В ходе подготовки отмены крепостного права по просьбе дворянства Валдайского у. и жителей Боровичей был учрежден крестный ход с Иверской иконой Божией Матери из Валдайского Иверского мон-ря по Валдайскому и Боровичскому уездам (определение Синода утверждено имп. Александром II 7 февр. 1859). В организации этого крестного хода деятельное участие приняли настоятель мон-ря архим. Лаврентий (Макаров) и настоятель Боровичского собора прот. В. Никитин. Крестный ход позволял координировать проповедническую деятельность духовенства приходов, через к-рые он проходил. В марте 1861 г. архим. Лаврентий наставлял крестьян: «Не толкуйте много о воле - вы ее не понимаете… обращайтесь за советами… к вашим священникам» (Местные известия//Новгородские ГВ. 1861. 12. Ч. неофиц. С. 110). Первоначально икона покидала монастырь на месяц - с 16 авг. по 13 сент. Впосл. география ее «хождения» расширилась, был включен и Демянский у., в связи с чем вынос иконы в уезды приурочили к 21 мая - дню массового паломничества в мон-рь. Через 20 лет после установления крестного хода удалось исходатайствовать бесплатный провоз иконы по Николаевской железной дороге от ст. Бологое до ст. М. Вишера (к нач. ХХ в. до ст. Тосно С.-Петербургской губ.). Для удобства монашествующих, сопровождавших икону, был оборудован «крестный поезд». В 1883 г. в связи с празднованием 500-летия явления Тихвинской иконы Божией Матери 26 июня икона впервые была вынесена из собора на городскую площадь. В том же году Синод разрешил совершать крестный ход 26 авг. из ц. прор. Илии в Новгороде в часовню Печерской иконы Божией Матери. В 1888 г. во всех епархиальных центрах империи организованы общегородские крестные ходы 15 июля, когда было назначено празднование 900-летия Крещения Руси. В Новгороде торжества возглавил еп. Старорусский сщмч. Владимир (Богоявленский). 7 мая того же года имп. Александр III дозволил перенести Старорусскую икону Божией Матери из Тихвина в Ст. Руссу, что привело к организации в сент. того же года небывалого крестного хода: огромную икону несли на руках через 3 уезда с 3-дневной остановкой в Новгороде ( Усинин А. А. Торжество перенесения чудотворной иконы Старорусской Божией Матери из г. Тихвина в г. Ст. Руссу, Новгородской губ. и очерк Старорус. Спасо-Преображенского мон-ря, в к-ром находится ныне чудотворная икона, с краткими сведениями о жизни блаженного основателя его св. архиеп. Новгородского Мартирия, родом из Ст. Руссы. СПб., 1889). С 1889 г. в 1-е воскресенье после 31 авг. ежегодно совершался крестный ход из Званского Знаменского мон-ря с местночтимой иконой св. Пантелеимона с частицей мощей (пожертвована в 1879 с.-петербургским купцом Е. Н. Сивохиным) на фарфоро-фаянсовую фабрику И. Е. Кузнецова близ ст. Волхово (по указу Синода от 2 нояб. 1888//Новгородские ЕВ. 1888. 23. С. 381). С 1891 г. с разрешения Синода установлен крестный ход из Моденского мон-ря с иконой свт. Николая в Устюжну, где икона оставалась с 12 сент. по 14 нояб.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Сохранившиеся иконы И. относятся преимущественно к Новому времени. Выполненные по заказу Валдайского мон-ря или основанные на возникшей там иконографической традиции, они принадлежат к распространенному варианту с фигурой молящегося святого на фоне обители; взор И. направлен вверх, к Иверскому образу Божией Матери (иногда несомому ангелами), внизу панорама Иверского мон-ря, окруженного озером. К этому типу, который мог использоваться уже в кон. XVII - нач. XVIII в., относятся: икона кон. XVIII-XIX в. (ГИМ - Москва православная: Церк. календарь: История города в его святынях. Окт. М., 2004. С. 463. Ил.), прорись с иконы того же времени (МПИ), икона ок. 1836 г. (датируется по окладу, исполненному в Москве) с надписью о ее привозе в 1837 г. из Валдая и с необычным изображением мон-ря, показанного не с запада, а с севера (частное собрание в