2) Икона Рождества Христова в сребропозлащенной ризе с венцами, украшенными драгоценными камнями. По углам ризы – изображения праотцев: Авраама, Исаака, Иакова и Иессея. По всем сторонам – изображения 13 херувимов. По сторонам же на серебряных с чернетью клеймах сделаны надписи о событиях, написанных на иконе, последовавших за Рождеством Христовым, каковы: поклонение пастырей и славословие Ангелов, явление Ангела Иосифу, бегство в Египет, избиение Иродом младенцев, убиение Захарии, отца Предтечева, и беседа 12-тилетнего Иисуса в храме Иерусалимском. Весу в ризе 34 фун. 92 зол. Мерою икона 2½ арш. вышины и 1¾ арш. ширины. 3) Икона Феодоровской Божией Матери. На ней оклад и венец – сребропозлащенные, убрус и ризы вынизаны настоящим жемчугом по фольге; на полях изображены разные святые; внизу по серебру с чернетью следующая надпись: «Сей образ списан с Чудотворного образа Пресвятые Богородицы, нарицаемые Феодоровския, во граде Костроме. Явление же того целебоносного образа бысть в лето от Рождества Христова 1239 августа в 19 день. Торжество тому появлению предложено в прологе марта 14 дня. Явися той святый образ Благоверному Великому Князю Василию Ярославичу Костромскому и Галицкому, рекомому Квашне, сыну ж Владимирского Князя Ярослава Всеволодовича, брату же Св. Благоверного Князя Александра Невскаго». Мерою сия икона 1 арш. 4½ вер. вышины и 1 арш. ширины. Из св. крестов замечательны следующие: а) крест сребропозлащенный, с лицевой стороны обложенный жемчугом и разноцветными камнями, с мощами 9 мучеников, иже в Кизице, и святых 7 отроков, иже во Ефесе: весу в нем 1 фун. 77 зол.; б) крест сребропозлащенный с мощами преподобного Евфимия Суздальского; весу в нем 1 фун. 29 зол.; в) крест серебряный с мощами св. мучеников: Гурия, Самона и Авива; весу в нем 30 зол.; г) крест сребропозлащенный с мощами Благоверных Князей: Феодора и чад его – Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, и с частию древа Креста Христова, и д) крест сребропозлащенный с мощами Благоверных Князей, Муромских чудотворцев: Константина и чад его – Михаила и Феодора и св. пророка Амоса.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В г. Вязниках Владимирской губернии, в соборном храме есть древняя чудотворная икона, известная около трех веков. Следствие о ней производилось в 1624 году. По указу Государя Михаила Феодоровича и по благословению патриарха Филарета в Вязниковскую слободу были присланы из Москвы следователи. Они были свидетелями чудес. 13 октября во время литургии был исцелен дьячек Иродион, который многие годы был «умом поврежден и внутренним недугом болезновал». Тогда же исцелилась крестьянка Владимирского уезда, деревни Насекиной, Ксения Семенова, не видевшая много лет одним глазом. Придя по обету к иконе, она выпила святой воды, омыла глаза и прозрела. Икона была признана чудотворной. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Драгоценнейшем украшением Казанского собора и предметом благоговейного поклонения служит местная чудотворная икона Божией Матери Казанская. Написана она была для Вязниковского храма старцем Николо-Шартомской обители, что близ города Шуи, преп. о. Иоакимом около 1622 г. и вскоре после этого прославилась чудесами. чюдотворные иконы Казанские, Михайлова моления Обросимова " в рукописном сборнике ХУП в., хранящемся в библиотеке Москов. Дух. Акад. 201,л.365 и 365 об. От находящейся в Вязниках Казан[...] Файл 27955.jpg:   Размер: 533x800, 0.43 MPix, 135 Kb. Дата: 2016-10-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (140) , (2) . Описание: Наиболее раннее описание Вязниковской иконы относится к 1702 г. Икона находилась в створчатом киоте, была украшена басменным окладом с изображением 4 евангелистов по углам, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. К образу на серебряных цепочках были подвешены 2 резные позолоченные Казанские иконы, приложен золотой крест с алмазом (вклад царя Феодора Алексеевича, сделанный в 1682 во время проезда через Вязники на богомолье во Флорищеву пустынь). По указу Владимирск[...]

