Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в. Род. и учился в слободе Мстёре Вязниковского у. Владимирской губ., происходил из старообрядческой среды. Переехал в Москву до 1876 г. Тесно и постоянно сотрудничал с иконописцем О. С. Чириковым и его сыновьями. Наиболее раннее известное произведение мастера - Корсунская икона Божией Матери, 1875 г. (ГРМ), с надписью на обороте, выполненная для московского купца, коллекционера Н. М. Постникова, очевидно, еще до переезда Д. в Москву. В 1876 г. в Москве Д. с Чириковым поновили икону Божией Матери «Неопалимая Купина» (1714), к-рая была приобретена у них саратовским купцом Д. Н. Спириным (в наст. время - в Саратовском гос. художественном музее им. А. Н. Радищева). В 1884 г. Постников «выменял» у них Смоленскую икону Божией Матери нач. XVII в. строгановского мастера (ГТГ - Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 349-350. 832). После чудесного спасения имп. Александра III и представителей царской семьи 17 окт. 1888 г. Д. вместе с Н. Тюлиным написал в память этого события икону «Избранные святые» (ГРМ - Религиозный Петербург. 2004. С. 487. Ил. 37). Блгв. кн. Мстислав Владимирович. Икона. 1892 г. Иконописец М. И. Дикарёв (ГЭ) Блгв. кн. Мстислав Владимирович. Икона. 1892 г. Иконописец М. И. Дикарёв (ГЭ) С 80-х гг. XIX в. до 1903 г. Д. с Чириковым работали над серией икон-святцев (т. н. годовая минея, включавшая более 350 образов, в наст. время - в ГЭ, ГРМ и ГМИР) для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге. В составе этой наиболее значительной группы произведений Д.- иконы-пядницы «Прп. Антоний Печерский» (ГЭ), «Блгв. кн. Василий Ярославский» (ГМИР), «Прп. Тит» (1891, ГРМ), «Блгв. кн. Мстислав Владимирович» (1892, ГЭ), «Прп. Михей Радонежский» (1893, ГРМ), «Свт. Михаил, митр. Киевский» (ГЭ), «Свт. Иона, митр. Московский» (ГРМ), «Прп. Арсений Комельский» (ГРМ) и др. (подписи мастера, как правило, помещены на нижнем поле слева, возле лузги). За эту работу Д. получил звание поставщика двора вел. кн. Сергея Александровича.

http://pravenc.ru/text/172018.html

По указу Владимирской духовной консистории от 27 нояб. 1873 г. усердием вязниковского 1-й гильдии купца Н. И. Никитина были заново выполнены украшения на В. и.: серебряный, чеканной работы позолоченный оклад с венцами, усыпанными драгоценными камнями (в венец Богоматери был вмонтирован золотой крест царя Феодора Алексеевича). Икона была помещена «под зеркальное стекло», вставлена в серебряную позолоченную раму, на широких полях к-рой в 11 клеймах были представлены св. Иоанн Предтеча, 2 архангела, святители, преподобные. Над иконой располагалась жемчужная корона, поддерживаемая 2 ангелами, выше - изображение Триипостасного Божества. Внизу в клейме помещены изображения исцелений, бывших от В. и. При изъятии церковного имущества «в помощь голодающим Поволжья» в 1922 г. общине верующих и духовенству собора удалось сохранить драгоценный оклад. Вместо него было конфисковано: «серебряных монет на 2 пуда 7 фунтов, серебряного лома 28 фунтов 36 золотников, 30 золотых монет на 30 золотников и разных золотых изделий весом 1 фунт 72 золотника». Последнее описание В. и. 1923 г. связано с заключением между верующими и органами советской власти соглашения о передаче общине Казанского собора в пользование всего церковного имущества. Икона находилась по левую сторону от царских врат; указан ее размер (10×12 вершков). В наст. время В. и. (51,5×40,8 см) помещена в раме и киоте справа перед алтарем в Крестовоздвиженской ц. Икона, датируемая 1-й четв. XVII в., закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом 1875-1876 гг. работы московских серебряников (мастер И. В. Захаров, пробирный мастер Н. Свечин), выполненным для др. иконы. Кроме главной храмовой святыни в Казанском соборе находилась ее копия 1-й пол. XVIII в. в виде складня с образами святых на створках; изображение было выполнено по зеленому полю (реставрирована, за исключением ликов, в 1904). Образ украшала серебряная, позолоченная чеканная риза, одеяние Богоматери и Младенца - жемчуг и драгоценные камни. Именно эта икона участвовала в крестных ходах по городу и окрестным селениям.

