Ист.: Рай мысленный. М.: Иверский мон-рь, 28 окт. 1658 - 3 авг. 1659. Л. 35-48; Иоанникий (Галятовский), архим. Небо Новое. Львов, 1665. Л. 101 об.- 107; Повседневных дворцовых времен государей царей и великих князей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича записок. М., 1769. Ч. 2. С. 219; Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божьей матери, принесенной в Россию в 1648 г. М., 1879; Сергий (Спасский), архим. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ее в России. М., 1879; Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 125-126, 304-305; Павел Алеппский. Путешествие. 2005р. С. 445-448. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей в Нижегородской губ. СПб., 1857. (ЗРАО; Т. 10); Леонид (Кавелин), архим. Ист. очерк Иверской Святоозерской обители в ее патриарший период (с 1653 по кон. 1666 г.)//Акты Иверского Святоозерского мон-ря, 1582-1706. СПб., 1878. (РИБ; 5); Каптерев Н. Ф. Рус. благотворительность мон-рям св. горы Афонской в XVI, XVII и XVIII ст.//ЧОЛДП. 1882. Май. С. 455-490; Силин П. М. Ист. описание Валдайского Иверского Святоезерского 1-кл. Богородичного мон-ря. СПб., 1885, 19012. С. 27; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 166-167. Табл. XVII, 2; он же. Иконография Богоматери. СПб., 1915, 1998р. Т. 2. С. 214-216; Успенский. Царские иконописцы. 1910. Т. 2; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи: Изображения Богоматери. СПб., 1911. С. 13-16; Извеков Н. Д., прот. Моск. придворный Архангельский собор. Серг. П., 1916; Μαμαλκης Ι. Π. Το ´Αγιον ´Ορος (´Αθως) δια μσου των αινων. Θεσσαλονκη, 1971; Осташенко Е. Я. Иконостас Похвальского придела Успенского собора Моск. Кремля//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. [Вып. 4]: Произведения рус. и зарубежного искусства XVI - нач. XVIII в.; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Αγιον Ορος, 1988; Holy Image, Holy Space: Icons and Frescoes from Greece. Athens, 1988. P. 235-236. Pl. 79; Буланин Д. М. Сказание об иконе Богоматери Иверской//СККДР.

http://pravenc.ru/text/293359.html

в г. Чудово (1827, не сохр.), Троицкая ц. в дер. Менюше Шимского р-на (1841). Преобладавший базиликальный тип 3-частного однокупольного храма с колокольней над притвором представляли собой церкви: Преображенская в дер. Песчаное Новгородского р-на (1785, 1828); Успенская в с. Марёве (1796); Успенская кладбищенская в Боровичах, ныне собор (1798-1800, 1839-1840, венчающая часть перестроена в 1911); Троицкая в дер. Сопины Боровичского р-на (1800); Никольская в пос. Волхов Мост Чудовского р-на (1803, не сохр.); Екатерининская в дер. Ровное Боровичского р-на (1802); Богоявленский собор Николаевского Перекомского Розважского мон-ря (1806, не сохр.); Георгиевская ц. в дер. Вел. Село Старорусского р-на (1807, полностью перестроена); Лазаревская в дер. Сергово Новгородского р-на (1811); Смоленская в дер. Марково Поддорского р-на (1811, перестроена в 1876); Троицкая в дер. Боровно Окуловского р-на (1812); Покровская в дер. Волок Боровичского р-на (1812); Рождество-Богородицкая в с. Оскуй Чудовского р-на (1812, расширена в 1886); Знаменская в дер. Любыни Шимского р-на (1815); Преображенская в дер. Еглино Валдайского р-на (1815); Успенская в дер. Молочково Солецкого р-на (1815); Покровская в г. Пестово (1820); Троицкая в дер. Перетно Окуловского р-на (1820); Тихвинская в дер. Любони Боровичского р-на (1820); Знаменская в дер. Ст. Ракомо Новгородского р-на (1824, руины); Троицкая на погосте Видимирь Хвойнинского р-на (1824-1853); Покровская в дер. Короцко (1825, руины); Богоявленский собор в г. Холм (1826, не сохр.); Вознесенская ц. в дер. Чёрной Батецкого р-на (1828); Введенская в дер. Наволок Валдайского р-на (1829); вмц. Параскевы в Ст. Тарасове (совр. дер. Тарасово Демянского р-на, 1829, перестроена); Иоанно-Богословская в дер. Нагово Старорусского р-на (1832, не сохр.); Иоанно-Предтеченская в дер. Шедомицы Боровичского р-на (1834); Васильевская в дер. Чёрной Пестовского р-на (1834); в честь Уверения ап. Фомы в дер. Зайцево (1836); Покровская в дер. Дубровке (1834-1837); Рождество-Богородицкая в дер.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

