Антон Анатольевич Горский Заключение Анализ развития московско-ордынских отношений за два с лишним столетия позволил прийти к следующим выводам. Необходимо внести существенные уточнения в такие устоявшиеся понятия, как «поддержка Ордой Москвы» и «борьба за свержение ордынского ига» В последние два десятилетия XIII в. молодое Московское княжество пользовалось, вместе с рядом других, поддержкой одного из двух соперничающих правителей Орды – Ногая – против княжеств, ориентировавшихся на сарайского хана. В начале XIV в., после восстановления единовластия в Орде, московские князья до 1317 г. не пользовались ханским благоволением, а в 1322–1327 гг. вновь лишились его. Затем последовал 30-летний период, когда Орда лояльно (за единичными исключениями) относилась к деятельности правителей Московского княжества. Этот отрезок времени, безусловно, многое дал в плане накопления экономического и политического потенциала Москвы. Можно сказать, что традиционная ордынская политика недопущения чрезмерного усиления кого-либо из вассальных правителей, политика, не позволившая в первой половине XIV в. усилиться Твери (а еще ранее, в Юго-Восточной Руси – Брянску), в данном случае дала сбой. И последовавшие затем попытки отнять великое княжение владимирское у московского князя не дали результата ни в условиях «замятии» в Орде, ни при наличии в ней относительно сильного правителя – Мамая. А Тохтамышу пришлось фактически признать верховенство Москвы в северных и восточных русских землях как необратимую реальность. Для последующего времени само понятие «поддержка Ордой Москвы» не имеет смысла (Едигей оказывал помощь против Литвы на союзнической основе, в 1431–1432 гг. оба претендента на великокняжеский стол были представителями московского дома). Что касается борьбы за освобождение, то следует констатировать, что сознательная борьба за ликвидацию сюзеренитета ордынского хана – «царя» – не прослеживается вплоть до княжения Ивана III (это относится не только к Москве, но и к другим северным русским землям). Ранее можно говорить об актах сопротивления представителям иноземной власти, о случаях неподчинения князей ханской воле, о конфронтации с Ордой, возглавляемой узурпаторами, об обороне своих территорий от ордынских войск (в том числе в некоторых случаях – и во время походов законного правящего «царя») – но за всем этим не стояло стремление полностью покончить с зависимостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Бармы царя Алексея Михайловича. 1662 г. (ГММК) Оплечье или широкий воротник, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, к кон. XV в. великокняжеской, впосл. царская регалия; своеобразная древнерус. аналогия визант. лора - детали парадного имп. облачения. Этимология слова неясна, возможно происходит от рус. «обрамление», греч. πρμαι (щит круглой формы) или восточнонем. barm (плечо). Б. выполнялись в технике сюжетного и орнаментального шитья или в виде нашивных золотых дробниц с изображением Деисуса, святых, праздников, хранились в великокняжеской или царской казне. Первое упоминание о Б. встречается в 1328 г. в духовной грамоте вел. кн. Ивана Калиты о передаче имущества (в т. ч. и Б.) по наследству старшему сыну. Сведения о княжеских Б., наследуемых сыновьями, неоднократно встречаются в рус. летописях за 1339, 1358, 1389 гг. Б. и венцом - шапкой Мономаха - был увенчан внук Ивана III кн. Димитрий во время поставления на княжеский престол, совершившегося впервые в истории России в 1498 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Легенда о дарах визант. имп. Константина IX, Б. и шапке Мономаха, отражена в «Сказании о князьях владимирских» (XVI в.), а также в рельефах и надписях (1551) на царском месте из Успенского собора Московского Кремля: «Откуда бе и како начаша ставити на великое княжество святыми бармами и царским венцом». В XVI-XVII вв. были составлены подробные Чины венчания на царство российских царей, где определен порядок перенесения и возложения на государя Б., венца, креста с животворящим древом, скипетра, державы, входящих в «Большой наряд», предназначенный для венчания на царство. Б. Ивана Калиты и Ивана III не сохранились. В Оружейной палате Музеев Кремля хранятся Б. царя Алексея Михайловича, выполненные в 1662 г. по его заказу в Стамбуле: широкий круглый воротник белого шелка, к к-рому крепятся 7 золотых эмалевых медальонов с изображениями ангелов и композициями «Венчание Богоматери», «Обретение Креста святыми Константином и Еленой», «Св. Василий Великий и св. воин Меркурий, поражающий копьем имп. Юлиана», «Хвалите Господа с небес». Каждый медальон обрамлен широкой оправой, усыпанной драгоценными камнями: рубинами, изумрудами, алмазами в золотых кастах - и вставками с полихромной эмалью.

