Когда говорят, что князь Дмитрий получил власть в девятилетнем возрасте, то подразумевают, что он не мог сам управлять, что за него это делали другие. Это и так, и не так. Нужно понимать, что никаких особых скидок на то, что князь еще ребенок, в те времена быть не могло. Конечно, вокруг Дмитрия были бояре, но при этом юный князь был реальным властителем, и нес, разумеется, со скидкой на возраст, все тяготы власти. В девять лет Дмитрий отправился в Орду за ярлыком на княжение. Но ярлык на Великое княжение был отдан суздальскому князю. ...Началась борьба за ярлык, продолжилось соперничество между Москвой и Тверью. Причем противником Москвы выступала не только Тверь, обострялись отношения и с другими княжествами. Нависала над Москвой и Литва, походы которой на Русь были временами не менее опустошительными и жестокими, чем набеги татар. Но чем взрослее становился Дмитрий, тем удачливее и мудрее была политика Московского княжества. Москва постепенно стала лидером Северо-Восточной Руси. Генеральная репетиция Куликовской битвы случилась в 1375 году, когда двадцать владетельных князей Северо-Восточной Руси поддержали Дмитрия и выступили против тверского князя. Тот вынужден был покориться и не только отказался от владимирского престола, но и признал себя " молодшим братом " московского князя, а значит, включился и в военный союз на стороне Москвы. И все-таки силы и ресурсы князя Дмитрия были очень ограниченными. Максимальное число воинов, которых могла выставить вся Северо-Восточная Русь, не превышало 70 тысяч человек. И едва ли их было больше потом на Куликовом поле. В то же время татарам не составляло труда собрать двести тысяч воинов. Что же заставило Дмитрия бросить вызов Орде? Не надо быть особо прозорливым, чтобы понять: бесчинства татар довели русских до края. Ненависть к ним оказалась настолько неодолимой, что пересилила осторожность военного сословия русских, которое более ста лет не поднималось против татар. Татары для русских в то время - это убийцы, насильники, вымогатели. Именно под давлением " снизу " и действовали русские князья и бояре. Современник очень точно отразил настроения народа, написав о времени Куликовской битвы: " И вскипела земля Русская " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Но подъем «Симеоновской гордости», укрепление национальной русской идеи неудержимы, ибо они народны. Если тверские сепаратисты поддержаны Ольгердом Литовским, то московские националисты в походе 1375 г. (за пять лет до Куликова Поля) идут на Тверь вместе с ратниками владимирскими, суздальскими, нижегородскими, ярославскими, костромскими, новосильскими, тарусскими, оболенскими и др. В том же составе борется московская рать и против Новгорода. Личный авторитет Великого князя не играет здесь роли. Дмитрий еще слишком молод и ничем себя пока не показал. Это народ, осознавшая себя нация, мобилизует свои силы для решительного боя за самоутверждение. Куликовская битва не была первым, почти внезапным, столкновением Москвы с Ордою, как это рисуется при поверхностном взгляде на эпоху. Победа над Тверью, тоже периодически получавшей из Орды ярлык на великое княжение, позволяет Москве, обеспечив свой тыл, повернуться всей силой на восток. Поворачивается не одна Москва, с нею вся осознавшая себя нация. Это не только военно-политический, стратегический поворот. Это переворот в государственном мышлении народа, идейная революция. Феодальная раздробленность вытеснена национальным единством. Родовое представление о верховной власти уступает место легитимизму. Дмитрий вступает на престол не как старший Рюрикова рода, но как сын своего отца, будучи лишь восьмилетним, а в своем завещании уже вполне ясно формулирует новый принцип. В нем чувствуется уже дыхание Самодержавия. Родовые связи слабеют: на Куликово Поле вместе с Москвой идут смоленские, брянские и полоцкие Ольгердовичи, но рязанские Рюриковичи ей враждебны… Зоркий Мамай – личность далеко незаурядная, смелый и ловкий политик, сам захвативший власть над Ордой – видит этот процесс и пытается его пресечь. Но поздно. Высланный в 1377 г. карательный отряд царевича Арапши еще успевает разорить нижегородскую землю, но более крупная экспедиция мурзы Бегича в следующем, 1378 г., разбита наголову у реки Вожи. Русским войском командует в этой битве Андрей Ольгердович, язычник, принявший православие, а позже – схиму. Таков дух века. После этой победы над татарами брат Андрея – Дмитрий Ольгердович добровольно примыкает к Москве, отдав ей свои Трубчевское и Стародубовское княжества, сам же едет ставленником Дмитрия Донского в Переяславль Залесский. Идейная мобилизация национальной Руси выходит за пределы владений Рюриковичей. Близка к завершению и стратегическая, Мамай это знает и заключает союз с Литвой и крымскими генуэзцами. Концентрация сил закончена для обеих сторон.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Христианизация идет от правящего слоя Руси по нисходящей к социальным низам; от крупных городов к менее значительным, а затем к селам и деревням: от славянских поселений - к стойбищам туземных племен. Распространение новой религии встречает отчаянное сопротивление язычников и нередко терпит досадные поражения, которые проявляются в убийствах священников, в сжигании или разрушении церквей и монастырей. Подавляющее большинство удельных князей скорее ведомы алчностью и тщеславием, нежели любовью к ближнему; многие сохраняют скрытое многоженство и не гнушаются подлых убийств. Но все же к XIII-мy веку жители Киевской Руси и сопредельных с ней княжеств становятся преимущественно православными, а Русская земля приобщается к Византии в качестве дальней окраины христианского мира. Третий этап начинается вместе с татаро-монгольским нашествием. Облик военной знати радикально меняется. Степняки-кочевники, прирожденные охотники-добытчики, включают Русь в состав Золотой Орды. Новые правители не сверяют свои поступки и решения с христианскими заповедями; у них своя религия, своей стиль жизни, свои порядки и правила. Все те, кто в эти правила не вписываются, просто гибнут под копытами конницы или отправляются на невольничьи рынки. Интенсивность культурных контактов русичей с Византией стремительно идет на спад. Однако эти контакты не прерываются окончательно. Если великие князья, в качестве управляющих уездами, вынуждены систематически выказывать свое почтение ордынским ханам, то иерархи православной церкви, монахи-странники продолжают посещать другие епархии константинопольского патриархата и даже бывать в самом Царьграде. Центр религиозной жизни Руси смещается на северо-восток; в лесах легче укрываться от внезапных набегов татар. Подспудно в толще угнетенного народа формируются выдающиеся личности, которых уместно назвать строителями св. Руси. Они верят, что землям, включенным в волжско-окский треугольник, предназначено великое будущее, а божественная правда способна превозмочь любое насилие, чинимое в бренном мире. Необходимо признать, что эти люди оказались чрезвычайно прозорливы. Золотая Орда слабеет из-за бессчетных внутренних распрей, а Московия медленно прорастает сквозь пепел разоренного Владимирского княжества и обретает политический суверенитет, не выиграв ни одного сражения с ордынскими ханами.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/07/...

