В 1329 г. Иван Калита двинулся походом на Псков против Александра Михайловича 366 Последний вынужден был бежать в Литву, но спустя два года вернулся оттуда и сел в Пскове «из руки» великого князя литовского Гедимина 367 . Здесь он княжил 6 лет. После смерти в 1331 г. Александра Васильевича Иван Калита вновь отправился в Орду 368 . Здесь путем щедрых даров и обещания больших выплат ему удалось получить все великое княжение и вдобавок половину Ростова 369 . В следующем году Иван для выполнения взятых обязательств запросил крупную сумму у Новгорода (что привело к конфликту с новгородцами) 370 . Зимой 1332–1333 гг. Калита был вызван послом Сараем в Орду. В 1333 г. он благополучно вернулся, но о каком-либо «пожаловании» Ивану не говорится 371 . Очевидно, вызов был связан с погашением долга и великий князь выполнил свои обязательства. Следующая поездка Ивана Даниловича к Узбеку имела место в 1336 г. Зимой 1336–1337 гг. он «прииде изо Орды с пожалованием в свою отчину» 372 . Как мы видели, всякий визит князя к ханскому двору имел конкретную причину, и указание на «пожалование» скорее всего свидетельствует, что результатом было приращение владений Ивана. Поэтому осторожное предположение В.А. Кучкина 373 , что Иван ездил для того, чтобы купить ярлык на Галицкое княжество (одна из так называемых «купель» Калиты), князь которого Федор умер в предыдущем, 1335 г. 374 , выглядит вполне правомерным. Более того, представляется, что тогда же Калите удалось овладеть и Дмитровским княжеством. Князь Борис Дмитровский умер в 1334 г., находясь в Орде 375 . Его сын Дмитрий в 1360–1362 гг. княжил в Галиче, который тогда вновь был сделан Ордой центром отдельного княжения 376 . В.А. Кучкин посчитал, что Дмитров перешел под власть московских князей в 1360 г., так как в духовной грамоте сына Калиты великого князя Ивана Ивановича (1359) он не упомянут 377 . Но в духовной Ивана Красного оговаривалась судьба земель, входивших в Московское княжество 378 ; если Дмитровское княжество было включено в состав великого княжества Владимирского, оно никак не могло быть упомянуто в этом завещании (московский князь в 1359 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1348 г. по поручению старшего брата И. И. во главе московской рати ездил в Вел. Новгород для отпора войскам швед. кор. Магнуса. Реальной помощи новгородцам он не оказал и вскоре вернулся в Москву. В 1352 г. И. И. участвовал в крупномасштабном походе князей Сев.-Вост. Руси во главе с вел. кн. Симеоном Гордым против Литовского вел. кн. Ольгерда и его союзников. В результате похода был заключен выгодный для правителей Москвы мир с Литовским великим княжеством , по условиям к-рого под власть Владимирского вел. князя вернулись правители Смоленского и Брянского княжеств. В 1353 г., во время эпидемии чумы, умерли вел. кн. Симеон Гордый, его сыновья и младший брат кн. Андрей, И. И. стал московским князем. Перед отъездом в Орду он перераспределил уделы в составе Московского княжества, нарушив условия завещания вел. кн. Симеона, по которому вдова последнего вел. кнг. Мария Александровна должна была унаследовать основную часть княжества. В результате действий И. И. под его непосредственную власть перешли города Можайск и Коломна вместе с рядом волостей, ему поступал сбор московской тамги (налога с торговых сделок). Для подтверждения своего права на московский стол И. И. отправился в Орду, рассчитывая там же получить ярлык и на великое княжение. Его соперником в борьбе за великокняжеский титул в Орде стал нижегородско-суздальский кн. Константин Васильевич, получивший поддержку Вел. Новгорода. Хан Джанибек решил продолжить политику хана Узбека и отдал ярлык И. И. В нач. 1354 г. новый вел. князь вернулся на Русь и 25 марта был торжественно возведен на великокняжеский стол во Владимире. В отсутствие И. И. рязанский кн. Олег Иванович отвоевал у московских князей г. Лопасня на правобережье Оки, в плен попал великокняжеский наместник Михаил Александрович. Ранее Лопасня вместе с рязанскими территориями по р. Протве была захвачена московскими князьями, что и стало одной из причин конфликта. Несмотря на то что новгородцы полтора года не признавали И. И. в качестве вел. князя, конфликт удалось решить мирным путем, и в 1355 г. в Вел. Новгороде появились наместники И. И. В том же году союзник Москвы бывш. служилый кн. Федор Глебович изгнал из Мурома своего дядю св. блгв. кн. Георгия (Юрия) Ярославича и при поддержке И. И. получил в Орде ярлык на Муромское княжество.

