По возможности, все писанное мною было обдумано и проверено. Никогда письменная работа, ни прежде, ни после, не была для меня так увлекательна, как настоящая» 239 . Посвятивши целую книгу Фон-Визину и его комедиям, Вяземский написал хотя не такой обширный, Но такой же хороший разбор «Ревизора» Гоголя, сопоставив его с «Ябедой» Капниста 240 . В другой статье: «Языков и Гоголь» он разбирает и указывает значение «Переписки Гоголя с друзьями» 241 . Кроме указанных, у него есть еще небольшие статьи и заметки о равных писателях: о Козлове, Пушкине, Батюшкове, Нелединском-Мелецком, Глинке. По воспитанию и образованию Вяземский принадлежит еще эпохе Карамзина и Жуковского; но вполне созрел его талант в эпоху художественного направления Пушкина. Поэтому он держится в своей критике начал этого направления, не одобряет школы натуральной и реального направления, хотя и не отвергает их совсем, приписывая им гораздо низшее значение и достоинство. По поводу «Губернских очерков» Щедрина, говоря о литературе, изображающей злоупотребления чиновников, он замечает: «В литературном отношении я осуждаю это направление; оно материализирует литературу подобными снимками с живой, но низкой натуры, низводят авторство до какой-то механической фотографии, не развивает высших творческих и художественных сил, покровительствует посредственности дарований этих фотографов-литераторов и отклоняет нашу литературу от путей, пробитых Карамзиным, Жуковским и Пушкиным. Многие негодуют на то, что эти живописцы изображают одну худую сторону лиц и предметов. И негодуют справедливо. Я сознаю, что нынешнее направление неудовлетворительно, не утешительно, но опасно и вредно ли оно в государственном и правительственном отношении? – решительно не признаю того... Вся Россия на практике давно затвердила наизусть проделки нашего чиновничьяго люда. Все от них более или менее страдают. Следовательно, зло не в том, что рассказывается. Каждый крестьянин, и не читая журналов, знает лучше всякаго остроумнейшаго писателя, что за человек становой пристав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

На ком был женат Карамзин в первом браке, я не знаю… — В апреле 1801 г. Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой, младшей сестре своего «сердечного» друга Н. И. Плещеевой и родственнице жены Ф. В. Ростопчина. Е. И. Карамзина умерла летом 1802 г., оставив дочь Софью. … женился на дочери князя Вяземского… Екатерине Андреевне. — Е. А. Карамзина была внебрачной (но удочеренной) дочерью знатного вельможи А. И. Вяземского и баронессы Е. К. Сиверс и до замужества носила фамилию Колывановой. Через Вяземского… лично известен великой княгине Екатерине Павловне, жившей в Твери… читал государю отрывки из своей «Истории»… — По словам биографа, «в конце 1809 года государь император Александр Павлович был в Москве вместе с великою княгинею Екатериною Павловною и сказал Карамзину несколько приветственных слов, встретясь с ним на бале. Великая княгиня осыпала его ласками, познакомилась с ним, кажется, через родственника ему по первой жене графа Ростопчина и пригласила к себе в Тверь . Карамзин поехал туда, пробыл шесть дней, обедал всегда во дворце и читал по вечерам свою «Историю» великой княгине и великому князю Константину Павловичу» (Карамзин, Материалы для биографии, ч. 2, с. 58). По свидетельству самого Карамзина, он не раз «беседовал» с Александром I o русской истории и о современных государственных проблемах: «…в течение шести лет мы имели с ним несколько бесед о разных важных предметах. Я всегда был чистосердечен; он всегда терпелив, кроток, любезен неизъяснимо; не требовал моих советов, однако же слушал их, хотя им большею частию не следовал…» (там же, с. 450). … домик… во время пожара… был в большой опасности… его спасли. — Сам Карамзин, описывая в письме к И. И. Дмитриеву пожар царскосельского дворца (см. выше, примеч. 4), продолжал: «…огонь пылал, и через десять минут головни полетели и на историографский домик; кровля наша загорелась. Я прибежал к своим. Катерина Андреевна не теряет головы в таких случаях: она собрала детей и хладнокровно сказала мне, чтобы я спасал свои бумаги. Двое из наших людей заливали огонь, а с другими мы успели кое-как все вынести и отправить в поле, а сами ждали, чем решится судьба нашего домика. Три раза кровля загоралась, но мы всё тушили, и вдруг ветер затих, поворотив в другую сторону…» (Карамзин, Материалы для биографии, ч. 2, с. 408).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