1550 как Никандрова Городноезерская Воскресенская муж. пуст., документально известен с 1581, упразднен в 1764, возобновлен как женский в 2012), Антониев Леохновский Преображенский (мужской, в дер. Леохново Старорусского р-на; основан во 2-й пол. XVI в. (не позднее 1587), в нач. XVII в. разорен шведами, восстановлен после освобождения в 1617 Новгородской земли от швед. оккупации, упразднен в 1764, возобновлен в 2012), Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери (мужской, на одном из островов Валдайского оз., в 3 км от г. Валдая; основан в 1653, в 1919 официально закрыт, образована Иверская трудовая артель (в которой трудилась братия мон-ря), артель ликвидирована в 1927, мон-рь возобновлен в 1991). Прекратившие существование к кон. XVI в. Антониев на Боженке - Храминогорский (мужской, на левом берегу Волхова, напротив совр. дер. Змейско Новгородского р-на; упом. с 1499, упразднен к 1592), Борисоглебский с Загзенья (на Гзени) (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода, напротив Антониева мон-ря; известен с 1386, к 1582 запустел, упом. как топографическая единица в описи 1615), Введения Пресв. Богородицы «с Мояты» (мужской, ныне дер. Маята Парфинского р-на; упом. в 1495), Преображенский Рождественско-Богородицкий (мужской, на правом берегу Волхова, в окрестностях микрорайона Кречевицы Вел. Новгорода; основан ок. 1485, упом. под 1555, к 1582 не существовал), Карихов (Кириков) Леонтиевский (мужской, на территории совр. Новгородского р-на; основан не позднее 1492(?)), Пятницкий Космодамиановский (мужской, близ Новгорода, на территории совр. Новгородского р-на; упом. в 1577-1589), Николаевский Сопинский (мужской, ныне дер. Сопины Боровичского р-на; упом. в 1581). Прекратившие существование в XVII в. Пантелеимонов (мужской, ныне территория музея деревянного зодчества «Витославлицы» в Вел. Новгороде; основан кн. Изяславом Мстиславичем, по наиболее обоснованной версии в 1134, в 1667 приписан к Юрьеву мон-рю), Шилов Покровский (мужской, ныне урочище Дубенка (Шиловка) в Новгородском р-не; основан в 1310 мон.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В 1911 г. в с. Зимогорье Валдайского у. Новгородской губ. был основан «Валдайский колокололитейный завод Г. М. Андреева» (закрыт в кон. 20-х или нач. 30-х гг. XX в.). Возле звонницы новгородского Софийского собора стоит 625-пудовый «Воскресный» К. работы валдайских мастеров Ф. Бибихина и А. Чистюнина. В 40-х гг. XIX в. они и их земляки, Иван и Матвей Людкины, в новгородском Юрьеве мон-ре отлили более 10 К. Самыми большими были «Неопалимая Купина» (2100 пудов) и «Крест» (1140 пудов). Всего же набор Юрьева мон-ря насчитывал 32 К., для исполнения звона требовалось 8 чел. В 1932 г. по решению Леноблисполкома все монастырские К. были сняты. В XIX - нач. XX в. работали колокололитейные заводы в Ельце (Криворотовых и Ростовцевых), Ростове-на-Дону (Василенко), Орле (А. Воробьёва), Н. Ломове (Приваловых), Невьянске (Демидовых и братьев Москвиных), Шадринске (Шишкиных). В Пермской губ. был известен Суксунский завод (Красноуфимский у., ныне Суксунский р-н Пермского края). В Подольской губ. работали 6 колокололитейных заводов, принадлежавших Л. Ф. Дейнеге, Г. В. Радзиховскому, братьям Скопинским, П. А. Фельнагелю, В. И. Зеленскому с сыновьями, Ю. А. Островскому. Несколько заводов существовало в Самаре (В. Е. Буслаева, Н. И. Зуева, К. Ф. Привалова, Ф. С. Пугина). В ц. св. блгв. кн. Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме находится К., отлитый на заводе купчихи П. Т. Мининой в г. Бузулук Самарской губ. (ныне в Оренбургской обл.). В Саратове колокольное производство держали Гудковы, Кеменевы, Ф. Котельников, О. И. Медведева и др. В 1858 г. московским купцом 2-й гильдии И. И. Рыжовым был основан колокололитейный завод в с. Песочине Харьковского у. и губ. (ныне поселок Харьковского р-на и обл.). С 1864 г. предприятием управляла А. Т. Рыжова. В 1865 г. был отлит праздничный благовестник весом 1022,5 пуда (мастер М. А. Ольховиков) для Свято-Троицкого мон-ря в Белгороде. Последним владельцем завода был П. П. Рыжов. В 1890 г. на заводе Рыжова на пожертвования духовенства и прихожан Харьковской епархии в память чудесного спасения имп. Александра III с семьей на ст. Борки был изготовлен серебряный К. весом 17 пудов 55 фунтов, помещенный на 2-м ярусе колокольни Успенского собора в Харькове. После 1917 г. его металл пошел на изготовление монет достоинством 50 к. с изображением молотобойца и 1 р. с изображением 5-конечной звезды.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Их совместные усилия позволили поднять благотворительность в Новгороде на небывалую высоту. 3 июня 1714 г. вышел указ «О сборе с венечных памятей на пропитание и лечение больных и раненых солдат»; по прошению И. 24 сент. того же года Петр I подтвердил освобождение Новгородской епархии от сдачи этого сбора в казну, поскольку собранные средства митрополит использовал для тех же целей на месте. За полгода до кончины И. все еще заботился о расширении и благоустройстве странноприимниц: запрет каменного строительства вне новой столицы заставил его обратиться к царю. О царском соизволении на строительство 31 авг. 1715 г. сообщила И. царица Екатерина Алексеевна. В устроенных И. приютах к 1716 г. призревалось 468 чел. И. принимал участие в борьбе со старообрядчеством. Он написал «Ответ краткий на подметное письмо о рождении сими временами антихриста» (М., 1707). В митрополичьей тюрьме в 1711 г. умер Феодосий Васильев , основатель беспоповского федосеевского согласия. Митрополит безуспешно увещевал его отказаться от раскольнической деятельности. И. просил об изоляции Д. Викулина . С. Денисов (см. ст. Денисовы ), прибывший в Новгород в нач. 1712 г., был арестован, но после смерти И. ему удалось бежать. Гораздо терпимее И. относился к инославным, в дек. 1709 г. принял в Новгороде дат. посланника Ю. Юля, разрешил ему осмотр Антония Римлянина монастыря и храмов города, выделил монаха-сопровождающего. В 1708 г. началось церковно-адм. обособление С.-Петербурга, куда для заведования церковными делами города и присоединенных во время войны территорий был вызван архим. Феодосий (Яновский). И. выдал ему подробную инструкцию, но архим. Феодосий не довольствовался положением временного поверенного. Он добился создания в столице Александро-Невского мон-ря (впосл. лавра) и своего назначения на должность настоятеля. При подготовке царского указа об открытии мон-ря архим. Феодосий не счел нужным согласовать с И. вопрос о передаче мон-рю в качестве приписной валдайской Иверской обители. Митрополит увещевал архимандрита: «Скачеши высоко, бойся, да не поползнешися глубоко».