http://pravenc.ru/text/469778.html

В 1362 г. М. А. совершил поездку в Великое княжество Литовское (ВКЛ) и заключил мир с вел. кн. Литовским Ольгердом (в связи с нападением зимой 1361/62 литов. войск на тверские волости). По всей видимости, в том, что к литовскому кн. Ольгерду отправился именно М. А., сыграли роль их тесные родственные связи: Ольгерд был женат на сестре М. А. Ульяне Александровне, а его дочь была замужем за братом жены М. А. городецким кн. Борисом Константиновичем. Заключение мира усилило позиции Александровичей, лидерство среди которых в 60-х гг. XIV в. перешло к М. А. В 1362-1363 гг. между вел. кн. Тверским Василием Михайловичем и племянниками (Александровичами), вероятно, был заключен договор, по к-рому Василий Михайлович отказался от 1/3 отчины Александровичей. Тогда же М. А. вместе с др. князьями тверского княжеского дома упомянут среди выдавших жалованную грамоту тверскому Отрочу в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю . Грамота подтверждала широкие финансово-экономические полномочия архимандрита мон-ря «по грамотам» Тверского и Владимирского св. вел. кн. Михаила Ярославича . И договор, и совместная грамота являются свидетельствами того, что князья предприняли попытку примириться, чему, видимо, способствовали Тверские епископы Феодор II Добрый и Василий (см. ст. Василий, еп. Тверской ), упоминаемые в грамоте. В 1365 г., судя по титулованию в летописях, М. А. стал, по крайней мере де-факто, великим князем Тверским не только благодаря личным качествам, но и ввиду семейных обстоятельств. Во время эпидемии чумы в Тверском княжестве (кон. 1365 - нач. 1366) умерли его мать кнг. Анастасия (20 нояб. 1365), старший брат холмский кн. Всеволод Александрович (8 янв. 1366) и двое младших братьев. М. А. получил возможность распоряжаться Холмским княжеством и владениями своих младших братьев. От чумы умер и двоюродный брат М. А. кн. Семен Константинович, завещавший свою часть клинских земель М. А., а не родному брату - кн. Еремею Константиновичу и не дяде Василию Михайловичу. Предвидя реакцию ближайших родственников кн. Семена Константиновича, М. А. «нарядил городок новыи на Волзе» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 81). Тверской еп. Василий и население Твери выступили на стороне М. А. Владыка «по митрополичю приказу» должен был рассудить конфликтующих членов тверского княжеского дома. Еп. Василий оправдал М. А., чем вызвал недовольство Москвы. В 1367 г. М. А. уехал в Литву, а представители др. стороны инспирировали вызов «приставом митрополичим» «на Москву на суд перед митрополита» Тверского владыки, «что их судил о чясти о княже о Семенове. И тако на Москве про тот суд владыце Василию бышеть истома и протор велик» (Там же. Стб. 84). И, несмотря на то что послы владыки вместе с послами кашинского князя принимали участие в урегулировании спора, позиция епископа, по-видимому, и далее оставалась неизменной.

