прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 146 1996 г. 19 июля. – Письмо председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла генеральному секретарю Священного Синода Константинопольского Патриархата митрополиту Филадельфийскому Мелитону 181 Ваше Высокопреосвященство! Письмо Ваше от 17 июля 1996 г., как, вероятно, Вы догадываетесь, не могло не вызвать у нас тяжелых чувств досады и обиды и не повергнуть в глубокое уныние. Что с Вами, дорогой и возлюбленный мой собрат? Неужели Вы не видите, что происходит в действительности, как и кем нарушаются с таким трудом достигнутые нами соглашения по эстонскому вопросу? Факт написания Вашего грубейшего письма говорит либо о том, что Вас кто-то намеренно вводит в заблуждение и всячески настраивает к провалу наших богоугоднейших согласованных намерений, либо Вы сами почему-то изменили своему решению о достижении с трудом восстанавливаемого церковного мира. Как известно, мир между людьми достигается взаимным пониманием человеческих слабостей друг друга и взаимным прощением совершенных друг против друга проступков. Только поэтому мы покрывали молчанием те неблаговидные действия, которые совершаются под прикрытием омофора Константинопольского Патриархата в Эстонии, несмотря на совместное решение Священных Синодов обеих святейших Церквей от 16 мая с. г. Представители Константинополя в лице архиепископа Карельского и всея Финляндии Иоанна, протоиерея Хейкки Хуттунена при активной помощи Хенна Тоссо и в сотрудничестве с Департаментом по делам вероисповеданий развернули активную деятельность как в спорных приходах, так и в уже определившихся в своей верности Московскому Патриархату. Прибывшие из Финляндии представители братской Поместной Церкви свободно ведут целенаправленную работу: посещают приходы, совершают службы, раздают гуманитарную помощь, финансируют ремонтные работы, распространяют церковную литературу (на эстонском языке), развивают связи с местными органами власти, убеждают прихожан, что если последние примут константинопольскую юрисдикцию, то получат в собственность церковные здания, другую недвижимость, сразу появятся финансы, приглашают в гости и на обучение в Финляндию. Многие священники константинопольской ориентации имеют автомобили и радиотелефоны. Есть все основания полагать, что все это делается на деньги финских налогоплательщиков, целенаправленно и избирательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Троицкая Духовная семинария – её значение, цели и задачи. Слово Ректора Семинарии Архим. Аверкия. Ваше Высокопреосвященство, Всечестные отцы и братие, дорогие гости! Сегодня наша Св.Троицкая Духовная Семинария торжественно празднует окончание четвертого учебного года со дня своего основания. И в этот радостный для нас день я, как новозначенный ректор, считаю своим сыновним долгом в первую очередь приветствовать Вас, Высокопреосвященнейший Владыко, как основателя Семинарии. Мы знаем, что наша Семинария это – Ваше любимое детище и ясно представляем себе, какую радость должны Вы испытывать, видя, как наша Семинария, с каждым годом растет и крепнет восходя от силы в силу. Приветствую с общим нашим торжеством всех отцов и господ преподавателей Семинарии, а также и дорогих наших учащихся. В особенности же почитаю своим долгом приветствовать сегодня о.о. тростистов, с Всечестным о. архимандритом Пантелеимоном во главе, которому, как строителю монастыря, наша Семинария обязана прочной материальной базой, необходимой для её существования. Приветствую и всех дорогих наших гостей, которые собрались здесь для того, чтобы разделить с нами наше торжество. В нынешний торжественный день я считаю весьма благовременным и общеполезным – обрисовать значение, цели и задачи нашей Семинарии, как они представляются нам в свете Слова Божия, учения Святых Отцов, свидетельств Истории Церкви и требований окружающей нас современной жизни. Запомним прежде всего, что наша Св. Троицкая Семинария это единственное духовно-учебное заведение в нашей Русской Зарубежной Церкви. Но нужна ли она? Не излишняя ли это роскошь для нас иметь Семинарию? Ведь и без окончания Семинарии у нас часто рукополагают теперь новых священников. Действительно ли так необходимо кандидатам священства иметь духовное образование? Ясный и исчерпывающей ответ дает нам на этот вопрос прежде всего Слово Божие. Сам Господь Иисус Христос неоднократно говорит о Себе в Евангелии, что Он есть  «Свет миру» . Св. Ап. и Евангелист Иоанн Богослов называет Его  «Светом Истинным, просвещающим всякого человека, грядущего в мир» . И Он действительно, как мы видим в Евангелии, пришел именно для того, чтобы «просветить во тьме сидящих» .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен в варшавском кафедральном соборе Марии Магдалины 16 августа 2012 г. 21:03 16 августа 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся с визитом в Польше, совершил молебен в кафедральном соборе во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Варшаве. За богослужением молились  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , члены делегации Русской Православной Церкви: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС  игумен Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, исполняющий обязанности руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов, а также множество верующих, наполнивших кафедральный храм. По окончании молебна  к Предстоятелю Русской Церкви обратился с приветствием Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. Отметив, что Его Святейшество не раз посещал польскую землю еще до избрания на Московский Патриарший престол, Блаженнейший Владыка, в частности, отметил: «Ваше посещение нашей страны, в этот раз — как Предстоятеля великой святой Русской Православной Церкви, с которой мы сроднены духовными и историческими узами, — имеет большое значение в широком общественно-государственном измерении. Приветствуя Вашу Святыню, принимаем Вас с открытым сердцем и братской любовью в надежде, что Ваш визит принесет обильный плод в широком понимании этого слова и послужит благу Святого Православия и благу наших народов — польского и русского». В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, представители Римско-Католической Церкви, представители государственных властей!

