Почитают на Руси также чудотворные списки Богородско-Уфимской, Вязниковской, Тамбовской, Тобольской, Ярославской икон Божией Матери «Казанская», и другие. Вот некоторые из них. Казанская икона Божией Матери, именуемая Ярославская, обретена в 1588 году приехавшим в Казань Герасимом, у которого не владела рука. Божия Матерь, явившись ему, повелела в указанном месте взять Ее икону, отнести в город Романов и поставить в храме. Больной в точности исполнил это указание, и рука его исцелилась. В Романове святая икона пробыла 21 год, а в 1609 году во время польской интервенции она привезена в Ярославль. Ярославские жители поставили икону в церкви, и от нее совершались чудеса. При храме возник женский монастырь. В город Романов был отправлен список со святой иконы. Чудотворная Казанская икона Божией Матери явилась в городе Тобольске в 1661 году при следующих обстоятельствах: дьяк Тобольского Знаменского монастыря Иоанникий поведал о бывших ему во сне трехкратных явлениях святителя, которого он принял за святого митрополита Филиппа, повелевавшего ему от имени Богородицы взять Казанскую икону, в небрежении стоявшую в чулане церкви Трёх Святителей, и поставить в новом храме, который следует воздвигнуть в три дня, а на четвёртый освятить. «Тогда, — сказал явившийся святитель, — в городе прекратятся проливные дожди и исчезнут вредные насекомые». Иоанникий побоялся сразу открыть настоятелю об этих видениях. На утрени при чтении сказания о явлении Божией Матери в Казани он упал в глубокий обморок. Придя в себя, дьяк все рассказал своему духовнику, а тот — настоятелю. Повеление Пречистой Девы было исполнено. Постоянные дожди в той местности сразу прекратились, и вредные насекомые исчезли. От иконы Богородицы с той поры начали совершаться чудесные исцеления. Тамбовская чудотворная икона Божией Матери находилась в Преображенском храме Тамбовского кафедрального собора. Первое чудо совершилось 6 декабря 1695 года, когда во время всенощного бдения она источила слёзы. С того времени у святой иконы непрерывно врачевались недуги. Икона написана по типу Казанской.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

/Сноска 1. Владимирские губернские ведомости, 1880г. Из приведенных документов видно. что Казанский соборный храм построен более 2-х столетий тому назад и, главным образом, на средства дворцовой казны./2/ /Сноска 2. До 1670 года, вероятно, существовал еще более древний, но уже обветшавший храм. В пользу этого предположения говорит: а/. Приведенный выше документ, упоминающий о церкви и приходе, откуда взято было на построение соборной церкви, но какая же это церковь? б/. В соборе хранятся серебро-позлащенный крест напрестольный с мощами с надписью: «Повелением Вел. Гос. Царя и вел. кн. Михаила Феодоровича всея России Самодержца и его благоверной царицы и вел. княгини Евдокии Лукиановны... сделан сей крест в Вязники в церковь Пречистыя Богородицы Казанския Лета 7150/1642/; в/. Хранится серебряное кадило, теми же Высочайшими особами приложенное; г/. В XVII веке/около 1622 г./старцем Николо-Шартомской обители, что близь гор. Шуи, преп.о. Иоакимом написана Казанская икона Божией Матери для Вязниковского храма. В 1624 г. октября 11 дня, по указу царя Михаила Феодоровича и благословения патр. Филарета Никитича, эта икона была освидетельствована особой комиссией. При освидетельствовании совершилось, по указанию описи, от иконы множество чудес к в том числе - исцелен был причетник той церкви, где находилась эта икона. Ясно, что церковь существовала, хотя о ней и не сохранилось прямых известий. Это будет особенно понятно, если обратить внимание на то, что время основания сначала слободы, а потом гор. Вязников, нужно отнести к концу XIV или началу XV в. /Гор. Вязники. История его древ. и стат. свящ. Веселовского. 1871 г., г. Владимир/. д/. Копии от документов хранятся в соборе, 242. Построенный на дворцовую казну, Казанский собор и впоследствии привлекал внимание государей и пользовался их особым расположением. Так в 1682 г. Феодор Алексеевич приложил небольшой золотой, с маленьким, в верхнем конце, алмазом, крест к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, когда путешествовал через Вязники во Флорищеву пустынь./Сняв с себя/. Ныне крест этот вделан в золотом венце Казанской иконы Божией Матери. Далее, в 1691 г. приложено Евангелие, по указу вел. госуд. царей и велик. кн. Иоанна к Петра Алексеевичей. В 1700 г. в силу челобитной протопопа Льва с братиею, поданной царю Петру Алексеевичу, был послан каменных дел подмастерий для составления сметы на переделку каменных глав и связей./З/.