http://pravenc.ru/text/2563716.html

Дважды Андрей ходил на волжских булгар, ставших с X в. мусульманами. Оба похода были успешными. В первый поход в 1164 г. Андрей брал Владимирскую икону Божией Матери. После решающей победы, которая состоялась 1 августа, служа благодарственный молебен перед иконой, Андрей с братом Ярославом и сыном Изяславом увидели ослепительное сияние, исходившее от ликов Богородицы и Спасителя. Победу приписали помощи Богородицы и установили праздник иконы 1 августа. После этого через икону было сотворено ещё множество чудес, в том числе исторически важных для спасения России. В течение трёх веков икона находилась во Владимирском Успенском соборе, лишь в конце XV в. была перенесена в Москву. Андрей имел достаточно силы и богатства, чтобы поставить своё княжество над остальными. Так, в 1169 г. он предъявил наследственные права на Киевское великое княжение и с союзниками приступом взял Киев, чтобы поставить там своего брата Глеба Юрьевича. После этого Киев навсегда потерял старшинство над русскими городами. Но воля Божия не всегда была с Андреем. В 1170 г. попытка наказать вольный Новгород обернулась неожиданным поражением и прославлением иконы Божией Матери «Знамение» , через которую новгородцам была дарована победа над более сильным противником. В 1174 г. приближённые князя вероломно убили его в Боголюбовском. Поводом послужила казнь брата одного из них. Заговорщиков было около 20. Заблаговременно спрятали меч Андрея – меч святого князя Бориса, которому Андрей приписывал чудесную силу, – выпили для храбрости и ночью вломились в княжеские покои. Широкоплечий и сильный 63-летний князь отчаянно сопротивлялся. Убийцы ушли, думая, что дело сделано, но Андрей был ещё жив; он сумел спуститься по лестнице и спрятаться под сени. Услышав стоны, злодеи вернулись и снова бросились на своего властителя. Князь успел вымолвить: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!»... В 1935 г. было проведено исследование мощей Андрея Боголюбского, которое показало, что только одна из ран была нанесена князю спереди, остальные сзади и с боков. Позднее известный антрополог-скульптор М. М. Герасимов по черепу восстановил энергичный, властный облик князя (скульптура находится в исторической экспозиции Владимирского музея-заповедника). Скуластый, несколько монголоидный портрет подтверждает тот факт, что матерью его была дочь половецкого хана.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

И, наконец, последнее. Если верны прогнозы о радикальном климатическом изменении, потеплении и подъёме мирового океана, то изменится и сама Сибирь в климатическом отношении, она может стать как раз самой пригодной для жизни территорией и центром экономического развития страны. Но я обращал внимание не только на эти рациональные резоны, а, прежде всего на некий мистический алгоритм русской истории, о котором я писал в статье «О смыслах Русской цивилизации. Заметки на тему русской историософии». Вот цитата из той, апрельской, статьи. Эпохальным событием, сформировавшим алгоритм нашей истории, стал уход святого благоверного князя-мученика Андрея Боголюбского из Киевского княжества на крайний север Русской земли во Владимир-на-Клязьме в 1155 году. Вспомним, что Андрей Боголюбский был на тот момент старшим сыном выдающегося государственного деятеля Киевской Руси Юрия Долгорукого, который был шестым сыном Великого князя Владимира Мономаха, долго воевал за Киевский престол и, наконец, стал Великим князем Киевским. Князь Юрий связывал определённые надежды со своим старшим сыном, который был уже очень опытным и мужественным воином и держал его подле себя в Вышгороде. Но сын вдруг забирает всё самое ценное, что у него было – свою дружину и древнюю икону, написанную, по преданию, евангелистом Лукой, которая была подарена Ромейским императором его дяде святому князю Мстиславу Великому и хранилась в Вышгороде (теперь широко известная под именем Владимирская) – и тайно уходит на север. Куда уходит князь Андрей? Практически, на задворки Древнерусского государства, в совершенно необжитые места Северо-восточной Руси, где не было таких городов, как стольный Киев, где не было практически никакой цивилизации. И там он обустраивает новую столицу, превратив захолустный Владимир в стольный город, в новый блестящий центр русской цивилизации. А на тот момент, говоря по-простому, это были «медвежьи места». Князь Андрей Юрьевич увидел, что жители столицы уже утратили государственный смысл, что Киев – это уже умирающая цивилизация. И он переносит столицу на окраину государства. И начинается новая эпоха истории Руси, хотя и разорванная нашествием и вековым монголо-татарским игом. Новая Владимиро-Московская Русь превратилась снова в великое русское государство.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/09/o_...