Архиерей напомнил, что совсем недавно Церковь совершала память равноапостольной княгини Ольги. «Будучи женщиной премудрой и наделенной многими добродетелями, она так и не смогла распространить христианство в своем княжестве, при этом обладая той же княжеской властью, как и ее внук Владимир. И она много скорбела об этом, но потом положилась на волю Божию. И уже через 19 лет совершилось то, чего она так ожидала», — сказал Патриарший экзарх. «Из этого мы научаемся, что не всегда даже доброе, что мы желаем, Господь сразу же дает нам по нашим молитвам», — отметил архиерей, пояснив, что Господь посылает человеку просимое в наиболее подходящее для этого время. «Христианская вера открыла людям возможность духовно возрастать и достигать ангельского чина и спасения души своей, входить в небесные обители. Это великое благо, которое даровано нам и передается бережно из поколения в поколение, и за это мы сегодня сугубо благодарим Господа и молимся о том, чтобы вера православная укреплялась на наших землях, чтобы мы жили в соответствии с тем богатым духовным наследием, которое оставил нам святой равноапостольный князь Владимир», — сказал владыка экзарх. С приветственным словом к митрополиту Вениамину обратился настоятель Владимирского храма протоиерей Сергий Белевцев. Он поздравил Патриаршего экзарха с праздником, поблагодарил за совместную молитву и преподнес на молитвенную память икону равноапостольного князя Владимира. В завершение владыка Вениамин поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru за темою Служба преподобноисповеднику Рафаилу Оптинскому [Документи] Святковий концерт на честь Хрещення у У Хрещення у День Хрещення в Успенському Кремля. Хресний Молебень пам " ятника Володимиру на (Абражей), обраний на зведений у сан У «Ковчег» монастиря у Ради екзарх поклав до вогню та пам " ятника у «Хатинь» У екзархату пройшов курс з В сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому в день пам " князя Московського в Даниловому У сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника з ключовими словами День Хрещення – екзархат – престольне свято   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських За депутата у захоплено Покровський храм села секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5832777...