http://sobory.ru/article/?object=48635

По указу Владимирской духовной консистории от 27 нояб. 1873 г. усердием вязниковского 1-й гильдии купца Н. И. Никитина были заново выполнены украшения на В. и.: серебряный, чеканной работы позолоченный оклад с венцами, усыпанными драгоценными камнями (в венец Богоматери был вмонтирован золотой крест царя Феодора Алексеевича). Икона была помещена «под зеркальное стекло», вставлена в серебряную позолоченную раму, на широких полях к-рой в 11 клеймах были представлены св. Иоанн Предтеча, 2 архангела, святители, преподобные. Над иконой располагалась жемчужная корона, поддерживаемая 2 ангелами, выше - изображение Триипостасного Божества. Внизу в клейме помещены изображения исцелений, бывших от В. и. При изъятии церковного имущества «в помощь голодающим Поволжья» в 1922 г. общине верующих и духовенству собора удалось сохранить драгоценный оклад. Вместо него было конфисковано: «серебряных монет на 2 пуда 7 фунтов, серебряного лома 28 фунтов 36 золотников, 30 золотых монет на 30 золотников и разных золотых изделий весом 1 фунт 72 золотника». Последнее описание В. и. 1923 г. связано с заключением между верующими и органами советской власти соглашения о передаче общине Казанского собора в пользование всего церковного имущества. Икона находилась по левую сторону от царских врат; указан ее размер (10×12 вершков). В наст. время В. и. (51,5×40,8 см) помещена в раме и киоте справа перед алтарем в Крестовоздвиженской ц. Икона, датируемая 1-й четв. XVII в., закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом 1875-1876 гг. работы московских серебряников (мастер И. В. Захаров, пробирный мастер Н. Свечин), выполненным для др. иконы. Кроме главной храмовой святыни в Казанском соборе находилась ее копия 1-й пол. XVIII в. в виде складня с образами святых на створках; изображение было выполнено по зеленому полю (реставрирована, за исключением ликов, в 1904). Образ украшала серебряная, позолоченная чеканная риза, одеяние Богоматери и Младенца - жемчуг и драгоценные камни. Именно эта икона участвовала в крестных ходах по городу и окрестным селениям.