кн. Александра Ярославича Невского , единственный внук блгв. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича , за потомками к-рого с сер. XIII в. закрепилось Владимирское великое княжество . Однако право назначения вел. князя принадлежало хану Орды, куда в 1304 г. и отправился кн. Михаил. Следом за ним двинулся Г. Д., надеясь склонить хана на свою сторону. Г. Д. приходился Михаилу двоюродным племянником и, согласно древнерус. традиции наследования власти, не вправе был с ним соперничать. Более того, по принципу родового старейшинства Г. Д. уступал не только Михаилу Ярославичу, но и нижегородско-городецкому кн. Михаилу Андреевичу, сыну вел. кн. Андрея Александровича. По принципу же отчинному Г. Д. и в перспективе не имел прав на вел. княжение, т. к. его отец не владел Владимиром. Тем не менее Г. Д. вступил в борьбу (вопреки просьбе митр. Максима не соперничать с кн. Михаилом). В 1305 г., пока тверской и московский князья находились в Орде, Иоанн I Даниилович Калита, брат Г. Д., приехал на княжение в Переяславль, судьба к-рого в связи с предстоящим появлением нового вел. князя оказывалась неясной. Из Твери к Переяславлю подступило войско, к-рое было разбито московской и переяславской ратью. Хан Тохта решил вопрос о вел. княжении в пользу Михаила Тверского. Г. Д. намеревался оставить за собой хотя бы Переяславль. Из-за этого Михаил по возвращении на Русь осенью 1305 г. «ходил ратью к Москве на князя на Юрья и на его братью» вместе с ханским послом («Таирова рать»?). Очевидно, результатом похода было признание московским князем прав Михаила Ярославича на Переяславль. После этого младшие братья Г. Д.- Александр и Борис - отъехали из Москвы в Тверь. Зимой 1306/07 г. по приказу Г. Д. был убит находившийся в московском плену бывш. рязанский кн. Константин, к-рого отец Г. Д. захватил в плен во время боя под Рязанью в 1300 г. (в сражении на стороне рязанского князя участвовали татары). В результате в Рязани к власти пришли союзные Москве сыновья покойного пронского кн. Ярослава Романовича - брата Константина.

http://pravenc.ru/text/164459.html

Между тем в Орде решился спор между князьями другим образом: когда Юрий приехал в Орду, то князья татарские сказали ему: «Если ты дашь выходу (дани) больше князя Михаила тверского, то мы дадим тебе великое княжение». Юрий обещал дать больше Михаила, но тот надбавил еще больше; Юрий отказался, и Михаил получил ярлык. В 1305 году Михаил возвратился из Орды и, узнав о смерти боярина своего Акинфа, пошел на Юрия; чем кончилась эта война, на каких условиях помирились соперники, неизвестно; но известно, что после этого Юрий московский начал стремиться к усилению своей волости, не разбирая средств: он убил рязанского князя, плененного отцом его Даниилом, и удержал за собою Коломну, и в том же году встречаем известие об отъезде братьев Юрьевых из Москвы в Тверь. Через два года (1308) Михаил опять пошел к Москве, бился под ее стенами, наделал много зла, но ушел, не взявши города. Под 1312 годом находим в летописях трудное для объяснения известие, что двенадцатилетний сын Михаила тверского, Димитрий, отправился в поход на Нижний Новгород, на князя Юрия, но во Владимире был удержан от своего намерения митрополитом Петром и распустил войско. До сих пор мы видели наступательные движения на Москву со стороны Твери; но в 1313 году дела переменились: хан Тохта умер, престол ханский занял молодой племянник его Узбек, и Михаил спешил в Орду взять ярлык от нового хана; этим отсутствием решились воспользоваться новгородцы, чтоб с помощью московского князя избавиться от притеснений тверского. Уже давно северные князья по примеру родоначальника своего Всеволода III стремились привести Новгород в свою волю, и только соперничеству между ними последний был обязан продлением своего быта. Когда по смерти Андрея Александровича оба князя соперника – и московский и тверской – отправились в Орду, тверичи хотели силою ввести в Новгород наместников своего князя; но последние не были приняты новгородцами, которые немедленно отправили рать оберегать Торжок на случай нападения тверичей; тверские полки действительно явились у Торжка, но не решились напасть, потому что новгородцы собрали всю свою землю против них; наконец, положено было, что новгородцы на свободе будут дожидаться ханского решения, признают своим князем того из соперников, кто привезет ярлык на Владимирское княжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