Стойкость исповедника сломить не удалось, и его выпустили из тюрьмы. Монашеский постриг Лонгин Карпович принял с именем Леонтий и, благодаря своему высокому авторитету, вскоре стал во главе Виленского Свято-Духова монастыря. В обители архимандрит Леонтий учредил общежительный устав по чину святителя Василия Великого. Являясь также ректором братской школы, он воспитывал молодежь в духе верности Православию. Всем православным виленцам архимандрит Леонтий был известен как боговдохновенный проповедник, по красноречию его считали подобным Златоусту. В 1620 году Великое княжество Литовское посетил Иерусалимский патриарх Феофан. Архимандрит Леонтий (Карпович) был в числе избранных на епископское служение и наречен епископом Брестским и Владимирским. Из-за тяжелой болезни Виленский архимандрит, однако, не смог отправиться в Киев для хиротонии. Он уже предчувствовал свою близкую кончину и по настоянию братства послал к патриарху своего постриженика инока Мелетия Смотрицкого. Смотрицкий вернулся в Вильну в сане архимандрита через несколько месяцев, однако уже не застал в живых своего учителя. В материалах Святого Синода говорится, что архимандрит Леонтий преставился ко Господу 24 сентября 1620 года и его тело оставалось непогребенным шесть недель. Архиепископ Мелетий совершал отпевание преподобного Леонтия 2 ноября 1620 года. В своем надгробном слове он отметил нетление его честных мощей: «Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат сами язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое, хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но, благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа, остается неповрежденным и не имеющим запаха». Жизненный путь архимадрита Леонтия (Карповича) Святым Синодом Белорусской Православной Церкви 29 ноября 2005 года было поручено детально и предметно исследовать клирику Свято-Духова кафедрального собора протоиерею Сергию Гордуну. Накануне прославления на сайте Sobor.by были опубликованы тропарь, кондак и молитва преподобному Леонтию.

http://e-vestnik.ru/news/nepokolebimyy_z...