http://pravenc.ru/text/161155.html

Холодная Покровская церковь построена в 1693 году. Престолов в ней три: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделах; в честь Покрова Пресвятые Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Теплая Троицкая церковь сооружена в 1817 году тщанием села Иванова крестьянина Осипа Васильева Бандурина с братьями. – Престолов в церкви три: главный – в честь Св. Живоначальной Троицы и придельные: в честь Знамения Божией Матери и в честь Смоленской Божией Матери. Св. иконы, утварь и ризница в церквах богато украшены серебром и золотом. Из св. икон замечательна древняя икона Казанской Божией Матери, украшенная жемчужною ризою с дорогими камнями. Из церковной ризницы по древности и ценности заслуживают особенное внимание: дородоровые ризы, – дар князей Черкасских; дородоровые же ризы, – приложенные купцами Гарелиными и Зубковыми; бархатные ризы, – вклад купца Куваева; серебряной ткани шесть риз и четыре стихаря, – вклад Гарелина и Бакулиной; три ризы с двумя стихарями золотой ткани, – дар братьев Гарелиных; бархатных шесть облачений с четырьмя стихарями, – жертва Кукушкина и Диличенского. В 1882 году к Покровской церкви приписана церковь Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. Церковь эта построена в 1882 году усердием мещанина Парамона Коленкова из прежде бывшей часовни того же наименования. В 1887 году она старанием церковного старосты, Шуйского мещанина Ивана Немцева, была расширена и вновь освящена. В 1891 году при церкви построена колокольня усердием того же старосты Немцева. В 1898 году в церкви поставлен новый иконостас, стены расписаны священными картинами и сделана духовая печь. В таком виде церковь существует до настоящего времени. Покровскому собору принадлежат два каменные дома, из которых в одном помещается богадельня, а в другом – имеется палатка для хранения церковного имущества, палатка для склада свеч Епархиального завода, помещение для церковных сторожей и отделение для церковной библиотеки. В церкви хранятся документы: копии метрических книг с 1797 года, исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества, составленная в 1895 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1810–18 гг. в Акиншине построен существующий ныне каменный храм. Престолов в этом храме два: главный в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы, в трапезе в честь Покрова Пресв. Богородицы. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно вполне. Из св. икон обращают на себя внимание: Казанская икона Пресв. Богородицы в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1779 г., Преображения Господня в такой же ризе 1780 г., Тихвинская икона Божией Матери, писанная в 1728 г., икона Покрова Пресв. Богородицы, Николая Чудотворца Можайского, св. муч. Власия и Модеста, Флора и Лавра с изображением вверху арх. Михаила, из ушей коего идут белые волнообразные слухи. Под ногами угодников две лошади в седлах, тесьму, протянутую к уздам лошадей, держит арх. Михаил; ниже изображены еще три лошади с седоками, одетыми в короткие куртки и в шапках с красными кистями: в правом углу еще несколько лошадей. – Утварь храма довольно богата. В библиотеке сохранилось несколько книг с надписями: 1) Служебник с подписью 1666 г.: «сию книгу приложила попу Федоту Иванову княгиня Ульяна Одоевская в вотчину свою в соло Богородское в церковь Пр. Богородицы Казанския». 2) Минея месячная, приложенная в 1672 г. крестьянином Силуаном Антипиным. 3) Служебник изд. 1674 года. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений, земли церковной и процентов с причтового капитала (725 р.) – до 650 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: под церковью и кладбищем около 1 дес., усадебной 2 десят. 1,200 саж.. лесной 16 десят. 1,530 саж., пахотной около 24 десят.; план и межевые книги на землю имеются. Приход состоит из села Акиншина и деревень: Зубарихи (1 вер. от церкви), Городка (2 вер.), Медведева (2 вер.). Свинова (3 вер.), Яблонцев (3 вер.), Лосьей (4 вер.), Семыни (3½ вер.), Носкова (2 вер.) и Черноморья (1 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 459 душ мужеского пола и 480 женского 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Впервые деревянный Никольский храм в «в Задеберьи» упоминается при Свято-Николаевской мужской обители в 1522 г. Устроители и содержатели монастыря - князья Ромодановские. С 1540 г. принадлежал государю, после Смуты возвращён Ромодановским. В 1628 упоминается лишь Никольский храм без монастыря. Каменный храм заложен в 1812 году. Строился на средства прихожан. Главные жертвователи - крестьянин д. Крестниково Яков Строганов и крестьянин д. Мосеево Иван Михайлов. Возведение закончено в 1825 году. Главный престол Никольский, придельный в трапезе - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь была обнесена каменной оградой со Святыми вратами на севере. Закрыта в 1930-е гг. 28 декабря 1934 г. президиум Ивановского облисполкома утверждает постановление Вязниковского райисполкома о прекращении колокольного звона в с. Николо-Дебри Осинковского сельсовета. (ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 592. Л. 4)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. С. 80. Дебрский приход Погост Дебри при озере того же имени находится в 36 верстах от уездного города и в 90 от губернского. Существует местное предание, что церковь первоначально существовала в нынешней приходской деревне Мицине и перенесена на настоящее место тогда, когда икона Николая Чудотворца чудесным образом неоднократно переносима была из церкви в лес на то место, где теперь находится погост Дебри. Икона эта будто бы взята была в Московский Успенский собор, а вместо нее была написана была копия на доске, сделанной из березы, на которую переносима была эта икона. В 1688 году , преданию, и построен был во имя Николая Чудотворца храм на месте явления иконы среди дремучего леса, где основался и Дебрский погост. Но такое предание никакими документами не подтверждается. Напротив , из патриарших окладных книг видно, что церковь Николая Чудотворца на Дебри в вотчине князя Ивана Ромодановского существовала уже в 136 (1628) году. В 1672 г. церковь перешла из патриаршей области в Суздальскую епархию. В 1678 г., как свидетельствуют переписные книги того года, погост Николая Чудотворца, что в Дерби, был в вотчине боярина князя Гр. Гр. Куракина, на погосте за попом записано 4 двора бобыльских.