http://pravicon.com/icon-141

Из св. икон, имеющихся в сей церкви, по ценности украшения заслуживают внимание: а) икона Господа Вседержителя, с предстоящими – Богоматерью, Предтечею и двумя Ангелами, древнего письма, украшена сребропозлащенной ризою, весу в коей 49 фун.; икона сия пользуется особенным почитанием прихожан; б) икона Рождества Христова в сребропозлащенной ризе, весом в 82 фун.; в) икона Боголюбской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, весом в 38 фун.; г) икона Казанской Божией Матери, на коей риза жемчужная с стразовой звездой на плече Богоматери. Из утвари: а) Евангелие печати 1744 года, украшенное в 1850 году купцом В. Н. Ясюнинским серебряным, изящной работы, окладом со стразами; б) большой сребропозлащенный потир, одетый снаружи серебряной сеткой, 1803 года, и в) сребропозлащенный с литым Распятием напрестольный крест, украшенный бриллиантами, яхонтами и стразами. Из ризницы: а) риза серебряного газа с накладными, шитыми золотом, крестом и звездою, и б) четыре ризы и два стихаря дородоровые по пунцовому и красному бархату с накладными, шитыми золотом, принадлежностями, и обложенные золотым позументом. Теплая каменная пятиглавая церковь построена, как сказано выше, в 1804 году усердием прихожан. В 1833 году в церкви стены расписаны прекрасными священными картинами; а в 1853 году, вместо кирпичного пола, на средства Шуйского купца Григория Прокопиева Медведева сделан чугунный пол. – В сей церкви два престола: в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Сил Безплотных и придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. К Христорождественской церкви приписана кладбищенская Казанская церковь . Церкви принадлежат каменные торговые палатки, с коих каждогодно в пользу церкви получается до 250 рублей. Копии метрических книг с 1780 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, – хранится в церкви. Земли при церкви: усадебной около 3 десятин, сенокосной 6 десятин 710 квадр. саж. и пахотной 41 десятина 1,894½ квадр. саж. Документы на земли, кроме усадебной, имеются и хранятся в церковной ризнице.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Приход: село и деревни: Иваньково, Добрыщево, Козлецово, и Жарки, сельца: Юрьевец и Старово. От церкви эти селения находятся не далее 7 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 138, душ мужеского пола 515 и женского пола 548 душ. В 1892 году в селе открыто земское народное училище. Першино Село Першино, при речке Пеже, находится от уездного города в 58 верстах, а от губернского города в 90 верстах. Существующая в селе каменная церковь , с таковою же колокольнею, построена в 1794 году усердием прихожан, вместо бывшей деревянной церкви. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Преображения Господня и в теплой трапезе: во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Копии метрических книг с 1798 года и исповедных росписей с 1820 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1894 году и хранится в церкви. Земли при церкви: усадебной около десятины, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Документов на землю не имеется. Причт при церкви состоит из священника и псаломщика. На содержание свое причт получает: процентов с причтового капитала 14 руб. 40 кои., от сбора хлебом 30 руб. и за требоисправления 320 руб., а всего в год до 400 руб. Причт имеет собственные дома на церковной земле. Приход: село Першино и деревни: Дубники, Павелково, Вороны, Антилофьево, Горяново, Клочково. Расстоянием от церкви деревни находятся от 2 до 8 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 164, душ мужеского пола 406 и женского пола 487 душ. С 1885 года в селе существует церковно-приходская школа и помещается в церковном доме. Пищугова Пустынь Означенное село расположено при озере Пищугове и находится от уездного города в 72 верстах, а от губернского во 100 верстах. В Пищуговой Пустыни в старинные времена существовал Николаевский мужской монастырь. По преданию, монастырь был основан в начале XVII столетия; а упразднен при учреждении монастырских штатов в 1764 году 39 . Памятником сего монастыря служит до настоящего времени каменная однопрестольная Преображенская церковь , построенная в 1702 году стольником Федором Владимировичем Шиловым. В сей церкви находятся старинные иконы, местно чтимые за чудотворные: икона Иоанна Предтечи, пожертвованная, как показывает на ней надпись, в монастырь в 1655 году старцем Савватием, при строителе Изосиме; икона Святителя и Чудотворца Николая с частицами св. мощей сего Угодника и икона Смоленской Божией Матери. Здесь же хранятся некоторые из вкладов строителя церкви, стольника Шилова, как-то: два сребропозлащенные напрестольные креста, из коих один с частицами св. мощей разных угодников Божиих; сребропозлащенное антидорное блюдо; октоих и еженедельный акафистник киевской печати.