– Н-да, точно, Ареопагит клопу изводчик, – промямлил Крылов, зевая и крестя рот. – Ежели который человек верит, то по вере ему и бывает… – А меня почечуй, батюшки, замучил, – не расслышав, о чем говорят, зашамкал другой старичок, сенатор, дряхлый-предряхлый, с отвислой губой. – И еще маленькие вертижцы… – Какие вертижцы? – спросил Нелединский с досадой. – Вертижцы… когда голова кругом идет… Помню, во дни блаженной памяти Екатерины матушки… – начал он и, как всегда, не кончил: его никто не слушал; со своим почечуем-геморроем он лез ко всем, даже, по рассеянности, к дамам. – Опять разболтал! И какой тебя черт за язык дергает? – выговаривал князь Вяземский Александру Ивановичу Тургеневу. – Ну, можно ли такие письма в клубе показывать? Разблаговестят по городу, попадет в тайную полицию – и поминай Сверчка как звали… Голицын прислушался. Он знал, что Сверчок – арзамасское прозвище Пушкина. Вместе с Тургеневым и Вяземским случалось ему не раз хлопотать у дядюшки за ссыльного коллежского секретаря Пушкина. – Слышали, князь? – обратился к нему Вяземский. – Нет. Какое письмо? – А вот какое, – зашептал ему Тургенев на ухо знаменитые строки, которые так часто повторял, что затвердил их наизусть: – «ты хочешь знать, что я делаю. Беру уроки чистого афеизма. Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но, к несчастью, более всего правдоподобная». – Ну, посудите сами, князь, неужели за такой вздор… – Да ты где живешь, братец, на луне, что ли? – опять загорячился Вяземский: – будто не знаешь, что нынче в России за какой угодно вздор… – Ну, не ворчи, полно, не буду… А Сверчок-то, говорят, опять в пух проигрался? – Мало ли врут? Вот распустили намедни слух, будто застрелился… – Ну, нет, не застрелился, – усмехнулся Тургенев, – словечко-то его помнишь: «Только бы жить!» Кто другой, а Пушкин, небось, не застрелится… Подошел хозяин, Дмитрий Львович Нарышкин; одетый по-старинному, в пудре, в чулках и башмаках с красными каблучками – настоящий маркиз Людовика XV; иногда судорога дергала лицо его, так что он язык высовывал, точно поддразнивал; но все же величествен, как старый петух, хотя и с продолбленной головой, а шагающий с важностью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Рубрики Коллекции Безумно сложно полюбить человека, которому ты причинил зло,  — Юрий Вяземский 53 мин., 05.06.2019 Поделиться «Парсуна»  — авторская программа на канале «СПАС»  председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды. Здравствуйте, уважаемые друзья, мы продолжаем писать парсуны наших современников. И сегодня у нас в гостях впервые — второй раз — Юрий Павлович Вяземский. Юрий Павлович, Христос Воскресе! Воистину воскресе! Вы первый человек, который у нас второй раз на программе, не могли себе отказать в этом удовольствии, огромное вам спасибо, что вы согласились прийти. Да уж. Да уж. Юрий Павлович, я на всякий случай напомню, что у нас пять частей: вера, надежда, терпение, прощение, любовь, что у нас есть по-прежнему вариант, когда гостю надоедает слушать вопросы ведущего, он может задать свой вопрос ему, и что по традиции я вас попрошу представиться. Я представлюсь, пожалуйста, если вы мне разрешите, что я — сочинитель, причем сочинитель, который сейчас нарисовал уже очень, по-моему, интересный роман, первую часть, сейчас работает над второй, поэтому весь в этих сочинениях, поэтому мне кажется, что я как родился, так я себя и сочиняю, Дорогие друзья, я говорил Юрию Павловичу, что будет небольшой сюрприз, надеюсь, приятный для Юрия Павловича, надеюсь, что для вас. Поскольку вы второй раз, я вам свои вопросы уже задавал, то сегодня мы взяли помощников, которые будут мне помогать задавать вопросы. Вопросы сегодня, Юрий Павлович, вам будут задавать некоторые из ваших любимых писателей. ВЕРА Сервантес, «Дон Кихот». Санчо говорит: «Живи по правде — вот самая лучшая проповедь. А другого богословия я не знаю». Согласны вы с ним? Я согласен, понимаете, но там есть еще такой замечательный писатель, которого зовут Антон Павлович Чехов и… старший Кончаловский очень любит это повторять, Андрей Сергеевич, эту цитату, и говорит, что «Никто не знает, что такое настоящая правда». А у Санчо какая, как вы думаете, Юрий Павлович? Что он имел в виду?

http://foma.ru/bezumno-slozhno-polyubit-...