http://pravenc.ru/text/578172.html

К особым спискам И. и. следует отнести иконы, к-рые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича царевнам Софии и Евдокии (обе в ГИМ, музей «Новодевичий монастырь»), написанные, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий мон-рь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе мон-ря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне,- среднего размера, с клеймами чудес,- заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными с технике выемчатой эмали, характерной для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список И. и., как и храмовый образ Валдайского Иверского мон-ря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на рождение царевны в сент. 1657 г. (Поствизант. живопись. 1995. Кат. 82, 96; Евсеева, Шведова. 1996. С. 340-342). Этот афонский список значительно отличается от 2 первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к И. и. 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты Сказания об истории образа и о чудесах от И. и.: на верхнем поле: «Воины имп. Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу».

http://pravenc.ru/text/293359.html

(29 апр. 1727). Идеи регулярной застройки получили развитие в планах Новгорода: работы А. П. Расловлева (Рославлева) (1746), ученика И. К. Коробова, и в утвержденном 16 июня 1778 г. плане - с прямоугольной застройкой Торговой стороны и с радиально-полукольцевой - Софийской, возможно, работы московского зодчего П. Р. Никитина. Полукольцевые улицы Софийской стороны огибали 2-й оборонительный пояс, а радиальные сходились к Детинцу, остававшемуся духовным и адм. центром города, и к его башням; появились новые площади, центрами к-рых становились в т. ч. храмы (напр., Знаменский собор и Преображенская ц. на Ильине ул.). Монастырское храмостроительство на Новгородской земле было представлено немногими постройками: ц. во имя прп. Иакова Боровичского с больничными палатами и трапезной Валдайского Иверского мон-ря (1708, перестроена в 1828-1830); юж. корпусом (1714) и келарскими кельями (1718) в Антониевом мон-ре. Церковь вмч. Пантелеимона (1207), приписная к Юрьеву монастырю, была полностью перестроена в 3-частную в стилистике петровского барокко (1716, 1810-1811, не сохр.). Однокупольная центрическая трапезная Успенская ц. в Деревяницком мон-ре (1725, с 1853 - во имя Коневской иконы Божией Матери) сооружена в архаичных формах XVI-XVII вв. В 1725-1738 гг. была построена 25-метровая колокольня в стиле петровского времени. В Юрьевом мон-ре с 1724 г. началось возведение каменной ограды, в 1761-1768 гг.- настоятельского и трапезного корпуса с ц. во имя св. князей Александра Невского и Феодора Новгородского под наблюдением московского архит. П. И. Обухова, ученика Д. В. Ухтомского. В Антониевом монастыре было сооружено 2-этажное здание в стиле барокко для семинарской б-ки (1759-1765, архит. Обухов (?)). Архитектуре Нового времени соответствуют барочные базилики: Успенская ц. в дер. Коростыни (1726, известно о разработке плана в 1722 архит. Г. Кьявери) и Входоиерусалимский зимний собор в новгородском Детинце (1758). В 50-х гг. XVIII в. в Новгороде были построены барочные церкви по типу восьмерик на четверике: Покровская ц.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

42; буквы в надписи перевернуты). Хотя изображение Богоматери не вполне совпадает с иконографией Иверской иконы Божией Матери (Младенец обращается не к Ней, а к святому и благословляет его), оно все же напоминает о посвящении Валдайского монастыря и его главной святыне. Поэтому гравюру Паисия можно считать прототипом более поздних изображений И. в молении Иверской иконе Божией Матери. Перенесению мощей И. в Иверский мон-рь сопутствовало отделение их частиц, для к-рых делались реликварии с образом святого (возможно, икона украшала и ковчег с ребром И., оставленный в Боровичском мон-ре); в XIX в. там, по-видимому, сохранялся старый деревянный ковчег с изображением И. на пелене (Описание Боровичского Свято-Духова мон-ря с его окрестностями. СПб., 1889. С. 44-45. Примеч.). Одна из реликвий вместе с частицами мощей мн. др. святых была вложена в устроенный патриархом Никоном в 1656 г. Кийский крест (находился в Кий-Островском Крестном мон-ре, затем в ГИМ, ныне в московском храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках). Мощи И. прикрыты серебряной вызолоченной пластиной с его гравированным изображением (см.: Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-75. Кат. 29. С. 74. Ил.). Как и др. святые, чьи мощи вложены в крест, И. представлен по пояс, прямолично, его руки скрещены на груди (ср. описание внешности в подлиннике из коллекции Заволоко, ИРЛИ (ПД)). Последняя особенность могла быть продиктована выбором фронтальной позы, что потребовало обращения к более ранним изображениям рус. блаженных такой иконографии (ср. шитые покровы блж. Исидора Ростовского (1571-1585, ГМЗРК) и св. Василия Блаженного (1589, ГИМ)). Однако есть основания связывать эту особенность иконографии с видением патриарха Никона, описанным в «Слове о создании монастыря Пресвятые Богородицы Иверския…» (включено в сб. «Рай мысленный»): перед переложением мощей в новую раку патриарх во сне увидел мощи И. с благословляющими руками; затем святой «опрятовашеся яко жив, и руки своя складоваше на перси своя по чину».

