Соборные устремления начала XX в. нашли горячий отклик в Смоленской епархии. Проводились собрания для избрания членов Всероссийского Поместного Собора. Но революция и события, последовавшие за ней, в корне изменили ситуацию в церковной жизни. «Смоленские епархиальные ведомости» уже 17 марта 1917 г. с горечью сообщают о нападках на духовенство в печати и на местах. Церковь старалась укрепить свою паству. Были созданы Епархиальный комитет помощи жертвам войны со столовой, Смоленский союз законоучителей, который выпускал журнал «Религия и школа», Общество вспомоществования учащимся в семинарии. Разрабатывался проект объединения духовенства и верующих православных людей. 12 декабря 1917 г. прошел епархиальный съезд, который принял решение об открытии викариатств в г. Дорогобуже и Вязьме. В советский период духовная православная жизнь в Смоленской области постепенно затухает. С 1922 г. начинают закрываться монастыри и церкви. В 1933 г. был закрыт Свято-Успенский собор, а через год в нем устроили антирелигиозный музей. 22 февраля 1922 г. был опубликован Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих. Многие священники и прихожане смоленских храмов решили собрать деньги, чтобы предотвратить разорение церквей. Но декрет начал действовать. По весьма неточным, заниженным данным только в Смоленске было изъято почти 20 фунтов золота, 312 пудов серебра, 5 пудов меди и 2 бриллианта в полтора карата каждый. Верующие и священнослужители, пытавшиеся остановить осквернение храмов, были переданы военному трибуналу. Широкую огласку получило «Смоленское дело». Процесс проходил в зале Губисполкома (ныне филармония) с 1 по 24 августа 1922 г. Для ознакомления с делом ВЦИК организовал специальную комиссию в составе Тухачевского, Муклевича и Савченко. По делу было привлечено 45 человек, 25 из них были приговорены к различным срокам заключения, пятеро — к расстрелу. С этого времени начались массовые репрессии служителей церкви по всей стране и, в частности, в Смоленской епархии. Сосчитать пострадавших за годы репрессий священнослужителей пока не удалось. Сегодня известно 242 имени священнослужителей Смоленской епархии, невинно пострадавших во время гонений. Местом массовых расстрелов был Катынский лес в нескольких километрах от Смоленска. Сегодня здесь установлен крест и совершаются поминальные службы.

http://patriarchia.ru/db/text/553284.htm...

Новости 18 января, 2013 Неизвестные совершили поджог поклонного креста в Челябинской области По свидетельству очевидцев, вчера в поселок въехала машина без регистрационных номеров с двумя неизвестными. Подъехав к кресту, возведенному на месте будущей церкви, злоумышленники облили его бензином и подожгли. 18 января, 2013 Храм в честь мц. Зои Атталийской освятили при Центральном институте травматологии и ортопедии 16 января храм в честь св. мученицы Зои Атталийской при ЦИТО освятил управляющий Северным викариатством архиепископ Егорьевский Марк. 18 января, 2013 18 января, 2013 Православные отмечают Крещенский сочельник Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво. 18 января, 2013 Прот. Всеволод Чаплин о зарубежном усыновлении, детях-инвалидах и православных детдомах Я надеюсь, что и Церковь наша, и весь наш народ смогут помочь детям, которые сегодня лишены родительской ласки. Смогут сделать все, чтобы эти дети оставались в России и чувствовали заботу, как сегодня чувствуют заботу многие дети в церковных детских приютах и в приемных семьях, которые составляют православные христиане. 18 января, 2013 Грамота Кашпировскому от Украинской Церкви оказалась подделкой Электронная копия грамоты, якобы полученной экстрасенсом " за труды на славу святой Церкви " , появилась на его сайте Кашпировского 13 января. 18 января, 2013 Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: Сироты нуждаются не в подачках, а в семье Мы не запрещаем детям развлекаться и танцевать. Во многих детских домах есть танцевальные, театральные кружки, художественные студии. Но детей мы приобщаем к искусству — классической музыке, хоровому пению, хорошему кино. И спорту. 17 января, 2013 Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/466...