http://pravenc.ru/text/77560.html

Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» ФОТОРЕПОРТАЖ В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» , приуроченная к тысячелетию первого письменного упоминания о Суздале, которое будет отмечаться в 2024-м году. На выставке представлено около 600 экспонатов из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в том числе уникальные Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора (XIII век), список иконы Богоматери Владимирской, который приписывается Андрею Рублеву, и другой, авторства Симона Ушакова, список второй половины XVI века с одной из древнейших русских икон «Богоматерь Боголюбская», созданной по заказу князя Андрея Боголюбского, первый иллюстрированный «Букварь» (1694) Кариона Истомина, колокол, отлитый известным псковским литейщиком середины XVI века Порфирием Григорьевым, надгробная плита Великой княгини Агриппины из Воскресенского собора Александровского монастыря в Суздале (XIV век), Евангелие с автографом князя Дмитрия Пожарского и другие уникальные артефакты. Многие экспонаты представлены публике впервые. Самые ранние предметы относятся к IX–X векам.. Цель выставки — показать, что Владимиро-Суздальская земля за многие столетия своего существования накопила огромную сокровищницу памятников духовной и материальной культуры. Посетить выставку можно по адресу: Западное крыло Новой Третьяковки, зал 1 (г. Москва, Крымский Вал, д. 10). Ближайшие станции: метро «Октябрьская» или метро «Парк Культуры». Телефоны поддержки: +7 495 622–73–41 и 8 800 250–73–41. Выставка продлится до 10 мая. vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/150657.html

Александр Блок в примечании к своему знаменитому циклу «На поле Куликовом» написал: «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение». Проникновеннее об этом, наверное, не сказал никто. Миниатюра из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII в.      С восьмого на первое 665 лет назад 12 октября в Москве у сына Ивана Калиты Ивана Ивановича родился мальчик, в крещении названный Димитрием. Его окружала весьма устрашающая действительность. Русь завоевана, раздроблена и разорена. Ко всему прочему постоянные междоусобицы и братоубийственная борьба за власть снова и снова вонзают стрелы в израненное тело Руси. Братья Борис и Глеб, первые русские святые, канонизированные к тому времени в лике мучеников-страстотерпцев, были немым укором современникам и неразумным потомкам. Казалось, борьба за власть не коснется младенца Дмитрия. В списке претендентов на московское княжение он занимал лишь восьмое место. Но у Бога был иной Промысл. Всего через три года, в начале 1353 года, Москву охватила эпидемия легочной чумы, которая в ту пору свирепствовала во всей Европе. «Черная смерть» (такое название эпидемия получила в истории) не пощадила великого князя Владимирского Семена, всех его сыновей и брата Андрея Ивановича. Ивана Ивановича и его семью сия чаша минула. Видимо, Господь, по предстательству отца и сына – князей Александра Невского и Даниила Московского (тогда еще не причисленных к лику святых) – за своих потомков, не мог допустить исчезновения всего рода. В противном случае Московское княжество оказалось бы выморочным, и первенствующая роль Москвы не состоялась бы. Таким образом, Московским князем, а вскоре и Владимирским (получив в Орде ярлык на великое княжение) стал Иван Иванович, прозванный современниками «Красным» (есть версия, что прозвище было дано князю ввиду его исключительной внешности: «красный» – красивый; по другой версии, происхождение прозвища более прозаично: князь родился через неделю после Пасхи – на Красную горку; в летописях встречаются и другие имена Ивана Ивановича, говорящие о его характере, – «Милостивый» и «Кроткий»). Его сын Дмитрий стал первым наследником Московского престола. Княжил Иван Иванович относительно недолго – всего шесть лет. Он умер в возрасте 33 лет 13 ноября 1359 года, незадолго до смерти приняв схиму.