На основе анализа орнаментики невеженских изданий высказывались предположения о причастности Н. к деятельности анонимной типографии ( Сидоров. 1951. С. 132-133) и о его работе в книгописной мастерской, занимавшейся иллюстрированием Лицевого летописного свода (Там же. С. 129, 131-132). Исходя из общепринятого представления об идентичности Невежи Тимофеева и Н., книгоиздательская деятельность Н. проходила в 3 типографиях, с 1568 по 1602 г. им было выпущено 13 изданий. Первая типография была организована Н. в Москве совместно с Н. Тарасиевым в 1567-1568 гг., т. е. через 2 года после отъезда Фёдорова и Мстиславца в Литовское великое княжество . Поскольку в послесловии к 1-му изданию этой типографии, Псалтири 1568 г., имя Н. занимает 2-е место, а Тарасиев назван первым, можно предположить, что эту типографию возглавлял именно Тарасиев. В Псалтири 1568 г. прослеживаются черты, характерные для изданий Фёдорова: шрифт тождествен фёдоровскому, заставки также подражают работам первопечатника, хотя и оттиснуты с новых досок. По одной из гипотез, московская типография Н. и Тарасиева сгорела во время пожара 1571 г. ( Тихомиров. 1959. С. 40; Сазонова. 1988. С. 40-42). Эту т. зр. разделяют не все ученые. Тождественность шрифтов всех последующих изданий Н. со шрифтом Псалтири 1568 г., а также использование в них клише ее инициалов и ряда элементов ее декора свидетельствуют о том, что типографский материал не был уничтожен огнем ( Зёрнова. 1952. С. 14-15, 22; Каменева. 1967. С. 137, 140-141; Починская. 2012. С. 114). Книгоиздательская деятельность Н. была возобновлена во 2-й пол. 70-х гг. XVI в., когда «Андроник Тимофеев сын Невежа» возглавил новую типографию, к-рая, согласно общепринятому мнению, была создана по распоряжению царя Иоанна IV Васильевича Грозного в его резиденции - Александровой слободе (ныне г. Александров Владимирской обл.). Высказывались также не получившие подтверждения гипотезы о том, что «новый град Слобода», названный в послесловии как место издания Псалтири (2 июня 1576 - 31 янв. 1577), был расположен в Москве ( Снегирёв. 1835. С. 168-174; Ундольский. 1871. С. 14) или в Ивангороде на р. Свияге (ныне с. Свияжск Зеленодольского р-на Республики Татарстан) ( Григорьев. 2001).