24 апр. 1887 г. Выборгским епископом был назначен ректор СПбДА архим. Антоний (Вадковский) , хиротония состоялась 3 мая 1887 г., 16 янв. следующего года он был переименован в 1-го викария С.-Петербургской епархии с сохранением титула. Еп. Антоний, много времени уделявший СПбДА, трудился над укреплением Православия в Финляндии. В июле 1888 г. он предпринял длительную поездку по Финляндии для обозрения правосл. мон-рей и приходов, 15 окт. 1889 г. освятил после перестройки Преображенский собор в Выборге. 24 окт. 1892 г. В. в. было преобразовано в Финляндскую и Выборгскую епархию , кафедральным городом к-рой стал Выборг. В 1935-1944 гг. существовала Выборгская епархия Финляндской автономной православной Церкви , образовавшейся в 1923 г. с центром в г. Сортавала. Епархию возглавил еп. Александр (Карпин) , избранный на епархиальном Соборе и хиротонисанный 22 сент. 1935 г. 18 окт. 1936 г. еп. Александр освятил новопостроенную каменную ц. во имя Всех святых на выборгском правосл. кладбище в Ристимяки. Во время советско-фин. войны 1939/40 г. Выборг (Виипури) был взят Красной Армией, население Карельского перешейка и Сев. Приладожья эвакуировалось в глубь Финляндии. В 1941-1944 гг. Выборг принадлежал Финляндии, 20 июня 1944 г. был занят советскими войсками. В 1945 г. еп. Александру, покинувшему к тому времени Выборг, был усвоен титул «Гельсингфорсский» (в Т. 1. С. 495, в статье о еп. Александре неточно указан 1940 г.), он взял на себя устройство церковной жизни беженцев из Выборгской епархии на новых местах поселения. К кон. 1940 г. были закрыты все храмы на землях, перешедших по мирному договору 1940 г. из Финляндии в состав СССР (Виипурский (Выборгский) и Кякисальмский (Приозёрский) р-ны), большая часть церквей была разрушена в ходе последовавших военных действий. После заселения региона выходцами из СССР удалось открыть только Преображенский собор в Выборге (освящен 18 марта 1948, накануне подписания Договора о дружбе между СССР и Финляндией). 19 июля 1962 г. Свящ. Синод РПЦ определил быть викарием Ленинградской епархии с титулом епископа Выборгского прот. Николаю Фомичёву по пострижении в монашество. Хиротония была совершена 25 авг. 1962 г., 27 авг. еп. Никону (Фомичёву) было поручено временное управление Рижской епархией, 16 нояб. того же года он был перемещен на Лужское вик-ство . Затем в продолжение 14 лет В. в. не замещалось. 3 марта 1976 г. Выборгским епископом был назначен ректор ЛДАиС архим. Кирилл (Гундяев) , хиротония к-рого совершилась 14 марта 1976 г., 2 сент. 1977 г. он был возведен в сан архиепископа. Архиеп. Кирилл оставался на Выборгской кафедре до 26 дек. 1984 г., когда был назначен архиепископом Смоленским и Вяземским. Новых назначений на В. в. не последовало. В наст. время в С.-Петербургской епархии имеется Выборгское благочиние, насчитывающее 15 храмов, 2 часовни.

http://pravenc.ru/text/161053.html

25 февраля 1985 года Калининградский горисполком городского Совета народных депутатов принял решение о регистрации православного общества в городе Калининграде, а 1 марта того же года оно было продублировано исполнительным комитетом Калининградского областного Совета народных депутатов. 23 апреля 1985 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР по Калининградской области утвердил эти решения. Общине передали развалины бывшей лютеранской кирхи Юдиттен на окраине Калининграда на месте которых за полгода силами и на средства общины была возведена церковь во имя святителя Николая Чудотворца, вошедшая в состав Смоленской епархии Русской православной церкви. Число православных общин в области росло, на молитву люди собирались в бывших спортзалах, складах, кирхах, переоборудованных для совершения православных богослужений. В 1988 году Смоленско-Вяземская епархия была переименована в Смоленско-Калининградскую. 22 февраля 1993 года решением Священного Синода для управления православными приходами на территории Калининградской области учреждено Балтийское викариатство Смоленской епархии. На январь 2002 года в Калининградской области существовало 42 прихода, 51 храм, 1 монастырь, в клир Балтийского викариаства входили 43 священника и 6 диаконов. 31 марта 2009 года Священный Синод с учётом значительного роста числа православных приходов в области постановил образовать на территории Калининградской области епархию Русской Православной Церкви. Правящим архиереям вновь образованной епархии определено титуловаться Преосвященными Калининградскими и Балтийскими. Священный Синод принял к сведению и одобрил выраженное Святейшим Патриархом Кириллом предложение оставить за ним временное управление Калининградской епархией вплоть до назначения правящего архиерея. На тот же срок за епископом Серафимом (Мелконяном), викарием Калининградской епархии, будет сохраняться титул «Балтийский». На момент разделения на территории Калининградской области действовали четыре благочиния (Калининградское, Неманское, Приморское, Восточное), насчитывающие 75 приходов. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Калининград