http://pravoslavie.ru/82259.html

«Прославлена была от Бога…» К 600-летию со дня преставления великой княгини Московской преподобной Евдокии (Евфросинии) Аркадий Тарасов Илья Глазунов. Княгиня Евдокия в храме. Из цикла «Поле Куликово». 1979 2007 год от Р.Х. богат для Русской Православной Церкви на юбилеи, кратные ста. В их числе 500-летие со дня рождения митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева), истинного ревнителя Православия, не побоявшегося выступить против произвола Ивана Грозного и впоследствии принявшего мученическую смерть; 600-летие преставления одного из ближайших учеников и первых последователей Сергия Радонежского преподобного Саввы Сторожевского, который, как и его учитель, имел огромный авторитет у современников, в том числе у представителей правящего в Москве рода Даниловичей; 900-летие «хождения» игумена Даниила в Палестину — паломничества, открывшего Руси Святую Землю… Среди этих заметных событий и 600-летие со дня преставления великой княгини Московской преподобной Евдокии (в иночестве — Евфросинии), супруги Дмитрия Донского. Она была дочерью суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича — правнука родного брата Александра Невского Андрея и его жены Анны. Новорожденную княжну нарекли Евдокией, что в переводе с греческого означает «благоволение». Точное время рождения Евдокии неизвестно. В исторической литературе можно встретить указание на 1353 год. Также полагают, что когда 18 января 1366 года она выходила замуж за московского князя Дмитрия Донского ей было 12 или 13 лет. Однако достоверных исторических сведений, которые бы свидетельствовали о рождении Евдокии, пока не обнаружено. Ничего неизвестно и о ее детских годах. Брак Евдокии с Дмитрием Донским закреплял связи между двумя могучими княжествами — суздальским и московским, которые в течение длительного времени боролись за великое княжение владимирское, и должен был впредь обеспечить мирные отношения между ними. В 1371 году Евдокия родила старшего сына Василия, впоследствии великого князя московского Василия I Дмитриевича (1389–1425). Всего же великокняжеская пара имела восемь сыновей и четырех дочерей, включая умерших во младенчестве. В 1373 году Сергий Радонежский, уже при жизни особенно почитаемый Дмитрием Донским и являвшийся наставником Евдокии, крестили в Переславле их второго сына Юрия. Близкая духовная связь соединяла Евдокию так же и со святителем Московским Алексием.

http://pravoslavie.ru/3334.html

Художник В. Маторин Дмитрий Донской. Наследник верных 15 фактов о благоверном князе 1 июня, 2022 15 фактов о благоверном князе Художник В. Маторин Сегодня день памяти великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича Донского, причисленного Русской Православной Церковью к лику святых. Он стал князем ребенком, в 9 лет, а не дожив до 30 возглавил Куликовскую битву, победа в которой стала определяющей для истории Руси. Не должен был возглавить московское княжество В списке претендентов на московский престол младенец Дмитрий, внук Ивана Калиты, занимал лишь восьмое место. Но Средние века — неподходящее время для долгосрочных планов.  Когда Дмитрию было три года, в начале 1353 года, Москву охватила эпидемия легочной чумы, свирепствовавшая по всей Европе. «Черная смерть» не пощадила великого князя Владимирского Семена, всех его сыновей и брата Андрея Ивановича.  Семью сына Ивана Калиты, Ивана II Красного, сия чаша минула — и в несколько месяцев он стал Московским князем, а вскоре и Владимирским (после получения в Орде ярлыка на великое княжение). Княжил Иван Иванович относительно недолго – всего шесть лет. Умер он 13 ноября 1359 года, в возрасте 33 лет, незадолго до смерти приняв схиму. Главой княжества стал в 9 лет Но формально. Воспитанием Дмитрия Ивановича руководила мать – княгиня Александра. Опекуном фактически стал митрополит Московский, будущий святитель Алексий (Бяконт). Его роль в политической и церковной жизни того времени была весьма значительной. Дмитрий Донской был праправнуком Александра Невского и правнуком Даниила Московского, наследником их великих свершений и праведной жизни. Имена этих князей по сей день хранятся в народе с особым почтением и любовью наверно потому, что в их образах отразилась мечта народа о добром, мудром и сильном правителе, который бы несмотря на неограниченные возможности, данные властью, сумел соединить в душе искреннее следование евангельскому идеалу и мудрое управление земным Отечеством, стремление к Небесному Царству, но и деятельную заботу о Родине, беспощадность к злу, но любовь к человеку Женился в 16 лет на 13-летней суздальской княжне  