http://pravenc.ru/text/200241.html

M.; Hrsg. R. Zacharuk. Tüb., 2005. N 103; миниатюра из лицевых святцев, ГИМ - Москва православная. 2004. С. 461. Ил.) или с открытым плечом, как у блж. Иоанна Устюжского, к-рому И. уподоблен в ряде подлинников (икона из палехского минейного комплекта 1-й пол. XIX в. в собрании И. В. Тарноградского - Св. образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский, авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 106). Гораздо более редки сцены перенесения мощей святого: в виде процессии - на иконе из комплекта эмалевых святцев 2-й пол. XVIII в. (?) из ц. Воскрешения Лазаря в Ростове (ГМЗРК - Рус. искусство из собр. музеев Центр. России: Кат. М., 2000. Кат. 72. Ил. 67), в поклонении спеленутому телу И. в храме - на иконе из минейного комплекта 1-й трети XIX в. в собрании М. Е. Елизаветина (Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат./Авт. выставочного проекта: Н. В. Задорожный; науч. ред. и сост.: И. А. Шалина. М., 2008. Кат. 76). В иконописи XX в. образ И. встречается в группе Новгородских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» мон. Иулиании (Соколовой) (иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в., ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. того же автора (частное собрание), на иконе «Собор Новгородских святых» 60-х гг. XX в. (местный ряд нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде). Неск. совр. икон И. создано для Валдайского и Боровичского мон-рей. Над ракой с частицей мощей святого в Боровичской обители размещен его образ в молении Иверской иконе Божией Матери на фоне Свято-Духова мон-ря (вероятно, восходит к иконе, хранящейся в НГОМЗ). В иконостасе монастырского собора находится фронтальный образ И. на фоне пейзажа с р. Мстой, со Свято-Духовым мон-рем и стоящей за его стенами ц. иконы Божией Матери «Умиление». И. представлен в рубахе и с развернутым свитком в левой руке, т. е. в соответствии с указаниями «Руководства...» Фартусова.

http://pravenc.ru/text/200241.html

660 Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах/Под ред. В.Н. Карпова: В 13 кн. СПб. 1862 (далее – Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. -Ред.). 662 Григорович В. Очерк путешествия; Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы. Григорович справедливо полагает, что грамота имп. Льва, вписанная в зографский хрисовул ц. Душана, принадлежит скиту, который впоследствии присоединен к болгарскому Зографу; но все-таки остается неизвестным, кем и когда устроен Зограф для болгар. Славянские рукописи Зографа и показания актов о древнейших монастырях Афона см. там же. Грамота Зографу болгарского царя Иоанна Ясеня 1192 г.; другая грамота болгарского царя Александра 1342 г. см. в: Аврамович. Описание древностей сербских. 663 Афонский патерик. Ч. 1. Особое сказание напечатано в книге: Никон. Рай мысленный: Слово благополезное о создании мон-ря Пресв. Богородицы Иверские иже на Святе озере/Изд. Валдайского Иверского мон-ря. Б. м., 1659. Григорович (Григорович В. Очерк путешествия) указывает в хиландарской рукописи повесть о разорении Афона: но неизвестно, то же ли это, что напечатано в Иверском монастыре. Гуманные дела латынян на Афоне показаны и в послании Прота к вел. кн. Василию Васильевичу, писанном в 1445 г. (например в 9 т. летописи занятый археографической коммисией стр. 31). О зографцах здесь сказано, что они за твердость в вере задушены огнем в башне «и ныне мощи тех в освящение имамы». Ватопедский настоятель убеждал своих удалиться из обители; лучшие послушались его и удалились с настоятелем; упорные остались и предались латинянам; так как они преданы были настоятелем анафеме, то по смерти тела их лежат черные как уголь. О времени события здесь говорится так, что это было по окончании власти латинян над Цареградом. 665 Исповедание отыскано и издано о. Порфирием: Четыре беседы Фотия, свя- тейшаго архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них архимандрита Порфирия Успенского . СПб., 1864. После того конечно не будут более поднимать сомнений против разорения Афона папизмом в 1283 г., как сомневались доселе Григорович (Григорович В. Очерк путешествия) и поклонник горы ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010