Смоленскую и Калининградскую епархию могут разделить Калининград, 5 февраля 2009 г. Смоленская и Калининградская епархия может быть разделена на самостоятельные епархии, цитирует РИА Новости новостное сообщение ГТРК " Калининград " . " В ближайшее время епархию ждут перемены. По словам епископа Серафима, Смоленская и Калининградская епархии будут однозначно самостоятельными " , - говорилось в телесюжете со ссылкой на епископа Балтийского Серафима. " Это будет решаться не раньше Великого праздника Христова Воскресенья, когда соберется Священный Синод. Он пройдет под Святейшим Патриархом, и тогда произойдет разделение епархии, и будут назначены их руководители " , - пояснил в своем телекомментарии епископ Балтийский Серафим. В сюжете уточняется, что сегодня Смоленская и Калининградская епархия находится под прямым руководством Святейшего Патриарха Кирилла, с которым уже в эти выходные епископ Балтийский Серафим встретится в Смоленске. Патриарх Кирилл стал 16-м предстоятелем Русской Православной Церкви, он избран Поместным собором 27 января, церемония интронизации состоялась 1 февраля. До своего избрания он был митрополитом Смоленским и Калининградским, возглавляя епархию с 1984 года (сначала в сане архиепископа Смоленского и Вяземского). В Смоленской области, где проживают чуть более 1 миллиона человек, действуют семь благочиний (Смоленское, Гагаринское, Ярцевское, Сафоновское, Рославльское, Ельнинское, Демидовское) и Вяземское викариатство, насчитывающие около 140 приходов. Самостоятельная епископия была учреждена в Смоленске в 1137 году. В Калининградской области, где проживают около 940 тысяч человек, действуют четыре благочиния (Калининградское, Неманское, Приморское, Восточное), насчитывающие около 75 приходов. Первый православный храм открылся в 1985 году, до 1945 года этот регион принадлежал Германии. Общее количество храмов - около 270, в приходах Смоленской и Калининградской епархии проходят служение около 220 священников и диаконов. 5 февраля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29185.html

В нижнем ярусе постройки, под храмом, расположены проезд и узкий проход, перекрытые цилиндрическими сводами, к западу и востоку от них находятся неск. палат. 2-й этаж занимает храм: 1-главый, бесстолпный, перекрытый лотковым сводом, вытянутый с севера на юг, с 3-частным алтарем. Храм соединен с обширной трапезной палатой, перекрытой полулотковым сводом, к западу от к-рой оборудованы небольшая комната, служившая казначейской, и сени. Высокий четверик храма завершается рядом кокошников, утопленных в стену; карниз с поребриком разделяет ярусы здания. Наличники окон храма и трапезной состоят из полуколонок на консолях, несущих треугольные фронтоны. Основным объемам здания соответствуют пилястры на фасадах. В сер. XVIII в. к сев. стене трапезной было пристроено крыльцо с лестницей на 2-й этаж, а над юго-зап. частью трапезной была поставлена колокольня, состоящая из 2 восьмериков на невысоком постаменте. Грани ярусов звона прорезаны барочными арками. Одновременно или неск. ранее к алтарю Вознесенской ц. были пристроены 2 кирпичные палаты с проездом между ними (перестроены в XIX в.). В сер. XIX в. к трапезной с запада примкнул 2-этажный корпус келий (не сохр.). В 30-х гг. XVII в. и в 1745 г. в В. м. были построены каменные 2-этажный братский и настоятельский корпуса. В 1750-1755 гг. на средства архим. Венедикта (Коптева) был возведен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом во имя свт. Николая Чудотворца (перестроен в нач. XIX в. в стиле классицизма). В 1650 г. в В. м. была учреждена архимандрития. Посещения мон-ря царем Алексеем Михайловичем (окт. 1654 - февр. 1655, нояб. 1656 - янв. 1657) и патриархом Никоном (5 нояб. 1656) сопровождались пожертвованиями. В В. м. принял постриг и в 1677 г. был избран архимандритом буд. свт. Питирим , еп. Тамбовский, при к-ром наступил духовный и материальный расцвет обители. В нояб. 1681 г. в связи с предполагавшимся открытием Вяземского викариатства для содержания епископа мон-рю передавалась «Малого-Тихонова пустынь Ярославецкого уезда с 90 дворами.