http://pravenc.ru/text/161155.html

В Арзамасе завершились торжества, посвященные обретению чтимой иконы Божией Матери «Достойно есть» арзамасского Новодевичьего Алексеевского монастыря 26 июня 2017 г. 16:24 24 июня 2017 года в городе Арзамасе Нижегородской области завершились двухдневные торжества по случаю возвращения одного из чтимых списков чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» — святыни возрождающегося арзамасского Новодевичьего во имя Алексия, человека Божия, женского монастыря. В начале 2017 года святыня была обретена стараниями попечителей обители. Икона была утрачена в 20-е годы ХХ века после закрытия монастыря. Образ является одним из чтимых списков известной иконы. При личном участии заместителя губернатора Нижегородской области Антона Аверина он был найден в одной из частных коллекций. А. Аверин из собственных средств выкупил икону и передал в дар восстанавливаемому монастырю. 23 июня святыню встретили в Арзамасе и крестным ходом торжественно перенесли в Воскресенский кафедральный собор. По прибытии ее в храме были совершены всенощное бдение с акафистом Божией Матери. 24 июня, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», в Воскресенском кафедральном соборе совершены Параклис Божией Матери и Божественная литургия. Богослужения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Ему сослужили митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , епископы Балахнинский Илия , Ардатовский и Атяшевский Вениамин , Выксунский и Павловский Варнава , Муромский и Вязниковский Нил , Альметьевский и Бугульминский Мефодий , Лысковский и Лукояновский Силуан , Галичский и Макарьевский Алексий , секретарь архиерейского совета Нижегородской митрополии протоиерей Сергий Матвеев, ключарь кафедрального собора и благочинный Арзамаса и Арзамасского района протоиерей Игорь Медведев и другие клирики Нижегородской епархии . На богослужении вместе с многочисленными прихожанами молились глава местного самоуправления Арзамасского района Виктор Миенков и глава администрации района Василий Демин, а также настоятели нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), Оранского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери архимандрит Нектарий (Марченко), нижегородской Благовещенской обители архимандрит Александр (Лукин) и Успенского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В приходе существуют земские народные школы: в селе – с 1885 года, в дер. Харитонове – с 1893 года и в дер. Пустоши – вышеописанная Преображенская церковь -школа с 1895 года. Богородское-Чечкино Село Богородское-Чечкино, при колодцах, находится от уездного города в 20 верст., а от губернского в 140 верст. До тридцатых годов XVIII столетия Чечкино было сельцом; в 1730 году владелец Чечкина, князь Иван Алексеевич Урусов основал в нем церковь , которая была освящена в честь Владимирской Иконы Божией Матери 13 ; с этого времени бывшее сельцо стало именоваться селом Богородским-Чечкиным. Новопостроенная кн. Урусовым церковь стояла в селе до конца столетия; а в 1797 году усердием прихожан сооружена новая каменная церковь и освящена в прежнее наименование – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Эта церковь без особенных изменений существует до настоящего времени. Престол в церкви один, – холодный. Колокольня при церкви каменная же. В 1862 году отдельно от холодной церкви прихожане своими средствами построили теплую каменную пятиглавую церковь . Престолов в ней три: главный – в честь Святителя и Чудотворца Николая (освящен в 1862 г.) и придельные: в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1865 г.) и в честь Зачатия Иоанна Предтечи (освящен в 1872 г.). Из старинных священных предметов в церкви сохраняются: а) старинная икона Владимирской Божией Матери в дорогой сребропозлащенной ризе, украшенной жемчугом, пожертвованная в церковь основателем ее, кн. И. А. Урусовым; б) напрестольный крест, пожертвованный кн. Урусовым; в сем кресте хранились до тридцатых годов настоящего столетия частицы Св. мощей угодников Божиих: 1) Св. ап. Тита, 2) Св. Василия Великого , 8) Св. равноап. кн. Владимира, 4) Св. благоверного кн. Михаила Черниговского, 5) Св. муч. архидиакона Лаврентия, 6) Св. Андрея Стратилата, 7) Св. Феодора Стратилата, 8) Св. муч. Христофора, 9) Св. равноап. Феклы, 10) Св. преподобномученицы Пелагеи и 11) Св. праведные Анны; но в означенное время сии частицы Св. мощей из обветшавшего уже креста изъяты были и вложены в нарочито для них устроенную икону; в) богослужебные сосуды, пожертвованные в церковь в 1785 году тем же кн. Урусовым; на потире имеется следующая надпись: «сии сосуды построены в церковь образа Владимерския Богородицы обещанием Князя Иоанна Алексеевич а Урусова для моления о здравии и поминовении души родителей ево в Суждальскую ево вотчину в село Богородское 1735 года, м-ца Августа 30 дня»; е) два евангелия, из коих одно печати 1656 года, а другое – печати 1758 года.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