Крайне сложной была и внутриполитическая ситуация. Города переходили из рук в руки. Малолетний Дмитрий зимой 1359–1360 года отправился в Орду. Новый правитель Орды Навруз решил отдать ярлык на великое княжение Владимирское Андрею Константиновичу Нижегородскому, а не Дмитрию. Андрей Константинович, в свою очередь, отказался от своего княжения в пользу своего младшего брата, Дмитрия, князя Суздальского. Галицкое княжество и часть Ростова также были переданы ханом другим князьям. Таким образом, границы Московского княжества фактически вернулись к 1327 году, то есть ко времени до получения Иваном Калитой ярлыка на Владимирское княжение. В такой непростой обстановке началось правление Дмитрия Ивановича. А.М. Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском      Отношения Дмитрия Ивановича и Дмитрия Константиновича, естественно, были непростыми. Но когда москвичи помогли отстоять последнему Нижний Новгород, Дмитрий Константинович отказался от притязаний на великое княжение Владимирское. А 18 января 1367 года в жизни Дмитрия Ивановича случилось очень важное событие: он женился на Евдокии Суздальской, дочери Дмитрия Константиновича. В счастливом 22-летнем союзе родилось восемь сыновей и четыре дочери. Непростыми были отношения и с Тверским княжеством. С одной стороны, Мамай постоянно спекулировал великокняжеским ярлыком, играя на интересах Московского князя Дмитрия Ивановича и Тверского Михаила Александровича. В то же время в интересах Твери (вплоть до военной помощи) действовало княжество Литовское (Михаил Тверской был женат на сестре Литовского князя Ольгерда).    Признанный лидер Могущество Московского князя подтверждалось его военными победами Несмотря на столь сложную ситуацию, в условиях переплетения внешней политики с внутренней, Дмитрию Ивановичу удалось усилить свое положение: прежде всего, он подчинил себе многих русских князей и тем самым стал признанным политическим лидером на Руси. Также он постепенно добился экономической независимости от Орды (сначала удалось договориться с Мамаем об уменьшении дани, а позже – и вовсе об ее отмене). И, наконец, могущество Московского князя подтвердилось его военными победами. В 1376 году он осадил волжский город Булгар. Татарское войско вынуждено было капитулировать, выплатить контрибуцию и принять сборщика дани. А в 1378 году, 11 августа, на рязанской земле у реки Вожи посланные Мамаем на Русь войска потерпели сокрушительное поражение.

http://pravoslavie.ru/82259.html

«Дети должны быть смыслом жизни!» Дальнейшая драматическая и трагическая судьба Алексея Навального также известна всем. Проститься с ним пришли многие политики, в их числе Борис Надеждин и Евгений Ройзман. Весь вечер первого марта смотрела я передачи оппозиционных каналов, и тут было на что посмотреть. От церкви через мост на кладбище двигалась более чем десятитысячная толпа народа – с цветами и без цветов, – скандируя «Навальный!», «Нет войне!», «Украинцы – хорошие люди!» и другие лозунги и призывы. Всё происходящее широко комментировали бывшие наши сограждане, ныне прочно окопавшиеся за рубежом. Некая Ольга Романова, глава Фонда «Русь сидящая», заявляла, что Алексей Навальный вывел на улицы лучших людей России. Более того, по её мнению, Ленинский проспект в Москве со временем переименуют в «проспект Навального». Это ли не бред больного на голову человека?! После похорон люди долго не расходились, зажигая фонарики и свечи, некоторые молились и читали псалмы. Однако, вне всякого сомнения, что резко оппозиционный их настрой к нынешней власти очевиден. Для молодых людей, составивших большинство в толпе, идеалом стала западная «демократия», подлинная сущность которой им неведома. Но, как бы там ни было, никто в современной России открыто не продолжил разоблачительное дело Навального, боясь повторения его печальной участи. Не исключено, что в среде верующих людей он будет объявлен своего рода страстотерпцем. Навряд ли тысячные толпы будут провожать в последний путь наших олигархов. Какова же роль Русской Православной Церкви в нашем тяжелобольном и вопиюще социально несправедливом обществе? Увы, она слишком мала! Однако, русская история даёт нам замечательные примеры служения церковных иерархов государству. Митрополит Алексий, живший в нелёгком для страны четырнадцатом веке, когда Русь была под властью Орды, был самым выдающимся политическим деятелем своего времени. Обладая исключительным умом и способностями, он был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях. В 1366 году начал строительство каменного Московского Кремля. Будучи искусным дипломатом, он пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу, содействовал тому, что великое княжество Владимирское укрепилось окончательно за московскими князьями. Иными словами, перенёс митрополию в Москву. Через пятьдесят лет по смерти Алексий был канонизирован в лике Святителя, а его мощи были обретены в пятнадцатом веке в основанном им Чудовом монастыре в Кремле. Благодаря подвижнической деятельности митрополита Алексия, Русь во многом освободилась от ордынского ига, сделав огромный социально-экономический скачок.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/04/ra...