США - Orthodox Icons from a Modernizing Age: From the Coll. of L. M. Burgess and S. Jastak Burgess. March 11 - April 15, 1994. Newark, 1994. P. 58, 60. Ill.), икона ок. 1871 г. (датируется по окладу саратовской работы) из Саратовского гос. художественного музея им. А. Н. Радищева («Азъ есмь путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 38), 2 иконы XIX в. (НГОМЗ) и образ кон. XIX - нач. XX в. из частного собрания (Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900: Kat./Hrsg. R. Zacharuk. Tüb., 2005. Kat. 30; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 185). Эти памятники отличаются точным воспроизведением установившейся иконографии - И. в соответствии с традицией, восходящей к эпохе патриарха Никона, почти всегда изображается со скрещенными на груди руками и в набедренной повязке (на саратовской иконе одет в рубаху). По-видимому, букв. восприятие этой иконографии привело к тому, что в народной среде И. иногда отождествлялся с тем отроком, которому принадлежал афонский чудотворный Иверский образ Божией Матери (Описание Боровичского Свято-Духова мон-ря. СПб., 1889. С. 45). Известны примеры дальнейшего развития этого извода: в одном случае вместо Валдайского мон-ря изображается Боровичская обитель (?), хотя сохраняется Иверский образ Божией Матери (икона кон.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Приходская Покровская ц. находится в аварийном состоянии. 2 верхних яруса колокольни над притвором, кровля и купол храма утрачены. Могила родителей свт. Тихона, несмотря на утрату часовни, почиталась местными жителями и в послевоенные годы. Усердием настоятеля единственного, действовавшего после войны в Валдайском р-не Петропавловского храма прот. Валентина Слукина над ней после 1984 г. была положена плита и установлен крест. В 2004 г., когда исполнилось 270 лет со дня рождения свт. Тихона, над могилой была возведена кирпичная часовня с элементами архитектуры утраченного храма, освященная 9 нояб. того же года архиеп. Новгородским и Старорусским Львом (Церпицким) . Установлены новая памятная доска и икона свт. Тихона. Арх.: ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1848. Л. 1-5; Оп. 94. Д. 24. Лит.: Богословский Н. Приход с. Короцка, IV класса//Новгородский сб. Новгород, 1865. Вып. 2. С. 79-98; Краткий отчет строительного комитета по устройству Короцкой жен. общины во имя свт. Тихона. СПб., 1872; Ковалевский А. Биография и письма в Бозе почившего отца архим. Лаврентия (Макарова). М., 1887; Зверинский. 1890. Т. 1. С. 166; Зимнев И., свящ. Летопись церкви с. Короцка Валдайского у.//Новгородские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 5. С. 193-199; Силин П. М. Ист. описание Валдайского Короцкого во имя свт. Тихона жен. общежит. мон-ря Новгородской епархии. Новгород, 1895; Геронтий (Кургановский), иером. Ист. описание Короцкого жен. общежит. мон-ря Валдайского у. Новгородской епархии. СПб., 1897; Поликарпов Н. И. Короцкий Тихоновский жен. мон-рь Новгородской епархии, на родине свт. Тихона Задонского//Воронежские ЕВ. 1900. 3. Ч. неофиц. С. 89-94; Денисов. 1908. С. 604. 588; Поведский Ю. Н. Валдайское приселье. Тверь, 1997; Львова Е. В. И стояли над Селигером церкви//София. 2002. 1. С. 10-12; Памятники архитектуры Тверской обл.: Кат. Тверь, 2002. Кн. 2; Короцкий Тихоновский мон-рь. СПб., 2003; Иоанн (Маслов), схиархим. Свт. Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 2006; Яшорин О. Соль земли//София. 2010. 3. С. 32-35; Мартынова В. Ф. Повествование о 3-престольном храме на Веригиной даче ст. Бологое: (Святыни Бологовской земли). Вышний Волочёк, 2012.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