Рубрики Коллекции Юрий Вяземский посвятил одному дню из Евангелия целый роман 8 мин., 20.06.2018 Поделиться В нашей рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые –  Стоит прочесть .   Книгу рекомендует ректор Курской духовной семинарии, кандидат  филологических наук  архимандрит  Симеон (Томачинский) Книгу Юрия Павловича Вяземского, в которой речь идет о последних днях земной жизни Спасителя, я читал в начале Страстной седмицы. Помню, как, следуя за повествованием, все больше и больше проникался атмосферой событий, которые христиане проживают каждый Великий пост. Проработка характеров, интрига, повороты сюжета, язык — все это на высочайшем уровне и не дает оторваться от чтения. Повествование в книге следует евангельскому рассказу, но при этом многие персонажи романа остаются за рамками того, о чем мы читаем в Евангелии, и здесь вполне возможны художественный вымысел и авторская трактовка событий. Это очень удачный пример творческого подхода писателя, который сочетается с верностью евангельскому повествованию. Я бы рекомендовал эту книгу для того, чтобы глубже понять атмосферу того времени и попытаться найти ответы на вопросы: в чем пружины той интриги, которая крутилась вокруг Пилата, Синедриона и окружающих Христа людей? в чем были главные интересы разных партий? почему и как произошло, что беззаконный суд приговорил к смертной казни Спасителя мира? Кстати, мне кажется, что книга было бы интересна не только взрослым, но и подросткам.   Автор Юрий Павлович Вяземский — писатель, телеведущий, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО.   Год и история создания Роман «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» был опубликован в 2008 году. На написание книги Вяземского вдохновил булгаковский роман «Мастер и Маргарита», который он считает «чудовищно антиевангельским». Однако самого Булгакова Вяземский называет своим учителем и мастером слова и находит удачным созданный им образ Иешуа Га-Ноцри. Вяземскому захотелось самому написать роман на евангельскую тему и написать иначе, чем это сделал булгаковский Мастер.

http://foma.ru/yuriy-vyazemskiy-posvyati...

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон вошел в состав правительственной комиссии по охране здоровья 9 октября, 2012. Новостная служба В комиссию вошли, в том числе, представители основных религиозных конфессий 9 октября. ПРАВМИР. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил состав правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан. В комиссию вошли, в том числе, представители основных религиозных конфессий, сообщает РИА Новости . Соответствующее распоряжение от 8 октября размещено во вторник на сайте кабмина. Комиссию возглавил Д. Медведев, в нее входят 39 человек, в частности, епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев, главный раввин России Берл Лазар, председатель Совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин. Основными задачами комиссии являются подготовка предложений по реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и координация деятельности заинтересованных федеральных и региональных властей и общественных организаций в указанной сфере. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/episkop-smolenskij-i-v...

Вообще близкая раннему Вяземскому просветительская веротерпимость, получившая особенную поддержку масонства, уравнивала в правах все вероисповедания, большие и малые, включая и еретические. Подобное уравнивание в правах приводило к взаимному ослаблению различных по содержанию верований, так что в итоге от них оставалось некое невнятное всебожие, возвышающее над всем сущим все «терпящего» человека. Как не без удовольствия заметил близкий масонству И.-В. Гете, признание «одинаковых прав за всеми положительными религиями» ведет к тому, что каждая из них кажется «одинаково безразличной и ненадежной» (Из моей жизни, поэзии и правды. 1810–1831) . Веротерпимость была прямо связана с деятельностью сомневающегося рассудка (который, впрочем, не сомневался в собственных способностях все судить) и, соответственно, со свободомыслием, вольнодумством, которое в полном своем проявлении не могло сдерживаться никакими ограничениями, в том числе и нравственными. Первые плоды такого воспитания отец Вяземский пожал к началу 1807 года, когда был вынужден прервать петербургскую учебу сына, поскольку отрок предавался разгульной жизни. А впоследствии, уже после смерти отца, юный Вяземский, по собственному выражению, «прокипятил на картах около полумиллиона» – львиную долю огромного наследственного состояния (письмо к А.И. Тургеневу от 21 октября 1823 года) . Просветительское вольнодумство легко переходило в кощунство и богоборчество, и это временами случалось в творчестве Вяземского. Через всю жизнь он пронес любовь к Д.И. Фонвизину, причем, можно заметить, что самый глубокий след в его сознании оставило раннее, богоборческое по содержанию, стихотворение Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (середина 1760-х). В 1830–1832 годах Вяземский написал книгу-исследование «Фонвизин», в которой, что знаменательно, почти не обратил внимания на духовные переживания своего героя, в частности на его обращение от рассудочности и неверия к масонскому магизму. Вместе с тем, просветительский скепсис, рассудочность и бездуховность составляли лишь один из «профилей» (причем далеко не самый видный) в творческом облике Вяземского.