Митрополит Максим, который в 1299 году перенес резиденцию из разгромленного, полумертвого Киева во Владимир-на-Клязьме, в документах называл себя Митрополитом Всея Руси, без указания города пребывания престола, хотя в Константинополе по-прежнему называли русского владыку Киевским. Митрополит Петр проводил свою архипастырскую деятельность в разъездах, поначалу стараясь нигде надолго не задерживаться – князья ревниво следили за тем, какому городу он благоволит, а сверхзадачей св. Петра было мирить, а не разделять. Церковь была единственной силой, сохранявшей и внедрявшей в умы понятие единства Руси, а митрополит был единственным общерусским национальным лидером. Несколько раз Владыка своим словом предотвращал междуусобные войны, в том числе между Тверью и Москвой. Иногда миротворческая деятельность была небезопасной. Не избежал Святитель и клеветы со стороны некоторых ревнивых церковных иерархов, но правда раскрылась на соборе в Переяславле, а личных врагов св. Петр прощал всегда. Почему митрополит Петр выбрал Москву, а не Тверь, не Новгород? Почему его взгляд не обратился к родным для него Юго-Западным землям, Галицко-Волынской Руси? Что разглядел он в Москве такого, чего не видели современники? Как бы мы ни ответили на эти вопросы, ясно одно: именно митрополит Петр в начале XIII века решил и указал, где быть центру Руси. Князь Юрий Данилович Московский был типичным мелким хищником, правда, очень неудачливым. Михаил Ярославич Тверской легко бил его на поле боя, и Юрию ничего не оставалось, как ехать доносить в Орду, где он имел множество друзей, не уступавших ему в подлости. В этих поездках, интригах, доносах, войнах проводил все свое время неугомонный князь, считавший, что без ярлыка на Великое Княжение Владимирское его жизнь прожита напрасно. Юрий мог себе позволить долгие отлучки, так как княжество оставалось в заботливых руках его младшего брата Ивана Даниловича. Именно он встречал проезжавшего через Москву митрополита Петра, ловил каждое его слово, старался, чтобы к следующему приезду владыки оно было исполнено. Для митрополита был отстроен специальный двор, содержался штат слуг, и всякий раз, когда владыка Петр оказывался в Москве, он жил у себя дома. Из жития св. Петра, написанного сразу после его смерти епископом Прохором Ростовским, мы знаем о личной привязанности митрополита к Ивану Даниловичу (Калите), так похожему на отца своей умной хозяйственностью.

http://pravmir.ru/mitropolit-petr-kamen-...

