии. Серьезное внимание владыка обратил на состояние мон-рей. В частности, выяснилось, что Кириллов Белозерский мон-рь «до крайнего упадку от настоятеля доведен; башня упала, и многие здания к тому же наклоняются». В результате по представлению Гавриила настоятель мон-ря архим. Каллист (Звенигородский) 7 марта 1800 г. был уволен на покой. В февр. 1800 г. по инициативе митрополита бывший ранее наместником Александро-Невской лавры архим. Иосиф (Чапужников), добившийся успехов «в устройстве монашествующих», стал настоятелем Александрова Свирского мон-ря, где сразу ввел устав, во всем сходный с Валаамским. В том же году лаврский иером. Товия (Трубачевский), возведенный в сан игумена, возглавил Клопский мон-рь. Бывш. лаврский иером. Мисаил (Джурский), с 1798 г. являвшийся строителем Антониева Дымского мон-ря, получил в управление в сане игумена Отенский мон-рь; его место занял иером. тихвинского Большого Успенского мон-ря Герасим (Гайдуков), находившийся ранее в послушании у мон. Игнатия (Ушакова). В 1800 г. в качестве приписного к Николаевскому Розважскому монастырю был восстановлен Перекомский мон-рь в Поозерье. А. К. Галкин Новгородская епархия в 1800 г.- нач. XX в. 19 дек. 1800 г. митр. Гавриил (Петров) был почислен на покой и остался жить в Новгородском архиерейском доме. Новгородская кафедра вновь получила общего архиерея с С.-Петербургской: им стал архиеп. Амвросий (Подобедов) , возведенный 10 марта 1801 г. в сан митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Выборгского (с 4 дек. 1803 именовался митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским). В июне 1801 г. митр. Амвросий впервые посетил Новгород и приветствовал свою паству в Софийском соборе. Впосл. он неоднократно посещал Новгородскую губ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

4 нояб. 1891 г. еп. Старорусский Антоний (Соколов) предложил Новгородской духовной консистории «восстановить в древнем граде Новгороде крестные ходы во всем их древнем величии, дабы православный Новгород не отставал в этом отношении от сердца России - Москвы». Расписание общегородских крестных ходов составил ключарь Софийского собора свящ. А. И. Конкордин. На крестные ходы из Софийского собора, как для освящения воды на р. Волхов (6 янв. и 1 авг.), так и в традиционно новгородские - вокруг Софийской и Торговой сторон и в Антониев мон-рь, было предписано являться всем священно- и церковнослужителям города. Офиц. документ, закрепивший расписание и особенности крестных ходов в Новгороде, был утвержден митр. Новгородским и С.-Петербургским Исидором. В 1896 г. в Новгороде был установлен крестный ход 19 янв. из Николо-Кочановской ц. на Софийской стороне в ц. вмч. Георгия на Торгу, в память о новгородских юродивых XV в., Николае и Феодоре, погребенных при этих церквах. 9 июня 1897 г. архиеп. Феогност и приглашенный им Можайский еп. сщмч. Тихон (Никаноров) возглавили празднование 500-летия Кириллова Белозерского мон-ря, которое включало крестный ход вокруг монастырских стен и «молебствие» прп. Кириллу Белозерскому под открытым небом, у часовни на территории т. н. малого (Иоанновского) мон-ря. В ходе русско-япон. войны 1904-1905 гг. жители Тихвина испросили разрешения вынести явленную икону на городскую площадь для всенародного молебна о победе, к-рый состоялся 17 июля 1905 г., за 10 дней до начала мирных переговоров в Портсмуте (США). 7 окт. 1912 г. Новгород встречал икону Успения Божией Матери с частицей мощей свт. Нифонта Новгородского, написанную в Киево-Печерской лавре. Она была перенесена крестным ходом из Знаменского собора в Софийский. Регулярные крестные ходы в Новгородской епархии проводились и в сельской местности. Так, были установлены ходы вокруг Филипповой Ирапской пуст.- 8 мая (в память прибытия прп. Филиппа); Валдайского Иверского мон-ря - 21 мая; Отенского мон-ря - 26 июня; Деревяницкого Воскресенского мон-ря - 10 июля (в 1853 храм Успения Пресв. Богородицы мон-ря был переосвящен в честь Коневской иконы Божией Матери, празднование к-рой установлено в этот день); Саввина Вишерского мон-ря - на Вознесение и 1 окт., тихвинского Николаевского Беседного мон-ря - 15 и 29 авг. Также регулярно проводились крестные ходы из Антониева Дымского мон-ря на Дымское оз. (24 июня), из Отенского мон-ря на колодец, ископанный, по преданию, свт. Ионой (в Ильинскую пятницу), из ряда приходов Старорусского у. (Буреги, Коростынь, Подгощи) в с. Леохново, к мощам прп. Антония Леохновского (во 2-ю пятницу после Петрова дня).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