http://pravenc.ru/text/161151.html

31 декабря 1920 года его привлекли к следствию по делу о «сокрытии народного имущества», и оставили на свободе под подписку о невыезде из города Смоленска. Обвинялся в нарушении декрета «Об отделении Церкви от государства». Святейшим Патриархом Тихоном в начале 1921 года Венедикт (Алентов) избран и наречен во епископа Вяземского, викария Смоленской епархии. Его хиротония прошла 27 марта 1921 года в Смоленске. К месту назначения преосвященный Венедикт смог выехать, только когда Смоленский губернский трибунал снял с него обвинение в нарушении вышеуказанного декрета. В управление Вяземским Церковным Викариатством он вступил 19 января 1922 года. Викариатство имело круглую печать с текстом: «Вяземское Уездное Церковное Управление». Арестовали владыку Венедикта 6 февраля 1927 года в Вязьме. В заключении он находился вначале в местной тюрьме, а затем его перевели в Смоленский дом предварительного заключения. Епископу Венедикту предьявили обвинение «в монархической пропаганде», но он виновным себя не признал. 20 апреля 1927 года его освободили под подписку о невыезде. 8 июня 1927 года преосвященного Венедикта арестовали и поместили в Смоленский ДПЗ. Его привлекали по делу «контрреволюционной монархической организации» вместе с епископом Иларионом (Бельским), архимандритом Кириллом (Сычёвым) и игуменом Серафимом (Сибекиным) и др. 29 августа 1927 года решением особого совещания при Коллегии ОГПУ, по статьям 58–6, 58–12 преосвященного Венедикта приговорили к десяти годам ссылки. Ему предъявили обвинение в «содействии контр-революционной монархической организации, укрывательстве её участников, созданной с целью свержения Соввласти и восстановления монархии». Считается, что он находился в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), где работал санитаром. По другим данным, три года он находился в ссылке в Киргизии. 23 декабря 1928 года по амнистии ему сократили срок до семи с половиной лет. Освободили владыку Венедикта 6 августа 1934 года, и он проживал в Рязани. С 1934 по 1936 годы преосвященного Венедикта назначали на разные кафедры: епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии (с 22.11.1934 г. по 12.03.1935 г.; не получил регистрации и вернулся в г. Рязань); епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии (с 12.03.1935 г., на кафедре не был, ввиду того, что кафедру не покинул епископ Варлаам (Пикалов)).

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Калининград, 5 февраля. Смоленская и Калининградская епархия может быть разделена на самостоятельные епархии, сообщило в среду в вечернем выпуске местное телевидение ГТРК «Калининград» со ссылкой на епископа Балтийского Серафима. «В ближайшее время епархию ждут перемены. По словам епископа Серафима, Смоленская и Калининградская епархии будут однозначно самостоятельными», - говорилось в телесюжете. «Это будет решаться не раньше Великого праздника Христова Воскресенья, когда соберется Священный синод. Тогда произойдет разделение епархии, и будут назначены их руководители», - пояснил в своем телекомментарии епископ Балтийский Серафим. В сюжете уточняется, что сегодня Смоленская и Калининградская епархия находится под прямым руководством патриарха Кирилла, с которым уже в эти выходные епископ Балтийский Серафим встретится в Смоленске. Патриарх Кирилл стал 16-м предстоятелем Русской Православной Церкви, он избран Поместным собором 27 января, церемония интронизации состоялась 1 февраля. До своего избрания он был митрополитом Смоленским и Калининградским, возглавляя епархию с 1984 года (сначала в сане архиепископа Смоленского и Вяземского). В Смоленской области, где проживают чуть более 1 миллиона человек, действуют семь благочиний (Смоленское, Гагаринское, Ярцевское, Сафоновское, Рославльское, Ельнинское, Демидовское) и Вяземское викариатство, насчитывающие около 140 приходов. Самостоятельная епископия была учреждена в Смоленске в 1137 году. В Калининградской области, где проживают около 940 тысяч человек, действуют четыре благочиния (Калининградское, Неманское, Приморское, Восточное), насчитывающие около 75 приходов. Первый православный храм открылся в 1985 году, до 1945 года этот регион принадлежал Германии. Общее количество храмов - около 270, в приходах Смоленской и Калининградской епархии проходят служение около 220 священников и диаконов, сообщает РИА Новости . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1674 г. по повелению царя Алексея Михайловича положено основание каменному собору на возвышенном месте, в главной крепости, между существовавшими тогда двумя башнями и надзор за работами возложен был на вяземского наместника. Постройка его окончена в 1676 г. В нем устроены были три престола: главный – во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя трех святителей московских и преп. Сергия. Когда назначено было викариатство в Вязьме для Смоленского митрополита, Троицкий собор возведен был на степень кафедрального и при нем определен штат священно-церковно-служителей, который оставался и по закрытии кафедры до 1765 г. Служащим при соборе определено было жалование и руга. В царствование Петра I в 1696 г., по случаю войны со Швецией, состоявшим на жаловании церквам уменьшена руга, отпуск хлеба прекращен. В 1777 г. определено всем священно-церковно-служителям собора 64 – 40.5 руб., а на церковные потребы 3 – 90 руб. Несмотря на эту прибавку, средства собора были так скудны, что недели по две не было богослужения и только случайные благотворения поддерживали его. Так князь Сергей Салтыков покупал воск и просфоры по средам для службы в приделе преп. Сергия; купец Гайдуков, чтобы привлечь молящихся к собору, посылал туда по воскресеньям и праздничным дням певчих из своих крепостных людей. По старанию того же благотворителя в 1798 г. собрана сумма по подписке для исправления собора; в 1803 г. собор был расписан и обновлен. Расписание было неудачно: митрополит Платон, проезжая через Вязьму в 1804 г., нашел его совсем без вкуса, а помещение 3-х святителей между главным престолом и приделом преп. Сергия - «тесным и непорядочным». Преосвящ. Серафим в 1805 г., осмотрев собор, нашел в нем крайнюю скудность и велел закрыть придел трех святителей. В 1812 г. французы выжгли все внутренние украшения собора и обратили его в магазин для складки соли. В таком положении он находился целый год, с 12 августа 1812 г. по август 1813 г. В это время получено было предписание губернатора Смоленска – непременно очистить собор, а св. Синоду для исправления его выслать до 15 000 руб. К концу 1814 г. собор был исправлен и в следующем году освящен.