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато. Из св. икон обращают на себя внимание: 1) образ Господа Вседержителя; 2) Иверская икона Божией Матери, приложенная графом Н. Марк. Ивелич; риза на ней серебряная (29 фун.), украшена жемчугом и драгоценными камнями, золотою цепью и серьгами из фермуара княгини Ивелич; на иконе – звезда генерала Титова; 3) икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Успения Пресв. Богородицы приложенная храмоздателем Наумовым и 4) икона Вознесения Господня в серебряной вызолоченной ризе, писана на кипарисной деке. Но самую большую драгоценность составляет напрестольное Евангелие – печ. 1689 г. в серебряном вызолоченном окладе, приложенное храмоздателем Наумовым; Евангелие весит 1 п. 33 фун., помещается в особом киоте за престолом против горнего места. На верхней доске в средине чеканное изображение Преображения Господня, по углам 4 Евангелистов, а в промежутках – Моление И. Христа о Чаше, приведение Его к Пилату, бичевание Его у Пилата и представление Его народу Иудейскому в терновом венце. На нижней деке – крест, окаймленный драгоценными камнями. – На сгибе или корешке переплета – чеканные изображения – Николая Чудотворца, Трех святителей, Вознесения Господня, Благовещения Пресв. Богородицы. Напечатано Евангелие на александрийской бумаге очень крупным шрифтом. Начальная буква каждого стиха написана золотом; поля украшены разными золотыми и разноцветными узорами. – На обороте второго листа находится красноречивая подпись: «Благословением Отца, поспешением Сына и содействием Св. Духа, молитвами неусыпаемыми Богоматери.... силою Честнаго и Животворящаго Креста, помощию Проповедателей Евангелия во всю вселенную, яко труби небеснии, св. угодников Божиих.... снисканием и поспешением обещальника к украшению сего Евангелия и ко преданию на престол Льва Прох. Наумова в Верхнем Ландехе каменную церковь Вознесения Господня дерзнухом мы грешнии и недостойнии, первии в гресех, последний в человецех и не снискатели сего изукрашества сподобихомся описати тиснение сего св. Евангелия, окружихом каймами всякия разные травы чернилом, росписею и златом и всяким ухищрением не своим умышлением, но надеянием на помощь Всещедраго Бога введохом в печать сея Книги многия слова златом, понеже сии слова в книгу не напечатаны были». В конце подписи названы имена трудившихся художников. Год работы не известен.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1876 году в селе открыто земское народное училище; помещается в собственном здании, построенном попечителем училища, купцом гор. Иваново-Вознесенска, Н. И. Гарелиным. Доронино Село Доронино, на речке Санебе, от уездного города находится в 50 верстах, а от губернского города в 90 верстах. Церковь в селе – каменная, с таковою же колокольнею и оградою; построена усердием помещика Шимановского и прихожан в 1798 году, вместо бывшей деревянной церкви. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Преображения Господня и в теплой трапезе: в честь Донской Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1882 г. в теплых приделах на средства церковного старосты г. Бандурина поставлены новые с резьбою вызолоченные иконостасы; в 1892 г. усердием того же старосты вновь вызолочен иконостас в холодной церкви и вся церковь расписана священными картинами. Из Св. икон, находящихся в церкви, по древности и ценности украшения обращают внимание: икона Святителя и Чудотворца Николая в сребропозлащенной ризе, икона Донской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, с надписью: «украшена сия святая икона .... от рождества по плоти Бога Слова 1753» и икона Смоленской Божией Матери, с надписью: «писан сей святый образ по обетованию г. прапорщика Василия Матвеича Шимановского 1780 маия 27 дня». Церкви принадлежит каменная сторожка. Земли при церкви: усадебной около 2 десятин и пустошь «Пестиха», в коей значится дровяного и строевого лесу 54 дес. 1,388 кв. саж., лесу молодого 8 десятин 621 кв. саж. и под дорогами 2,570 кв. саж.; всего 63 дес. 2,169 кв. саж. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в церкви. Пахотной и сенокосной земли при церкви не имеется. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1790 г. и исповедных росписей с 1823 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. – хранится. Причта при церкви назначено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного имущества 264 руб. и за требоисправления до 136 руб., а всего в год 400 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Леонтия, создал каменные ворота для мон. и на них каменную церковь во имя св. ап. Андрея Первозванного. Для украшения созданной обители св. князь не щадил никаких издержек. Эта обитель была разоряема в 1178 г. рязанским князем Глебом и половцами, в 1239 г. Батыем, в 1382 г. Тохтамышем. Нынешняя Боголюбова обитель существует в обновленном виде. Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению св. князя Андрея (см. 18 июня), находится в соборном храме Её имени, построенном в 1866 г. в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2½ арш., а в ширину 1½ арш. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в г. Владимир. В память явления св. князю Божией Матери, в монастыре в 1158 г. установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную св. кн. Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя св. князя. При мон. имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом. К Боголюбову мон. приписан Покровский , находящийся в 1½ в. от г. Боголюбова; он основан в 1165 г.; здесь хранится современный основанию мон. престол и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы; эта св. икона ежегодно, вместе с Боголюбской, приносится в г. Владимир. Борковская Николаевская пуст., зашт., общ., в Вязниковском y., в 1 в. от сл. Холуя, в 45 в. от г. Вязников. Основана в 1650 г. кн. Иваном Димитриевичем, по завещанию отца своего, кн. Д. М. Пожарского, стоявшего в 1612 г. на этом месте с дружиною и давшего обет по окончании войны построить обитель. В пуст. находятся особо чтимые иконы: Казанской Божией Матери, с частицами мощей свв. угодников, Св. Троицы (древней живописи), пожертвованная в 1772 г. еп. Мефодием, возобновителем пустыни, и св. Николая чудотворца – жертва князей Пожарских. Введенская Островская пуст., зашт., общ., близ г. Покрова, на острове Вятского озера. Основана около 1695 г. двумя иноками, Сергием и Тимофеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сызрань. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Было время, когда Сызрань украшало множество храмов, только в черте города их было четыре. Главный -Христорождественский - на территории крепости... В Кремле находится церковь во имя Нерукотворного Спаса, а рядом - там, где стоит Казанский собор, на территории Богородицкого девичьего монастыря ещё две церкви: каменная во имя Казанской иконы Божьей Матери (построена в 1741 г.) и деревянная во имя Сергия Радонежского (сгорела в первой половине 18 в.) В 1764 году монастырь упразднили, церковь во имя Казанской иконы Божьей матери сделали приходской и приписали к собору Рождества Христова... К середине 19 в. собор уже не вмещал всех прихожан быстро растущего города. Нужен был новый главный соборный храм. Его заложили 26 июля 1866 г. на месте разобранной Казанской церкви. Был создан попечительский совет, в него вошли настоятель собора протоиерей Арсений Петров Успенский, прихожане: купец Борис Ипатович Колпаченков, городской голова Алексей Иванович Леднёв,старосты церкви - Пётр Григорьевич Серебряков и Михаил Дмитриевич Сысуев, которые и были главными благотворителями. По трём кружкам для приношений на строительство нового храма было собрано более шести тысячи рублей, и в городе закипела всенародная стройка. Наблюдал за строительством архитектор Александр Анатольевич Тамаринский. На строительство собора и каменной колокольни (она стояла отдельно) было потрачено 70 тысяч рублей. 23 декабря 1872 года, через шесть лет от начала строительства, настоятель собора протоиерей Арсений Успенский освятил престол в приделе святого Александра Невского, а через полтора года преосвященный Евгений освящает главный престол - во имя Казанской иконы Божьей Матери... В летописи Казанского собора читаем: " Икона эта особенно чтится гражданами Сызрани. В память избавления жителей заступлением Богоматери от холеры, свирепствовавшей в городе в 1830 году, установлен на вечные времена Крестный ход 22 октября " . Иконы в новый собор писаны мастером Владимирской губернии Вязниковского уезда, села Палехи крестьянином-собственником Николаем Михайловым Сафроновым. За написание 87 икон ему заплачено 3480 рублей, за устройство и резьбу иконостаса заплачено 4500 рублей самарскому купцу Фёдору Андрееву Бычкову. В 1879 году началось оформление наружных стен храма. На алтарной стене установили иконы Казанской Божьей Матери, святых благоверных князей Александра Невского и Владимира, на северной и южной сторонах - святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Иконы были алатырским мещанином Гусевым масляными красками на железных листах. Они украшали наружные стены собора.