1655 г., остальные книги доставили позднее насельники афонских мон-рей. В царствование Алексея Михайловича в Москву с А. помимо книг были привезены копии чудотворных святогорских икон Божией Матери - Иверской «Портаитиссы» (Вратарницы) и Хиландарской «Троеручицы» , выполненные в размер оригинала. Иверская икона копировалась дважды - в 1648 и 1655 гг. Одна копия (список Иверской часовни) по поручению царя была заказана Новоспасским архим. Никоном (впосл. Патриарх Московский) и выполнена по особому чину, с омовением оригинала св. водой, к-рая затем использовалась для изготовления левкаса списка. 2-я копия была написана по тому же чину для одной из резиденций Патриарха Никона - Валдайского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря . В типографии этой обители в 1659 г. вышла книга «Рай мысленный», содержащая службу чудотворной иконе, сочинение Стефана Святогорца о Св. горе А. (XVI в.) и сказание о создании Валдайского мон-ря и принесении в него списка афонской святыни. Список Хиландарской иконы Божией Матери «Троеручица», заказанный Патриархом Никоном для Воскресенского мон-ря Нов. Иерусалим, был доставлен в Россию в 1661 г. В 1686 г. афонским архим. Леонтием, жившим в Нов. Иерусалиме, была составлена пространная повесть об этой афонской святыне. Афонские старцы оказывали большую поддержку Патриарху Никону в годы его опалы. В июне 1663 г. разбиралось дело об архим. Кастамонитского афонского мон-ря Феофане, к-рый без царского разрешения ездил к Никону в Новоиерусалимский мон-рь и передал ему мощи мч. Власия и грамоту от всех афонских мон-рей; архим. Феофан был сослан в Кириллов Белозерский мон-рь. Совсем иную роль в «деле Патриарха Никона» сыграл архим. Иверского афонского мон-ря, буд. митр. Угровлахии Дионисий Грек . Приехав в Россию в 1655 г., он стал справщиком московского Печатного двора и был привлечен к работе по исправлению богослужебных книг. В числе др. сочинений им была составлена Записка о начале и продолжительности церковных служб на А. Дионисий принимал участие в работе Собора 1666-1667 гг., низложившего Патриарха Никона.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Настоятелями и насельниками В. м. являлись буд. архиереи: Аарон (Еропкин) , Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский) , Феофилакт (Русанов) , Иустин (Вишневский) , Амвросий (Протасов) , Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , Владимир (Ужинский) . Среди старцев В. м. известен молчальник мон. Пахомий († 1886), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Др. чтимым подвижником был настоятель В. м. архим. Лаврентий (Макаров; 1854-1876), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры . Архим. Лаврентий установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из мон-ря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 авг. Крестные ходы совершались и в престольные праздники - Успения Божией Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 окт.). В 1858 г. попечением архим. Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При архим. Лаврентии был позолочен иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей свт. Тихона Задонского на родине святителя в с. Короцком Валдайского у. была основана жен. общежительная община, в создании которой архим. Лаврентий принимал деятельное участие. Архим. Лаврентий погребен в зап. притворе Успенского собора. К нач. XX в. при В. м. действовала школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, живших в мон-ре. К 1918 г. число братии В. м. составляло ок. 70 чел.- монахов и трудников, обитель владела ок. 5 га монастырских угодий и 200 га садов, огородов, пахот, пастбищ. 1917-2003 гг. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография. 2002 г. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография.

http://pravenc.ru/text/153903.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010