http://patriarchia.ru/db/text/2412011.ht...

Святейший Патриарх Кирилл ЦВ 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г. Вера и любовь не требуют доказательств 4 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения митрополит Ювеналий от лица Священного Синода, всей полноты Русской Православной Церкви и представительств Поместных Православных Церквей при московском Патриаршем престоле поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со светлым праздником Пасхи. Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с ответным словом. Затем Предстоятель Русской Церкви принял традиционные пасхальные поздравления. Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Ювеналий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые владыки, Ваши Высокопреподобия и Преподобия, всечестные отцы и матери, дорогие братья и сестры! Я хотел бы поблагодарить Вас за Ваши слова, Ваше Высокопреосвященство, и за то, что Вы обратили внимание на то, что я считал очень важным передать и Церкви, и миру в связи с праздником Святой Пасхи. Вера является великой силой, способной преобразовать человеческую личность и человеческое общество. Только что мы прослушали Евангелие от Иоанна о явлении Христа Спасителя после воскресения из мертвых — о том, как не было среди апостолов Фомы и как он не поверил в воскресение Господа. Ему нужны были доказательства, а доказательств не было. Вот это слово: «Не поверю» — вместе со словом: «Верю, Господи! помоги моему неверию» (см. Мк. 9, 24) — сопровождает всю человеческую историю. Всегда есть люди, которым нужны доказательства. И есть те, кому не нужны доказательства. Что же это за механизм такой, который в одних формирует веру, религиозный взгляд на жизнь, а других оставляет равнодушными в отношении веры? Некоторым кажется, что это склад ума, склонность людей к рациональному мышлению, которая принадлежит большому количеству людей и в связи с развитием науки, образования количество этих людей все время увеличивается. Есть мнение, что склонность людей к рациональному мышлению и предполагает необходимость требовать доказательств, и у многих складывается впечатление, что люди образованные, рационально мыслящие не могут быть людьми верующими. Это заблуждение особенно сильно в наше время. Но на самом деле это совсем не так, и склонность человека к рациональному мышлению совсем не означает невозможность веры.

http://e-vestnik.ru/church/vera_i_lyubov...