во имя ап. Филиппа. К этому времени в Н. и С. е. действовали 38 приходов и возрождающийся Вяжищский мон-рь. Материальное положение епархии было тяжелым, не хватало священнослужителей. В дек. 1990 г. по просьбе еп. Льва Церкви были возвращены из музея мощи Новгородского архиеп. свт. Иоанна, блгв. кн. Владимира Ярославича, его матери блгв. кнг. Анны, блгв. кн. Феодора Ярославича и блгв. кн. Мстислава Новгородского. Св. мощи были перенесены в ц. во имя ап. Филиппа. На 1 янв. 1991 г. число приходов епархии увеличилось до 43. По ходатайству еп. Льва летом 1991 г. местные власти приняли решение о возвращении Церкви Софийского собора, Юрьева мон-ря с Перынским скитом, Валдайского Иверского мон-ря, руин Хутынского мон-ря, а также чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». 15 авг. 1991 г. патриарх Алексий посетил Валдайский мон-рь и благословил восстановление обители. В тот же день в Новгороде в ходе торжественной церемонии руководство НГОМЗ передало епархии Софийский собор вместе с чудотворной иконой. Тогда же было заключено соглашение об использовании Софийского собора епархией и НГОМЗ. В том же месяце в Софийский собор из ц. во имя ап. Филиппа были переданы мощи святых, перенесенные из музея в 1990 г. Вскоре при соборе был создан Научно-консультационный совет, в который вошли ок. 50 специалистов в области архитектуры, реставрации, живописи и др. (в частности, членами совета были С. С. Аверинцев и Д. С. Лихачёв ). При соборе действует церковно-археологический кабинет. В епархии имеется должность искусствоведа - хранителя Софийского собора. В мае 1993 г. мощи Новгородского еп. свт. Никиты были перенесены крестным ходом из ц. во имя ап. Филиппа в Софийский собор. Прах Г. Р. Державина и его супруги, в 1959 г. перезахороненный в Новгородском кремле, в 1993 г. был возвращен в Хутынский мон-рь, где поэт был похоронен в 1816 г. В нач. окт. 1993 г. Синод под председательством патриарха Алексия благословил открытие Николо-Вяжищского, Иверского Валдайского, Юрьева и Варлаамо-Хутынского монастырей (ЖМП.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Основные здания совр. ансамбля - Троицкий собор, расположенный в центре комплекса, и стоящая к юго-западу от него колокольня. К северу от собора находится Благовещенская ц. с трапезной. Ранее они соединялись деревянными переходами, образуя сложную композицию. По предположению Фомина, Троицкий собор был заложен 11 июня 1680 г., закончен в 1684 г. (согласно храмозданной надписи). Из переписки митр. Корнилия со священноначалием Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря известно, что собор строили старцы Ивашка Шадрин, Прошка Фомин и Афонька Тюфякин (1681-1682), затем - Ивашка Иванов, Тимошка Андреев, Сысойка Захаров, Сенька Офромеев (1683-1685). Благовещенская ц., вероятно, была заложена в сент. 1683 г., закончена в 1686 г., в те же годы была сооружена колокольня. В 1680-1684 гг. келейные корпуса возводила артель Якова Агапитова из Тихвинского мон-ря, с 1684 г.- артель Андрея Оптекирева, в 1686-1688 гг.- обе артели. Большую часть строителей, т. о., составляли мастера из Новгородской епархии, прежде всего Валдайской и Тихвинской обителей, но возможно и участие строителей из Центр. России. Интерес представляет изразцовое убранство зданий З. м. В апр. 1681 г. по просьбе митр. Корнилия из Валдайского мон-ря в З. м. были отпущены изразцовых дел мастер и печник Сильвестр и в помощь ему 2 гончара, поскольку сам он «немощен и древен». Обрамление окон Благовещенской ц. поясами из изразцов по периметрам прямоугольных наличников сходно с обрамлением уцелевшего наличника настоятельского корпуса Иверского монастыря. По предположению Е. В. Кондратьевой, мастер Сильвестр организовал в мон-ре керамическое производство, в т. ч. редких фасадных изразцов (валик - «подзор» Троицкого собора и декор его портала). Поливная зеленая черепица крыш и шатров, изразцовые печи, известные по описям XVIII в., не сохранились. Троицкий собор главный храм обители,- массивное 5-главое 4-столпное сооружение, поставленное на подклет (на фасадах не выявлен) со сводчатыми перекрытиями.