http://sobory.ru/article/?object=03752

Учебные заведения в городе: Техническое железнодорожное училище, мужское приходское училище, женское приходское училище, две церковно-приходские школы. В городе существует Благотворительное Общество и учрежденный им приют для детей женского пола. Христорождественский собор Когда и кем сей собор сооружен, – неизвестно; зданием каменный, с таковою же колокольнею и оградою. Престолов в соборе три: главный – в честь Рождества Христова, придельные – в честь Смоленской иконы Божией Матери (южный) и во имя Преподобного Макария, игумена Калязенского (северный). Из св. икон, находящихся в соборе, особенным почитанием граждан пользуется местная икона Смоленской Божией Матери; эта икона украшена сребропозлащенной ризой, жемчужным убрусом и драгоценными камнями. Христорождественскому собору принадлежат здания: каменная ризница и сторожка, деревянный амбар, 6 каменных невходных часовен и одна входная – деревянная. Копии метрических книг и исповедных росписей имеются и хранятся в ризнице. Опись церковного имущества составлена в 1896 году. Причт при соборе состоит из 4-х священников, 2-х диаконов и 4-х псаломщиков. – На содержание свое члены причта ежегодного дохода получают до 5,200 рублей. – Домов церковно-общественных для членов причта не имеется. В приходе Христорождественского собора числится 497 дворов, душ мужеского пола 1,662 и женского пола 1,706 душ; сверх того, временно-проживающих в городе: мужеского пола 216 душ и женского пола 412 душ. К Христорождественскому собору приписан теплый каменный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1884 году. При соборе – каменная колокольня. Престолов в сем соборе три: главный – в честь Преображения Господня, придельные: южный – во имя Святителя и Чудотворца Николая, северный – во имя иконы Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость». Утварью, ризницею и св. иконами церковь снабжена достаточно. В иконе Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня утвержден небольшой сребропозлащенный крест с частицами мощей св. великомучениц Варвары и Анастасии-узорешительницы, муч. Наталии, великомучеников Феодора Тирона и Иоанна Белградского и преподобного Авраамия Галичского; сей крест приложен в собор в 1884 году дворянами Култашовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Теплая церковь построена в 1804 году – также усердием прихожан. Престол в ней – в честь Св. Великомученика Феодора Стратилата. Церкви принадлежит дом, в котором помещается церковная сторожка и земское народное училище. Церковные документы: копии метрических книг и исповедных росписей с 1825 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1880 году, – хранится в церкви. Земли при церкви: усадебной одна десятина, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Земля значится в общем с крестьянами плане. Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 41 руб. 75 коп., от земли 11 руб., от сбора хлебом 30 руб. и за требоисправления 350 руб., а всего в год 432 р. Дома причт имеет собственные на церковной земле. Приход: село и деревни: Боровиха, Горьково, Мансуриха, Бражки и Петухово; расстоянием от церкви деревни не далее 2 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 129, душ мужеского пола 374 и женского пола 401 душа. В селе имеется земское народное училище и помещается в вышеупомянутом церковном доме. Великово, что на Тальше Село Великово расположено на речке Тальше и находится от уездного города в 20 вер., а от губернского в 60 верстах. В настоящее время в селе существует каменная церковь , построенная в 1831 году тщанием прихожан; при ней колокольня и ограда каменные же. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Грузинской Божией Матери и в теплом приделе: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Св. муч. Параскевы. Из священных церковных предметов заслуживают особенное внимание: а) два сребропозлащенные креста, из коих в одном, находятся частицы св. мощей мучеников Сергия и Поликарпа; б) икона Святителя и Чудотворца Николая также с св. мощами; в) древняя икона Грузинской Божией Матери, и г) хрустальный потир. Церкви принадлежит деревянный двухэтажный дом, крытый железом, на каменном фундаменте; в верхнем этаже его помещается школа с квартирою для учителя, а в нижнем – церковная сторожка и ночлежный приют.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Теплая церковь Святителя и Чудотворца Николая по своему происхождению древнее Благовещенской церкви; но время основания ее неизвестно. В 1783 году, вместо бывшей деревянной церкви, в честь Святителя и Чудотворца Николая усердием прихожан построена каменная церковь ; эта церковь существует до настоящего времени. Со времени ее построения в ней сделаны изменения: в начале текущего столетия вместо старинного иконостаса, перенесенного из бывшей деревянной церкви, поставлен новый иконостас; в двадцатых годах – этот иконостас был вызолочен; а в 1867 году стены в церкви расписаны священными картинами. Из св. икон, хранящихся в сей церкви, по своей древности замечательны две: икона Рождества Христова с апокрифическим изображением женщины, обмывающей новорожденного Младенца Иисуса, и икона Иверской Божией Матери, на ризе ее вырезана следующая надпись: «сей образ писан с чудотворного образа Иверской Божией Матери во граде Москве у Воскресенских ворот»... Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 гола и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества имеется и хранится в церковной ризнице. Земли при церкви: усадебной одна десятина 1,768 кв. саж., сенокосной одна десятина 200 квадр. саж. и пахотной 31 десятина 665 квадр. саж. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в церковной ризнице. Причта по штату назначено: два священника, диакон и два псаломщика. – На содержание свое причт получает годового дохода до 1,021 р. в год. Церковно-общественных домов для членов причта не имеется. Приход: село и деревни: Знамово, Калинкино, Логиново, Стункино, Ситниково, Голянищево, Ширяево, Федино, Чиганово, Никулино, Зиново, Берлово, Вантино, Рождество, Иваньково, Романцево, Клинцево, Пелгусово, Антилофьево и усадьба Пустошка. – Всех дворов в приходе 299, душ мужеского пола 954 и женского пола 1,052 души; в том числе раскольников: мужеского пола 7 душ и женского пола 5 душ. С 1882 года в селе существует земское народное училище и помещается в собственном доме. Афанасьево