http://pravenc.ru/text/2564808.html

Об этом свидетельствуют многие события русской истории. Скажем лишь о некоторых из них.   Церковь и государство От своих предков Рюриковичей святой князь Даниил унаследовал сознание необходимости единства государственного и церковного строительства. Неслучайно он основал близ Москвы монастырь во имя своего небесного покровителя. Устроив обитель, святой Даниил испросил святительское благословение на учреждение в ней архимандрития. Это был обдуманный шаг государственного деятеля, свидетельствующий о том, что князь сознательно упрочивал достоинство Москвы. В то время архимандрития была редким явлением во Владимирской Руси, и ее наличием статус Москвы повышался, а княжеский монастырь делался центральным среди будущих московских обителей. Архимандрит был первым лицом в церковной жизни княжества после архиерея и помощником князя в его трудах. Так было начато созидание Московского государства в единстве двух властей — светской и церковной. Потомки князя Даниила следуют этому основному закону русской жизни. Сын его Иван Калита в лице святого митрополита Петра имел не только духовного наставника. Святителя и великого князя соединяли узы любви и дружбы. Святой митрополит Алексий в дни малолетства благоверного князя Димитрия Донского управлял государством и был образцом христианского политика. Духовная грамота князя Димитрия, в которой великое княжение Владимирское объявлялось наследственным владением Московских князей и передавалось от отца к сыну, — тем самым устанавливался основной принцип самодержавия, — была составлена в присутствии преподобного Сергия Радонежского. Так Печальник земли Русской освятил рождение новой русской государственности. Другой русский святой — святитель Макарий, став Московским митрополитом в самом начале правления Ивана Грозного, указал юному Государю величие задач, стоящих перед ним. По мудрому совету митрополита Иван Васильевич венчался на царство. Известно, в каком тесном духовном общении пребывали последний потомок князя Даниила царь Феодор Иоаннович и первый русский патриарх Иов, избранный в годы правления царя Феодора. Патриарх Иов написал и житие Феодора Иоанновича, уже при жизни почитавшегося святым. По его кончине, когда Россия на время осталась без царя, патриарх Иов взял на себя управление «безгосударной» страной.

http://e-vestnik.ru/history/doklad_names...

Об этом свидетельствуют многие события русской истории. Скажем лишь о некоторых из них. Церковь и государство От своих предков-Рюриковичей святой князь Даниил унаследовал сознание необходимости единства государственного и церковного строительства. Не случайно он основал близ Москвы монастырь во имя своего небесного покровителя. Устроив обитель, святой Даниил испросил святительское благословение на учреждение в ней архимандрития. Это был обдуманный шаг государственного деятеля, свидетельствующий о том, что Князь сознательно упрочивал достоинство Москвы. В то время архимандрития была редким явлением во Владимирской Руси и ее наличием статус Москвы повышался, а княжеский монастырь делался центральными среди будущих московских обителей. Архимандрит был первым лицом в церковной жизни княжества после архиерея и помощником князя в его трудах. Так было начато созидание Московского государства в единстве двух властей - светской и церковной. Потомки князя Даниила следуют этому основному закону русской жизни. Сын его Иван Калита в лице святого митрополита Петра имел не только духовного наставника. Святителя и Великого Князя соединяли узы любви и дружбы. Святой митрополит Алексий в дни малолетства благоверного князя Димитрия Донского управлял государством и был образцом христианского политика. Духовная грамота князя Димитрия, в которой великое княжение Владимирское объявлялось наследственным владением Московских князей и передавалось от отца к сыну - тем самым устанавливался основной принцип самодержавия - была составлена в присутствии преподобного Сергия Радонежского. Так Печальник земли Русской освятил рождение новой русской государственности, Другой русский святой - святитель Макарий, став Московским митрополитом в самом начале правления Ивана Грозного, указал юному Государю величие задач, стоящих перед ним. По мудрому совету митрополита Иван Васильевич венчался на царство. o Известно, в каком тесном духовном общении пребывали последний потомок князя Даниила Царь Феодор Иоаннович и первый русский Патриарх Иов, избранный в годы правления Царя Феодора. Патриарх Иов написал и Житие Феодора Иоанновича. уже при жизни почитавшего святым. По его кончине, когда Россия на время осталась без Царя, Патриарх Иов взял на себя управление " безгосударной " страной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010