http://pravenc.ru/text/199709.html

это празднование (по-видимому, после смерти патриарха в 1633) было отменено. Память И. отмечена под 23 окт. в Уставе, опубликованном в Москве в 1610 г., в «Палинодии» архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 850), в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 54 об.), в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В рукописи «Описания о российских святых», принадлежавшей П. И. Савваитову, содержатся сведения о праздновании памяти И. в Боровичском мон-ре до переноса мощей святого в валдайский Иверский монастырь: «В Бежецкой пятине, в Спаском погосте, за два девяносто поприщь от Великаго Новаграда, в Боровицком монастыри в церкви Сошествия Святаго Духа мощи чудотворца Иякова Боровицкаго лежат наверх земли, в раце древяне. Поют службу с полиелеосом» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-234). В 1885 г. А. Ф. Ковалевский написал акафист И. В 1654 г. Боровичский мон-рь был приписан к валдайскому Иверскому мон-рю. В 1657 г. по указу патриарха Никона мощи И. были перенесены в Иверский мон-рь. В Слове о перенесении мощей И. в Иверский мон-рь необходимость перемещения святыни объясняется тем, что «обаче ово от скудости монастырю, ово за нестроение настоятелей, никимже брегомы есть честные те мощи» (Рай мысленный. Л. 54 об.- 55 об. 1-го счета). Патриарх отправил в Боровичи архим. Иверского мон-ря Дионисия, архим. Вяжищского монастыря Евфимия и игум. Спасского мон-ря в Ст. Русе Феодосия. Патриаршие посланцы стали свидетелями чудесного исцеления некоего иерея, на протяжении 3 лет страдавшего от головной боли и глухоты. И. явился болящему в тонком сне и прикоснулся к больному уху, после чего священник исцелился. За 20 верст до Иверского мон-ря, у Едрова яма, мощи И. встретили сначала Новгородский митр. Макарий , затем патриарх Никон. Патриарх стал участником 2 чудесных событий, совершившихся по молитвам к И. Во время остановки у Едрова яма некая Мария исцелилась от слепоты. Патриарх Никон ее «испытывал», показывая источники на своей мантии и спрашивая об их цвете, на все вопросы она отвечала удовлетворительно.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Ист.: Акты Иверского Святоозерского мон-ря (1582-1706), собр. архим. Леонидом//РИБ. 1878. Т. 5. Стб. 50. С. 1, 2; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 131-133; Рай мысленный/Сост.: В. С. Белоненко. СПб., 1999. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 431-432; Описание боровичского Св.-Духова мон-ря с его окрестностями. СПб., 1865, 18892; Зверинский. Т. 2. С. 129-130; Ковалевский И. А., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. церкви: Ист. очерк и жития сих подвижников благочестия. М., 1895. С. 197-202; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 610; Голубинский. Канонизация святых. С. 87-89, 412-413; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество: По совр. минеям. П., 1951. С. 212; Белоненко В. С. Из истории книжности Иверского Успенского мон-ря на Валдайском оз. в XVII в.//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 197-206; он же. Из истории книгопечатания Иверского Валдайского мон-ря//Исследования памятников письм. культуры в собр. и архивах отд. рукописей и редких книг/ГПБ. Л., 1988. С. 67-76; Черторицкая Т. В. Рай мысленный//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 309; Елеонская А. С. Русская ораторская проза в лит. процессе XVII в. М., 1990. С. 55-86; Панченко А. А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Сев.-Зап. России. СПб., 1998. С. 134-135; Секретарь Л. А. Св. Иаков, Боровичский чудотворец//Где святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 272-275; Максимова Д. Б. К вопросу об авторе, месте и обстоятельствах создания т. н. Косинской рукописи//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 596-601; Севастьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и лит. деятельности патр. Никона». СПб., 2003. С. 185; Семененко-Басин И. В. Возвращение мощей святых РПЦ в 1940-х гг.