http://pravoslavie.ru/38737.html

В 1827 году Орест Адамович Кипренский пишет несколько необычную картину «Ангел, прижимающий гвозди к груди». Работа горячо обсуждена в литературных и светских салонах, ввиду различных оценок итальянских увлечений художника. Одновременно с ней ознакомились Вяземский и Тургенев, но мнения друзей разительно противоположны. Александр Иванович чувственно-эстетичен, князь богословски строг и даже консервативно суров. Тургенев в письме: «Новая картина Кипренского изображает ангела; в руках его гвозди, коими был прибит Спаситель ко Кресту. Ангел прижимает гвозди к сердцу и заливается слезами. Выражение прелестно». Пётр Андреевич Вяземский отвечает: «Мне не нравится мысль Кипренского. Во-первых, ангел не может понять телесной боли и, следственно, держа гвозди, нечего ему сострадать Христу, а к тому же страдания Спасителя для нас, а не для ангелов спасительны были, и тут так же дела нет ему до гвоздей. А ещё вопрос, может ли ангел плакать? Плакать – нам грешным, а им только что смеяться. Отлагая всякое богохульство в сторону, я думаю, что искусствам пора бросить истощённое и искони неблагодарное поле библейское». При этом ещё в 1826 году он писал Жуковскому: «Не хочу греха таить: не имею в себе твёрдого убеждения в истине религии в том виде, в каком нам её представляют» (Остафьевский архив. – Т. 5. – СПб., 1913. – Вып. 2. – С. 159). Приблизительно тогда же Вяземский изобрёл слово «библейничанье», своего рода ироничный укол в адрес любителей разбавлять свою речь и тексты псевдоблагочестивыми цитатами или вырванными из контекста метафорами Священного Писания. Если существует (или пускай даже я придумал) такая добродетель, как «церковное здравомыслие», – не скепсис, ироничность, а именно здравомыслие, как противоядие ложному пафосу (который, будь он религиозен или антирелигиозен, производит впечатление исключительно удручающее), – то у Вяземского его было в спасительном достатке. В статье 1827 года «Поживки французских журналов» он писал: «Русский ум любит чтобы ему было за что держаться, а не любит плавать в туманах и влажной мгле, в стихии неопределённой, в которой немцу раздолье, как рыбе в прохладной реке» (ПСС. – Т. 2. – С. 77). Обладая таким умом, Пётр Андреевич иногда высказывал здравые и точные замечания по вопросам, казалось бы, очевидным.

http://radonezh.ru/analytics/russkaya-ts...