Скачать epub pdf I. Постановка вопроса Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, дорогие коллеги, Высокочтимое Собрание! Высокопреосвященный Митрополит Григорий, по представлению Совета Ленинградской Духовной Академии, утвердил и благословил, чтобы традиционная актовая речь в день памяти Св. Иоанна Богослова, Небесного покровителя нашей школы, в этом году была предложена на тему: «Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли». Здесь мы должны будем несколько отрешиться от обычных наших представлений и полнее уяснить себе и понять одну особенность древнего христианства, а именно – глубокое и постоянное взаимообщение верующих в мысли и жизни, факт, засвидетельствованный всей новозаветной и древнецерковной письменностью, отмеченный и такими противниками христианства, как Плиний Младший, Лукиан Самосатский, Цельс. Вместе с тем мы должны будем здесь отчетливо представить себе и особый характер древнецерковных писателей. Это не были кабинетные писатели или кабинетные мыслители. Это были непосредственные участники жизни и страданий древнего христианства, подлинные выразители веры и надежды. Это были не великие писатели, но прежде всего великие характеры, отразившие в сбоей жизни и литературной деятельности многообразие традиций, хранимых христианскими общинами. Древняя Церковь не знала изолированной научной мысли от непосредственной церковной жизни. Один из заветов ее, переданный нам в послании, усвояемом Ап. Варнаве, гласит: «Смотрите внимательно на дела пути злого. Вы не должны отделяться от других, как будто вы были оправданы, но, собираясь в одно место, исследывайте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще; ибо Писание говорит: «горе тем, которые мудры в себе самих и пред самими собой разумны». Мы не ставим своей задачей – изложить здесь учение Церкви о Священном Предании. Этот предмет на нашей отечественной почве изучен уже многими, часто высоко авторитетными мыслителями-богословами, начиная от автора «Камня веры» – Стефана Яворского . Наша задача другая–представить предание, как исторический факт, проследить его в жизни и действии, непосредственно ощутить биение пульса древнецерковной, поистине вселенской, поистине кафолической мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Скачать epub pdf Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г. Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости! Совет Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, в заседании своем 31 августа с.г. поручил мне сделать таковой доклад в настоящем торжественном собрании. Исполняя волю Совета Академии, имею честь доложить Высокому Ученому Собранию реферат на тему «К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме». Избранная мною и одобренная Советом Академии тема в основном касается исторических истоков священнодействия, которое известно еще как раздаяние благодатного огня от Гроба Господня. Едва ли можно указать еще какой-либо иной христианский обряд, который создал бы вокруг себя такую обширную литературу, как иерусалимский обряд святого огня. «У всех путешественников, побывавших в Иерусалиме и имевших случай провести здесь день великой субботы, пишет проф Дмитриевский , к какому бы он вероисповеданию ни принадлежал,каких бы убеждений не держался, непременно одно из первых мест в их заметках отводится описанию религиозной церемонии этого святого дня». 1 По описанию проф. Дмитриевского 2 в настоящее время обряд совершается следующим образом. В конце утрени, когда архидиакон кончает евангелие и произнесет слова «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею», в кувуклий Св. Гроба входят кандиловжигатели которые тушат в нем огни и наливают в лампады нового масла. Главный привратник Святогробского храма запечатывает двери кувуклии четырьмя восковыми печатями на шнурах. Около 2 часов дня греческий патриарх, в сопровождении епископов и прочего клира, в торжественной обстановке шествует в Святогробский храм. Здесь он южной дверью входит в алтарь св. Воскресения. За православным патриархом в такой же торжественной обстановке вступают в храм патриарх армянский и митрополит коптский (абун), которые занимают принадлежащие им в храме места.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Скачать epub pdf Свт. Филарет (Вознесенский), Первоиерарх РПЦЗ († 1985 г.) [Открытое Письмо греческому архиепископу Иакову против экуменизма]. Открытое Письмо Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иакову, Греческому Архиепископу Северной и Южной Америки. Ваше Высокопреосвященство! В церковной практике очень многое основывается на прецедентах. При этом, чем выше стоит лицо, вводящее такой прецедент в жизнь, тем больше значения последний может приобрести. Вследствие этого акты, совершаемые православными иерархами в их взаимоотношениях с представителями иных исповеданий и религий, имеют особое значение и, в тех случаях, когда они нарушают принятый веками порядок, не могут оставлять нас безучастными. Наше молчание могло бы приниматься за согласие и, следовательно, вводить в заблуждение и нашу паству и инославных, полагающих, что наши действия и особенно богослужения всеми нами совершаются в соответствии с нашими догматами и канонами. Таким образом неправильно допущенное одним православным епископом может приниматься за нечто допустимое всею нашею Церковью и «внешние» могут получить ложное представление относительно самого православного учения. В век проявления такого взаимного интереса у представителей разных исповеданий к учению других мы тогда давали бы им камень вместо хлеба. Вот причина, по которой последния выступления Вашего Высокопреосвященства, покрываемыя авторитетом и Святейшего Патриарха Афиногора, вызвали большое смущение как у нас и нашей паствы, так и у многих других. Мы имеем в виду Ваше недавнее участие в богослужении в соборе Св. Патрикия в «Неделю Молитв о Христианском Единстве» и «Экуменический Молебен» в греческом Св.-Троицком соборе в Нью-Иорке. Уже самый факт, что об этих общих молениях справедливо объявлялось в прессе, как новых и неимеющих прецедента явлениях, указывает на то, что это есть внесение в жизнь Церкви чего-то ей необычного и ей несвойственного. Какое церковное правило, какой обычай, какое предание дали Вам право на внесение таких новшеств?