С того времени, как началось возобновление собора, казанская икона Божией Матери перенесена была в Николаевский собор и здесь находилась в течение двух лет. В настоящее время, с обновлением и освящением Казанского собора, чудотворная икона Богоматери находится в этом последнем, по левую сторону царских врат. Священник А.Вознесенский. Статья с сайта: 2 ноября 2012 года , в канун праздника иконы Казанской Божией Матери, на соборной площади города Вязники был отслужен молебен на строительство колокольни Казанского собора. Каменный Собор в честь иконы Казанской-Вязниковской иконы Божией Матери был построен в 1670-74 годах. Вместе с собором была выстроена колокольня. В 1929 году колокольня была разрушена. Чуть позже та же судьба постигла и сам собор. Восстанавливать ансамбль Казанского собора решили с восстановления его колокольни. До начала работ провели наружные археологические раскопки, определили точное место, где некогда стояла колокольня, ее габариты, составили проектно-сметную документацию. В 2006 году вязниковским меценатом, предпринимателем М.Ю. Вительсом были изысканы 40 свай и забиты под фундамент будущей колокольни. Это стал первый и самый большой вклад.После этого строительство колокольни было заморожено. В апреле 2008 года был создан попечительский совет по строительству колокольни, задачей которого стало изыскание и сбор денежных пожертвований, как от предпринимателей, предприятий, так и от граждан города, области и зарубежья. Заказчиком строительства колокольни является приход Кресто-Воздвиженского храма г. Вязники. Был подготовлен проект строительства колокольни, согласно которому это будет здание, состоящие из двух ярусов и звонницы. Звонницу завершает купол, на котором будет установлен позолоченный крест. Общая высота колокольни составит 39 метров. Колокольня будет построена точно в том месте, где до этого 256 лет стояла прежняя колокольня. Именно здесь состоялся молебен о призвании помощи Святаго Духа на всякое благое дело, возглавил который благочинный Вязниковского района протоиерей Владимир. Ему сослужили: его сын протоирей Сергий Соловьев, благочинный Юрьев-Польского района, а также священник Кресто-Воздвиженского храма протоиерей Андрей Шабанов, диакон Алексий Кокорев. Вместе со священством молились глава района Владимир Лопухов и глава города Роман Кавинов, жители города Вязники. По завершении молебна, каждый из присутствующих мог положить свой камень в стену часовни.

http://sobory.ru/article/?object=48635

В Арзамасе прошли торжества, посвященные чтимой иконе Божией Матери «Достойно есть» Новодевичьего Алексеевского монастыря 25 июня 2019 г. 14:20 23-24 июня 2019 года в городе Арзамасе Нижегородской области прошли торжества по случаю празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть». Один из чтимых списков иконы находится в Арзамасе и является святыней возрождающегося Новодевичьего во имя Алексия, человека Божия, женского монастыря. Чудотворная икона «Достойно есть» была утрачена в 20-е годы ХХ века после закрытия обители, а в начале 2017 года обретена стараниями попечителей. Образ является одним из чтимых списков известной иконы, пребывающей на Святой Горе Афон. 23 июня икона была крестным ходом перенесена из церкви в честь Святого Духа, где она постоянно пребывает, в Воскресенский кафедральный собор. По прибытии святыни в храме было совершено всенощное бдение с акафистом Божией Матери. 24 июня в Воскресенском кафедральном соборе совершена Божественная литургия. Богослужения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Ему сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Муромский и Вязниковский Нил , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , секретарь архиерейского совета Нижегородской митрополии протоиерей Сергий Матвеев, ключарь кафедрального собора и благочинный Арзамаса протоиерей Игорь Медведев, настоятель Оранского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери архимандрит Нектарий (Марченко), настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), настоятель нижегородской Благовещенской обители архимандрит Александр (Лукин), настоятель Успенского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), исполняющий обязанности наместника арзамасского Спасо-Преображенского монастыря игумен Феодосий (Какурин), благочинные округов, руководители отделов и другие клирики Нижегородской епархии. На богослужении присутствовали мэр Арзамаса Александр Щелоков, председатель городской Думы Игорь Плотичкин, глава местного самоуправления Арзамасского района Виктор Миенков.

http://patriarchia.ru/db/text/5460059.ht...