//Страницы: Богословие, культура, образование. М., 2004. Т. 9. Вып. 1. С. 74-88; Смирнова (Косицкая) А. Е. Азбучные каноны рус. святым//ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 174-253; Рыжова Е. А. Жития праведников в агиографической традиции Рус. Севера//Там же. С. 390-442; она же. Архитектоника рус. агиографии: Композиционный эпизод «выбор места основания мон-ря или храма». Ч. 1: Мотив «плавание святого» в контексте устной традиции//Там же. Т. 60 (в печати); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 585-586.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Павла с Авраамием , во время к-рой чудовский настоятель остановил архиерея, с кулаками набросившегося на Авраамия. 16 нояб. 1671 г. И. по поручению Алексея Михайловича приезжал к Ф. П. Морозовой , чтобы убедить ее покориться царю и оставить раскол. Поездка была безуспешной, в тот же день И. объявил Морозовой и кнг. Е. П. Урусовой об аресте. И. присутствовал при 1-м допросе сестер, к-рый прошел в Чудовом мон-ре 18 нояб. 2 нояб. 1666 г. И. вместе с русскими иерархами на ступенях Успенского собора встречал приехавших для участия в Соборе патриархов Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского (последний поселился в Чудовом мон-ре). 1 янв. 1667 г. И. сослужил патриархам в домовой царской ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя, 18 янв. вместе с патриархом Макарием совершил отпевание бывш. архиеп. Тобольского и всея Сибири св. Нектария (Теляшина) , жившего в Чудовом мон-ре на покое. И. участвовал в обсуждении на Соборе вопроса о чине присоединения к Православию иноверцев. Подпись И. содержится под отменой постановления Собора 1620 г., предписывавшего перекрещивать зап. христиан и единоверных «белорусцев». 12 дек. 1666 г. И. присутствовал в Благовещенском храме Чудова мон-ря при низложении Никона, на выборах нового патриарха Московского и всея Руси (31 янв. 1667), также прошедших в Чудовом мон-ре, и на поставлении троицкого архим. Иоасафа II на Патриарший престол (10 февр.). 17 февр. 1672 г. вместе с митрополитами Павлом Крутицким и Питиримом Новгородским И. находился у постели умиравшего патриарха Иоасафа. 3 июля 1672 г. на Патриарший престол был возведен Питирим. 21 янв. 1671 г. И. (единственный из настоятелей мон-рей) был на обручении Алексея Михайловича с Н. К. Нарышкиной, 29 июня 1672 г. крестил в Чудовом мон-ре новорожденного царевича Петра I Алексеевича . Пользуясь близостью к царю, И. выступал ходатаем по челобитным мон-рей, с к-рыми был связан, в частности Валдайского Иверского мон-ря (ходатайства И. не всегда имели успех). (Об особо доверительных личных отношениях между царем и И.

http://pravenc.ru/text/468879.html

Алонием Сшкилом (Шило), сильно пострадал в Смутное время, восстановлен в 60-х гг. XVII в., в 1680-1681 приписан к Юрьеву мон-рю, в 1687 - к Новгородскому архиерейскому дому, в 1725 деревянные церковь и колокольня разобраны и перевезены в Юрьев мон-рь), Коломецкий Троицкий (мужской, ныне урочище Коломцы у впадения р. Гнилка (М. Глинка) в р. Волхов в Новгородском р-не; основан не позднее нач. XV в., вскоре после весны 1680 приписан к Николаевскому Липенскому мон-рю, в 1692 числился приписным к Новгородскому архиерейскому дому; следов мон-ря не сохр.), Николаевский с Поля (мужской, в Новгороде; основан в 1390; согласно описи 1617 г., разорен; вероятно, не был восстановлен), во имя Двенадцати апостолов на Чудинцеве («на Пропастех») (женский, в Новгороде; основан в 1432 Новгородским архиеп. Евфимием I, упом. в кон. XVI в., запустел в Смутное время, восстановлен не позднее 1617, время упразднения неизв.), Николаевский Кречев особный (мужской, ныне в черте г. Ст. Русса; упом. с сер. XV в., в 