http://sobory.ru/article/?object=00465

В 1921 году храм посетил епископ Минский Мелхиседек (Паевский), объезжавший приходы епархии. В 1922 году усилиями безбожных властей в Русской Православной Церкви возник обновленческий раскол, и в июле 1922 года епископ Мелхиседек объявил об автономии Белорусской Церкви и стал митрополитом Минским и Белорусским. 7 апреля 1923 года в минском Петропавловском кафедральном соборе владыка Мелхиседек в сослужении епископов Вяземского Венедикта (Алентова) и Гжатского Феофана (Березкина) хиротонисал отца Иоанна во епископа Мозырско-Туровского, викария Минской епархии. Первое время епископ Иоанн жил в Мозыре, а затем обосновался на своей родине в городе Петрикове. Приступив к исполнению архипастырских обязанностей, он энергично принялся за дело, взяв себе за правило частое посещение храмов вверенного ему викариатства. Пользуясь тем, что власти законодательно не запретили преподавание частным порядком Закона Божия и всего относящегося к православной вере, он стал регулярно собирать у себя детей, разучивать с ними церковные песнопения и преподавать им Закон Божий. В 1926 году власти арестовали епископа. Будучи допрошен, владыка Иоанн заявил: «Я, как человек сильных и твердых убеждений религиозных и как епископ, вел работу в пределах установленных властью законов» . 26 марта 1926 года приговором Особого Совещания при Коллегии ОГПУ епископ Иоанн был лишен права проживания в крупных городах страны и выслан из Петрикова. В Великий Четверг 1926 года епископ последний раз отслужил на родине Божественную литургию и, испросив прощения у прихожан, вышел из собора. Люди шли за владыкой до пристани, а затем еще долго шли в холодной воде за баржей, на которой увозили владыку. Высланный из Петрикова, епископ не пожелал терять связи со своей паствой и поселился в городе Лоеве Гомельского округа, где, по мнению властей, «вновь развернул антисоветскую работу, выразившуюся в нелегальном управлении епархией...» 18 сентября 1926 года епископ Иоанн был приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. По окончании ссылки в 1929 году, ему было запрещено жить в некоторых городах и за ним был установлен административный надзор. Митрополит Сергий (Страгородский) назначил его епископом Рыльским, викарием Курской епархии. На пути в Рыльск владыка заехал к архиепископу Курскому Дамиану (Воскресенскому), чтобы поставить его в известность о полученном им от митрополита Сергия назначении.

http://fond.ru/kalendar/281/ioann/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010