http://pravmir.ru/dmitrij-donskoj-nasled...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 5.07.1383, Н. Новгород), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383), 2-й сын нижегородского и суздальского кн. Константина Васильевича и кнг. Анны. Вел. кн. Димитрий Константинович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) Вел. кн. Димитрий Константинович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) Согласно завещанию отца, в 1355 г. Д. К. получил в наследство 2-й по значимости княжеский стол в Нижегородско-Суздальском княжестве - в Суздале. В 1360 г. хан Навруз, решая вопрос о Владимирском великом княжестве , предпочел 9-летнему сыну скончавшегося незадолго до этого вел. кн. Иоанна II Иоанновича св. Димитрию нижегородского кн. св. Андрея Константиновича , старшего брата Д. К. Однако кн. Андрей из-за болезни и отсутствия склонности к гос. деятельности уступил великое княжение Д. К., который 22 июня 1360 г. торжественно сел на владимирский стол; власть Д. К. признал Вел. Новгород. В 1360 г. Д. К. при поддержке брата Андрея и ростовского кн. Константина Васильевича созвал в Костроме княжеский съезд, на к-ром обсуждалось требование хана Хызра (Хидыря) выдать новгородцев, разграбивших в Ср. Поволжье ордынский г. Жукотин; князья решили выдать виновных. В следующем году Д. К. вместе с ростовскими и ярославскими князьями совершил поездку в Орду. Хызр подтвердил его великокняжеские права, но, прежде чем рус. князья уехали обратно, в Орде началась «замятня велика», и хан был убит. Д. К. на неск. месяцев задержался в Сарае для подтверждения своих полномочий. В 1362 г. Д. К. и московский кн. Димитрий «сперлися о великом княжении», каждый из них отправил послов к хану Мюриду (Мурату), боровшемуся за власть в Орде. Ярлык на великое княжение получил правитель Москвы. Д. К. не признал это решение, но, после того как московская рать двинулась к Переяславлю Залесскому, где находился Д. К., был вынужден отступить сначала во Владимир, затем в Суздаль. Во время этого конфликта лишились княжений союзники Д. К.- ростовский, галичский и стародубский князья. В янв. 1363 г. вел. кн. Димитрий Иоаннович въехал во Владимир и занял великокняжеский стол. В том же году он получил ярлык на великое княжение еще от одного претендента на власть в Орде - Абдуллы (от имени к-рого фактически правил эмир Мамай). В этой ситуации Д. К. удалось склонить на свою сторону хана Мюрида, пославшего к суздальскому князю с ярлыком на великое княжение кн. Ивана Белозерского с отрядом из 30 ордынцев. Д. К. вновь вступил во Владимир, но вскоре был изгнан из города, и кн. Димитрий Иоаннович осадил его в Суздале. Оказавшись без поддержки, Д. К. капитулировал и признал переход великого княжения к правителю Москвы.

http://pravenc.ru/text/178237.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИРСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО главное княжество Сев.-Вост. Руси в кон. 50-х гг. XII - нач. 60-х гг. XIV в. Первоначально было уделом внутри Суздальского княжества, выделенным Юрием Владимировичем Долгоруким своему 3-му сыну блгв. кн. Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Лаврентьевская летопись сообщает о том, что после поражений Юрия Долгорукого под Киевом и Переяславлем Русским в 1151 г. Андрей оставил отца и братьев «и иде в свою волость Володимерю». Очевидно, Владимир-на-Клязьме был центром его владений в Суздальской земле. Наделение кн. Андрея Владимирской «волостью» произошло, вероятнее всего, ок. лета 1149 г., когда от киевского кн. Изяслава Мстиславича в Суздаль вернулся старший сын Юрия Долгорукого Ростислав, за год до этого не получивший от него «части» в Суздальской земле, а потому ушедший к противнику отца в Киев. После возвращения Ростислава Юрий, по-видимому, чтобы не ссориться с сыновьями, выделил им владения в Сев.-Вост. Руси, в их числе и Владимир - кн. Андрею. Изображение г. Владимира (справа), Успенского собора времени кн. Андрея Боголюбского и великокняжеского терема (слева). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 230) Изображение г. Владимира (справа), Успенского собора времени кн. Андрея Боголюбского и великокняжеского терема (слева). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 230) Владимир и административно подчинявшаяся ему территория оставались за кн. Андреем и позднее. В 1155 г., окончательно разойдясь с отцом из-за его стремления закрепиться в Киеве и вообще в Юж. Руси, Андрей покинул киевский пригород Вышгород и ушел во Владимир. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич наследовал отцовские суздальские владения, но своей княжеской столицей он вместо Суздаля сделал Владимир. Так образовалось обширное Владимирское княжество, при Андрее Боголюбском ставшее единственным во всей Сев.-Вост. Руси. Оно было монолитным, поскольку Андрей изгнал большинство братьев и племянников, а оставшиеся с ним братья Ярослав, Святослав и Борис собственных владений во Владимирском княжестве не имели. Стремясь в своей политике единовластия опереться на Церковь, Андрей Боголюбский безуспешно пытался отделить Владимирское княжество от митрополии всея Руси и поставить во Владимире особого митрополита, а на Ростовской кафедре, единственной в то время в Сев.-Вост. Руси, иметь послушного своей воле епископа.