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Восстановление храма началось в 2008 году. К весне 2009 года церковь покрыта оцинкованными кровлями, установлена медная глава с позолоченным крестом. Восстановлены утраченные архитектурные части сооружения. Храм освящен 12 ноября 2011 года Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в сослужении наместника Богородице-Рождественского монастыря города Владимира архимандрита Нила (Сычева), духовенства Камешковского и Муромского благочиний. 6 февраля 2016 года в подворье прибыла икона Иерусалимской Божией Матери с Афона, работы афонских мастеров. Она была принесена в дар Владимирской митрополии монахами Свято-Пантелеимонова русского монастыря. Митрополитом Владимирским и Суздальским было принято решение передать икону Богородице-Рождественскому подворью и поместить ее в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Под колокольный звон и пение сестер обители икона в сопровождении духовенства Владимирской митрополии торжественно вносится в храм: икону несут два архиерея - митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий и епископ Муромский и Вязниковский Нил (Сычев). Так сама Царица Небесная выказала свое благоволение к святым трудам по возрождению обители и храма Рождества Пресвятой Богородицы, удостоив место сие появлением Своего образа, именуемого Иерусалимским, созданного насельниками Святой Горы Афонской - преславного Удела Заступницы Небесной. http://www.pridorojniy-mon.com/letopis-obiteli-1 Женское общежитие в имении купеческой дочери А.М. Тагуновой существовало задолго до 1897, когда на его основе указом Св. Синода была образована Владимирская женская община. На 55 дес. земли, пожертвованной Тагуновой, стояли двухэтажный деревянный келейный корпус с домовой церковью для 14 проживавших сестёр, а также скотная изба, скотный двор, кормовой сарай, кирпичный заводик и пчельник. В 1897 была устроена деревянная ограда с деревянной на столбах звонницей в восточном её углу. Община также владела каменным флигелем в Иваново-Вознесенске. Среди позднейших построек выделялся большой кирпичный Богородице-Рождественский храм, сооружённый в 1907-1912. В 1920-е община ликвидирована, её возрождение в качестве подворья Муромского Троицкого монастыря началось только в 2007. Построены жилые и хозяйственные корпуса, колокольня, возобновлены храмы. В 2016 подворье стало самостоятельным женским монастырём.

http://sobory.ru/article/?object=45635

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010