Учебные заведения в городе: Техническое железнодорожное училище, мужское приходское училище, женское приходское училище, две церковно-приходские школы. В городе существует Благотворительное Общество и учрежденный им приют для детей женского пола. Христорождественский собор Когда и кем сей собор сооружен, – неизвестно; зданием каменный, с таковою же колокольнею и оградою. Престолов в соборе три: главный – в честь Рождества Христова, придельные – в честь Смоленской иконы Божией Матери (южный) и во имя Преподобного Макария, игумена Калязенского (северный). Из св. икон, находящихся в соборе, особенным почитанием граждан пользуется местная икона Смоленской Божией Матери; эта икона украшена сребропозлащенной ризой, жемчужным убрусом и драгоценными камнями. Христорождественскому собору принадлежат здания: каменная ризница и сторожка, деревянный амбар, 6 каменных невходных часовен и одна входная – деревянная. Копии метрических книг и исповедных росписей имеются и хранятся в ризнице. Опись церковного имущества составлена в 1896 году. Причт при соборе состоит из 4-х священников, 2-х диаконов и 4-х псаломщиков. – На содержание свое члены причта ежегодного дохода получают до 5,200 рублей. – Домов церковно-общественных для членов причта не имеется. В приходе Христорождественского собора числится 497 дворов, душ мужеского пола 1,662 и женского пола 1,706 душ; сверх того, временно-проживающих в городе: мужеского пола 216 душ и женского пола 412 душ. К Христорождественскому собору приписан теплый каменный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1884 году. При соборе – каменная колокольня. Престолов в сем соборе три: главный – в честь Преображения Господня, придельные: южный – во имя Святителя и Чудотворца Николая, северный – во имя иконы Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость». Утварью, ризницею и св. иконами церковь снабжена достаточно. В иконе Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня утвержден небольшой сребропозлащенный крест с частицами мощей св. великомучениц Варвары и Анастасии-узорешительницы, муч. Наталии, великомучеников Феодора Тирона и Иоанна Белградского и преподобного Авраамия Галичского; сей крест приложен в собор в 1884 году дворянами Култашовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