http://pravenc.ru/text/154987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН II ИОАННОВИЧ Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Красный (30.03.1326, Москва - 13.11. 1359, там же), вел. кн. Владимирский (1354-1359), кн. московский (1353-1359). Из династии Рюриковичей , 3-й сын вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты и его 1-й супруги вел. кнг. Елены, младший брат вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Род. в день памяти прп. Иоанна Лествичника . В 1339 г. вместе с отцом и со старшим братом кн. Симеоном И. И. ездил в Орду, осенью был вновь отправлен Иоанном Калитой к хану вместе с Симеоном и младшим братом Андреем. После смерти отца (31 марта 1340) И. И. стал 2-м по старшинству князем московского дома, т. к. 2-й сын Иоанна Калиты Даниил умер в младенчестве. По завещанию отца (1339) И. И. получил треть Москвы, Звенигород с 12 волостями к западу от Москвы и 10 сел. В правление вел. кн. Симеона Гордого (1340-1353) И. И. активно участвовал в политической жизни Руси. Весной 1340 г., после смерти отца, вместе с братьями и со многими рус. князьями он побывал в Орде, где его старший брат получил ярлык на Владимирское великое княжество . Зимой 1340/41 г. И. И. участвовал в совместном походе князей Сев.-Вост. Руси на Торжок, имевшем целью принудить новгородцев выплатить ордынскую дань («черный бор») и освободить захваченных ранее новгородцами великокняжеских наместников и сборщиков налогов. В 1344 и 1350 гг. вместе с вел. кн. Симеоном Гордым И. И. вновь побывал в Орде. В 1348 г. возник конфликт между Симеоном Гордым и его младшими братьями, противившимися намерениям вел. князя поставить Московское княжество под свой единоличный контроль. Одним из последствий конфликта стала опала с конфискацией владений влиятельного московского боярина Алексея Петровича Хвоста (Босоволкова), состоявшего в доверительных отношениях с И. И. В итоге князья пришли к соглашению. Старший брат пошел на уступки И. И., который получил ряд земельных владений, ранее принадлежавших Босоволкову. В ответ И. И. и кн. Андрей обещали поддерживать вел. князя и не принимать на службу опального боярина и членов его семьи.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимиро-Суздальская Русь Из книги о св.Андрее Боголюбском. Часть I 22.10.2017 3718 Время на чтение 6 минут Культура Владимирской Руси проявилась в расцвете духовности в новом пространственно - временном измерении. Эту культуру по праву называют «золотым веком» в истории домонгольской Руси. Ростово-Суздальская и Залеская Русь - это в древности обширные земли от Оки и Волги до Белого Озера. Эти земли стали вторым после Киева очагом русской государственности и культуры. В самом центре Руси на протяжении трех веков, с X по XIII вв., возникли города Ростов Великий, Муром, Суздаль, Владимир, Белозерск, Углич, Кострома, Тверь, Нижний Новгород, Москва . Рост городов на Залеской земле сопровождался замечательным белокаменным строительством, расцветом искусства и культуры. Владимиро-Суздальское княжество занимает важное место в истории русского народа. Перенесение политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в последующем образовании великорусской народности и русской нации. В Северо-Восточной Руси впервые была начата борьба за объединение Руси под главенством князей владимирской династии. В 1238 орды Батыя разгромили княжество, опустошили и сожгли его города. Но монголо-татарское иго не смогло уничтожить высоких культурных и политических традиций Владимирской земли. Они были и сохранены, восприняты и развиты в процессе собирания Руси Москвой. Северо-Восточная Русь в XII-XV вв. История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв. - одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, - один из важнейших разделов общерусской истории. Она является, как известно, промежуточным звеном между историей Киевского государства и образованием централизованного Русского государства. «Хощу бо сей град обновити митропольею, да будеть сей град великое княжение и глава всем». Эту прямую речь князя Андрея, обращенную к боярству, сохранила Никоновская летопись под 6668 (1160) годом, когда собор был окончен (ПСРЛ. Т. IX. СПб., 1862. С. 222.)

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/23/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010