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по совершении молебна у памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде 20 сентября 2009 г. 14:56 20 сентября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  совершил молебен у памятника «Тысячелетие России»  в в Великом Новгороде. По окончании молебна Предстоятель Русской Церкви обратился с Первосвятительским словом к участникам торжеств, посвященных 1150-летию города. Дорогие жители города Новгорода, Ваше Превосходительство, господин губернатор, Ваше Высокопреосвященство, владыка Лев, мэр города Новгорода, дорогие владыки, отцы, братия и сестры! Я всех вас хотел бы сердечно приветствовать с юбилейными торжествами, более же всего — с самой датой 1150-летия Великого Новгорода. Стоя перед этим величественным и одним из самых древних храмов Святой Руси — Софийским собором, — мысленно переносишься в ту эпоху, когда не было вокруг собора этих красивых зданий, не было асфальтовых улиц, была совершенно другая культура жизни, но стоял этот величественный собор. И прошла почти тысяча лет с того времени, когда был этот собор освящен, а он по-прежнему остается доминантой города, и без Софии нет Великого Новгорода. Как замечательно, что как этот величественный храм, так и многие другие храмы сохранились, потому что они доносят до нас не только часть древней культуры, столь драгоценной для современного человека — они до нас доносят нечто большее. Ведь именно здесь, в этом месте восседал на своем княжеском троне Ярослав Мудрый — князь, в личности которого соединяется вся Святая Русь, вся историческая Россия: и Киев, и Новгород, и Москва, и Север, и Юг, и Восток, и Запад. Именно здесь, в этом храме Святой Софии, коленопреклоненно молился князь Александр Невский и, выйдя на паперть собора, через которую мы только что прошли, сказал слова, ставшие частью нашей национальной философии: «Не в силе Бог, а в правде», — и вместе с дружиной вышел за стены Новгородского детинца, пошел на врага и разгромил его. Это не просто памятники архитектуры и истории.

http://patriarchia.ru/db/text/745718.htm...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии 9 октября 2009 г. 15:16 В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии . После Литургии Предстоятель обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваше Преосвященство, владыка ректор, дорогие отцы, братья, сестры! С чувством большого волнения переступил я сегодня порог этого святого храма, с которым связаны десять лет моего ректорского служения и студенческие годы. И, конечно, всякий раз когда я вхожу в академию, я вспоминаю те годы, когда Господь судил мне здесь учиться, а затем и возглавлять семинарию и Академию. Много раз я говорил и публично, и сейчас повторю — это были лучшие годы в моей жизни. И несмотря на то, что это было трудное время, несмотря на то, что было много внешних стесняющих нашу жизнь обстоятельств, которые требовали мужества, мудрости, крепости духа, борьбы, способности убеждать, настаивать, защищать людей, несмотря на этот внешний очень неблагоприятный фон — внутри Академии по милости Божией кипела жизнь. Замечательная молодежь тогда появилась, которая не боялась уйти из мира. Придти в духовную школу тогда означало, как сказал один партийный деятель, все равно что родину предать  Люди боялись переступить порог этой школы. Правда, через некоторое время, осознав свое глубочайшее заблуждение, тот же деятель сказал, что здесь воспитываются такие патриоты, которых в других местах воспитать не удается. Какая должна быть вера, доверие Господу, чтобы оставив благополучные стези светской жизни в то время придти сюда. Вот из костяка этой талантливой, дерзновенной, глубоко религиозной молодежи и создалось тогда новое лицо Санкт-Петербургской духовной академии. Я благодарю Бога за то, что многие из тех, кто тогда трудился вместе со мной, и сегодня в добром здравии и крепости сил продолжают свое служение.

http://patriarchia.ru/db/text/807498.htm...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии во имя св. Иоанна Богослова 29 мая 2011 г. 16:30 29 мая 2011 года, в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен на обновление храма святого Иоанна Богослова домовой церкви Санкт-Петербургской духовной академии , после чего возглавил служение Божественной литургии в воссозданном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Владимир! Ваше Преосвященство, владыка ректор! Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Александр Дмитриевич! Высокие гости, представители государственной власти! Дорогие профессора, преподаватели, студенты! Братья и сестры! Я с особым чувством совершил сегодня освящение этого возрожденного храма. Действительно, его нынешний интерьер очень напоминает тот, что был на протяжении большей части 65-ти лет — с тех пор, когда здесь возродилась духовная школа. Помню первое посещение этого храма в далеком 1955 году. Я был здесь на постриге Михаила (Чуба), будущего владыки Тамбовского. Храмов в послевоенном Ленинграде было мало, всего 14, и все они были переполнены, потому что война подняла огромную волну религиозного чувства. Помню, что войти в храм было практически невозможно, но уже тогда он поразил меня своей красотой. Мудрые люди взяли на себя ответственность по восстановлению этого храма в послевоенное время, и потому интерьер был украшен в соответствии со стилем здания, в соответствии с петербургскими традициями, — так он и просуществовал до самого недавнего времени. Я рад, что усилиями владыки ректора, благодаря замечательном вкладу наших благодетелей, которые сегодня здесь присутствуют, храм приобрел свой первоначальный вид. Я бы сказал даже, что он восстановлен в стилистике первоначального замысла, но, конечно, на качественно ином уровне. Внутренняя роспись, соответствующая стилю здания и стилю Санкт-Петербурга, является действительно замечательным произведением наших современных художников.

http://patriarchia.ru/db/text/1497948.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010