И музы на твоих прохладных берегах В шумящих тростниках, В час утренней свободы, С цевницами в руках, Водили хороводы... …………………………………………. Державин, Нестор муз, и мудрый Карамзин, И Дмитриев, Харит счастливый обожатель, Величья твоего певец – повествователь, Тобой воспоены средь отческих долин. 218 Стихотворение «Всякий на свой покрой» (в 1823 г.), где характеризуются хорошо язык Карамзина и баллады Жуковского. Язык наш был кафтан тяжелый, И слишком пахнул стариной: Дал Карамзин покрой иной. Пускай ворчат себе расколы: Все привяли его покрой. Пускай баллады – бабьи сказки, Пусть черт качает в них горой, Но в них я вижу слог живой, Воображенье, чувство, краски, – Люблю Жуковского покрой. 219 Особенным чувством проникнуты стихи «На память» (о Пушкине, 1837 г.) 220 и «Песнь в день юбилее И. А. Крылова» 221 . Вяземский написал много басен, притч, апологов, эпиграмм и сатир, в которых высказывается основной сатирикодидактический характер его поэзии. Всем известна его сатира: «Да, как бы не так», обыкновенно помещаемая в христоматиях, как образцовая. Пока наш ум молокосос И жизнь поит нас полной чашей, – Судьба на каждый наш вопрос Нам говорит: все в воле вашей! Когда ж сосуд уж поиссяк, А сердце пить еще все хочет, Что ни спроси, судьба бормочет: «Да, как бы не так»! Вот редкая душа Оргон! Всех ближних братьями он числит, И о нуждающемся он Без слез и сонный не помыслит; А попроси в займы пятак, Или услуги на два гроша, Что-ж, рад себя отдать святоша? «Да, как бы не так» ………………………. ………………………. Как мир наш при свечах хорош! Как при свечах все люди гладки! Нигде пятна не разберешь, Нет ни морщинки, ни заплатки. Везде улыбка, блеск и лак; Погас фонарь и дня светило... – «Блаженства новыя раскрыло»? «Да, как бы не так»! 222 В том же тоне написаны сатирическое «Послание к Каченовскому» 223 , «Семь пятниц на неделе» 224 , где изображается тип человека непостоянного. Хотя Вяземский часто жил за границей, однако ж любил рисовать русские картины, которые окружали его в молодости, сравнивая русские нравы и обычаи с иностранными, особенно с немецкими, и, посреди разных неприглядных черт, умел отыскать и выставить рельефно и черты симпатичные. К таким стихотворениям относятся: «Памяти живописца Орловского», «Самовар», «Масляница на чужой стороне», «Тройка», «Русские проселки» и «Зимние картины». Так напр. в стихотворении: «Памяти живописца Орловского» изображается поэзия русской езды на тройке; к сожалению, эта поэзия исчезает, как исчезает всякая старина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Ю. Вяземский: Недавно в одной французской газете я собственными глазами прочитал, что грех (по-французски «péché»), это как раз неуважение к сексуальным меньшинствам. Наказание Содома и Гоморры, видимо, было грехом со стороны Господа? Митрополит Иларион: А пропагандировать сексуальные меньшинства среди несовершеннолетних — это как раз добродетель. В соответствии с либеральной точкой зрения… Ю. Вяземский: Добродетель, милосердие. Вот она — светская этика… Митрополит Иларион: В чем в последнее время обвиняли Россию, нашего Президента либеральные круги? В том, что у нас якобы происходят гонения, дискриминация сексуальных меньшинств, которое, видите ли, выражается в том, что им запретили пропагандировать свои взгляды среди детей и подростков. Теперь это уже называется дискриминацией. Причем те же самые критики молчат, когда происходит реальная дискриминация — например, христиан на Ближнем Востоке. Меня в какой-то момент это глубоко возмутило, и я сказал об этом публично. Это политика двойных стандартов, которая свидетельствует о неискренности этих критиков, о том, что они живут какими-то идеологемами, пытаются эти идеологемы навязать окружающим, но при этом, прежде всего, преследуют свои собственные политические цели. Ю. Вяземский: Не кажется ли Вам, что этими людьми, прежде всего, движет ложь? А кто стоит во главе лжи? Митрополит Иларион: Отец лжи — диавол, как говорит нам Господь Иисус Христос (см. Ин. 8:44). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою У освячено кризовий центр для мами» на монастиря Кирила учасникам урочистостей, присвячених Об " м. Москви : та звернення] збори питань захисту " материнства й дитинства у Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського [Документи] Голова ВЗЦЗ взяв участь у в Митрополит Волоколамський кафедральний собор святих Жон-мироносиць у Баку Голова ВЗЦЗ прибув до Азербайджану У ВЗЦЗ представниками Червоного Хреста Синодальний й та розвитку угоду про У ФЗ РФ XII «Моделювання системного розвитку школи. " Майбутня спадщина " » пройшла в рамках читань У пройшов умови духовно-морального виховання на православних народу» з ключовими словами – – викладання у навчальних закладах   ihmepb " ю Митрополит Ставропольський Невинномиський Кирил: не можна бути в " ю Максима Козлова журналу Сербського «Православ " я» «Исследуйте Писания».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3602309...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010