http://sobory.ru/article/?object=07126

Из священных предметов, имеющихся в холодной церкви, особенное внимание заслуживают по их ценности и древности следующие: 1) из св. икон: а) икона Господа Вседержителя, украшенная серебряной ризою с позолоченным венцом; весу в ризе 14 фунтов; б) икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе с одиннадцатью сребропозлащенными венцами; гроб же Божией Матери и покров оного унизаны китайским крупным жемчугом; в) кипарисный крест большого размера, поставленный за правым клиросом, почитаемый прихожанами за чудотворный и, г) плащаница, шитая золотом по алому бархату, в золоченой гробнице; лики изображены живописью, а ризы вышиты золотом; 2) из церковной утвари: а) евангелие печати 1668 года; средник и по углам евангелисты серебряные; б) евангелие печати 1698 года, передняя доска на нем серебряная, в средине ее – изображено Воскресение Христово, а по углам – евангелисты; в) евангелие в переплете алого бархата, длиною в 1 аршин 2 вершка, шириною в 12 вершков, весом 1 пуд 28 фунтов, печатанное в 1759 году на александрийской бумаге; передняя доска его украшена сребропозлащенною ризою, на средине которой изображено Воскресение Христово, а по углам – четыре евангелиста; на евангелии имеется надпись вкладчика, сельского крестьянина, следующего содержания: «1777 года месяца Ноября 26 дня на память Св. Великомученика Георгия приложил я сию святую книгу Евангелие Иисуса Христа в церковь Успения Пресвятые Б-цы да Николая Чудотворца села больших Всегодич крестьянин Григорий Леонтьев сын Китаев ради душевной вольны и для поминовения моих родителей и меня в вечную память. Аминь.»; г) напрестольный кипарисный крест в сребропозлащенной ризе с частицами св. мощей следующих 20 угодников Божиих: св. пророка Даниила, ан. Варфоломея, ап. Филиппа, Святителя и Чудотворца Николая, великомученика Антипы, св. чудотворца Тихона, св. чудотворца Спиридона, св. Иоанна Милостивого, св. Пимена Великого , св. Нила Столбенского, св. Антония Римлянина, св. великомученика Меркурия, св. великомученика Прокопия, св. Иоанна Воина, св. благоверного Великого Князя Владимира, св. благоверного Великого Князя Александра Невского, св. Алексия человека Божия, св. первомученицы Феклы, св. великомученицы Марины и св. мученицы Феодосии; на конце рукоятия креста имеется надпись жертвователя: «1691 года Ноября в 20 день пожертвовал сей благословящий крест сытняго дворца стряпчий Григорий Иванов сын Ушаков и приложил в церковь Успения Божией Матери, что в селе больших Всегодичах ради своего и жены и детей здравия и душевного спасения и родителей своих в поминовение»; д) ковчег сребропозлащенный, украшенный финифтью и стразами, весом 8 фунтов и, ж) богослужебные сосуды, украшенные финифтью и стразами; весу в них 6 фунтов 25 золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

дьякон Деомид, да крестьянских 8 дв.» В 1746 году монастырь в Синодальный казенный приказ платил дани 2 рубля 35 копеек. Более о монастыре сведений не имеется; время упразднения его неизвестно; но можно думать, что он упразднен в 1764 г., когда учреждены были новые монастырские штаты. По упразднении монастыря Успенская церковь обращена в приходскую и существует в селе до настоящего времени; зданием каменная, она построена, как видно из вышеприведенной описи монастыря, в конце XVII столетия; колокольня при ней и ограда каменные же, построены в позднейшее время. В церкви два престола: в холодной – в честь Успения Божией Матери и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В церкви сохраняются следующие старинные св. иконы, пользующиеся особенным почитанием прихожан: местная икона Успения Божией Матери и икона Смоленской Божией Матери, украшенная бархатной ризою, на коей нанизано около 500 жемчужин; на обратной стороне иконы имеется столь же старинное изображение Святителя и Чудотворца Николая. В церковной библиотеке хранятся старинные книги: Евангелие печати 1634 года, с подписью по листам: «В царство Благоверного и Христолюбивого Государя Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, превысочайшия и пресветлосиятельные благочестием степени, Богом венчанного Российского царствия их же в преславном и стольном граде Владимире дал в церковь Владычицы нашея Богородицы честного и славного ея Успения и Чудотворца Николая и святые мученицы Параскевы, что в Любецком монастыре, при служителе святых сих церквей, при честном священно-иерее Иосифе да при старце Гурие да при пономаре Михаиле сию святую книгу Евангелие напрестольное Московской печати с Патриаршаго двора от Соловецких Чудотворцев священно-иерее Софрония по своей души и по своих родителях»; Апостол печати 1694 года, с подписью: «Сию книгу Свят. Апостол в дом Пресвятые Б-цы честного и славного ее Успения в Любецкой монастырь приложил Чудова монастыря старец Аврамий Ашанин по своих родителях и того монастыря игумену и кто по нем будет священником за него старца Аврамия Бога молити и родители его поминати.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010