Тохтамыш под Москвой. Иллюстрация из Летописного лицевого свода Но не стоит думать, что этими четырьмя горестными событиями ограничиваются страдания русских земель от ордынских нашествий. Помимо великих вторжений случались, и довольно часто, своего рода «рейды» малые, то есть наскоки «ограниченных контингентов» степной конницы. Конечно, они не приводили к тотальному разорению. Однако следы оставляли всё те же: головешки, трупы, слёзы вдов, следы пленников, угнанных на невольничьи базары в далеких краях... Иногда ордынцев отбивали силой оружия, как это сделал, например, Дмитрий Донской. Но чаще все-таки их появление приводило к несчастьям и потерям — отбиться не удавалось Что тут добавить? Вся Русь страшилась угрозы новых вторжений ордынцев, со страхом и гневом ожидая очередных «волн». Ни один город не смел чувствовать себя в полной безопасности. Ордынский отряд мог появиться где угодно и когда угодно. Великий ужас 1395 года Летом 1395 года на Русь опустилась тень нового нашествия. Из недр Средней Азии пришел с неисчислимым воинством завоеватель великий и свирепый, Тамерлан. На Руси его именовали Темир-Аксаком. Русь имела все основания бояться Тамерлана больше, чем прежних ордынских воителей. Недавно им был разбит на реке Терек золотоордынский хан Тохтамыш, несколькими годами ранее разгромивший столицу Московского княжества. Русь не имела сил обуздать Тохтамыша и вынуждена была покориться ему. Тамерлан же буквально разнес в щепы великое конное войско Тохтамыша, а вместе с вооруженными силами и всё государственное устройство Золотой Орды. Он был намного сильнее Тохтамыша. И теперь Тамерлан двигался на Русь. Он шел на плечах отступающих конников Тохтамыша. Русь в его глазах являлась окраинным владением смертельного врага. Ожидать милосердия и пощады от Тамерлана не приходилось. Города и сёла русские застыли в ужасе. Неужто грядет повторение Батыева нашествия?! Неужто черный год вновь пришел, и взлетят до неба черные дымы над городами, а вороньё вдоволь насытится плотью мертвецов?!

http://foma.ru/v-tot-god-na-rus-nadvigal...

В нояб. 1359 г. Иоанн Красный умер и его завещание вступило в силу. Оно касалось положения дел в собственно Московском княжестве. Между тем правление во Владимирском великом княжестве , к-рое с 1332 г. сохранялось в руках московских князей, находилось под контролем Орды. В 1360 г. хан Ноуруз утвердил вместо московского князя на владимирском столе нижегородско-суздальского кн. Димитрия (Фому) Константиновича . Однако вскоре в Орде разгорелась междоусобная борьба, поддерживать нового вел. князя стало некому, и этим воспользовались в Москве. Зимой 1362 г. ее правитель кн. Димитрий получил ярлык на Владимирское великое княжение от сарайского хана Амурата, и московская рать предприняла поход на Переяславль Залесский, где пребывал вел. кн. Димитрий Константинович. Среди участников похода был и 9-летний В. А. Результатом стало присоединение Владимирского вел. княжества к владениям Димитрия Иоанновича. Оно было объявлено его вотчиной, хотя соперник Москвы блгв. кн. тверской Михаил Александрович (1365-1399) этого еще долгое время не признавал. В 1363 г. В. А. принял участие в походе московских полков на Галич. Местный князь был изгнан из своих владений, а его княжество было присоединено к Москве. Кн. Владимир Андреевич просит благословение у прп. Сергия на основание Высоцкого мон-ря и строительство церкви. Миниатюра из " Жития прп. Сергия Радонежского " . Кон. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 253 об.) Кн. Владимир Андреевич просит благословение у прп. Сергия на основание Высоцкого мон-ря и строительство церкви. Миниатюра из " Жития прп. Сергия Радонежского " . Кон. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 253 об.) В. А. поддерживал своего старшего двоюродного брата в соперничестве с др. древнерус. князьями за обладание Владимирским великим княжением, в борьбе за др. княжества, а московский вел. князь давал возможность людям удельного князя расселяться на присоединенных землях. Это отразил договор между В. А. и вел. кн. Димитрием, заключенный в кон. 1364 - нач. 1365 г. Согласно его условиям, оба князя должны были быть «заодин» при решении всех внутримосковских и внешнеполитических вопросов. За В. А. сохранялись владения его отца и то, что он получил по завещанию от вел. кн. Иоанна Красного. Однако претендовать на наследие Симеона Гордого князь не мог, оно оставалось в руках у вел. кн. Димитрия. На территории присоединенного Владимирского великого княжества В. А. получил право расселять своих военных слуг, к-рые при получении кормов с населения должны были отдавать определенную часть своему князю. Впрочем, в случае войны такие слуги подпадали под юрисдикцию не только В. А., но и вел. кн. Димитрия.

http://pravenc.ru/text/159088.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010