б) Икона Смоленской Божией Матери в сребропозлащенной ризе (весу в ней 2 фунта), находящаяся в приделе Ильинской церкви. На лицевой стороне киота, в котором помещается икона, имеется надпись: «Икона сия, сопровождая в 1855 году первую роту дружины 123 Владимирскаго Государственнаго ополчения, по возвращении и расформировании дружины в 1856 г. приложена в церковь села Зименок ротным командиром капитаном Никонором Васильевичем Вохрушевым». в) В теплой Богородицкой церкви находятся четыре изящной работы картины, писанные на полотне масляными красками, а именно: 1) Снятие Пречистого Тела Господа Иисуса Христа, – копия с произведения итальянского художника Жувенета; 2) Рождество Христово, – копия с Корреджио; 3) «Моление о чаше», – копия с Бруно и 4) картина, изображающая «Поклонение волхвов», – копия с произведения Поля Веронеза. Картины эти приобретены ктитором А. И. Чихачевым в Петербурге от г. Кеппен. Кроме описанных священных предметов в Ильинской церкви имеется еще замечательный (для сельской церкви) по своей красоте и ценности ковер, постилаемый в торжественные церковные дни от алтаря до амвона; длина этого ковра 7 арш.; а ширина 1¾ аршина; края его вышиты по канве разноцветными шерстями, средина же – малинового цвета бархат; на изнанке ковра – надпись: «В Апреле 1854 г. Княгиня Наталия Степановна Голицына, урожденная Апраксина, прислала из Петербурга этот ковер собственных ее трудов, продолжавшихся целый год, – по усердию в церковь Святаго Пророка Илии Ковровскаго уезда в село Зименки». Ильинской церкви принадлежит домовая Знаменская церковь , находящаяся в сельце Дорожаеве при доме дворянина Константина Алексеевича Чихачева, устроенная в 1866 году вышеупомянутым ктитором Ильинской церкви, Андреем Ивановичем Чихачевым. Зданием церковь деревянная, на каменном фундаменте, крыта железом. Престол в церкви один – в честь Знамения Пресвятые Богородицы. Богослужение в сей церкви совершается только по воскресным и праздничным дням. При Ильинской церкви земли имеется 88 дес. 442 кв. саж.; план на землю и межевая книга хранятся в церковной ризнице.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Среди икон, исполненных для храмов Мурома в XIX в., выделялись иконы - «памятники о некоторых исторических событиях», хранившиеся в городском соборе. Это «складень 1855 г. с муромскими чудотворцами, Александром Невским, Николаем Чудотворцем», который был поднесен «муромскими гражданами дружине государственного ополчения»; «икона Александра Невского, Николая Чудотворца, Марии Магдалины с надписью: «1861 г. 19 февраля Владимирской губернии дворовые люди, вышедшие из крепостной зависимости, приносят сию икону муромскому Богородицкому собору»»; 2 иконы, «Александра Невского и Иосифа Песнопевца 1880 г.,- от муромского градского общества в воспоминание о спасении Александра Николаевича 1866 г.»; «образ Александра Невского... в киоте 1887 г. в память пятидесятилетия пребывания в городе наследника Александра II»; икона равноап. вел. кн. Владимира, «поставленная от граждан Мурома в память 900-летия Крещения Руси в 1888 г. 15 июля» ( Травчетов. 1903. С. 82-84). Муромские иконописцы выступали в качестве экспертов по определению древних икон, а также занимались их «исправлением». Таким мастером был «живописец» Иван Иванович Патырмин ( Добрынкин. 1915. С. 28. Примеч. 1; Науч. арх. МИХМ. Инв. 26. Л. 5 об.- 7 об.). В Муроме ему принадлежала мастерская на Козьмодемьянской (Мечниковой) ул. Ремесло Патырминых было семейным: дед И. И. Патырмина, Михаил, был иконописцем, отец, Иван, учился у Путилова в с. Холуй, брат, В. И. Патырмин,- в С.-Петербурге у своего земляка Морозова. От потомков Патырминых в МИХМ поступили 2 иконы, в исполнении к-рых заметна академическая выучка, и 3 картины религ. содержания, в т. ч. «Крещение муромского народа». Возможно, одним из муромских иконописцев, принадлежавших к академическому направлению, была создана Муромская икона Божией Матери (кон. XIX - нач. XX в., МИХМ; см.: Иконы Мурома. 2004. Кат. 77, автор описания О. А. Сухова). Сохранившиеся произведения, как храмовые образы, так и домашние иконы, а также упоминания в краеведческой лит-ре и воспоминания старожилов свидетельствуют о том, что иконописное ремесло существовало в Муроме до 20-х гг. XX в.- времени закрытия городских храмов ( Сухова. 2004. С. 42). Возрождение иконописного ремесла и монументального храмового искусства на территории М. и В. е. приходится на кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Малые Липки. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:1804. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, с. Малые Липки. Координаты: 56.260273, 42.07045 Проезд: Западный выезд из г.Вязники на Москву, сразу на посту ГАИ поворот на север, на пос. Мстера. Сел Липки имется три - собственно Липки, Большие Липки и Малые Липки, все они расположены рядом друг с другом. Ориентироваться следует по указателю " Б.Липки " через 3 км от поста ГАИ, далее справа следующее се ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Западный выезд из г.Вязники на Москву, сразу на посту ГАИ поворот на север, на пос. Мстера. Сел Липки имется три - собственно Липки, Большие Липки и Малые Липки, все они расположены рядом друг с другом. Ориентироваться следует по указателю " Б.Липки " через 3 км от поста ГАИ, далее справа следующее село указателя не имеет - Малые Липки. От асфальтированной дороги 1 км грунтовый проселок, проезд сезонный. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Липки находится в 6 верстах от уездного г. Вязники и в 118 верстах от г. Владимира. По писцовым книгам Ярополченской волости 1637-47 гг. сельцо Липки значится в вотчине за женой и детьми князя Шаховского и за И. Засецким. Церковь в Липках появляется к 1677 г., как видно из патриарших окладных книг, в которых под этим годом отмечено: «прибыла вновь церковь Пресвятой Богородицы Одигитрии в вотчине стольника Ив. Ив. Засецкого, что была деревня Липки». В 1727 г. на средства помещицы Авдотьи Семеновны Стрешневой глава и кровля на церкви были устроены новые. Вместо этой деревянной церкви в 1804-12 гг. устроен в Липках каменный храм. Престолов в этой храме два: главный – в честь Смоленской иконы Божией Матери, в трапезе теплой – во имя св. Николая чудотв. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя Смоленская икона Божией Матери, риза на ней серебряная.

http://sobory.ru/article/?object=01899

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010