1676 приписан к Иверскому Валдайскому мон-рю), Успения Пресв. Богородицы (мужской, в Демянске; впервые упом. в 1495, последнее упоминание под 1582, разорен в Смутное время), Петропавловский (женский, в Ст. Руссе; упом. с 1497/98, разорен в Смутное время, согласно описи 1625 г., не существовал), Сергиев (мужской, на р. Полисть, близ Ст. Руссы; упом. с 1497/98, в 1677 приписан к Иверскому Валдайскому мон-рю как «запустелый»), Иоанно-Предтеченский Струпинский (мужской, ныне дер. Теребутицы Шимского р-на; впервые упом. в писцовой книге 1497/98 г.; согласно описанию 1628 г., находился в запустении), Покровский Пустошский (Пустошный) (мужской, ныне дер. Пустошь Старорусского р-на; упом. с 1499, в 1664 приписан к Новгородскому архиерейскому дому; вероятно, прекратил существование в кон. XVII - нач. XVIII в.), Гдицкий (Вдицкий) во имя св. Параскевы Пятницы (мужской, ныне дер. Вдицко Новгородского р-на; упом. в писцовых описаниях в 1500; вероятно, запустел в Смутное время, в описи Водской пятины 1628 г.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

На площади перед монументом предстоятель совершил молебен, после чего обратился к участникам торжеств и поблагодарил архиеп. Льва за труды по возрождению епархии. К 1 авг. 2011 г. в Н. и С. е. действовали 140 храмов, 7 мон-рей, 42 воскресные школы; в клире состояли 61 священник и 12 диаконов. Рассмотрев рапорт архиеп. Льва об учреждении на территории Новгородской обл. одной новой епархии, 28 дек. 2011 г. Синод постановил образовать Новгородскую митрополию, к-рая включила Н. и С. е. и выделенную из нее возобновленную Боровичскую епархию в составе Боровичского, Мошенского, Окуловского, Хвойнинского, Пестовского и Любытинского районов Новгородской обл. Боровичским и Пестовским епископом определено быть наместнику Валдайского Иверского мон-ря архим. Ефрему (Барбинягре). В тот же день Синод, заслушав рапорт архиеп. Льва об утверждении его в должности настоятеля особо значимых обителей Н. и С. е., утвердил его в должности настоятеля (священноархимандрита) Юрьева и Валдайского Иверского мон-рей. 5 февр. 2012 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Ефрема. 7 марта - 5 мая 2015 г. митр. Лев временно управлял Петрозаводской и Карельской епархией в связи с кончиной 7 марта 2015 г. Петрозаводского митр. Мануила (Павлова) . 16 апр. 2016 г. Синод определил быть епископом Юрьевским, викарием Н. и С. е., игум. Арсению (Перевалову). 21 апр. он был возведен в сан архимандрита, 3 мая 2016 г. состоялась его архиерейская хиротония. 8-9 июля 2017 г. проходил 2-й визит Патриарха Кирилла в Н. и С. е. 8 июля он посетил Юрьев мон-рь, древние храмы Вел. Новгорода, осмотрел помещения Новгородского ДУ (возобновлено в 2005), возглавил всенощное бдение в Софийском соборе. После богослужения предстоятель поблагодарил митр. Льва за многолетние труды по духовному окормлению новгородской паствы. Затем Патриарх посетил Хутынский мон-рь, где поклонился мощам прп. Варлаама Хутынского. 9 июля предстоятель побывал в Николо-Вяжищском ставропигиальном мон-ре, откуда отправился на Валаам. Духовное образование и просвещение, издательская и информационная деятельность, социальное служение в нач. 90-х гг. XX в.- 2018 г. В сер. 90-х гг. ХХ в. при Доме-музее Ф. М. Достоевского в Ст. Руссе (входит в состав НГОМЗ) действовали катехизаторские курсы, лекции читали преподаватели СПбДА. Тогда же была разработана программа мероприятий при музее, направленных на распространение знаний о правосл. вероучении, жизни Церкви, церковных праздниках. В соответствии с программой по благословению и под духовным руководством Новгородского архиерея проводятся выставки, конференции, фестивали, конкурсы, праздники. В 2003 г. при музее открылся народный правосл. ун-т, в марте 2015 г. были возобновлены катехизаторские курсы.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010